бесплатные рефераты

Анализ существующих подходов оценки психологической устойчивости личности при работе с конфиденциальной информацией

Анализ существующих подходов оценки психологической устойчивости личности при работе с конфиденциальной информацией

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ставропольский государственный университет

Физико-математический факультет

Кафедра Компьютерная безопасность

Курсовая работа

Тема:

«Анализ существующих подходов оценки психологической устойчивости личности при работе с конфиденциальной информацией»

Дата защиты

«__»_________ 200__ г

Оценка _____________

Подписи членов комиссии

Ставрополь

2008

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет___________________________________________

Кафедра_____________________________________________

Специальность________________________________________

УТВЕРЖДАЮ

Зав. Кафедрой ____________________

_________________________________

«___» _______________ 200_г.

ЗАДАНИЕ

НА КУРСОВУЮ РАБОТУ (ПРОЕКТ)

Студенту_____________________________________________

(Ф.И.О.)

Тема курсовой работы (проекта)_________________________

_______________________________________________________________________________________________________________

утверждена на заседании кафедры от «__» ______ 200_г., №______

Срок защиты курсовой работы (проекта) __________________

_____________________________________________________

Исходные данные к работе (проекту)_____________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов)_______________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечень графического материала (графики, диаграммы, рисунки, чертежи, и т.п.)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Научный консультант __________________________________

Дата выдачи задания ___________________________________

Руководитель _________________________________________

Задание принято к исполнению __________________________

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование этапов курсовой работы (проекта)

Срок выполнения

Отметка о выполнении

Студент _____________________________________________

Содержание

Введение

1. Психологическая устойчивость личности

1.1. Общие сведения о психологической устойчивости личности

1.2. Факторы, влияющие психологическую устойчивость личности

1.3. Анализ существующих методик оценки устойчивости личности при работе с конфиденциальной информацией.

Выводы

2. Разработка методики оценки личности

2.1 Методика на основе 16 факторного опросника Кеттела, опросника Айзенка и методики Смекала и Кучера

Заключение

Список использованных источников

Введение

Имеющийся зарубежный и отечественный опыт защиты служебных, произ-водственных и коммерческих секретов свидетельствует, что без активного вовле-чения в этот процесс всех сотрудников, имеющих доступ к конфиденциальной информации, результат не может быть полным. Специалисты по защите инфор-мации приводят данные, утверждающие, что определяющей фигурой, в обеспече-нии сохранности ценных сведений предприятия является его сотрудник. Уже се-годня 75% служащих США и 80% в Японии - занимаются обработкой информа-ции. Анализ угроз информации, проведенной специальной командой по обеспе-чению безопасности информации проведенной в 1995 г. в министерстве обороны США, позволил выделить следующие виды угроз информационным ресурсам - по возрастанию степени их опасности:

– некомпетентные служащие;

– хакеры и крэкеры;

– неудовлетворенные своим статусом служащие;

– нечестные служащие;

– инициативный шпионаж;

– организованная преступность;

– политические диссиденты;

– террористические группы.

Угроза, исходящая от некомпетентности служащих, по мнению экспертов, основывается на алгоритмической уязвимости информационных систем, которая не исключает возможности некомпетентных действий и может привести к сбоям системы. Эта угроза исходит в основном от слабо подготовленных администрато-ров, которые незаслуженно достигли привилегированного положения и способны на нечестные поступки для достижения еще больших привилегий. Хакеры и кре-керы (специализирующиеся на взломе коммерческих программ) являются гораздо более технически грамотными личностями. В зависимости от мотивов, целей и методов действий всех хакеров можно разбить на несколько групп, начиная с ди-летантов и кончая профессионалами. Неудовлетворенные служащие предостав-ляют внутреннюю угрозу. Они опасны тем, что имеют ле-гальный доступ. То же можно сказать и про нечестных служащих. В данном слу-чае трудно определить, какая из этих категорий служащих может нанести боль-ший урон. Обычно дейст-вия таких служащих выливаются в закладку «логической бомбы». Инициатив-ный шпионаж непосредственно примыкает к двум вы-шеприведенным угрозам, исходящим от служащих, и может принести массу не-приятностей компании. Уг-роза, исходящая от организованных преступных груп-пировок, основывается на том, что информация является основой мировой эконо-мики, а, следовательно, криминальные элементы будут пытаться получить доступ к информационным ре-сурсам компаний, чтобы получить незаконные доходы. Включение информаци-онных систем фирм в международную сеть привлекают политических диссиден-тов. Их интересы состоят в распространении призывов к различным акциям, гра-жданскому неповиновению. Участники террористических групп с помощью овла-дения информационными ресурсами и системами стара-ются придать своим ак-циям больше значения, запугать население, посеять па-нику. В связи с этим пре-доставляется целесообразным в целях обеспечения ин-формационной безопасно-сти коммерческих структур уделять большее внимание подбору и изучению кад-ров, проверке любой информации, указывающей на их сомнительное поведение и компрометирующие связи.

Обычно процедура отбора кадров проводиться по традиционно-формальным признакам: образование; разряд; стаж работы по специальности. На современных предприятиях при весьма ограниченной численности сотрудников, все более час-том совмещении рядовыми исполнителями различных участков и стремительно увеличивающихся потоков информации и управленческих команд, каждый со-трудник во все возрастающей степени становиться носителей конфиденциальных сведений, которые могут представлять интерес, как для конкурентов, так и для криминальных сообществ.

В таких условиях весьма существенно повышаются и изменяются требова-ния к личным и деловым качествам сотрудников и, следовательно, к кандидатам на работу. Данное обстоятельство побуждает руководителей все чаще обращаться к методам и процедурам научной психологии, с помощью которых можно доста-точно быстро, надежно и всесторонне оценивать возможного кандидата и состав-лять его психологический портрет. Психологический профотбор преследует сле-дующие основные цели:

– выявление ранее имевших место судимостей, преступных связей, крими-нальных наклонностей;

– выявление предрасположенности кандидата к совершению противоправ-ных действий, дерзких и необдуманных поступков в слу-чае формирования в его окружении в определенных обстоятельств;

– установление фактов, свидетельствующих о морально-психологиче-ской надежности, неустойчивости кандидата на работу.

Как свидетельствуют многочисленные опросы и приведенные свидетельства, в настоящее время многие руководители ведущих московских коммерческих структур, все более глубоко осознают роль и место своих сотрудников в создании и поддержке общей системы безопасности. Такое понимание этой проблемы ведет к настойчивому внедрению процедур тщательного отбора и расстановки кадров. Так, постепенно приобретают все более большую значимость рекомендательные письма, научные методы проверки на профпригодность и различного рода тести-рования [1].

1. Психологическая устойчивость личности

Слово «устойчивый» во многих языках мира означает «стабиль-ный, стойкий, твердый, прочный, крепкий». В «Словаре синонимов русского языка» дается два синонима этого слова: «стабильность, рав-новесие» [2].

Термин stability переводится как: 1) устойчивость, стабильность, состояние равновесия; 2) постоянство, твердость; а mental stability - психическая стабильность (устойчивость) [3].

В словаре А. Ребера [4] «устойчивый» понимается как характери-стика индивида, поведение которого относительно надежно и последо-вательно. Его антоним - термин «неустойчивый», имеющий в психоло-гии несколько значений. Два основных таковы: 1) «неустойчивый» - это индивид, демонстрирующий беспорядочные и непредсказуемые модели поведения и настроения; 2) «неустойчивый» - это индивид, склонный демонстрировать невротические, психотические или просто опасные для других модели поведения. Во втором значении этот тер-мин используется как своего рода неформальный психиатрический ди-агноз.

«Стабильный» в этом словаре объясняется как черта (в теориях личности), характеризующаяся отсутствием чрезмерных эмоциональ-ных изменений. В этом случае часто используется уточняющее слово «эмоциональная» (стабильность). В английском, немецком, француз-ском и испанском языках слово «устойчивость» - синоним слова «ста-бильность».

Психологическая устойчивость - это динамика устойчивых со-стояний личности как системы, при которых она способна с опреде-ленной вероятностью идентифицировать и блокировать внешние и внутренние негативные воздействия.

1.1. Общие сведения о психологической устойчивости личности

Психологическая устойчивость является сложным и емким каче-ством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, ши-рокий круг разноуровневых явлений. Бытие личности разнопланово, что находит отражение в разных аспектах ее психологической устой-чивости. На передний план выходят три аспекта психологической ус-тойчивости:

– стойкость, стабильность; уравновешенность, соразмерность;

– сопротивляемость (резистентность).

Под стойкостью подразумевается способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации и постоянный (достаточно высокий) уровень настроения.

Уравновешенность - соразмерность силы реагирования, активности поведения силе раздражи-теля, значению события (величине положительных или отрицательных последствий, к которым он может привести). Сопротивляемость - это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведе-ния, свободу выбора.

Стойкость. Стойкость проявляется в преодолении трудностей как способность сохранять веру в себя, быть уверенным в себе, своих воз-можностях, как способность к эффективной психической саморегуля-ции. Стабильность проявляется в сохранении способности личности функционировать, осуществлять самоуправление, развиваться, адапти-роваться.

Одна из сторон стойкости - приверженность избранным идеалам и целям. Стойкость возможна, если есть экзистенциальная определен-ность. Экзистенциальная определенность - это переживание удовле-творения своих основных потребностей. Экзистенциальная неопреде-ленность - отсутствие переживания удовлетворения своих основных потребностей, неудовлетворенность самореализацией, отсутствие смысла жизни, отсутствие привлекательных жизненных целей. Для большинства людей основными являются потребности в самореализа-ции, самовыражении, самоутверждении. Названные потребности отно-сят к высшим потребностям. Не для всех людей таковые являются ос-новными, ведущими. Для части людей основные потребности ограни-чены витальными потребностями, потребностями в безопасности, по-требностями в принятии другими людьми.

Стойкость также проявляется в постоянном, достаточно высоком, уровне настроения. Способность сохранять постоянный уровень на-строения и активности, быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, иметь разносторонние интересы, избегать упрощен-ности в ценностях, целях и стремлениях - также важная составляющая психологической устойчивости. Приверженность одной ценности, од-ной цели, служение одному идеалу могут давать ощущение экзистен-циальной определенности, но не поддерживают полноту психологиче-ской устойчивости. Причина здесь в том, что человек при таком экзи-стенциальном решении выстраивает пространство личности, весьма отличающееся от того, как оно построено у большинства других. Его индивидуальность включает акценты, усложняющие межличностное взаимодействие и, таким образом, обычно, сужает круг людей, с кото-рыми могут быть установлены эмоционально насыщенные отношения. Но потребности в эмоционально теплых отношениях крайне редко мо-гут быть чем-либо компенсированы.

Стабильность, как составляющую психологической устойчивости, не следует понимать как застылость. Для психологической устойчиво-сти личности необходима способность к саморазвитию, формированию собственной индивидуальности.

Устойчивость предполагает совокупность адаптационных процес-сов, интегрированность личности в смысле сохранения согласованно-сти основных функций личности, стабильности их выполнения. Ста-бильность выполнения не обязательно предусматривает стабильность структуры функций, но скорее предполагает ее достаточную гибкость.

Разумеется, в стабильность входит стабильность функционирова-ния, надежность в профессиональной деятельности. Мы не будем ка-саться вопросов надежности деятельности.[5,6,7,8]. Заметим лишь, что уровень психологической устойчивости личности, так или иначе, про-является и в ее трудовой деятельности, в надежности работника, про-фессионала. С другой стороны, успешная профессиональная деятель-ность для многих является базисом полноценного переживания само-реализации, что влияет на удовлетворенность жизнью в целом, на на-строение и психологическую устойчивость.

Сниженная стойкость приводит к тому, что, оказавшись в ситуа-ции риска (ситуации испытаний, ситуации потерь, ситуации социаль-ной депривации) человек преодолевает ее с негативными последст-виями для психического и соматического здоровья, для личностного развития, для сложившихся межличностных отношений. Ситуации риска, поведения личности в них, вопросы профилактики негативных последствий будут рассмотрены в третьем разделе книги.

Уравновешенность. Психологическую устойчивость следует рас-сматривать как соразмерность, равновесие постоянства и изменчиво-сти личности. Речь идет о постоянстве главных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, способах поведения, реагирования в типичных ситуациях. Изменчивость проявляется в динамике мотивов, появлении новых способов поведения, поиске новых способов дея-тельности, выработке новых форм реагирования на ситуации. При та-ком рассмотрении в основе психологической устойчивости личности лежит гармоническое (соразмерное) единство постоянства личности и динамичности, которые дополняют друг друга. На фундаменте посто-янства выстраивается жизненный путь личности, без него невозможно достижение целей жизни. Оно поддерживает и укрепляет самооценку, способствует принятию себя как личности и индивидуальности. Дина-мичность и приспособляемость личности теснейшим образом связаны с самим развитием и существованием личности. Развитие невозможно без изменений, которые происходят в отдельных сферах личности и в личности в целом, они обусловлены как внутренней динамикой, так и средовыми воздействиями. По сути, развитие личности и представляет собой совокупность ее изменений.

Уравновешенность - способность соразмерять уровень напряже-ния с ресурсами своей психики и организма. Уровень напряжения все-гда обусловлен не только стрессорами и внешними обстоятельствами, но и их субъективной интерпретацией, оценкой. Уравновешенность, как составляющая психологической устойчивости, проявляется в спо-собности минимизировать негативное влияние субъективной состав-ляющей в возникновении напряжения, в способности удерживать на-пряжение в приемлемых пределах. Уравновешенность - это также спо-собность избегать крайностей в силе отклика на происходящие собы-тия. То есть, быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, неравнодушным, с одной стороны, и не реагировать слишком сильно, с повышенной возбудимостью, с другой.

В психологической устойчивости важен еще один аспект - сораз-мерность приятных и неприятных чувств, сливающихся в чувственном тоне, соразмерность между ощущениями удовлетворенности, благопо-лучия и переживаниями радости, счастья, с одной стороны, и ощуще-ниями неудовлетворенности достигнутым, несовершенством в делах, в себе, чувствами грусти и печали, страданиями - с другой. Без тех и других вряд ли возможно чувство полноты жизни, ее содержательной наполненности.

Сниженная стойкость и уравновешенность приводят к возникно-вению состояний риска (состояний стресса, фрустрации, предневра-стенических, субдепрессивных состояний). Состояния риска, динамика и проявления этих состояний, вопросы профилактики состояний риска и предупреждения их негативных последствий будут рассмотрены в третьем разделе книги.

Сопротивляемость. Сопротивляемость  - это способность к со-противлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу вы-бора, как в отдельных решениях, так и в выборе образа жизни в целом. Важнейшей стороной сопротивляемости является индивидная и лично-стная самодостаточность в аспекте свободы от зависимости (химиче-ской, интеракционной, акцентированной однонаправленной поведен-ческой активности).

Наконец, нельзя не отметить постоянное межличностное взаимо-действие, включенность во множество социальных связей, открытость воздействию, с одной стороны, а с другой - сопротивляемость из-лишне сильному взаимодействию. Последнее может нарушить необхо-димую личностную автономность, независимость в выборе формы по-ведения, целей и стиля деятельности, образа жизни, помешает слышать свое Я, следовать своим направлением, выстраивая свой жизненный путь. Говоря другими словами, в психологическую устойчивость вхо-дит способность находить баланс между конформностью и автономно-стью и удерживать это равновесие. Для психологической устойчивости необходима способность противостоять внешним влияниям, следуя своим намерениям и целям.

Таким образом, психологическая устойчивость - это качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, урав-новешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противо-стоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоя-тельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испыта-ниях.

1.2. Факторы, влияющие психологическую устойчивость личности

Психологическую устойчивость личности можно рассматривать как сложное качество личности, синтез отдельных качеств и способно-стей. Насколько она выражена - зависит от множества факторов. Пси-хологическую устойчивость поддерживают внутренние (личностные) ресурсы и внешние (межличностная, социальная поддержка). Ранее нами [9] были рассмотрены ресурсы личности, поддерживающие ее психологическую устойчивость и адаптированность и тем самым спо-собствующие возникновению и сохранению гармоничного настроения. Это довольно большой перечень факторов, относящихся к личностным особенностям и социальной среде.

Факторы социальной среды:

– факторы, поддерживающие самооценку;

– условия, способствующие самореализации;

– условия, способствующие адаптации;

– психологическая поддержка социального окружения (эмоцио-нальная поддержка близких, друзей, сотрудников, их конкрет-ная помощь в делах и т. п.).

Личностные факторы:

Отношения личности (в том числе к себе):

– оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуа-ции в целом;

– философское (иногда, ироничное) отношение к трудным си-туациям;

– уверенность, независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие другим, открытое обще-ние;

– терпимость, принятие других такими, какие они есть;

– чувство общности (в адлеровском смысле), чувство социаль-ной принадлежности;

– удовлетворяющий статус в группе и социуме, устойчивые, удовлетворяющие субъекта межличностные роли;

– достаточно высокая самооценка;

– согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого (Я-ре-ального и Я-идеального).

Сознание личности:

– вера (в разных ее формах - вера в достижимость поставлен-ных целей, религиозная вера, вера в общие цели);

Экзистенциальная определенность - понимание, ощущение смысла жизни, осмысленность деятельности и поведения;

– установка на то, что можешь распоряжаться своей жизнью;

– осознание социальной принадлежности к определенной группе.

Эмоции и чувства:

– доминирование стеничных позитивных эмоций;

– переживание успешности самореализации;

– эмоционально насыщение от межличностного взаимодейст-вия, переживание чувство сплоченности, единства.

Познание и опыт:

– понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнози-рования;

– рациональные суждения в интерпретации жизненной ситуа-ции (отсутствие иррациональных суждений);

– адекватная оценка величины нагрузки и своих ресурсов;

– структурированный опыт преодоления трудных ситуаций.

Поведение и деятельность:

– активность в поведении и деятельности;

– использование эффективных способов преодоления трудно-стей.

В этом списке перечислены положительные полюсы качеств и факторов, влияющих на психологическую устойчивость. При наличии этих факторов сохраняется благоприятное для успешного поведения, деятельности и личностного развития доминирующее психическое со-стояние и повышенное настроение. При неблагоприятном влия-нии доминирующее состояние становится негативным (апатия, уны-ние, депрессивное состояние, тревога), а настроение сниженным, неус-тойчивым.

Если факторы социальной среды поддерживают самооценку, спо-собствуют самореализации, получению психологической поддержки, то все это в целом способствует возникновению повышенного на-строения и поддержанию состояния адаптированности. Если же фак-торы социальной среды снижают самооценку, затрудняют адаптацию, ограничивают самореализацию, лишают человека эмоциональной под-держки, то все это способствует возникновению снижению настроения и появлению состояния дезадаптированности.

Мы считаем, что непродуктивно рассматривать настроение как один из видов состояния. Настроение - относительно устойчивый ком-понент психических состояний, основное звено взаимосвязи структур личности с различными компонентами психических состояний (чувст-вами и эмоциями, переживаниями событий, происходящих в духовной, социальной и физической жизни личности, психическим и физическим тонусом индивида) [9]. Именно настроение выступает тем звеном, че-рез которое сниженная из-за внешних или внутренних причин психо-логическая устойчивость обусловливает изменения в психическом со-стоянии в негативном направлении.

Выше были перечислены основные составляющие психологиче-ской устойчивости личности. Заметим, что они не охватывают всего базиса психологической устойчивости. В поддержании ее, так или иначе, участвуют все структуры личности. Так, например, на уровне темперамента свойствами, предрасполагающими к возникновению не-устойчивости, является повышенная эмоциональность, тревожность. Существенное влияние оказывает уровень развития волевых качеств.

Важная составляющая психологической устойчивости - позитив-ный образ Я, в котором, в свою очередь, существенную роль играет позитивная групповая идентичность личности.

Человеку всегда необходимо ощущать себя частью «мы», частью какой-либо группы, осознавая принадлежность к которой, человек об-ретает опору в жизни. К таким группам можно отнести этнические группы, партии, церковные организации, профессиональные объедине-ния, неформальные объединения лиц близкого возраста, сходных ин-тересов. Многие люди целиком «погружаются» в одну из подобных групп, но членство в них не всегда приводит к удовлетворению по-требности в психологической стабильности. Опора оказывается не слишком устойчивой, ведь состав групп постоянно обновляется, сроки их существования ограничены во времени, самого человека могут за какую-то провинность из группы исключить. Всех этих недостатков лишена этническая общность. Это межпоколенная группа, она устой-чива во времени, для нее характерна стабильность состава, а каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, его невозможно «исключить» из этноса. Благодаря этим качествам этнос становится для человека надежной группой поддержки [10].

Семья играет особую роль в жизни каждого человека. Семейные отношения имеют огромное значение для развития личности, достиже-ния социальной зрелости. Семейное воспитание в значительной сте-пени определяет образ жизни детей на всю их будущую жизнь, стиль отношений в их собственных семьях. Оно закладывает внимательное или пренебрежительное отношение к вопросам психической саморегу-ляции, навыкам здорового образа жизни, умениям налаживать конст-руктивные, благоприятные межличностные отношения. Семья может оказывать целительное воздействие на каждого своего члена, давать эмоциональную поддержку, незаменимую ничем. Но атмосфера семьи может оказывать и негативное воздействие на душевное равновесие личности, снижать эмоциональный комфорт, усугублять внутрилично-стные конфликты, порождать дисгармонию личности, ослаблять ее психологическую устойчивость.

Можно выделить индивидуальные особенности, в наибольшей степени предрасполагающие к снижению устойчивости:

– повышенная тревожность;

– гневливость, враждебность (особенно подавляемые), агрес-сия, направленная на себя;

– эмоциональная возбудимость, нестабильность;

– пессимистическое отношение к жизненной ситуации;

– замкнутость, закрытость.

Доминанты активности как опоры устойчивости

Выше было отмечено, что активность в поведении и деятельности является одним из основных внутренних факторов, определяющих психологическую устойчивость личности. Доминантами активности в аспекте психологической устойчивости личности могут быть все виды активности: познавательная, деятельностная, коммуникативная. Каж-дая доминанта существует одновременно и как определенная направ-ленность сознания. Более привычным понятием, объясняющим меха-низм той или иной направленности сознания, является установка как готовность, предрасположенность к определенному отношению, реа-гированию, интерпретации, поведению, деятельности. [11]

Можно выделить следующие виды направленности.

Направленность на познание и самопознание. Поглощенность са-мопознанием, познанием природы человека, саморазвитием. Она про-является в готовности повышать свою психологическую компетент-ность, находить средства для самосовершенствования, обучаться приемам саморегуляции и т. п.

Направленность на деятельность: трудовую, общественную, спор-тивную, поглощенность своим хобби. Достижения в различных видах деятельности - убедительное свидетельство успешности самореализа-ции, они повышают самооценку и самоуважение. Кроме того, погло-щенность деятельностью способствует частым и длительным состоя-ниям вдохновения, т.е. делает это состояние устойчивым. Состояние вдохновения производит саногенное влияние на многие сферы пси-хики.

Интеракционная направленность - это направленность на межлич-ностное взаимодействие или усиление социальных связей, социального влияния.

Интеракционная доминанта имеет два подвида:

а) просоциальный;

б) асоциальный.

Просоциальная доминанта - это любовь, альтруизм, жертвенность, служение другим людям. Этот вариант интеракционной доминанты конструктивен для развития самой личности и благоприятных межлич-ностных отношений.

Асоциальная интеракционная доминанта - это эгоизм, иждивенче-ство, манипуляция другим человеком или многими людьми, властво-вание без ответственности за судьбу других и стремления привести их к благу. Этот вариант интеракционной доминанты деструктивен для развития самой личности и межличностных отношений, которые у нее формируются с социальным окружением.

Для первого подвида характерно принятие самостоятельной цен-ности межличностного взаимодействия, поиск радости события, сопе-реживания, сотворчества вне связи с величиной достигнутых результа-тов.

Второй представляет собой манипулирование людьми, использо-вание их для доказательства самому себе и окружающим собственной значимости. Для человека, избравшего подобный способ поддержания собственной устойчивости, манипулирование самоценно. На этом пути психологическая устойчивость может быть разрушена необузданной страстью к власти или богатству - убедительному доказательству сво-его влияния. Такая страсть может и не возникнуть: манипулятор удов-летворится тем, что управляет немногими или всего лишь одним чело-веком. И этого может быть достаточно, чтобы отвлечь себя от ненуж-ного или тревожащего диалога с самим собой.

Рассмотренные виды направленности (установки) различаются по степени ответственности, которую личность принимает на себя, - от-ветственность за свои поступки и свою жизнь в целом, за свою судьбу, за собственную индивидуальность, неповторимость, уникальность.

Принимать на себя ответственность означает воспринимать себя как активную, сознательно действующую силу своей собственной жизни, способную принимать решения и отвечать за их последствия. Ответственность тесно связана с внутренней независимостью - следо-ванию своим убеждениям и своей иерархии ценностей без пренебре-жения мнением и убеждениями других и без их простого принятия.[12]

Рассмотренные доминанты активности не являются альтернатив-ными, взаимоисключающими. Это опоры устойчивости личности, ко-торые вполне могут сочетаться друг с другом. Чаще одна из них зани-мает в сознании центральное место. Акцент на одной опоре может да-вать устойчивость, но это несовершенная устойчивость: она может быть крепкой и длительной, но может быть и чревата возможностью возникновения личностной дисгармонии.

Три перечисленные доминанты активности конструктивны как опоры психологической устойчивости, поскольку поддерживают го-товность принимать на себя ответственность за собственную актив-ность. Неконструктивной следует признать магическую направлен-ность сознания. Сочетание конструктивных видов направленности способствует гармонизации личности и тем самым укрепляет ее устой-чивость.

Все рассмотренные выше опоры психологической устойчивости - вера, магическая направленность сознания, три доминанты активности - перестают быть опорами, если акцент на одной из них становится излишне сильным. Вера в себя становится самоуверенностью, отгора-живает человека от других и неизбежно порождает внутриличностный конфликт. Фанатическая религиозная вера переводит всю активность в русло борьбы за чистоту веры, толкает к нетерпимости, ненависти к иноверцам (неверным), агрессивному поведению. Заострение магиче-ской направленности сознания, дошедшее до фиксации, вызывает на-вязчивое ожидание того или иного проявления неких сил «иного мира», взращивает страх перед потусторонним, парализует волю, бло-кирует любое проявление самостоятельности. Если саморазвитие ста-новится сверхценностью, человек начинает игнорировать другие сто-роны самореализации, забывает о том, что развитые личные качества должны быть для чего-то использованы, должны служить достижению значимых целей, продуктивной деятельности, приносить пользу обще-ству, каким-либо группам или отдельным людям. Увлеченность дея-тельностью перерастает в трудоголизм как вариант психологической зависимости - излишне сильной зависимости от успехов в деятельно-сти, а то и просто от возможности заниматься избранной деятельно-стью. Без нее жизнь теряет смысл. Просоциальная, альтруистическая интеракционная установка приводит к растворению в другом человеке и потере своего Я, манипулятивная интеракционная установка перехо-дит в патологическое влечение к власти, вызывающее дисгармонию или множество деструктивных изменений в личности.

Психологическая устойчивость как сопротивляемость

Достижение жизненных целей обычно связано с преодолением трудностей. Чем более крупные (социально значимые) цели ставит личность, тем больше она встречает трудностей. Здесь есть и положи-тельный момент: преодоление сопровождается интенсивными пережи-ваниями самореализации. На пути преодоления всегда встречаются ошибки и неудачи, разочарования и обиды, сопротивление других лю-дей, интересы которых затрагиваются или ограничиваются в связи с активностью субъекта. Чем меньше у личности ресурсов сохранения и восстановления душевного равновесия, оздоровления, поддержания устойчивости, тем более ограничены возможности достижения жиз-ненных целей. При возникновении трудной жизненной ситуации, вызывающей необходимость адаптивных перестроек, комплекс происходящих в ор-ганизме и личности изменений в наибольшей степени зависит от уровня личностной мобилизации. В систематизированном виде кар-тину изменений в организме и психике при столкновении с трудно-стями представим в виде таблицы (см. табл. 1).

Таблица 1. Состояния в ситуациях преодоления трудностей

Характери-стики

Мобилизация (уровень активности)

Недостаточная

Адекватная

Избыточная

Отношение к ситуации, доминирующий мотив

Эмоциональное неприятие цели без адекватной когнитивной оценки

Согласованность эмоциональной и когнитивной оценки; стремление найти путь к цели

Эмоциональный компонент отношения доминирует над когнитивным; часто принятие цели до адекватной когнитивной оценки; стремление достичь цели немедленно

Ведущая характеристика состояния

Вялость; пониженная активация

Деятельное состояние; адекватная текущей ситуации активация

Азарт; высокая активация и высокое напряжение

Настроение

Сниженное настроение, уныние

Ровное настроение, бодрость

Неровное настроение, беспокойство

Энергетическая характеристика физиологических процессов

Сниженное расходование энергии или трата ее на торможение

Адекватное, устойчивое расходование энергии

Избыточное расходование энергии

Преобладающая фаза стресса

Фаза истощения

Фаза резистентности

Фаза мобилизации (фаза тревоги)

Поведение

Пассивное (капитуляция)

Активное организованное

Активное дезорганизованное

Вероятные последствия

Апатия или депрессивное состояние, если жизненные обстоятельства не изменяются в лучшую сторону

Сохранение или повышение психологической устойчивости, удовлетворенность самореализацией

Переутомление или астеническое состояние, если жизненные обстоятельства не изменяются в лучшую сторону

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ