бесплатные рефераты

Использование метода гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения

Примечание: Э - Среднее значение показателя экспериментальной группы, К - Среднее значение показателя контрольной группы; р - вероятность допустимой ошибки; tкр. - Критическое значение t-критерия Стьюдента; t - значение t-критерия Стьюдента. Результат - обсуждение полученных данных; выделенным шрифтом обозначены шкалы, по которым были обнаружены статистически значимые различия, свидетельствующие о положительной динамике в состоянии испытуемых.

При сопоставлении полученных результатов обследования контрольной и экспериментальной групп обнаружены статистически значимые различия по показателям «Самочувствие», «Активность», «Настроение», что позволяет нам сделать вывод о том, что реабилитация раненых, включающая гештальт-терапию, приводит к значительным улучшениям психологического состояния военнослужащих, получивших ранения.

При сопоставлении полученных результатов обследования контрольной и экспериментальной групп по тесту Ч.Д. Спилбергера обнаружены статистически значимые различия по показателю «реактивная тревожность», что позволяет нам сделать вывод о том, что реабилитация, с использованием метода гештальт-терапии приводит к снижению уровня реактивной тревожности.

При сопоставлении результатов по тесту СМОЛ у испытуемых контрольной и экспериментальной групп обнаружены статистически значимые различия по показателям «ипохондрия», «депрессия» и «психоастения». Это свидетельствует о том, что использование гештальт-терапии в системе социально-психологической реабилитации раненых военнослужащих позволяет снизить уровень ипохондрии, психоастении и депрессии.

Краткие выводы по 2-ой главе.

1. Для военнослужащих, получивших ранения и увечья в Чеченской республике, характерно наличие таких особенностей индивидуально-личностной сферы, как высокий уровень реактивной тревожности, сниженное самочувствие, активность, настроение. Они имеют тенденции к депрессии, ипохондрии, агрессии, отчуждению. В отношении к своей болезни у комбатантов преобладает страх стать обузой для окружающих и боязнь их неблагожелательного отношения; тревожная мнительность относительно маловероятных неудач лечения.

2. После проведения социально-психологической реабилитации, включающей применение метода гештальт-терапии, у раненых:

· повысились активность на 14,8%, настроение на 16,5%, улучшилось самочувствие на 18,3%;

· снизился уровень реактивной тревожности на 12,8%,

· выявились тенденции снижению уровня ипохондрии на 11,5%, депрессии на 18,7% и психоастении на 14,5%.

· уменьшилось число испытуемых с тенденциями к агрессивности на 24%, к отчуждению на 33%;

· увеличилось количество испытуемых, имеющих гармонический (на 23%) и эргопатический (на 24,5%) типы отношения к болезни.

3. Гештальт-терапия является эффективным методом социально-психологиче-ской реабилитации военнослужащих, получивших ранения и увечья во время участия в боевых действиях на территории Чеченской республики.

4. Метод гештальт-терапии может быть использован практикующими психологами в любом учреждении медико-психолого-социальной реабилитации как для работы с ранеными, принимавшими участие в боевых действиях, так и для всех участников боевых действий.

Выводы

1. Социально-психологическая реабилитация является одним из необходимых компонентов медицинской реабилитации военнослужащих, получивших ранения и увечья в ходе боевых действий.

2. Для комбатантов характерно наличие психической травмы, как результата воздействия психотравмирующих раздражителей.

3. Для военнослужащих, получивших ранения и увечья в Чеченской республике, характерно наличие таких особенностей индивидуально-личностной сферы, как высокий уровень реактивной тревожности, сниженное самочувствие, активность, настроение. Они имеют тенденции к депрессии, ипохондрии, психоастении, агрессии, отчуждению. В отношении к своей болезни у комбатантов преобладает страх стать обузой для окружающих и боязнь их неблагожелательного отношения; тревожная мнительность относительно маловероятных неудач лечения.

4. После проведения социально-психологической реабилитации, включающей применение метода гештальт-терапии, у раненых снизился уровень тревожности, агрессивности, отчуждения; повысились активность и настроение, улучшилось самочувствие; выявились тенденции снижению уровня ипохондрии, психоастении и депрессии. Также увеличилось количество испытуемых, имеющих гармонический и эргопатический типы отношения к болезни.

5. Гештальт-терапия является эффективным методом социально-психологиче-ской реабилитации военнослужащих, получивших ранения и увечья во время участия в боевых действиях на территории Чеченской республики.

6. Метод гештальт-терапии может быть использован практикующими психологами в любом учреждении медико-психолого-социальной реабилитации как для работы с ранеными, принимавшими участие в боевых действиях, так и для всех участников боевых действий.

Заключение

Социально-психологическая реабилитация является одним из необходимых компонентов медицинской реабилитации военнослужащих, получивших ранения и увечья в ходе боевых действий.

Гештальт-терапия является одним из методов социально-психологической реабилитации. Проведенное на базе 6 Центрального военного клинического госпиталя - Всеармейского реабилитационного центра исследование эффективности использования метода гештальт-терапии в социально-психоло-гической реабилитации военнослужащих, получивших ранения в Чеченской республике, показало, что данный метод оказывает положительное влияние на индивидуально-психологические особенности раненых. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Поскольку раненые находятся на лечении в госпитале длительный период, имелась возможность оценить эффективность применения метода психодрамы через шесть месяцев после первичного обследования.

В целом, результаты обследования позволяют говорить о том, что, более полное осознание себя и внешнего мира, приобретение способности сознательно выбирать свое поведение помогает раненым во многом избавиться от невротических и других болезненных симптомов. После проведения серии игр и упражнений гештальт-терапии у раненых снизился уровень тревожности, агрессивности, эмоционального дискомфорта; повысились активность и настроение, улучшилось самочувствие; снизились тенденции к ипохондрии, депрессии. Также увеличилось количество испытуемых, имеющих гармоничный тип отношения к болезни.

Участие раненых в гештальт-группах позволяет психологам решить следующие задачи психокоррекционной программы: оказать помощь раненым в осознании и эмоциональном отреагировании психотравмирующего опыта, преодолеть имеющиеся психические травмы, внутриличностные конфликты, повысить уровень адекватности самовосприятия и самооценки; снизить уровень личностной тревожности, психической напряженности, эмоциональной неустойчивости и неуверенности в себе в трудных жизненных ситуациях.

Более полное познание себя и внешнего мира, приобретение способности сознательно выбирать свое поведение, осознание и эмоциональное отреагирование ранеными военнослужащими психотравмирующего опыта позволяет им быстрее и эффективнее проходить курс лечения и реабилитации в госпитале и адаптироваться к «новой» жизни.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что гештальт-терапия как метод социально-психологической реабилитации может быть использована и рекомендована как для работы с ранеными, принимавшими участие в боевых действиях, так и для всех участников боевых действий.

Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение возможности применения гештальт-терапии, в различных соотношениях с другими методами психотерапии и психической коррекции; изучению динамики развития личностных качеств комбатантов; методам реабилитации психических травм и последствий посттравматического стрессового расстройства у военнослужащих, участвовавших в боевых действиях.

Список литературы

1. Абдурахманов Р.А. Психологические трудности в общении, их коррекция у ветеранов боевых действий в Афганистане. Дисс. канд. психол. наук. - М.: ВПА, 1994. - 223 с.

2. Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных трудов /Под ред. Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. - Т.3. - М.: Изд. 6 ЦВКГ МО РФ,1998. - 281 с.

3. Александров А.А. Личностно-ориентированные методы психотерапии. - СПб.: Речь, 2000 - 186 с.

4. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. -- М.: Медицина, 1993. - 400 с.

5. Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин В.П. Психогении в экстремальных условиях -- М.: Медицина, 1991 - 96 с.

6. Бассин Ф.В., Рожнов В.Е., Рожнова М.А. Психическая травма (к современному пониманию ее природы и общих принципов ее психотерапии): Руководство по психотерапии под ред. Рожнова В.Е. Ташкент, Медицина, 1979. - 192 с.

7. Белинский А.В., Иванов В.Н., Голов Ю.С., Лямин М.В. Результаты медико-психологической реабилитации участников боевых действий //Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных трудов /Под ред. Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. - Т. 3. - М.: Изд. 6 ЦВГК МО РФ, 1998. - 281 с.

8. Березовец В.В. Социально-психологическая реабилитация ветеранов. Дисс. канд. психол. наук, М.,1997. - 165 с.

9. Боченков А.А. Основные принципы и положения системы психофизиологической реабилитации пострадавших //Вопросы психологии и физиологии труда корабельных специалистов: Материалы и тезисы докладов 2-й научно-практической конференции врачей-психофизиологов ВМФ. - СПб.: ВМФ, 1992. - 211 с.

10. Бурлачук Л.Ф. Основы психотерапии: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология» и «Социальная педагогика». - М.: Алетейа; Киев: Ника - Цент, 1999. - 317 с.

11. Василюк Ф.Е. Психотехника переживания, М., 1994. - 23 с.

12. Голов Ю.С., Иванов В.Н., Белинский А.В. Оценка эффективности мероприя-тий медико-психологической реабилитации в госпитальных условиях //Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных тру-дов /Под ред. Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. - Т. 3. - М.: Изд. 6 ЦВГК МО РФ, 1998. - 281 с.

13. Голов Ю.С., Ситников А.Г., Иванов А.Л., Дыбов М.Д., Кожекин И.Г. Подсоз-нательная диагностика психики пациентов с применением компью-терных технологий. //Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных трудов /Под ред. Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. - Т. 3. - М.: 6 ЦВГК МО РФ, 1998. с.205-207.

14. Групповая психотерапия /Под ред. Б.Д. Карвасарского, Ледера С. - М.: Медицина, 1990. - 384 с.

15. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2001. - 560 с.

16. Захаров В.И., Стрельников А.А., Цыган В.Н. Клинико-патофизиологические особенности периода реабилитации у раненых //Общая патология боевой травмы. -- СПб, 1994. -- 145 c.

17. Иванов А.Л. (соавт. Голов Ю.С., Дыбов М.Д., Иванов В.Н., Белинский А.В., Марогулов Н.Л., Иванов А.Л., Созыкина И.В.) Роль рациональной и разъяснительной психотерапии в комплексных реабилитационных программах //Современные направления психотерапии и их клиническое применение. Материалы I Всероссийской конференции по психотерапии. - М.: Институт психотерапии, 1996. - С.33.

18. Иванов А.Л. Современные технологии социальной и медико-психологиче-ской реабилитации военнослужащих, получивших тяжелые ранения и увечья в Чеченской республике, в условиях Всеармейского реабилитационного центра. //Материалы Всероссийского съезда практических психологов образования 24-30 июня 2003г. М.: Управление учебных заведений Минздравмедпрома России, 2003.- с.37.

19. Иванов А.Л. Трансактный анализ в системе комплексной медико-психологической реабилитации больных кардиологического профиля в условиях Всеармейского реабилитационного центра. //Материалы III Всероссийской конференции по психотерапии. М.: Институт психотерапии, 1999.- с.60-61.

20. Иванов А.Л., Голов Ю.С., Дыбов М.Д. Опыт применения метода психодрамы в медико-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения в Чеченской республике. //Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных тру-дов /Под ред. Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. - Т. 3. - М.: Изд. 6 ЦВГК МО РФ, 1998. - с.268-270.

21. Иванов А.Л., Дыбов М.Д., Мягков Ю.А. Использование проективных методик (графических тестов) в психологической диагностике лиц, с функциональными нарушениями сексуальной сферы //Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных трудов /Под ред. Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. - Т. 3. - М.: Изд. 6 ЦВГК МО РФ, 1998. - 281 с.

22. Иванов А.Л., Жуматий Н.В. Психологическая реабилитация военнослужащих, получивших тяжелые ранения и увечья в Чеченской республике методами психологического консультирования и психодрамы. //Материалы V Всероссийской научно-практической конференции по психотерапии и клинической психологии “Душевное здоровье человека - духовное здоровье нации“ 24-30 июня 2002 г. М.: Институт психотерапии, 2002., 318 с.- с.79

23. Иванов А.Л., Жуматий Н.В., Развитие личности военнослужащих, пострадавших в боевых действиях в Чеченской республики, в процессе их медико-психолого-социальной реабилитации. //Журнал «Развитие личности», № 1, 2004 г., 256 с., с. 133-145.

24. Иванов А.Л., Жуматий Н.В., Рубцов В.В. Психологические последствия уча-стия военнослужащих в боевых действиях в Чеченской республике и их ме-дико-психолого-социальная коррекция в условиях Всеармейского реабили-тационного центра. //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилита-ционной работы, № 4, 2003 г., М., Консорциум «Социальное здоровье Рос-сии», с. 32-44.

25. Иванов А.Л., Жуматий Н.В., Рубцов В.В., Давлетшина М.В. Психологические последствия участия военнослужащих в боевых действиях в Чеченской республике и их медико-психолого-социальная коррекция. //Московский психотерапевтический журнал, № 4, 2003 г., 176 с., с. 146-163.

26. Иванов А.Л., Смекалкина Л.В. Психологическое сопровождение медико-социальной реабилитации инвалидов, получивших тяжелые ранения и увечья в Чеченской республике. //Материалы V Всероссийской научно-практической конференции по психотерапии и клинической психологии “Душевное здоровье человека - духовное здоровье нации“ 24-30 июня 2002 г. М.: Изд. Института психотерапии. 2002., 318 с.- с.81.

27. Иванов В.Н., Голов Ю.С., Белинский А.В., Лямин М.В., Радостева Л.В., Дыбов М.Д. Динамика психофизиологических показателей в процессе медицинской реабилитации у военнослужащих, пострадавших в ходе боевых действий в Чеченской республике //Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных трудов /Под редакцией Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. - Т. 3. - М.: Изд. 6 ЦВГК МО РФ, 1998. - 281 с.

28. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л-д: «Медицина», 1983 -210с.

29. Конторович В.А., Анцупова Г.Л. Гештальт-терапия как одна из форм помощи вскоре после участия в кризисной ситуации //Особенности проявления посттравматического стрессового расстройства у военнослужащих - участников боевых действий и членов их семей. Стратегия психологической помощи: Сборник статей. - Ростов-на-Дону, 2001.

30. Короткова Н.В. Психологическая и медицинско-психологические особенности ветеранов. Дисс. канд. психол. наук., СПб., 2000 - 174с.

31. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. О том, что в зеркалах: Очерки групповой психотерапии и тренинга. - М.: Класс, 1999. - 225 с.

32. Лямин М.В. Медико-психологическая реабилитация военнослужащих, участников боевых действий в Чечне в условиях многопрофильного госпиталя. Дисс. канд. мед. наук - М.: 6 ЦВКГ, 1999. - 164 с.

33. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. дисс. докт. психол. наук. -- СПб.: ЛГУ, 1996.-- 37 с.

34. Маслоу А. Психология бытия /Пер. с англ. М.: Рефл-Бук, 1997.

35. Медицинская реабилитация раненых и больных /Под ред. Ю.Н. Шанина. - СПб.: Специальная литература, 1997. - 960 с.

36. Методы современной психотерапии: Учебное пособие для студентов вузов /Л.М. Кроль, Е.Л. Михайлова, Е.А. Пуртова и др.; сост. Л.М. Кроль, Е.А. Пуртова. - М.: Класс, 2001. - 477 с.

37. Мошкина М. В., Иванов А.Л., Иванов В.Н., Голов Ю.С., Ситников А.Г., Шев-ченко В.Ф. Применение компьютерной технологии психоанализа в пси-хологической диагностике. //Материалы I Всероссийской учебно-практиче-ской конференции по психотерапии “Современные направления психотера-пии и их клиническое применение“ 24-30 июня 1996г. М.: Управление учебных заведений Минздравмедпрома России, 1996.- с.116.

38. Наенко Н. И. Психическая напряженность.-- М.: МГУ, 1976.-- 112 с.

39. Наранхо К. Техники гештальт-терапии. Практическое руководство для профессионалов. СПб., 1995

40. Наследов А.Д., Тарасов С.Г. Применение математических методов в психологии: Учебное пособие. - СПб.: Изд. СПб. университета, 2001.- 208 с.

41. Новицкий А.А. Синдром хронического эколого-профессионального перенапряжения и проблемы сохранения здоровья личного состава в процессе военно-профессиональной деятельности //Труды Военно-мед. акад.- СПб., 1994.- Т. 235.- С. 8-17.

42. Основные направления современной психотерапии: Учебное пособие /Е.С. Калмыкова, Х. Кэхеле, Н.Д. Семенова и др.- М.: Когито-Центр, 2000.- 377с.

43. Основные типы психической дезадаптации у бывших воинов-интернационали-стов. Психологическая диагностика и психотерапия: Мето-дические рекомендации /Карвасарский Б.Д., Алексеева Д.А., Ташлыков В.А. и др. -- Л-д, 1990. -- 18 с.

44. Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии /Пер. с англ. М. Папуш. М.: Изд. Института Психотерапии, 2003

45. Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии. М.: Изд. Института психотерапии, 2001

46. Пограничные нервно-психические нарушения у ветеранов войны в Афгани-стане (посттравматические стрессовые нарушения): Методические рекомен-дации /Цыганков Б. Д., Белкин А. И., Веткина В. А. и др. - М., 1992. - 16 с.

47. Польстер И., Польстер М., Интегрированная гештальт-терапия: контуры тео-рии и практики. М.: Класс, 1999

48. Попов В.Е. Психологическая реабилитация военнослужащих после экстре-мальных воздействий. Дисс. канд. психол. наук, М., 1992. -214 с.

49. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб-ное пособие //Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб: Питер, 2000. - 560 с.

50. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Са-мара: Изд. Бахрах,1998 - 672 с.

51. Проблемы социальной реабилитации участников войны в Афганистане (1979 - 1989 гг.): Сб. Рос. акад. наук. М.: Институт социологии, 1995. - 139с.

52. Раневая болезнь и медицинская реабилитация. /Сборник научных трудов. -- СПб.: Военно-мед. академия, Межгосударственный НИИ реабилитации участников войн, 1995. -- 143 с.

53. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: Пер. с англ. /Общ. ред. Ф.Е. Василюка. - 2 изд. - М.: Прогресс, 1993. - 240 с.

54. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека /Общ. ред. и пред. Е.И. Исениной. М.: Прогресс-Универс, 1994.

55. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПб.: Речь, 2002. - 416 с.

56. Рудестам К.Э. Групповая психотерапия. Психокоррекционная группа: теория и практика. М., Прогресс, 1993.

57. Свядощ А.М. Неврозы. - М., 1982.-336 с.

58. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2002. - 350 с.

59. Ситников А.Г., Квасовец С.В., Шевченко В.Ф., Дмитриев С.П., Иванов А.Л., Дыбов М.Д., Голов Ю.С. Неосознаваемая вербальная аудио- и визосуггестия в реабилитации военнослужащих. //Сборник научных трудов, посвященных 65-летию военного санатория Чемитоквадже “Достижения и перспективы медицинской реабилитации“. Сочи, 1999.- с.299-302.

60. Ситников А.Г., Квасовец С.В., Шевченко В.Ф., Дмитриев С.П., Иванов А.Л., Дыбов М.Д., Голов Ю.С. Неосознаваемая психодиагностика подсознания в оптимизации медицинской реабилитации раненых и больных. //Сборник научных трудов, посвященных 65-летию военного санатория Чемитоквадже “Достижения и перспективы медицинской реабилитации“. Сочи, 1999.- с.296-299.

61. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998. - 800 с.

62. Снетков В. Н., Литвинцев С. В., Фастовцев Г. А. Стрессогенные психические расстройства у раненых //Актуальные вопросы военной и экологической психиатрии. - СПб.: Военно-мед. ак., 1995 - С. 79-82.

63. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003 - С. 378-479

64. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. /Ред. И сост. У.С. Сахакиан. Пер. с англ.- М.: Апрель-пресс, изд. Эксмо-пресс, 2000. - 624 c.

65. Удинцов Е. И. Социально-гигиенические аспекты инвалидности. -- М.: Медицина, 1985. -- 125 с.

66. Шанин В. Ю., Стрельников А. А. Типические патологические процессы периода реабилитации после ранений и пребывания в условиях боевой обстановки //Раневая болезнь и медицинская реабилитация. - СПб.: Глаголъ, 1995. - С. 116-120.

Приложение 1.

Основные понятия гештальт-терапии

К основным понятиям гештальт-терапии относятся: фигура и фон, осознание и сосредоточение на настоящем, полярности, защитные функции и зрелость Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479.

Отношение фигуры и фона. В процессе саморегуляции здо-ровый человек из всего обилия информации выбирает ту, кото-рая для него в данный момент наиболее важна и значима. Это фигура. Остальная информация временно отодвигается на зад-ний план. Это фон. Нередко фигура и фон меняются местами.

Отношение между фигурой и фоном -- одно из центральных понятий гештальт-психологии. Фредерик Перлз применил это положение к описанию функционирования личности. В его понимании фигура выступает в качестве доминирую-щей потребности, а ритмическая смена фигур и фона лежит в основе саморегуляции организма.

В качестве фигуры (гештальта) могут быть желание, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами и мыслями. Как только по-требность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту. Этот ритм формирования и завершения гешталь-тов является естественным ритмом жизнедеятельности орга-низма, посредством которого он поддерживает свой динамиче-ский баланс, или гомеостазис.

Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае ге-штальт остается незавершенным, а поэтому не может быть отре-агирован и не может уступить место другому. Такая неотреагиро-ванная потребность становится, по Перлзу, причиной многих не-завершенных проблем, которые через некоторое время начинают оказывать воздействие на текущие психические процессы. К при-меру, если человек не выразил сразу и прямо свой гнев и злобу, то в последующем эти чувства не исчезнут совсем, а будут прояв-ляться в более скрытых и коварных формах. Полная блокировка незавершенных гештальтов может привести к неврозу.

Задача гештальт-терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конечном итоге -- нейтрализо-вать (завершить) ее.

Осознание и сосредоточение на настоящем. Основным усло-вием, необходимым для того, чтобы сформировать и завершить гештальт, является способность человека осознавать себя и свою доминирующую потребность в данный момент. Осознание и сосредоточенность на потребности является важным принципом в гештальт-терапии, получившим название здесь и теперь.

«Нет ничего, -- учил Перлз, -- кроме того, что есть здесь и теперь. Теперь есть настоящее... Прошлого уже нет. Будущее еще не наступило».

Рассматривая организм и среду как единое целое, Перлз вме-сте с тем подчеркивал, что есть контактная граница между ин-дивидуумом и его внутренней и внешней средой. У здорового человека эта граница подвижна. Поэтому возможен как кон-такт со средой, так и отход от нее.

Контакт сопровождается формированием гештальта, от-ход -- его завершением.

Движущей силой этого ритма (контакт-отход) Перлз считал иерархию потребностей. Доминирующая потребность является гештальтом, на ограничение, завершение и нейтрализацию ко-торого в данный момент направлены все усилия организма.

Для удовлетворения своих потребностей мы постоянно должны быть в контакте с зонами своего внутреннего и внеш-него мира. Мы отвечаем на свои внутренние потребности, ког-да пьем, ощущая жажду. Мы отвечаем на свои внешние потреб-ности, когда надеваем свитер, ощущая холод.

У невротиков эта саморегулирующаяся подвижность границ нарушается, и индивидуум сталкивается с конгломератом не до конца сформированных и незавершенных гештальтов.

Неврозы, считал Перлз, возникают в результате сосредоточе-ния индивидуума на средней зоне за счет исключения событий, происходящих во внутренней и внешней зонах. Эту среднюю зону Перлз называл зоной фантазий. Зона фантазий несет в се-бе незавершенные гештальты из прошлого, а поскольку деструк-тивная природа этих гештальтов проявляется в настоящем, то невротику трудно жить в этом настоящем. Перлз утверждал, что корни невроза лежат в тенденции фантазировать и интеллекту-ализировать там, где нужно просто осознать настоящее.

Саморегуляция организма зависит от степени осознания на-стоящего и от способности жить в полную силу здесь и теперь.

Смысл гештальт-терапии состоит не в том, чтобы исследовать прошлое в поисках замаскированных травм (как считал Фрейд), а в том, чтобы помочь пациенту сфокусироваться на осознава-нии настоящего.

Такие ключевые понятия перлзовской гештальт-терапии, как организм как целое, здесь и теперь, «как» важнее, чем «почему», составляют основу и этапы осознавания. Перлз ввел и развил по-нятие континуума осознавания. Поддержание континуума (не-прерывности) осознавания кажется на первый взгляд очень про-стым. Нужно постепенно, от секунды к секунде, осознавать, что именно, какое событие в данный момент переживается. На деле это очень трудно: появляются посторонние мысли, ассоциации... и континуум прерывается.

Осознавать, по Перлзу, означает фиксировать внимание на по-стоянно возникающих и исчезающих в собственном воображе-нии фигурах. Перлз писал, что у человека существуют три зоны осознания: осознание себя (внутренняя зона), осознание мира (внешняя зона) и осознание того, что лежит между тобой и ми-ром (третья зона). Исследование этой третьей зоны, зоны фанта-зий, Перлз считал большой заслугой Фрейда. Однако Фрейд, по его мнению, фиксировался только на ней и недооценивал важ-ность осознания первых двух зон -- себя и внешнего мира.

Защитные функции. В основе всех нарушений лежит ограни-чение способности индивида к поддержанию оптимального рав-новесия со средой, нарушение процесса саморегуляции организ-ма. В гештальт-терапии описываются пять наиболее часто встре-чающихся форм нарушения взаимодействия между индивидом и его окружением, при которых энергия, необходимая для удов-летворения потребностей и для развития, оказалась рассеянной или ошибочно направленной. Ими являются: интроекция, про-екция, ретрофлексия, дефлексия и слияние. Эти формы наруше-ний часто называются также сопротивлениями или защитными механизмами.

Защитные механизмы -- это такие маневры и способы мыш-ления и поведения, к которым прибегает мозг, чтобы избавить-ся от болезненного эмоционального материала. Некоторой ана-логией понятию защитных механизмов в гештальт-терапии яв-ляется прерывание контакта со средой.

Неким универсальным способом взаимодействия человека с окружающей средой является переживание. В этом смысле чувство -- это целостный сигнал об отношении потребности и среды. Для того чтобы переживать, организм должен поддер-живать в себе определенный уровень возбуждения, необходи-мый для обнаружения в среде предмета потребности. Но, к сожа-лению, человеческий организм обладает способностью не только к саморегуляции, но и к самоманипуляции. Самоманипуляция -- способ прекратить нормальный цикл обнаружения и удовлетворения потребности. Это бывает, если человек обнаруживает бо-лезненные или запретные чувства, не обнаруживает чувств вооб-ще и, соответственно, не может сориентироваться, считает, что потребность должна удовлетворяться другими людьми, или на-правляет свои чувства и импульсы не в среду, а на себя. Избегая обнаружения этих чувств и переживаний, человек пытается как бы не опознавать сигнал светофора или дорожные знаки. Это и есть прерывание контакта со средой.

Стиль жизни человека во многом зависит от того, какие при-оритеты у него устанавливаются в его специфических способах прерывания взаимодействия со средой. Эти способы прерыва-ния контакта обычно приводят к потере функции выбора.

Слияние -- механизм защиты, фиксированный у тех, кто не переносит различий, стараясь умерить неприятные переживания нового и чуждого. При этом нет разницы между Я и не-Я, разли-чий между фигурой и фоном, нет возникающей фигуры собст-венной потребности. Одна из проблем слияния -- ненадежность основы отношений. Два человека не могут думать и чувствовать одинаково. Слияние же -- это своего рода игра, в которой ско-ванные одной цепью партнеры заключили соглашение не спо-рить. Сам факт негласного договора может быть обнаружен постфактум, если один из участников нарушает установившиеся правила, а второй недоумевает, один негодует, а второй испыты-вает чувство вины. Но человек может пренебречь различиями ради важной цели. Такой шаг отличается от слияния как преры-вания контакта, поскольку сделан по собственному выбору.

При интроекции человек пассивно принимает то, что предла-гает среда. Он прилагает мало усилий, чтобы определить свои потребности и желания. В соответствии с перлзовской пищевой метафорой, он «проглотил» все ценности своих родителей, шко-лы и среды и ждет, что дальше в жизни все будет, как было. Ког-да мир или ситуация вокруг него начинает изменяться, он ис-пользует свою энергию не на изменение ситуации, а на поддер-жание интроецированных ценностей.

При интроекции к минимуму сводится различие между тем, что человек заглатывает целиком, и тем, чего он на самом деле хо-чет (если он вообще замечает эти отличия). Даже когда интроек-ция успешна, то есть между ней и жизнью есть согласие, человек утрачивает собственный выбор, то есть его функция выбора не работает. Нейтрализуя собственные чувства, человек избегает аг-рессии, необходимой для изменения того, что существует. Он ведет себя так, как будто все существующее незыблемо, и он должен воспринимать все как есть и ничего не менять. Из новых впечат-лений он выделяет только то, что соответствует прошлому опыту. При интроекции неприятие неизбежных различий между людь-ми на самом деле является непереносимостью агрессии, которая нужна для обновления организма. Нетерпение заставляет челове-ка немедленно все сглатывать, лень не позволяет делать работу, требующую больших усилий, жадность стремится получить все как можно больше и быстрее. Все эти тенденции ведут к интроек-ции. Когда в процессе терапии интроективный человек мобили-зует свою агрессию, он начинает остро чувствовать накопленную горечь. И это понятно, ведь он проглотил много из того, что было для него несъедобным. Для многих это позиция жертвы. В то вре-мя как горечь просто констатирует факт, агрессия побуждает к изменению. Если интроещия -- ведущий механизм прерывания контакта, пациент обычно знает только то, что он не хочет и от чего хочет избавиться. И только потом, через бунт нежелания, научившись протестовать и освободившись от неприемлемого и чужеродного, приходит к осознаванию желания.

Следующий защитный механизм или тип прерывания кон-такта, прерывания возбуждения, направленного в среду, -- проекция. Ее определение близко к этому же защитному механиз-му, который описан в психоанализе.

Человек прибегает к проекции, когда не может принять свои чувства и поступки, потому что не должен чувствовать и посту-пать так. Это «не должен», конечно, интроекция, и в этом смыс-ле проекция всегда «сидит» на базе какой-нибудь интроекции. Чтобы решить эту проблему, человек не признает свои собст-венные чувства и поступки, а приписывает их другим. В резуль-тате возникает разница между тем, что он знает о себе, и его ре-альными чувствами и действиями. Так, подозрение о том, что кто-то не любит его, в большинстве случаев может быть основа-но на неприятии того, что он сам так относится к другим людям. Или представления об отвержении другими могут быть проек-цией собственного неосознанного их отвержения. В проекции человек осознает импульс и осознает объект в среде, но не отож-дествляет себя со своим намерением и не осуществляет его, так что он теряет ощущение того, что это вообще его импульс. Вме-сто действия он прерывает возбуждение и стоит неподвижно, ожидая решения своих проблем извне. Однако проекция не все-гда противоречит контакту. Проецирование -- это еще и нормальная человеческая реакция, с помощью которой человек уз-нает о мире. Ведь его предположения о «другом» могут быть не лишены оснований, а его деятельность во многом построена на планировании и предвидении ситуации.

Патологическим этот механизм становится тогда, когда воз-никает фиксация и теряется осознавание.

Ретрофлексия -- это делание себе того, что человек первона-чально делал, пытался или хотел делать другим людям или с другими людьми. Энергия его возбуждения перестает направ-ляться наружу, туда, где он манипулирует людьми и объектами. Вместо этого он подставляет себя, а его личность делится на действующего и испытывающего воздействие. В психоанализе этот способ защиты описан как «обратные чувства». Это проис-ходит в результате встречи с препятствием, оказавшимся непре-одолимым. Но оно сначала оказывается непреодолимым, а по-том начинает казаться непреодолимым при фиксации этого способа прерывания контакта. Вспышки, горячность, крики или драки детей последовательно искореняются родителями. Ин-троекция «Я не должен злиться на них» направляет импульс на себя и создает ретрофлексивную оборону, поворачивая гнев на самого индивида и превращая его в вину.

Полезная функция ретрофлексии состоит в сдерживании де-структивных импульсов, временном ограничении, соответству-ющем содержанию ситуации. Однако если ретрофлексия стано-вится особенностью характера, возникает ступор из-за противо-положных стремлений человека. Тогда естественная задержка спонтанного поведения, временная и разумная, закрепляется в отказе от действия. Освобождение от ретрофлексии состоит в поиске какого-то иного, применимого к жизни, реального по-ведения, направленного в среду.

Дефлексия -- способ снятия напряжения контакта. Это разглагольствование и вышучивание, избегание прямого взгляда на собеседника, реплики не по существу, банальности и общие фразы, минимум эмоций вместо живых реакций. Поведение че-ловека не достигает цели, оно вяло и неэффективно. Его отно-шения с людьми не приносят того, чего он больше всего ждет. Иногда такое поведение полезно, поскольку есть ситуации, вы-зывающие слишком большой накал страстей, которого следует избегать (язык дипломатии).

Полярности. Разные части личности действуют в разных направлениях. В этой «войне частей» применяются разные средства: одна часть может критиковать, осуждать другую, на-блюдать за ней, наказывать, а другая тем временем -- саботи-ровать действия первой. Они «делят территорию» и «поселя-ются» на разных частях тела. Можно, например, наблюдать, как одна рука держит другую, или как борются разные мышцы, когда человек хочет расплакаться и сдерживает плач, бьет се-бя в грудь, порывается уйти, но остается на месте. Как и в слу-чае с другими невротическими механизмами, полярность не всегда патологична. Она проявляется в обычной ситуации, когда человек сдерживает какие-либо импульсы, но при этом действует гибко и произвольно. Автоматизм и неосознанность являются критериями невротического характера данного ме-ханизма.

Зрелость. Перлз определяет зрелость, или психическое здо-ровье, как способность перейти от опоры на среду и от регулиро-вания средой к опоре на себя и саморегуляцию. Для того чтобы достичь зрелости, индивидуум должен преодолеть свое стремле-ние получать поддержку из окружающего мира и найти любые источники поддержки в самом себе. Главным условием как для опоры на себя, так и для саморегуляции является состояние рав-новесия. Условием достижения этого равновесия является осо-знавание иерархии потребностей. Основной составляющей рав-новесия является ритм контактов и отходов. Саморегуляция опирающегося на себя индивидуума характеризуется свободным протеканием и отчетливым формированием гештальта. Таков, по мнению Перлза, путь к зрелости.

Если индивидуум не достиг зрелости, то он, вместо того что-бы попытаться самому удовлетворить свои потребности и брать ответственность за свои неудачи на себя, более склонен манипу-лировать своим окружением.

Зрелость наступает тогда, когда индивидуум мобилизует свои ресурсы для преодоления фрустрации и страха, возникающих из-за отсутствия поддержки со стороны окружающих. Ситуация, в которой индивидуум не может воспользоваться поддержкой окружающих и опереться на себя самого, называется тупиковой. Зрелость заключается в умении пойти на риск, чтобы выбраться из тупика. Некоторые люди, не способные (или не желающие) идти на риск, на долгое время берут на себя защитную роль «бес-помощного» или «дурачка».

Фредерик Перлз полагал, что для достижения зрелости и принятия ответственности за самого себя человек должен тщательно, как бы снимая кожуру с луковицы, проработать все свои невротические уровни.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 РЕФЕРАТЫ