бесплатные рефераты

Использование метода гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения

Упражнение «Сознавание тела»Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: Пер. с англ. /Общ. ред. Василюка Ф.Е. - 2 изд. - М.: Прогресс, 1993. - 240 с.

Как и в предыдущем упражнении, ведущий читает инструкцию, делая паузы в помечен-ных многоточиями местах. Используется музыкальное сопровождение. Длитель-ность упражнения -- тридцать минут.

Ведущий: «Предлагаемое упражнение поможет научиться слу-шать то, что вам хочет сказать ваше собственное тело.

Займите удобное положение и закройте глаза. Отметьте, какими местами ваше тело опирается на кресло, кровать или ковер... Они поддержи-вают все ваше тело, доверьтесь им и позвольте се-бе расслабиться... Теперь спокойно отметьте, как вы дышите. Не нужно ничего менять. Просто от-метьте, как вы дышите. Именно сейчас... Следите, как воздух входит и... выходит... Отметьте, как ва-ше тело движется в ритм дыханию... Я буду назы-вать различные части тела. Постарайтесь на вдохе сконцентрироваться на названной части тела, а на выдохе позвольте напряжению выйти из всего те-ла вместе с воздухом...

Итак, ваш лоб... Запроки-нута ли голова или опущена на грудь?.. Ваши ве-ки... Неподвижны или подрагивают?.. Ваши гла-за... в покое или в движении? Видятся ли вам ка-кие-нибудь пятна, образы?.. Ваши щеки... рассла-блены или напряжены?.. Ваши уши... Какими вы их сейчас ощущаете, теплее они лица или холод-нее?.. Ваш нос... Можете ли вы почувствовать при дыхании легкое движение волосков в ноздрях?.. Ваши губы... сухие или влажные? Сжаты или чуть приоткрыты? Ваш язык... В каком он сейчас поло-жении, чего касается?.. Ваши зубы... Проверьте каждый... Не чувствуете ли вы неудобства от за-стрявших в них кусочков пищи?.. Ваша шея... Нет ли в ней напряжения от неудобного положения го-ловы? Или голове вполне удобно?..

Ваш позво-ночник... Мысленно пройдитесь сверху вниз от шейных позвонков до самого копчика... Какова линия вашего позвоночника?.. Почувствуйте мышцы спины... Они напряжены или расслабле-ны? Теперь перенесите внимание на плечи... Они приподняты или опущены?.. Сведены или рас-правлены?.. Почувствуйте свои плечевые суста-вы... Постарайтесь представить себе, как вы вра-щаете руками в плечевых суставах...

Теперь прой-дитесь мысленным взором вдоль своих рук... Плечи... локти... Они выставлены или прижа-ты?.. Предплечья... запястья... кисти рук... паль-цы... Чувствуете ли вы в них какое-нибудь напря-жение?

Прислушайтесь к своему сердцу. Не считайте удары, а только почувствуйте ритм его биений... Внутренне отыщите точки в других частях своего тела, пульсирующие в такт с ним, -- например, на шее, под коленом, на запястье.

Снова вернитесь к дыханию... Мысленно про-делайте тот путь, который совершает вдыхаемый вами воздух, -- через нос, по трахее вниз, к лег-ким... Вы чувствуете, как они наполняются возду-хом, а затем выпускают его...

Сделайте глотатель-ное движение и попробуйте ощутить свой пище-вод... желудок... Идет ли в нем какая-то работа? Успели ли вы проголодаться с тех пор, как пое-ли?.. По каким ощущениям вы это сейчас узнали?.. Теперь опуститесь ниже... Вот ваш тонкий кишеч-ник... Происходят ли сейчас в нем какие-то про-цессы?.. Толстый кишечник... Он имеет S-образную форму. Справа, в полости живота, он сначала поднимается снизу вверх, затем перехо-дит налево и снова опускается вниз... Чувствуете ли вы, что там что-то происходит?.. Ваша прямая кишка, не переполнена ли она? Как скоро вам за-хочется освободить ее?.. Теперь анус... Сжат ли он или расслаблен?..

Попробуйте осознать свои почки... Они распо-ложены по бокам в самом низу спины и по форме напоминают бобы... Каналы, идущие от них к мо-чевому пузырю и сам мочевой пузырь... Насколь-ко он полон? Как скоро вам потребуется опоро-жнить его? Мужчины, почувствуйте свои яички, как они расположены в мошонке?.. Почувствуйте свой пенис...

Теперь мысленно перейдите к тазовым костям, предохраняющим ваши внутренние органы... Ощутите форму ваше-го таза... Направьте внимание на тазобедренные суставы... и мысленно представьте себе, что вы поднимаете и опускаете ноги... Теперь вообрази-те, что ваши ноги совершают круговые движения сначала вовнутрь, потом наружу.

Почувствуйте ваши бедра... колени... Вы ощу-щаете равномерное тепло вдоль всей ноги?.. Мо-жет быть, колени немного холоднее или теплее? Не напряжены ли ваши икры?.. Теперь ваши ло-дыжки и стопы... Попробуйте подвигать стопой, чтобы определить степень ее подвижности... Ваши пятки и ступни... Если вы обуты, не жмет ли обувь?..

Теперь совершите обратное путешествие по своему телу от пяток до макушки. Сравните ле-вую и правую стороны своего тела. Возможно, ва-ши ощущения окажутся различными с одной и другой стороны. Насколько легко вам удается сознавать все свое тело? Нет ли каких-то «слепых пятен» в вашем сознавании?

Теперь постарайтесь ощутить тело как единое целое. Произнесите: «Это я. Я -- (назовите свое имя). Я здесь живу...»

Упражнение закончено. Сделайте глубокий вдох, потянитесь, откройте глаза и медленно встаньте».

Ведущий проводит обсуждение. «Поделитесь своими впечатлениями друг с другом, расскажите, чему вы нау-чились. Какой опыт вы только что получили?».

Техника «Концентрация внимания на чувствах»

Упражнение «Воспоминание»Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479

Ведущий: «Выберите какую-нибудь прошлую ситуацию, не слишком давнюю и не слишком трудную, например, посетите в фантазии дом вашего друга. Закройте глаза. Что вы действительно види-те? Дверь -- кто-нибудь ее открывает? Обстановку? Других лю-дей? Не пытайтесь «вытаскивать» что-то из ума, искать что-то, что «должно» быть здесь. Просто «отправьтесь» в то место, кото-рое вы вспоминаете, и замечайте, что там есть».

Упражнение «Чувственное воспоминание»Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479

Ведущий: «Теперь повторите эксперимент с воспоминаниями, но на сей раз не концентрируйтесь исключительно на зрении, попы-тайтесь включить как можно больше чувств: вспомните не только то, что вы видели, но и то, что слышали, обоняли, чувст-вовали на вкус, осязанием, как вы переживали собственные движения; попытайтесь восстановить эмоциональный тон, ко-торый сопровождал этот опыт.

Избегаете ли вы вспоминать определенного человека? За-мечаете ли вы, что можете вспомнить неживые объекты или фотографии людей, но не самих людей? Когда вы вспоминаете ситуации, остаются ли они статическими или появляется дви-жение? Присутствует ли в этом нечто драматическое? Возни-кают ли только отрывки, или вы можете прослеживать детали, не теряя целого? Удаляются ли образы или затуманиваются?»

Упражнение «Управление эмоциями»Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479

Ведущий: «Попробуйте воспроизвести определенное телесное действие. Например, напрягите, а потом расслабьте челюсти, сожмите ку-лаки, начните тяжело дышать. Вы можете заметить, что все это вызывает смутную эмоцию -- в данном случае фрустрированный страх. Если к этому переживанию вы можете добавить, скажем, фантазию, представление о каком-то человеке или вещи в вашем окружении, которые фрустрируют вас, эмоция раз-горится с полной силой и ясностью. И, наоборот, в присутствии чего-то или кого-то, фрустрирующего вас, вы замечаете, что не чувствуете эмоции, пока не примете как свои собственные со-ответствующие телесные действия: в сжимании кулаков, воз-бужденном дыхании и т.п. вы начинаете чувствовать гнев».

Упражнение «Настроения»Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479

Ведущий: «Попробуйте почувствовать свое лицо. Чувствуете ли вы свой рот? Лоб? Глаза? Челюсти? Обретя эти ощущения, задайте себе вопрос: «Каково выражение моего лица?» Не вмешивай-тесь, просто позвольте этому выражению быть. Сосредоточьтесь на нем, и вы заметите, как быстро оно меняется. В течение мину-ты вы можете почувствовать несколько разных настроений».

Упражнение «Внутреннее молчание»Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479

Ведущий: «Постарайтесь поддерживать внутреннее молчание, воздержи-тесь от внутренней речи; при этом оставайтесь пробужденным и осознающим. Поначалу это может удаваться лишь на несколь-ко секунд, «думание» навязчиво возобновится. Для начала хоро-шо, если вы хотя бы почувствуете разницу между внутренним молчанием и внутренней речью; позвольте им сменять друг дру-га. Хороший способ -- координировать это с дыханием. Попро-буйте останавливать внутреннюю речь во время вдоха. Затем, во время выдоха, дайте проговориться внутренне возникшим сло-вам. Если вы занимаетесь в одиночестве, то полезным может быть проговаривание этих слов вполголоса, шепотом. Если вы будете настойчивы в этом эксперименте, ваши визуализации станут яр-че, ощущения тела -- определеннее, эмоции -- яснее, потому что внимание и энергия, используемые обычно в бессмысленном внутреннем говорении, теперь могут быть направлены на выпол-нение этих более простых и более фундаментальных функций».

Упражнение «Внутренняя речь»Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479

Ведущий: «Прислушайтесь к своей внутренней речи и постарайтесь ее интерпретировать: ее ритм, тон, «ходовые» фразы. Кому вы гово-рите? С какой целью? Придираетесь и ворчите? Льстите кому-то? Не поворачиваете ли вы фразы так, будто что-то скрываете, сами не зная, что? Стараетесь произвести впечатление? Или это блеф? Или вам нравится, как слова текут, цепляясь друг за дру-га? Есть ли у вашей внутренней речи постоянная аудитория?»

Упражнение «Визуализация» Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: Пер. с англ. /Общ. ред. Василюка Ф.Е. - 2 изд. - М.: Прогресс, 1993. - 240 с.

Ведущий: «Это упражнение лучше проделывать, находясь в расслабленном положе-нии, желательно лежа. Образы, которые, казалось бы, самопроизволь-но появляются у вас в голове, на самом деле -- в ва-шей власти. Давайте попробуем продемонстрировать это.

Закройте глаза и в течение некоторого времени сосредоточьтесь на своем дыхании…

Вообразите большой белый экран…

Представьте на экране любой цветок. Уберите цветок с экрана, а вместо него поме-стите на экран белую розу…

Поменяйте белую розу на красную. (Если у вас возникли трудности, вообразите, что вы кисточкой покрасили розу в красный цвет, как Алиса в Стране Чудес.)

Уберите розу и представьте комнату, в кото-рой вы находитесь: всю ее обстановку, мебель, цвет и т. п.

Переверните картинку. Посмотрите на комна-ту с потолка. (Если это трудно сделать, то вообра-зите себя на потолке смотрящим на комнату и всю обстановку сверху вниз.)

Теперь снова вообразите большой белый экран.

Поместите синий фильтр перед источником света так, чтобы весь экран стал ярко-синим.

Поменяйте синий фильтр на красный. Сделайте экран зеленым.

Представляйте любые цвета и изображения на свое усмотрение».

Обсуждение: «Удалось ли вам достигнуть всех эффектов, таких, как, например, поворот комнаты или смена цветов? Ничего страшного, и без подготовки легко вы сможете уви-деть пустой экран, вообразить цветок и представить обстановку вашей комнаты. И уже это достаточное до-казательство того, что продуцируемые вами образы в вашей власти, вы вольны вызывать или не вызывать их. Поэтому, если вы вдруг обнаружите, что «разгля-дываете» некий психический образ, вызывающий у вас беспокойство, попытайтесь осознать, что вы сами за него в ответе, вы сами его создали и сами можете изме-нить его на более приятный, подобно тому как раскра-сили белую розу в красный цвет».

Упражнение «Эмоционально-коррективное переживание» Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: Пер. с англ. /Общ. ред. Василюка Ф.Е. - 2 изд. - М.: Прогресс, 1993. - 240 с.

«Запишите тревожащий вас эпизод в виде не-большого рассказа, написанного в настоящем вре-мени от первого лица. Попытайтесь как можно более точно вспомнить все события. Восстановите диалоги. Запишите ваши чувства.

Затем перепишите историю так, как вы бы хо-тели, чтобы она произошла. Пойдите навстречу преследователю. Отомстите мучителю. Или полюбите человека, которого вы ненави-дите. Делайте все, что хотите. Создайте новые диалоги. Запишите ваши чувства. Придумайте свой собственный финал и развязку».

Это упражнение может быть проделано как индивидуально, так и в группе. В результате тягостное событие будет заново пережито, субъективно завершено и перестанет постоянно «прокручиваться» в голове.

Техника «Принятие ответственности»

Упражнение «Принятие ответственности» Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479

Участника иногда просят закончить выражение чувств или убеждений словами: «И я беру на себя ответственность за это». Иногда терапевт предлагает принять ответственность, заменив не могу на не хочу или но на и. Например, фраза «я хочу похудеть, но продолжаю много есть» звучит иначе, чем «Я хочу похудеть, и я продолжаю много есть». Заменив но на и, участник говорит более ответственно. Это утверждение ответственности помогает осознать себя обладающими внутренней силой, а не полагаться на контроль извне.

Упражнение «Использование личных местоимений» Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479

Участника поощряют использовать «Я» вместо слов типа этот, ты или нам, когда он говорит о себе. Это помогает ему признать ответственность за собственное поведение. Например, участник может сказать: «Я ничего не добился в этом году. В следующем году это будет по-другому». Консультант отреагирует: «Это будет по-другому? Вы о ком говорите?» Участник мог бы тогда ответить: «О себе. Это Я стану другим».

Упражнение «Преобразование вопросов в утверждения» Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479

Люди часто используют вопросы, чтобы держаться подальше от себя или скрывать то, что они действительно думают. Участник терапии, который спрашивает: «Вы действительно верите этому?» -- на самом деле говорит: «Я не думаю, что вы верите в это». Побуждение членов группы к преобразованию вопросов в утверждения заставляет их предъявлять свои системы убеждений и вынуждает их брать на себя ответственность.

Упражнение «Жизнь без себя»Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479

Ведущий: «Когда забудешься, в первый момент кажется, будто застал мир, живущий без тебя. Представьте сейчас, что жизнь идет без вас, сама по себе. Посмотрите на нее со сторо-ны... Теперь вернитесь к себе».

Анализ: «Изменился ли мир в ваше отсутствие? Значимы ли вы в этой ситуации жизни? Как стать живым?»

Упражнение «Способность к искренности»Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479

Это упражнение предназначено для того, чтобы лучше уз-нать свои способности к искренности. Проводится оно в парах в течение 15 минут.

«Выберите удобное место. Сядьте лицом друг к другу. Посмо-трите прямо в лицо друг другу.

Поделитесь друг с другом действительно важным для вас: своими мыслями, чувствами. Когда рассказываете, старайтесь говорить свободно. Осо-знайте ваши чувства и выразите их. Осознайте, как изменяют-ся ваши чувства. Поочередно поделитесь друг с другом несколько раз».

Анализ: «Какие чувства вы испытываете к своему партнеру после эксперимента?»

Техника «Интеграция полярностей»

Упражнение «Два стула»Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479

Ведущий: «Нередко человек ощущает некоторую двойствен-ность, расщепление противоположностями, чувствует себя в группе этих противоположностей, противостоящих сил. Вам предлагается сыграть диалог между этими сторонами. С каж-дой сменой роли вы будете менять стулья: «дружелюбное Я» и «раздраженное Я».

Варианты: исполняемая роль может быть ролью человека, какой он сейчас; ролью ребенка, матери, отца, супруги (а) или начальника. Исполняемая роль может быть физическим симп-томом -- язвой, головной болью, болью в пояснице, сильным сердцебиением. Она может быть предметом, встретившимся во сне, например, частью мебели, животным и т. д.

Упражнение «Диалог между частями собственной личности»

В технике «пустого стула» участникам дают задание взаимодействовать с другим человеком, представив его сидящим на пустом стуле. Эта ролевая игра помогает соприкоснуться с теми частями себя, которые или не сознавались, или отвергались. Кроме того, участник может также отрепетировать новую роль, которая будет испробована вне ситуации консультирования. Репетиция усиливает веру в то, что новое поведение может быть успешным. Техника пустого стула может также использоваться, когда участник «раздираем» полярными частями его индивидуальности (собака сверху -- собака снизу; пассивный -- агрессивный). В этом случае консультант может предложить играть обе роли, садясь по очереди то на один, то на другой пустой стул и, таким образом, организуя устный диалог между этими двумя частями. Такой диалог позволяет вынести конфликт наружу, так чтобы индивидуум мог его рассмотреть и преодолеть.

Упражнение «Дублирование»Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479

Вспомогательный игрок вербализует мысли и чувства, кото-рые протагонист затрудняется высказать. Двойник внимательно наблюдает невербальные проявления. Дублер вслух высказыва-ет свои догадки насчет того, что чувствует, о чем думает и что со-бирается сказать протагонисту. Тот, от чьего имени говорят, мо-жет изменить высказывания дублера, дополняя и уточняя их.

Двойник может играть и субличность.

Упражнение «Разыгрывание ролей»Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479

Участники группы по предложению психотерапевта по очере-ди проигрывают некоторые свои внутриличностные конфликты, которые ими до конца не осознаются, но очевидны для окружа-ющих. Например, если участник, не замечая этого, излишне час-то извиняется, говорит негромким голосом, смущается, то ему можно предложить сыграть роль застенчивого, робкого молодо-го человека. При этом его просят несколько утрировать именно те черты характера, которые у него особенно выражены.

Если участник осознает свое поведение и желает от него из-бавиться, ему можно поручить сыграть роль человека с проти-воположными чертами характера, например Хлестакова или Начальника, который разговаривает с подчиненными только в тоне приказания и нравоучений.

Для разыгрывания роли каждому участнику дается по 5-10 минут. Остальное время нужно оставить для обмена впечат-лениями.

Упражнение «Борьба противоположностей»Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479

Психотерапевт определяет тему дискуссии, затем одному из участников поручает роль Нападающего, другому -- Защищаю-щегося.

Участники садятся лицом друг к другу и начинают дискус-сию. Каждый из участников должен твердо придерживаться своей роли. Нападающий должен критиковать партнера, ругать его, поучать, говорить твердым, авторитарным голосом. Защи-щающийся -- извиняться, оправдываться, объяснять, почему у него не получается все то, что требует от него Нападающий.

Дискуссия длится 10 минут. После этого партнеры меняют-ся ролями. Каждому участнику диалога нужно как можно полнее и глубже осознать чувство власти, агрессии Нападаю-щего и чувство робости, унижения, незащищенности Защища-ющегося. Ведущий: «Сравните сыгранные вами роли с вашим поведением в ре-альной жизни. Обсудите полученный опыт вместе с группой».

Упражнение «Круг субличностей» Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: Пер. с англ. /Общ. ред. Василюка Ф.Е. - 2 изд. - М.: Прогресс, 1993. - 240 с.

1. «Перечислите все свои желания. Записывайте все, что приходит вам в голову. Убедитесь, что вы включили и то, что у вас сейчас есть, и то, что вы хотели бы иметь в дальнейшем. Сле-дует учесть, что этот список не похож на список «Чего бы мне хотелось к Рождеству!». Например: не болеть, быть хорошим родителем, иметь много денег, любить и быть любимым, достигнуть успеха в работе, получить хорошее образование, и т.д.

2. Перечитайте. Теперь сосредоточьтесь на том, что вы чув-ствовали, когда читали список. Есть ли у вас суб-личность, которая говорит вам, что она тоже хо-тела бы иметь все это? Или субличность, осу-ждающая людей, имеющих желания, которых нет у вас или которые для вас являются несуществен-ными. А теперь составьте список ваших собствен-ных желаний.

3. Когда в вашем списке наберется двадцать пунктов (или когда вы почувствуете, что записали все желания), просмотрите список и выберите пять-шесть самых существенных. Может быть, вы захотите что-то изменить в нем. Например, мо-жно объединить желания «кататься на лыжах», «плавать», «играть в теннис», «ходить в походы» в одно общее: «заниматься спортом на свежем воздухе». Теперь выделите свои самые важные же-лания и не включайте те, которым хочет отдать предпочтение ваша субличность «Что Подумают Люди?».

4. На большом листе бумаги нарисуйте круг диаметром примерно 20 см. Внутри него -- круг поменьше. Получилось кольцо, центральная часть которого -- ваше «Я». А в самом кольце разместите те пять-шесть субличностей, ко-торые являются выразителями ваших желаний.

5. Нарисуйте пастелью или цветными мелка-ми символы, отражающие ваши желания. Отсут-ствие художественных способностей в данном случае не имеет значения. Просто нарисуйте и рас-красьте любые пришедшие в голову символы.

6. Когда вы закончите рисование, дайте каж-дой субличности свое индивидуальное имя. Неко-торые из них могут походить на клички: Авантю-рист, Благоразумный, Беззащитная Крошка, Здо-ровяк, Мать-Земля, Герой-Любовник, Лекарь, Знаток. Другие будут более романтичны, напри-мер: Первобытный Любитель Лошадей И Гон-чих, Девушка Из Провинции, Лесной Эльф, Мистер Бо-жество и т. д. Важно придумать свои собственные, имеющие для вас смысл названия.

7. Теперь раскрасьте свое «Я»».

Упражнение «Психодрама субличностей» Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: Пер. с англ. /Общ. ред. Василюка Ф.Е. - 2 изд. - М.: Прогресс, 1993. - 240 с.

«Выберите из группы тех участников, кто будет исполнять роль ваших субличностей. Дайте им в качестве примера некоторые ваши диалоги, так чтобы они получили достаточную информацию для организации действия и смогли изображать именно ваши, а не свои субличности.

Сядьте в центре комнаты и попросите друзей-актеров сесть вокруг вас.

По вашему сигналу они должны начать гово-рить с вами -- требовать, угрожать, просить, льстить. Оставайтесь в образе своего «Я», обра-щая внимание на то, что вы чувствуете по поводу действий и слов каждого.

Будьте внимательны. Как дирижер оркестра, руками останавливайте (или приглушайте) из-лишне напористого и поощряйте и усиливайте робкого.

В заключение скажите каждой вашей сублич-ности, что вы чувствовали по поводу ее слов и действий, и расскажите ей о том важном месте, которое она будет занимать в вашей дальнейшей жизни».

Психодраматический подход позволяет прояснить многие внутренние проблемы. Некоторые люди начинают осознавать силу своего «Я» и понимать, что они действительно могут управлять своими внутрен-ними голосами и требованиями своих субличностей в реальной жизни даже больше, чем могли это делать во время психодрамы.

Упражнение «Разотождествление» Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: Пер. с англ. /Общ. ред. Василюка Ф.Е. - 2 изд. - М.: Прогресс, 1993. - 240 с.

«Сядьте удобно, выпрямив спину. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов, мы-сленно следя за своим дыханием. Затем повто-ряйте вслух или про себя:

· У меня есть тело, но я -- это не мое тело. Мое тело может быть больным или здоровым, уста-лым или бодрым, но это не влияет на меня, на мое истинное «Я».

· Мое тело -- прекрасный инструмент для ощу-щений и действий во внешнем мире, но оно всего лишь инструмент. Я хорошо с ним обращаюсь, я стараюсь, чтобы оно было здоровым, но мое те-ло -- это не «Я».

· У меня есть тело, но я -- это не мое тело.

· У меня есть эмоции, но я -- это не мои эмо-ции. Мои эмоции многочисленны, изменчивы, противоречивы. Однако я всегда остаюсь собой, своим «Я», радуюсь или горюю, спокоен или взволнован, надеюсь на что-то или отчаиваюсь. Поскольку я могу наблюдать, понимать и оцени-вать свои эмоции и, более того, управлять, вла-деть ими, использовать их, то очевидно, что они не есть мое «Я».

· У меня есть эмоции, но я -- это не мои эмо-ции.

· У меня есть интеллект, но я -- это не мой ин-теллект. Он достаточно развит и активен. Он является инструментом для познания окру-жающего и моего внутреннего мира, но он -- это не мое «Я».

· У меня есть интеллект, но я -- это не мой ин-теллект.

· Я -- Центр чистого самосознания.

· Я -- Центр Воли, способный владеть и управлять моим интеллектом, эмоциями, физи-ческим телом и всеми моими психическими про-цессами.

· Я -- это постоянное и неизменное «Я»».

Можно использовать модель этого упражнения для разотождествления с субличностями.

Техника «Работа со сновидениями»

Упражнение «Элементы сновидения»Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479

«Расскажите сон от первого лица. Выделите наиболее «энергетизированные» элементы сна. Последовательно идентифици-руйтесь с каждым «объектом» из сна, произнесите монолог от его имени. Возможна организация диалога между элементами сна. Найдите проекцию этих отношений в «дневной» жизни (это действие называется «челнок»)».

Упражнение «Рисование сна»Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479

«Выберите фрагмент сна и нарисуйте его. В паре выберите двух «персонажей» из сна. Вылепите из партнера, как из глины, одного из персонажей вашего сна. Это может быть движущаяся скульптура. Повзаимодействуйте с этой фигурой, действуя от имени второго персонажа. Поменяйтесь ролями -- теперь вы сами сыграете ту роль, которую играл ваш помощник, а он сы-грает второго персонажа вашего сна».

Упражнение «Работа над сном» Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: Пер. с англ. /Общ. ред. Василюка Ф.Е. - 2 изд. - М.: Прогресс, 1993. - 240 с.

«Превратитесь в персонаж (предмет, эле-мент) вашего сна. Теперь расскажите о се-бе.

Что вы делаете в этом сне? Что чувствуете?

Каковы твои взаимоотношения с другими пер-сонажами сна или с другими предметами?

Что вы хотите?

Побеседуйте с другими персонажами или элементами сна».

Техника «Работа с сопротивлениями»

Упражнение «Совершение кругов» Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479

Участнику предлагается пройти по кругу и обратиться к каждому члену группы с волнующим его вопросом. Например выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группы.

Упражнение «Незаконченное дело» Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479

Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения. По существу, вся гештальт-терапия сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями и т. п. Чаще всего это невысказанные жалобы и претензии. Участнику терапии предлагается с помощью приема «пустого стула» выразить свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участнику психотерапевтической группы, который имеет отношение к незаконченному делу. Гештальт-терапевтами замечено, что наиболее частое и значимое невыраженное чувство -- чувство обиды. Именно с этим чувством работают в игре, которая начинается со слов: «Я обижен...»

Упражнение «Проективная игра» Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479

Когда участник терапии заявляет, что другой человек имеет некое чувство или черту характера, его просят проверить, не является ли это его проекцией. Участнику предлагается «разыграть проекцию», то есть примерить на самого себя это чувство или черту. Так, члена группы, который заявляет: «Я испытываю к тебе жалость», просят разыграть роль человека, вызывающего жалость, подходя к каждому из участников и вступая с ним во взаимодействие. Постепенно входя в роль, человек раскрывает себя, при этом может произойти интеграция прежде отвергаемых сторон личности.

Упражнение «Выявление противоположного (реверсия)» Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479

Явное поведение члена группы часто носит характер защиты, скрывающей противоположные тенденции. Для осознания скрытых желаний и противоречивых потребностей ему предлагается разыграть роль противоположную той, которую он демонстрирует в группе. Например, участнику терапии с манерами «маменькиного сынка» предлагается разыграть роль независимого, самостоятельного, не терпящего вмешательства в личные дела мужчины. Такой прием позволяет достичь более полного соприкосновения с теми сторонами своей личности, которые прежде были скрыты.

Упражнение «Разыгрывание проекций» Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479

Когда член группы проецирует что-либо на других людей, особенно на консультанта, консультант просит, чтобы участник сыграл роль другого человека. Например, когда кто-то из группы говорит консультанту, возможно, в результате созданной консультантом фрустрирующей ситуации, «Я чувствую, что на самом деле вы мне не нравитесь», консультант может попросить его сыграть роль консультанта и выразить то, что, по ее мнению, чувствует консультант. Сделав это, участник терапии признает, что его чувства к консультанту есть следствие проекции его предположений относительно того, что консультант чувствует.

Упражнение 7 «Заброшенный магазин» Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479

Упражнения на воображение иллюстрируют процесс проекции и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности. Среди таких упражнений наиболее популярна игра «Старый, заброшенный магазин». Участнику предлагают закрыть глаза, расслабиться, затем представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого, заброшенного магазина. Его окна грязные, но если заглянуть, можно заметить какой-то предмет. Участнику предлагают тщательно его рассмотреть, затем отойти от заброшенного магазина и описать предмет, обнаруженный за окном. Далее ему предлагается вообразить себя этим предметом и, говоря от первого лица, описать свои чувства, ответить на вопрос, почему он оставлен в магазине, на что похоже его существование в качестве этого предмета. Идентифицируясь с предметами, члены группы проецируют на них какие-то свои личностные аспекты.

2.4. Результаты исследования

Результаты обследования раненых до реабилитации

Методика САН: Средние значения по всем шкалам методики САН находятся в пределах статистической нормы. Но нельзя говорить о благоприятном состоянии испытуемых, т.к. оценки, свидетельствующие о благоприятном состоянии, находятся в диапазоне от 5, 0 до 5,5 баллов См. приложение 5.

Методика «Личностный опросник Бехтеревского института» (ЛОБИ)

Наиболее выраженными у раненых являются типы отношения к болезни:

· Сенситивный (С), основными особенностями которого являются чрезмерная озабоченность о возмож-ном неблагоприятном впечатлении, которое могут произвести на окружающих сведения о своей болезни; опасения, что окру-жающие станут избегать, считать неполноценным, пренебре-жительно или с опаской относиться, распускать сплетни о причине и природе болезни; боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожела-тельного отношения с их стороны в связи с этим.

· Обсессивно-фобический (О). Тревожная мнительность прежде всего касающаяся опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют больше, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы и ри-туалы.

Наименее выраженными у раненых являются типы отношения к болезни:

· Меланхолический (М). Удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг. Неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 РЕФЕРАТЫ