Использование тренинга в обучении студентов-психологов коммуникативной компетентности
Приложение 5
Тренинг коммуникативной компетентности
Занятие 1
Цель: Знакомство участников друг с другом, создание эмоционально теплой обстановки. Ход занятия:
Введение Приветствие, представление ведущих, цели и задачи тренинга. Время проведения: 10 мин. Принципы работы группы: - Активность; - Разделение ответственности, результат зависит от вас самих, мы - организуем ситуацию; - Конфиденциальность; - Не разглашение информации об участниках; - Здесь и теперь, говорим о чувствах в настоящем времени, обсуждаем ситуацию в конкретной ситуации на тренинге; - Конструктивная обратная связь (с позитивное намерением);
Упражнение "Я такой" Цель: Упражнение помогает участникам запомнить имена, снимает напряжение. Время проведения: 10 мин.
Ведущий предлагает участникам по очереди называть свое имя и одно прилагательное -- характеристику себя. Следующий участник называет имя предыдущего и его характеристику, а затем свое,,, Последний участник называет имена и характеристики всех участников, только потом свое имя и свою характеристику.
Игра "Ассоциации" Цель: знакомство, узнать больше информации друг о друге, помогает пересмотреть привычные стереотипы. Время проведения: 45 мин.
Выбирается ведущий, выходит за дверь. Один из участников придумывает ассоциации на самого себя. На какое животное, птицу, дерево, цветок, любой предмет я похож.
Участник-ведущий возвращается в группу. Ведущий тренинга озвучивает ассоциации. Задача угадать человека. 3 попытки. Каждый из участников должен побывать в роли ведущего и угадываемого.
В конце обсуждаем: что было самым сложным, что нового вы узнали друг о друге, о себе.5-7 мин.
Упражнение "Четыре угла - четыре выбора" Цель: Повышение навыков взаимодействия, в ограниченном времени Время проведения: 30 минут. Этапы игры:
Информирование. Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению. На время игры для каждого раунда Вам понадобятся по четыре больших листа бумаги (формат A3) и скотч. Прикрепите в четырех углах комнаты листы бумаги и напишите на них названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый). Листы крепятся на видных местах.
Члены группы становятся на середину комнаты.
Объявите участникам, что в ходе игры они смогут лучше узнать друг друга. Сначала все ходят по комнате, затем каждый останавливается у того листа бумаги, который кажется ему самым подходящим.
Все участники, собравшиеся в одном углу, рассказывают друг другу, почему они выбрали именно этот цвет. Каждый должен запомнить всех, кто находится в том же углу (3 минуты).
Во втором раунде можно написать на новых листах четыре времени года.
В третьем раунде Вы можете использовать названия четырех музыкальных инструментов, например: скрипка, саксофон, арфа, барабан.
В четвертом нарисуйте на бумаге геометрические фигуры (по одной на каждом листе), например, треугольник, квадрат, круг и фигуру неправильной формы.
После каждого раунда игроки собираются в середине комнаты. Порядок игры соблюдается четко: участники должны останавливаться возле того листа бумаги, надпись на котором нравится им больше всего. При этом они запоминают всех остановившихся рядом.
Обсуждение игры: Какие участники чаще всего оказывались в одной и той же группе? Какие игроки оказались в одной группе редко или вообще ни разу? Что интересного каждый из вас узнал о других членах группы? Замечания: Возможные варианты записей: инструменты: молоток, пила, клещи, игла; города: Париж, Рим, Москва, Шанхай; напитки: кофе, чай, кока-кола, молоко; животные: лев, антилопа, змея, орел; здания: вилла, бунгало, замок, храм; знаменитые люди: А. Эйнштейн, Дж. Пуччини, В. Шекспир, Билл Гейтс.
Подведение итогов дня.
Что было интересным, полезным? Придумать всем вместе ритуал приветствия (домашнее задание)
Занятие 2.
Цель: Развитие эмпатии и рефлексии Ход занятия:
Игра "Молекулы"
Цель: снятие напряжения, создание дружеской обстановки. Время проведения: 5 мин.
Члены группы - "атомы" - свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т.д. в конце упражнения объединяется вся группа.
Упражнение "Вертушка первого впечатления"
В ситуации тренинга у участников есть возможность использовать уникальную возможность получить информацию о том впечатлении, которое они производят на людей при первичном контакте. Получение о себе обратной информации организуется таким образом, что каждый участник встречается с каждым в молчаливом минутном взаимодействии. При встрече в парах участники обмениваются блокнотами. В блокноте партнера участники пишут свое впечатление о нем. После того, как блокноты вернулись к своим хозяевам, происходит переход участников к новым партнерам, где алгоритм повторяется.
Руководитель организует переход участников от партнера к партнеру и контролирует четкое выполнение задания. Команды, которые подает руководитель, могут звучать так:
- Обменяйтесь тетрадями и начинайте писать…
- Получите назад свои тетради
- Переход, раунд № ___
Инструкция. В предстоящем взаимодействии каждый из Вас встретится с каждым в парном взаимодействии. При встрече по моей команде Вы будете выполнять следующие действия:
1. обменяться рабочими тетрадями.
2. в тетради партнера в таблице написать (кратко, одно-два слова) Ваше впечатление о нем по следующим позициям: 1) «ресурс» - что, на Ваш взгляд, есть его сильный ресурс как человека и делового партнера; 2) «точка» - за счет каких его качеств Вы могли бы управлять им в переговорном процессе («точка давления», «кнопка управления»).
3. снова обменяться рабочими тетрадями.
4. совершить переход для встречи со следующим партнером.
Таким образом в Вашей тетради Вы соберете копилку мнений о себе в ситуации первого контакта.
Упражнение выполняется молча. Не нужно писать немало (это не очерк и не характеристика). Не стоит также долго задумываться над словами. Во-первых, Ваши впечатления анонимны. А во-вторых - и это более важно - первое впечатление о человеке формируется в первые 10 секунд. И нам важно именно оно. Сделайте друг другу такой подарок. Он для многих может быть неожиданным, но от этого еще более ценным. Мы увидим, что разные люди видят нас по разному. И это нужно всегда учитывать. И это - основной итог нашей работы в этом упражнении.
Есть два правила, которые я прошу выполнять:
1. воздержитесь, пожалуйста, от просмотра записей в своих тетрадях до конца упражнения (чтобы не переключать внимание)
2. выполняйте передачу тетрадей и переходы только по командам тренера (чтобы упражнение проходило четко и быстро).
Упражнение "Поделись со мной"
Цель упражнения: эмпатийная диагностика личностных качеств; расширение репертуара способов взаимопонимания.
Участникам тренинга предлагается записать на карточке 10 качеств: нежность, умение сочувствовать, умение создавать хорошее настроение, эмоциональность, доброжелательность, интеллект, организаторские способности, твердость характера, решительность, креативность.
Список может быть изменен в зависимости от состава группы и целей занятия. При необходимости ведущий дает пояснение значений этих качеств.
Затем каждый участник должен решить, какое качество присутствует у кого-либо из группы в большей степени, чем у него и подходит к этому человеку с фразой: "Пожалуйста, поделись со мной, например, твоим умением сочувствовать" Тот участник, к которому обратились с просьбой, отмечает у себя на карточке это качество. Таким образом, нужно обойти всю группу, попросив у каждого какое-либо качество (или несколько). На карточке каждого участника будут отметки о том, какие качества были у него востребованы другими, и какие качества он запрашивал сам.
На упражнение отводится - 20 минут.
После выполнения задания участники садятся в круг для обсуждения. Обсуждение результатов может происходить как по количественному, так и по качественному составу признаков.
Процедура "Визуальное чувствование"
Цель упражнения: - совершенствование перцептивных навыков восприятия и представления друг друга.
Все садятся в круг. Ведущий просит, чтобы каждый внимательно посмотрел на лица остальных участников, и через 2-3 минуты все должны закрыть глаза и попытаться представить себе лица других членов группы. В течение 1-2 минут нужно фиксировать в памяти лицо, которое удалось лучше всего представить. После выполнения упражнения группа делится своими ощущениями и повторяет упражнение. Задание; каждый из участников должен постараться воспроизвести в памяти как можно большее количество лиц партнеров.
Упражнение "Я тебя понимаю"
Цель упражнения: - формирование умения давать обратную связь; - выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям.
Каждый член группы выбирает себе партнера и затем в течение 3-4 мин. в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен или подтвердить правильность предположений, или опровергнуть их. Работа может происходить как в парах, так и в общем круге.
Подведение итогов дня.
Что было интересным, полезным?
Занятие 3
Цель: Развитие доверия и эмпатии. Ход занятия:
Упражнение "Лови кастрюлю"
Цель: снятие напряжения. Время проведения: 5-10 мин.
Ход игры: Участники, стоя в большом кругу, перебрасываются воображаемыми предметами. Бросая, участник объявляет имя партнера и предмет, который он кинет. Тот, кому кидают, должен немедленно "пристроиться" к предмету - ведь котенка нужно ловить иначе, чем змею.
Упражнение "Скала"
Цель: Развитие доверия, диагностика межличностных отношений (для ведущих). Время проведения: 10-15мин.
Один участник - альпинист, группа выстраивается в шеренгу, имитируя скалу. Задача альпиниста пройти вдоль скалы, преодолевая препятствия. Пройдя путь, альпинист встает в конце шеренги и примыкает к скале, путь начинает следующий участник.
Упражнение "Доверительное падение"
Цель: Доверие, осознание своих страхов во взаимоотношениях с другими Время проведения: 15 мин.
Работа в парах, по очереди с каждым участником. Задание, стоя спиной к партнеру упасть к нему на руки. Проводится по очереди с каждым членом группы.
После игры участники садятся в круг. Вопросы ведущего: что тебе было легче делать, падать или ловить, какие чувства ты испытывал при этом, есть ли в реальной жизни ситуации, где ты испытываешь подобные чувства.
Упражнение "Слепой и поводырь"
Цель: Доверие, осознание своих страхов во взаимоотношениях с другими Время проведения: 20 мин.
Упражнение в парах. Участники договариваются, кто какую играет роль. "Слепой" завязывает глаза платком.
Задание ведущего: поводырь знакомить своего подопечного с окружающим миром, передать свое отношение.5-7 минут, меняемся ролями.
В конце - обсуждение. Что было легче, комфортнее. Какие мысли и чувства возникали во время игры.
Упражнение "Категории"
Цель: тренировка навыков взаимодействия, развитие эмпатии Время проведения: 30 минут. Этапы проведения игры:
Предложите участникам походить по помещению, сделать два-три несложных упражнения. Объясните, что физическая активность способствует умственной деятельности.
Первый раунд: "Найдите всех участников, которые родились в той же части страны или света, что и вы. Это нужно сделать как можно скорее... " (Если в вашей группе занимаются люди из одного города, искать друг друга могут жители одного района, округа и т.п.) Следите за тем, чтобы участники выполняли задание действительно быстро! Как только образуются соответствующие команды, предложите каждому ее участнику вкратце рассказать о месте своего проживания. В таком случае Вы будете уверены, что задание выполнено верно.
Второй раунд: "Быстро найдите игроков, которые родились под тем же созвездием, что и вы... " Образовавшиеся команды можно попросить показать свое созвездие.
Третий раунд: "Найдите как можно быстрее всех участников, у которых столько же братьев и сестер, сколько и у вас. Единственные дети собираются в свою команду... "
Варианты:
Другие признаки, по которым могут составляться команды: сходная жизненная ситуация или похожий род занятий (для облегчения задачи Вы можете сами предложить несколько вариантов); одинаковый цвет глаз; одинаковое настроение; общий любимый цвет.
Упражнение “Окажи внимание другому”.
Участники группы по очереди говорят что-нибудь положительное одному члену группы. Знаками внимания могут отмечаться личные качества, внешность, умения, манеру поведения и т.п. В ответ человек говорит: “Спасибо, я это знаю. А еще я думаю, что я…”. Участвовать должны все члены группы.
Подведение итогов дня.
Что было интересным, полезным?
Упражнение "Спасибо…"
Время проведения: 5 мин. Каждый участник говорит своему соседу слева "Имя", Спасибо тебе за то, что… "
Занятие 4
Цель: обучение арспознавания своих и чужих эмоций Ход занятия:
Упражнение "Спутанные цепочки"
Цель: психологическое упражнение на разогрев участников тренинга.
Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук. Чтобы не происходило вывихов рук в суставах, разрешается "проворачивание шарниров" - изменение положения кистей без расцепления рук. В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.
Упражнение "Мое настроение сегодня"
Цель. Умение правильно улавливать особенности своего настроения и понимать настроение других Необходимые материалы: разноцветные карточки.
Задание. Выразить свое настроение, подняв цветную карточку, объяснить, почему был выбран именно этот цвет.
Инструкция. Выскажите свое настроение, свяжите его с цветом, который наиболее ярко отражает ваше эмоциональное состояние "здесь" и "теперь".
Небольшая лекция по поводу важности умения понимать эмоции других людей и контролировать свои собственные.
Игра "Эмоции"
Цель: прием, направленный на повышение точности восприятия партнера по общению.
Время проведения: 40 мин.
Необходимые материалы: наборы игровых карточек из 6 штук с картинками, на которых изображены проявления эмоций в мимике, и игровые столы, за которыми располагаются игроки.
Сюжет игры: зависит от варианта, который выбрал ведущий. Основная идея игрового сюжета состоит в том, чтобы определить и назвать а) эмоцию, которая будет переживаться большинством/меньшинством участников в определенной (данной) ситуации; б) партнера по игре, который переживает такую же/другую эмоцию, что и сам игрок в определенной (данной) ситуации. В зависимости от точности восприятия (угадывания) игрок получает/теряет очки. По итогам игры называется самый "эмпатичный" игрок.
В ходе игры участникам раздаются наборы карточек. Играющие получают разъяснения относительно того, какая эмоция графически изображена на каждой карточке.
Затем проводится пробный тур. Ведущий объявляет ситуацию, в которую условно попадает каждый из участников, например: "За экзаменационную работу вы получаете оценку "5" с двумя плюсами". Участникам необходимо выложить на игровой стол обратной стороной карточку с изображением того эмоционального состояния, которое возникнет у участника в данной ситуации. После этого игроки тянут жребий: "согласование" или "рассогласование". Одновременно игроки должны назвать имя одного из участников. Если им выпал жребий "согласование", они должны назвать имя человека, выложившего одинаковую с ним карточку. В случае жребия "рассогласование" нужно назвать имя человека, положившего другую карточку. При этом жребий оставляется в тайне до раскрытия всех карточек. Затем карточки открываются. В случае, если игрок верно назвал имя партнера, он получает 1 очко, если ошибся - минус одно очко. Далее зачитывается новая ситуация и т.д.
В процессе проведения игры следует соблюдать такие правила:
Запрещается намеренно раскрывать свои карты и демонстрировать свой выбор до сигнала ведущего.
Если игрок заявляет, что все его партнеры сделали такой же ход, как и он, либо никто не сделал подобного хода, и это подтверждается при раскрытии карт, он получает плюс пять очков, если не подтверждается, то он получает минус пять очков.
Каждая новая фаза игры начинается после предыдущей. Последовательность игровых фаз такова:
а) зачитывание ситуации ведущим; б) выкладывание игровых карточек; в) раздача жребия; г) выбор участника по заданию; д) раскрытие карточек; е) оценка результатов.
В начале проведения игры необходимо предусмотреть информационную часть, когда ведущий объясняет понятие эмоции, и сообщает ее психологическое содержание. Сообщение ведущего должно быть сделано с учетом особенностей аудитории и контекста ситуации.
Перед началом игры необходимо объяснить, что предлагаемая игра - не карточная, хотя в ней используются карточки, ведется подсчет очков. Самым важным приобретением в этой игре будет более глубокое понимание других людей, их особенностей, побудительных причин.
Ведущий должен принимать участие в обсуждении, побуждать участников к анализу своих переживаний. Особое внимание следует обращать на тех участников, которые часто делают ход "все" или "никто". Как правило, такое поведение свидетельствует о не включенности в игру или переключение с содержательного ее аспекта (постижение переживаний другого человека) на формальный (заработать побольше очков).
Ведущему очень важно организовать обсуждение эмоциональных реакций. Как правило, обсуждение ведется относительно причин возникновения именно этой эмоции. Нередко, однако, выдвигаются на первый взгляд неправдоподобные реакции. Например, для ситуации "Вы получаете пятерку с двумя плюсами за контрольную по математике" одна из школьниц выложила карточку "гнев, ярость", объясняя это тем, что учительница просто издевается над ней, если за такую работу поставила такую оценку.
Несмотря на то, что часто таким образом реализуется психологическая защита, иногда стоит предложить аудитории подумать над тем, что может стоять за этой эмоцией в данной ситуации, чем может быть вызвана эта эмоция: индивидуальными особенностями, особенностями опыта (ученица подумала про конкретную учительницу, вызывающую у нее агрессию) и т.п.
Очень важно не навязывать своего мнения игрокам или говорить о неадекватности выбора. Как правило, вопрос об этом поднимают сами игроки. Причем мнение об адекватности-неадекватности той или иной эмоции можно использовать для организации обсуждения некоторых понятий (если это обучающее занятие по психологии), например, фрустрация, тревожность, психологическая защита, эмпатия. Практически на каждой игре возникает проблема переживания так называемых "неправильных чувств".
Игра требует некоторой предварительной подготовки ("разогрева"). Начинать игру нужно по возможности с комических ситуаций. И лишь в случае высокой включенности и отсутствия сопротивлений предлагать ситуации, вызывающие тревогу. Особо внимательным ведущему следует быть, если участники группы совсем незнакомы друг с другом или давно знают друг друга (учебная группа). В этом случае также возможно сопротивление. Как показывает опыт проведения, в каждой группе был участник, игравший на результат и не принимавший содержательную сторону игры. В этом случае правилами принципиально не предусматривается штрафных санкций. Очень важно самому ведущему правильно отреагировать на ситуацию. Ни в коем случае нельзя оценивать такого игрока или поощрять любые оценки других участников. Обычно мы говорим, что у игры есть два плана - количественный (набрать побольше очков) и содержательный (научиться понимать другого человека). Также ведущему целесообразно обратить внимание на то, что стратегия "набора очков" сразу отслеживается остальными игроками. Кроме того, играть нечестно просто невыгодно (особенно - в многочисленной аудитории). В качестве методического приема для преодоления такого сопротивления можно порекомендовать начинать игру с "мягкого" варианта.
При таком проведении значение выпавшего жребия преобразуется в "наибольшее количество" - "наименьшее количество". Участники игры называют не имя человека, а карточку, которая больше (меньше) всего представлена на игровом столе. Изменение по сравнению с основным вариантом - в прочувствовании не одного партнера, а настроения (установок) группы. Этот вариант по сравнению с основным, как правило, вызывает меньшее сопротивление. Кроме того, в этом варианте игры участники допускают меньше ошибок. Сложность ее состоит в обеспечении динамики игры и проведении содержательного обсуждения, а также в фиксировании результатов.
Упражнение “Мои впечатления”.
Тренер задает вопрос об актуальном состоянии участников группы. Обмен впечатлениями.
Подведение итогов дня.
Что было интересным, полезным?
Упражнение "Мое настроение сейчас"
Цель. Выражение с помощью цветовой палитры настроения от предложенных на занятии упражнений.
Необходимые материалы: разноцветные карточки.
Задание. Выразить свое настроение по окончании занятия, подняв цветную карточку, объяснить, почему был выбран именно этот цвет.
Инструкция. Выскажите свое настроение, свяжите его с цветом, который наиболее ярко отражает ваше эмоциональное состояние "здесь" и "теперь".
Занятие 5
Цель: совершенствование навыков конструктивного разрешения конфликтов
Разминка
Упражнение “Растопи круг”.
Цель: умение замечать в других положительные стороны
Все участники встают в круг и берутся за руки. Доброволец входит в круг. Он окружен, и его задача - растопить круг своей теплотой. Круг выпустит только того, кто сумеет найти добрые и приятные слова о ком-нибудь, стоящем в кругу.
Процедура "Точка зрения"
Участники разбиваются по парам. Им задается тема общения, но один из них отстаивает одну точку зрения («за»), другой - противоположную («против»).
Задача - склонить оппонента к своей точке зрения по определенной проблеме. Возможные темы:
“Необходимость школьной формы”
“Инопланетный контакт - новые возможности развития”
“Бизнес-партнерство на основе дружбы - самое крепкое”
Анализ: фактически идет работа с возражениями. Кто с удовлетворением принимает изменение своей точки зрения? Никто. Какие приемы позволяют сделать этот процесс более «гладким». Основной принцип - не бороться (борьба позиций приводит в тупик).
Тренинговая процедура "Спор"
Цель: процедура "Спор" предназначена для развития умения и навыков аргументирования, упорства в отстаивании своей точки зрения. Ведущий предлагает участникам тренинга свои заготовки - пары противоположных по смыслу высказываний, имеющих мировоззренческий характер (например "Мир беспощаден и несправедлив" - "Мир уже совершенен и безупречен").
Для подведения итогов понадобится доска (лист ватмана) и мел (маркеры).
Ведущий предлагает участникам упражнение на развитие умения и навыков аргументирования в споре, обретение некоторой настойчивости в споре. Можно рассказать про важность и того, и другого. Конечно, следует заметить, что в настойчивости следует знать меру, что настаивать надо не на своей правоте, а на важности аргументов, следовании логике. Очень важно подчеркнуть, что упражнение носит игровой характер, что не следует слишком серьёзно преследовать цель победить в мировоззренческом споре. Важно отметить, что если кто-то будет отстаивать чуждую ему точку зрения, то за это его ругать никто не будет, "тренинг для того и существует, что можно попробовать себе новые роли".
Ведущий предлагает следующие пары противоположных по смыслу мировоззренческих утверждений: 1а. Мир беспощаден и несправедлив 1б. Мир уже совершенен и безупречен 2а. Никакого духовного искательства не существует 2б. Духовный поиск - единственный смысл существования человека 3а. Человек спонтанен и способен выбирать. Свобода воли - основа развития 3б. Свобода воли - иллюзия. У человека нет выбора 4а. Необходимо работать над собой и меняться 4б. Развитие происходит само собой. Все совершенно и так 5а. Без Учителя невозможно найти Путь и пройти его. Для развития необходима Школа 5б. Учитель не обязателен, более того, он только помеха на Пути. Школа это тупик 6а. Для развития необходимы строгие предписания и рекомендации 6б. Делай что хочешь и будет то, что будет 7а. Нет ни меня, ни тебя, никого, а просто Есть НЕЧТО 7б. Это НЕЧТО и есть я, ты и все остальные 8а. Описать мир невозможно и не нужно. Ум - главное препятствие для искателя 8б. Без описаний невозможно Постижение. Ум и понимание - необходимые условия 9а. Можно с уверенностью судить о том, что правильно делает человек, а что - нет 9б. Нельзя однозначно судить о правильности поступков человека 10а. Просветление - достойный ориентир для ищущего 10б. Просветление не может быть ориентиром, надо стремится соответствовать Судьбе 11а. Главный девиз: "Профессионализм и Мастерство" 11б. Главный девиз: "Любовь, Безумие, Жажда" 12а. Существует жизнь после смерти 12б. Никакой жизни после смерти нет
Непосредственно перед тем, как вызвать к доске первую пару спорщиков, ведущий даёт "напутствия": -- бесполезно искать "золотую середину" между частями "а" и "б" каждого тезиса, а также пытаться их объединять; -- бессмысленны компромиссы "и то и другое верно", "смотря с какой стороны смотреть"; -- не следует принимать одну и отвергать другую часть любого тезиса; - прямо по ходу обсуждения спорщики могут прийти к какому-то важному для себя выводу, не следует пугаться каких-то новых ощущений и замыкаться в себе; - помните, что один из лучших аргументом в споре - искренность, глубина переживаний.
Вызываются два спорщика. Дополнительным мотивирующим фактором может быть элемент соревновательности (после завершения дискуссии остальные участники группы голосуют за тот или иной тезис).
После того, как закончили выступать последние спорщики, проводится небольшой мозговой штурм, целью которого является собрать мнения о тех приёмах, которые помогли спорщикам одержать верх в дискуссии. Следует обратить особое внимание на то, что разбираются именно приёмы, а не личные качества спорщиков: каждый человек имеет опыт анализа личных качеств другого человека, но далеко не каждый в своей жизни занимался анализом коммуникативных тактик.
Упражнение "Официант, в моем супе муха"
Цель: развитие умения конструктивно решать конфликты
Участникам группы предлагается поучаствовать в конфликтной ситуации, случившейся в одном из дорогих ресторанах.
Дайте каждому из участников по одному из ниже приведенных сценариев, чтобы ознакомиться.
Объясните, что упражнение представляет собой ролевую игру, призванную продемонстрировать некоторые аспекты общения.
Попросите двух исполнителей выйти и австать так, чтобы все могли их видеть и слышать, после чего начните игру.
После проигрывания ситуации следует обсудить впечатления, мнения, переживания, возникшие у участников сцены, а затем наблюдения остальных членов группы. Если позволит время и найдутся желающие, упражнение можно повторить, но с другими участниками.
РОЛЬ А
Вы путешествуете по чужой стране. Сегодня, обедая в весьма дорогом ресторане, вы обнаружили в супе нечто, похожее на часть насекомого. Вы пожаловались официанту, но тот уверял, что это не насекомое, а специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. И вот управляющий подходит к вашему столику.
РОЛЬ Б
Вы - управляющий очень хорошим рестораном. Цены могут показаться высокими, но качество обслуживания в высшей степени оправдывает их. У вашего ресторана хорошая репутация, и он привлекает многих иностранцев. Сегодня в ваш ресторан пришел пообедать иностранец, и один из новых официантов подал ему суп. Возникли какие-то претензии, и официант передал вам, что иностранец желает с вами переговорить. Итак, вы направляетесь к его столику.
Анализ:
1. Жаловался ли А? Отменил ли он заказ? Отказался ли заплатить за суп?
2. Вник ли Б в суть проблемы? Преодолел ли непонимание сторонами друг друга? Выразил ли искреннее сожаление? Принес ли вежливые извинения?
3. Удалось ли сторонам дать объяснения, воспринять их и разрешить проблему к обоюдному удовлетворению?
4. Мог ли А изложить свою жалобу ясно и внятно? Ролевая игра может быть использована для демонстрации культурной специфики в человеческом поведении: Например: одинаково ли выражают мужчины и женщины одну и ту же жалобу? Завершение:
Никто не в силах указать <наилучший способ> решения проблем, которыми сопровождается общение с иностранцами, однако обсуждение данной ролевой игры может помочь участникам увидеть широкие возможности для этого.
Ролевая игра "Былой конфликт"
Цель упражнения: закрепление полученнного на тренинге опыта.
Каждый участников по очереди рассказывает про конфликт, свидетелем или участником которого он был когда-то. Этот рассказ должен послужить сценарием дальнейшей ролевой игры, в которой должны принимать участие присутствующие. Рассказчик может быть не только сценаристом и режиссером ролевой игры, делать несколько дублей и т.д. Участникам представляется максимум свободы. Со стороны ведущего должно быть лишь одно условие: каждый конфликт должен закончиться благополучно, компромиссом.
Завершение
Обсуждение, что понравилось, что запомнилось, что взяли для себя
Занятие 6
Цель: Совершенствование навыков вербального и невебрального общения.
Ход занятия:
Разминка "Комфортное расстояние"
Цель упражнения: продемонстрировать на практике учащимся такое понятие как комфортное расстояние.
Один становится в круг, остальные медленно по одному приближаются. Тот, кто в круге, определяет где ему остановиться. Таким образом можно определить зону комфортного взаимодействия.
Упражнение «Позиции общения».
Цель: упражнение предоставляет членам группы возможность экспериментирования с вербальным и невербальным общением.
Необходимое время: 30 минут
Процедура: разделитесь на пары. Вместе выполняйте одно из описанных ниже коммуникативных упражнений. Приблизительно через пять минут перейдите к другому партнёру и выполните второе упражнение. То же повторите и для двух последних упражнений.
Спина к спине. Сядьте на пол спина к спине. Постарайтесь вести разговор. Через несколько минут повернитесь и поделитесь своими ощущениями.
Сидящий и стоящий. Один из партнёров сидит, другой стоит. Постарайтесь в этом положении вести разговор. Через несколько минут поменяйтесь позициями, чтобы каждый из вас испытал ощущение "сверху" и "снизу". Ещё через несколько минут поделитесь своими чувствами.
Только глаза. Посмотрите друг другу в глаза. Установите зрительный контакт без использования слов. Через несколько минут вербально поделитесь своими ощущениями.
Исследование лица. Сядьте лицом к лицу и исследуйте лицо вашего партнёра с помощью рук. Затем дайте партнёру исследовать ваше лицо.
Процедура "Пристройка и контрпристройка"
1 этап. Участники работают в парах. Задача обратиться к напарнику с просьбой, демонстрируя различные пристройки.
“Пристройка сверху” - более уверенно, ставя себя выше партнера;
”Пристройка снизу" - уступая собеседнику, как бы подчиняясь;
“Пристройка наравне" - с чувством собственного достоинства, но без вызова.
Каждый участник должен попробовать работу во всех пристройках.
2 этап. В разговоре нам часто бывает неудобно разговаривать в пристройках, навязанных нам партнером. «Ломать» его пристройки - это провоцировать конфликт. Поэтому важно бывает так «обыграть» его пристройку, чтобы, по меньшей мере, вывести общение в равную позицию.
Участники работают в парах. Сначала номера первые должны обратиться к номерам вторым с просьбой, демонстрируя неудобную для партнера пристройку (сверху или снизу). Задача вторых номеров - так «продлить» пристройку партнера, чтобы он вынужден был ее сменить на более равную.
Пример: номер первый берет второго «под локоток», фактически захватывая ладонью его предплечье или запястье. Это позволяет ему вежливо «вести» партнера в нужном направлении. Если партнер при этом поместит руки в карманы своих брюк (прижав руки номера первого к собственному боку), «агрессору» станет неудобно, и он вынужден будет ослабить «захват».
Упражнение "Через стекло"
Цель упражнения: - формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.
Один из участников загадывает текст, записывая его на бумагу, но передает его как бы через стекло, т. е. мимикой и жестами: другие называют понятое. Степень совпадения переданного и записанного текста свидетельствует об умении устанавливать контакт.
Процедура "Всеобщее внимание"
Цель упражнения: - развитие умения соединить вербальные и невербальные средства общения, - формирование навыков акцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения.
Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простую задачу. Любыми средствами, не прибегая к физическим действиям, нужно привлечь внимание окружающих Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники, обсуждаются итоги: кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет каких средств. На упражнение отводится - 15 минут.
Завершение
Упражнение "Подарок"
- Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)
Занятие 7
Цель: отработка навыков профессиональной коммуникации будущих психологов
Ход занятия:
Разминка Упражнение "Говорю, что вижу"
Цель упражнения: проигрывание ситуации безоценочных высказываний. - Описание поведения означает сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без оценивания, то есть без приписывания им мотивов действий, оценки установок, личностных черт. Первый шаг в развитии высказываться в описательном ключе, а не форме оценок - улучшение умения наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок.
Сидя в круге, сейчас вы наблюдаете за поведением других и, по очереди, говорите, что в видите относительно любого из участников. Например: <Коля сидит, положив ногу на ногу>, <Катя улыбается>.
Ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участник.
Процедура "Интервью"
Цель упражнения: - развитие коммуникативных умений и рефлексивных навыков; - формирование навыков интервьюирования с учетом снятия мотивационных искажений.
Каждый участник должен в течение 3-5 мин. подготовить по одному вопросу для всех членов группы. Вопросы должны касаться внутренних личностных особенностей человека - его характера, привычек, интересов, привязанностей, установок и т. п.
Основное правило - отвечать как можно более полнее и откровеннее Участник, готовый первым дать интервью группе, садится так, чтобы видеть в лицо всех членов группы. Члены группы по очереди задают приготовленные (именно этому участнику) вопросы. В качестве интервьюируемого должен побывать каждый участник.
Процедура "Доброжелательное выспрашивание"
Инструкция: Двое участников садятся в центр круга и начинают диалог, в ходе которого должны постараться узнать как можно больше информации о партнере по определенной теме.
Организация.
1. Сначала для участия в демонстрации приглашаются двое добровольцев. Им на руки даются карточки с тремя темами, на которые они должны «вывести» своего партнера. Темы у участников разные, для демонстрации - шуточные, например:
1 участник
|
|
2 участник
|
|
Ежик
Самолет
Рубашка
|
|
Грибы
Снег
Ботинки
|
|
|
2. Далее участники разбиваются по парам, где отрабатывают умение захватывать инициативу в разговоре, переводя партнеров в нужное русло коммуникации. Задача - делать это аккуратно, не вызывая подозрений в преднамеренности выхода на ту или иную тему.
1 участник
|
|
2 участник
|
|
Узнайте семейное положение
Хобби
Какую кухню предпочитает
|
|
Уровень дохода
Кто его начальник
Распорядок деловой жизни
|
|
|
Комментарий: большинство перечисленных тем в деловом взаимодействии считаются «закрытыми». Потому в общении важно, поддерживая общий доброжелательный фон, уметь получать значимую информацию о партнере, но при этом не забывать защитить собственное информационное поле.
В ходе группового анализа фиксируются:
2. закономерности создания эмпатийного фона общения;
3. необходимость обмена равнозначной информацией (и у меня тоже)
4. необходимость фиксации реальных жизненных и деловых интересов собеседника, вокруг которых он готов общаться…
Процедура "Работа с ассоциациями"
Цель: подготовка студентов к общению с клиентами во время консультирования
Игра 1: " Заблудившийся рассказчик ".
Участники рассаживаются в круг. Ведущий определяет тему разговора. Один из участников начинает развивать ее, а затем, следуя за случайными ассоциациями, уводит разговор в сторону. Он перескакивает с одной темы на другую, стремится как можно лучше " запутать " свое повествование. Затем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любому, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого пал выбор, должен "распутать" разговор, передает слово кому-то другому, и так далее.
Игра 2: " Бег ассоциаций ".
Участники рассаживаются в круг. Ведущий произносит два случайных слова. Один из участников вслух описывает образ, соединяющий второе слово ведущего с первым. Затем создавший образ участник предлагает свое слово следующему игроку, тому, кто сидит от него по левую руку. Тот связывает это третье слово со вторым ведущего, а свое собственное слово- уже четвертое в этой цепочке- передает в качестве задания своему соседу слева. Игра движется кругами. Хорошо подготовленные участники могут участвовать в "забеге" на несколько кругов. Ведущий имеет право неожиданно остановить игру и предложить кому-нибудь из участников воспроизвести все слова. Если участник помнит только свои слова, значит, он ориентирован на личное достижение и не участвует в игре.
Ролевая игра "Колобок"
Цель: отработка навыков распознавания манипуляций
Это ролевая игра, в которой участвуют восемь человек:
4. Колобок (желательно, чтобы его играли двое - мужчина и женщина, так как их манипуляции могут различаться)
5. Дедка, Бабка
6. Заяц
7. Волк и Волчица (введение пары необходимо, чтобы дать возможность продемонстрировать манипуляцию типа «клин»)
8. Медведь
Лиса в игру не вводится, так как ее манипуляции - «лесть» и «давление на жалость» сработали - Колобок был съеден.
Ведущий исполняет роль сказочника.
«Издавна народный опыт передается в виде басен, пословиц, поговорок, легенд и сказок. Понять сказки народа - значит понять его психологию и то, что сейчас принято называть менталитет…
Для демонстрации основных манипуляций в переговорах, мы возьмем одну из самых манипулятивных сказок - «Колобок».
Заметьте, главный герой не обладает никаким значимым ресурсом, кроме того, что он вкусный. Именно поэтому все и хотят его съесть: и дед с бабой, и заяц, и волк, и медведь, и лиса. Однако, колобок имеет еще и язык, поэтому находит для каждого из них какие-то слова, после которых его предпочитают отпустить.
Если посмотреть внимательно, то каждый из участников имеет некоторые ожидания в отношении колобка и обладает уникальным ресурсом силы, а именно.
Бабка и дед
|
Они собирали его по сусекам и амбарам, готовили, ожидали удовольствия посидеть и попить чайку. Они имеют право закрыть двери и окна и не выпустить колобка за пределы избы…
|
|
Заяц
|
Имеет быстрые ноги, поэтому от него просто так не убежишь…
|
|
Волк и волчица
|
Колобками они, кончено, не питаются, но в плане разнообразия, а также под день рождения волчицы… зубы и сила, а также сильные ноги явно на стороне волков
|
|
Медведь
|
Колобки с медом - любимая еда.
|
|
Лиса
|
Ее сила - манипуляции, поэтому против этого ресурса колобку было не устоять.
|
|
|
В сказке переговоры из текста выпущены. Мы постараемся восстановить диалоги участников. Для этого нам предстоит выбрать участников сказки, причем, для демонстрации особенностей парных манипуляций попросим волка выступить вместе с волчицей.
Лису выбирать не будем, потому что там манипуляции были прописаны, а именно:
«Что-то я глуховата стала, не сядешь мне на нос?» - манипуляция «Давление на жалость»
«Ах, какая красивая песенка, да как ты ее хорошо поешь, спой мне ее еще раз…» - манипуляция лесть.
С лисой Колобку не повезло, однако, до нее он был достаточно успешен. Проиграем возможные ходы Колобка.
Работа строится так: ведущий выполняет роль оратора. Роль Колобка могут играть двое участников - мужчина и женщина - для демонстрации особенностей женских и мужских типов манипуляций.
Колобок проводит переговоры последовательно с каждым участником. Одно условие: если уговариваемый понимает, что, в принципе, прозвучал убедительный аргумент, упираться из принципа не стоит.»
Анализ : Лучше всего проводить анализ непосредственно в ходе игры. Ведущий обладает правом «стоп-сигнала», чтобы прервать игру и дать название той манипуляции, которая только что была использована. Среди них могут быть следующие:
Лесть: «Голубушка, как хороша»
Давление на жалость: «Сами мы не местные»
Системы альтернатив: «у вас два варианта: один неверный - второй мой»
Комментарий смыслов: «Это чтобы ты смог меня съесть...»
«Стрелка» (изменение фона): «Я - представитель корпорации « NNN
Апелляция к авторитету: «А генерал сказал, что крокодилы летают»
Непрописанная информация: «Из компетентных источников известно»
Ограничение выбора: «Или сегодня, или никогда»
Клин: «Ваши партнеры нечистоплотны по отношению к Вам»
Взятка: «Мы знаем, как Вас отбрагодарить»
Эмоциональная атака: «Я сто раз понятным языком говорила этому ужасному человеку, что ни мы и никто другой не сможет выполнить его непонятных требований, но он упорно настаивает, и угрожает нам различными санкциями, судами, конкурентами, чем совершенно вывел меня из себя…»
Процедура "Выход из контакта"
Цель: отработка навыков выхода из контакта
Участники разбиваются по парам.
Вводная: «Вы встретили не очень близкого знакомого, который заводит с Вами разговор, расспрашивает о делах, семье, проявляет назойливость. Вы вступаете в разговор, но, взглянув на часы, понимаете, что у Вас нет времени. Вы должны достойно выйти из контакта»
Комментарий : Оценку успеха можно провести в баллах от 1 до 10. Оценивает сначала каждый участник группы, а затем "знакомый".
Если упражнение снимается на видео, то в ходе видеоанализа можно зафиксировать элементы поведения героя, которые «знакомый» считывает как сигнал к продолжению разговора. Далее вместе с группой можно выявить и зафиксировать приемы дистанцирования в общении.
Завершение
Обсуждение: что понравилось, что узнали нового, что запомнилось.
Занятие 8
Цель: совершенствование навыков конструктивного общения и взаимодействия, осознание ролевого поведения
Разминка «Паутина»
Цель: создает ощущение целостности группы. Время проведения: 10-15 мин.
Необходимые материалы: клубок с нитками Все участники сидят в кругу. У ведущего клубок с нитками. Он оставляет край нитки у себя и передавая клубок участнику говорит ему "Имя, ты мне нравишься, потому что…". И так каждый участник. Передавать клубок можно любому участнику группы. Нитки нужно оставлять у себя, а клубок передавать.
После того, как все участники спутаны одной паутиной, нужно обратить внимание на целостность группы. Далее клубок нужно смотать обратно, отдавая его тому, кто передал тебе со словами " Спасибо тебе Имя, за то что ты считаешь меня …"
Упражнение "Вавилонская башня"
Цель: умение понимать других без слов, принятие точки зрения других
Материалы: цветные маркеры, заготовленные заранее индивидуальные задания.
Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, "Башня должна иметь 10 этажей" - листок с такой надписью вручается одному участнику, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: "Вся башня имеет коричневый контур" - это задание для следующего участника. "Над башней развивается синий флаг", "В башне всего 6 окон" и т.д.
Условия: участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос. Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Для азарта подключается секундомер.
Игра "Машина с характером"
Цель: Осознание своих ролей в групповом взаимодействии Время проведения: 20 минут. Этапы игры:
Расскажите о целях игры. Вся группа должна построить воображаемую машину. Ее детали - это только слаженные и разнообразные движения и возгласы игроков. При этом каждому участнику придется внимательно следить за действиями других членов команды.
Когда задействованы все игроки. Вы можете позволить фантастической машине полминуты работать в выбранном группой темпе. Потом предложите, чтобы скорость работы несколько увеличилась, затем слегка замедлилась, потом начала останавливаться. В конце концов машина должна развалиться.
Обсуждение игры: Смогла ли группа создать интересную машину? Функционировала ли машина некоторое время без перебоев? В какой момент вы стали деталью машины? Как вы придумали свои действия? Трудно ли было придерживаться единого ритма и темпа работы? Что происходило, когда ход машины ускорялся или замедлялся? Трудно ли было разобрать машину? Как влияло на работу то, что вам нельзя было переговариваться друг с другом?
Деловая игра “Потерянный город”
Тренинговой группе дается следующее задание. “У каждого из вас в руках есть инструкции, а именно: текст с описанием проблемы, карта, листы белой бумаги и карандаши. Первое. В течение 10 минут вы будете работать индивидуально для того, чтобы найти наилучшее разрешение предлагаемой проблемы. Во время этих 10 минут вы не должны общаться с другими членами группы, а также не использовать калькулятор. Включитесь в ситуацию, как если бы вы сами реально встретились с такой проблемой. Каждому из вас дана одинаковая информация. Второе. После периода индивидуальной подготовки у вас есть 20 минут для совместного обсуждения для того, чтобы найти общее решение и в конце предложить его.
Потерянный город. Ваша команда является частью студенческой экспедиции, совершающей исследование географии зарубежных стран. Группа ребят - студентов только что покинула город Сантана для того, чтобы провести археологическое исследование одного потерянного города, который, как предполагается, находится приблизительно в 100 км на северо-запад от Сантаны. Археологическая партия состояла из 4 студентов и нанятых 12 местных - носильщиков, и хотя вы не имеете никакого представления ни о дороге, ни об их плане действий, вы знаете, что потерянный город расположен где-то в районе 64 км2, как показано на карте. Только лишь одно радиосообщение из партии было послано вам несколько минут назад, но связь была внезапно прервана и, кажется, их радио сломалось. В сообщении говорилось:
“Все мертвы, кроме Вальдмана и меня; мы достигли Ривер Плата и видим следы потерянного города на другом берегу, в 100 метрах от нас. Вальдман нуждается в медицинской помощи; мы оба ослабели и не надеемся продержаться без помощи больше, чем 48 часов”.
Основная территория страны, как показывает карта, является дикой и полной опасностей; некоторые части территории населены местным воинственным племенем герилла, численностью 700 человек, отряды которых живут в отдельных поселениях вдоль берега реки. Ранее одна экспедиция, проходившая через этот район, потеряла 4 человека погибшими из партии в 14 человек.
Большая часть экипировки, которая вам необходима, имеется в наличии в Сантане, вы также имеете в расположении 12-метровую моторную лодку, способную плыть со скоростью 10 км в час и имеющую расход топлива 1 л на 2 км.
На запад от Ривер Плата лежит цепь гор, средняя высота 2500 м, и город Кланвилла, жители которого занимаются рыбной ловлей, охотой и ловлей зверей капканами в горах. Из-за отвесных горных образований, невозможно пройти между восточным концом горной гряды и Ривер Плата, скорость течения которой 3 км в час. Существует один горный проход из Кланвиллы, средняя высота которого 1500 м, хотя местами поднимается до 2500 м, но эту дорогу трудно найти. Проход имеет 8 км в длину, скорость движения по нему составляет в среднем 1 км в час.
Идя через джунгли, вы можете надеяться в среднем на скорость 2 км в час, но там легко заблудиться; в районе болота есть обширные участки твердой почвы, по которым идти безопасно, но есть также небольшие неустойчивые участки, где можно утонуть. Вы можете быть уверенными, что если не будет никаких происшествий, ваша скорость движений через болото будет в среднем на 2 км в час меньше, чем при движении через открытую территорию, и в 2 раза быстрее, чем через джунгли.
Сейчас 18 часов, вы должны придумать план спасения и принять решение относительно типа и количества экипировки, которую вы возьмете с собой.
Завершение
Обсуждение
Упражнение "Последняя встреча"
Цель упражнения: - совершенствование коммуникативной культуры.
Представьте себе, что занятия уже закончились, и вы расстаетесь. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотите поблагодарить кого-либо? Сделайте это "здесь и теперь".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|