бесплатные рефераты

Индивидуальные особенности личности при зависимом поведении

По окончанию опроса данные обрабатываются с помощью «ключа». При совпадении ответа на вопрос с «ключом», засчитывается 1 балл в пользу соответствующего типа акцентуации, затем количество баллов, набранное для того или иного типа акцентуации, умножается на определенный коэффициент «К», величина которого также указана в «ключе». Максимальная сумма баллов после умножения может достигать 24.

Сумма баллов в диапазоне 12-18 свидетельствует о тенденции к тому или иному типу акцентуации. Признаком явной акцентуации может считаться сумма в диапазоне 19-24.

2. Для оценки индивидуально-личностных свойств респондентов использовался индивидуально-типологический опросник (ИТО) Собчик Л.Н. (Приложение 2).

Опросник состоит из 91 вопроса, на каждый которых испытуемый должен ответить «да» или «нет». По окончанию опроса данные обрабатываются с помощью «ключа». Складывается количество баллов по каждой шкале (наибольшее 9 баллов, наименьшее 0 баллов): экстраверсии, спонтанности, агрессивности, ригидности, интроверсии, сензитивности и тревожности. Также считается количество баллов по шкале лжи и аггравации.

3. С целью изучения системы ценностей применялись методики «Ценностные ориентации» М. Рокича и «Выбор нравственных ценностей» (Матусевич) (Приложения 3-4).

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

М. Рокич различает два класса ценностей:

- терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

- инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), на листах бумаги в алфавитном порядке. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер (наиболее значимая ценность - 1, наименее значимая - 18). Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

В методике Оценка выбора нравственных ценностей (Матусевич) (Приложение 5) испытуемому предлагается описание 21-го стиля жизни, характерных для различных людей. Эти стили жизни соответствуют ряду ценностей.

После прочтения текстов, описывающих эти стили жизни, испытуемому предлагается выбрать один, который больше всего сходен с его собственным. Если среди 21 описания испытуемый такого стиля не найдет, он может дописать, согласно образцам, свой собственный 22-й. Далее испытуемому предлагается оценить каждый стиль по шкале (наименьшее - 1, наибольшее - 5).

4. Цветовой тест Люшера.

Это проективная методика исследования личности. Тест основан на предположении, что выбор цвета отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние. Стимульный материал состоит из 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются синий, зеленый, красный, желтый, а дополнительными - фиолетовый, коричневый, черный и серый (нулевой). Процедура обследования сводится к одновременному предъявлению всех цветных квадратов на белом фоне и просьба выбрать один наиболее понравившийся. Затем один цвет выбирается из оставшихся семи, затем шести и так до конца. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого. Первые два цвета считаются явно предпочтительными, пятый и шестой - нейтральными, а седьмой и восьмой - вызывающими антипатию, негативное отношение. Через 2-3 минуты вся процедура повторяется. Первый выбор характеризует желаемое состояние, второй - действительное.

5. Проективная методика «Несуществующее животное».

Респонденту дается задание придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим названием. Исходя из изображения, можно дать интерпретацию личностных особенностей респондента.

3.2 Результаты, полученные по опроснику Леонгарда-Шмишека

Результаты исследования показали, что большинство испытуемых (89%) набрали высокие баллы по гипертимному типу акцентуации (Приложение 5, таблица 1). Это говорит о присутствии в характере испытуемых таких черт, как подвижность, общительность, выразительность жестов и мимики, разговорчивость, чрезмерная самостоятельность, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Они любят компании, отличаются стремлением к лидерству. Почти всегда имеют хорошее настроение; хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, несколько поверхностные и, вместе с тем, изобретательные, блестящие собеседники. Чертами, способствующими конфликтам с окружающими, являются раздражительность, вспышки гнева, склонность к аморальным поступкам, недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям, отсутствие способности доводить начатое дело до конца. Они трудно переносят ситуации вынужденного одиночества, условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность.

Многим испытуемым присущ демонстративный тип акцентуации (50%). Люди этого типа отличаются повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Они склонны к фантазерству и притворству, направленными на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму и позерству. Ими движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда похвалы и восхищения. Для них характерна высокая лабильность, легкая смена настроения при отсутствии действительно глубоких чувств и переживаний. Они склонны к интригам при внешней мягкости манеры поведения и общения, отличаются беспредельным эгоцентризмом, жаждой сочувствия, почитания, удивления. В семье и в кругу знакомых они нередко претендуют на роль кумира, всеобщего баловня.

Достаточно выражен застревающий тип акцентуации (50% испытуемых). Люди этого типа характеризуются умеренной общительностью, склонностью к нравоучениям, несговорчивостью. Отличаются настороженностью и недоверчивостью по отношению к людям, подозрительностью, мнительностью, чувствительностью к обидам и огорчениям, долго переживают происшедшее. Они склонны к мстительности, ревнивости, проявляют непомерную требовательность к окружающим, особенно близким и подчиненным. Им свойственна самонадеянность, жесткость взглядов и установок, сильно выраженное честолюбие, которые приводят к настойчивому и весьма энергичному утверждению своих интересов. По отношению к себе они проявляют высокую требовательность, стремятся добиться высоких показателей в любом деле и проявляют большое упорство в достижении своих целей.

Более половины испытуемых (56%) имеют высокие показатели по циклоидному типу акцентуации (Приложение 5, таблица 1). Для таких людей характерна смена гипертимических и дистимических состояний. Радостные события вызывают у них не только положительные эмоции, но и сопровождаются жаждой деятельности, повышенной контактностью, говорливостью. Печальные события вызывают подавленность, замедленность реакций и мышления, снижение коммуникабельности. Настроение и жизненный цикл оказывают влияние и на работоспособность, и на творческую активность, и на самооценку.

Большая часть респондентов (78%) имеет высокие баллы по шкале экзальтированного типа. Такие люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Темп нарастания реакций, их внешние проявления отличаются большой интенсивностью. Они одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние - от печальных.

Таким образом, можно сделать вывод, что для людей, зависимых от азартных игр, наиболее характерны гипертимный, демонстративный, застревающий, экзальтированный психологические типы.

3.3 Результаты, полученные по индивидуально-типологическому опроснику (ИТО)

Результаты исследования показали, что наблюдаются высокие показатели по шкале экстраверсии (83% испытуемых). Это говорит о социальной активности - склонность к широким контактам с людьми, разговорчивость, и двигательная раскрепощенность, но при этом ослаблена склонность к самосовершенствованию и тенденция к самонаблюдению (Приложение 5, таблица 2).

Наблюдается демонстративность и поиски признания в сочетании с высокой социальной активностью экстраверта. Весьма выражен инфантилизм.

Высокие баллы (6-9) по шкалам агрессивности (94%), тревожности (67%) и лабильности (94%) свидетельствуют о наличии тревожной мнительности, подозрительности, панических реакциях, страхах. Тревога за свое здоровье, повышенное внимание к функционированию своих органов.

Выражена эмоциональная неустойчивость, навязчивое расширение контактов, отрицание проблем. Соперничество, стремление к реализации своих идей любыми средствами, одержимость, преступность, авантюризм, а также конфликтность, эпилептоидная слащавость, обидчивость, мстительность.

Обобщая полученные данные, можно сделать вывод, что испытуемые стремятся к социальной активности, большинство из них социально активны. Возможно, это связано со стремлением выглядеть социально желательно, или же это компенсаторное стремление. Наблюдаются признаки тревожности, неустойчивости, подозрительности, обидчивости, различные страхи.

3.4 Результаты, полученные по методикам «Ценностные ориентации» (М. Рокича) и оценка выбора нравственных ценностей (Матусевич)

Данные, полученные по методике «Ценностные ориентации» показали (Приложение 5, таблицы 3-4), что среди терминальных ценностей наиболее значимыми для испытуемых являются здоровье (физическое и психическое), материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) и наличие хороших и верных друзей. Наименее значимы жизненная мудрость, красота природы и искусства, познание, развитие, счастье других и творчество.

Среди инструментальных ценностей наиболее значимы независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) и жизнерадостность (чувство юмора). Наименее значимы такие ценности, как непримиримость к недостаткам в себе и других, самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) и чуткость (заботливость).

Результаты оценки выбора нравственных ценностей» не противоречат этим данным. Так, наиболее значимыми ценностями (стилями жизни) для испытуемых являются ценность удобства жизни (100%), ценность любви, дружбы (100%), ценность семейной жизни (94%), ценность профессионализма (89%), ценность действования (77%), ценность власти, доминирования (72%), ценность социальной активности (67%) и ценность гедонизма (56%).

Наименее значимы такие ценности, как ценность мизантропии и недоверия к людям (94%), ценность снобизма (89%), ценность плутовства, мошенничества (89%), ценность пассивного наблюдения (83%) и ценность эсхатологическая (религиозная) (78%).

Таким образом, полученные результаты показали, что испытуемые больше всего ценят здоровье, независимость, доминирование, жизнерадостность, социальную активность, гедонизм, профессионализм, они стремятся к материально обеспеченной жизни, ценят верных друзей и семью. Но у большинства испытуемых не сформирована целостная система ценностей, что говорит о личностной незрелости, инфантилизме.

3.5 Результаты, полученные по цветовому тесту Люшера и по методике «Несуществующее животное»

Данные свидетельствуют о том, что большинство испытуемых (56%) находятся в состоянии стресса, они весьма импульсивны и раздражительны (50%). Половина испытуемых находятся в состоянии тревожности, беспокойства, нетерпения (50%), напряженности (28%). Также многие находятся в состоянии эмоциональной неудовлетворенности, недовольства, неудовлетворенности имеющимися отношениями (39%). 33% испытуемых считают, что их недооценивают, они нуждаются в признании. Они хотят производить хорошее впечатление, ищут популярности и восхищения, стремятся ликвидировать разрыв, который отделяет их от других. Весьма распространено стремление к успеху (28%).

Треть испытуемых (28%) желают обрести независимость и самостоятельность. 17% испытуемых ощущают себя одинокими, изолированными от окружающих.

Исходя из анализа рисунков испытуемых, можно сказать следующее. У большинства испытуемых адекватная самооценка (61%), у остальных (39%) самооценка завышенная, наблюдается недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих, претензии на продвижение и признание, тенденции к самоутверждению.

Большей части испытуемых (78%) присущ эгоцентризм. 66% испытуемых заинтересованы в информации, для них них важно мнение окружающих о себе. У половины испытуемых выражена защитная вербальная агрессия (50%).

У 44% наблюдается легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления.

В описаниях часто прослеживается тема одиночества и интровертированности.

Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что испытуемые не удовлетворены наличной ситуацией (стрессовой), они находятся в состоянии напряженности, нуждаются в признании, желают обрести независимость.

Таким образом, проведенное исследование лиц, подверженных зависимому поведению, подтвердило выдвинутую гипотезу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аддиктивное, зависимое поведение в данной работе понималось как одна из форм деструктивного поведения, выражающаяся в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния. Аддиктивным поведением называется глубокая зависимость от некой непреодолимой силы.

Основным в поведении аддиктивной личности является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, наполненной обязательствами жизнью, неспособность быть ответственным за свои поступки и склонность к поиску эмоциональных запредельных переживаний даже ценой риска для жизни.

Для аддиктов характерно стремление к контролю, эгоцентризм, желание произвести ложное впечатление отсутствия проблем и благополучия, ригидность, задержка духовного развития. Им свойственны подозрительность и обидчивость, тревожность, в основе которой лежат глубокие комплексы и страхи, и желание получить поддержку.

Различают химические и нехимические формы аддикций. К химическим относятся алкоголизм, наркомания и табакокурение. К нехимическим аддикциям - компьютерные аддикции, азартные игры (гэмблинг), сексуальные аддикции, работоголизм, аддикции к еде и др.

Данное исследование было направлено на изучение зависимости от азартных игр. Эта зависимость относится к нехимическим видам аддикции и известна как гэмблинг. Она проявляется в безудержном желании постоянно участвовать в бесконечных эпизодах азартной игры, превращаясь в потребностную доминанту, подавляя все другие проявления потребностей. В процессе игры возникают расслабление, снятие эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем и игра рассматривается как приятное проведение времени. По этому механизму постепенно развивается зависимость. Анализ литературы показал, что люди, принимающие участие в азартных играх, до развития аддикции страдают нарушениями функции Я. Им свойственна низкая самооценка, плохая переносимость фрустрации, слабый контроль над эмоциями.

В результате эмпирического исследования были сформулированы следующие выводы:

1. Для лиц, подверженных зависимости от азартных игр, наиболее характерны гипертимный и демонстративный типы акцентуаций. Как оказалось, лица с застревающим типом акцентуации также подвержены игровой зависимости.

2. Лица, подверженные игромании, стремятся к социальной активности. У них наблюдаются признаки тревожности, неустойчивости, подозрительности, обидчивости, присутствуют различные страхи. Выражена эмоциональная неустойчивость, инфантилизм, навязчивое расширение контактов, отрицание проблем. Соперничество, стремление к реализации своих идей любыми средствами, одержимость, преступность, авантюризм, а также конфликтность и мстительность.

3. В ценностной сфере испытуемые больше всего ценят здоровье, независимость, доминирование, жизнерадостность, социальную активность, гедонизм, профессионализм, они стремятся к материально обеспеченной жизни, ценят верных друзей и семью. Но у большинства испытуемых не сформирована целостная система ценностей, что свидетельствует об инфантильности.

4. Испытуемые не удовлетворены наличной ситуацией, они находятся в состоянии стресса, напряженности, нуждаются в признании, желают обрести независимость и самостоятельность.

Полученные данные подтверждают правомерность выдвинутой гипотезы. Результаты дипломной работы, дающие представление о психологических особенностях личности при зависимом поведении могут быть использованы в психокоррекционной и консультативной сфере.

ЛИТЕРАТУРА

1. Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании. Москва-Самара, 2000.

2. Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости. Монография. - М.: МПА, 2001.

3. Бухановский А.О., Андреев А.С., Дони Е.В. Патологический гэмблинг, как частный вариант болезни зависимого поведения. // http://www.narcom.ru/cabinet/online/46.html

4. Бухановский А.О. и др. Болезнь зависимого поведения / Методические рекомендации. -- Ростов-на-Дону, 2001.

5. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология: Пособие для врачей. Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. - 416 с.

6. Вёрмсер Л. Компульсивность и конфликт. Различие между описанием и объяснением при лечении аддиктивного поведения. // Психология и лечение зависимого поведения. / Под ред. С. Даулинга. М.: “Класс”, 2000. - 240 с.

7. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета. // Психологический журнал. 2004, № 1. С. 90-100.

8. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика. Н.Новгород: Изд-во НГМД, 1998. - 128 с.

9. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М.: МПСИ, Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. - 240 с.

10. Даренский И. Д., Акопян B.C. Болезненное пристрастие к азартным играм / Аддиктология. 2005, № 1.

11. Даренский И. Д., Акопян B.C. Психотерапия при болезненном пристрастии к азартным играм / Наркология. 2005, № 5. С. 58-61.

12. Еникеева Д. Почему подростки начинают выпивать и употреблять наркотики. / http:

13. Завьялов В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. - Новосибирск: Наука, 1988.

14. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Якина А.С. Психологическая характеристика личности подростка с отклоняющимся поведением. // Вопросы психологии. 1990, № 4. С. 83-90.

15. Зайцев В.В., Шайдулина А.Ф. Как избавиться от пристрастия к азартным играм. - СПб.: Нева, 2003.

16. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.

17. Зорин Н. Игромания (гемблинг, или лудомания) Часть I. // Психиатрия и психофармакотерапия. 2006, Т.8, № 4. С. 64-67.

18. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека. Кемерово, 1999.

19. Иванов М.С. Психология компьютерной игры как проблема интегральной психологии личности.

20 Игромания. Реальные истории анонимных игроков. М.: «Рокада», 2006 - 70 с.

21. Коваль Н.А., Мильруд Р.П. Игромания как психологический феномен. // Мир психологии. 2006, № 4. С. 230-238.

22. Коркина М. В., Лакосина И. Д., Личко А. Е. Психиатрия. М.: Медицина, 1995. - 608 с.

23. Комер Р. Патопсихология поведения, нарушения и патологии психики. 2002.

24. Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 1991, N 1. С. 8-15.

25. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. М.: “Академический проект”, Екатеринбург: “Деловая книга”, 2000.

26. Короленко Ц. П., Донских А.П. Семь путей к катастрофе. Деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск: Наука, 1990.

27. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект, 1999.

28. Красильников Г.Т., Гирич Я.П. Существует ли предрасположенность к аддикциям (факторы риска) // Консилиум. 1999, № 2 (5). С. 21-22.

29. Кузнецова Е.В. Методическое пособие по изучению курса «Экспериментальные исследования в психологии: личность». Ростов н/Д, 2000.

30. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М.: Фолиум, 1996. - 70 с.

31. Курек Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор аддиктивного поведения // Вопросы психологии. 1997, № 2.

32. Кучеренко В. В., Петренко В. Ф., Россохин А. В. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. 1998, N 3. С. 70-78.

33. Лаврова Н.М. Сравнительный анализ клинических и психологических особенностей пациентов с сочетанной алкогольно-невротической патологией // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 2005, № 4.

34. Леонова Л.Г., Бочкарева Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. НГУ: Новосибирск, 1998.

35. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология: руководство. - Л. 1991.

36. Личко А.Е., Иванов Н.Я. Словарь современной американской психиатрической терминологии с ее отличиями от принятой в России. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 1992, N 4. С. 63-84.

37. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. - М.: Эксмо, 2006. - 1008 с.

38. Менделевич В.Д. Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты). - М.: МЕДпресс-информ, 2003. - 328 с.

39. Менделевич В.Д. Поведенческие расстройства или девиации поведения? // Психиатрия и психофармакотерапия. 2000, Т. 2, № 6.

40. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - М.: Медпресс, 2001.

41. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.

42. Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. - Минск: Харвест, 2004. - 592 с.

43. Пятницкая И.Н. Наркомании. - Л.: Медицина, 1994.

44. Розенова М.И. Нарушения личностной целостности в случаях аддиктивно-нарциссической патологии и их проявления в отношениях любви. // Мир психологии. 2006, № 4. С. 239-251.

45. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера. / Сост. О.Ф.Дубровская. М.: «КОГИТО-ЦЕНТР», 1999, 64 с.

46. Собчик Л.Н. Введение в проблему индивидуальности. М., 2002.

47. Сэбшин Э. Психоаналитические исследования аддиктивного поведения: обзор. // Психология и лечение зависимого поведения./ Под ред. С. Даулинга. М.: “Класс”, 2000. - 240 с.

48. Усков А.Ф. Неистребимая аддикция к жизни // Психология и лечение зависимого поведения. - М.: “Класс”, 2000.

49. Шабалина В. В. Зависимое поведение школьников. СПб., 2001.

50. Шабалина В.В. Когнитивная структура психической зависимости. // Наркология. 2006, № 9.

51. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, 1999, том 20, №1, с 86-102.

52. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Юнити, 1995 - 122 с.

53. Ferenczi S. Further Contributions to the Theory and Techniques of Psychoanalysis. New York: Norton, 1999.

54. Fisher, S. A prevalence study of gambling and problem gambling in British adolescens // Addiction Research. - 1999. - Vol. 7, № 6, Dec. P.509-539.

55. Goldberg I. Treatment of Internet Disorders. New York: Penguin, 1999.

СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ

1. Приложение. Опросник Леонгарда-Шмишека

2. Приложение. Индивидуально-типологический опросник

3. Приложение. «Ценностные ориентации» (М.Рокич)

4. Приложение. Матусевич

5. Приложение. Результаты, полученные по методикам

6. Приложение. Результаты, полученные по цветовому тесту Люшера

Приложение 1

Опросник Леонгарда-Шмишека

1. Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным?

2. Восприимчивы ли Вы к оскорблениям, обидам?

3. Легко ли Вы плачете?

4. Не возникает ли у Вас по окончании какой-либо работы сомнения в качестве ее исполнения, и не прибегаете ли Вы к проверке - правильно ли Вы ее сделали?

5. Были ли Вы в детстве такой (таким) смелым, как Ваши сверстники?

6. Часто ли у Вас бывает резкая смена настроения от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни и к себе?

7. Являетесь ли Вы обычно центром внимания в обществе (компании)?

8. Бывают ли дни, когда Вы без особых причин ворчливы, раздражительны, и все считают, что Вас лучше не трогать?

9. Всегда ли Вы отвечаете на письма после прочтения?

10. Вы серьезный человек?

11. Способны ли Вы так сильно увлечься чем-либо, что все остальное перестает быть значимым для Вас?

12. Предприимчивы ли Вы?

13. Быстро ли Вы забываете обиды, оскорбления?

14. Мягкосердечны ли вы?

15. Когда Вы бросили письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, опустилось оно туда или нет?

16. Требует ли Ваше честолюбие того, чтобы в работе (учебе) Вы были одним из первых?

17. В детские годы Вы боялись грозы, собак?

18. Смеетесь ли Вы иногда над неприличными шутками, анекдотами?

19. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые считают Вас педантичным?

20. Очень ли зависит Ваше настроение от внешних событий?

21. Все ли Ваши знакомые Вас любят?

22. Часто ли Вы находитесь во власти сильных внутренних порывов, побуждений?

23. Ваше настроение обычно несколько подавлено?

24. Случалось ли Вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение?

25. Трудно ли Вам сидеть долго на одном месте?

26. Отстаиваете ли Вы энергично свои интересы, когда по отношению к Вам допускают несправедливость?

27. Хвастаетесь ли Вы иногда?

28. Смогли бы Вы в случае надобности зарезать домашнее животное или птицу?

29. Раздражает ли Вас, если штора или скатерть висят неровно, стараетесь ли Вы это поправить?

30. Боялись ли Вы в детстве оставаться дома один?

31. Часто ли портится Ваше настроение без видимых причин?

32. Случалось ли Вам быть одним из первых, лучшим в Вашей профессиональной деятельности?

33. Легко ли Вы впадаете в гнев?

34. Способны ли Вы быть шаловливо-веселым?

35. Бывают ли у Вас состояния, когда Вы преисполнены счастьем?

36. Смогли бы Вы играть роль конферансье в веселых представлениях?

37. Лгали ли Вы когда-нибудь в своей жизни?

38. Говорите ли Вы людям свое мнение о них прямо в глаза?

39. Можете ли Вы спокойно смотреть на кровь?

40. Нравится ли Вам работа, когда только Вы один ответственны за нее?

41. Заступаетесь ли Вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость?

42. Беспокоит ли Вас необходимость опуститься в темный погреб, зайти в пустую неосвещенную комнату?

43. Предпочитаете ли Вы деятельность, которую нужно выполнять долго и точно той, которая не требует большой кропотливости и выполняется быстро?

44. Вы очень общительный человек?

45. Охотно ли Вы в школе декламировали стихи?

46. Сбегали ли Вы в детстве из дома?

47. Обычно Вы без колебаний уступаете место престарелым гражданам?

48. Часто ли Вам жизнь кажется тяжелой?

49. Случалось ли Вам так расстраиваться из-за какого-либо конфликта или ссоры, что после этого Вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу?

50. Стараетесь ли Вы помириться, если кого-нибудь обидели?

51. Модно ли сказать, что при неудачах Вы не теряете чувство юмора?

52. Очень ли Вы любите животных?

53. Случалось ли Вам, уйдя из дома, возвратиться проверить, не произошло ли чего-нибудь?

54. Беспокоили ли Вас когда-нибудь мысли о том, что с Вами или Вашими родственниками что-нибудь случится?

55. Существенно ли зависит Ваше настроение от погоды?

56. Трудно ли Вам выступать перед большой аудиторией?

57. Можете ли Вы, сердясь на кого-нибудь, пустить в ход руки?

58. Очень ли Вы любите повеселиться?

59. Вы всегда говорите то, что думаете?

60. Можете ли Вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?

61. Привлекает ли Вас роль организатора в каком-либо деле?

62. Упорствуете ли Вы в достижении цели, если на пути встречаете много препятствий?

63. Чувствовали ли Вы когда-нибудь удовлетворение при неудачах людей, которые Вам неприятны?

64. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступят слезы?

65. Часто ли Вам мешают уснуть мысли о проблемах прошедшего или будущего дня?

66. Свойственно было Вам в школьные годы подсказывать или давать списывать задания одноклассникам?

67. Смогли бы Вы один пройти в темноте через кладбище?

68. Вы, не раздумывая, вернули бы лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили их слишком много?

69. Большое ли значение Вы придаете тому, что каждая вещь в Вашем доме должна находиться на своем месте?

70. Случается ли с Вами, что, ложась спать в одном настроении, следующим утром Вы встаете в плохом расположении духа, которое длится несколько часов?

71. Легко ли Вы приспосабливаетесь к новой ситуации?

72. Бывают ли у Вас головокружения?

73. Часто ли Вы смеетесь?

74. Сможете ли Вы относиться к человеку, о котором Вы плохого мнения, так приветливо, что никто не догадается о Вашем действительном отношении к нему?

75. Вы человек живой и подвижный?

76. Сильно ли Вы страдаете, когда совершается несправедливость?

77. Вы страстный любитель природы?

78. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы - закрыт ли газ, погашен свет, закрыты двери.

79. Пугливы ли Вы?

80. Может ли принятие алкоголя изменить Ваше настроение?

81. Охотно ли Вы принимали участие в юности в кружках художественной самодеятельности, в драмкружках?

82. Тянет ли Вас уехать иногда далеко от дома?

83. Смотрите ли Вы на будущее немного пессимистически?

84. Бывают ли у Вас перемены настроения от веселого к очень тоскливому?

85. Можете ли Вы развлекать общество, быть душой компании?

86. Долго ли Вы храните чувство гнева, досады?

87. Переживаете ли Вы долгое время горести других людей?

88. Всегда ли Вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, правильность которых осознаете?

89. Могли бы Вы школьные годы переписать из-за чернильной кляксы (или ошибки) страницу в тетради?

90. Вы по отношению к людям больше осторожны и недоверчивы, чем доверчивы?

91. Часто ли у Вас бывают устрашающие сновидения?

92. Бывают ли у Вас иногда такие навязчивые мысли, что, если Вы, например, стоите на перроне, то Вы можете против своей воли кинуться под приближающийся поезд или выброситься из окна?

93. Становитесь ли Вы веселее в обществе веселых людей?

94. Вы человек, который не думает о сложных проблемах, а если занимается ими, то недолго?

95. Совершаете ли Вы под влиянием алкоголя внезапные, импульсивные поступки?

96. В беседе Вы больше молчите, чем говорите?

97. Могли бы Вы, изображая кого-нибудь так увлечься, что на время забыли бы, какой Вы на самом деле?

Приложение 2

Индивидуально-типологический опросник

Прочитав каждое утверждение, зачеркните «Да» перед номером соответствующего утверждения, если согласны с утверждением, или «Нет», если не согласны.

1. Я постараюсь отнестись к исследованию ответственно и быть максимально искренним.

2. У меня очень сложный и трудный для окружающих характер.

3. Я лучше справляюсь с работой в тиши и одиночестве, чем в присутствии многих людей или в шумном месте.

4. Решая серьезные проблемы, я, как правило, обхожусь без посторонней помощи.

5. Я очень редко заговариваю первым с незнакомыми людьми.

6. Для меня важно, что подумают другие о моих высказываниях и поступках.

7. Если будет нужно, я разрушу все преграды на пути к достижению цели.

8. Я часто тревожусь по пустякам.

9. В моих неудачах виноваты определенные люди.

10. Для меня важно иметь общее мнение с теми людьми, с которыми я обычно общаюсь.

11. Меня мало касается все, что случается с другими людьми.

12. Мне интересны яркие, артистичные личности.

13. Мне нет дела до чужих страданий: хватает своих.

14. В шумной компании я чаще всего - в роли только наблюдателя.

15. Для меня невыносимо наблюдать страдания других людей.

16. Я - человек абсолютно правдивый и искренний.

17. Все мои беды связаны с собственным неумением ладить с людьми.

18. Меня часто тянет к шумным компаниям.

19. Принимая важное решение, я всегда действую самостоятельно.

20. Мне всегда приятно заводить новых знакомых.

21. Берясь за какое-либо дело, я не стану долго раздумывать прежде чем начать действовать.

22. Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнение, когда я уверен в своей правоте.

23. Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода.

24. Я не могу терпеть, когда кто-нибудь меняет заведенным мною порядок.

25. Я умею привлекать к себе внимание окружающих меня людей.

26. В жизни я твердо придерживаюсь определенных принципов.

27. Люблю посещать компании, где можно танцевать или петь.

28. Я чрезвычайно чувствителен к изменениям в настроении окружающих меня людей.

29. Я могу, не смущаясь, дурачиться в веселой компании.

30. Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом переживает по поводу своих неприятностей.

31. Я никогда не поступаю как эгоист.

32. Часто бывает так, что из-за меня у окружающих портится настроение.

33. Интересные идеи приходят мне в голову чаще, когда я один, а не в присутствии многих людей.

34. Я могу взять на себя ответственность за целую группу людей для пользы дела.

35. Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить перед группой людей.

36. Мнение старших по возрасту и положению большого значения для меня не имеет.

37. Мне не трудно заставить других людей действовать так, как я считаю нужным.

38. Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается самочувствие.

39. Я всегда бываю упрям в тех случаях, когда уверен в своей правоте.

40. Если в компании я не нахожусь в центре внимания, мне становится скучно и неинтересно.

41. Никто не может навязать мне свое мнение.

42. Мне нравится путешествовать с разными, каждый раз новыми попутчиками.

43. Я могу изменить свое мнение под давлением окружающих.

44. В поезде я с удовольствием провожу время в беседе с попутчиками.

45. Я никогда не вру.

46. Я никогда не откладываю на завтра то, что следовало бы сделать сегодня.

47. Я вечно ни чем не доволен.

48. Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях.

49. Я умею заинтересовать людей и повести их за собой.

50. Мне нравится командовать другими.

51. Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела.

52. Мне бывает неловко за высказывания и поступки моих близких.

53. Мне нередко приходилось в драке защищать свои права.

54. Я испытываю чувство вины (или даже стыда), если меня преследуют н5удачи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ