Конфликтный потенциал личности
Таблица 8.
|
"с фиксацией на удовл. потребности"
|
"с фиксацией на самозащите"
|
"с фиксацией на препятствии1'
|
|
|
кол-во
|
%
|
кол-во
|
%
|
кол-во
|
Уо
|
|
Низкий КГА
|
5
|
25
|
12
|
60
|
3
|
15
|
|
Высокий КГА
|
23
|
64
|
9
|
25
|
4
|
11
|
|
|
В группе испытуемых с низкими значениями коэффициента групповой адаптации (табл. 8) преобладающим типом реакции является "фиксация на самозащите" (60%), что означает слабую уязвимую личность, т.е. субъект в сложных ситуациях защищает себя, обвиняя окружающих в случившемся. Только 25% этих испытуемых продемонстрировали признак адекватного реагирования, т.е. реакции "с фиксацией на удовлетворении потребности", показатель той степени, в которой субъект может разрешить конфликтные ситуации.
Преобладающий тип реакции испытуемых с высоким коэффициентом групповой адаптации - "с фиксацией на удовлетворении потребности", т.е. их действия направлены на разрешение проблемы - признак адекватного реагирования.
Исходя из полученных данных, можно сказать, что высокие показатели конфликтного потенциала у испытуемых связаны с экстрапунитивным направлением реакции и типом реакции "с фиксацией на самозащите", таким образом данные респонденты всю ответственность за случившиеся, чаще всего возлагают на окружающих и всячески защищают свое "Я".
Делая вывод, на основе результатов исследования о характере реагирования личности с высоким конфликтным потенциалом (низкие значения коэффициента групповой адаптации), можно утверждать, что преимущественно это реакции в экстратунитивной манере и "с фиксацией на самозащите". Испытуемые с низким конфликтным потенциалом (высокие значения коэффициента групповой адаптации) чаще реагируют в интропунитивной манере и "с фиксацией на решении проблемы".
Полученный экспериментальный материал позволяет в определенной степени обнаружить взаимосвязь различных свойств личности с ^ тенденцией к конфликтному взаимодействию. Высокие показатели
коммуникативного контроля и интернальности, как правило соответствуют низкому конфликтному потенциалу личности. Это подтверждает наше предположение о взаимовлиянии выделенных личностных качеств и конфликтного потенциала личности, и то, что с возрастом, и увеличением стажа профессиональной деятельности конфликтный потенциал личности имеет тенденцию к увеличению.
Изучение временной динамики конфликтного потенциала личности.
Оценка различий между группами испытуемых по О критерию Розенбаума.
В соответствии с гипотезами исследования, мы предполагаем, что конфликтный потенциал личности в процессе профессиональной ^| деятельности обнаруживает некоторую динамику. Наши
экспериментальные данные это подтвердили. На протяжении всего периода профессиональной деятельности можно выделить различные этапы, которые обозначены нами следующим образом:
1. Этап профессионального самоопределения (абитуриенты и студенты)
2. Этап первичной профессиональной адаптации (стаж работы до 3-х лет) v 3. Этап собственно профессиональной адаптации (стаж 3-5 лет)
4. Период профессионального становления (стаж работы 5-15 лет)
5. Период профессиональной самоактуализации (более 15 лет)
Коэффициент групповой адаптации.
Анализируя данные по коэффициенту групповой адаптации, мы пришли к выводу что группа студентов и абитуриентов обнаруживает сходные данные и их можно объединить в одну группу. При сравнении коэффициентов групповой адаптации данной группы с теми же показателями в группе профессионалов с разным стажем работы было выявлено превосходство первых испытуемых (Q = 17, при Qo,oi- 9). Это означает, что уровень коэффициента групповой адаптации в выборке студентов и абитуриентов выше (т.е. менее конфликтны), чем в выборке профессионалов (схемы 1,2).
Подводя итог временной динамики конфликтного потенциала личности на основании нашего исследования, можно констатировать, что испытуемые из группы абитуриентов и студентов демонстрируют низкий конфликтный потенциал (высокие значения коэффициента групповой адаптации), затем в начале профессиональной деятельности при прохождении адаптации к социальному окружению он возрастает, но приблизительно к 5 годам конфликтный потенциал вновь снижается и остается на уровне низком и среднем (т.е. высокий и средний уровень адаптации к своему социальному окружению) на протяжении еще ~10 лет профессиональной деятельности. У испытуемых со стажем работы более 15 лет, по данным исследования, происходит увеличение конфликтного потенциала как результат снижения адаптации к группе.
Совокупность полученных данных с очевидностью обнаруживает, что конфликтный потенциал личности взаимосвязан с некоторыми личностными свойствами и процессом профессиональной адаптации в течение всего периода жизнедеятельности. Однако, этот процесс не однонаправленный и на некоторых этапах профессионального становления, конфликтный потенциал личности может обнаруживать тенденцию к увеличению (в начальном и завершающем этапах) и некоторую стабилизацию (в период активной профессиональной деятельности). Это свидетельствует о наличии приспособительных и компенсаторных механизмов психологической адаптации личности и их последовательного развития в процессе специальной социально-психологической подготовки. Один из вариантов такой программы подготовки представлен в данной дипломной работе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа посвящена выявлению временной динамики конфликтного потенциала личности.
В ходе исследования были выделены такие психологические характеристики личности, как коммуникативный контроль, локус контроля, направленность (экстраверсия - интроверсия), которые будучи составляющими конфликтного потенциала личности оказывают влияние на тенденцию личности к конфликтным взаимодействиям.
В результате экспериментального исследования установлены взаимосвязи между психологическими характеристиками и конфликтностью личности. Количественная величина коэффициента групповой адаптации может рассматриваться в качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению. Так, если испытуемый имеет низкий коэффициент групповой адаптации (ниже 30 %), это означает тенденцию личности к конфликтному взаимодействию, недостаточную адаптированность к своему социальному окружению, что в нашем исследовании коррелирует с данными по методике С. Розенцвейга. Высокий уровень коэффициент групповой адаптации (выше 60 %) соответствует низкой конфликтности испытуемого, т.е. хорошей адаптации в группе.
Установлены взаимосвязи склонности к конфликтным взаимодействиям и такими личностными характеристиками, как локус контроля (экстернальность), экстраверсия, коммуникативный контроль, а также проявление конфликтных взаимодействий может обуславливаться возрастом и профессиональным опытом личности.
На основе результатов проведенного исследования можно сделать выводы:
1. Конфликтный потенциал личности, понимаемый нами как тенденция к конфликтной деятельности - реакция на поведение людей в совместной трудовой деятельности, не отвечающее ожиданиям; обуславливается рядом личностных характеристик, а также возрастом и профессиональным стажем субъекта. Тенденция к конфликтному взаимодействию взаимообусловлена также показателями групповой адаптации. Высокие значения коэффициента групповой адаптации соответствует низкому показателю потенциальной конфликтности личности и наоборот.
2. Конфликтный потенциал личности коррелирует с уровнем коммуникативного контроля. При высоких значениях коммуникативного контроля склонность к конфликтному взаимодействию снижается. Этот показатель в нашем исследовании выступает значимым для всех групп испытуемых, но особенно четко он проявляется в группе профессионалов со стажем работы.
Значительная взаимосвязь конфликтного потенциала личности и локуса контроля обнаружена только в группе профессионалов. Испытуемые с интервальным локусом контроля, как правило, проявляют низкий уровень потенциальной конфликтности.
Корреляционных связей между уровнем экстраверсии и потенциальной конфликтностью личности не выявлено.
3. Выявлено увеличение числа испытуемых в группе профессионалов с низким уровнем коммуникативного контроля по сравнению с группами абитуриентов и студентов, что может служить показателем повышения конфликтного потенциала личности в процессе профессиональной деятельности.
Обнаружена динамика изменяемости локуса контроля в течение всего периода профессиональной деятельности личности от интернальности к экстернальности.
4. При сравнении разных групп испытуемых по показателям возраста и стажа работы, была обнаружена определенная временная динамика конфликтного потенциала личности, характеризующаяся снижением его на этапах профессионального самоопределения и активной профессиональной деятельности, и повышением на этапе первичной профессиональной адаптации и в период выработки большого стажа работы.
Группа абитуриентов и студентов на этапе профессионального самоопределения обнаруживает низкие показатели конфликтного
потенциала личности по сравнению с группой профессионалов, проявляющих потенциальную конфликтность в процессе деятельности на значительном временном отрезке, что может объясняться снижением социальной пластичности и мобильности личности, ригидными способностями межличностного взаимодействия, которые не претерпевают изменений на определенном этапе профессиональной деятельности.
5. Совокупность полученных данных с очевидностью обнаруживает, что конфликтный потенциал личности взаимосвязан с некоторыми личностными свойствами и процессом профессиональной адаптации в течение всего периода жизнедеятельности. Однако., этот процесс не однонаправленный и на некоторых этапах профессионального становления, конфликтный потенциал личности может обнаруживать тенденцию к увеличению (в начальном и завершающем этапах) и некоторую стабилизацию (в период активной профессиональной деятельности). Это свидетельствует о наличии приспособительных и компенсаторных механизмов психологической адаптации личности и их последовательного развития в процессе специальной социально-психологической подготовки. Один из вариантов такой программы подготовки представлен в данной дипломной работе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: 1991
2. Аг А. Введение в теорию конфликтов. Мир политика. - М.: 1992
3. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.,1990.
4. Агеев B.C. Психология межгрушговых отношений. - М., 1983.
5. Алмазов Б.Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися. М., 1991.
6. Алешина Ю.Е., Лекторская Е..В. Ролевой конфликт работающих женщин // Вопросы психологии. 1989. - №5 - с.80 - 88.
8. Андреева Г.М. Актуальные проблемы социальной психологии, -М.Д988.
9. Андриади И.П. Конфликты, причины их возникновения и некоторые аспекты педагогического вмешательства в конфликт. М.: 1991.
10. Анцупов А.Я., Малышев А.А. Введение в конфликтологию. Как предупреждать и разрешать межличностные конфликты. Ужгород: Патент, 1995 -101 с.
12. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный биографический указатель. - М.: ГАВС 1992.
13. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Некоторые тенденции в динамике изучения конфликта. Социальные конфликты: многообразие, пути и
способы преодоления: мат-лы Междунар. Науч.-практ. конф. Белгород 1993с. 70-72. 14. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история
библиография. - М., 2003.
15. Арутунян М.Ю., Петровская Л.А. Обратная связь в системе
восприятия человека человеком. // Психология межличностного познания./ под ред. А.А. Бодапева. - М., 1981.- с. 42-53.
16. Афонькова В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе./Юбщение как педагогическая проблема. Сб. Н. тр. М.:1974
17. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.:1989
18. Багмет К.В., Гусева А.С., Козлов В.В. Конфликт в педагогической деятельности. М,: 2004
19. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. М.: 2004
20. Басина Ю.В., Спиваковская А.С. Методика включенного конфликта и ее использование в психологической коррекции. - ж. Вопросы психологии 1983 №2
21. Бевзова Л.В. Социально-психологические трудности педагогического общения в системе "учитель-ученик"./в сб. Психологические трудности общения: диагностика и коррекция./ Ростов- на- Дону, 1990.
22. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Отв. ред. Е.В. Шорохова, М.И. Бобнева. - М., 1976.- С. 144-171.
23. Бодалев А.А., Ковалев Г.А. Психологические трудности общения и их преодоление. Педагогика, 1992 № 5-6
24. Болотова А.К. Психология времени в межличностных отношениях. М.: 2004-150 с.
25. Болотова А.К. Самораскрытие личности: функции, временные границы и последствия в межличностном общении. //
Психологические аспекты социальной нестабильности. Под ред. Сосновского Б.А. М., 1995 с. 59 - 72.
26. Болтовский И.В. Психическая деятельность личности в конфликтной ситуации. (Информационно-технический бюллетень). - М.: 1990 №22-67 С.
27. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск: 1989.
28. Боулинг К. Конфликт и защита. Общая теория.
29. Бойко В.В., Ковалев А.Г. Конфликты в трудовом коллективе и пути их разрешения. // Психологический журнал 1983 №3.
30. Братченко С.Л. Межличностный конфликт как общение // Конфликт в конструктивной психологии. - Красноярск, 1990.
31. Бубер М. Проблема человека. Перспективы //Лабиринты одиночества / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. - М., 1989.-С. 88 - 97.
32. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. -М., 2004.
33. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 2004
34. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М.: Педагогика, 1991.
35. Васильев В.К., Новиков М.А. Приемы создания конфликтной напряженности с использованием гомеостатической методики // Исследование личности в клинике и в экстремальных условиях. -Л.,1969.
36. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис; топологический анализ критических ситуаций //Психологический журнал; 1995. - №3. - с. 90-101.
37. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М., 1984
38. Вереникина М.В. Конфликты на уроке (в подростковом возрасте) // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. М.: 1986.
39. Волкан В. Оболонский А. Потребность иметь врагов и друзей. //
я i_
дружба народов, 1992.- Ж7. - С. 171 -184.
40. Воробьев Н. Художественное моделирование, конфликты и теория игр // Содружество наук и тайны творчества. - М., 1968.
41. Воробьева Л.И. Неосознаваемые причины конфликтного поведения // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. М.: 1986
42. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л.: ЛГУ 1984.
43. Гиляров Е.А. Конфликтология: лекции. -Домодедово 1994 -22 с.
44. Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Пер. с англ, под общ. ред. Ю.П. Адлера М.: Просвещение 1976.
45. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. / Ред. В.М. Леонтьев. - М.,
46. Городецкая И.М. Связь направленности личности со стилем
разрешения конфликта. / Психологическая наука: традиции,
современное состояние и перспективы. (Тезисы докладов научной конференции Инст-та психологии) М.: 2004 с.65
47. Гостев А.А. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов. М., 1993.
48. Грант Н. Конфликты XX века. Иллюстрированная история. - М., 1995.
49. Гришина Н.В, Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. СПб: Сова 1993.
50. Гришина Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению. // Психические состояния, Л. 1981.
51. Гришина Н.В. Нарушение этических норм межличностного взаимодействия: феномен "нечестной игры" // Общественные науки и современность, 2004. - №2. - С. 87-95.
52. Гришина Н.В. Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов // Московский психотерапевтический журнал, 1992. -№2.-С. 145-160.
53. Гришина Н.В. Опыт построения социально-психологической типологии производственных конфликтов.// Психология производству и воспитанию. Л.: 1977
54. Гришина Н.В. От подавления к признанию, или Золотой век конфликтологии // Бюллетень клуба конфликтологов. - Красноярск, 1990.-Вып. 1.-С. 4-11.
55. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб: Питер 2000
56. Громова О.Н. Конфликтология. М.:1993
57. Гусева А.С., Васильев А.А., Козлов В.В., Хомяков Б.В. Педагогический конфликт: теория и технология. М.: 2004
58. Гусева А.С., Козлов В.В. Конфликт: структурный анализ, консультативная помощь, тренинг. - М.: 2004
59. Данакин Н.С., Дятченко Л.Я., Сперанский В.И. Конфликты и технология их предупреждения. Белгород 2003 - 316 с.
60. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. Социологические исследования. 1994. - №5. - С. 142-147.
61. Дейч М., Шикман С. Конфликт: социально -психологическая перспектива // Социальный конфликт: современные исследования. Реферативный сборник. - М.: ИСАН, 1991. - С. 70-74,
62. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения. - СПб., 2003
63. Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С.В. Введение в общую теорию конфликтов (Юридическая конфликтология т.1) - М.: 1993, 212с.
64. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: 1987
65. Донцов А.И., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Практическая социальная психология как область профессиональной деятельности // Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. Жукова Ю.М., Петровской Л.А., Соловьевой О.В.. - М., 2003. - С. 7-21.
66. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологии.// Психологический журнал, 1980, № 6
67. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема объективных детерминант межличностного конфликта в группе. // Весник МГУ №4 психология -М.: 1977
68. Драгу нова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте.// Вопросы психологии, 1972. - № 2.
69. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., 2004.
70. Дэна Д. Преодоление разногласий. Как улучшить взаимоотношения на работе и дома. - СПб, 1994.
71. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. Автореф. дис. на соиск. степ. докт. психол. наук. - Л. 1991.
73. Ершов А.А. Личность и коллектив. Л.: 1976
74. Ершов А.А. Социально-психологические аспекты конфликтов.// Социальная психология и планирование. Л.: 1973
75. Ершов А.А. и др. Социально-психологические проблемы исследования межличностных конфликтов.// Вестник ЛГУ, 1979 № 11
76. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М.: Изд-во МГУ, 1991 - 96 с.
77. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Рос. пед. агентство. 1995
78. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М.: 1988
79. Забродин Ю.М. "Модель личности" в психодиагностике. М.: Наука 1994, И6 С.
80. Зазыкин В.Г., Лебедев В.И. Конфликты в коллективе и пути их
преодоления, (методические рекомендации) ВВШУ АПК М.: 1986
81. Зазыкин В.Г., Нечаева Н.С. Введение в психологию конфликтов (на примерах конфликтов в коллективах организаций). - М.: 2003
83. Запрудский Ю.Г. Внутри конфликта, // Социологические исследования. 1993 №7 с. 51-57.
84. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. Ростов 1992.
85. Захаров А.И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье // Вопросы психологии, 1981. - №3. - С. 58-68.
86. Здравомыелов А.Г. Социология конфликта. М., 1995. ^'^
87. Каменская В.Г. Психологическая^ защита- и мотивация в структуре
конфликта. СПб, 1999.
88. Зиммель Г. Человек как враг //Социологический журнал, 1994. - №2. -С.114-119.
89. Ионин Л.Г. Альфред Щюц и социология повседневности // Современная американская социология. - М., 1994. - С. 180-194.
90. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. -М, 1988.
91. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: 19&7
93. Кейтнеп Дж. Увядание посредничества // Социальный конфликт, 2004. -№4.-С. 52-64.
94. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М.: 1991 -143 с.
95. Кожухарь Г.С. Коррекция разрешения педагогических конфликтов.^ сб. Психологические трудности общения: диагностика и коррекция./ Ростов- на- Дону, 1990.
96. Козер Л. Завершение конфликта // Социальный конфликт: современные исследования. Реферативный сборник. - М., 1991. - С. 27-35.
97. Козырев Г,И. Введение в конфликтологию. М.: Владрс 2000. *Р
98. Коломинекий Я.Л., Жизневский Б.П. Социально - психологический
анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии, 1990. - №2 - С. 35-42.
99. Конфликт в конструктивной психологии. Тезисы докладов и сообщений. - Красноярск: 1990 -184 с.
100. Конфликты в коллективе и пути их преодоления. Л.: 1991
101. Конфликты в обществе. "Круглый стол" ученых // Общественные
науки и современность 1991 №1 с. 48 - 56.
102. Корнелиус X., Фэйр III. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М.: 1992.
103. Коряк Н.М. Влияние самооценки на поведение в конфликте // Прикладные психолого -педагогические исследования в вузе, -Новосибирск, 1988. -С. 18-22.
104. Кох Н.А. Конфликтология. Екатеринбург, 2003.
105. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. - М., 1991.
107. Крогиус Н.В. Личность в конфликте. Саратов, 1976.
108. Кудрявцев С.В. Конфликт и насильственное преступление. М.:
1991.
109. Куликов Л.В. Психология настроения. - СПб., 2004.
112. Лебедев А.Н. Прогнозирование и профилактика межличностных производственных конфликтов в условиях нововведений // Психологический журнал, 1992. - №6. - С. 71-79.
113. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб: 2000.
114. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.:1964.
115. Леонов Н.И. Сравнительный анализ стилей поведения в конфликтной ситуации. / Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы. (Тезисы докладов научной конференции института психологии) М.: 2004.
116. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М_: 1975.
117. Леонтьев В.Г., Сыровецкий Ю.С. Стиль руководства и социально-психологический климат педколлектива. Новосибирск, 1988.
118. Ликсон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру. СПб 2004.
119. Липман П. Обучение с целью уменьшения насилия и развитие миролюбия // Вопросы философии, 1995. - №2 - С. 110-121.
120. Лиханов А.А. Драматическая педагогика: Очерки конфликтных ситуаций. - М.: 1990,447 С.
121. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.
122. Лурия А.Р. Экспериментальные конфликты у человека // Проблемы _ современной психологии. Ученые записки Московского гос. ин-та
экспериментальной психологии. - М.-Л., 1930. - С. 98-137.
123. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориента-ции. Петрозаводск, 1992.
124. Мансуров Н.С. Социальная психология о причинах конфликтности личности. М.: 1970.
125. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: 1993.
126. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М., 1981.
127. Мелибруда Е. Я - Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения. - М.: Прогресс, 1986.
Приложения
Опоосник определения локуса контроля
Инструкция: Вам предъявляется ряд высказываний. Если Вы с ними согласны, в бланке ответов ставьте знак "+ ", если не согласны - знак "-" . Если у Вас нет определенного мнения, ставьте "О".
1. Успех в работе больше зависит от стечения обстоятельств, чем от усилий и способностей человека.
2. Хочешь расположить к себе людей - сам прояви к ним интерес.
3. То, что со стороны кажется удачей, есть результат усилий.
4. Я чувствую, что очень мало влияю на то, что со мной происходит.
5. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.
6. От меня не зависит, будут меня уважать, или нет.
7. Я знаю свои недостатки и умею с ними справляться.
8. Выполнение моих желаний чаще зависит от везения, обстоятельств.
9. То хорошее, что я делаю, оценивается всегда по достоинству.
10. За поступки детей прежде всего отвечают родители.
11. Я верю, что сумею осуществить свои планы.
12. Думаю, что случай или судьба не играют роли в моей жизни.
13. Я не строю долгих планов, все будет как будет.
14. Мои успехи зависят, прежде всего, от меня.
15. Правильнее, чтобы ученик сам определил, что следует учить и что нет.
16. Как правило, неудачное стечение обстоятельств мешает успеху.
17. Если захочу, то смогу достичь того, что запланировал.
18. В своих неприятностях виноват прежде всего я сам.
19. В моих неприятностях и неудачах виноваты прежде всего другие.
20. Кто не смог ничего добиться, виноват в этом сам.
21. Столкнувшись с трудностями, важно их преодолевать самостоятельно.
22. Хорошие поступки все равно никто не замечает.
23. Успех приходит случайно к тому, кому везет.
24. Когда обстоятельства против меня, мне стыдно отступать.
25. Если видишь несправедливость, ничего изменить нельзя.
26. Человек, который надеется на других и ничего сам не делает, мне неприятен.
Анкетная методика типология личности по Юнгу.
Инструкция: На предложенные вопросы выберите ответ а) или б).
1. Что вы предпочитаете?
а) немного близких друзей; б) большую товарищескую компанию
2. Какие книги Вы предпочитаете читать?
а) с занимательным сюжетом; б) с раскрытием переживаний другого
3. Что Вы скорее можете допустить в работе? а) опоздание; б) ошибки
4. Если Вы совершаете дурной поступок, то
а) остро переживаете; б) острых переживаний нет
5. Как Вы сходитесь с людьми?
а) быстро; б) медленно, осторожно
6. Считаете ли Вы себя обидчивым? а) да; б) нет
7. Склонны ли Вы смеяться от души? а) да; б) нет
8. Считаете ли Вы себя
а) молчаливым; б) разговорчивым
9. Откровенны ли Вы или скрытны? а) откровенен; б) скрытен
10. Любите ли Вы заниматься анализом своих переживаний? а) да; б) нет
11. Находясь в обществе, Вы предпочитаете: а) говорить; б) слушать
12. Часто ли Вы переживаете недовольство собой? а) да; б) нет
13. Любите ли Вы что-нибудь организовывать? а) да; б) нет
14. Хотелось бы Вам вести интимный дневник? а) да; б) нет
15. Быстро ли Вы переходите от решения к выполнению? а) да; б) нет
16. Легко ли меняется Ваше настроение? а) да; б) нет
17. Любите ли Вы убеждать других, навязывать им свои взгляды? а) да; б) нет
18. Ваши движения а) быстры; б) медленны
19. Вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях а) часто; б) редко
20. В затруднительных случаях Вы за помощью а) обращаетесь; б) не обращаетесь?
Тест - опросник М. Шнайдера.
Инструкция: Внимательно прочтите 10 предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации общения. Каждое из них оцените как верное (+J или неверное (-) применительно к себе.
1. Мне кажется трудным подражать повадкам других людей.
2. Я бы смог свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубокое, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6.В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я часто бываю совершенно таким, каким меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
10. Я не всегда такой, каким кажусь.
Обработка данных
Ключи к опроснику определения локуса контроля:
"нет": 1,4, 5, 6, 8,10,13,16,19,22, 23,25.
"да": 2, 3, 7, 9,11, 12,14,15, 17,18, 20, 21,24, 26.
Просуммируйте все ответы, совпадающие с ключом. Если сумма больше 14, можно говорить о высоком уровне самоконтроля (интернальности); если сумма меньше 12, можно говорить о низком уровне самоконтроля (экстернальности).
t
Ключи к анкетной методике типологии личности по Юнгу.
Показатели экставерсии - ответы: 16, 2а, 36, 46, 5а, 66, 7а, 86, 9а, 106, 1 la, 126, 13а, 146,15а, 16а, На, 18а, 196, 20а.
Количество совпавших ответов подсчитывается по 1 баллу за каждый и умножается на пять (5).
О - 35 - интроверсия W* 36 - 65 - амбоверсия
66 - 100 - экстраверсия.
Ключи к тесту-опроснику коммуникативного контроля М. Шнайдера.
По 1 баллу начисляется за ответ "неверное" на 1, 5, 7 вопросы и за л "верное" на все остальные. Подсчитывайте сумму баллов.
0-3 балла - низкий коммуникативный контроль 4-6 баллов - средний коммуникативный контроль 7-10 баллов - высокий коммуникативный контроль.
Методика рисуночной фрустрации
Инструкция: "На каждом рисунке изображены два или несколько человек. Человек слева всегда изображен говорящим какие-то слова. Вам надо на листке ответов под номером, соответствующим рисунку, написать первый пришедший на ум ответ на эти слова. Не старайтесь отделаться шуткой. Действуйте по возможности быстрее."
Array
Страницы: 1, 2, 3, 4
|