бесплатные рефераты

Беременность и материнство

Концептуальной основной создания «Теста отношения беременной» послужила теория психологии отношений В.Н. Мясищева (1960), позволяющая рассматривать беременность через призму единства организма и личности. Поскольку личность по В.Н. Мясищеву есть динамическая система отношений, каждый блок теста ТОБ включает 3 раздела, в которых шкалируются различные понятия. Они представлены пятью утверждениями, отражающими пять различных типов психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД). Испытуемой предлагается в каждом блоке выбрать только одно утверждение, наиболее соответствующий её состоянию.

Блок А (отношение женщины к себе беременной) представлен следующими разделами:

1. отношение к беременности;

2. отношение к образу жизни во время беременности;

3. отношение во время беременности к предстоящим родам.

Блок Б (отношения женщины в формирующейся в течение девяти месяцев беременности системе «мать-дитя») представлен следующими разделами:

1. отношение к себе, как к матери;

2. отношение к своему ребёнку;

3. отношение к вскармливанию ребёнка грудью.

Блок В (отношения беременной женщины к отношениям к ней окружающих) представлен следующими разделами:

1. отношение ко мне беременной мужа;

2. отношение ко мне беременной родственников и близких;

3. отношение ко мне беременной посторонних людей.

На основе результатов методики ТОБ беременную женщину можно отнести к одной из трёх групп, требующих различной тактики проведения дородовой подготовки.

Первая группа женщин включает в себя практически здоровых беременных женщин, находящихся в состоянии психологического комфорта, имеющих оптимальный тип психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД).

Вторая группа может быть названа «группой риска». В неё следует включать женщин, имеющих эйфорический, гипонозогнозический, иногда тревожный типы психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД). У них отмечается повышенная вероятность развития нервно-психических нарушений, соматических заболеваний или обострения хронических расстройств.

Третья группа состоит из женщин, также имеющих гипогестогнозический и тревожный типы психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД), но выраженность их клинических проявлений значительно больше, чем у представительниц второй группы. Сюда следует включать всех, имеющих депрессивный тип психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД). Многие беременные женщины из этой группы обнаруживают нервно-психические расстройства различной степени тяжести и нуждаются в индивидуальном наблюдении и лечении у психотерапевта или психиатра.

Таким образом, тест позволяет выявлять нервно-психические нарушения у беременных женщин на ранних этапах их развития, связывать их с особенностями семейных отношений и ориентировать врачей и психологов на оказание соответствующей помощи. Своевременно и адекватно оказанная помощь не только улучшает ситуацию в семье, течение беременности и родов, но и является профилактикой проблем с грудным вскармливанием, послеродовых невротических и психических расстройств.

Простота использования теста даёт возможность внедрения его в практику работы женских консультаций, применения акушерами-гинекологами, терапевтами. Выявив выраженные нарушения у беременных женщин, они могут рекомендовать им обратиться за помощью к психологу или к психотерапевту. Это будет способствовать ранней диагностике нервно-психических расстройств у беременных.

Для исследования системы ценностных ориентаций беременных женщин нами была использована методика М. Рокича (RVS - Rokeach Value Survay), адаптированная А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым и В. А. Ядовым (см. приложение 2). Методика основана на приеме прямого ранжирования двух списков по 18 ценностей в каждом: терминальных (ценностей - целей) и инструментальных (ценностей-средств), отпечатанных на листах бумаги в алфавитном порядке. Испытуемым предлагалось поставить против каждого обозначения соответствующее ранговое число от 1 до 18.

Терминальные ценности - это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу. То, к чему он стремится сейчас и в будущем.

Инструментальные ценности характеризуют средства, которые выбираются для достижения целей жизни. Они выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности.

Для конкретизации критериев ранжирования испытуемым предлагалось учитывать не только значимость ценности, но и степень ее реализованности. Для этого после завершения ранжирования обоих списков испытуемым предлагалось оценить в процентах степень реализованности каждой из ценностей в его жизни.

Исследование проводилось на базе женской консультации при поликлинике №10 Калининского района г. Новосибирска. В эксперименте приняли 25 беременных женщин, также было исследовано 25 не беременных женщин (контрольная группа). Всего в исследовании приняло участие 50 женщин в возрасте от 20 до 30 лет.

Для выявления особенностей смысловой сферы женщины во время беременности, мы сравнивали результаты по тесту Рокича у беременных и небеременных женщин.

Для получения дополнительных сведений об участниках эксперимента, нами была разработана социологическая анкета (см. приложение 3).

3.2. Результаты эксперимента

В результате тестирования по методике «Тест отношений беременной (ТОБ)» мы получили (см. приложение 4), что у

§ 43 % беременных женщин преимущественно оптимальный тип ПКГД;

§ 23% - эйфорический тип ПКГД;

§ 15% - тревожный тип ПКГД;

§ 13% - гипогнозический тип ПКГД;

§ 6% - депрессивный тип ПКГД.

По тесту Рокича мы получили списки проранжированных испытуемыми инструментальных и терминальных ценностей. Каждой ценности испытуемыми был приписан ранг от 1 до 18 (1 - наиболее ценная при любых обстоятельствах, 18 - наименее ценная). Из полученных ответов нами были выбраны самые популярные и самые непопулярные ответы по инструментальным и терминальным ценностям отдельно для беременных и небеременных (см. приложение 5).

На следующем этапе обработки массивов была реализована процедура кластерного анализа. Поскольку в аналитическом исследовании при наличии целевой выборки одномерные распределения представляют небольшую «ценность», постольку в качестве дескриптивной статистики и был использован кластерный анализ, репрезентирующий не «количественные» распределения, а «качественные» связи и зависимости между наблюдаемыми переменными.

Кластерный анализ был осуществлен при помощи компьютерной программы «Пакет обработки статистических данных Stadia 7.0». Он был выполнен с метрикой вычисления расстояний по Эвклиду и объединяющей Уорда.

Кластерная структура ценностных ориентаций представлена в приложении 5.

Полученная кластерная структура позволяет представить различные ценностные типы сознания. На графике видно, что структура ценностного сознания исследуемых групп может быть разбита на несколько достаточно ясно очерченных кластеров.

В результате кластерного анализа, мы можем сделать вывод о том, что наиболее значимыми инструментальными ценностями для беременных женщин являются: аккуратность, воспитанность, ответственность, исполнительность. Наименее значимыми инструментальными ценностями для беременных женщин являются: непримиримость к недостаткам в себе и других и высокие запросы. Наиболее значимыми терминальными ценностями для беременных женщин являются: счастливая семейная жизнь и здоровье. Наименее значимыми терминальными ценностями для беременных женщин являются: творчество, красота природы и искусства.

Наиболее значимыми инструментальными ценностями для небеременных женщин являются: высокие запросы, ответственность, независимость и воспитанность. Наименее значимыми инструментальными ценностями для небеременных женщин являются: аккуратность и чистоплотность, непримиримость к недостаткам в себе и других. Наиболее значимыми терминальными ценностями для небеременных женщин являются: активная деятельная жизнь и здоровье. Наименее значимыми терминальными ценностями для небеременных женщин являются: красота природы и искусства, жизненная мудрость.

Проанализировав результаты анкетирования, мы получили, что у беременных женщин:

№п/п

Вопрос анкеты

Кол-во человек

%

А1

Срок беременности:

§ от 3 до 4 месяцев

§ 5 месяцев

§ от 6 до 7 месяцев

§ свыше 7 месяцев

7

4

9

5

28

16

36

20

2

Акушерско-гинекологический диагноз:

§ физиологическая беременность

§ гистоз

§ уреоплазмоз

21

3

1

84

12

4

3

Какая по счету беременность:

§ первая

§ вторая

§ третья

§ четвертая

16

4

4

1

64

16

16

4

4

Семейное положение:

§ зарегистрированный брак

§ гражданский брак

§ в разводе

§ не замужем

15

6

3

1

60

24

12

4

5

Возраст:

§ в возрасте от 20 до 22 лет

§ в возрасте от 23 до 26 лет

§ в возрасте от 27 до 30 лет

8

9

8

32

36

32

6

Условия работы:

§ хорошие

§ удовлетворительные

§ учеба на дневном отделении

10

12

3

40

48

12

7

Образование:

§ высшее

§ незаконченное высшее

§ средне-специальное

§ среднее

9

6

9

1

36

24

36

4

8

Условия проживания:

§ свое жилье

§ проживание у родителей

§ аренда жилья

10

8

7

40

32

28

9

Материальное положение:

§ выше среднего

§ среднее

§ ниже среднего

3

19

3

12

76

12

Б1

Была ли беременность:

§ спонтанной

§ планируемой

13

12

52

48

2

Ваш муж был согласен с вами по поводу рождения ребенка?

§ да

§ скорее да

§ скорее нет

§ нет

10

8

4

3

40

32

16

12

3

Изменилось ли к Вам отношение мужа, когда он узнал о беременности?

§ да

§ скорее да, чем нет

§ скорее нет, чем да

§ нет

8

6

6

5

32

24

24

20

4

Ваша беременность помогла решить какие-либо семейные проблемы или усугубила их?

§ да

§ скорее да, чем нет

§ скорее нет, чем да

§ нет

4

3

5

13

16

12

20

52

В 1

Вы сразу сообщили сослуживцам по работе, что ждете ребенка или когда они сами обратили внимание?

§ сразу сообщили

§ когда они обратили внимание

§ не сообщила

8

11

6

32

44

24

2

Какова была реакция коллектива на это известие?

§ положительное

§ безразличие

§ отрицательное

15

7

3

60

28

3

Имеете ли Вы среди сослуживцев друзей, которым могли бы рассказать о своих переживаниях?

§ да

§ нет

14

11

56

64

4

Вы спокойно перенесете то, что долгое время не выйдете на эту работу?

§ да

§ скорее да, чем нет

§ скорее нет, чем да

§ нет

12

6

5

2

48

24

20

8

5

Что для Вас является более значимым - сама работа или коллектив?

§ работа

§ коллектив

14

11

56

44

6

Вы имеете друзей вне коллектива, с которыми могли бы говорить о самом сокровенном?

§ да, много

§ да, немного

§ нет, хотя испытываете желание иметь таких друзей

§ никогда ни с кем не разговариваете о таких вещах

6

18

1

0

24

72

4

0

7

У Вас есть друзья, к которым Вы всегда можете обратиться за помощью?

§ да

§ нет

§ всегда рассчитываете только на себя

20

1

4

80

4

16

Г1

Знаете ли Вы, как ваша мама относилась к беременности Вами?

§ да, положительно

§ да, отрицательно

§ не знаю

19

1

5

76

4

20

2

Как протекала беременность Вами?

§ физиологическая беременность

§ беременность с незначительной патологией

§ серьезные проблемы с беременностью

15

8

2

60

32

8

3

Ваши родители полностью поддерживают Ваше решение родить ребенка?

§ да

§ нет

§ не знают о беременности

17

7

1

68

28

4

4

Вы советовались с родителями по поводу сроков рождения ребенка:

§ да

§ нет

6

19

24

76

5

Вы обсуждаете с родителями вопросы, связанные с будущим ребенком?

§ да

§ обсуждаем, но поверхностно

§ нет

12

9

4

48

36

16

6

Для Вас важнее мнение мужа или родителей?

§ мнение мужа

§ мнение родителей

§ не прислушиваюсь ни к каким мнениям

16

4

5

64

16

20

Д1

Есть ли у Вас еще дети:

§ да, один

§ да, двое

§ нет

6

1

18

24

4

72

2

Планировали ли Вы рождение старших детей?

§ да

§ нет

2

5

8

20

3

Важна ли для Вас разница в возрасте между детьми?

нет

25

100

4

Сколько детей в семье Вы хотели бы иметь?

§ одного

§ двое

§ трое

§ четверо

§ не знаю

6

13

3

2

1

24

52

12

8

4

5

Могли бы Вы взять ребенка из детского дома?

§ да

§ нет

8

17

32

68

У небеременных женщин результаты анкетирования выглядят следующим образом:

№п/п

Вопрос анкеты

Кол-во человек

%

А1

Срок беременности:

-

-

2

Акушерско-гинекологический диагноз:

-

-

3

Какая по счету беременность:

-

-

4

Семейное положение:

§ зарегистрированный брак

§ гражданский брак

§ в разводе

§ не замужем

8

4

0

13

32

16

0

52

5

Возраст:

§ в возрасте от 20 до 22 лет

§ в возрасте от 23 до 26 лет

§ в возрасте от 27 до 30 лет

10

8

7

40

32

28

6

Условия работы:

§ хорошие

§ удовлетворительные

§ учеба на дневном отделении

§ учеба заочно

17

5

2

1

68

20

8

4

7

Образование:

§ высшее

§ незаконченное высшее

§ средне-специальное

§ среднее

15

3

7

0

60

12

28

0

8

Условия проживания:

§ свое жилье

§ проживание у родителей

§ аренда жилья

12

8

5

48

32

20

9

Материальное положение:

§ выше среднего

§ среднее

§ ниже среднего

6

17

2

24

68

8

Б1

Была ли беременность:

-

-

2

Ваш муж был согласен с вами по поводу рождения ребенка?

-

-

3

Изменилось ли к Вам отношение мужа, когда он узнал о беременности?

-

-

4

Ваша беременность помогла решить какие-либо семейные проблемы или усугубила их?

-

-

В 1

Вы сразу сообщили сослуживцам по работе, что ждете ребенка или когда они сами обратили внимание?

-

-

2

Какова была реакция коллектива на это известие?

-

-

3

Имеете ли Вы среди сослуживцев друзей, которым могли бы рассказать о своих переживаниях?

§ да

§ нет

11

14

44

56

4

Вы спокойно перенесете то, что долгое время не выйдете на эту работу?

-

-

5

Что для Вас является более значимым - сама работа или коллектив?

§ работа

§ коллектив

12

13

48

52

6

Вы имеете друзей вне коллектива, с которыми могли бы говорить о самом сокровенном?

§ да, много

§ да, немного

§ нет, хотя испытываете желание иметь таких друзей

§ никогда ни с кем не разговариваете о таких вещах

8

12

4

1

32

48

16

4

7

У Вас есть друзья, к которым Вы всегда можете обратиться за помощью?

§ да

§ нет

§ всегда рассчитываете только на себя

20

4

1

80

16

4

Г1

Знаете ли Вы, как ваша мама относилась к беременности Вами?

§ да, положительно

§ да, отрицательно

§ не знаю

20

1

4

80

4

16

2

Как протекала беременность Вами?

§ физиологическая беременность

§ беременность с незначительной патологией

§ серьезные проблемы с беременностью

18

5

2

72

20

8

3

Ваши родители полностью поддерживают Ваше решение родить ребенка?

-

-

4

Вы советовались с родителями по поводу сроков рождения ребенка:

§ да

§ нет

16

9

64

36

5

Вы обсуждаете с родителями вопросы, связанные с будущим ребенком?

§ да

§ обсуждаем, но поверхностно

§ нет

18

4

3

72

16

12

6

Для Вас важнее мнение мужа или родителей?

§ мнение мужа

§ мнение родителей

§ не прислушиваюсь ни к каким мнениям

10

11

4

40

44

16

Д1

Есть ли у Вас еще дети:

§ да, один

§ да, двое

§ нет

6

0

19

24

0

76

2

Планировали ли Вы рождение старших детей?

§ да

§ нет

3

3

12

12

3

Важна ли для Вас разница в возрасте между детьми?

§ да

§ нет

16

9

64

36

4

Сколько детей в семье Вы хотели бы иметь?

§ одного

§ двое

§ трое

§ четверо

§ не знаю

11

9

4

1

0

44

36

16

4

0

5

Могли бы Вы взять ребенка из детского дома?

§ да

§ нет

13

12

52

48

Среди элементов семейной жизни беременные женщины чаще всего выделяли: материальное благосостояние, наличие собственного жилья, взаимопонимание, любовь, верность, хорошая работа. Беременными женщинами выделялись следующие элементы материнства: любовь, здоровье, ответственность, забота.

Небеременные женщины среди элементов семейной жизни чаще всего выделяли: уважение, наличие детей, любовь, верность, взаимопонимание, материальный достаток. Небеременными женщинами выделялись следующие элементы материнства: любовь, внимание, забота, здоровье, воспитание, счастье.

Сводные таблицы по результатам исследования (см. приложение 5).

Выводы:

Во время беременности в личности женщины происходят значительные изменения. Меняется ее смысловая сфера, отношения с окружающими и отношение к себе.

Беременные женщины больше внимания уделяют аккуратности, чистоплотности, ответственности, счастливой семейной жизни и здоровью. Интересы небеременных женщин сосредоточены в области активной деятельной жизни, продуктивной жизни, познании. Они чаще, чем беременные выделяют значимой ценностью высокие запросы и образованность. В беседе было выявлено, что такая терминальная ценность, как здоровье понимается беременными и небеременными по-разному. Для беременных, здоровье - благополучное разрешение от бремени, здоровый ребенок. Для небеременных, здоровье - залог успешной карьеры, продуктивной жизни. Материально обеспеченная жизнь так же понимается по-разному. Для беременных, это - залог благополучия семьи, ребенка. Для небеременных, материальное благополучие - это залог самостоятельности, уверенности в себе.

Психологическая работа с беременными женщинами призвана способствовать повышению ценности семьи и материнства в сознании женщины, содействовать нравственному воспитанию будущих мам, укреплению психического и физического здоровья беременных женщин.

Работа психолога с беременными женщинами крайне важна. От того, получит ли женщина квалифицированную психологическую помощь, зачастую зависит протекание беременности, родов, послеродового периода.

3.3. Рекомендации по проведению психологической работы с беременными женщинами

Психологическая помощь должна быть адекватна переживаемой женщиной ситуации, в связи с чем целесообразно выделять следующие группы пациенток:

1. женщины, желающие родить ребенка и воспитывать его в семье;

2. женщины, собирающиеся родить ребенка и имеющие намерение оставить его в роддоме;

3. женщины, решившие по разным причинам прервать беременность.

Работа психолога с женщинами первой группы направлена на психологическую подготовку к родам и материнству, обеспечению благоприятного психоэмоционального настроя в течение беременности, повышению доверия к врачу.

Работа с семейным окружением беременной женщины также является важным компонентом оказания психологической поддержки.

При работе с женщинами, собирающимися родить ребенка и имеющими намерение оставить его в роддоме, задача психолога заключается в том, чтобы:

a. выявить факторы, подталкивающие женщину к принятию такого решения;

b. помочь женщине осознать всю ответственность и важность, принимаемого ею решения;

c. оказать женщине эмоциональную поддержку, выразить свою заинтересованность и желание помочь в трудный для нее период.

В любом случае, психологическая помощь может быть оказана, исходя из индивидуальных особенностей личности женщины: социальных, психологических и физиологических факторов, оказывающих влияние на данную проблему.

При работе с женщинами, решившими прервать беременность, деятельность психолога заключается в предоставлении всей информации о вредных для психики пациентки последствиях такого решениями в попытке совместного анализа кризисной ситуации, помощи в преодолении личностных конфликтов.

В зависимости от особенностей отношения женщины к предстоящему материнству, можно предложить следующие программы психологической помощи (см. приложение 6).

Таким образом, психологическая помощь может быть обращена к различным уровням (структурам) беременной женщины:

1. Личностный уровень: работа с ценностями, мотивацией, смысловыми образованиями, установками.

2. Эмоциональный уровень: поощрение открытого выражения чувств вербальными и невербальными средствами, обучение эмпатийному слушанию.

3. Когнитивный уровень: передача знаний.

4. Операциональный уровень: формирование навыков и умений (поведения в родах, ухода за ребенком).

5. Психофизический уровень: обучение регуляции функциональных и психических состояний средствами аутогенной тренировки, арттерапии, телесноориентированной терапии.

Заключение

Каждая женщина переживает беременность по-своему. Более того, одна и та же женщина по-разному переживает свои разные беременности. Многое тут связано с психическим состоянием матери, в частности с тем, как она относится к самой беременности и к рождению будущего ребенка.

Изменения в жизни, ждущие женщину с рождением ребенка, необычайно глубоки. Она перестанет принадлежать только себе, от нее будет теперь зависеть жизнь нового существа. Ответственность за ребенка, его физическое и личностное развитие она ни на кого не сможет переложить. Беременность влечет за собой решительные перемены во взаимоотношениях с другим и людьми, в профессиональной деятельности женщины. Происходят изменения и с ее телом, и с ее душой. Они начинаются уже в первой трети беременности, когда ребенок еще и не ощущается как живое существо. Такие изменения воспринимаются именно как изменения в себе, причем необратимые и далеко не всегда желательные. Интересы постепенно смещаются с привычных на новые, связанные с ребенком, его воспитанием. Это может переживаться как потеря своих личностных достижений.

Кроме того, женщине предстоит перестройка отношений с мужем: они перестают быть только супругами друг для друга, они становятся вместе родителями ребенка, что требует выработки единой позиции по отношению к нему. Не менее серьезны изменения в отношениях с собственными родителями и родителями мужа. Они теперь ожидают от будущей матери «качественного» выполнения материнских функций. А представление об этом качестве у них может не совпадать с тем, которое сложилось у молодых родителей. Если в молодой семье прилаживание супругов друг к другу происходило трудно и долго или если оно еще не закончилось, то все эти проблемы усугубляются.

Бывает, что уже во время беременности случаются вещи неожиданные, резко меняющие для матери смысл рождения ребенка: разрыв отношений с отцом ребенка, потеря близких, ухудшение материального положения. Это порождает новые тревоги, сом нения, неприятные ожидания.

Отрицательные переживания, острые стрессовые состояния, устойчивые страхи, возникновение неоднозначных чувств к будущему ребенку или к самой себе, а иногда своеобразное игнорирование беременности (когда женщина не ощущает себя беременной, не чувствует никаких изменений в физическом и психическом состоянии) могут свидетельствовать о наличии у будущей матери неосознаваемых внутренних проблем, конфликта между желанием иметь ребенка -- и неготовностью к решительным переменам в себе и в жизни.

Осложнения в переживании беременности чаще всего порождены тревогой за ее благополучный исход или прогнозом таких изменений в жизни, которые для женщины нежелательны или с которыми она не сможет справиться. Разумеется, для каждой женщины такие изменения и их смысл будут очень разными; здесь нельзя дать готовый рецепт. Отношение к ребенку, материнству, связанные с этим изменения в жизни, возможность установить баланс между этими изменениями (желаемыми и теми, которые переживаются как нежелательные) -- все это существенно зависит от жизненного опыта, опыта взаимодействия с собственной матерью, с маленькими детьми, от наблюдения за тем, как переживают материнство родные и близкие.

Путь становления материнской сферы у каждой женщины строго индивидуален, хотя, конечно, в пределах одной культуры, социального слоя, семейных традиций можно ожидать некоей общности представлений, ценностей и даже воспитательных стратегий (как относиться к плачу ребенка, как с ним играть и заниматься, как распределяются воспитательные роли в семье и т. п.). И все же «сценарий материнства» всегда индивидуален.

Для того, чтобы у женщины сложилось адекватное положительное отношение к материнству, необходимо понять, что нет ничего неизменного в опыте, что фатально предопределяло бы течение нашей жизни. Однако важно, чтобы мы умели получаемый опыт истолковывать в свою пользу. Возможно, наши устоявшиеся представления -- только результат стечения обстоятельств нашей жизни? Значит, возможны и другие варианты, в том числе и для нас самих. В любом случае важно уже само желание изменить имеющиеся представления и отношения.

Следующий за этим шаг -- поиск путей изменения. Здесь полезным окажется опыт родных и знакомых; а ориентироваться лучше на положительные стороны (пытаясь примерить их на себя), а не на отрицательные.

Разобраться во всем этом и помочь в выборе и создании конструктивных способов решения проблем поможет профессиональный психолог.

Список литературы

1. Айвазян Е.Б., Арина Г.А., Николаева В.В. Телесный и эмоциональный опыт в структуре внутренней картины беременности, осложненной акушерской и экстрагенитальной патологией // Вестник МГУ, Серия «Психология». - 2002. - №3. С. 3 - 18.

2. Анцыферова Л.И., Завалишина Д.Н., Рыбалко Е.Ф. Категория развития в психологии // Категории материалистической диалектики в психологии. - М: Наука, 1988. С. 9-36.

3. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Cинапс. - 1993. - № 4.

4. Барановская Т.И. Развитие базовых качеств матери и психическое развитие младенца в возрасте 3-4 и 7-8 месяцев (лонгитюдное исследование). Автореф. дис…к. психол. н. - Шуя, 2000. - 27 с.

5. Батуев А.С. Психофизиологическая природа доминанты материнства. // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. - т.2. вып. 4. - 1996. С. 69 - 70.

6. Белогай К.Н. Современные подходы к психологическому исследованию беременности // Материалы научно-практической конференции. - М.: РГУ, 2004. - 498 с.

7. Братусь Б.С. Смысловая сфера личности. - М.: Проспект, 2004. - 256с.

8. Брехман Г.И. Пути многоуровневого взаимодействия матери и ее неродившегося ребенка // Перинатальная психология и медицина. Ч.1. - Иваново, 2001. С. 164 - 179.

9. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопр. психол. - 1999. - №3. С. 38 - 47.

10. Брутман В.И. и др. Раннее социальное сиротство. Учебно-методическое пособие. - М.: СВЕТОЧ, 1994. - 318 с.

11. Брутман В.И., Варга А.Я., Радионова М.С. Особенности семейного воспитания и личностные характеристики женщин, бросающих своих детей // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. - т.2, вып. 4. - 1996. С. 151-152.

12. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Миледина Л.В. Материнская агрессия, отказ от ребенка и репродукция циклов семейного насилия. // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. - т.2, вып. 4. - 1996. С. 153 - 154.

13. Брутман В.И. Психологические феномены, возникающие в связи с нежеланной беременностью // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. - т.2, вып. 4. - 1996. С. 150-151.

14. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопр. психол. - 2002. - №1. С. 59 - 68.

15. Брутман В.И. Речь женщин в разные периоды беременности // Детский психолог. - №7. - 2004. С. 25.

16. Бубер М. Я и Ты. - М.: Высшая школа, 1993. - 247 с.

17. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 316 с.

18. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. - М.: Просвещение, 1998. - 428 с.

19. Волков В.Г., Садкова Ю.С., Шабалина Н.В. Индивидуально-психологические особенности беременных с угрозой выкидыша // Материалы научно-практической конференции. - Киров.: НИИ гематол. и перелив. крови, 1995. С. 74-75.

20. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. - М.: Педагогика, 1982. - 462с.

21. Гурская Т. Идентичность и эмоциональная сфера ребенка раннего возраста (1-3 года) // Материалы научно-практической конференции. - М.: РГУ, 2004. - 498 с.

22. Дьяченко Э.В. Точка отсчета личностного развития // Вопросы психологии. - 2001. - №5. С. 24.

23. Завьялова Ж.В. Психологическая готовность к родам и методы ее формирования. Автореф. дис…к. психол. н. - М., 2000. - 23 с.

24. Заусенко И.В. Исследование взаимосвязи между принятием матерью себя и своего ребенка // Пасха. Екатеринбург. - 1999. - № 1-2. С. 50-66.

25. Кашапова С.О. Психоэмоциональные и личностные особенности у девушек-подростков, ожидающих ребенка // Материалы Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов - 2001» (секция ПСИХОЛОГИЯ). - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2001. - 528 с.

26. Коваленко Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов. Дисс. канд. психол. наук. - СПб., 1998 - 150 с.

27. Колоскова М.В. Психическое развитие младенцев с повышенным риском заболевания шизофренией. Дисс. канд.пс.н. - М.: МГУ, 1989. - 134 с.

28. Копьев А.Ф. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники // Психологическое консультирование и психотерапия: Хрестоматия / Под ред. А.Б. Фенько. - М.: Психол. ин-т им. Л.Г. Щукиной; Моск. город, психолого-пед. ин-т, 1999. - 544 с.

29. Куфтяк Е.В. Преждевременные роды и женщина: социально-психологические аспекты // Материалы научно-практической конференции. - М.: РГУ, 2004. - 498 с.

30. Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов // Психол. журн. - 1997. - №6. С. 21.

31. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. - М.: Наука, 1996. - 262 с.

32. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1989. - 360 с.

33. Минюрова С.А., Тетерлева Е.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства // Вопр. психол. - 2003. - №4. С. 63 - 75.

34. Мозг и поведение младенца. - М.: Ин-т Психологии РАН, 1993. - 374с.

35. Мулкиджанян А. П. Влияние этнокультурных факторов на формирование психологической готовности к материнству // Материалы научно-практической конференции. - М.: РГУ, 2004. - 498 с.

36. Мухаметрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. - СПб.: МИР, 1999. - 452 с.

37. Перинатальная психология в родовспоможении // Сб. материалов конференции. - СПб.: Медицина, 1997. - 336 с.

38. Плетнева С.М. Чувство вины у матери как фактор, обуславливающий ее со-бытие с ребенком // Материалы научно-практической конференции. - М.: РГУ, 2004. - 498 с.

39. Радионова М.С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребенка. Дисс.канд.пихол.н. - М., 1997. - 154 с.

40. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. Дисс.докт.пс.н. - М., 1997. - 142 с.

41. Сидорова А.В. Изучение родильной обрядности в традиционной русской культуре как ключ к пониманию истоков психологической проблематики беременности и раннего материнства//Журнал практического психолога. - 2000. - №8-9. С. 82 - 87.

42. Скобло Г.В., Дубовик О.Ю. Система «мать-дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики // Социальная и клиническая психиатрия. - 1992. - №2. С. 75-78.

43. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопр. психол. - 1995. - №3. С. 139 - 150.

44. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. - 1996. - №3. С. 5-14.

45. Строкова Н.В., Латкина Ю.А. Изучение динамики взаимосвязи уровня тревожности и отношения матери к будущему ребенку // Материалы научно-практической конференции. - М.: РГУ, 2004. - 498 с.

46. Тинберген Н. Поведение животных. - М.: Просвещение, 1985. - 380с.

47. Тих Н.А. Предыстория общества. - М.: Наука, 1970. - 243 с.

48. Филиппова Г.Г. Дифференциация мотивационных основ материнского и полового поведения в подростковом возрасте //Материалы межд.научно-практ. конф.памяти К.С.Лебединской. - М.: РГУ, 1995. С. 112-114.

49. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопр. психол. - 2001. - №2. С. 22 - 36.

50. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Детский психолог. - №5. - 2003. С. 17.

51. Филиппова Г.Г. Образ мира и мотивационные основы материнства // Проблемы изучения и развития личности дошкольника. - Пермь, 1995. С. 31-36.

52. Филиппова Г.Г. Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения.// Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Мат. Росс. н-практ. конф. - М.: МГУ, 1996. - 474 с.

53. Филиппова Г.Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе // Психология сегодня. Ежегодник Рос.психол.об-ва. - т.2, вып.3. - 1996. С. 133.

54. Филиппова Г.Г. Девять месяцев, меняющих жизнь // Человек. - №1-2-3. - 2001.

55. Филиппова Г.Г. Пренатальная психология и психология родительства - новая область исследования и практики в психологии // Материалы научно-практической конференции. - М.: РГУ, 2004. - 498 с.

56. Хайнд Р. Поведение животных. - М.: Наука, 1975. - 316 с.

57. Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. - М.: Наука, 1995. - 228 с.

58. Шевцова И.В. Диалоги с внутренним ребенком // Психол. газета. - 2000. - № 10. С. 11.

59. Шмурак Ю.И. Пренатальная общность // Человек. - 1993. - № 6. С. 24-37.

60. Эволюция структуры материнского поведения //Психология сегодня. Ежегодник Рос.психол.об-ва,т.2,вып.3. - М., 1996. С. 126-127.

61. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: СВЕТОЧ, 1996. - 334 с.

Приложение 1.

Тест отношений беременной (ТОБ)

Инструкция: «Просим Вас из пяти утверждений, представленных в блоках, выбрать одно, наиболее полно отражающее Ваше состояние».

А.

I

1

Ничто не доставляет мне такого счастья, чем осознание того, что я беременна

2

Я не испытываю никаких особых эмоций, связанных с тем, что я беременна

3

С тех пор, как я узнала, что беременна, я нахожусь в нервном напряжении

4

В основном, мне приятно сознавать, что я беременна

5

Я очень расстроена тем, что беременна

II

1

Беременность заставила меня полностью изменить образ жизни

2

Беременность не заставила меня существенно изменить образ жизни, но я стала кое в чем себя ограничивать

3

Беременность я не считаю поводом для того, чтобы изменить свой образ жизни

4

Беременность так изменила образ моей жизни, что она стала прекрасной

5

Беременность заставила меня отказаться от многих планов, теперь не суждено сбыться многим моим надеждам

III

1

Я стараюсь вообще не думать ни о беременности, ни о предстоящих родах

2

Я постоянно думаю о родах, очень их боюсь

3

Я думаю, что во время родов все смогу сделать правильно и не испытываю особого страха перед ними

4

Когда я задумываюсь о предстоящих родах, настроение у меня ухудшается, т.к. я почти не сомневаюсь в их плохом исходе

5

Я думаю о родах, как о предстоящем празднике

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ