бесплатные рефераты

Автоматизация производственных систем

Коэффициент быстроходности насоса

Вид изделия

водометный движитель с гребным винтом

(0, 500)

двухступенчатый

[400, )

одноступенчатый

Рис.6.9. Внешнее представление модуля с многозначной таблицей

При коэффициенте быстроходности насоса от 400 до 500 могут быть использованы как одноступенчатые, так и двухступенчатые узлы соединения энергии с рабочим телом (водой).

Вне этого диапазона МИЗ выдает однозначное решение автоматически. Внутри диапазона выдается запрос проектировщику для окончательного решения в виде перечисления допустимых вариантов. Проектировщик должен выбрать один из них.

Модуль:OTV01

Разработчик: Евгенев Г.Б.

Наименование: Проектирование маршрута обработки отверстия

Источник информации: Общемашиностроительные нормативы времени и режимов резания. Часть II.-М.:Экономика. 1990.- с.121-127,Карты 44,45

Наименование

Имя

Ограничение

Элемент формы

Тип размера 1

Размер 1, мм

Квалитет размера 1

Шероховатость Ra

поверхности 1 ЭФО, мкм

Размер заготовки, мм

Тип инструмента

Номер предыдущего

типового перехода

RAZM1

отв. цил. сквозное,

отв. цил. глухое (дно произв.)

диам. внут.(d)

(0,)

[7,)

[0.6,)

0

стержневой

Номер типового перехода

Обрабатываемый размер

(расчетный), мм

Признак окончания

FinCalc

Таблица: TABL20T

Номер

Квалитет размера 1

предыдущего

[13, )

. . .

[7, 8)

Размер

типового

Шероховатость Ra поверхности 1 ЭФО, мкм

1, мм

перехода

[12.5, )

. . .

[0.6,1.25)

[3, 6)

0

1,RAZM1,1

. . .

1,RAZM1-0.54,0

1

. . .

9,RAZM1-0.18,0

9

. . .

11,RAZM1,1

[30,50)

0

2, 25, 0

. . .

2, 25, 0

2

25,RAZM1,1

. . .

25,RAZM1-2.88,0

25

. . .

5,RAZM1-1.30,0

5

. . .

6,RAZM1-0.34,0

6

. . .

11,RAZM1-0.14,0

11

. . .

12,RAZM1,1

Рис.6.10. Модуль синтеза единичного технологического процесса

На рис.6.10 приведен фрагмент четырехвходовой таблицы с двухъярусными шапкой и боковиком. В шапке входными переменными являются квалитет размера 1 и шероховатость Ra поверхности 1 ЭФО, а в боковике размер 1 и номер предыдущего типового перехода. В соответствии с набором выходных переменных в каждой ячейке таблицы одновременно определяются три переменные: номер типового перехода, величина обрабатываемого размера с учетом припусков и признак окончания процесса проектирования. При построении многоярусных шапок и боковиков каждый вложенный элемент разделяет старший на целое число частей. Например, ячейка с размером 1 в диапазоне от 3 до 6 разделена в столбце с номерами переходов на четыре части, а в диапазоне от 30 до 50 на семь частей. Информацию о свойствах материалов, параметры стандартных и покупных изделий, а также производственных ресурсов (свойствах станков, приспособлений, инструментов и т.п.) часто хранят в базах данных. В процессе проектирования необходимо выбирать информацию из таблиц баз данных. Для этих целей используются МИЗ выбора (селекции) из баз данных. Пример модуля выбора из базы данных приведен на рис.6.11. В этом модуле тип оси представляет собой управляющую переменную. Она необходима для выбора из базы данных значений только тех переменных, которые определяют деталь данного типа оси гладкой.

Модуль: M3

Разработчик: Евгенев Г. Б.

Наименование: Назначение стандартных размеров оси гладкой

Источник информации: Анурьев В.И. Справочник конструктора, т.2, стр.7

Наименование

Имя

Ограничение

Тип оси

Диаметр оси расчетный, мм

TO

dr

ось гладкая

(0, 50]

Диаметр оси стандартный, мм

Ширина фаски, мм

d

c

База: STND

Таблица: Оси

Where “ d ”>=dr

Рис.6.11. Внешнее представление модуля - выбора из базы данных

Таблица 6.3 Оси

d

D

H

r1

r2

c

5.

8.

1.5

0.4

0.6

0.6

6.

10.

2.

0.4

0.6

0.6

8.

12.

2.

0.4

0.6

0.6

10.

14.

2.5

0.6

0.6

1.

12.

16.

2.5

0.6

0.6

1.

14.

18.

3.

0.6

0.6

1.6

16.

20.

3.

0.6

0.6

1.6

18.

22.

3.

1.

0.6

1.6

20.

25.

4.

1.

1.

1.6

22.

28.

4.

1.

1.

1.6

24.

30.

4.

1.

1.

1.6

25.

32.

5.

1.

1.

1.6

28.

36.

5.

1.

1.

1.6

30.

38.

5.

1.

1.

1.6

32.

40.

6.

1.

1.6

2.5

36.

45.

6.

1.6

1.6

2.5

40.

50.

6.

1.6

1.6

2.5

45.

55.

7.

1.6

2.5

2.5

50.

60.

7.

1.6

2.5

2.5

Диаметр оси расчетный является входной переменной, которая используется в условии отбора информации из базы данных, записанном в правом нижнем прямоугольнике таблицы. Помимо условия отбора там занесены имена базы данных и таблицы. Вся эта информация генерируется автоматизированным путем при создании МИЗ. При этом также указывается количество отбираемых из базы данных записей: одна или все, соответствующие условию. В первом случае процесс проектирования идет автоматически, а во втором отобранная информация выводится на экран и инженер производит окончательный выбор решения. При генерации МИЗ работающих с базами данных автоматизированным путем устанавливается соответствие имен полей таблицы из базы данных с именами переменных модуля. Это позволяет использовать имеющиеся базы данных в формате DBF.

Модуль: MR1

Разработчик: Евгенев Г. Б.

Наименование: Запись результатов проектирование мотор - редуктора

Наименование

Имя

Ограничение

Момент крутящий на вых. валу, Нм

Частота вращения на выходе, об/мин

Расположение входной и выходной осей

Марка электродвигателя

Диаметр фланца габаритный, мм

Диаметр центров отверстий фланца, мм

Диаметр отверстий фланца, мм

Тип редуктора

Передаточное отношение заданное

Mt

nt

РаспОс

МарЭд

Dfg

Dcof

Dof

ТипРед

uz

База: MRbase

Таблица: MR

Insert

Рис.6.12. Модуль записи результатов метода в базу данных

Содержание таблицы со стандартными размерами осей гладких и с буртиком приведено в Таблица . Если, например, диаметр оси расчетный dr=18.576 мм, то при единичном отборе в результате выполнения МИЗ будут получены значения d=20, c=1.6.

Помимо выбора из информации из баз данных имеются модули записи результатов проектирования в базы данных.

Пример такого модуля представлен на Рис.. Генерация подобных МИЗ осуществляется автоматизированным методом, аналогичным описанному выше, за исключением формирования условия отбора данных.

Модуль: M8

Разработчик: Евгенев Г. Б.

Наименование: формирование чертежа

Источник информации: Анурьев В.И. Справочник конструктора, т.2, стр.7

Наименование

Имя

Ограничение

Тип оси

Диаметр оси стандартный, мм

Длина оси стандартная, мм

Ширина фаски, мм

TO

d

L

c

ось гладкая

(0 , 50]

Чертеж детали

AXLE

AXLES.prt

Рис.6.13. Внешнее представление модуля - процедуры геометрической

(Ограничение - имя программы AXLES. prt; Имя - наименование сегмента графической базы)

Геометрические и сложные математические вычисления не могут быть представлены в форме МИЗ. Для использования математических знаний введены модули с механизмами в виде программных модулей. Пример такого модуля приведен на рис.6.13. Этот МИЗ предназначен для генерации чертежа спроектированной детали. Аналогичным образом могут генерироваться поверхностные и твердотельные модели изделий, а также обращение к программным средствам, созданным вне среды СПРУТ.

Понятие агента и мультиагентной системы проектирования

В настоящее время в области искусственного интеллекта (ИИ) происходят революционные преобразования. Источниками этих преобразований служат: 1) распределенный искусственный интеллект (РИИ) и 2) активный объектно-ориентированный подход (АООП). Центральной идеей РИИ является кооперативное взаимодействие распределенных интеллектуальных систем. Эти преобразования аналогичны и часто взаимосвязаны с теми, которые произошли в области баз данных с появлением сетевых технологий. Они базируются на классических основах ИИ с добавлением новых идей в части распределения данных и знаний, децентрализованного управления и распределенной обработки. Эти новые подходы иногда обозначают термином распределенные проблемно-ориентированные решающие сети.

Причиной возникновения этих новых направлений являются большие трудности, с которыми связано создание сложных проблемно-ориентированных систем. Новый подход основан на рассмотрении таких систем как совокупности автономных модулей более или менее свободно взаимодействующих друг с другом в процессе решения проблемы, которое направляется системными ограничениями. Эти системные ограничения определяют поведение автономных модулей, которое может быть охарактеризовано как кооперативное, направленное на решение поставленной задачи.

Системы РИИ обладают не просто суммой свойств своих компонентов агентов, но представляют собой целое, которое больше чем сумма своих частей.

Подобластью РИИ являются мультиагентные системы (МАС). Агент представляет собой дальнейшее развитие понятия объект. Объект это абстракция множества сущностей реального мира (экземпляров) или виртуальных сущностей, имеющих одни и те же свойства и правила поведения. Агент объект, возникающий в среде, где он может выполнять определенные действия, который способен к восприятию части своей среды, может общаться с другими агентами и обладает автономным поведением, являющимся следствием его наблюдений, знаний и взаимодействий с другими агентами [1].

Как следует из приведенных определений понятие объект не связано с наличием среды, которая играет существенную роль в определении агента. Объект, в принципе, не требует существования себе подобных, а агент не может быть один. Таким образом, агент это подкласс объектов, обладающий всеми их свойствами, но имеющий также дополнительные качества.

С прагматической точки зрения агент это система, обеспечивающая решение определенной задачи и действующая во взаимосвязи с сетью других агентов для решения комплексной проблемы, которое не может быть получено отдельными агентами [2]. Агенты в мультиагентной сети гетерогенны, то есть принадлежат разным классам.

С точки зрения объектно-ориентированного подхода (ООП) объект представляет собой комплекс из набора данных и процедур (функций) в совокупности с интерфейсом, способным получать и посылать сообщения. Объекты объединяются в классы, которые могут рассматриваться как шаблоны для данных и процедур, свойственных всем элементам класса. Имеется механизм наследования свойств класса его элементами. Можно считать [3], что сила ООП не столько в введении идеи объекта, сколько в концепции класса. В этой связи ООП может рассматриваться как новая парадигма проектирования и генерации систем. В то же время взаимодействие между объектами через обмен сообщениями несущественно для ООП. Поскольку объекты создаются из классов, которые взаимосвязаны родовидовой иерархией, то в этой иерархии имеется взаимосвязь объектов. Однако вне этой иерархии взаимодействия не определяются.

В ООП различают пассивные и активные объекты. Последние иногда именуют субъектами. Они постоянно готовы к приему сообщений и заняты их обработкой на основе знаний, которыми они обладают. Активные объекты часто называют агентами. Однако понятие агент не сводится к активному объекту. Мультиагентные системы являются, как правило, существенно распределенными: пространственно - распределенными и/или функционально - распределенными.

Мультиагентные системы обладают по сравнению с централизованными следующими преимуществами [3]:

сокращением сроков решения проблем за счет параллелизма,

уменьшением объема передаваемых данных за счет передачи другим агентам высокоуровневых частичных решений,

гибкостью за счет использования агентов различной мощности, обеспечивающих совместное динамическое решение проблемы,

надежностью за счет передачи решающих функций от одних агентов, которые не в состоянии решить поставленной задачи, другим.

Имеются следующие аспекты анализа каждого агента:

к какому классу агент принадлежит;

какова архитектура агента;

каким образом структурирована и поддерживается база знаний агента;

какой механизм логического вывода используется в агенте;

какими свойствами адаптации и обучения агент обладает.

МАС может состоять из чисто искусственных агентов (программных модулей) или включать также человека. В первом случае мы имеем машинную, а во втором человеко-машинную систему. Возможно наличие суперагентов, образованных из набора искусственных агентов и действующих в качестве их представителя. Такой суперагент ведет себя как обычный агент с точки зрения других агентов как искусственных, так и человека.

С теоретической точки зрения агент должен обладать различными свойствами, обеспечивающими его автономию: способностью восприятия и интерпретации поступающих данных, способностями принимать и исполнять решения.

Архитектура агента вытекает из приведенных выше определений. Агент это объект, а каждый объект обладает свойствами и правилами поведения.

Объект представляет собой основную категорию, используемую для описания прикладной области (ПО) в форме моделей данных. При концептуальном (понятийном) моделировании ПО используется эквивалентная объекту категория понятия.[5]. Понятие это основная единица любой интеллектуальной деятельности, базовая конструкция представления знаний. Понятия именуются с помощью слов или словосочетаний естественного языка, которые играют роль знаков или имен. Знак это заменитель некоторого предмета, явления или события, используемый для накопления, хранения, переработки и передачи информации[5].

Основными характеристиками понятия являются объем и содержание. Объем понятия это множество (класс) всех объектов, обладающих существенными признаками понятия. Содержание понятия совокупность всех существенных признаков (свойств) данного понятия, которые позволяют однозначно идентифицировать рассматриваемое понятие среди множества других понятий.

Каждому понятию, используемому для концептуального моделирования, приписывается некоторое уникальное имя или знак. С другой стороны каждый конкретный объект, входящий в объем понятия также должен иметь уникальное имя или знак.

Объекты, составляющие объем понятия, различаются с помощью значений признаков (свойств). В концептуальном моделировании признаки понятий делят на следующие три типа: дифференциальные, характеристические и валентные[5]. Дифференциальные признаки используются в качестве характеристики содержания понятия. Они соответствуют характеристикам объекта, которые представлены описательными атрибутами. Характеристические это признаки, которые позволяют отличить объекты, относящиеся к объему одного и того же понятия. Они соответствуют идентификатору и указывающим атрибутам объекта. Валентные признаки обеспечивают связь между различными понятиями и соответствуют структурным переменным объекта, описываемым вспомогательными атрибутами.

Рис.6.14. Архитектура агента

Совокупность имен дифференциальных, характеристических и валентных признаков составляют схему понятия (объекта), обозначаемую как shm P. Таким образом, схему понятия P можно представить в виде тройки [5]

shm P = <B, C, D>, (1)

где B={Bj}, j=1,..., q - множество имен характеристических признаков; C={Ck}, k=1,..., m - множество валентных признаков; D={Dl}, l=1,..., n - множество дифференциальных признаков. При этом B соответствует множеству ключей реляционного отношения, описывающего объект, а множество неключевых атрибутов A=C D.

Тогда каждый объект e, принадлежащий объему понятия P, может быть представлен в виде множества пар имя - значение признака

e = {(Bj, bj), (Ck, ck), (Dl, dl)}

Каждое понятие имеет свой концепт. Концепт простого понятия определяется его схемой. Концепт является носителем семантики понятия и представляет то знание, которое выражается данным понятием при концептуальном моделировании ПО.

Каждый агент соответствует некоторому понятию P и обладает схемой shm P. В число характеристических признаков агента ходят указывающий атрибут, определяющий уникальное имя агента, и идентификатор, задающий уникальное имя каждого конкретного агента, входящего в объем понятия (рис.6.14).

С другой стороны агент представляет собой особую категорию объектов, которое осуществляет преобразование среды. Эта категория носит название объект-функция. Неключевые атрибуты A объект-функций делятся на два класса: входные Ai и выходные Ao (рис.6.14).

Преобразование входных атрибутов в выходные осуществляется методом агента M, который определяет его поведение.

Таким образом, архитектура агента Ag определяется парой

Ag= shm P, M (2)

Метод агента может быть реализован с помощью традиционных технологий процедурного типа с использованием алгоритмических языков. В таком случае агент не может быть отнесен к числу интеллектуальных.

Наиболее прогрессивной технологией реализации метода является использование баз знаний продукционного типа. В этом случае метод представляет собой систему, состоящую из множества продукционных правил R, связанных в семантическую сеть N, которая определяет структуру метода.

M= R, N (3)

Определение выходных атрибутов агента при его функционировании осуществляется посредством логического вывода на этой сети.

Метод агента, функционирующего в решающей сети, состоит из трех подфункций [5]: восприятия, решения и трансформирования (рис.12). Подфункция восприятия

Per: E Ai

обеспечивает отбор информации из среды и присвоение значений входным атрибутам. Подфункция решения

Dec: Ai Ao

определяет значения выходных переменных по значениям входных. Подфункция трансформирования

Tran: Ao E'

изменяет состояние среды (рис.6.14).

Рис. 13. Принципиальная схема мультиагентной системы

Из рассмотренных выше агентов строятся коллективные формирования мультиагентные системы. МАС как и любая система может быть представлена следующей шестеркой:

МАС = {Ind, Prp, Atr, Inp, Out, Str}

Здесь Ind наименование системы; Prp цели системы; Atr общесистемные характеристики; Inp вход системы; Out выход системы; Str структура системы. Str = {E, R}, где E компонент системы, а R связи компонентов.

Онтология инженерных знаний

В последнее время в области работ по искусственному интеллекту (ИИ), включая интеллектуализацию информационного поиска и создание мультиагентных систем, возрастающее внимание привлекают исследования онтологий и онтологических систем. Термин онтология происходит от древнегреческих слов онтос - сущее и логос - учение.

Первоначально термин онтология был введен в философскую литературу для обозначения учения о бытии, о сущем в отличие от гносеологии - учении о познании. Предметом онтологии являлось изучение абстрактных философских понятий, таких как бытие, субстанция, причина, действие, явление и т.п. В философском плане онтология представляет систему категорий, являющихся следствием определенного взгляда на мир [1].

С точки зрения проблем, связанных с ИИ, онтология - это эксплицитная (явная) спецификация концептуализации знаний [1]. Формально онтология состоит из иерархии понятий, их определений и атрибутов, а также связанных с ними аксиом и правил вывода.

Под формальной моделью онтологии O понимают упорядоченную тройку вида

O = <C, R, F>,

где C - конечное множество концептов (понятий) предметной области, которую представляет онтология O; R - конечное множество отношений между концептами (понятиями) заданной предметной области (ПрО); F - конечное множество функций интерпретации (аксиоматизация), заданных на концептах и/или отношениях онтологии O [1].

Естественными ограничениями, накладываемыми на множество C, являются конечность и непустота. Что касается множеств R и F, то они могут быть пустыми, что соответствует частным видам онтологии, классификация которых приведена в табл.1.

Онтология первого класса при R= и F= (табл.1) трансформируется в простой словарь. Онтологии - словари полезны для спецификации, пополнения и поддержки словарей ПрО. Такие словари не вводят явно смысла терминов. В области технических знаний, в которых смыслы понятий хорошо согласованы и во многом стандартизованы, такие онтологии применяются на практике. Другими примерами таких онтологий являются индексы машин поиска информации в сети Интернет [1].

Таблица 1 Классификация моделей онтологии инженерных знаний

Класс

Компоненты модели

Формальное определение модели

Пояснение

R

F

1

R=

F=

O=<C,{},{}>

Словарь понятий

2

R=

F

O=<C1 C2,{}, F >

Пассивный словарь

3

R={is a}

F=

O=<C,{is a},{}>

Таксономия понятий

4

R={part of}

F=

O=<C,{part of},{}>

Мерономия понятий

5

R={is a, part of}

F=

O=<C,{is a, part of},{}>

Метасистема понятий

В более общих случаях необходимо явно определять смысл терминов словаря с помощью соответствующей аксиоматизации F, целью применения которой является исключение нежелательных моделей и единство интерпретации для всех пользователей.

Онтология второго класса соответствует непустому множеству функций интерпретации, т.е. наличию аксиоматизации. В этом случае каждому понятию из C может быть поставлена в соответствие функция интерпретации f из F. Формально такие функции вводятся следующим образом[1].

Пусть C = C1 C2, где C1 - множество интерпретируемых понятий, а C2 - множество интерпретирующих терминов. Тогда

(y C1; x1, x2,, xk C2)

такие, что

y = f(x1, x2,, xk),

где fF.

Введение в рассмотрение функции k аргументов призвано обеспечить более полную интерпретацию, Вид отображения fF определяет выразительную мощность и практическую полезность этого вида онтологии

Если считать, что функция интерпретации f задается оператором присваивания (C1:=C2), то онтология трансформируется в пассивный словарь Vp [1].

O= Vp = <C1 C2,{}, {:=}>.

Такой словарь пассивен, так как формируется с помощью декларативной функции присваивания, не содержащей каких-либо процедур преобразований. Примеры функций интерпретации приведены в табл.2.

Таблица 2 Примеры функций интерпретации

F

y C1

x1, x2,, xk C1

f1

Изделие

Предмет или набор предметов, подлежащих изготовлению на предприятии

f2

Комплекс

Два или более специфицированных изделия, не соединенных на предприятии-изготовителе сборочными операциями, но предназначенных для выполнения взаимосвязанных эксплуатационных функций

f3

Комплект

Два или более специфицированных изделия, не соединенных на предприятии-изготовителе сборочными операциями и представляющих собой набор изделий, имеющих общее эксплуатационное назначение вспомогательного характера

f4

Сборочная единица

Изделие, составные части которого подлежат соединению между собой на предприятии-изготовителе сборочными операциями

f5

Деталь

Изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала без применения сборочных операций

В инженерном деле функции интерпретации во многом стандартизованы или унифицированы. Их описания содержатся в обширных терминологических справочниках, издаваемых издательством стандартов [2].

Онтологии класса словарей (R=) полезны, но малопродуктивны для автоматизации инженерного проектирования. Для создания интеллектуальных САПР необходимы семантические сети, в которых понятия связываются друг с другом различными отношениями.

К числу основных отношений такого типа относится родовидовое отношение ЕСТЬ-НЕКОТОРЫЙ или в английской нотации “is a”. На базе родовидовых отношений строятся обобщения понятий и разного рода классификаторы. Иерархическая система понятий, связанных между собой отношением is a (быть элементом класса) называется таксономической структурой. Этой структуре соответствует специальный подкласс онтологий,- простая таксономия (табл.1):

O =To = <C, {is a},{}>.

Отношение is a имеет фиксированную заранее семантику и позволяет организовать структуру понятий онтологии в виде дерева. Понятия, приведенные в табл.2, связаны родовидовыми отношениями. Родовым является понятие «изделие». Разновидности его составляют понятия «комплекс», «комплект», «сборочная единица» и «деталь».

Вторым важнейшим классом отношений между понятиями является отношение типа целое-часть, с помощью которого осуществляется абстракция агрегации понятий. В русской нотации это отношение обозначается СОСТОИТ-ИЗ, а в английской “part of”. С помощью этого отношения сложное понятие раскрывается посредством его декомпозиции на составляющие компоненты.

Иерархическая система понятий, связанных между собой отношением “part of” («быть частью») называется мерономической структурой [3]. Этой структуре соответствует подкласс онтологий - простая мерономия (табл.1)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 РЕФЕРАТЫ