Я сомневаюсь в том, что смогу справляться с обязанностями матери
2
Я считаю, что не смогу стать хорошей матерью
3
Я не задумываюсь о предстоящем материнстве
4
Я уверена, что стану прекрасной матерью
5
Я полагаю, что если постараюсь, то смогу стать хорошей матерью
II
1
Я часто с удовольствием представляю себе ребенка, которого вынашиваю, разговариваю с ним
2
Я понимаю ребенка, которого вынашиваю, восхищаюсь им и считаю, что он знает и понимает все, о чем я думаю
3
Я постоянно беспокоюсь о состоянии здоровья ребенка, которого вынашиваю, стараюсь его почувствовать
4
Я не думаю о том, каким будет ребенок, которого вынашиваю
5
Я часто думаю о том, что ребенок, которого вынашиваю, будет каким-нибудь неполноценным, и очень боюсь этого
III
1
Я не думаю о том, как буду кормить ребенка грудью
2
Я с восторгом представляю себе, как буду кормить ребенка грудью
3
Я думаю, что буду кормить ребенка грудью
4
Я беспокоюсь о том, что у меня будут проблемы с кормлением грудью
5
Я почти уверена, что вряд ли смогу кормить ребенка грудью
В.
I
1
Считаю, что беременность сделала меня еще прекрасней в глазах отца моего ребенка
2
Моя беременность никак не изменила отношения ко мне отца моего ребенка
3
Из-за беременности отец моего ребенка стал внимательнее и теплее относиться ко мне
4
Из-за беременности я стала некрасивой и отец моего ребенка стал холоднее относиться ко мне
5
Боюсь, что изменения, связанные с беременностью, могут ухудшить отношение ко мне отца моего ребенка
II
1
Большинство близких мне людей разделяют мою радость по поводу беременности и мне хорошо с ними
2
Не все близкие мне люди достаточно рады тому, что я беременна, не все понимают, что теперь я нуждаюсь в особом отношении
3
Большинство близких мне людей не одобряют того, что я беременна, мои отношения с ними ухудшились
4
Меня мало интересует отношение к моей беременности даже близких мне людей
5
Некоторые близкие мне люди относятся к моей беременности неоднозначно и это меня тревожит
III
1
Мне всегда мучительно стыдно, когда окружающие замечают, что я «в положении»
2
Мне немного не по себе, когда окружающие замечают, что я «в положении»
3
Мне приятно, когда окружающие замечают, что я «в положении»
4
Мне наплевать, замечают окружающие или нет, что я «в положении»
5
Я не испытываю особой неловкости, если окружающие замечают, что я «в положении»
После выполнения задания женщине предлагается перенести результаты в следующую таблицу, отметив соответствующую утверждению цифру.
О
Г
Э
Т
Д
А
I
4
2
1
3
5
II
2
3
4
1
5
III
3
1
5
2
4
Б
I
5
3
4
1
2
II
1
4
2
3
5
III
3
1
2
5
4
В
I
3
2
1
5
4
II
1
4
2
5
3
III
5
4
3
2
1
Всего:
В нижней строке таблицы «всего» выставляется результат подсчета количества отмеченных цифр (баллов, не суммы цифр!) в каждом столбце. Столбец О - отражает утверждения, характеризующие преимущественно оптимальный тип ПКГД, Г - гипогнозический, Э - эйфорический, Т - тревожный, Д - депрессивный.
Тест позволяет не только определить тип ПКГД по преобладанию выбранных утверждений, но и произвести качественный анализ, выявить те отношения, которые нуждаются в коррекции.
«Перед Вами список, включающий некоторые положительные черты, проявляющиеся в поведении людей. Выберите ту из них, которую Вы считаете наиболее ценной при любых обстоятельствах и в скобках СЛЕВА от нее поставьте цифру 1. Затем выберите следующую по значимости и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит номер 18. После этого оцените, насколько каждая из них уже РЕАЛИЗОВАНА в Вашей жизни, и поставьте в скобках СПРАВА от нее соответствующую цифру в процентах».
Список инструментальных ценностей:
[ ] АККУРАТНОСТЬ, ЧИСТОПЛОТНОСТЬ [ %]
(умение содержать в порядке вещи, порядок в делах)
[ ]ВОСПИТАННОСТЬ [ %]
(хорошие манеры)
[ ] ВЫСОКИЕ ЗАПРОСЫ [ %]
(высокие требования к жизни и высокие притязания)
[ ] ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ [ %]
(чувство юмора)
[ ] ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ [ %]
(дисциплинированность)
[ ] НЕЗАВИСИМОСТЬ [ %]
(способность действовать самостоятельно, решительно)
[ ] НЕПРИМИРИМОСТЬ К НЕДОСТАТКАМ В СЕБЕ И ДРУГИХ [ %]
[ ] ОБРАЗОВАННОСТЬ [ %]
(широта знаний, высокая общая культура)
[ ] ОТВЕТСТВЕННОСТЬ [ %]
(чувство долга, умение держать слово)
[ ] РАЦИОНАЛИЗМ [ %]
(умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
[ ] САМОКОНТРОЛЬ [ %]
(сдержанность, самодисциплина)
[ ] СМЕЛОСТЬ В ОТСТАИВАНИИ СВОЕГО МНЕНИЯ СВОИХ ВЗГЛЯДОВ [ %]
[ ] ТВЕРДАЯ ВОЛЯ [ %]
(умение настоять на своем, не уступать перед трудностями)
[ ] ТЕРПИМОСТЬ [ %]
(к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
[ ] ЧЕСТНОСТЬ [ %]
(правдивость, искренность)
[ ] ЧУТКОСТЬ [ %]
(заботливость)
[ ] ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ [ %]
(умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
[ ] ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ДЕЛАХ [ %]
(трудолюбие, продуктивность в работе)
Инструкция для ранжирования терминальных ценностей:
«Перед Вами список, включающий некоторые цели, к которым могут стремиться люди. Выберите из них наиболее значимую цель с Вашей точки зрения и в скобках СЛЕВА от нее поставьте цифру 1. Затем выберите следующую по значимости цель и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит номер 18. После этого оцените, насколько каждая из предложенных целей уже РЕАЛИЗОВАНА в Вашей жизни, и поставьте в скобках СПРАВА от нее соответствующую цифру в процентах».
Список терминальных ценностей:
[ ] АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ [ %]
(полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
[ ] ЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬ [ %]
(зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)
[ ] ЗДОРОВЬЕ (физическое и психическое) [ %]
[ ] ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА [ %]
[ ] КРАСОТА ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА [ %]
(переживание прекрасного в природе и искусстве)
[ ] ЛЮБОВЬ [ %]
(духовная и физическая близость с любимым человеком)
[ ] МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬ [ %]
(отсутствие материальных затруднений)
[ ] НАЛИЧИЕ ХОРОШИХ И ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ [ %]
[ ] ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ [ %]
(уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)
[ ] ПОЗНАНИЕ [ %]
(возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)
[ ] ПРОДУКТИВНАЯ ЖИЗНЬ [ %]
(максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)
[ ] РАЗВИТИЕ [ %]
(работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование
[ ] РАЗВЛЕЧЕНИЯ [ %]
(приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей)
[ ] СВОБОДА [ %]
(самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
[ ] СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ [ %]
[ ] СЧАСТЬЕ ДРУГИХ [ %]
(благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
[ ] ТВОРЧЕСТВО [ %]
(возможность творческой деятельности)
[ ] УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ [ %]
(внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)
3. Какая по счету беременность_______________________
4. Семейное положение:
а) зарегистрированный брак; б) гражданский брак; в) в разводе; г) не замужем.
5. Возраст._______________________
6. Место работы, учебы.____________
7. Условия работы, учебы:
а) хорошие; а) дневное обучение;
б) удовлетворительные; б) вечернее;
в) неудовлетворительные. в) заочное
8. Образование________________________
9. Условия проживания:
а) свое жилье; б) проживание у родителей; в) аренда жилья.
10. Материальное положение:
а) выше среднего; б) среднее; в) ниже среднего.
Б.
1. Была ли беременность: а) спонтанной; б) планируемой.
2. Если беременность не первая, как протекали предыдущие?
а) нормально; б) с небольшой патологией; в) с серьезной патологией.
3. Ваш муж был согласен с вами по поводу рождения ребенка? а) да; б) скорее да; в) скорее нет; г) нет.
4. Изменилось ли к Вам отношение мужа, когда он узнал о беременности? а) да; б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да; г) нет.
5. Ваша беременность помогла решить какие-либо семейные проблемы или усугубила их?
а) да; б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да; г) нет;
B.
1. Вы сразу сообщили сослуживцам по работе, что ждете ребенка или когда они сами обратили внимание?
а) сразу сообщили; б) когда они обратили внимание; г) не сообщила.
2. Какова была реакция коллектива на это известие? а) положительное; б) безразличие; в) отрицательное.
3. Имеете ли Вы среди сослуживцев друзей, которым могли бы рассказать о своих переживаниях?
а) да; б) нет.
4. Вы спокойно перенесете то, что долгое время не выйдете на эту работу? а) да; б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да ;г) нет.
5. Что для Вас является более значимым - сама работа или коллектив? а) работа; б) коллектив.
6. Вы имеете друзей вне коллектива, с которыми могли бы говорить о самом сокровенном?
а) да, много; б) да, немного; в) нет, хотя испытываете желание иметь таких
друзей; г) никогда ни с кем не разговариваете о таких вещах.
7. У Вас есть друзья, к которым Вы всегда можете обратиться за помощью?
а) да; б) нет; в) всегда рассчитываете только на себя.
Г.
1. Знаете ли Вы, как ваша мама относилась к беременности Вами?
а) да, положительно; б) да, отрицательно; в) не знаю; г) другое_______________
2. Как протекала беременность Вами: а) физиологическая беременность; б)
беременность с незначительной патологией_________________; в) серьезные проблемы с беременностью_______________
3. Ваши родители полностью поддерживают Ваше решение родить ребенка? а) да; б) нет; в) не знают о беременности.
4. Вы советовались с родителями по поводу сроков рождения ребенка: а) да; б) нет.
5. Вы обсуждаете с родителями вопросы, связанные с будущим ребенком? а) да; б) обсуждаем, но поверхностно; в) нет.
6. Для Вас важнее мнение мужа или родителей?
а) мнение мужа; б) мнение родителей; в) не прислушиваюсь ни к каким мнениям.
Д.
1.Есть ли у Вас еще дети: а) да, один; б) да, двое; в) нет; г) другое
2. Планировали ли Вы рождение старших детей: а) да; б) нет.
3. Важна ли для Вас разница в возрасте между детьми и почему______________
4. Сколько детей в семье Вы хотели бы иметь и почему__________________
5. Могли бы Вы взять ребенка из детского дома и при каких условиях_________
6. Перечислите, пожалуйста, основные элементы семейной жизни и материнства (люди; материальные условия - какие; карьера; внешние условия; личные обстоятельства):
№
Элементы семейной жизни
Элементы материнства
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Приложение 4.
Результаты диагностики
Тест отношений беременной (ТОБ)
Приложение 5.
Кластерный анализ
№ испытуемой
беременной
Самая популярная инструментальная ценность
Самая непопулярная инструментальная ценность
1
1
7
2
2
13
3
2
3
4
1
3
5
1
3
6
15
7
7
1
17
8
6
3
9
15
3
10
4
7
11
5
7
12
3
7
13
9
1
14
8
3
15
1
11
16
18
7
17
1
7
18
9
8
19
2
16
20
1
7
21
9
1
22
2
3
23
5
7
24
1
17
25
2
3
№ испытуемой
беременной
Самая популярная терминальная ценность
Самая непопулярная терминальная ценность
1
3
10
2
15
16
3
6
17
4
15
17
5
15
17
6
15
5
7
15
17
8
3
5
9
3
17
10
3
16
11
14
7
12
3
16
13
7
9
14
18
17
15
3
18
16
1
17
17
15
13
18
1
5
19
16
18
20
3
10
21
18
9
22
15
17
23
3
7
24
3
17
25
6
17
№ испытуемой
небеременной
Самая популярная инструментальная ценность
Самая непопулярная инструментальная ценность
1
6
7
2
9
3
3
2
7
4
9
7
5
9
7
6
3
1
7
3
1
8
2
1
9
2
7
10
4
7
11
2
7
12
8
6
13
2
7
14
3
7
15
6
7
16
3
7
17
1
7
18
1
7
19
9
3
20
3
1
21
2
7
22
2
7
23
6
7
24
3
11
25
6
11
№ испытуемой
небеременной
Самая популярная терминальная ценность
Самая непопулярная терминальная ценность
1
1
2
2
3
5
3
3
5
4
6
9
5
15
13
6
18
4
7
3
5
8
3
5
9
1
5
10
4
2
11
6
5
12
15
5
13
1
2
14
3
5
15
2
5
16
1
5
17
1
17
18
3
11
19
3
5
20
18
4
21
1
5
22
1
2
23
1
2
24
1
9
25
2
17
Инструментальные ценности беременных женщин
Терминальные ценности беременных женщин
Инструментальные ценности небеременных женщин
Терминальные ценности небеременных женщин
Сводная таблица по результатам исследования беременных женщин