Анализ существующих подходов оценки психологической устойчивости личности при работе с конфиденциальной информацией
При столкновении с трудностями обычно наблюдаются два основ-ных варианта реагирования: гиперстения, связанная с активной дея-тельностью (порой нецелесообразной, саморазрушающей), и гипосте-ния. В большинстве случаев проявляется тенденция к динамике от ги-перстенических состояний к гипостеническим. При недостаточной мо-билизации наступление фазы истощения может быть ускорено, потому что предыдущие фазы либо очень быстротечны и недостаточно развер-нуты, либо протекают в идеальном плане без соответствующего дея-тельностного, поведенческого выражения.
В отношении к ситуации и в доминирующем мотиве центральная роль принадлежит согласованности и соразмерности когнитивного и эмоционального компонентов отношения. Близость механизмов стрес-совых изменений в психике и невротических, предневротических рас-стройств достаточно известна. Сравнивая особенности целеполагания и его мотивационные детерминанты у здоровых лиц и больных невро-зами. Оказалось, что более высокий уровень общей мотивации у боль-ных неврозами образуется за счет эмоционального компонента. Пред-положим, что несоразмерность когнитивного и эмоционального ком-понентов становится одной из причин того, что мотивация избегания неудачи - ведущая при неврозах - не приводит к реальному избеганию конфликта, связанного с неудачей, как это обычно происходит у здо-ровых лиц. Кроме того, и мотивация достижения успеха при неврозах не способствует тому, чтобы была выбрана цель, соответствующая возможностям, так как эмоциональный компонент поддерживает прежний завышенный уровень цели (несмотря на неудачи).[13]
Большое значение имеет акцент на внешней активности (экстраак-тивности) или адаптивности. Довольно часто приходится сталкиваться с точкой зрения (не всегда высказываемую явно), в которой за средой признается большая активность, чем за субъектом. При таком взгляде человек в трудных ситуациях «отвечает на воздействия», «приспосаб-ливается», «выдерживает обрушившуюся нагрузку» и т. п. Экстраак-тивность и адаптацию не следует рассматривать как противоположные полюсы одной шкалы. Речь идет не об отрицании одного процесса другим. Они оба необходимы личности для существования и развития. Направление всей энергии на экстраактивность делает человека уязви-мым для воздействий среды, неизбежно ослабляет адаптивные меха-низмы.
Чрезмерный акцент на адаптации также неблагоприятен, по-скольку делает человека излишне зависимым от среды. В том и другом случае психологическая устойчивость снижена. Поддержание устойчи-вости предполагает сбалансированное сочетание экстраактивности и адаптации. При отказе от активности, направленной на предметную или социальную среду, уменьшается независимость человека от нее. Добавим, что адаптация необходима для психологической устойчиво-сти, но и сама успешная адаптация невозможна без достаточной пси-хологической устойчивости.
Важную роль во всей совокупности явлений преодоления играет тревога. Приспособительное значение тревоги заключается в том, что она сигнализирует о неопознанной опасности, побуждая к ее поиску и конкретизации. Поскольку отвлечение внимания влияет на осуществ-ляемую деятельность, то активно-побуждающая функция тревоги мо-жет лежать в основе «беспорядочного поведения» или дезорганизую-щего влияния тревоги на деятельность.
Вероятный исход преодоления трудной ситуации, затрагивающей жизненные цели индивида, определен сложными взаимосвязями между ситуативным поведением и всем ходом самореализации личности. Один процесс находится под влиянием другого.
В том случае, если субъект не находит способов разрешения труд-ной ситуации, а жизненные обстоятельства не изменяются в лучшую для него сторону, состояние становится настолько неблагоприятным, что наступают те или иные расстройства психики. Особой распростра-ненностью отличаются депрессивные и астенические состояния.
Зависимое поведение как следствие снижения устойчивости
Мы уже касались вопроса негативных последствий дефицита пси-хологической устойчивости. Заметим, что снижение психологической устойчивости увеличивает риск возникновения зависимости. Мы выде-ляем три основных группы психологических зависимостей: химиче-ская, однонаправленная (акцентуированная) активность, интеракцион-ная зависимость. Рассмотрим кратко причины установления того или иного вида зависимости.
Химическая зависимость возникает при выходе эмоциогенных со-бытий за границы оптимума - их дефиците или пресыщении. Понятно, что особо значимы положительные эмоции в плане их желательности и необходимости. Чем уже у данного человека границы оптимума (как индивидуальная характеристика), тем меньше психологическая устой-чивость. Психоактивный препарат (алкоголь, токсикант, наркотик) ог-лушает и, тем самым, снижает значимость событий при их пресыще-нии. Переключаясь на эйфорические переживания, отвлекаясь от акту-альных событий, индивид субъективно отдаляет их от себя, уменьшая число значимых событий. Психоактивное вещество может и порождать события, причем не только в крайней форме, т. е. в виде галлюцина-ций. Например, раскрепощение и расслабление в состоянии алкоголь-ного опьянения интенсифицирует общение, облегчает совершение по-ступков, находившихся под гнетом самоконтроля и т. п.
Однонаправленная (акцентированная) активность (поглощенность играми, сексом, трудоголизм) одной из причин имеет личностную дис-гармонию, а именно редуцированное личностное развитие и функцио-нирование в сфере духовного бытия, в направлении познания и само-познания, межличностного взаимодействия. Эта зависимость возни-кает как некоторый вариант компенсации, преувеличения ценности со-бытий, порождаемых в акцентированной активности (труде, игре, сексе), как попытка заслонить значение иных ценностей, не связанных с акцентированной активностью.
Поглощенность активностью означает увлеченность, страстность. Если поглощает работа, то хобби - иного увлечения - не надо. Хобби и работа сливаются. Еще раз заметим, что большая загруженность ра-ботой (по времени и затрачиваемым силам) может быть связана с раз-ной мотивацией. Например, с желанием заработать побольше денег, укрепить или поднять социальный статус. При нетворческом характере работы или слабой увлеченности ею поглощения не будет, не будет страстного увлечения и, соответственно, данная деятельность не ста-нет опорой устойчивости. Более того, она будет порождать эмоцио-нальное пресыщение, излишнее напряжение и желание снизить дис-комфорт.
Снижение самодостаточности, аутентичности при дефиците само-идентификации, ослаблении чувства социальной принадлежности к определенной, достаточно отчетливо очерченной группе - все это ус-ловия, предрасполагающие к интеракционной зависимости (например, от деструктивного культа; «роковая» влюбленность). Фрустрированная потребность принятия другими, недостаточный авторитет и уважение в значимом кругу, пониженное самоуважение подталкивают индивида к более глубокому погружению в интеракцию [14].
1.3. Анализ существующих методик оценки устойчивости личности при ра-боте с конфиденциальной информацией
В психологии существуют различные методики оценки личности, такие как наблюдение, опрос, тестирование и проективные методики. Далее будем рассмат-ривать тестирование.
Методика "Выход из трудных жизненных ситуаций"
Люди по-разному выходят из затруднительных жизненных ситуаций. Одни мирятся с проблемами, неприятностями, приспосабливаются к ним, предпочи-тают «плыть по течению». Другие проклинают судьбу, эмоционально разряжа-ются и, в конечном счете, также успокаиваются, фактически не решая никаких проблем. Третьи замыкаются в себе и предпочитают «не видеть» проблем. Чет-вертые поступают как-то по-другому. Этот опросник позволяет выявить домини-рующий у данного человека способ решения жизненных проблем. Методика "Вы-ход из трудных жизненных ситуаций" позволяет узнать насколько психологиче-ски адекватно человек будет реагировать на возникающие проблемы. Ее можно применять с целью выяснения насколько жизненные проблемы будут влиять на психологическое равновесие человека.
Методика диагностики межличностных отношений Лири
Методика создана Т. Лири (Т. Лиар), Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной ме-тодики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаи-мооценке.
При исследовании межличностных отношений, социальных аттитюдов наи-более часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе глав-ных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифферен-циала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом аме-риканскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелю-бие-агрессивность, эмоциональ-ность-аналитичность.
Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизон-тальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь - соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определен-ным образом ориентированные относительно двух главных осей.
Схема Тимоти Лири основана на предположении, что чем ближе оказыва-ются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 ти-пов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсив-ности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение ка-кого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они груп-пируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обра-ботке подсчитывается количество отношений каждого типа.
Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведе-ния людей, Т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.
Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное "Я"", "мои партнеры" и т.д.
Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается ука-зать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.
Диагностика состояния агрессии (опросник Басса- Дарки)
Слово "агрессия" чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широ-ком контексте и поэтому нуждается в серьезном" очищении" от целого ряда на-слоений и отдельных смыслов.
Различные авторы в своих исследованиях, монографиях по-разному опреде-ляют агрессию и агрессивность:
– как врожденную реакцию человека для "защиты занимаемой террито-рии" (Лоренц, Ардри);
– как установку к господству (Моррисон); реакцию личности на враждеб-ную человеку окружающую действительность (Хорци, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустра-цию (Маллер, Дуб, Доллар др).
Под агрессивностью понимают свойство, качество личности, характеризую-щееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой ак-тивности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребно-сти индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодейст-вует этому процессу.
Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обла-дать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивно-сти, ведомости, конформности и т .д. Чрезмерное развитие ее начинает опреде-лять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между аг-рессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии мо-жет не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы.
В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достиже-ния и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противо-положны.
Исходя из этого, можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый - мотивационная агрессия, как самоценность, второй - инструмен-тальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут прояв-ляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональ-ными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности про-гнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса- Дарки.
А. Басе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: " ... реакцию, раз-вивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия - использование физической силы против дру-гого лица.
2. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного со-противления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вы-мышленные действия.
6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отно-шению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и наносят вред.
7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств через как форму, так и через содержание словесных ответов.
8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угры-зения совести.
При составлении опросника использовались принципы:
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ос-лабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Данный опросник позволяет выяснить: пассивная, ведомая, конформностная или конфликтная, неспособная на сознательную кооперацию личность.
Опросник Реана
Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструк-тивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. их отличает на-стойчивость в достижении цели, целеустремленность.
Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации ле-жит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой ги-потетической неудачи, а не о способах достижения успеха.
Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно вы-сокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным от-ношением к делу.
Данный опросник позволяет определить: уверенный в себе, в своих си-лах, ответственный, инициативный и активный человек. Его отличает на-стойчивость в достижении цели, целеустремленность. Или не уверенный в своих силах, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому.
Ориентационная (ориентировочная) анкета
Для определения личностной направленности в настоящее время используется Ориентационная (ориентировочная) анкета, впервые опублико-ванная Б. Бассом в 1967 г.
Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наибо-лее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ "наи-более" получает 2 балла, "наименее" - О, оставшийся невыбранным - 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направ-ленности отдельно.
С помощью методики выявляются следующие направленности:
1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в дос-тижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
2. Направленность на общение (0)- стремление при любых условиях под-держивать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней по-мощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, по-требность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
3. Направленность на дело (Д)- заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотруд-ничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, кото-рое полезно для достижения общей цели.
С помощью методики выявляется следующее:
1. Ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склон-ность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
2. Стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкрет-ных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональ-ных отношениях с людьми.
3. Заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Многофакторные тесты
Характерологический опросник Леонгарда
Этот тест предназначен для выявления типа акцентуации характера, Т.е. оп-ределенного направления характера. Акцентуации рассматриваются как крайний вариант нормы, в чем состоит их главное отличие от психопатий - патологических расстройств личности. Опросник включает в себя 88 вопросов, 1 О шкал, соответ-ствующих определенным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбуди-мую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испы-туемого. Четвертая шкала показывает склонность к педантизму. Пятая шкала вы-являет повышенную тревожность, шестая - склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая - о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемо-сти, десятая - силу и выраженность эмоционального реагирования.
Перед проведением опроса дается инструкция. Время ответов не ограничива-ется.
Акцентуированные личности не являются патологическими. Они характери-зуются выделением ярких черт характера. Данный тест характеризует личность с высокой жизненной активностью, показывает возбудимую акцентуацию. Говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Показывает склонность к педан-тизму. Выявляет повышенную тревожность, склонность к перепадам настроения. Говорит о демонстративности поведения испытуемого, неуравновешенности по-ведения. Показывает степень утомляемости, силу и выраженность эмоциональ-ного реагирования.
Опросник FPI
Вводные замечания. Личностный опросник создан преимущественно для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения таких ши-роко известных опросников, как 16PF, ММPI, ЕР! и др. Шкалы опросника сфор-мированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики психиче-ских состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной, профессиональной адаптации и регуляции поведения. Ос-нащение. Опросник с инструкцией и бланк ответного листа в количестве, соот-ветствующем числу одновременно исследуемых лиц.
Опросник FPI содержит 12 шкал; форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в оп-роснике -114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I-IX являются основными, или базо-выми, а Х -ХН -производными, интегрирующими. Производные шкалы состав-лены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами Е, N и М соответственно.
Шкала 1 (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астени-ческого типа со значительными психосоматическими нарушениями.
Шкала Н (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопа-тизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.
Шкала HI (депрессивность) дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном со-стоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.
Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устой-чивости.
Данный опросник характеризует уровень невротизации личности, позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа, позволяет судить об эмоциональной устойчивости, отражает устойчивость к стрессу, позволяет харак-теризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичность оп-ределяет тип личности экстраверт - интроверт.
16-факторный опросник Кеттела
Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р .Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отно-шений.
Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выяв-ление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наиболь-шего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.
Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопро-сов).
В России чаще всего используют формы А и С. Наибольшее распростране-ние опросник получил в медицинской психологии при диагностике профессио-нально важных качеств, в спорте и научных исследованиях.
Опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний - и оценку, и реше-ние теста, и отношение к какому-либо явлению.
Результаты применения данной методики позволяют определить психологи-ческое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со сто-роны межличностных отношений.
Опросник PEN
Опросник EPI, предложен Гансом и Сибиллой Айзенк в 1963 г. Добавление к шкалам ЕР! шкалы психотизма привело к появлению в 1968 г. опросника PEN , адаптированный вариант которого здесь приводится.
Опросник содержит 100 вопросов, на которые испытуемые должны ответить «да» либо «нет» (в бланке для ответов проставляются соответственно знаки «+» или «-»). Опросник измеряет такие психические свойства, как нейропсихическая лабильность, экстраверсия и психотизм.
Вторично можно вывести наличие таких черт личности, как эмоционально-волевая стабильность, отнести темперамент испытуемых к классическим типам: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Опросник показывает связь между этими четырьмя типами темпераментов и результатами факторно - аналитиче-ского описания личности. Время на ответы не ограничивается, хотя не рекомен-дуется затягивать процедуру об следования.
Перед обследованием испытуемому выдается бланк для ответов и зачитыва-ется инструкция. Опрос можно проводить как индивидуально, так и в группе. Ин-струкция: «Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера и здоровья. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте «+» (<<Да»), если нет - знак «-» (<<нет»). Долго не задумывайтесь, здесь пра-вильных и неправильных ответов нет».
Методика содержит 4 шкалы: психотизма, экстраверсии-интроверсии, ней-ротизма и специфическую шкалу, предназначенную для оценки искренности ис-пытуемого, его отношения к обследованию.
Перечисленные шкалы измеряют следующие особенности:
– шкала псuxотuзма говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности лиц,;
– имеющих высокие оценки по данной шкале. Высокие оценки по шкале психотизма показывают на высокую конфликтность. Средние значения - 5 - 12;
– экстраверсuя проявляется в общительном, активном, оптимистиче-ском, самоуверенном и импульсивном поведении; для интровертов характерно поведение необщительное, пассивное, спокойное, вдумчивое, рассудительное. Высокие оценки по шкале экстраверсия - интроверсия соответствуют экстравер-тированному типу, низкие - интровертированному. Средние показатели - 7 - 15 баллов;
– человеку с высоким нейротизмом свойственны сверхчувствительные ре-акции, напряженность, тревожность, недовольство собой и окружающим ми-ром, ригидность Индивид с низким уровнем нейротизма спокоен, беззаботен, не-принужден в общении, надежен. Высокие показатели по шкале нейротизма гово-рят о высокой психической не устойчивости. Средние показатели - 8 - 16;
– если по шкале искренности количество баллов превышает 10, то резуль-таты обследования считаются недостоверными и испытуемому следует от-вечать на вопросы более откровенно.
Результаты использования данной методики в обследовании с целью про-фессионального отбора на различные специальности в сферу обслуживания и торговли показали, что обследуемым, имеющим оценки по шкале психотизма выше 10, не рекомендуется работать в перечисленных областях народного хозяй-ства и по специальностям типа «человек - человек».
Возможно индивидуальное использование и в группе.
Опросник измеряет такие психические свойства, как нейропсихическая ла-бильность, экстраверсия и психотизм. Вторично можно вывести наличие таких черт личности, как эмоционально-волевая стабильность, отнести темперамент ис-пытуемых к классическим типам: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Опросник показывает связь между этими четырьмя типами темпераментов и ре-зультатами факторно - аналитического описания личности.
Тест на объективность
С помощью представленного далее опросника оценивается способность че-ловека объективно характеризовать других людей, их положительные, отрица-тельные стороны и достижения.
В опроснике имеются 12 разных жизненных ситуаций, связанных с воспри-ятием и оценкой людей, и на каждую такую ситуацию можно отреагировать не-сколькими способами:. Три возможных варианта таких реакций, из которых ис-пытуемый должен выбрать наиболее подходящий для него, приписаны каждой ситуации. Каждый из выборов оценивается определенным количеством баллов, и на основе суммы полученных баллов судят о том, насколько данный человек в своих межличностных оценках объективен.
С помощью представленного опросника оценивается способность человека объективно характеризовать других людей, их положительные, отрицательные стороны и достижения.
Проективные тесты
Основные параметры психического состояния
Методика ОГП1С (Основные параметры психического состояния) разрабо-тана в 1998 году Кармановым А.А. Данная методика предназначена для экспресс-диагностики так называемых основных параметров психического состояния, со-стояния в котором находится испытуемый в момент обследования. Основные па-раметры психического состояния понимаются как валовые и срезовые показатели наиболее общих особенностей протекания психической жизни человека в данный момент. В результате применения факторного анализа были выделены следую-щие три основные параметры:
– настроенность-фрустрированность;
– спонтанность-полезависимость;
– ригидность-транс.
В названии каждого параметра заложены противоположные полюсы пара-метра (так например ригидность является противоположным полюсом по отно-шению к трансу). Стимульный материал методики представляет собой стандарт-ный (из 8 карточек) набор Цветового теста Люшера.
Описания параметров Настроенность-фрустрированность
Настроенность - фрустрированность является мерой координированности психических процессов. "Критическими точками", состаляющими этого пара-метра являются:
– достаточность иерархической координации мотивов;
– напряженность побуждения;
– эмоциональная устойчивость;
– активность восприятия;
– самостоятельность мышления.
Таким образом, можно составить примерное описание человека, находяще-гося в состоянии фрустрированности: бесцельное времяпрепровождение, шат-кость и неустойчивость целей, связанная с этим неуверенность в своих действиях, растерянность; побуждения к конкретным действиям несильны и непродолжи-тельны, человек быстро остывает, часто переключается на новые виды деятельно-сти; эмоционально неустойчив (эмоции быстро сменяют друг друга, либо наобо-рот затягиваются); восприятие неактивно, человек сильно подвержен иллюзиям (во всех смыслах), отвлекаем, сильно впечатлителен; продуктивность мышления зависит от многих факторов, как от других психических процессов (излишние эмоции сильно мешают логике, например), так и от факторов окружающей среды (погоды, температуры воздуха и пр.).
Описание человека в состоянии настроенности: целенаправленность всех действий и поступков, человек всегда в состоянии объяснить зачем он сделал то или иное действие, как оно состыковывается с иными его действиями, намере-ниями; побуждения достаточно сильны и продолжительны, в рамках разумного стремится завершить начатое или только задуманное дело; эмоционально устой-чив, эмоции являются, как правило следствием ситуации, а не ее причиной, мало задумываются над своими эмоциями, их природой (особенно без стимули-рующей на это ситуацией извне); восприятие активно, Т.е. оно обрабатывает ин-формацию в первую очередь, исходя из прагматической ценности ее; холодный рассудок, логичность.
Спонтанность-полезависимость
Близкими по смыслу спонтанности и полезависимости являются термины "активность" и "пассивность". Спонтанность означает порождаемость конкретных действий изнутри, Т.е. эндогенность их. Полезависимость означает порождае-мость действий (как и иных составляющих психической жизни) извне, Т.е. экзо-генность их. Тремя наиболее важными составляющими этого параметра являются:
– энергетический уровень;
– баланс симпатической и парасимпатической составляющей вегетатив-ной нервной системы;
– уровень концентрации внимания, и вообще - владения психическими процессами;
– зависимость-независимость от ситуации;
– конформность-неконформность;
Портрет полезависимого человека: низкий энергетический уровень (сам по себе или неадекватно ситуации); преобладание парасимпатической составляю-щей; человек-"раб ситуаций" (к примеру он проходит мимо вешалки, на которой висит чужая шляпа и одевает ее, и не потому, что своровал - а так как "ситуация обязывает"); неадекватная управляемость, зависимость от других людей (прояв-ляется как в покорности, так и в стремлении подражать, приспособиться ... ).
Портрет спонтанного человека: высокая энергетика; преобладание симпа-тики; человек ведет себя как лидер, стремящийся повести за собой. Крайним ва-риантом состояния спонтанности является состояние аффекта (в классическом понимании): чрезвычайно высокий энергетический тонус, сужение внимания, персеверации и т. д.
Ригидность-транс
Параметр ригидность-транс в первую очередь отражает уровень личностной динамики, роста, развития, прогресса человека. Один полюс этого параметра, ри-гидность - состояние окостенелости, невозможности анализировать свои по-ступки, получать обратную связь о результатах своей деятельности, персеверации на всех уровнях, нежелание детально дифференцировать объекты и процессы ок-ружающего мира; очень стабильная самооценка. Другой полюс этого параметра, транс - отличается непредсказуемостью поступков человека (и главное - мнений, оценок!), в состоянии транса человек сильно переоценивает значимость тех или иных событий как результата своей деятельности или деятельности других лю-дей; человек в данном состоянии склонен увлекаться мистикой, верить в астроло-гию и других барабашек; малейшее фактор внешней и внутренней среды спосо-бен спровоцировать человека в состоянии транса на очень сильный скачок в лич-ностном развитии; в целом, состояние транса - это уже есть движение (прогресс, регресс - в равной степени), постоянный переход в новое качество.
Основные параметры психического состояния и общенаучный базис цель--средство-результат.
Является очевидным, что три параметра теста напрямую соотносятся с кате-гориями общенаучного базиса цель-средство-результат. Так, первый параметр, настроенность-фрустрированность, отражает категорию "цель". А именно отра-жает способность человека к адекватной постановке цели, внутренней свободе в выборе целей своей деятельности. "Спонтанность-полезависимость" является от-ражением категории "средство", свидетельствует об уровне внутренней свободы в выборе средств достижения поставленной цели. Недаром у данного параметра присутствует такой важный компонент как активность, ибо активный человек, че-ловек, находящийся в состоянии возбуждения - значительно свободнее в выборе средств, чем человек утомленный, подавленный, расслабленный. Агрессивность как составляющая данного параметра тоже повышает свободу действий, что явля-ется очевидным, так как человек в состоянии агрессии об интересах окружающих людей думает не в самую первую очередь. "Ригидность-транс" является воплоще-нием категории "результат", отражает уровень переживания результата, "уровень порога восприятия" его. В состоянии ригидности индивид недооценивает значи-мость полученных результатов. Именно это заставляет персевирирующего чело-века неоднократно выполнять какое-то действие, повторять десятки раз одну фразу: высоко поставленная планка, мощный фильтр, включенный в момент на-хождения в состоянии ригидности, настолько тормозят акцептор результатов дей-ствия, что человек даже не замечает того, что действие закончено, фраза сказана ... Наоборот, человек в состоянии транса склонен весьма переоценивать значи-мость для себя тех или иных результатов, да и вообще событий. Человек в со-стоянии транса постоянно "перетекает" из одного состояния в другое. И поводом для очередного перетекания может стать все, что угодно и черная кошка, перебе-жавшая дорогу, и счастливый билетик, и взгляд искоса незнакомого человека, и парад планет.
Проведение обследования
Испытуемому предъявляется стандартный набор цветовых карточек теста Люшера на белом фоне. Дается стандартная инструкция. Количество раскладов: один и только один. Когда остается четыре цвета - психолог просит теперь выби-рать наиболее ненравящиеся цвета. Записывается порядок цветов.
Страницы: 1, 2, 3
|