бесплатные рефераты

Диагностика уровня развития межличностных отношений среди сотрудников фирмы

Диагностика уровня развития межличностных отношений среди сотрудников фирмы

Тема: «Диагностика уровня развития межличностных отношений среди сотрудников фирмы»

Оглавление

Введение

Глава 1 Теоретические проблемы исследования межличностных отношений у людей

1.1 Проблема межличностных отношений, в работах зарубежных и отечественных ученных

1.2 Содержательная характеристика определения межличностных отношений

1.3 Уровни развития межличностных отношений среди сотрудников фирмы

Глава 2 Результаты и их обсуждение

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность тем исследования.

Актуальность темы «Диагностика уровня развития межличностных отношений среди сотрудников фирмы» определяется тем, что в процессе общественной жизни каждый человек взаимодействует с окружающими его людьми, непосредственно через восприятие, определенное соотношение чувств и эмоций, испытываемых нами субъективно, которые могут быть как «положительными», так и «отрицательными». И изучение данной проблемы позволит, несомненно, лучше понять механизм этих взаимоотношений и определить влияние уровня развития межличностных отношений не только на развитие организации, но и на поведение личности в целом. На сегодняшний день для нас не является странным тот факт, что эта тема почти весь срок существования психологии, остается одной из самых исследованной. Нам известно, что ещё до появления каких-либо научных данных, многие проницательные исследователи осознавали всю важность установления взаимно положительных эмоций для развития социальных отношений. Перед нами встаёт вопрос, разве возможно всерьёз осуществлять попытки понимания человека и его взаимоотношения с окружающим миром, не основываясь на значении эмоций. Проблема изучения межличностных отношений порождает собой ряд вопросов, на которые требуется найти соответствующие ответы. Что же на самом деле представляют собой межличностные отношения? Каким образом они оказывают воздействие на нас и нашу жизнь? Каковы механизмы возникновения и развития межличностных отношений среди сотрудников фирмы? На эти и многие другие вопросы пытались ответить психологи и учёные. Мы попробуем их разобрать, рассматривая наличие множества концепций с различных сторон.

Нам известно, что с возрастом, мы достигаем очень много, в умении налаживать взаимосвязь с окружающими нас людьми, однако проблема регуляций отношений остается для нас актуальной на протяжении всей нашей жизни. Способность конструктивно управлять своими эмоциями и чувствами значительно снижается в результате влияния таких факторов, как критические ситуации, ситуации конфликта, а также под влиянием неприятных событий, которые обрушиваются на человека одно за другим и так далее. Поэтому мы должны более тщательно изучить методики, которые позволят нам эффективно строить отношения с окружающим миром.

Разработанность проблемы

Анализ научной литературы показывает, что данной проблемой

Занимались ряд зарубежных и отечественных учёных, среди зарубежных исследователей следует отметить работы таких учёных: Берна, Эрика, Шибутани, Тамотсу, Джеральда, Джампольски, Мелибруда, Мюриел и многих других. Все эти ученые, в общем, склонны признавать важную, центральную роль взаимоотношений лидера и группы в социальной коммуникации, различного рода познаний и поведении, несмотря на то, что они имеют свои точки зрения и представляют различную структуру и динамику организаций и групп. Среди отечественных учёных данную проблему активно разрабатывают такие учёные: Н.Н.Обозов, С.С.Степанов, Р.С.Немов, Ю.П.Платонов, И.Р.Сушков, В.А.Сухарев, А.В.Петровский и многие другие. Особый интерес представляет совместная работа Ф.М.Бородкина и Н.М.Коряка. В своей книге: «Внимание конфликт!» они освещают межличностные отношения и конфликтные межгрупповые взаимодействия, которые возникают в коллективах предприятий и организаций. Причины возникновения конфликтов и общие принципы конфликтных взаимодействий рассматриваются на многочисленных конкретных ситуациях. Большое внимание он уделяет также тем определенным закономерностям возникновения конфликтных взаимодействий, которые должен знать руководитель коллектива, чтобы не только обходить конфликты, но и управлять ими, прогнозировать их возможное развитие. Однако, несмотря на большое количество научных исследований по данной проблеме, наше исследование внесёт в освящение изучаемой проблемы определённый материал, имеющий познавательную ценность. Мы вносим свой аспект в рассмотрении данной проблемы и вносим что-то своё, новое.

Цель исследования

Целью исследования являются методы изучения межличностных отношений у человека. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:

1. рассмотреть исторические аспекты исследования межличностных отношений, в работах зарубежных и отечественных учёных

2. выявить содержательные характеристики проявлений межличностных отношений

3. определить уровни развития межличностных отношений среди персонала фирмы

4. использовать ряд методов изучения межличностных отношений

Объектом исследования являются методы изучения межличностных отношений среди сотрудников ОАО «Чебоксарский Агрегатный завод».

Предметом исследования - определение уровня развития и функционирования межличностных отношений среди персонала.

Гипотеза исследования

Важным качеством людей, работающих в коллективе, является устойчивость к различного рода конфликтам. Есть предположение, что в ходе исследования межличностных отношений среди сотрудников фирмы, у них улучшится эмоциональный фон в группе, что повлечет собой повышение эффективности работы организации в целом, позволит работать на достижение ее целей, а это значительно отразится на деятельности всего коллектива.

Методы исследования

При изучении данной проблемы нами использовалась комплексная методика исследования, включающая в себя: наблюдения, беседы, тесты, опросники, анализ результатов деятельности. В ходе опроса 28 сотрудников, мы использовали следующие тесты и методики: диагностический опросник «Социально -психологический климат группы»; методика «Социометрия»

Практическая значимость исследования

Результаты данного исследования используются в практике организационной работы ОАО «Чебоксарский Агрегатный завод».

Апробация работы

С результатами данного исследования ознакомлены руководители управления по работе с персоналом, руководители по развитию персонала, психолог по производственным подразделениям, а ряд аспектов проведённой работы освящены в стенгазете.

Положения, выносимые на защиту

1. Характеристика проявлений межличностных отношений среди сотрудников фирмы

2. Уровни развития межличностных отношений

3. Методы изучения межличностных отношений

Глава 1 Теоретические проблемы исследования межличностных отношений у людей

1.1 Проблема межличностных отношений, в работах зарубежных и отечественных ученных

Руководство коллективом представляет собой сложный многокомпонентный процесс. В социальной психологии данный процесс предстает в форме целостной системы как собственно психологических, так и экономических и логических проблем, для решения которых подчас оказываются недостаточными привычные теоретические и методические представления. Наряду с ролевыми отношениями в коллективе руководитель оказывается включенным и в систему межличностных отношений.

Положение руководителя коллектива в системе межличностных отношений оказывается двойственным: с одной стороны, он наравне с другими членами коллектива включен в межличностные отношения, с другой - в силу своего ролевого положения он обязан сам организовать эти отношения в целях их оптимизации.

Во многом именно личность руководителя оказывает решающее влияние на морально ­ нравственный климат в трудовом коллективе. Социально - психологический климат в коллективе оказывает существенное, а иногда и решающее влияние на совместную творческую деятельность, о чем свидетельствует история науки.

Наиболее продуктивными коллективами в советские времена являлись Кавендишская лаборатория Резерфорда, Институт теоретической физики н. Бора, школа И.П.Павлова, отдел теоретической физики Л.Д.Ландау. В каждом из этих коллективов устанавливался свой социально - психологический климат, который позволял сплотить научных сотрудников с самыми различными личностными особенностями и творческими интересами в творческий коллектив, давал возможность организовать совместную творческую деятельность по единой исследовательской программе.

На сегодняшний день существует множество примеров того, как межличностные разногласия между людьми оказывались непримиримыми, переносились в сферу предметных отношений, способствовали дезинтеграции трудовых коллективов, приводили к отказам от коллективного творчества. Особенностью является то, что во всех этих случаях определенный тон межличностным отношениям задавался именно от самих руководителей. И поэтому неудивительно, что такой принципиальный фактор, как морально - нравственный климат в трудовом коллективе вызывал неподдельный интерес социальных психологов.

Значение межличностных отношений в коллективном творчестве уже осознанно многими руководителями и сотрудниками коллективов. Они все чаще и чаще обращаются за консультациями к психологам, требуют конкретных рекомендаций. До настоящего времени довольно таки исследованной сферой является содержательный анализ межличностных отношений. Изучены с социально - психологической точки зрения причины возникновения межличностных конфликтов.

Исследование межличностных отношений в малых группах очень широко распространено в социальной психологии. В этой области исследования создано наибольшее количество концепций, имеются различные позиции и подходы.

Для исследования межличностных отношений в социальной психологии характерно разделение всей этой системы отношений на деловые и эмоциональные. При всех различиях в понимании деловых и эмоциональных отношений разными авторами, общим для них является представление о деловых отношениях как непосредственно связанных с трудовой деятельностью в отличие от эмоциональных, не связываемых непосредственно с совместной предметной деятельностью и описываемых обычно на уровне симпатий и антипатий членов группы. В зависимости от теоретической ориентации, которой придерживаются социальные психологи, они уделяют большее внимание исследованию того или иного вида межличностных отношений. Сейчас многими авторами признается важность двух этих видов, их тесная взаимосвязь.

А.В.Петровский и его сотрудники (Вайсман, Птичкина)(7) проводили исследование, в котором изучались деловые и эмоциональные отношения в малой группе в зависимости от уровня ее развития, проводились в учебных и производственных коллективах.

В мировой психологии одной из самых потрясающих догадок К.Юнга является факт рождения человека с психологическим наследством, которое во многом определяет дальнейшее поведение человека и опыт. По Юнгу, коллективное бессознательное содержит психический материал, не возникающий в личном опыте.

В области анализа действий и установок людей в условиях групповой активности его теоретически осмыслил и практически испытал в психолого-педагогической практике А.С.Макаренко (). Хотя конечно, его принцип деятельности был несколько иным, в сравнении с западными исследованиями. Все это помогло созданию некой эмпирической предпосылки, с помощью которой изучались такие феномены как: коммуникация, установки, перцепция, малые группы и т.д.

Особое место в истории отечественной психологии должно быть отведено В.М.Бехтереву(31). Он являлся хорошим практиком и организатором узкопрофессиональных исследований. Его предположение о том, что каждая специфическая область науки не может не опираться на какие - то общие, хотя бы для ряда смежных наук, законы, справедлива. У него была своя собственная концепция - энергетическая. Она основывалась на утверждении энергетической природы психических явлений, которая имеет свою первопричину - «свободную энергию», которая дематериализует физические тела. Энергия в его понимании рассматривается в качестве базового, предельно широкого, выступающего в качестве основания как психических, так и материальных явлений, источника проявления всех форм жизнедеятельности человека, в том числе и межличностных отношений, и общества в целом. В ходе взаимодействия человека с внешним миром, внешняя энергия («свободная»), по Бехтереву, поступает в организм человека через органы чувств и преобразуется в них в нервно - психический процесс. Внешняя энергия проявляет конкретные формы социальной активности человека (или общества), которые, в свою очередь, превращают нервно - психическую энергию в свободную, тем самым, заполняя энергетическое пространство.

Развитие социально - психологической теории подтвердило правильность сделанного Бехтеревым вывода о зависимости социального восприятия от человеческого опыта, и личностных особенностей воспринимающего субъекта.

Еще один из известнейших социальных психологов А.А.Ухтомский внес огромный вклад в развитие психологии как науки. По его мнению, тип поведения человека определяется условиями воспитания. Но при этом сам человек является мощной воспитательной силой. Ухтомский говорил: «человек человеку - величайший секрет», и понять другое лицо до конца, «как оно есть, с его потребностями и исканиями», бывает непросто, ведь «понимаем мы вполне только то, что одинаково с нашим». Тогда в силу должно вступать доверие. В целом же, «когда мы активно не даем себе видеть в других дурное, и обращаем внимание только на хорошее», мы делаем добро и себе, и другим. Человек, «заграждая себе глаза на недостатки людей, побуждает их становиться лучше, и сам становится лучше, чем был». Другой должен стать «выше и ценнее или, по крайней мере, реально ровным по ценности».

Среди западных исследователей следует отметить В.Бенниса и Г.Шепарда. Они занимались изучением теории «группового функционирования». В их концепции рассматривался индивид в конкретной группе, которая в большинстве случаев возникала случайно. В каждом конкретном случае требовалось от индивида принятие определенных решений, изменения поведения вплоть до перестраивания своих психологических аттитюдов и свойств. Основные усилия сторонников этого направления в социальной психологии сосредоточены на осмыслении процессов, происходящих в так называемых Т - группах, или группах тренинга делового и межличностного общения, регулирования человеческих отношений, в группах самоанализа. Подобные социально - психологические тренинги имеют свою популярность и у нас в России, и в странах ближнего зарубежья.

Определенный вклад в изучение проблемы взаимоотношений людей внесли следующие зарубежные ученые: Г.Блумер, Н.Дензин, М.Кун, А.Роуз, А.Стросс, Т.Шибутани и др. Все они являются представителями известного направления «символический интеракционизм». Особое внимание уделяется проблемам «символической коммуникации», то есть общению, или по другому, взаимодействию, которое происходит на основе определенных символов. В последние годы к ряду этих психологов пришло пополнение со стороны сторонников НЛП - нейролингвистическое программирование. Сам процесс, в результате которого формируются значения, и когнитивные аспекты символической коммуникации имеет довольно таки большое место в трудах современных символических интеракционистов.

В этой теории имеется ориентация не на отдельного, пусть даже совокупного, индивида, который находится в группе или без нее, а на некий социальный процесс, который понимается как процесс взаимодействия индивидов в социуме, или общности. Здесь обычно выделяются следующие направления:

1) символический интеракционизм;

2) ролевые теории;

3) теории референтной группы.

Следует отдать должное внимание рассмотрению ролевых теорий, где предпринимается попытка дать социально - психологический анализ такого феномена, как социальная роль. Были предприняты попытки классифицировать роли и ролевые конфликты, а также попытки выявления социально - психологических факторов и механизмов ролевого поведения. Этой работой занимались ряд ученных, таких как Т.Сарбин, Э.Гоффман, Р.Линтон, Р.Ромметвейт, Н.Гросс, и другие. Среди них имеются и философы, и филологи, и социологи, и психологи.

В советской же психологии на передний план выдвинулась проблематика коллектива, его строения, стадий и уровней развития, которые интерпретируются в контексте деятельностного подхода. А.В.Петровским («Психологическая теория коллектива», 1979)(7) была обоснована концепция, по которой главным стержнем, образующим коллектив является деятельность, и опосредование всех его форм. В первую очередь сюда относятся социально - психологическая общность, отличаемая от так называемых малых групп, и служащая главным объектом социально - психологического экспериментирования и теоретизирования в работах западных исследователей.

Подобная исследовательская программа представляет собой, с одной стороны, предметную сторону, а с другой, деятельностную. Где с помощью этих структур возникают следующие феномены в коллективах: мотивационная напряженность творческого климата, а также характер межличностных связей, ценностных ориентаций, динамических процессов, рефлексивных отношений и др.

Исполнение программы предполагает собой разделение и интеграцию ролевых функций, принимаемых на себя различными членами коллектива.

Существует ряд исследователей, которые считают и отводят инстинктам в понимании поведения человека и взаимодействия его с другими людьми, установлению определенных отношений одну из главных ролей. К таким исследователям можно отнести и Мак - Даугала(28), Г.Шнейдера, а также У.Джеймса(29).

Инстинктом называют некоторую наследственную предрасположенность к восприятию определенных объектов внешнего и внутреннего мира, способности обращать на них внимание, «испытывать особое чувственное возбуждение при восприятии такого объекта и производить соответственные акты или, по крайней мере, испытывать импульс к ним».

У.Мак - Дауголл(28) выделяет виды сложных инстинктивных процессов:

1. Инстинктивные реакции, которые допускаются не только непосредственным восприятием стимульных объектов, но и представлением о них, а также объектами (представлениями) «другого рода».

2. Реакции, осуществляющие инстинктивный акт, могут до бесконечности видоизменяться и усложняться.

3. Так как человеческое поведение (инстинкты) может запускаться сложными представлениями, часто несколько инстинктов запускаются одновременно, образуя сложную структуру (когда несколько процессов тесно переплетаются один с другим).

4. Иногда инстинктивные стремления более или менее систематически группируются около некоторых объектов или представлений о них.

Мак - Даугол считает, что прямо или косвенно инстинкты являются первопричиной и основой деятельности человека. «Инстинктивные импульсы определяют цели всякой деятельности и составляют ту движущую силу, которая поддерживает душевную активность. Весь сложный интеллектуальный аппарат наиболее развитого человеческого ума служит только средством к достижению этой цели, только орудием, с помощью которого эти импульсы ищут своего осуществления». Импульсы не являются силами, которые поддерживают и формируют жизнь индивидов и групп.

Положительный вклад внес французский исследователь Жорж Герин («Взаимоотношения людей на предприятии» 1981)(24). Он рассматривал вопрос поведения индивидов и реализацию их поступков. «Главный интерес для индивида - это его потребности, то есть Нужда, нужда не только биологическая, но и социальная». Он также утверждал то, что «все инстинкты человека вообще и индивида в частности биосоциальны, ибо он неотделим от других людей из собственного стада и без них жить не может. Инстинкты являются врожденными и сопровождают человека - индивида всю его жизнь. Их всего пять, называются они глаголами, но охватывают почти все стороны жизни каждого из людей».

Далее Ж.Герин(24) приводит следующую таблицу:

Таблица 1.1

Основные социально - биологические инстинкты, определяющие жизнедеятельность и общественное поведение индивидов

№ п./п.

Название инстинкта

Характеристика содержания инстинкта

1

Существовать

Есть, пить, дышать, сохранять жизнь, иметь кров в соответствии с историческими условиями, искать комфорта, приятных ощущений, отдыхать, наслаждаться, быть счастливым, ибо каждый рожден для счастья.

2

Расти

Физически, духовно, интеллектуально. Становиться сильнее, умнее, расширять свои владения, увеличивать имущество, доходы, увлечения. Заводить семью, растить детей, внуков, добиваться собственной неповторимости. Воспитывать себе подобных, передавать им свой опыт, знания.

3

Утверждаться

Занять свое место под солнцем. Быть заметным, уважаемым, добиваться чина, признания, возвышаться над более слабыми, соревноваться с более сильными, добиваться их уважения, обладать чувством собственного достоинства.

4

Защищаться

Не допускать вторжения других в свою жизнь, семью, собственную личность. Оберегать свое племя, Родину, веру, свободу, защищать их секреты любой ценой, вплоть до собственной жизни. Избегать ударов судьбы, природы, людей.

5

Взаимодействовать

Сливать свою жизнь с другими. Создавать группы единомышленников, партнеров, вступать с ними в связь. Делиться знаниями и опытом не только со своими детьми, но и партнерами, соплеменниками, привязываться к ним, делиться радостями и горестями, быть патриотом, преданным своей вере, партии, посвящать себя любимому делу, сохранять верность идеалу и добру. Жертвовать собой ради других.

«Первые четыре группы инстинктов - эгоцентрические. В основе их - утверждение собственного «Я». Пятая группа - альтруистическая, включающая бескорыстие, доброжелательность и жертвенность, заботу о других, даже не близких индивиду людей. Обязательно надо видеть в каждом и то, и другое. Причем, говорит Жорж Герин, сегодня человек все более и более стремится присоединиться к другим, объединить свои усилия, действовать в содружестве, часто даже жертвуя собою для других».

На основе подобного рода инстинктивных побуждений и строятся межличностные связи, которая особенно проявляется в коллективе, или группе. На первый план выходят потребности человека и мотивы, основанные на наследственном, генетически заложенном от природы побуждении определенного рода инстинктов.

1.2 Содержательная характеристика определения межличностных отношений

Существует определенная трудность, с которой мы сталкиваемся, изучая взаимоотношения между человеческими группами. Межгрупповые отношения всегда реализуются конкретными личностями. Общество получает возможность организовать себя через личностей. Индивид способен принять социальные отношения, связанные с другим человеком, в том случае, если для этого есть общая основа, то есть если индивид считает другого индивида своим, принадлежащим той же социальной группе. Если этого не происходит, то у личности формируется отрицательное отношение к воздействиям другого.

Личность - это индивид, приобретший свойства элемента социальной системы (социальной группы).

По словам И.Сушкова(8), понимание личности сводится к тому, что личностью он называет способ, которым социальная группа производит другую социальную группу.

Для нас не является секретом тот факт, что на стремления и цели индивида оказывают существенное влияние социальные группы. Это подметили такие ученые, как Зигмунд Фрейд, Георг Зиммель, Курт Левин, Гордон Олпорт и др.

Так как личность является продуктом межгрупповых отношений, а также одновременно является и их носителем. Социальная система должна быть исследована не только снаружи, но и изнутри, с помощью тех психологических механизмов, которые реализуют отношения между социальными группами на уровне конкретного человека.

На основе вербальных ответов получают свои эмпирические данные о групповых феноменах большинство исследований по межгрупповым отношениям. Исследования показали, что человеческая культура накопила довольно таки точную базу понятий, с помощью которых личность может удовлетворительно дифференцировать персональное и групповое поведение личности и людей.

Несомненно, межгрупповые отношения не только принципиально важны и являются условием существования социальных групп как психологического феномена, но и также влияют на эффективность социальной системы.

Межличностные отношения, по мнению многих психологов, являются одной из важнейших и наиболее подробно изученных проблем, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне.

Психолог Л.Я.Гозман(26) в своей книге «Психология эмоциональных отношений» выделяет, к примеру, два аспекта отношений между людьми: это субъективный и объективный.

Таблица 1.2

С объективной стороны

С субъективной стороны

«Это … некая система взаимодействия, контактов, связей…(с.7).

«…Именно этот круг явлений обычно охватывается понятием «межличностные отношения» (там же).

«Межличностные отношения, в которых оценочный аспект объективно определяет состояние и развитие взаимодействия,… называются эмоциональными отношениями» (с.8.).

Примером межличностных отношений служат и деловые отношения, и симпатии, и любовь.

Это оценка субъектом взаимодействия, контактов, связей.

«Эта… оценка может быть названа эмоциональным компонентом или аспектом межличностных отношений» (с.7).

«…Оценочный аспект присутствует не только собственно в межличностных отношениях, но и в межгрупповых… Оценочный аспект существенен даже и для общественных отношений…»(там же).

Л.Я.Гозман(26) считает межличностные отношения принципиально отличными от межгрупповых и, тем более, общественных отношений. Хотя последние, по словам автора, могут в какой - то степени осуществляться в процессе межличностного общения.

Другой отечественный психолог Н.Н.Обозов(2) в своей книге «Межличностные отношения» рассматривает психологические отношения в одном ряду с другими формами общественных отношений, такими как производственными, политическими, правовыми и прочими отношениями.

Он выделяет структуру психологических отношений.

Рис.1.

«В реальной жизнедеятельности людей все виды взаимодействий пронизаны личными отношениями (симпатиями - антипатиями)» (с.4).

Здесь, по сравнению с предыдущей позицией разница во взглядах существенна.

Так как психологические отношения это довольно таки самостоятельная форма общественных отношений, то деловые отношения уже не рассматриваются, как пример межличностных отношений и с его позиции они дифференцированы от них.

Здесь, в этом случае межличностные отношения рассматриваются не только с точки зрения оценочного компонента, но также и предусматривается действенный компонент, что дает нам возможность определять состояние готовности субъектов к взаимодействию.

Если рассматривать общие положения в этих двух доктринах, то мы можем уловить в них одно - это то, что межличностные отношения в них рассматриваются с позиций отношений отдельных индивидов друг к другу, и они могут быть противопоставлены отношениям между социальными группами.

Позиция Г.М.Андреевой(17) показывает нам более отчетливую картину, где выделяет отношения общественные, межличностные, а также отношения опосредованные деятельностью и межгрупповые отношения.

Ее взгляд на отношения межличностные и общественные определяется тем, что «…необходимо, прежде всего, различать два основных вида отношений: общественные отношения и то, что Мясищев называет «психологические отношения личности» (с.80).

Она утверждает о том, что человек одновременно способен реализовать два рода отношений: и безличных, и личностных.

Таблица 1.3

Общественные отношения

Межличностные отношения

Носят безличный характер.

Строятся внутри безличных общественных отношений как второй ряд отношений, благодаря «диапазону возможностей для исполнения роли» (с.83).

«…Их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных ролей» (с.81).

«Это «реализация» безличных отношений в деятельности конкретных личностей»

«Индивид встречается с индивидом как представители определенных общественных групп» (там же)

В них «сталкивается непосредственно социальное и психологическое» (с.85).

«Объективные общественные отношения обуславливают, в конечном счете, межличностные отношения» (с.84).

«Их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа» (с.86).

«Деятельность в группе задает еще один ряд отношений (кроме межличностных): отношений, опосредованных совместной деятельностью (с.87).

Отношения между личностями в группе становятся взаимоотношениями, так как строятся на основе воспринимаемых или прогнозируемых отношений участников взаимодействия друг с другом. Общество и человек становятся наиболее чувствительными к групповым взаимоотношениям, и наибольшее своё внимание концентрируют именно на них. Критерии выделения самостоятельных уровней организации человеческих взаимоотношений достаточно неопределенны и во многом зависят от проницательности исследователя, а также и от предмета его изучения. На сегодняшний день очевидными выделяются три формы существования межличностных отношений: 1) физические объединения; 2) биологические объединения; 3) социологические объединения.

Попробуем графически представить это на рисунке.

Цели взаимодействия:

Группа как Уровни организации

объект воздействия Физический

?

Биологический

?

Группа как субъект Социологический

воздействия

Рис.2

Такие уровни организации взаимодействия групп как физический, биологический и социологический должны быть выделены до первоначального их разбора. Наличие знаков вопроса говорит о возможности выделения и других уровней.

Существует предположение, что отношения проходят эволюционный путь развития, который характеризуется сменой одного уровня на другой. Каждый новый уровень не просто надстраивается и подчиняет себе все предыдущие, но и становится новой сущностью этой вещи.

Наша задача - оценить то, какую роль играет каждая из трёх сторон в изучении закономерностей развития отношений в группе.

Эмпирические исследования.

Физический уровень анализа наиболее привычен человеческому познанию. Отношения между людьми легче всего склоняют исследователя к анализу с использованием физических понятий. Практика показывает, что физическое всегда присутствует в нашем социальном поведении.

К ним следует отнести предсказания астрологии, хронобиологии, которые всегда ориентировались на сочетание физических и биологических закономерностей. Также поведение спасающейся толпы, которая одержима паническим страхом хорошо может быть выражена с помощью законов, близких к физическим.

В одних случаях физический уровень будет играть решающую роль для развития межличностных отношений, в других - его влияние его будет ничтожно.

Рассматривая биологический уровень. Мы должны учесть тот факт, что по сравнению с физическим и социологическим уровнем развития отношений, он остается наименее освоенным.

Этот уровень представляет собой новый, по сравнению с физическим, и предусматривает собой скачок в развитии и организации отношений. Необходимое условие самосохранения - появление приспособительных механизмов. Простое уравновешивание как это происходит в физической среде, становятся невозможным, т.к. слишком коротка была бы жизнь в резко меняющихся условиях окружающей среды. Поэтому глубинная цель любого живого организма в акте межгруппового взаимодействия - приспособления себя и/или подчинение других к факторам окружающей среды. Материальной основой достижения такой цели - появление нервной системы, и способности к психическому отражению.

При анализе социологической стороны нам необходимо найти принцип, который биологическое действие превращает в действие социальное, то есть принцип, при котором психологическое отношение, регулирующее активность субъекта, превращается в социально - психологическое отношение, за которым стоит опыт групповой жизни человека. В зарубежной социальной психологии сложилось более десятка крупных направлений, которые занимаются изучением взаимодействия групп.

1.2 Уровни развития межличностных отношений среди сотрудников фирмы

Малая группа в своем развитии проходит ряд этапов и, прежде всего качественная характеристика малой группы определяется уровнем сплочения и единством интересов и цели деятельности. Она проходит несколько уровней (стадий):

1) Диффузная - это общность, где межличностные отношения не опосредуются содержанием совместной деятельности. Примером такого уровня развития может служить, например, очередь на остановке автобуса, в магазине.

2) Ассоциация - это группа, где межличностные отношения опосредуются содержанием совместной деятельности. Примером является учебная группа, спортивная команда, производственная бригада, и так далее. В этой группе появляется руководитель, лидер, который, так или иначе, обуславливает совместную деятельность членов данной группы. Уровень сплоченности - средний.

3) Кооперация - это группа, где межличностные отношения опосредуются содержанием совместной деятельности. Но! Конечный результат деятельности зависит от совместных усилий каждого члена этой группы. Уровень сплоченности выше среднего. Руководитель, как правило, имеет довольно высокий авторитет, пользуется уважением.

4) Корпорация - это группа, где межличностные отношения опосредуются содержанием групповой деятельности, но цель деятельности носит асоциальный характер. Примером является шайка, бандиты, корпоративная группа и так далее. Корпоративная группа имеет микрогруппу, члены которой простаивают свои узко - эгоистические интересы и выступают против других членов группы. Имеют анти социальный характер.

5) Коллектив. Здесь межличностные отношения опосредуются содержанием совместной деятельности, характеризуются высоким уровнем сплоченности, высоким уровнем руководителя - авторитетом и хорошими межличностными отношениями. Каждый коллектив - это малая группа, но не каждая группа является коллективом. Чтобы стать коллективом, надо пройти все стадии развития кроме корпорации.

Выделяют основные признаки группы:

1. осознание отдельными индивидами своей принадлежности к группе.

2. наличие между ними определенных отношений.

3. сформированность с внутренней организацией, то есть распределение обязанностей, ролей, статусов, личного влияния и так далее.

4. функционирование группового давления, побуждающего его индивида к поведению в соответствии с принятыми общностью нормами.

5. изменения во мнениях, установках и поведении индивидов, обусловленная их включенностью в некую общность.

В.М.Бехтерев(31), употребляя термин, коллектив имеет в виду любую общность вообще. Бехтерев подразделяет коллективы на организованные и неорганизованные, которые разнятся по уровню своей сплоченности. Его классификация используется и сегодня. Важнейшим стимулом объединения людей в группы является по В.М.Бехтереву(31) взаимной нуждаемостью в друг друге. Это можно проследить в ситуации объединения для целей нападения и защиты, а если рассматривать ситуацию совместной деятельности, то и во взаимном дополнении индивидами друг друга, то есть распределения функций и обязанностей для достижения поставленных целей.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ