бесплатные рефераты

Конфликтный потенциал личности

Методика состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации.

Ситуации, представленные в тексте, можно разделить на две основные группы.

1. Ситуации "препятствия". В этих случаях какое-либо препятствие, ^и-

персонаж или предмет, обескураживает, сбивает с толку словом или

еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций - рисунки № 1, 3, 4, 6, 8, 9,11,12,13, 14, 15,18, 20,22, 23, 24.

2. Ситуации "обвинения". Субъект при этом служит объектом обвинения. Их восемь: рисунки № 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19,21.

Между этими типами имеется связь, так как ситуация "обвинения"

предполагает, что ей предшествовала ситуация "препятствия", где фрустратор был, в свою очередь фруетрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию "обвинения" как ситуацию "препятствия" или наоборот. Оценка теста. Каждый ответ оценивается с точки зрения двух критериев: направления реакции и типа реакции.

1. Экстрапунипивные реакции (реакция направлена на живое или

неживое окружение в форме подчеркивания степени фрустрирующей ситуации, в форме осуждения внешней причины фрустрации, или вменяется в обязанность другому лицу разрешить данную ситуацию).

2. Интропунитивные реакции (реакция направлена субъектом на самого себя; испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя, принимает вину на себя или берет на себя ответственность за исправление данной ситуации).

3. Импунитивные реакции (фрустрирующая ситуация рассматривается испытуемым как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит только подождать или подумать).

Реакции различаются также с точки зрения их типов:

1. Тип реакции фиксацией на препятствии " (в ответе испытуемого препятствие, вызвавшее фрустрацию, всячески подчеркивается шит интерпретируется как своего рода благо, а не препятствие, или описывается как не имеющее серьезного значения).

2. Тип реакции фиксацией на самозащите" (главную роль в ответе испытуемого играет защита себя, своего "Я", и субъект или порицает кого-то, или признает свою вину, или же отмечает, что ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана).

3. Тип реакции фиксацией на удовлетворении потребности" (ответ направлен на разрешение проблемы; реакция принимает форму требования помощи от других лиц для решения ситуации; субъект сам берется за разрешение ситуации или же считает, что время и ход событий приведут к ее исправлению).

Из сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта.

Для обозначения направления реакции пользуются буквами Е, I, M. Е -экстрапунитивные реакции; I - интропунитивные; М - импунитивные.

Типы реакций обозначаются следующими символами: OD - "с фиксацией на препятствии", ED - "с фиксацией на самозащите", NP - "с фиксацией на удовлетворении потребности".

Для указания, что в ответе доминирует идея препятствия, добавляется значок "прим" (F, Г, М*). Тип реакции "с фиксацией на самозащите" обозначается прописными буквами без значка. Тип реакции "с фиксацией на удовлетворении потребности" обозначается строчными буквами е, i, m.

В соответствующей таблице содержатся способы оценок ответов испытуемых. Оценки заносятся в регистрационный лист для дальнейшей обработки. Она предполагает вычисление показателя КГ А, который может быть обозначен как "коэффициент групповой адаптации". Данный показатель вычисляется путем сопоставления ответов конкретного испытуемого со "стандартными", среднестатистическими.

Количественная величина КГА (измеряется в %) может рассматриваться в качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению.

Методика определения локуса контроля поведения.

Одной из важных интегральных характеристик готовности к социальной активности является качество личности, получившее название локуса контроля.

Появление этого понятия в психологической литературе связано с работами американского специалиста в области психодиагностики Дж. Ротгера (1982). Роттер вывел идею локуса контроля из своей концепции социального научения, в которой контроль определяется как стабильная склонность личности определенным образом оценивать причинность жизненных событий.

Центральное место в концепции Ротгера отводится формированию в процессе социализации (социального научения) системы обобщенных ожиданий того, что определенное поведение приведет к вознаграждению и это вознаграждение имеет психологическую ценность в конкретнойситуации. В соответствии с особенностями ожиданий человек может формировать два типа стратегий взаимодействия с окружением, два типа локализации, или локуса контроля: штерналъный и экстерналъный. В первом случае, планируя свою деятельность., принимая определенные решения, человек оценивает, насколько достижение поставленных им целей зависит от него лично, от его усилий и умений и являются закономерным результатом его собственной деятельности. Во втором случае, человек убежден, что его успехи или неудачи являются результатом таких внешних сил как везение, случайность, другие люди, то есть от неконтролируемых им сил. Любой индивид занимает определенную позицию на континууме, задаваемом этими полярными типами локуса контроля.

Необходимо отметить, что теория локуса контроля позволила сформулировать положение о локусе контроля как о характеристике независимой от конкретных событий и ситуаций, с которыми приходится сталкиваться человеку.

Исследователями выявлены многочисленные личностные корреляты локуса контроля. Ч

С целью определения локуса контроля в исследовании использовался анкетный опросник определения локуса контроля и самоконтроля поведения.

Для нашего исследования данная методика позволяет дифференцировать испытуемых по уровню их субъективного контроля,

т.е. выделить группу лиц с высоким уровнем локуса контроля (интернальность) и с низким уровнем локуса контроля (экстернальнооть).

Инструкция. Вам предлагается ряд высказываний. Если Вы с ними согласны, ставьте знак " + ", если не согласны - знак " - ". Если у Вас нет определенного ответа ставьте знак " 0 ".

В опроснике 26 высказываний. Просуммировав все ответы совпадающие с ключом, определяем локус контроля испытуемых. Если сумма больше 14, можно говорить о высоком уровне самоконтроля (интернальности). Такие люди считают, что большинство важных * событий в их жизни было результатом их собственных действий. Они

могут ими управлять и чувствуют свою ответственность за события и за то как складывается их жизнь в целом. Если сумма меньше 12, то можно говорить о низком уровне самоконтроля (экстернальности). Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни. Не считают себя способными контролировать их, считают, что они являются результатом случая или действия других людей.

Анкетная методика типологии личности по Юнгу,

Наиболее известным вкладом Карла Густава Юнга в психологию считается описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экставерсия и интроверсия (Jung. 1921/1971). Согласно ^ теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но

одна из них обычно становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру - другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир

своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу., в изолированном виде экетравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая и рациональная, другая выступает в качестве вспомогательной и иррациональной. Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго - ориентации являются личности, чьи модели поведения определенны и предсказуемы (Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности, С.-П. 1999)

Типология личности по методике Юнга, использованная в нашем исследовании, позволяет оценить выраженные качества личности по шкале экстраверсии, интроверсии и амбоверсии в более простой анкетной форме в отличие от опросника Г. Айзенка.

Методика включает 20 вопросов с вариантами ответов (а и б).

Инструкция. На предложенные вопросы выберите ответ а) или б).

Обработка данных. Количество совпавших с ключом ответов подсчитывается по 1 баллу за каждый и умножается на пять (5).

0-35 баллов - интроверсия;

36 - 65 баллов - амбоверсия;

66-100 баллов - экстраверсия.

Интроверты направлены на мир своих переживаний. У них может сложиться свое представление, "свое" видение мира, часто не отвечающее реальному положению вещей. Однако проникнуть в их субъективный мир не всегда удается. По отношению к интроверту нужен большой педагогический такт. Казалось бы, совсем безобиднавя фраза может вызвать у интроверта депрессивного характера эмоции.

Экстраверт более "на виду", более импульсивен, открыт. Если по отношению к интроверту следует применять стратегию вовлечения в мир -а действий, то экстраверта - чаще предостерегать от необдуманных,

рискованных поступков.

Данная методика использовалась исследовании с целью выделения групп испытуемых по качествам личности: экстраверты, амбоверты и интроверты.

Тест - опросник коммуникативного контроля

М. Шнайдера.

Для нашего исследования методика М. Шнайдера дозволяет выявить способности испытуемых к контролю собственного поведения и реакции на действия других людей непосредственно в ситуации общения, а именно выделить три группы лиц с высоким, средним и низким коммуникативным контролем.

Инструкция. Внимательно прочтите 10 предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации общения. Каждое из них оцените как верное (в) или неверное (н) применительно к себе, поставив рядом с каждым пунктом соответствующую букву.

Обработка данных. По 1 баллу начисляется за ответ Н на 1, 5, 7 вопросы и за В на все остальные. Подсчитывайте сумму баллов.

0-3 балла - низкий коммуникативный контроль;

4-6 баллов - средний коммуникативный контроль;

7-10 баллов - высокий коммуникативный контроль.

Высокий коммуникативный контроль, по Шнайдеру, означает, что человек постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоции, гибко реагирует на изменение ситуации в общении.

Средний коммуникативный контроль означает, что в общении человек непосредственен, искренне относится к другим, но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением окружающих его людей.

Низкий коммуникативный контроль означает высокую импульсивность в общении, открытость, раскованность, когда поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.

Процедура исследования.

Исследование проводилось в группах и индивидуально. Абитуриенты и студенты получали бланк для ответов, в которых было необходимо указать анкетные данные (пол, возраст, образование). Далее экспериментатор зачитывал инструкцию к методикам, давая пояснения и убедившись, что инструкция понята верно приступая к зачитыванию вопросов или утверждений, поясняя то, что вызывает затруднения. Так проводились методики определения локуса контроля, типология личности по Юнгу и тест - опросник коммуникативного контроля М. Шнайдера.

Затем каждому испытуемому выдавалась брошюра с рисунками (методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга) и давалась устная инструкция экспериментатором и разъяснялись возникающие вопросы, в том числе и возникающие по ходу выполнения методики. Ответы испытуемые фиксировали в бланке ответов.

Испытуемые из группы профессионалов проходили исследование индивидуально. Как и в группе студентов и абитуриентов были разъяснены инструкции и уточнялись вопросы в процессе исследования. Результаты фиксировались на бланке ответов, по желанию испытуемого, либо самим испытуемым, либо экспериментатором. Также были собраны анкетные данные (пол, возраст, образование, место работы, стаж) и проводилась беседа с целью выяснения частоты и характера конфликтов, происходящих с испытуемым. Кроме того использовался метод наблюдения и метод экспертных оценок, заключавшиеся в определении личностных особенностей респондентов и фиксировании конфликтов, в которых участвуют данные испытуемые на протяжении времени исследования (1998 - 2001), это и конфликты с учащимися, с коллегами, с администрацией и т.д. В качестве экспертов выступали учителя, представители администрации школы и школьный психолог.

2.3. Результаты исследования и психоло еиче кая

интерпретация.

Анализ результатов данного исследования, цель которого исследование взаимосвязи психологических характеристик личности (локус контроля, экстраверсия, коммуникативный контроль) и конфликтного потенциала, и выявление временной динамики, проводился методами прикладной статистики.

Применялись следующие методы:

- метод ранговой корреляции Спирмена;

- коэффициент корреляции - произведение моментов Пирсона;

- критерий Q- Розенбаума;

- метод экспертных оценок.

С целью определения уровня или меры конфликтности личности нами был использован "коэффициент групповой адаптации", полученный по методике С. Розенцвейга. Количественная величина коэффициента групповой адаптации может рассматриваться в качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению. Так, если испытуемый имеет низкий процент КГА (ниже 30 %), это означает тенденцию личности к конфликтному взаимодействию, недостаточную адаптированность к своему социальному окружению, что в нашем исследовании коррелирует с данными по методике С. Розенцвейга. Высокий уровень коэффициента групповой адаптации (выше 60 %) соответствует низкой конфликтности испытуемого, т.е. хорошей адаптации в группе.

Результаты исследования представлены в таблицах. Всего нами выделены три группы испытуемых: абитуриенты, студенты и профессионалы с различным стажем работы.

Данные по коэффициенту групповой адаптации.

Таблица I.

абитуриенты

студенты

профессионалы

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

высокий КГА (неконфликтные)

11

18

19

31

6

10

средний КГА

47

76

39

65

39

68

низкий КГА (конфликтные)

4

6

2

3

14

22

В соответствии с полученными данными (табл.1) можно констатировать, что в каждой группе количество испытуемых с низким коэффициентом групповой адаптации различно, и группе профессионалов оно наибольшее, что дает возможность сделать вывод о снижении адаптации к социальному окружению и возрастании конфликтности личности в данной группе. По нашему мнению, это может объясняться снижением мобильности, социальной пластичности личности, сформированностью определенных способов общения, которые не претерпевают изменении при изменении ситуации общения. Результаты выполнения диагностических заданий по измерению коммуникативного контроля представлены в таблице 2.

Данные по уровню коммуникативного контроля . Таблица 2.

абитуриенты

студенты

профессионалы

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

низкий КК

8

13

4

7

19

33

средний КК

32

52

23

38

36

62

высокий КК

22

35

33

55

3

5

Значительное количество испытуемых с высоким коммуникативным контролем среди студентов и абитуриентов по сравнению с группой профессионалов, как мы полагаем, можно объяснить их направленностью на общение, как ведущую деятельность, потребность в самоутверждении в кругу значимых лиц и их действия отвечают социальным ожиданиям.

Низким коммуникативным контролем (импульсивность в общении, открытость, и в то же время малая подверженность изменениям поведения в зависимости от ситуации общения, действия не соотносятся с поведением других людей), по данным исследования, характеризуется почти каждый третий из профессионалов, а в группах студентов и абитуриентов значения заметно ниже по этому показателю.

Высоким коммуникативным контролем обладают большинство испытуемых (55%) из группы студентов, чуть меньше (35%) в группе абитуриентов и очень низкий процент (5%) испытуемых профессионалов, т.е. эти респонденты постоянно следят за своим поведением, управляют выражением своих эмоций, гибко реагируют на изменение ситуации в общении.

Значительное количество испытуемых с высоким коммуникативным контролем среди студентов и абитуриентов по сравнению с группой профессионалов можно объяснить их направленностью на общение, как ведущую деятельность, потребность в самоутверждении в кругу значимых лиц и поэтому они чутко реагируют на поведение окружающих и соотносят с ним свои действия.

Среди испытуемых из группы профессионалов всего 5% имеют высокий уровень коммуникативного контроля, а большинство (62%) - средний, что можно интерпретировать с одной стороны снижением значимости общения по сравнению со студентами и абитуриентами, а с другой жь стороны устойчивостью поведения, выработкой определенных приемов

общения и отсюда слабой зависимостью собственных действий от поведения окружающих.

Сравнивая процент испытуемых с низким уровнем коммуникативного контроля по трем группам видно, что меньше всего таких испытуемых

(7%) в группе студентов, чуть больше (13%) в группе абитуриентов и значительно больше (33%) в группе профессионалов, что также подтверждает нашу интерпретацию.

Данные по уровню субъективного контроля . Таблица 3.

Абитуриенты

Ступ*

;нты

Пррфесс!

тонацы

кол-во

%

кол-во

%

КОЛ-ВО

%

Интервальный

59

95

58

96

29

50

локус контроля

Экстернальный

3

5

2

4

29

50

локус контроля

Локус контроля (данные приведены в табл.3) как стратегия взаимодействия с окружающей средой претерпевает изменения в течение жизни личности. Как показывает наше исследование, этап становления личности, в частности в период профессионального самоопределения (студенты) отмечается большей склонностью к интервальному поведению. Так среди абитуриентов и студентов процент испытуемых с интервальной локализацией 95 и 96 % соответственно, в то же время среди профессионалов таких испытуемых 50 %. Испытуемые третьей группы, по сравнению с испытуемыми других групп, отличаются повышенной экстернальностью.

То есть, в данном случае очевидно, что в возрасте 16-19 лет больше испытуемых, по сравнению со средним возрастом, которые планируя свою деятельность, принимая определенные решения, оценивают насколько достижение поставленных ими целей зависит от них лично, от усилий и умений и являются закономерным результатом их собственной деятельности, и очень небольшой процент абитуриентов и студентов (5 и 4% соответственно) и 50 % профессионалов убеждены, что их успехи и неудачи результат действия внешних сил (везение, случайность, другие люди и т.д.) то есть, неконтролируемые ими силы.

Опираясь на результаты исследования можно предположить, что с возрастом личности увеличивается экстернальность. Это можно объяснить, на наш взгляд, что такие испытуемые исходят из личного опыта - не всегда определяющее значение имеют способности, усилия человека, и иногда обстоятельства все меняют.

Данные по экстраверсии - интроверсии (в %) приведены в таблице 4.

Показатели уровня экстраверсии по группам

испытуемых (в %). Таблица 4.

абитуриенты

студенты

профессионалы

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

экстраверты

7

59

23

38,5

5

8,3

амбоверты

11

17

30

50

24

41,7

интроверты

14

24

7

11,5

29

50

Полученные результаты по показателю экстраверсии будут использованы ниже для выявления корреляционных связей.

Корреляционный анализ, полученных данных эмпирического

исследования.

Корреляционные связи коэффициента групповой адаптации и уровня

коммуникативного контроля.

Коэффициент групповой адаптации значимо коррелирует с коммуникативным контролем. (В группе профессионалов rs = 0,78; р<0,01). Зависимость переменных - прямая. В группе профессионалов испытуемые с высоким коэффициентом групповой адаптации демонстрируют высокий коммуникативный контроль. Эти данные подтверждают нашу гипотезу о наибольшем количестве связей с конфликтным потенциалом такой личностной составляющей как коммуникативный контроль.

Выявленные взаимосвязи между коэффициентом групповой адаптации и коммуникативным контролем можно интерпретировать следующим образом, поскольку конфликтный потенциал личности нами взят как уровень групповой адаптации, то как мы полагаем конфликтный потенциал личности зависит от того, насколько чутко реагирует испытуемый на действия и поведение окружающих, отвечая социальным ожиданиям группы. Если человек действует импульсивно, открыто, раскованно, что не всегда соответствует социальным ожиданиям, это способствует возникновению конфликтов. И, напротив, чем больше личность контролирует себя, свое поведение, выражение эмоций в социальной ситуации, тем ниже ее конфликтный потенциал, как показывают наши исследования.

Следовательно уровень коммуникативного контроля и связанный с ним коэффициент групповой адаптации играют важную роль на этапе профессиональной адаптации личности, таким образом высокий коммуникативный контроль повышает уровень адаптации в групйе и тем самым снижает конфликтный потенциал личности.

юнныс связи коэффициента групповой адагш и уровня экстраверсии.

Связь между коэффициентом групповой адаптации и уровнем экстраверсии статистически не значима. Но, необходимо отметить, что при отсутствии корреляции между этими показателями, данные полученные при первичной обработке (табл. 5,6) свидетельствуют о том, что среди интровертов испытуемых с высоким коэффициентом групповой адаптации большинство (70%), а среди экстравертов количество испытуемых с низким и высоким КГА разделились приблизительно поровну.

Соотношение показателей КГА и экстраверсии (в %). Таблица 5,

экстраверты

амбове

рты

интрове

рты

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

высокий КГА (неконфликтные)

8

21

19

18

9

26

средний КГА

25

64

79

73

21

62

низкий КГА (конфликтные)

6

15

10

9

4

12

Распределение значений КГА между экстра- и интровертами (в %).

Таблица 6.

Экстраверты

Интроверты

Низкий КГ А

43

30

Высокий КГА

57

70

и

Корреляционные связи коэффициента групповой адаптации

и локуса контроля.

Как показывают результаты коэффициент групповой адаптации значимо коррелирует с локусом контроля личности в группе профессионалов (rs = 0,8; р<0,01). Это определяет, что испытуемые с высоким уровнем самоконтроля (интернальность) имеют высокие показатели коэффициента групповой адаптации, т.е. неконфликтны.

В группе студентов и абитуриентов эти связи трудно проследить из-за локализации данных (~ 95%) в области высоких значений (интернальности) (табл.3).

Испытуемые с высоким уровнем коэффициента групповой адаптации {низкий конфликтный потенциал), как правило, обнаруживают интервальный локус контроля. Это можно объяснить тем, что наряду с формирующимся в результате опыта человека определенной системы ожиданий подкрепления или реакции окружающих на его действия, параллельно складываются определенные принципы поведения в группе. Если индивид считает и получает подтверждение тому, что его действия влияют на события происходящие с ним, т.е. чувствует ответственность за все и ищет причины неудачи в себе, это ведет к чуткости по отношению к ситуации общения, снижению конфликтности. В противном случае, когда личность исходя из собственного опыта, не видит связи между собственными действиями и событиями жизни (формируется экстернальный локус контроля), полагается на случай или судьбу, то и не считает необходимым, возможно неосознанно, как-то следить за поведением и соотносить его с ожиданиями группы. Такие испытуемые с низким коэффициентом групповой адаптации т.е. с высоким конфликтным потенциалом.

Это прослеживается, по данным нашего исследования, у испытуемых из группы профессионалов. Что свидетельствует, по нашему мнению, о сформированноети в этой выборке и локуса контроля и приемов групповой адаптации. В выборке абитуриентов и студентов значения локуса контроля сконцентрированы в области интернальности, как отмечалось ранее. Эти испытуемые надеются, что все в их силах и они всего смогут добиться в жизни нужно лишь приложить усилия и т.д. Но на этом этапе, на наш взгляд, у большинства еще формируются определенные способы поведения и регуляции в зависимости от ситуации общения. Поэтому интернальный локус контроля не всегда соответствует низкому уровню конфликтности, как мы это видим у профессионалов.

Анализ результатов показывает, что наличие интернального локуса контроля оказывает влияние на уровень групповой адаптации, снижая потенциальную конфликтность личности, но в процессе профессиональной деятельности локус контроля может обнаруживать тенденцию к изменению в сторону интернальности. Следовательно, временная динамика локуса контроля может служить индикатором Ч конфликтного потенциала личности.

Корреляционные связи уровня коммуникативного контроля и уровня экстраверсии.

С уровнем коммуникативного контроля значимо коррелирует уровень экстраверсии личности (rs = 0,87; р<0,01 Спирмен, % =0,5 Пирсон), Высокий уровень коммуникативного контроля - чаще у испытуемых, склонных к экстравертированности, а низкий отмечается у испытуемых с проявлениями интровертированности.

Интерпретируя полученные данные исследования, можно сказать следующее: испытуемые с высокими показателями по уровню экстраверсии более ориентированны на окружающих, общение, очень эмоциональны, и по уровню коммуникативного контроля проявляют высокие показатели, что может указывать на их гибкую реакцию в ситуации общения. Респонденты с тенденцией к интроверсии, направлены на мир своих переживаний более ригидны, не сразу могут объективно оценить действия окружающих, ведут себя не всегда с учетом поведения других людей, что, по нашему мнению, и объясняет невысокие значения коммуникативного контроля, полученные в исследовании.

Данная корреляция прямого отношения к уровню конфликтного потенциала не имеет, но как параллельный результат исследования представляет интерес.

Корреляционные связи уровня коммуникативного контроля и локуса контроля.

Между уровнем коммуникативного контроля и локусом контроля корреляционные связи статистически не значимы.

Изучение типа и направления реакций испытуемых.

Нами также проведено изучение по методике С. Розенцвейга типа и направления реакции испытуемых на фрустрационные ситуации. Оценка ответов и их смыслового фактора, а именно направление реакции (Е -экстрапунитивные, I - интропунитивные, М - импунитивные) и тип реакции ("с фиксацией на препятствии", "с фиксацией на самозащите**, "с фиксацией на удовлетворении потребности") дает результаты, приведенные в таблицах 7 и 8. На основании профиля числовых данных

составляются образцы. Образец выражает относительную частоту разных направлений ответов. Экстрапунитивные, интропунитивные и нмпунитивные ответы располагаются в порядке их убывающей частоты. Например, частоты Е - 14,1 - 6, М - 4, записываются Е>1>М.

Данные по частоте направлений реакций испытуемых.

Таблица 7.

Е = 1=М

Е>М>1

1>Е >М

1>М>Е

М>1>Е

М>Е>1

кол-во

%

кол-в<

%

кол-во

%

кол-ве

%

кол-и

%

кол-во

%

Низкий КГА

3

15

9

45

3

15

3

15

-

-

2

10

Высокий КГА

16

44

4

11

9

25,

3

8

1

3

3

8

Испытуемые с низкими показателями коэффициента групповой адаптации преимущественно (45%) имеют значения экстрапунитивные -очень высокие, интрапунитивные - очень низкие и импунитивные -нормальные (Е > М > I), на основании этого можно сказать, что субъекты в конфликтной ситуации чаще отвечают в экстрапунитивной манере и очень редко в интрапунитивной. Такое поведение испытуемых может служить признаком неадекватной самооценки, ведущей к потенциальной конфликтности личности.

Испытуемые с высокими показателями коэффициента групповой адаптации реагируют в интропунитивной манере (I >Е > М; I > М > Е), т.е. реакция субъектов направлена на самих себя (берется сам разрешить ситуацию) или направление реакции распределяется приблизительно поровну между возможными вариантами (экстрапунитивный, интрапунитивный, импунитивный: Е = I = М).

Данные по частоте типов реакции испытуемых.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ