бесплатные рефераты

Использование метода гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения

Применение, техники и методы гештальт-терапии Техники консультирования и психотерапии. Тексты. /Ред. И сост. У.С. Сахакиан. Пер. с англ.- М.: Апрель-пресс, изд. Эксмо-пресс, 2000. - 624 c..

С самого начала гештальт-консультант стремится побудить участников к принятию ответственности за их собственные действия. Он пытается сразу донести мысль о том, что, хотя консультант хочет облегчить рост и его самораскрытие участников, он не может совершить эти изменения за них. В сущности, консультант стремится побудить каждого участника к открытому и честному взаимодействию, отказываясь принимать участие в играх, в которые последний обычно играет с людьми вне консультирования. Такое взаимодействие предполагает создание условий, которые смогут облегчить осознавание и рост человека.

Главная техника, используемая гештальт-консультантом, -- обеспечение того, что Перлз называет «континуум осознавания». Континуум осознавания требуется организму для того, чтобы функционировать в соответствии с принципом здорового гештальта, так чтобы наиболее важная незаконченная ситуация стала осознанной и человек мог с ней взаимодействовать. Консультант делает это, объединяя внимание и осознавание клиента, помогая ему ассимилировать в его структуру «Я» все переживания.

Гештальт-консультант преднамеренно играет с участником в провокационные игры, направленные на то, чтобы вынудить его сталкиваться со своими старательно избегаемыми чувствами и признавать их. Перлз утверждает, что индивидуумы, испытывающие трудности, не могут увидеть очевидного. Они полны паттернов избегания и сопротивлений, которые удерживают их от полноценного осознавания. Перлз полагает, что люди оказываются в тупике, из которого они не хотят выходить. Такой тупик включает неудовлетворенные потребности или незаконченные дела, которые, как полагают участники, не могут быть удовлетворены или завершены из-за недостатка возможностей.

Консультант не дает ответов на проблемы человека. Он скорее старается побудить его работать в тупике -- сначала структурируя ситуацию так, чтобы этот тупик стал открытым, затем -- фрустрируя человека, отказываясь предоставить ему ожидаемую поддержку. В этой ситуации цель консультанта -- помочь участнику признать тот факт, что тупик существует лишь в уме и что он обладает достаточными способностями для прохождения через этот тупик. В итоге консультант говорит участнику: «Ты можешь и должен отвечать за себя сам». И как результат -- человек становится все больше похожим на самого себя.

Гештальт-консультирование, подобно личностно-ориентированному консультированию, не пытается реконструировать прошлое или раскрыть бессознательные побуждения клиента. Гештальт-консультанты сосредотачиваются на настоящем. Они полагают, что люди, имеющие склонность к интеллектуализациям относительно прошлого или будущего, вообще имеют трудности в настоящем и используют эти разговоры, чтобы сопротивляться попытке консультанта взаимодействовать с текущим функционированием; поэтому консультант имеет возможность получать наиболее важную информацию о человеке из наблюдения за ним в течение взаимодействия. Гештальт-консультант должен быть способен замечать несоответствия между вербальными и невербальными проявлениями и возвращать эти проявления участникам, тем самым помогая им больше осознавать их собственное поведение и эмоции. Ориентации на «здесь и теперь» консультант придерживается и в дальнейшем, задавая вопросы типа: «Что ваша правая рука делает теперь?» или «Как ваш голос звучит теперь?» Консультант никогда не спрашивает «Почему», поскольку такие вопросы поощряют интеллектуализацию, в то время как вопросы «Как?» и «Что?» обращают внимание человека на текущее функционирование. В обоих случаях консультант стремится заставить участника стать более осознанным относительно своих чувств, поведения, эмоций и ощущений -- в каждый момент сейчас. В то же самое время консультант старается обнаружить то, что человек пробует избегать, и те области его функционирования, которые содержат внутренние конфликты.

В дополнение к методам фрустрации и поощрения ориентации на «здесь и теперь», гештальт-консультант также использует экспериментирование, которое направлено на увеличение самоосознания участников и осознавание их тупиковых ситуаций, затем помогая им реинтегрировать себя. Это экспериментирование является наиболее рискованным и опасным, поскольку индивидуумы снимающие все защиты, не освоив новые способы поведения, становятся даже более уязвимы к воздействию внешних сил, чем до консультирования.

Большое внимание уделяется в гештальт-терапии работе со сновидениями пациентов. Перефразируя Фрейда, Перлз говорит, что «сон -- это королевская дорога к интеграции личности» Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии /Пер. с англ. М. Папуш. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. В отличие от психоанализа, в гештальт-терапии не интерпретируются сны, они используются для интеграции личности. Автор считал, что различные части сна являются фрагментами нашей личности. Для того чтобы достичь интеграции, необходимо их совместить, снова признать своими эти спроецированные, отчужденные части нашей личности и признать своими скрытые тенденции, которые проявляются о сне. С помощью проигрывания объектов сна, отдельных его фрагментов может быть обнаружено скрытое содержание сновидения через его переживание, а не посредством его анализа.

Технические процедуры в гештальт-терапии называются играми или упражнениями. Это разнообразные действия, выполняемые участниками терапии по предложению психотерапевта, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимым содержанием и переживаниями. Эти игры предоставляют возможность экспериментирования с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр участники «примеряют» различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интроектами. Цель игр-экспериментов -- достижение эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к интеграции личности. Эмоциональное осознание («ага-переживание») -- это такой момент самопостижения, когда человек говорит: «Ага!» По Перлзу, «aгa» -- это то, что происходит, когда что-нибудь защелкивается, попадая на свое место; каждый раз, когда «закрывается» гештальт, «звучит» этот щелчок. По мере накопления фактов эмоционального прояснения приходит прояснение интеллектуальное. Число игр не ограничено, так как каждый психотерапевт, пользуясь принципами гештальт-терапии, может создавать новые игры или модифицировать уже известные Техники консультирования и психотерапии. Тексты. /Ред. И сост. У.С. Сахакиан. Пер. с англ.- М.: Апрель-пресс, изд. Эксмо-пресс, 2000. - 624 c..

Краткие выводы по 1-ой главе.

1. Социально-психологическая реабилитация является одним из необходимых компонентов медицинской реабилитации военнослужащих, получивших ранения и увечья в ходе боевых действий.

2. Для комбатантов характерно наличие психической травмы, как результата воздействия психотравмирующих раздражителей.

3. Гештальт-терапия, являясь одним из методов психологической коррекции может быть использована в социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения в боевых действиях.

Глава 2. Исследование эффективности применения метода гештальт-терапии в реабилитации военнослужащих, получивших ранения в условиях 6-го ЦВКГ

2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования

Гипотеза: применение метода гештальт-терапии (в условиях 6 ЦВКГ - Всеармейского реабилитационного центра) оказывает положительное влияние на индивидуально-психологические особенности личности военнослужащих, получивших ранения и увечья на территории Чеченской республики.

Цель исследования: исследование эффективности применения метода гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения в Чеченской республике.

Задачи исследования:

1. На основе анализа методов социально-психологической реабилитации обосновать возможность использования метода гештальт-терапии применительно к военнослужащим, получившим ранения и проходящим социально-психологическую реабилитацию в условиях Всеармейского реабилитационного центра.

2. Применить гештальт-терапию как метод социально-психологической реабилитации к военнослужащим, получившим ранения и увечья.

3. Оценить эффективность использования метода гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации раненых в условиях Всеармейского реабилитационного центра.

2.2. Методика проведения исследования

Сроки и место проведения исследования

Настоящее исследование проведено в период с 01.10.2003г. по 01.04.2004г. на базе 6 Центрального военного клинического госпиталя - Всеармейского реабилитационного центра.

Общая характеристика испытуемых:

В соответствии с основной целью исследования и для решения поставленных задач было проведено комплексное клинико-психологическое обследование 40 военнослужащих в возрасте от 19 до 23 лет (средний возраст - 22,3+1,7 лет), поступивших в госпиталь после ранений, полученных при выполнении служебного долга в Чеченской республике.

Все военнослужащие поступили в 6 ЦВКГ для прохождения медико-психологической реабилитации после проведенных ампутационных операций из Главного военного клинического госпиталя им. Н. Бурденко.

При поступлении в госпиталь больные методом случайного отбора были разделены на 2 группы:

· Контрольная группа - 20 раненых, с которыми проводилось медикаментозное лечение, протезирование, физиотерапия, психологическое консультирование, суггестивная терапия, рациональная психотерапия, гетеро- и ауторелаксационные техники, психологическое консультирование, психоанализ, трансактный анализ, психодрама, дебрифинг стресса критических инцидентов, эстетотерапия, логотерапия.

· Экспериментальная группа - 20 раненых, с ними проводились те же мероприятия и дополнительно применялся метод гештальт-терапии.

До начала реабилитации контрольная и экспериментальная группы были сопоставимы по возрасту, уровню образования, а также по психологическим характеристикам.

Экспериментальная и контрольная группы подобраны следующим образом: испытуемые - участники боевых действий в Чеченской республике, поступившие в госпиталь после ранений, приведших к ампутации конечностей. Ранения получены при выполнении служебного долга.

Обе группы включали в равных долях три категории военнослужащих:

· военнослужащие по призыву, средний возраст 19+0,5 лет;

· военнослужащие по контракту, средний возраст 24,5+0,5 лет;

· молодые офицеры, средний возраст 23,5+0,5 лет.

Формируемая для проведения исследования группа однородна по имеющейся у ее участников проблематике.

Наиболее типичными ситуациями, выделяющимися как психотравмирующие факторы, являются: прощание с родными и близкими перед отъездом в Чечню; гибель на глазах раненых и близких друзей в бою; невозможность из-за страха оказать помощь погибающим сослуживцам; пребывание в плену; предательство со стороны любимой девушки и т.д.

В ходе проведенного комплексного клинико-психологического обследования были использованы следующие диагностические методики: САН, ЛОБИ, СМОЛ, шкала оценки уровня тревожности Спилбергера-Ханина, проективные методики «ДДЧ», «Несуществующее животное».

2.3. Ход исследования

Анализ данных, опубликованных в научной литературе, позволил систематизировать алгоритм диагностического обследования и восстановительного лечения военнослужащих с ампутациями конечностей.

В 6 ЦВКГ в работе с ранеными используется целый блок различных психодиагностических методик. Специфика контингента госпиталя ограничивает возможности использования других методов диагностики особенностей индивидуально-личностной сферы больных. Поэтому в работе использованы ранее адаптированные в госпитале способы диагностики.

В связи с этим была составлена следующая схема социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения, в условиях многопрофильного реабилитационного госпиталя:

1. Сбор жалоб и анамнеза, общеклиническое обследование пациента Этот этап выполнялся лечащими врачами 6 ЦВКГ по мере поступления больных в госпиталь. .

2. Диагностический этап исследования: комплексное психологическое обследование с использованием следующих тестовых методик: опросник САН; опросник Спилбергера - Ханина; тест ЛОБИ; проективные методы «Дом-Дерево-Человек», «Несуществующее животное» Практическая диагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998 - 672 с. .

Комплексная психологическая диагностика проводилась:

· на этапе общего обследования при поступлении в госпиталь;

· через 6 месяцев - после проведения гештальт-терапии.

3. Психокоррекционный этап: применение метода гештальт-терапии в работе с ранеными.

Диагностический этап исследования

Для диагностики личностных особенностей испытуемых используется ряд психологических тестов (СМОЛ, методика Спилбергера-Ханина, ЛОБИ, САН, а также проективные методики "Дом-Дерево-Человек", "Несуществующее животное"). С каждым военнослужащим проводятся индивидуальные беседы, целью которых является первичная диагностика имеющихся проблем и психических травм.

Комплексное применение тестовых методик позволяет с большей вероятностью определить актуальный психологический статус раненого, выяснить наиболее важные из продолжающих травмировать его психику факторов.

Используемые методики

САН. Самочувствие. Активность. Настроение.

Целью данной методики является диагностика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения. Выявляется субъективная оценка военнослужащими своего функционального состояния.

Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемых просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемые отмечают степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.

Обработка данных:

Подсчитывается сумма баллов по шкалам:

Самочувствие: 1,2,7, 8, 13,14, 19.20, 25,26.

Активность: 3,4,9,10,15.16,21,22,27,28.

Настроение: 5,6,11,12,17,18,23,24,29,30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. средний балл шкалы равен 4. оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 баллов. При анализе функционального состояния важно соотношение значений отдельных его показателей Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1988. - С. 18.

ЛОБИ. Личностный Опросник Бехтеревского института.

Цель: диагностика типов отношения к болезни и других связанных с нею личностных отношений у больных хроническими соматическими заболеваниями.

Диагностируется сложившийся под влия-нием болезни паттерн отношений к самой болезни, к ее лече-нию, врачам и медперсоналу, родным и близким, окружающим, работе (учебе), одиночеству и будущему, а также к своим витальным функциям (самочувствие, настроение, сон, аппетит).

Диагностируемые типы отношений. С помощью ЛОБИ могут быть диагностированы следующие типы отношений: гармоничный (Г); тревожный (Т); ипохондрический (И); меланхолический (М); апатический (А); неврастенический (Н); обсессивно-фобический (О); сенситивный (С); эгоцентрический (Я); эйфорический (Ф); анозогнозический (3); эргопатический (Р); паранойяльный (П) Подробное описание шкал дано в приложении 3..

Процедура обследования: обследуемому вручаются брошюра с текстом опросника и регистрацион-ный лист. Разъясняется, что на каждую тему можно сделать от 1 до 3 выборов (не более!), номера сделанных выборов об-вести кружком. Если ни одно из определений не подходит, обводится символ 0. Если обследуемый не хочет отвечать именно на данную тему, графа остается незаполненной. Время заполнения регистрационного листа не ограничено.

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина.

Цель методики - выявляется самооценка уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

Процедура обследования является стандартной для всех опросников.

Обработка и интерпретация результатов: до 30 баллов - низкая тревожность; 31-45 баллов - умеренная тревожность; 46 и более баллов - высокая тревожность.

СМОЛ. Стандартный многофакторный опросник личности.

Опросник представляет собой сокращенный вариант ММPI, содержит 71 вопрос, 11 шкал. Из них 3 - оценочные.

Цель методики: Первые три оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности результатов тестирования и величину коррекции вносимую чрезмерной осторожностью (шкала лжи - L; шкала достоверности - F; шкала коррекции - К).

Остальные 9 шкал являются базисными и оценивают свойства личности (шкалы: Ипохондрии (Hs), Депрессии (D), Истерии (Hv), Психопатии (Pd), Паранойяльности (Pa), Психоастении (Pt), Шизоидности (Se), Гипомании (Ma)) Описание всех шкал методики представлено в приложении 4..

Процедура обследования является стандартной для всех опросников.

Обработка и интерпретация результатов: Высокими оценками по всем шкалам, после построения профиля личности. Являются оценки, превышающие 70. Низкими оценками считаются оценки ниже 40.

Методика исследования личности «Дом - дерево- человек» Дж. Бука

Относится к типу проективных методов диагностики.

Целью является исследование личности. По мнению Дж. Бука, по рисункам можно судить об аффективной сфере личности, ее потребностях, уровня психосексульного развития и т.д.

Инструкция. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПб.: Речь, 2002. С.278..

«Несуществующее животное»

По своему характеру относится к числу проективных методов.

Цель - исследование личности. По составу данных тест ориентировочный, и поэтому как единственный метод исследования использован быть не может (требует объединения с другими методами, т.е. использования в качестве «батарейного» инструмента исследования).

Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем» Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПб.: Речь, 2002. С.241..

Психокоррекционный этап исследования

Психокоррекционный этап исследования представляет собой применение метода гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации, военнослужащих, получивших ранения и увечья в ходе боевых действий в Чеченской республике.

Психологическая реабилитация пострадавших, подвергавшихся воздействию психогенных факторов в экстремальных условиях деятельности или получивших серьезные ранения с ампутацией конечностей, является элементом медико-психологического обеспечения профессиональной деятельности. Ее цель - сохранение профессионального здоровья и восстановление профессиональной пригодности раненых.

Основной принцип применения методов гештальт-терапии при коррекции постстрессовых состояний заключается в изменении отношения пострадавшего к самому факту наличия в его жизни психотравмирующей ситуации.

Применение метода гештальт-терапии наиболее оправдано тем, что формируемая для проведения психокоррекции группа однородна по имеющейся у ее участников проблематике. Наиболее типичными ситуациями, выделяющимися как психотравмирующие факторы, являются: прощание с родными и близкими перед отъездом в Чечню; гибель на глазах раненых их близких друзей в бою; невозможность из-за страха оказать помощь погибающим сослуживцам; пребывание в плену; предательство со стороны любимой девушки; тяжелое ранение или потеря конечностей.

В исследовании принимали участие 40 человек: экспериментальная группа (20 человек) и контрольная группа (20 человек).

Местом для проведения сеансов было специальное помещение, оборудованное всеми необходимыми реквизитами.

Перед началом непосредственных занятий по психокоррекции с помощью метода гештальт-терапии было проведено 2 лекции по основным теоретическим положениям гештальт-психологии.

Сессии гештальт-терапии проводились по следующей схеме:

1. Начало сессии. Контакт группы. Участники сессии (включая ведущего) садятся по кругу, берутся за руки. Все по очереди, начиная с ведущего, обсуждают с какими мыслями, чувствами, настроением они пришли на сессию. Ведущий сообщает тему и цели данной сессии.

2. Проведение упражнения.

3. Завершение сессии. Обсуждение пользы, которую каждый участник извлек из данной сессии, что понравилось и не понравилось в проведенном упражнении, с каким настроением участники уходят с сессии.

Продолжительность сессии - 1,5 - 2 часа.

Гештальт-терапия проводилась как в индивидуальной, так и в групповой форме. Если сессия проводилась в груп-пе, то психотерапевт обычно работал с одним (реже с двумя) из участников. Остальные члены группы идентифицировали себя с «работающим» участником, оказывать ему эмоциональную поддержку, а в некоторых случаях обеспечивать обратную связь.

В дальнейшем с военнослужащими, получившими ранения, была проведена серия упражнений гештальт-терапии, которую я привожу ниже. Для психокоррекции постстрессовых состояний были использованы основные техники гештальт-терапии, в частности «Развитие осознавания», «Концентрация внимания на чувствах», «Принятие ответственности», «Интеграция полярностей», «Работа со сновидениями», «Работа с сопротивлениями».

Техника «Развитие осознавания»

Упражнение «Фигура и фон»Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479

Участники сидят в кругу, ведущий читает инструкцию.

Ведущий: «На некоторое время обратите внимание на какой-нибудь визуальный объект, например стул. Глядя на него, заметьте, как он проясняется, вырисовывается на мутнеющем фоне окружа-ющего пространства и объектов. Затем обратитесь к какому-нибудь соседнему визуальному объекту и понаблюдайте, как он, в свою очередь, «опустошает» фон.

Точно так же вслушайтесь в какой-нибудь звук в вашем окружении и заметьте, как другие звуки отходят в фон. Нако-нец, «прислушайтесь» к какому-нибудь телесному ощущению, вроде внезапной боли («колет») или зуда, и заметьте, как и здесь остальные телесные ощущения отступают на задний план».

После этого терапевт проводит обсуждение упражнения, при этом особо выделяются два аспекта: во-первых, процесс выполнения упражнения (как участники его выполняли и что при этом чувствовали), а во-вторых, содержание (то, о чем участники говорили, выполняя данное упражнение). Процесс выполнения упражнения более важен, чем содержание, и ино-гда тренер может принимать решение проводить обсуждение только процесса Это утверждение верно для всех упражнений..

Также терапевт просит всех участников по очереди рассказать о двух вещах, которым, с их точки зрения, они научились, выполняя данное упражнение.

Упражнение «Осознавание эмоций»Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479

Упражнение проводится аналогично предыдущему.

Ведущий: «Дайте своему вниманию переходить от одного объекта к дру-гому, отмечая фигуры и фоны в объекте -- и свои эмоции. Каж-дый раз выражайте эмоции словами вроде: «Мне это нравится» или «Мне это не нравится». Разделяйте объекты на части: «Это мне в объекте нравится, а это не нравится». Наконец, если это приходит естественно, дифференцируйте свои эмоции, напри-мер: «Это вызывает у меня отвращение» и т. п.

Во время этого эксперимента вы можете встретиться с та-кими сопротивлениями в себе, как замешательство, смущение, опасение быть слишком грубым, слишком бесцеремонным или нескромным; или, может быть, вы обнаружите в себе желание скорее быть объектом внимания, чем уделять свое внимание. Если по отношению к людям, с которыми вы входите в сопри-косновение, эти сопротивления становятся настолько сильны-ми, что заставляют вас оставить эксперимент, переключитесь на время на животных и неживые объекты».

Упражнение «Непосредственное осознавание» Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479

Всех участников просят разбиться на пары, затем члены каждой пары должны сесть друг напротив друга. После этого один из членов пары начинает описывать все, что ему попада-ется на глаза. Такое описание может быть весьма подробным. Рассказ может строиться, например, так: «Сейчас я осознаю, что ты сидишь напротив меня. Я могу видеть твое лицо и твою улыбку. Я вижу, что у тебя карие глаза и светлые волосы с не-сколькими темными прядями. Ты сидишь на старом сером сту-ле, ковер под ним зеленого цвета, на нем красивый узор...»

Это все, что требуется от участников. Их цель -- описать, как можно больше всего за пять минут. По прошествии этого вре-мени члены пары меняются ролями и еще раз повторяют дан-ную процедуру.

После этого тренер просит всех участников сесть в общий круг. Далее проводится обсуждение упражнения.

Тренер должен также помочь группе в опре-делении способов, при помощи которых знания, приобретен-ные в результате выполнения данного упражнения, могут быть соотнесены с личной или профессиональной жизнью участни-ков. По возможности тренер также участвует в выполнении уп-ражнения.

Тренер просит всех участников по очереди рассказать о двух вещах, которым, с их точки зрения, они научились, выполняя данное упражнение.

Упражнение «Перемещающееся осознавание» Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479

Все участники разбиваются на пары, члены каждой пары са-дятся друг напротив друга. Один из них начинает описывать сво-ему партнеру то, каким образом перемещается фокус его внима-ния с течением времени. Он пытается вербализировать все то, что он видит, чувствует, о чем думает, -- любые изменения в фо-кусе внимания. Рассказ может строиться, например, следующим образом: «Я осознаю, что сейчас смотрю на тебя... а сейчас я слег-ка смущен тем, что ты, улыбаясь, смотришь на меня... Смущение начинает исчезать, как только я тебе о нем сказал. Только что я вспомнил о другой ситуации, произошедшей на другом тренин-ге, в которой я также испытывал смущение. Сейчас я смотрю в окно, находящееся за твоей спиной, вижу людей, прогуливаю-щихся по траве. Я понимаю, что мне очень сильно хотелось бы быть с ними. Сейчас я возвращаю свое внимание к тебе, и у ме-ня создается впечатление, что ты глубоко погружен в какие-то свои мысли...» По возможности тренер также участвует в выпол-нении упражнения. Все это рассказывается в течение пяти ми-нут, затем члены пары меняются ролями.

После этого все участники садятся в общий круг. Как и в пре-дыдущем упражнении, проводится обсуждение. Тренер помогает группе в определении способов, при помо-щи которых знания, приобретенные при выполнении данного упражнения, могут быть соотнесены с личной или профессио-нальной жизнью участников.

Каждый участник по очереди сначала говорит о том, что ему меньше всего понравилось в данном упражнении. Затем участ-ники говорят о том, что им больше всего в нем понравилось. Ведущий группы или тренер также высказывает свое мнение.

Упражнение «Описания»Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479

Все участники разбиваются на пары, и члены каждой пары са-дятся друг напротив друга. Тренер выдает каждому участнику по какому-либо предмету. Для этого можно использовать простые и привычные предметы, такие как фрукты или овощи, бу-тылки, вазы или украшения. Каждого участника просят описать своему партнеру полученный предмет, не оценивая его при этом и даже не рассказывая о его назначении. Например, банку с кон-сервами можно описать следующим образом: «Этот предмет имеет цилиндрическую форму. На него наклеена зеленая этикетка, на которой написаны какие-то слова. Слова на этикетке написаны коричневым и красным цветом...»

Задача участников -- как можно более полно и детально опи-сать полученные предметы. Очень часто, выполняя подобные упражнения, люди начинают немного по-новому видеть при-вычные вещи. Такие изменения могут произойти также и в том, что касается восприятия других людей в повседневной жизни. Об этом можно поговорить в ходе дальнейшего обсуждения.

После этого тренер просит всех участников сесть в общий круг для проведения обсуждения упражнения.

Упражнение «Чувственное сознавание»Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: Пер. с англ. /Общ. ред. Василюка Ф.Е. - 2 изд. - М.: Прогресс, 1993. - 240 с.

Упражнение выполняют с закрыты-ми глазами под легкую релаксационную музыку. Ведущий медленно читает текст вслух, делая паузы в местах многоточий. Это упражнение длится тридцать минут.

Ведущий: «Оглядитесь вокруг себя. Отметьте каждую вещь, которая попала в поле вашего зрения. Како-ва ее форма и фактура... какого она цвета... как ос-вещена... и как падают тени... Обратите внимание на сочетание различных форм... Если вы поймаете себя на том, что мысленно называете вещи («Вот зеленый стул, а вот фотография, эта лампа напо-минает мне мексиканскую»), то вы на ложном пу-ти.

В самом по себе назывании вещей нет ничего плохого, но оно снова возвращает вас к вашим мыслям. От вас же требуется только видеть пред-меты, как видит их младенец, не знающий их на-званий... Не сопровождаете ли вы свое наблюдение такими, например, комментариями: «Эта картина висит криво» или «Вентилятор пыльный»? Если да, значит, вы снова погрузились в свои мысли и рассуждаете вместо того, чтобы просто смо-треть... Расслабьте мышцы глаз, даже слегка рас-фокусируйте взгляд... выберите какой-нибудь маленький предмет или мелкую деталь большого, например, ворсинку ковра или фрагмент обоев... задержите взор... Что вы там видите? Можете ли вы позволить себе остаться полностью поглощен-ным наблюдением за этим предметом?

Теперь -- закройте глаза. Что вы видите?.. От-метьте образы, оставшиеся от наблюдения... прислушайтесь... Что вы слышите?.. Возможно, толь-ко сейчас вы осознали, что все это время, пока вы пытались концентрироваться на зрительных ощу-щениях, существовали какие-то звуки, на которые вы не обращали внимания... Теперь сосредоточь-тесь на слуховых ощущениях, постарайтесь уло-вить все звуки, какие только можете разобрать, вплоть до самых слабых... Представьте, что вы очнулись после глубокого наркотического забы-тья... сознание постепенно возвращается к вам... Постарайтесь определить, используя только свой слух, где вы находитесь... в городе или в деревне?.. в помещении или на улице?.. присутствует ли кто-то еще рядом с вами или вы в одиночестве?.. Если здесь кто-то есть, что вы можете узнать о нем по одним лишь слуховым ощущениям?..

А сейчас, продолжая сидеть с закрытыми гла-зами, сосредоточьтесь на обонянии... Запах возду-ха... Поднесите руку к лицу. Знаком ли вам этот запах? Могли бы вы только по нему узнать со-бственную руку?.. Вдохните запах ваших волос, если их длина позволяет это сделать... запах ва-шей одежды... подмышек... Принюхайтесь к запа-хам предметов, окружающих вас... О чем они вам говорят: вот ковер -- давно ли его выбивали?.. Сумка -- из какой кожи она сделана, натуральной или синтетической?..

Не открывая глаз, возьмите в рот кусочек яблока, клубнику, апельсиновую дольку... Почув-ствовали ли вы сначала запах, а затем вкус?.. Про-жевывайте каждый кусочек тщательно и неторо-пливо, отмечая все изменения вкусовых ощуще-ний... Обратите внимание, какой вкус останется во рту после того, как вы проглотите последнюю крошку...

Теперь замрите на минуту, направьте внима-ние на руки, особенно -- на кончики пальцев, и по-пытайтесь осознать, какую информацию о мире они вам дают. Если бы это был единственный источник информации, каким бы тогда был для вас внешний мир?.. Теперь соедините ваши руки, и пусть одна начнет ощупывать и исследовать другую. Какие ощущения у вас вызывает эта как бы чужая рука? Изучите форму ее костей, суста-вов, ногтей... исследуйте поверхность кожи... А сей-час прислушайтесь к ощущениям, возникающим в той руке, которую вы исследуете... Может быть, стоит изменить способ прикосновения, например не исследовать, а ласково поглаживать ее... Пои-щите самую приятную для нее силу надавливания, самый приятный ритм поглаживающих движе-ний... Теперь попробуйте попеременно направ-лять свое внимание то на одну, то на другую ру-ку... Легко ли вам это удается? Снова перенесите внимание на активную руку... Что вам больше понравилось, осознавать ощущения исследующей руки или той, которая пассивно воспринимала по-глаживания? Снова переключите внимание на пас-сивную руку (Как с известной картинкой, где вы видите то контур вазы, то два профи-ля)… Удаются ли вам эти произвольные переключения?

...Пусть ваши руки поменяются ролями... Обра-тите свое внимание на ту из них, которая теперь занимается исследованием... Как она ощущает су-ставы, мышцы, кожу, подушечки пальцев другой руки... Прислушайтесь сейчас к ощущениям, исхо-дящим от пассивной руки... что она чувствует, когда ее изучают, гладят, ласкают... Легко ли ва-ши руки приняли свои новые роли или что-то вы-зывает их сопротивление?..

А теперь -- займитесь лицом. Пусть ваши руки ощупают его, как руки слепого -- лицо незнаком-ца... Удалось ли вам узнать что-нибудь новое о своем лице, которое вы каждый день видите в зеркале?.. А что чувствует ваше лицо? Какие оно испытывает ощущения от прикосновений паль-цев?.. Поищите наиболее приятный способ, силу, скорость и направление касаний... как ему лучше, если дотрагиваться только кончиками пальцев или всей ладонью?.. Как и раньше, попробуйте переключать свое внимание с лица на пальцы и с пальцев на лицо... Что вы чувствуете?.. Меняя попеременно направление своего внимания, уве-личьте зону исследования собственного тела, включите в нее шею, плечи, туловище, ноги... Есть ли разница в ваших ощущениях, когда вы дотра-гиваетесь до обнаженных частей тела или до скры-тых под одеждой? Какое из них интенсивнее, ка-кое приятнее?

Не открывая глаз, исследуйте руками то, что вас окружает... стул... ковер... все, что находится рядом... Можете исследовать и все помещение, если хотите... Попробуйте на ощупь те самые предметы, в которые вы всматривались в начале упражнения... Насколько уверенно вы чувствуете себя, двигаясь с закрытыми глазами?.. Движетесь еле-еле, осторожными шажками или чувствуете себя достаточно свободно, чтобы просто идти?.. Отметьте, как при этом вам помогают ориенти-роваться в пространстве ваши руки и ваш слух... Как вам удобнее идти, быстро или медленно?.. Продолжайте ваш путь, по собственному выбору обращая внимание на разные вещи... Если рядом с вами никого нет, чувствуете ли вы от этого не-уверенность... Если есть другие люди, что вы испытываете, когда встречаетесь с ними с закры-тыми глазами или хотя бы только предвосхищае-те возможность такой встречи? Помните, все в ва-ших силах, вы можете выбирать упражнения по собственному вкусу и самостоятельно решать, де-лать или нет те из них, которые вам не нравятся...

Заканчивая свои перемещения, попробуйте, не открывая глаз, вернуться на прежнее место... Ка-кие ориентиры помогли вам отыскать его? Вспом-ните то положение, в котором вы находились до начала путешествия.

А теперь... откройте глаза... что вы видите?

Поделитесь своими впечатлениями, расскажите, чему вы нау-чились. Слушая о впечатлениях других людей, по-старайтесь сравнить их со своими. Может быть, это по-может вам лучше осознать собственные ощущения, от-метить то, что вы не заметили (или попросту сочли не-достойным внимания, ибо многие из нас упускают впе-чатления, которые лежат на поверхности, из-за того, что буквально натренированы быть слишком глубоко-мысленными)».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 РЕФЕРАТЫ