бесплатные рефераты

Анализ существующих подходов оценки психологической устойчивости личности при работе с конфиденциальной информацией

Об использовании методики

Поскольку в методике использованы валовые показатели психического со-стояния, то результаты ее более устойчивы во времени, нежели аналогичные (САН, ФПС-1Л, опросник Спилбергера). Стимульный материал ЦТЛ не в со-стоянии способствовать диагностике психических свойств. Поэтому ОППС сле-дует рассматривать только как параметры состояния человека. Нельзя проводить ОППС с лицами находящимися в состоянии наркотического опьянения. Кри-тично следует относиться к результатам, полученным от недееспособных и час-тично дееспособных лиц: инвалидов, частично вменяемых, страдающих психиче-скими расстройствами и т.п. Методика была апробирована на российском кон-тингенте и применение ее к лицам других культур без предварительной апроба-ции и адаптации представляется нецелесообразным.

Данная методика предназначена для экспресс-диагностики так называемых основных параметров психического состояния, состояния в котором находится испытуемый в момент обследования. [15]

Вывод

Из проведенного анализа следует вывод о том, что наиболее эффективно использовать 16 факторный опросник Кеттела в сочетании с исследованием тем-пераментных особенностей личности по Айзенку (57 вопросов) и методикой Смекала и Кучера, адаптированной Пейсаховым, на выявление общей направ-ленности личности. Это позволит наиболее полно и широко определить психоло-гическую устойчивость личности допущенной к работе с конфиденциальной ин-формацией.

2. Разработка методики оценки личности

Рассмотрим подробнее 16 факторный опросник Кеттела, опросник по Ай-зенку (57 вопросов) и методику Смекала и Кучера, адаптированную Пейсахо-вым, на выявление общей направленности личности. Комплексное применение этих опросников представляет собой эффективную методику оценки психологи-ческой устойчивости личности, допущенной к работе с конфиденциальной ин-формацией.

2.1 Методика на основе 16 факторного опросника Кеттела,

опросника Айзенка и методики Смекала и Кучера

Опросник Кеттела

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно да-ется соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе от-ветов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из ко-торых предлагается три варианта ответов (а, Ь, с). Испытуемый выбирает и фик-сирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придержи-ваться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришед-ший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.

Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходя-щих в конечном итоге к тем или иным факторам.

Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера во-просов и количество баллов, которые получают ответ а, Ь, с в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или О баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов (в правый столбик), экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стандартные (стены) по таблице 3. Затем экспериментатор определяет какое развитие получил каждый фактор: низкая, средняя, высокая, выписывает черты, характеризующие степень их развития и анализирует результаты. Если какая - либо из черт вызывает сомнение, лучше ее не включать в характеристику.

Чтобы результаты были надежными, следует подтвердить их с помощью дру-гих методик или с помощью другой формы этого же теста.

Результаты применения данной методики позволяют определить психологи-ческое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем ка-ждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внут-ренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроем того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:

Интеллектуальный блок: факторы: В - общий уровень интеллекта; М -уро-вень развития воображения; Q 1 - восприимчивость к новому радикализму.

Эмоционально-волевой блок: факторы: С - эмоциональная устойчивость; О -степень тревожности; Q 3 - наличие внутренних напряжений; Q 4 - уровень развития самоконтроля; G - степень социальной нормированности и организованности.

Коммуникативный блок: факторы: А - открытость, замкнутость; Н-сме-лость; L - отношение к людям; Е - степень доминирования -подчиненности; Q 2 - зависимость от группы; N - динамичность.

До некоторой степени эти факторы соответствуют факторам экстраверсии -интраверсии и нейротизма по Айзенку, а так же могут быть интерпретированы с точки зрения общей направленности личности: на задачу, на себя, на других. В связи с этим, данную методику можно применять в сочетании с исследованием темпераментных особенностей личности по Айзенку (57 вопросов) и методикой Смекала и Кучера, адаптированной Пейсаховым, на выявление общей направлен-ности личности.

Вопросы опросника Кеттела

Инструкция ucпытуемому: Перед вами вопросы, которые помогут выяс-нить особенности вашего характера, Вашей личности. Не существует "верных" и "неверных" ответов, так как каждый прав по отношению к своим собственным взглядам. Вы должны хотеть отвечать точно и правдиво. В начале Вы должны от-ветить на четыре вопроса, которые даны в качестве образца и посмотреть не нуж-даетесь ли Вы в дополнительных разъяснениях. Вы должны зачеркнуть соответст-вующие Вашему ответу квадратик на специальном бланке для ответа. Существует три возможных ответа на каждый вопрос. Пример:

1. Я люблю смотреть командные игры:

а) да в) иногда с) нет

2. Я предпочитаю людей:

а) сдержанных в) затрудняюсь ответить с) быстро устанавливающих друже-ские контакты.

3. Деньги не могут принести счастья:

а) да в) не знаю с) нет

4. Женщина находится в таком же отношении к ребенку как кошка к:

а) котенку в) собаке с) мальчику.

На последний вопрос есть правильный ответ: котенок. Но таких вопросов очень мало. Если Вам что-нибудь не ясно, обратитесь к экспериментатору за разъяснениями. Не начинайте без сигнала экспериментатора. Отвечая помните следующих четыре правила:

У Вас времени на обдумывание нет. Давайте первый, естественный ответ, который Вам придет в голову. Конечно, вопросы сформулированы слишком кратко и неподробно, чтобы Вы могли выбрать то, что бы хотелось. Например, первый вопрос в примерах спрашивает Вас о "командных играх". Вы, возможно, больше любите футбол, чем баскетбол. Но Вас спрашивают о "средней игре", о той ситуации, которая в среднем соответствует этому случаю. Дайте самый точ-ный ответ, который Вы можете. Вы должны закончить отвечать не позднее, чем за полчаса.

Старайтесь не увлекаться средними, неопределенными ответами, за исклю-чением тех случаев, когда. Вы действительно не можете выбрать крайний случай. Возможно, это будет в одном из четырех - пяти вопросов.

Не пропускайте вопросов. Отвечайте хоть как-нибудь на все вопросы под-ряд.

Некоторые вопросы могут не очень подходить к Вам, но дайте все же луч-шее, что Вы можете предложить в данном случае. Некоторые вопросы могут по-казаться слишком личные, но помните, что результаты не разглашаются и не - могут быть получены без специального "ключа. Ответы на каждый отдельный вопрос не просматриваются.

Отвечайте так честно, как возможно, то что верно для Вас. Но пишите того, что как Вы думаете, правильнее было бы сказать, чтобы произвести впе-чатление на экспериментатора.

Вопросы

1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем раньше:

а) Да в) Трудно сказать с) нет

2. Я мог бы счастливо жить один, вдалеке от людей, как отшельник:

а) Да в) Иногда с) Нет.

Если бы я говорил, что небо "находится снизу", и что зимой "жарко", я дол-жен был бы назвать преступника.

а) Гангстером в) Святым с) Тучей

4. Когда я ложусь спать, я:

а) насыпаю мгновенно в) нечто среднее с) засыпаю медленно, с трудом.

Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я чувство-вал себя удовлетворенным:

а) Если бы остался позади других машин б) Не знаю

с) Если бы я обогнал все идущие впереди машины

6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие ис-тории: а) Да в) Иногда с) Нет

7. Для меня важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспо-рядка а) верно в) трудно сказать с) неверно

8. Большинство людей, которых я встречаю на вечеринке, рады меня видеть. а) Да в) Иногда с) Нет.

9. Я бы скорее занимался:

а) Фехтованием и танцами в) Затрудняюсь сказать

с) Борьбой и ручным мя-чом.

10. Про себя я смеюсь над тем, что существует такая большая разница ме-жду тем, что люди делают и тем, что они рассказывают о том.

а) Да в) Иногда с) Нет

11. Когда я читаю о каком-нибудь происшествии, я точно хочу выяснить как это все случилось.

а) Всегда в) Иногда с) Редко

12. Когда друзья подшучивает надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и совсем не огорчаюсь.

а) Верно в) Не знаю с) Неверно.

13. Когда кто-нибудь грубо говорит со мной, я могу быстро забывать об этом. а) Верно в) Не знаю с) Неверно.

14. Мне нравится "изобретать" новые способы в выполнения какой-либо ра-боты больше, чем придерживаться испытанных, приемов.

а) Верно в) Не знаю с) Неверно

15. Когда я обдумываю что-нибудь, я люблю делать это без посторонней помощи, один.

а) Да в) Иногда с) Нет

16. Я думаю, что реже говорю неправду, чем большинство лю-дей. а) Верно в) Нечто среднее с) Нет

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать реше-ния. а) Верно в) Не знаю с) Неверно

Конец первого столбца

18. Иногда, хотя и очень недолго, я чувствовал ненависть к моим роди-телям. а) Да в) Не знаю с) Нет

19. Я бы скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:

а) моим друзьям в) Не знаю с) В своем дневнике

20. Я думаю, что противоположным по значению словом по отношению к противоположности слова "неточный" будет:

а) Небрежный в) Тщательный с) Приблизительный

21. Я всегда полон энергии, когда мне это необходимо

а) Да в) Трудно сказать с) Нет

22. Меня больше раздражают люди, которые:

а) Своими непристойными шутками вгоняют других в краску

в) Не знаю

с) Опаздывают на условленную встречу и заставляют меня волноваться

23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать;

а) Верно в) Не знаю с) Неверно

24. Я думаю, что ...

а) Некоторые виды работ не возможно выполнить так же тщательно, как другие в) Затрудняюсь сказать

с) Любую работу следует делать тщательно, если Вы вообще за нее взялись

25. Мне всегда приходится бороться со своей робостью.

а) Да в) Возможно с) Нет

26. Мои друзья чаще: а) Спрашивают моего совета

б) Делают то и другое наполовину с) Дают мне советы

27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сде-лать вид, что не заметил этого, чем разоблачать его.

а) Да в) Иногда с) Нет

28. Мне нравится друг, который ...

а) Имеет действие и практические интересы в) Не знаю

с) Серьезно обдумывает взгляды на жизнь

29. Я раздражаюсь, когда слышу, что другие высказывают идеи, противопо-ложные тем, в которые я твердо верю.

а) Верно в) Затрудняюсь ответить с) Неверно

30. Меня волнуют мои прошлые поступки ошибки.

а) Верно в) Не знаю с) Неверно

31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, я предпочел: а) Играть в шахматы в) Затрудняюсь сказать с) Играть в городки

32. Мне нравятся общительные кампанейские люди.

а) Да в) Не знаю с) Нет

33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случаются меньше не-приятностей, неожиданностей, чем с другими людьми

а) Да в) Трудно сказать с) Нет

34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо. а) Да в) Иногда с) Нет

Конец второго столбца в бланке ответов

35. Мне трудно признать, что я не прав. а) Да в) Иногда с) Нет

36. На заводе было бы интересно:

а) Работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производ-стве в) Трудно сказать

с) Беседовать с другими и принимать их на работу

37. Какое слово не связано с другими двумя: а) Кошка в) Близко с) Солнце

38. То, что в некоторой степени отвлекает меня, мое внимание: а) Раздражает меня в) Нечто среднее с) Не беспокоит

39. Если бы у меня было много денег, я:

а) Я позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зависть в) Не знаю

с) Жил бы не стесняя себя ни в чем 40. Худшее наказание для меня:

а) Тяжелая работа в) Не знаю с) Быть запертым в одиночестве

41. Люди должны больше, чем они делают сейчас, требовать соблюдения за-конов морали

а) Да в) Иногда с) Нет

42. Мне говорили, что ребенком я был скорее: а) Спокойным и любил ос-таться один в) Не знаю с) Жизнерадостный и всегда активный

43. Мне нравится практическая повседневная работа с различными

установками и машинами а) Да в) Трудно сказать с) Нет

44.Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это за-трудняет их.

а) Да в) Трудно сказать с) Нет

45. Если бы я беседовал с незнакомым человеком, я скорее: а) Обсуждал бы с ним политические и общественные взгляды

в) Не знаю

с) Хотел бы услышать от него несколько новых анекдотов

46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большин-ство людей

а) Верно в) Не знаю с) Нет

47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочу плакать. а) Верно в) Не знаю с) Нет

48. В музыке я наслаждаюсь:

а) Маршами в исполнении военных оркестров в) Не знаю

с) Типичное соло

49. Я быстрее предпочел провести два летних месяца а) В деревне одним или с двумя друзьями

в) Не знаю

с) Возглавляя группу в туристических лагерях

50. Усилия, затраченные на составление предварительных планов а) Никогда не лишне в) Трудно сказать с) Не стоит этого

51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей не обижают меня и не делают несчастным.

а) Верно в) Иногда с) Неверно

Конец третьего столбца

52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими:

а) Верно в) Иногда с) Неверно

53. Я предпочел бы скорее работать:

а) В учреждении, где мне бы пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них в) Затрудняюсь ответить

с) Архитектором, работая над своими проектами в тихой комнате

54. "Дом" так относится к "комнате", как "дерево" к:

а) Лесу в) Растению с) Листу

55. То, что я делаю, у меня получается: а) Редко в) Иногда с) Часто

56. В большинстве дел я:

а) Предпочитаю рискнуть в) Не знаю

с) Предпочитаю действовать наверняка

57. Некоторые люди считают, что я громко говорю: а) Скорее всего это так в) Не знаю с) Думаю нет

58. Я восхищаюсь больше:

а) Человеком умным, но ненадежным и непостоянным в) Трудно сказать

с) Человеком со средними способностями, но умеющим противостоять вся-ческим соблазнам

59. Я принимаю решение:

а) Быстрее, чем многие люди в) Не знаю с) Медленнее, чем многие люди

60. На меня производит большое впечатление:

а) Мастерство и изящество в) Не знаю с) Сила и мощь

61. Я считаю, что я человек склонный к сотрудничеству:

а) Да в) Нечто среднее с) Нет

62. Мне нравиться говорить с изысканным, утонченным человеком, чем с от-кровенным и прямолинейным:

а) Да в) Не знаю с) Нет

63. Я предпочитаю:

а) Решать вопросы, касающиеся лично меня сам в) Затрудняюсь ответить

с) Обсуждать с моими друзьями

64. Если человек не отвечает сразу же, когда я что-нибудь говорю ему, то я чувствую, что должно быть, сказал какую-нибудь глупость:

а) Верно в) Не знаю с) Неверно

65. В школьные годы я больше всего узнал:

а) На уроках в) Трудно сказать с) Читая книги

66. Я избегаю работы в общественных организациях, и связанной с этим от-ветственностью: а) Верно в) Иногда с) Неверно

67. Когда вопрос очень труден, который надо решить, и требует много уси-лий, я стараюсь: а) Заняться другим вопросом в) Затрудняюсь ответить

с) Еще раз попробовать решить этот вопрос

68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т.д. казалось бы, без определенной причины: а) Да в) Иногда с) Нет

69. Иногда мой ум работает не так ясно, как в другое время: а) Верно в) Не знаю с) Неверно

70. Я счастлив сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже это немного неудобно для меня

а) Да в) Иногда с) Нет

71. Я думаю, что правильно е число, которое должно продолжить ряд 1,2,3,4,5,6, ...

а) 10 в) 5 с) 7

72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты голово-кружения без определенной причины:

а) Да в) Не знаю с) Нет

73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить офи-цианту лишнее беспокойство: а) Да в) Не знаю с) Нет

74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди:

а) Верно в) Не знаю с) Неверно

45. На вечеринке мне придется:

а) Принимать участие в интересной беседе в) Затрудняюсь ответить

с) смотреть как, люди отдыхают и, отдыхать расслабившись самому

75. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать: а) Да в) Иногда с) Нет

76. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы хотел встретиться:

а) с Колумбом в) не знаю с) с Шекспиром

77. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела: а) Да в) Иногда с) Нет

78. Работая в магазине, я предпочел бы:

а) Оформлять витрины

в) Не знаю

с) Быть кассиром

79. Если люди обо мне плохо думают, это меня не волнует:

а) Да в) Трудно сказать с) Нет

80. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно: а) Сразу же думаю: "У него плохое настроение"

в) Не знаю

с) Беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил

81. Все несчастья происходят из-за людей:

а) Которые стараются во все внести изменения, хотя уже существует удовле-творительный способ решения этих вопросов

в) Не знаю

с) Которые отвергают новые, многообещающие предложения

82. Я получаю большое удовлетворение, рассказывая местные ново-сти; а) Да в) Иногда с) Нет

83. Аккуратные требовательные люди не уживаются со мной: а) Верно в) Иногда с) Неверно

84. Я думаю, что я менее раздражительный, чем большинство людей:

а) Верно в) Иногда с) Неверно

Конец пятого столбца в бланке для ответов

85. Я могу легче не считаться с людьми, чем они со мной а) Верно в) Иногда с) Неверно

86. Бывает, что все утро у меня возникает нежелание с кем-либо говорить: а) Верно в) Иногда с) Никогда

87. Если стрелки часов встречаются каждые 65 минут, отмеренных по точ-ным часам, то эти часы: а) Отстают в) идут правильно с) Спешат

88. Мне бывает скучно: а) Часто в) Иногда с) Редко

89. Люди говорят, что мне нравится делать все своим собственным спосо-бом: а) Верно в) Иногда с) Неверно

90. Я считаю, что нужно избегать лишних волнений, потому что они утом-ляют меня: а) Да в) Иногда с) Нет

91. Дома в свободное время, я: а) Болтаю и отдыхаю

в) Затрудняюсь ответить с) Занимаюсь интересующими меня делами

92. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с другими новыми людьми: а) Да в) Иногда с) Нет

93. Я считаю, что-то, что говорят люди стихами, можно также точно выра-зить прозой: а) Да в) Трудно сказать с) Нет

94. Я подозреваю, что люди, которые относятся ко мне по-дружески, могут оказаться предателями за моей спиной: а) Да в) Иногда с) Нет

95. Я думаю, что даже самые драматические события через год, уже не ос-тавляют в душе никаких последствий: а) Да в) Иногда с) Нет

96. Я думаю, что интереснее было бы быть:

а) Натуралистом и работать с растениями

в) Не знаю

с) Страховым агентом

97. Я подвержен беспричинному страху и отвращению к некоторым ве-щам, например, к определенным животным, местам и т.д.:

а) Да в) Иногда с) Нет

98. Я люблю думать над тем, как можно было бы улучшить мир: а) Да

в) Трудно сказать с) Нет

99. Я предпочитаю игры:

а) Где надо играть в команде или иметь партнера в) Не знаю

с) Где каждый играет сам за себя

100. Ночью мне снятся фантастические сны а) Да в) Иногда с) Нет

101. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время ощущаю тре-вогу и страх: а) Да в) Иногда с) Нет

Конец шестого столбца в бланке ответов

102. Я могу обмануть людей своим дружеским расположением, когда на самом деле они мне не нравятся: а) Да в) Иногда с) Нет

103. Какое слово не принадлежит двум другим

а) Думать в) Видеть с) Слышать

104. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии? а) Двоюродным братом

в) Племянником с) Дядей

Таблица переводов из сырых оценок в стандартные (стены).

факторы

стены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

низкие

средние

высокие

1.А

0-4

5

6

7

8

-

9

10

11

12

2.В

0-2

-

3

-

4

-

5

6

-

7-8

3.С

0-3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

4.Е

0-1

2

3

4

5

6

7

8

9

10-12

5.F

0-1

-

3

4

5

6

7

8

9

10-12

6.G

0-3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

7.H

0-3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

8.I

0-3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

9.L

0-1

2

-

3

4

-

5

6

7

8-12

10.M

0-3

-

4

5

6

7

8

9

10

11-12

11.N

0-1

2

3

4

5

6

7

8

9

10-12

12.O

0-1

2

3

4

5

6

7

8

9

10-12

13.Q1

0-4

5

6

-

7

8

9

10

11

12

14.Q2

0-2

3

-

4

5

6

7

8

9

10-12

15.Q3

0-2

3

4

5

6

7

8

9

10

11-12

16.Q4

0-1

2

3

4

5

6-7

8

9

10

11-12

17.R

0-2

3

4

5

6

7

8

9

10

11-12

Интерпретация результатов.

Фактор А

А+

Открытость

Готовый к сотрудничеству, при-ветливый, уживчивый, внимательный к людям, естественный в обращении.

А-

Замкнутость

Холодный, замкнутый, скептич-ный, негибкий в отношениях с людьми, твердый, бескомпромисс-ный.

Фактор В

В+

Развитое мышление

Сообразительный, умеет анализи-ровать ситуации, способен к осмыслен-ным заключениям, интеллектуальный, культурный.

В-

Ограниченное мышление

Трудности в обучении, в умении анализировать и обобщать материалы, легко сдается, столкнувшись с трудно-стями, «мужлан».

Фактор С

С+

Эмоциональная стабильность

Спокойный, зрелый, уверенный, чувственно постоянный, не боится сложных ситуаций, эмоционально неус-тойчив.

С-

Эмоциональная неустойчивость

Нетерпимый, нетерпеливый, раз-дражительный, склонный к озабоченно-сти и огорчениям, откладывает решение сложных вопросов.

Фактор Е

Е+

Независимость

Пробивной, самоуверенный, твер-дый, серьезный, неуступчивый, ориги-нальный, неподатливый, сам для себя является «законом».

Е-

Податливость

Мягкий, уступчивый, зависимый, ласковый, мягкосердечный, дает волю чувствам, легко впадает в смятение, за-стенчивый, конформный.

Фактор F

F+

Беспечность

Беззаботный, импульсивный, раз-говорчивый, веселый, радостный, жи-вой, готовый реагировать, проявлять чувства.

F-

Озабоченность

Серьезный, углубленный в себе, озабоченно-задумчивый, пессимист, сдержанный, рассудительный, под са-моконтролем.

Фактор G

G+

Сознательность

Выдержанный, решительный, обя-зательный, ответственный, всегда гото-вый к действию, основательный, упор-ный в достижении цели, социальнонор-мированный, выраженная сила «супер ЭГО»

G-

Беспринципность

Небрежный. легкомысленный, не-надежный, непостоянный, легко сда-ется, столкнувшись с трудностями соз-дает помехи и трудности, с претен-зиями, не связывает себя с правилами.

Фактор H

H+

Смелость

Авантюрный, легко знакомится с людьми, реактивный, бодрый.

H-

Застенчивость

Нерешительный, уходит в себя.

ФакторI

I+

Чувственность

Нетерпимость, зависимый от дру-гих, ищущий помощи, приветливый, с богатой фантазией, требующий внима-ния других, ипохондрик, боязливый, мечтательный, утонченный, непрактич-ный.

I-

Твердость

Реалист, надеется на себя, берет на себя ответственность, суровый, жест-кий, действует по практическим сооб-ражениям, самостоятельный, бывает циничный, нечувствительный к своему физическому состоянию, самоуверен-ный.

Фактор L

L+

Подозрительный

Ревнивый, замкнутый, задумчи-вый, твердый, раздражитель, излишнее самомнение, направленный на себя, не-зависимый.

L-

Доверчивость

Дружеский, прямодушный, откры-тый, понимающий, снисходительный, мягкосердечный, спокойный, благо-душный, не завистливый, умеет ладить с людьми.

Фактор М

М+

Богемность

Углубленный в себя, интересую-щийся искусством, теорией, смыслом жизни, богатое воображение, беспо-мощный а практических делах, пре-имущественно веселый, не исключены истерические аномалии, в коллективе конфликтный, не обусловленный об-стоятельствами.

М-

Практичность

Интересующийся фактами, обу-словленный обстоятельствами, живая реакция на практические вопросы, ин-тересы сужены на непосредственный успех, спонтанно ничего не делающий, реалистический, надежный, серьезный, заботливый, но очень постоянно ориен-тирован на внешнюю реальность.

Фактор N

N+

Утонченность

Изысканно-утонченный, рафини-рованный, под самоконтролем, эстети-чески разборчив, светский, понимает себя, понимает других, честолюбивый, несколько неуверенный, неудовлетво-ренный.

N-

Простота

Простой без блеска, открытый, го-рячий, спонтанный в поведении, в об-ществе, простой вкус, отсутствует са-моанализ, не анализирует мотивы пове-дения других, доволен тем что имеет.

Фактор О

О+

Склонность к чувству вины

Боязливый, неуверенный, тревож-ный, озабоченный, депрессивный, чут-кий, легко впадает в растерянность, сильное чувство долга, чересчур забот-ливый, полон страхов, подвержен на-строению, частые плохие предчувствия.

О-

Спокойная самоуверенность

Верен в себя, спокойный, умеет позабавится, упрямый, видит смысл в целесообразности, неряшливый, бес-страшный, живет простыми делами, не-чувствителен к мнению о себе.

ФакторQ1

Q1+

Радикализм

Интеллектуальные интересы и со-мнения по поводу фундаментальных проблем, скептицизм, стремление пере-смотреть существующие принципы, склонность к экспериментированию и нововведениям.

Q1-

Консерватизм

Стремление к поддержке установ-ленных понятий, норм принципов, тра-диций, сомнения в новых идеях, отри-цание необходимости перемен.

Фактор Q2

Q2+

Самостоятельность

Предпочитает собственное мнение, независим во взглядах, стремится к са-мостоятельным решениям и действиям.

Q2-

Зависимость от группы

Конформен, зависим от чужого мнения, предпочитает принятие реше-ния с другими людьми, ориентирован на социальное одобрение.

Фактор Q3

Q3+

Самоконтроль, сильная воля

Дисциплинированность, точность в выполнении социальных требований, хороший контроль за своими эмоциями, забота о своей репутации.

Q3-

Недостаток самоконтроля, ин-дифферентность

Внутренняя конфликтность, низ-кий самоконтроль, недисциплиниро-ванность, несоблюдение правил, спон-танность в поведении, подчиненность своим страстям.

Фактор Q4

Q4+

Внутренняя напряженность

Возбужденный, взволнованный, напряженный, раздражительный, не-терпеливый, избыток побуждений, не находящий разрядки.

Q4-

Внутренняя расслабленность

Флегматичность, релаксация, вя-лость, лень, расслабленность, недоста-точная мотивация, не вполне оправдан-ная удовлетворенность.

Опросник PEN

Текст опросника

1. У Вас много различных хобби.

2. Вы обдумываете предварительно то, что собираетесь делать.

3. У Вас часто бывают спады и подъемы настроения.

4. Вы претендовали когда-нибудь на похвалу за то, что в действительно-сти сделал другой человек.

5. Вы разговорчивый человек.

6. Вас беспокоило бы то, что Вы залезли в долги.

7. Вам приходилось чувствовать себя несчастным человеком без особых на то причин.

8. Вам случалось когда-нибудь пожадничать, чтобы получить больше того, что Вам полагалось.

9. Вы тщательно запираете дверь на ночь.

10. Вы считаете себя жизнерадостным человеком.

11. Увидев, как страдает ребенок, животное, Вы бы сильно расстроились.

12. Вы часто переживаете из-за того, что сделали или сказали что-то, чего не следовало бы делать и говорить.

13. Вы всегда исполняете свои обещания, даже если лично Вам это очень неудобно.

14. Вы получили бы удовольствие прыгая с парашютом.

15. Способны ли Вы дать волю чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании.

16. Вы раздражительны.

17. Вы когда-нибудь обвиняли кого-нибудь в том, в чем на самом деле были виноваты Вы сами.

18. Вам нравится знакомиться с новыми людьми.

19. Вы верите в пользу страхования.

20. Легко ли Вас обидеть?

21. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

22. Находясь в обществе, Вы стараетесь быть в тени.

23. Стали бы Вы принимать средства, которые могут привести Вас в не обычное или опасное состояние (алкоголь, наркотики).

24. Вы часто испытываете такое состояние, когда все надоело.

25. Вам случалось брать вещь, принадлежащую другому лицу, будь это даже такая мелочь, как булавка или пуговица.

26. Вам нравится часто ходить к кому-нибудь в гости и бывать в обще-стве.

27. Вам доставляет удовольствие обижать тех, кого Вы любите.

28. Вас часто беспокоит чувство вины.

29. Вам приходилось говорить о том, в чем Вы плохо разбираетесь.

30. Вы обычно предпочитаете книги встречам с людьми.

31. У Вас есть явные враги.

32. Вы назвали бы себя нервным человеком.

33. Вы всегда извиняетесь, когда нагрубите другому.

34. У Вас много друзей.

35. Вам нравится устраивать розыгрыши и шутки, которые иногда могут действительно причинить людям боль.

36. Вы беспокойный человек.

37. В детстве Вы всегда безропотно и немедленно выполняли то, что Вам приказывали.

38. Вы считаете себя беззаботным человеком.

39. Много ли для Вас значат хорошие манеры и чистоплотность?

40. Волнуетесь ли Вы по поводу каких-либо ужасных событий, которые могли бы случиться, но не случились?

41. Вам случилось сломать или потерять чужую вещь.

42. Вы обычно первыми проявляете инициативу при знакомстве.

43. Можете ли Вы легко понять состояние человека, если он делится с Вами заботами.

44. у Вас часто нервы бывают натянуты до предела.

45. Бросите ли Вы ненужную бумажку на пол, если под рукой нет кор-зины.

46. Вы больше молчите, находясь в обществе других людей.

47. Считаете ли Вы, что брак старомоден и его следует отменить?

48. Вы иногда чувствуете жалость к себе.

49. Вы иногда много хвастаетесь.

50. Вы легко можете внести оживление в довольно скучную компанию.

51. Раздражают ли Вас осторожные водители?

52. Вы беспокоитесь о своем здоровье.

53. Вы говорили когда-нибудь плохо о другом человеке?

54. Вы любите пересказывать шутки и анекдоты своим друзьям?

Для Вас большинство пищевых продуктов одинаковы на вкус.

Бывает ли у Вас иногда дурное настроение?

Вы дерзили когда-нибудь своим родителям в детстве.

Вам нравится общаться с людьми.

Вы переживаете, если узнаете, что допустили ошибки в своей работе.

Вы страдаете от бессонницы.

Вы всегда моете руки перед едой.

Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман.

63. Вы предпочитаете приходить на встречу немного раньше назначен-ного срока.

Вы чувствуете себя апатичным, усталым без какой-либо причины.

Вам нравится работа, требующая быстрых действий.

Ваша мать - хороший человек (была хорошим человеком).

Часто ли Вам кажется, что жизнь ужасно скучна?

Вы когда-нибудь воспользовались оплошностью человека в своих целях?

Вы часто берете на себя больше, чем позволяет время.

Есть ли люди, которые стараются избегать Вас?

Вас очень заботит Ваша внешность.

Вы всегда вежливы, даже с неприятными людьми.

73. Считаете ли Вы, что люди затрачивают слишком много времени, что бы обеспечить свое будущее, откладывая сбережения, страхуя себя и свою жизнь?

Возникало ли у Вас когда-нибудь желание умереть?

75. Вы попытались бы избежать уплаты налога с дополнительного зара-ботка, если бы были уверены, что Вас никогда не смогут уличить в этом?

Вы можете внести оживление в компанию.

Вы стараетесь не грубить людям.

Вы долго переживаете после случившегося конфуза.

Вы когда-нибудь настаивали на том, чтобы было по-вашему?

Вы часто приезжаете на вокзал в последнюю минуту перед отходом по-езда?

Вы когда-нибудь намеренно говорили что-нибудь неприятное или обид-ное для человека?

Вас беспокоили Ваши нервы.

83. Вам неприятно находиться среди людей, которые подшучивают над

товарищем.

Вы легко теряете друзей по своей вине.

Вы часто испытываете чувство одиночества.

Всегда ли Ваши слова совпадают с делом.

Нравится ли Вам иногда дразнить животных?

Вы легко обижаетесь на замечания, касающиеся лично Вас и Вашей ра-боты.

Жизнь без какой-либо опасности показалась бы Вам слишком скучной.

Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

Вам нравится суета и ожидание вокруг Вас.

Вы хотите, что бы люди боялись Вас.

93. Верно ли, что Вы иногда полны энергии и все горит в руках, а иногда совсем вялы?

Вы иногда откладываете на завтра то, что должны сделать сегодня.

Считают ли Вас живым и веселым человеком?

Часто ли Вам говорят неправду?

Вы очень чувствительны к некоторым явлениям, событиям, вещам.

Вы всегда готовы признать свои ошибки.

99. Вам когда-нибудь жалко животное, которое попало в капкан?

100. Трудно ли Вам заполнить анкету?

При обработке опросника подсчитывается количество совпавших с «ключевым» ответов испытуемого.

Ключ

1. Шкала псuxотuзма.

ответы «нет» («-») - № 2, 6, 9,11,19,39,43,59,63,67,78,100;

ответы «да» («+») - № 14,23,27,31,35,47,51,55, 71, 85, 88, 93, 97.

2. Шкала экстраверсuu-uнтроверсuи:

ответы (нет («-») -№ 22, 30, 46, 84;

ответы «да» («+») - № 1, 5, 10, 15, 18,26,34,38,42, 50, 54, 58, 62, 66, 70, 74, 77, 81,90, 92, 96.

3. Шкала нейротuзма:

ответы «да» («+») - № 3, 7, 12, 16,20,24,28,32,36,40,44,48,52, 56,60,64,68, 72, 75,79,83,86,89,94,98.

4. Шкала искренности:

ответы «нет» («-») - N~ 4, 8, 17,25,29,41,45,49,53,57,65, 69, 76, 80, 82, 91, 95;

ответы «да» («+») - № 13,21,33,37,61,73,87,99.

Заключение

При подборе кадров на должности, связанные с работой с конфиденциальной информацией необходимо тестировать кандидатов на требуемые должности на наличие качеств устойчивости личности.

Список использованных источников

1. Бабенко Л.К., Кухаренко А.П., Макаревич О.Б., Макаров А.М., Пескова О.Ю., Струков В.И. Методическое пособие по курсу «Защита информации в предпринимательской деятельности». - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.- 356с.

2. Cловарь синонимов русского языка /Ред. Л. А. Чешко. - Москва: Изд-во МИФИ, 1986. - 547с.

3. Никошкова Е. В. Англо-русский словарь по психологии. Москва: Изд-во Дрофа, 1998. - 325 с.

4. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Москва: Изд-во Искра, 2000. - 245 с.

5. Никифоров Г. С. Психология здоровья. - СПб.: Изд-во БХВ-Петербург, 2002. - 378 с.

6. Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельно-сти //Психология. Учебник. /Ред. А. А. Крылов. - М., 1998. С. 484-494.

7. Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельно-сти. СПб.: Изд-во Питер 1996. - 234 с.

8. Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. Москва: Изд-во Мир 1989. - 132 с.

9. Куликов Л. В. Психология настроения. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. - 179 с.

10. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. - Москва: Изд-во Дрофа 1999. - 367 с.

11. Куликов Л. В. Проблема описания психических состояний (вступительная статья) //Психические состояния /Сост. и общая редак-ция Л. В. Куликова. - СПб., Питер. 2000. С. 11-42.

12. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоана-лиз. Москва: Изд-во АСТ 1993. - 139 с.

13. Курганский Н.А. Целеполагание и его мотивационные детер-минанты при неврозах //Психологический журнал. 1989. Т.10, № 6.

14. Куликов Л. В. Психологические механизмы манипулирова-ния сознанием в деструктивных культах //Анти-Саентология. Критика доктринальных основ и технологий хаббардизма. /Ред.-сост. А. А. Скородумов, А. Н. Швечиков. Изд-во СПбГМТУ - СПб., 1999. С. 8-21.

15. Материалы сайта http://azps.ru.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ