Концептуальной основной создания «Теста отношения беременной» послужила теория психологии отношений В.Н. Мясищева (1960), позволяющая рассматривать беременность через призму единства организма и личности. Поскольку личность по В.Н. Мясищеву есть динамическая система отношений, каждый блок теста ТОБ включает 3 раздела, в которых шкалируются различные понятия. Они представлены пятью утверждениями, отражающими пять различных типов психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД). Испытуемой предлагается в каждом блоке выбрать только одно утверждение, наиболее соответствующий её состоянию.
Блок А (отношение женщины к себе беременной) представлен следующими разделами:
1. отношение к беременности;
2. отношение к образу жизни во время беременности;
3. отношение во время беременности к предстоящим родам.
Блок Б (отношения женщины в формирующейся в течение девяти месяцев беременности системе «мать-дитя») представлен следующими разделами:
1. отношение к себе, как к матери;
2. отношение к своему ребёнку;
3. отношение к вскармливанию ребёнка грудью.
Блок В (отношения беременной женщины к отношениям к ней окружающих) представлен следующими разделами:
1. отношение ко мне беременной мужа;
2. отношение ко мне беременной родственников и близких;
3. отношение ко мне беременной посторонних людей.
На основе результатов методики ТОБ беременную женщину можно отнести к одной из трёх групп, требующих различной тактики проведения дородовой подготовки.
Первая группа женщин включает в себя практически здоровых беременных женщин, находящихся в состоянии психологического комфорта, имеющих оптимальный тип психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД).
Вторая группа может быть названа «группой риска». В неё следует включать женщин, имеющих эйфорический, гипонозогнозический, иногда тревожный типы психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД). У них отмечается повышенная вероятность развития нервно-психических нарушений, соматических заболеваний или обострения хронических расстройств.
Третья группа состоит из женщин, также имеющих гипогестогнозический и тревожный типы психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД), но выраженность их клинических проявлений значительно больше, чем у представительниц второй группы. Сюда следует включать всех, имеющих депрессивный тип психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД). Многие беременные женщины из этой группы обнаруживают нервно-психические расстройства различной степени тяжести и нуждаются в индивидуальном наблюдении и лечении у психотерапевта или психиатра.
Таким образом, тест позволяет выявлять нервно-психические нарушения у беременных женщин на ранних этапах их развития, связывать их с особенностями семейных отношений и ориентировать врачей и психологов на оказание соответствующей помощи. Своевременно и адекватно оказанная помощь не только улучшает ситуацию в семье, течение беременности и родов, но и является профилактикой проблем с грудным вскармливанием, послеродовых невротических и психических расстройств.
Простота использования теста даёт возможность внедрения его в практику работы женских консультаций, применения акушерами-гинекологами, терапевтами. Выявив выраженные нарушения у беременных женщин, они могут рекомендовать им обратиться за помощью к психологу или к психотерапевту. Это будет способствовать ранней диагностике нервно-психических расстройств у беременных.
Для исследования системы ценностных ориентаций беременных женщин нами была использована методика М. Рокича (RVS - Rokeach Value Survay), адаптированная А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым и В. А. Ядовым (см. приложение 2). Методика основана на приеме прямого ранжирования двух списков по 18 ценностей в каждом: терминальных (ценностей - целей) и инструментальных (ценностей-средств), отпечатанных на листах бумаги в алфавитном порядке. Испытуемым предлагалось поставить против каждого обозначения соответствующее ранговое число от 1 до 18.
Терминальные ценности - это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу. То, к чему он стремится сейчас и в будущем.
Инструментальные ценности характеризуют средства, которые выбираются для достижения целей жизни. Они выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности.
Для конкретизации критериев ранжирования испытуемым предлагалось учитывать не только значимость ценности, но и степень ее реализованности. Для этого после завершения ранжирования обоих списков испытуемым предлагалось оценить в процентах степень реализованности каждой из ценностей в его жизни.
Исследование проводилось на базе женской консультации при поликлинике №10 Калининского района г. Новосибирска. В эксперименте приняли 25 беременных женщин, также было исследовано 25 не беременных женщин (контрольная группа). Всего в исследовании приняло участие 50 женщин в возрасте от 20 до 30 лет.
Для выявления особенностей смысловой сферы женщины во время беременности, мы сравнивали результаты по тесту Рокича у беременных и небеременных женщин.
Для получения дополнительных сведений об участниках эксперимента, нами была разработана социологическая анкета (см. приложение 3).
3.2. Результаты эксперимента
В результате тестирования по методике «Тест отношений беременной (ТОБ)» мы получили (см. приложение 4), что у
§ 43 % беременных женщин преимущественно оптимальный тип ПКГД;
§ 23% - эйфорический тип ПКГД;
§ 15% - тревожный тип ПКГД;
§ 13% - гипогнозический тип ПКГД;
§ 6% - депрессивный тип ПКГД.
По тесту Рокича мы получили списки проранжированных испытуемыми инструментальных и терминальных ценностей. Каждой ценности испытуемыми был приписан ранг от 1 до 18 (1 - наиболее ценная при любых обстоятельствах, 18 - наименее ценная). Из полученных ответов нами были выбраны самые популярные и самые непопулярные ответы по инструментальным и терминальным ценностям отдельно для беременных и небеременных (см. приложение 5).
На следующем этапе обработки массивов была реализована процедура кластерного анализа. Поскольку в аналитическом исследовании при наличии целевой выборки одномерные распределения представляют небольшую «ценность», постольку в качестве дескриптивной статистики и был использован кластерный анализ, репрезентирующий не «количественные» распределения, а «качественные» связи и зависимости между наблюдаемыми переменными.
Кластерный анализ был осуществлен при помощи компьютерной программы «Пакет обработки статистических данных Stadia 7.0». Он был выполнен с метрикой вычисления расстояний по Эвклиду и объединяющей Уорда.
Кластерная структура ценностных ориентаций представлена в приложении 5.
Полученная кластерная структура позволяет представить различные ценностные типы сознания. На графике видно, что структура ценностного сознания исследуемых групп может быть разбита на несколько достаточно ясно очерченных кластеров.
В результате кластерного анализа, мы можем сделать вывод о том, что наиболее значимыми инструментальными ценностями для беременных женщин являются: аккуратность, воспитанность, ответственность, исполнительность. Наименее значимыми инструментальными ценностями для беременных женщин являются: непримиримость к недостаткам в себе и других и высокие запросы. Наиболее значимыми терминальными ценностями для беременных женщин являются: счастливая семейная жизнь и здоровье. Наименее значимыми терминальными ценностями для беременных женщин являются: творчество, красота природы и искусства.
Наиболее значимыми инструментальными ценностями для небеременных женщин являются: высокие запросы, ответственность, независимость и воспитанность. Наименее значимыми инструментальными ценностями для небеременных женщин являются: аккуратность и чистоплотность, непримиримость к недостаткам в себе и других. Наиболее значимыми терминальными ценностями для небеременных женщин являются: активная деятельная жизнь и здоровье. Наименее значимыми терминальными ценностями для небеременных женщин являются: красота природы и искусства, жизненная мудрость.
Проанализировав результаты анкетирования, мы получили, что у беременных женщин:
№п/п
Вопрос анкеты
Кол-во человек
%
А1
Срок беременности:
§ от 3 до 4 месяцев
§ 5 месяцев
§ от 6 до 7 месяцев
§ свыше 7 месяцев
7
4
9
5
28
16
36
20
2
Акушерско-гинекологический диагноз:
§ физиологическая беременность
§ гистоз
§ уреоплазмоз
21
3
1
84
12
4
3
Какая по счету беременность:
§ первая
§ вторая
§ третья
§ четвертая
16
4
4
1
64
16
16
4
4
Семейное положение:
§ зарегистрированный брак
§ гражданский брак
§ в разводе
§ не замужем
15
6
3
1
60
24
12
4
5
Возраст:
§ в возрасте от 20 до 22 лет
§ в возрасте от 23 до 26 лет
§ в возрасте от 27 до 30 лет
8
9
8
32
36
32
6
Условия работы:
§ хорошие
§ удовлетворительные
§ учеба на дневном отделении
10
12
3
40
48
12
7
Образование:
§ высшее
§ незаконченное высшее
§ средне-специальное
§ среднее
9
6
9
1
36
24
36
4
8
Условия проживания:
§ свое жилье
§ проживание у родителей
§ аренда жилья
10
8
7
40
32
28
9
Материальное положение:
§ выше среднего
§ среднее
§ ниже среднего
3
19
3
12
76
12
Б1
Была ли беременность:
§ спонтанной
§ планируемой
13
12
52
48
2
Ваш муж был согласен с вами по поводу рождения ребенка?
§ да
§ скорее да
§ скорее нет
§ нет
10
8
4
3
40
32
16
12
3
Изменилось ли к Вам отношение мужа, когда он узнал о беременности?
§ да
§ скорее да, чем нет
§ скорее нет, чем да
§ нет
8
6
6
5
32
24
24
20
4
Ваша беременность помогла решить какие-либо семейные проблемы или усугубила их?
§ да
§ скорее да, чем нет
§ скорее нет, чем да
§ нет
4
3
5
13
16
12
20
52
В 1
Вы сразу сообщили сослуживцам по работе, что ждете ребенка или когда они сами обратили внимание?
§ сразу сообщили
§ когда они обратили внимание
§ не сообщила
8
11
6
32
44
24
2
Какова была реакция коллектива на это известие?
§ положительное
§ безразличие
§ отрицательное
15
7
3
60
28
3
Имеете ли Вы среди сослуживцев друзей, которым могли бы рассказать о своих переживаниях?
§ да
§ нет
14
11
56
64
4
Вы спокойно перенесете то, что долгое время не выйдете на эту работу?
§ да
§ скорее да, чем нет
§ скорее нет, чем да
§ нет
12
6
5
2
48
24
20
8
5
Что для Вас является более значимым - сама работа или коллектив?
§ работа
§ коллектив
14
11
56
44
6
Вы имеете друзей вне коллектива, с которыми могли бы говорить о самом сокровенном?
§ да, много
§ да, немного
§ нет, хотя испытываете желание иметь таких друзей
§ никогда ни с кем не разговариваете о таких вещах
6
18
1
0
24
72
4
0
7
У Вас есть друзья, к которым Вы всегда можете обратиться за помощью?
§ да
§ нет
§ всегда рассчитываете только на себя
20
1
4
80
4
16
Г1
Знаете ли Вы, как ваша мама относилась к беременности Вами?
§ да, положительно
§ да, отрицательно
§ не знаю
19
1
5
76
4
20
2
Как протекала беременность Вами?
§ физиологическая беременность
§ беременность с незначительной патологией
§ серьезные проблемы с беременностью
15
8
2
60
32
8
3
Ваши родители полностью поддерживают Ваше решение родить ребенка?
§ да
§ нет
§ не знают о беременности
17
7
1
68
28
4
4
Вы советовались с родителями по поводу сроков рождения ребенка:
§ да
§ нет
6
19
24
76
5
Вы обсуждаете с родителями вопросы, связанные с будущим ребенком?
§ да
§ обсуждаем, но поверхностно
§ нет
12
9
4
48
36
16
6
Для Вас важнее мнение мужа или родителей?
§ мнение мужа
§ мнение родителей
§ не прислушиваюсь ни к каким мнениям
16
4
5
64
16
20
Д1
Есть ли у Вас еще дети:
§ да, один
§ да, двое
§ нет
6
1
18
24
4
72
2
Планировали ли Вы рождение старших детей?
§ да
§ нет
2
5
8
20
3
Важна ли для Вас разница в возрасте между детьми?
нет
25
100
4
Сколько детей в семье Вы хотели бы иметь?
§ одного
§ двое
§ трое
§ четверо
§ не знаю
6
13
3
2
1
24
52
12
8
4
5
Могли бы Вы взять ребенка из детского дома?
§ да
§ нет
8
17
32
68
У небеременных женщин результаты анкетирования выглядят следующим образом:
№п/п
Вопрос анкеты
Кол-во человек
%
А1
Срок беременности:
-
-
2
Акушерско-гинекологический диагноз:
-
-
3
Какая по счету беременность:
-
-
4
Семейное положение:
§ зарегистрированный брак
§ гражданский брак
§ в разводе
§ не замужем
8
4
0
13
32
16
0
52
5
Возраст:
§ в возрасте от 20 до 22 лет
§ в возрасте от 23 до 26 лет
§ в возрасте от 27 до 30 лет
10
8
7
40
32
28
6
Условия работы:
§ хорошие
§ удовлетворительные
§ учеба на дневном отделении
§ учеба заочно
17
5
2
1
68
20
8
4
7
Образование:
§ высшее
§ незаконченное высшее
§ средне-специальное
§ среднее
15
3
7
0
60
12
28
0
8
Условия проживания:
§ свое жилье
§ проживание у родителей
§ аренда жилья
12
8
5
48
32
20
9
Материальное положение:
§ выше среднего
§ среднее
§ ниже среднего
6
17
2
24
68
8
Б1
Была ли беременность:
-
-
2
Ваш муж был согласен с вами по поводу рождения ребенка?
-
-
3
Изменилось ли к Вам отношение мужа, когда он узнал о беременности?
-
-
4
Ваша беременность помогла решить какие-либо семейные проблемы или усугубила их?
-
-
В 1
Вы сразу сообщили сослуживцам по работе, что ждете ребенка или когда они сами обратили внимание?
-
-
2
Какова была реакция коллектива на это известие?
-
-
3
Имеете ли Вы среди сослуживцев друзей, которым могли бы рассказать о своих переживаниях?
§ да
§ нет
11
14
44
56
4
Вы спокойно перенесете то, что долгое время не выйдете на эту работу?
-
-
5
Что для Вас является более значимым - сама работа или коллектив?
§ работа
§ коллектив
12
13
48
52
6
Вы имеете друзей вне коллектива, с которыми могли бы говорить о самом сокровенном?
§ да, много
§ да, немного
§ нет, хотя испытываете желание иметь таких друзей
§ никогда ни с кем не разговариваете о таких вещах
8
12
4
1
32
48
16
4
7
У Вас есть друзья, к которым Вы всегда можете обратиться за помощью?
§ да
§ нет
§ всегда рассчитываете только на себя
20
4
1
80
16
4
Г1
Знаете ли Вы, как ваша мама относилась к беременности Вами?
§ да, положительно
§ да, отрицательно
§ не знаю
20
1
4
80
4
16
2
Как протекала беременность Вами?
§ физиологическая беременность
§ беременность с незначительной патологией
§ серьезные проблемы с беременностью
18
5
2
72
20
8
3
Ваши родители полностью поддерживают Ваше решение родить ребенка?
-
-
4
Вы советовались с родителями по поводу сроков рождения ребенка:
§ да
§ нет
16
9
64
36
5
Вы обсуждаете с родителями вопросы, связанные с будущим ребенком?
§ да
§ обсуждаем, но поверхностно
§ нет
18
4
3
72
16
12
6
Для Вас важнее мнение мужа или родителей?
§ мнение мужа
§ мнение родителей
§ не прислушиваюсь ни к каким мнениям
10
11
4
40
44
16
Д1
Есть ли у Вас еще дети:
§ да, один
§ да, двое
§ нет
6
0
19
24
0
76
2
Планировали ли Вы рождение старших детей?
§ да
§ нет
3
3
12
12
3
Важна ли для Вас разница в возрасте между детьми?
§ да
§ нет
16
9
64
36
4
Сколько детей в семье Вы хотели бы иметь?
§ одного
§ двое
§ трое
§ четверо
§ не знаю
11
9
4
1
0
44
36
16
4
0
5
Могли бы Вы взять ребенка из детского дома?
§ да
§ нет
13
12
52
48
Среди элементов семейной жизни беременные женщины чаще всего выделяли: материальное благосостояние, наличие собственного жилья, взаимопонимание, любовь, верность, хорошая работа. Беременными женщинами выделялись следующие элементы материнства: любовь, здоровье, ответственность, забота.
Небеременные женщины среди элементов семейной жизни чаще всего выделяли: уважение, наличие детей, любовь, верность, взаимопонимание, материальный достаток. Небеременными женщинами выделялись следующие элементы материнства: любовь, внимание, забота, здоровье, воспитание, счастье.
Сводные таблицы по результатам исследования (см. приложение 5).
Выводы:
Во время беременности в личности женщины происходят значительные изменения. Меняется ее смысловая сфера, отношения с окружающими и отношение к себе.
Беременные женщины больше внимания уделяют аккуратности, чистоплотности, ответственности, счастливой семейной жизни и здоровью. Интересы небеременных женщин сосредоточены в области активной деятельной жизни, продуктивной жизни, познании. Они чаще, чем беременные выделяют значимой ценностью высокие запросы и образованность. В беседе было выявлено, что такая терминальная ценность, как здоровье понимается беременными и небеременными по-разному. Для беременных, здоровье - благополучное разрешение от бремени, здоровый ребенок. Для небеременных, здоровье - залог успешной карьеры, продуктивной жизни. Материально обеспеченная жизнь так же понимается по-разному. Для беременных, это - залог благополучия семьи, ребенка. Для небеременных, материальное благополучие - это залог самостоятельности, уверенности в себе.
Психологическая работа с беременными женщинами призвана способствовать повышению ценности семьи и материнства в сознании женщины, содействовать нравственному воспитанию будущих мам, укреплению психического и физического здоровья беременных женщин.
Работа психолога с беременными женщинами крайне важна. От того, получит ли женщина квалифицированную психологическую помощь, зачастую зависит протекание беременности, родов, послеродового периода.
3.3. Рекомендации по проведению психологической работы с беременными женщинами
Психологическая помощь должна быть адекватна переживаемой женщиной ситуации, в связи с чем целесообразно выделять следующие группы пациенток:
1. женщины, желающие родить ребенка и воспитывать его в семье;
2. женщины, собирающиеся родить ребенка и имеющие намерение оставить его в роддоме;
3. женщины, решившие по разным причинам прервать беременность.
Работа психолога с женщинами первой группы направлена на психологическую подготовку к родам и материнству, обеспечению благоприятного психоэмоционального настроя в течение беременности, повышению доверия к врачу.
Работа с семейным окружением беременной женщины также является важным компонентом оказания психологической поддержки.
При работе с женщинами, собирающимися родить ребенка и имеющими намерение оставить его в роддоме, задача психолога заключается в том, чтобы:
a. выявить факторы, подталкивающие женщину к принятию такого решения;
b. помочь женщине осознать всю ответственность и важность, принимаемого ею решения;
c. оказать женщине эмоциональную поддержку, выразить свою заинтересованность и желание помочь в трудный для нее период.
В любом случае, психологическая помощь может быть оказана, исходя из индивидуальных особенностей личности женщины: социальных, психологических и физиологических факторов, оказывающих влияние на данную проблему.
При работе с женщинами, решившими прервать беременность, деятельность психолога заключается в предоставлении всей информации о вредных для психики пациентки последствиях такого решениями в попытке совместного анализа кризисной ситуации, помощи в преодолении личностных конфликтов.
В зависимости от особенностей отношения женщины к предстоящему материнству, можно предложить следующие программы психологической помощи (см. приложение 6).
Таким образом, психологическая помощь может быть обращена к различным уровням (структурам) беременной женщины:
1. Личностный уровень: работа с ценностями, мотивацией, смысловыми образованиями, установками.
2. Эмоциональный уровень: поощрение открытого выражения чувств вербальными и невербальными средствами, обучение эмпатийному слушанию.
3. Когнитивный уровень: передача знаний.
4. Операциональный уровень: формирование навыков и умений (поведения в родах, ухода за ребенком).
5. Психофизический уровень: обучение регуляции функциональных и психических состояний средствами аутогенной тренировки, арттерапии, телесноориентированной терапии.
Заключение
Каждая женщина переживает беременность по-своему. Более того, одна и та же женщина по-разному переживает свои разные беременности. Многое тут связано с психическим состоянием матери, в частности с тем, как она относится к самой беременности и к рождению будущего ребенка.
Изменения в жизни, ждущие женщину с рождением ребенка, необычайно глубоки. Она перестанет принадлежать только себе, от нее будет теперь зависеть жизнь нового существа. Ответственность за ребенка, его физическое и личностное развитие она ни на кого не сможет переложить. Беременность влечет за собой решительные перемены во взаимоотношениях с другим и людьми, в профессиональной деятельности женщины. Происходят изменения и с ее телом, и с ее душой. Они начинаются уже в первой трети беременности, когда ребенок еще и не ощущается как живое существо. Такие изменения воспринимаются именно как изменения в себе, причем необратимые и далеко не всегда желательные. Интересы постепенно смещаются с привычных на новые, связанные с ребенком, его воспитанием. Это может переживаться как потеря своих личностных достижений.
Кроме того, женщине предстоит перестройка отношений с мужем: они перестают быть только супругами друг для друга, они становятся вместе родителями ребенка, что требует выработки единой позиции по отношению к нему. Не менее серьезны изменения в отношениях с собственными родителями и родителями мужа. Они теперь ожидают от будущей матери «качественного» выполнения материнских функций. А представление об этом качестве у них может не совпадать с тем, которое сложилось у молодых родителей. Если в молодой семье прилаживание супругов друг к другу происходило трудно и долго или если оно еще не закончилось, то все эти проблемы усугубляются.
Бывает, что уже во время беременности случаются вещи неожиданные, резко меняющие для матери смысл рождения ребенка: разрыв отношений с отцом ребенка, потеря близких, ухудшение материального положения. Это порождает новые тревоги, сом нения, неприятные ожидания.
Отрицательные переживания, острые стрессовые состояния, устойчивые страхи, возникновение неоднозначных чувств к будущему ребенку или к самой себе, а иногда своеобразное игнорирование беременности (когда женщина не ощущает себя беременной, не чувствует никаких изменений в физическом и психическом состоянии) могут свидетельствовать о наличии у будущей матери неосознаваемых внутренних проблем, конфликта между желанием иметь ребенка -- и неготовностью к решительным переменам в себе и в жизни.
Осложнения в переживании беременности чаще всего порождены тревогой за ее благополучный исход или прогнозом таких изменений в жизни, которые для женщины нежелательны или с которыми она не сможет справиться. Разумеется, для каждой женщины такие изменения и их смысл будут очень разными; здесь нельзя дать готовый рецепт. Отношение к ребенку, материнству, связанные с этим изменения в жизни, возможность установить баланс между этими изменениями (желаемыми и теми, которые переживаются как нежелательные) -- все это существенно зависит от жизненного опыта, опыта взаимодействия с собственной матерью, с маленькими детьми, от наблюдения за тем, как переживают материнство родные и близкие.
Путь становления материнской сферы у каждой женщины строго индивидуален, хотя, конечно, в пределах одной культуры, социального слоя, семейных традиций можно ожидать некоей общности представлений, ценностей и даже воспитательных стратегий (как относиться к плачу ребенка, как с ним играть и заниматься, как распределяются воспитательные роли в семье и т. п.). И все же «сценарий материнства» всегда индивидуален.
Для того, чтобы у женщины сложилось адекватное положительное отношение к материнству, необходимо понять, что нет ничего неизменного в опыте, что фатально предопределяло бы течение нашей жизни. Однако важно, чтобы мы умели получаемый опыт истолковывать в свою пользу. Возможно, наши устоявшиеся представления -- только результат стечения обстоятельств нашей жизни? Значит, возможны и другие варианты, в том числе и для нас самих. В любом случае важно уже само желание изменить имеющиеся представления и отношения.
Следующий за этим шаг -- поиск путей изменения. Здесь полезным окажется опыт родных и знакомых; а ориентироваться лучше на положительные стороны (пытаясь примерить их на себя), а не на отрицательные.
Разобраться во всем этом и помочь в выборе и создании конструктивных способов решения проблем поможет профессиональный психолог.
Список литературы
1. Айвазян Е.Б., Арина Г.А., Николаева В.В. Телесный и эмоциональный опыт в структуре внутренней картины беременности, осложненной акушерской и экстрагенитальной патологией // Вестник МГУ, Серия «Психология». - 2002. - №3. С. 3 - 18.
2. Анцыферова Л.И., Завалишина Д.Н., Рыбалко Е.Ф. Категория развития в психологии // Категории материалистической диалектики в психологии. - М: Наука, 1988. С. 9-36.
3. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Cинапс. - 1993. - № 4.
4. Барановская Т.И. Развитие базовых качеств матери и психическое развитие младенца в возрасте 3-4 и 7-8 месяцев (лонгитюдное исследование). Автореф. дис…к. психол. н. - Шуя, 2000. - 27 с.
6. Белогай К.Н. Современные подходы к психологическому исследованию беременности // Материалы научно-практической конференции. - М.: РГУ, 2004. - 498 с.
8. Брехман Г.И. Пути многоуровневого взаимодействия матери и ее неродившегося ребенка // Перинатальная психология и медицина. Ч.1. - Иваново, 2001. С. 164 - 179.
9. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопр. психол. - 1999. - №3. С. 38 - 47.
10. Брутман В.И. и др. Раннее социальное сиротство. Учебно-методическое пособие. - М.: СВЕТОЧ, 1994. - 318 с.
11. Брутман В.И., Варга А.Я., Радионова М.С. Особенности семейного воспитания и личностные характеристики женщин, бросающих своих детей // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. - т.2, вып. 4. - 1996. С. 151-152.
12. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Миледина Л.В. Материнская агрессия, отказ от ребенка и репродукция циклов семейного насилия. // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. - т.2, вып. 4. - 1996. С. 153 - 154.
13. Брутман В.И. Психологические феномены, возникающие в связи с нежеланной беременностью // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. - т.2, вып. 4. - 1996. С. 150-151.
14. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопр. психол. - 2002. - №1. С. 59 - 68.
15. Брутман В.И. Речь женщин в разные периоды беременности // Детский психолог. - №7. - 2004. С. 25.
16. Бубер М. Я и Ты. - М.: Высшая школа, 1993. - 247 с.
17. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 316 с.
18. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. - М.: Просвещение, 1998. - 428 с.
19. Волков В.Г., Садкова Ю.С., Шабалина Н.В. Индивидуально-психологические особенности беременных с угрозой выкидыша // Материалы научно-практической конференции. - Киров.: НИИ гематол. и перелив. крови, 1995. С. 74-75.
20. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. - М.: Педагогика, 1982. - 462с.
21. Гурская Т. Идентичность и эмоциональная сфера ребенка раннего возраста (1-3 года) // Материалы научно-практической конференции. - М.: РГУ, 2004. - 498 с.
22. Дьяченко Э.В. Точка отсчета личностного развития // Вопросы психологии. - 2001. - №5. С. 24.
23. Завьялова Ж.В. Психологическая готовность к родам и методы ее формирования. Автореф. дис…к. психол. н. - М., 2000. - 23 с.
24. Заусенко И.В. Исследование взаимосвязи между принятием матерью себя и своего ребенка // Пасха. Екатеринбург. - 1999. - № 1-2. С. 50-66.
25. Кашапова С.О. Психоэмоциональные и личностные особенности у девушек-подростков, ожидающих ребенка // Материалы Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов - 2001» (секция ПСИХОЛОГИЯ). - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2001. - 528 с.
26. Коваленко Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов. Дисс. канд. психол. наук. - СПб., 1998 - 150 с.
27. Колоскова М.В. Психическое развитие младенцев с повышенным риском заболевания шизофренией. Дисс. канд.пс.н. - М.: МГУ, 1989. - 134 с.
28. Копьев А.Ф. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники // Психологическое консультирование и психотерапия: Хрестоматия / Под ред. А.Б. Фенько. - М.: Психол. ин-т им. Л.Г. Щукиной; Моск. город, психолого-пед. ин-т, 1999. - 544 с.
29. Куфтяк Е.В. Преждевременные роды и женщина: социально-психологические аспекты // Материалы научно-практической конференции. - М.: РГУ, 2004. - 498 с.
30. Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов // Психол. журн. - 1997. - №6. С. 21.
31. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. - М.: Наука, 1996. - 262 с.
32. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1989. - 360 с.
33. Минюрова С.А., Тетерлева Е.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства // Вопр. психол. - 2003. - №4. С. 63 - 75.
34. Мозг и поведение младенца. - М.: Ин-т Психологии РАН, 1993. - 374с.
35. Мулкиджанян А. П. Влияние этнокультурных факторов на формирование психологической готовности к материнству // Материалы научно-практической конференции. - М.: РГУ, 2004. - 498 с.
36. Мухаметрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. - СПб.: МИР, 1999. - 452 с.
37. Перинатальная психология в родовспоможении // Сб. материалов конференции. - СПб.: Медицина, 1997. - 336 с.
38. Плетнева С.М. Чувство вины у матери как фактор, обуславливающий ее со-бытие с ребенком // Материалы научно-практической конференции. - М.: РГУ, 2004. - 498 с.
39. Радионова М.С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребенка. Дисс.канд.пихол.н. - М., 1997. - 154 с.
40. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. Дисс.докт.пс.н. - М., 1997. - 142 с.
41. Сидорова А.В. Изучение родильной обрядности в традиционной русской культуре как ключ к пониманию истоков психологической проблематики беременности и раннего материнства//Журнал практического психолога. - 2000. - №8-9. С. 82 - 87.
42. Скобло Г.В., Дубовик О.Ю. Система «мать-дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики // Социальная и клиническая психиатрия. - 1992. - №2. С. 75-78.
43. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопр. психол. - 1995. - №3. С. 139 - 150.
44. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. - 1996. - №3. С. 5-14.
45. Строкова Н.В., Латкина Ю.А. Изучение динамики взаимосвязи уровня тревожности и отношения матери к будущему ребенку // Материалы научно-практической конференции. - М.: РГУ, 2004. - 498 с.
46. Тинберген Н. Поведение животных. - М.: Просвещение, 1985. - 380с.
47. Тих Н.А. Предыстория общества. - М.: Наука, 1970. - 243 с.
48. Филиппова Г.Г. Дифференциация мотивационных основ материнского и полового поведения в подростковом возрасте //Материалы межд.научно-практ. конф.памяти К.С.Лебединской. - М.: РГУ, 1995. С. 112-114.
49. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопр. психол. - 2001. - №2. С. 22 - 36.
50. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Детский психолог. - №5. - 2003. С. 17.
51. Филиппова Г.Г. Образ мира и мотивационные основы материнства // Проблемы изучения и развития личности дошкольника. - Пермь, 1995. С. 31-36.
52. Филиппова Г.Г. Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения.// Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Мат. Росс. н-практ. конф. - М.: МГУ, 1996. - 474 с.
53. Филиппова Г.Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе // Психология сегодня. Ежегодник Рос.психол.об-ва. - т.2, вып.3. - 1996. С. 133.
54. Филиппова Г.Г. Девять месяцев, меняющих жизнь // Человек. - №1-2-3. - 2001.
55. Филиппова Г.Г. Пренатальная психология и психология родительства - новая область исследования и практики в психологии // Материалы научно-практической конференции. - М.: РГУ, 2004. - 498 с.
56. Хайнд Р. Поведение животных. - М.: Наука, 1975. - 316 с.
57. Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. - М.: Наука, 1995. - 228 с.
58. Шевцова И.В. Диалоги с внутренним ребенком // Психол. газета. - 2000. - № 10. С. 11.
59. Шмурак Ю.И. Пренатальная общность // Человек. - 1993. - № 6. С. 24-37.
60. Эволюция структуры материнского поведения //Психология сегодня. Ежегодник Рос.психол.об-ва,т.2,вып.3. - М., 1996. С. 126-127.
61. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: СВЕТОЧ, 1996. - 334 с.
Приложение 1.
Тест отношений беременной (ТОБ)
Инструкция: «Просим Вас из пяти утверждений, представленных в блоках, выбрать одно, наиболее полно отражающее Ваше состояние».
А.
I
1
Ничто не доставляет мне такого счастья, чем осознание того, что я беременна
2
Я не испытываю никаких особых эмоций, связанных с тем, что я беременна
3
С тех пор, как я узнала, что беременна, я нахожусь в нервном напряжении
4
В основном, мне приятно сознавать, что я беременна
5
Я очень расстроена тем, что беременна
II
1
Беременность заставила меня полностью изменить образ жизни
2
Беременность не заставила меня существенно изменить образ жизни, но я стала кое в чем себя ограничивать
3
Беременность я не считаю поводом для того, чтобы изменить свой образ жизни
4
Беременность так изменила образ моей жизни, что она стала прекрасной
5
Беременность заставила меня отказаться от многих планов, теперь не суждено сбыться многим моим надеждам
III
1
Я стараюсь вообще не думать ни о беременности, ни о предстоящих родах
2
Я постоянно думаю о родах, очень их боюсь
3
Я думаю, что во время родов все смогу сделать правильно и не испытываю особого страха перед ними
4
Когда я задумываюсь о предстоящих родах, настроение у меня ухудшается, т.к. я почти не сомневаюсь в их плохом исходе