бесплатные рефераты

Мнемические приемы как средство развития образной памяти младших школьников на уроках литературного чтения

2. Если стихотворение большое - заучите примерно половину, а потом - все остальное.

3. Если стих маленький, то лучше всего постараться запомнить его целиком.[20, 27-39]

Так как в нашем проекте речь идет о способах развития образной памяти младших школьников на уроках литературного чтения, то целесообразно было бы перейти к рассмотрению основных способов развития образной памяти учеников начальной школы на уроках чтения. Методисты Адамович Е.А. и Яковлева В.И. рекомендуют использовать такие основные способы запоминания, как:

I.Способ “Планирование”.

Создание плана - одно из необходимых условий для успешного заполнения текста. И здесь тоже существуют определённые правила:

1. Текст должен быть хорошо прочувствован и ясно осмыслен.

2. Нельзя перегружать план второстепенными деталями, но необходимо более подробно представить в плане то, что запоминается хуже всего.

3. В плане обязательно должна быть выражена главная мысль и основные идеи текста.

Данные методисты советуют при составлении с детьми плана прочитанного произведения, прежде всего, показать детям, что всякое произведение имеет логическую последовательность изложения. Это важно и для понимания читаемого и для успешного запоминания. Но ребенок должен уметь правильно составить план, и это нужно достигать с помощью ряда соответствующих упражнений. Адамович Е.А. и Яковлева В.И. предъявляют следующие требования к текстам для подбора таких упражнений:

1. Тексты должны иметь совершенно ясную и простую структуру.

2. Изложение событий в тексте должно иметь чёткую логичную последовательность, так как детям трудно составить план по многим лирическим стихотворениям, к рассказу или статье, где дается недостаточно четкое описание, где изложение событий идет не в простой последовательности. Отобрав подходящий текст, мы можем перейти к обучению ребенка правильно составлять план.

По мнению данных методистов, следует смотивировать учащихся на выполнение упражнений по составлению плана не только на уроке, но и дома, при приготовлении домашнего задания, сконцентрировав внимание учащихся на том, что правильно составленный план поможет им быстрее, легче и эффективнее запоминать и понимать необходимую информацию. Они считают, что учащимся полезно предложить ряд следующих упражнений:

1. Придумывание заголовков к каждой части и картине текста (выполняя это упражнение, ребенок создает зрительный образ данной части текста, находит основную мысль и на данной основе озаглавливает отрывок текста).

2. Нахождение в тексте частей по данным заголовкам (ребенок запоминает заголовки и находит в тексте предложения, соответствующие теме заголовка, выстраивая содержимое данной части текста в логическую цепочку, что облегчает запоминание).

3. Устное рисование картинок к частям рассказа (это упражнение позволяет создать зрительный образ и рассказать о том, что было представлено, способствует развитию образной памяти и воображения).

4. Расположение картинок к тексту в правильном порядке, в соответствии с последовательностью изложения (учащийся поступает по принципу киноленты - кадр за кадром). Можно разделить детей на группы и предложить каждой группе нарисовать на память к определенной части текста с соответствующей последовательностью.

По мнению Адамович Е.А. и Яковлевой В.И., очень важно учить детей выделить существенную информацию и отбрасывать ненужную. В частности, при работе с картинками к тексту (устно) необходимо подвести детей к определенному количеству картинок, отражающих существенные детали текста, к правильному их отнесению к тому или иному отрывку, а работу над умением правильно составлять план и выделять существенную информацию следует начинать с первого класса, когда дети переходят от букваря к книге для чтения и начинают читать простые связные тексты. Методисты считают, что необходимо как можно раньше дать понять детям, что в любом рассказе есть своя последовательность, которая должна сохраниться при запоминании. Нельзя пересказывать текст с конца, получится бессмыслица, и не следует пропускать существенное. Для этого предлагается использовать такой прием: пересказать какой-либо рассказ с конца или пропустить главное. На первом этапе обучения составлению плана предлагается давать карточки с деформированным текстом (можно написать такой текст на доске), попросить учеников разделить текст по картинкам, озаглавить картинки (или группы картинок), подобрать части текста к данным заголовкам. Адамович Е.А. и Яковлева В.И. предлагают перед самостоятельной работой детей над текстом провести с ними такую работу самостоятельно два-три раза с целью выявления и предотвращения ошибок. Прекрасным средством для закрепления у детей понятия о существенных частях текста и умения выделять части прочитанного является картинный план, при составлении которого, намечая картинку, ученик ясно представляет её содержание; для этого учитель требует подробного ее описания. Нередко случается, что ученик, рассказывая содержание воображение картинки, “рисуют” в ней сразу несколько сюжетов, поэтому методисты советуют сказать детям, что картинки, в отличии от кино, могут изображать только один момент развития событий. Составление картинного плана к стихотворению очень эффективно при работе по развитию образной памяти, так как художественное восприятие становится намного ярче. Представляя себе картину, ребенок облекает в живые образы и содержание, и формальную сторону художественной речи.

II. Пересказ своими словами.

Очень важно научить детей пересказу своими словами и особенно творческому пересказу. Пересказывая своими словами, ребенок учится не только правильно говорить, но и тренирует свою образную память. Лучше всего начинать обучение пересказу своими словами с первого класса. Эффективным видом работы является пересказ от первого или третьего лица (творческий пересказ). Он является более сложным, но и более интересным, развивает образную память, воображение и является средством передачи описанных в рассказе событий от имени одного из действующих лиц[1,93-126].

III. Говоря о развитии образной памяти, не следует забывать и о самом первом, букварном, периоде обучения на уроках чтения. Практика показала, что часто трудности чтения и письма у детей связана с плохим запоминанием букв.

Методист Левин А.В. предлагает специальные задания, способствующие запоминанию букв, которые можно использовать на уроках чтения:

1. Задания на восстановление буквы или букв по данным элементам. Можно использовать полубуквы, или отдельные элементы букв. Так, по овалу - О - дети могут сначала составить буквы а, о, позже к ним добавятся в, б, д, ю, наконец ф. Задания могут быть усложнены за счет введения дополнительных условий. Например, назвать буквы, обозначающие гласные или согласные (звонкие, глухие) звуки, в которые входит элемент (...). В этом случае ученики, перебирая в голове буквы алфавита, которые они изучили, осуществляют их синтез по данному элементу и одновременно анализируют в соответствии с дополнительным условием. В качестве помощи при составлении букв, сделанных из картона.

2. Задания на вычленение букв из других букв или рисунков. Например, какие буквы спрятались в буквах Б и Ж, какие буквы спрятались в рисунке.

3. Выкладывание букв пластилином на бумажной основе; конструирование букв из картонных элементов, из проволоки.

4. Укладывание букв на ощупь (например, букв из магнитной азбуки).

5. Работа с алфавитом. Алфавит напечатан или выписан в виде табличек с различным количеством строк и букв в строке:

а б в г д е ё ж

з и й к л м н о

п р с т у ф х ц

ч ш щ ъ ы ь э ю я

а б в г д е ё

ж з и й к л м

н о п р с т у

ф х ц ч ш щ ъ

ы ь э ю я

а б в г д

е ё ж з и

й к л м н

о п р с т

у ф х ц ч

ш щ ъ ы ь

э ю я

Замеряется скорость называния учеником букв выборочно по строчкам; затем и по столбцам.

6. Привлечение для работы с изучаемым звуком близкого детям словаря: слышится ли этот звук в их именах, фамилиях, в названиях улиц, где они живут, в номере их дома, этажа, квартиры.

7. Использование игр “Умный телефон”, “Азбука” и другие.

8. Диктанты букв или слогов.

Таким образом, по мнению Левина А.В., организуя деятельность учащихся на уроке чтения, учитель получает возможность не только сделать урок интересным, но и оказать существенную помощь в учебе[14, 23, 27-38].

Мнемические приемы, правильно использованные учащимися, помогают существенно сократить время приготовления домашних заданий, но только тогда, когда будут созданы хорошие условия для запоминания.

Рыбников Н.А. в данном вопросе придерживается принципа природосообразности, то есть для того, чтобы создать хорошие условия для запоминания, надо вспомнить о человеческой природе: действовать добровольно человека толкает совокупность поощрений и вознаграждений - ведь любые предпринимаемые действия требуют усилий. Работа или обучение кажутся легкими, если работать или учиться приятно. Это относится и к работе механизма памяти. В основе всякого усилия памяти лежит потребность или интерес, которые создают мотивацию, необходимую для привлечения внимания и для концентрации его на том, что нужно запомнить. Концентрация внимания поддерживается самим вниманием и без нее никак нельзя гарантировать сохранение следов в памяти. Степень этой концентрации играет важную роль в процессе запоминания. При этом очень важна еще и умственная работа. Последним условием правильного функционирования памяти является достаточная структурная организация запоминаемого. Таким образом, механизм функционирования памяти в правильном направлении можно представить в виде цепочки последовательных условий для эффективного запоминания:

Потребность - мотивация - внимание (или интерес)- концентрация - организация.

Принцип смысловой оценки и практическое применение информации имеют решающее значение для памяти в любом возрасте и в любом контексте. Дети испытывают множество затруднений, вызываемыми как внешними, так и внутренними причинами. Рыбников Н.А.[22,7], Д.Лапп [23,10-12], Розов А.И.[20, 16], Ляудис В.Я.[24, 8] и Мальцева К.Б. [17, 31] приводят лишь некоторые из них:

1. Более короткий, чем обычно, период концентрации внимания.

2. Рассеянность.

3. Поглощенность другим делом.

4. Неспособность к анализу информации.

5. Возникновение отвлекающих факторов или отклонение от темы.

6. Неспособность к спонтанной организации мыслительного процесса.

7. Пассивность - неспособность помогать памяти мнемическими приемами.

8. Затруднения при создании мысленных образов.

9. Затруднения при формировании ассоциаций, относящихся к информации, которую необходимо запомнить.

10. Неумение точно оценить для себя значение воспринимаемой информации.

11. Спешка.

12. Беспокойство, озабоченность.

13. Давление обстоятельств на ребенка.

14. Прерывание запоминания.

15. Овладение эмоций (эйфория, возбуждение, депрессия).

16. Усталость, сонливость.

17. То, что надо запомнить, не имеет для ребенка значения и так далее.

Поэтому не следует в таких случаях требовать от ребенка слишком много. Можно только попытаться изменить ситуацию, то есть помочь ребенку, создать условия для того, чтобы он расслабился, помочь сконцентрировать его внимание на материале. Дети могут испытывать трудности из-за личных проблем. С точки зрения Д.Лаппа, беспокойство и депрессия - это две основные причины неудовлетворительной работы памяти в любом возрасте. Они целиком овладевают вниманием человека, не давая возможности сосредоточиться на чем-либо еще. В экстремальных эмоциональных ситуациях ум человека занят исключительно негативными мыслями и в нем не остается места для других мыслей, которые стимулировали бы работу памяти. Люди, находящиеся в подавленном состоянии, вспоминают и замечают лишь неприятные вещи. В результате, человек занимается самобичеванием, что приводит к блокировке памяти, так как неровное напряжение не способствует эффективной работе памяти. Страх перед забыванием - это тоже одна из главных причин сбоев в работе памяти, которая часто встречается во время ответа на уроке. Ученик боится того, что выученный текст или стихотворение “вылетит” у него из головы в самый неподходящий момент. Поэтому не стоит завышать планку и требовать от детей очень быстрого запоминания, иначе они начнут заниматься самобичеванием, и получится, скорее, отрицательный, а не положительный результат. Лучше провести на уроке физкультминутку, чем превратить его в нудное времяпрепровождение и для себя, и для школьников[23, 11, 12]. Очень интересный прием расслабления использовала педагог Рухтаева И.Л. на уроках литературы. Она предлагала классу закрыть глаза, положить голову на руки, и составляла юмористические рассказы, героями которых являлись школьники. И, по нашему мнению, этот прием будет иметь успех и в начальных классах, так как после подобного перерыва в работе повышается настроение и ребенок чувствует себя отдохнувшим и полным энергии. Другой прием предлагает Розов А.И., хорошо подходящий для расслабления в домашних условиях, пользованию которым, на наш взгляд, можно обучить детей. Он заключается в следующем:

1. Расположиться так, как вам удобно.

2. Закройте глаза и начните медленно и глубоко дышать.

3. Представьте себе песчаный морской пляж.

4. Попытайтесь ощутить тепло песка.

5. Представьте себе волны, накатывающиеся на берег.

6. Добейтесь того, чтобы воображаемые волны подкатывались к берегу очень медленно.

7. Попытайтесь представить плеск воды.

Данный прием требует всего пять- десять секунд и является очень эффективным. Профессор Эткин по поводу расслабления говорил следующее: “Я открыл, что чем больше силюсь что-то вспомнить, тем больше нуждаюсь в расслаблении, а вовсе не в концентрации внимания, как это обычно думают. Вначале, конечно, необходимо сосредоточить внимание, но затем нужно расслабиться” [20, 23]. Не лучшим образом влияет на память физическое утомление, которое, как и стресс, вызывает сонливость. С замедлением реакции снижается способность к суждению. Физическое утомление ослабляет внимание. А если внимание не сосредоточено на нужном объекте, оно начинает распространяться на другие предметы. Таким образом, детали того, что нужно запомнить, в памяти фиксируются хуже. Поэтому пытаться запомнить что-либо, будучи усталым, не рекомендуется, так как мозг не сможет качественно записать информацию. Лучше всего, прежде чем запоминать что-либо, отдохнуть, и только потом приступать к занятиям. В связи с этим, следует сказать несколько слов и об условиях, в которых ребенок готовит домашние задания.

1. Дома не должно быть очень шумно, но и не должно быть абсолютной (“мертвой”) тишины.

2. следует отдыхать несколько минут после каждого выполненного задания.

3. Обстановка дома должна быть спокойной.

Каждому учителю необходимо принять во внимание каждый из вышеперечисленных факторов, которые так или иначе влияют на работу памяти, с тем, чтобы как можно успешнее организовать деятельность учащихся и помочь отдельным ученикам справиться с трудностями, которые они испытывают при обучении [22, 9].

ГлаваII. Проектирование рабочей тетради “Запоминайка” по развитию образной памяти у учащихся третьих классов на уроках литературного чтения

2.1. Проектирование рабочей тетради по развитию образной памяти у младших школьников.

Мы создаём проект рабочей тетради. Но, не имея представлений о сути педагогического проектирования, довольно сложно проектировать саму педагогическую деятельность. Педагогическое проектирование - предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.

Проектировать педагогический процесс - значит создавать развивающие процессы, убирать мешающие или негативные факторы, создавать им противодействующие (в рамках нашего проекта - это создание процесса по развитию образной памяти младших школьников, условий для его успешного осуществления, а также противодействие факторам, препятствующим продуктивной деятельности учащихся на уроках литературного чтения). Педагогическое проектирование, если оно профессионально, всегда связано со стремлением педагога организовать для своих учащихся такую среду обучения и внеучебной деятельности, в которой они полнее раскрывали бы свой внутренний мир, были бы свободны, раскованы, достигали успеха и чувствовали себя комфортно. Известно, что авторитарная педагогика, построенная на требованиях и запретах, сегодня заменяется гуманистическими методами обучения и воспитания с демократическим содержанием и формами организации. За период профессиональной деятельности педагога происходит смена двух, а то и трех технологий (последовательно и непрерывно взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников). В дальнейшем это будет происходить еще чаще. Овладение проектированием поможет педагогу не только изменить устаревшую технологию, но и, возможно, создать свою, новаторскую. Педагогическое проектирование, как мы только что выяснили, состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты. В условиях нашего проекта, предположительным вариантом предстоящей деятельности являлось создание рабочей тетради “Запоминайка” по развитию образной памяти младших школьников на уроках литературного чтения для третьих классов, а прогнозируемыми являются результаты апробации рабочей тетради на уроках литературного чтения, выявленные в процессе наблюдения. Главное внимание педагога при этом приковывается к механизму создания и протекания тех или иных действий, процессов, систем. Проектирование начинается с раскрытия объекта данного процесса и одним из этих объектов является педагогический процесс, который, в свою очередь, не прост и одномерен. Педагогический процесс как бы делится на педагогические ситуации, возникающие внутри него. Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций - сложная многоступенчатая деятельность. Свершается она как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям.

Выделяются три этапа проектирования:

1. Моделирование.

Это разработка целей (общих идей) создания педагогических систем, процессов или ситуаций, и основных путей их достижения. В данном случае целью нашей деятельности является разработка модели рабочей тетради путём теоретического анализа психолого-педагогической литературы и обобщения педагогического опыта.

2. Проектирование.

Дальнейшая разработка созданной модели и доведения ее до уровня практического использования. На данном этапе мы создаём рабочую тетрадь по развитию образной памяти на уроках литературного чтения для третьих классов посредством подбора и компановки упражнений и апробируем её с целью выявления результатов учебного процесса за период государственной практики в процессе наблюдения.

3. Конструирование.

Дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений. На данном этапе мы выявляем результаты апробации рабочей тетради и целесообразность её использования на уроках литературного чтения.

Дадим краткую характеристику этапам педагогического проектирования. Любая педагогическая деятельность, как мы знаем, намечается с цели, которая заставляет задуматься о том, где и когда воспитанные у учащихся качества будут востребованы в наших условиях и как реализованы. Создание таких моделей - начало творчества любого педагога. Совершение мысленных процедур возможно благодаря моделирующей способности психики. Мозг - огромное моделирующее устройство, способное создать самые разнообразные модели педагогических систем, процессов, ситуаций. В нашу память “заносятся” данные и способы оперирования ими. Всякая информация преобразует уже имеющуюся. Мозг постоянно строит и перестраивает свои модели. Но надо помнить, что закрепленная однажды модель может привести к появлению стереотипов в работе педагога.

Следующий этап - создание проекта. На этой ступени производится работа с созданной моделью, она доводится до уровня испытания для преобразования педагогической деятельности.

Конструирование учебной и педагогической деятельности - это уже методическая задача.

Педагогическое проектирование строится по определенным принципам:

1. Принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека - участника педагогической системы или ситуаций, является главным.

Он строится на выполнении следующих правил:

а) Подчиняйте проектируемые педагогические системы, процессы, ситуации реальным потребностям, интересам и возможностям своих воспитанников.

б) В случае неприятия учащимися ваших проектов, конструктов замените их другими.

в) Проектируя, оставляйте возможность для импровизации учащимся и себе.

2. Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций означает создание их гибкими, динамичными, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.

3. Принцип саморазвития и реализации осуществляется посредством выполнения таких правил:

а) Разрабатывайте модели, конструкты таким образом, чтобы их отдельные компоненты легко заменялись, подвергались моделированию, коррекции.

б) Делайте свои планы, программы, сценарии такими, чтобы их можно было часто использовать практически, приспосабливать к новым условиям.

в) Не останавливайтесь на одном проекте, имейте в запасе еще один-два, тоже обеспечивающих достижение цели.

При проектировании педагогического объекта необходимо соблюдать следующий порядок действий:

1. Подготовительная работа (анализ объекта, проектирование, теоретическое обеспечение, методическое обеспечение, пространственно-временное обеспечение, материально-техническое обеспечение и правовое обеспечение проектирования).

2. Разработка (выбор системообразующего фактора, установление связей и зависимостей компонентов, написание документа).

3. Проверка качества проекта (мысленное экспериментирование проекта, экспертная оценка проекта, корректировка, принятие решения об использовании проекта).

Безусловно, педагогическое проектирование - творческий процесс, который даст шанс для самореализации любому педагогу. Насколько эффективным будет проект - зависит от педагогического мастерства педагога, его знаний и умений.

Мы просмотрели много всевозможных рабочих тетрадей и, в результате, выяснили, что не существует рабочей тетради, направленной на развитие зрительной и слуховой образной памяти и не существует рабочей тетради по литературному чтению для начальной школы, хотя, безусловно, в каждой из просмотренных нами встречаются подобные задания. Поэтому мы решили спроектировать и апробировать рабочую тетрадь по развитию образной памяти в третьем классе “Запоминайка” на уроках литературного чтения.

2.2. Рабочая тетрадь “Запоминайка” для учащихся третьих классов.

Пояснительная записка

Рабочая тетрадь “Запоминайка” предназначена для учащихся третьих классов и создана на основе учебника “Родная речь” (ч.2. составители: Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. - М. 1998 г.). Цель тетради - создание условий для развития образной памяти младших школьников и формирование умения работать с информацией; подготовить к дальнейшему

обучению в среднем звене. Её задачи - ознакомить детей с различными способами запоминания текстов, стихотворений (“Планирование”, “Сжатый пересказ”, “Кинокамера”, “Суммирование”, “Просмотр”, “ОВОД”, “Что? Где? Когда?”, “Повторение”, “Фотоаппарат”); развитие образной памяти, творческого воображения и речи в процессе работы с тетрадью; воспитание осознания необходимости хорошего владения мнемическими приемами.

Основу тетради составляют задания, обучающие использованию мнемотехнических приёмов. Тетрадь состоит из пяти разделов, в которые входят задания, позволяющие эффективно развивать образную память, творческое воображение и речь детей, способствующие серьёзной подготовке к дальнейшему обучению в школе и становлению навыков и умений рационального использования возможностей своей памяти. К каждому произведению специально подобраны упражнения блоками (в каждом блоке комплекс упражнений) таким образом, чтобы учитель имел хорошую возможность осуществить индивидуальный подход к ребенку, предложить дополнительный материал для чтения и работы с текстом; работа учеников простраивается так, что без знаний предыдущей темы невозможно освоение новой, для более удобной работы с тетрадью там, где необходимо, дана ссылка на соответствующий способ запоминания, суть которого необходимо разъяснить учащимся. Задания, предназначенные для обучения новому мнемическому приему, желательно выполнять по порядку, так как их последовательность соответствует алгоритму нового способа запоминания. Предлагаемая тетрадь рассчитана на среднюю общеобразовательную школу и спроектирована по принципу “от простого к сложному”, т.е. при обучении использованию нового мнемического приёма учитываются те знания, умения и навыки, которые нужны были при изучении предыдущего приёма. Первые четыре раздела являются обучающими, а пятый - направлен на закрепление полученных знаний, умений и навыков и позволяет ученику окончательно определиться с наиболее удобным для него способом запоминания. По мере изучения темы количество заданий увеличивается, что позволяет распределить задание с учётом испытываемых трудностей того или иного ребёнка при научении использованию мнемотехнических приёмов. Кроме того, тетрадь способствует развитию читательской активности учащихся, т.к. в задания включены стихотворения и рассказы других детских писателей, некоторые из которых не включены в содержание данного учебника. Для обеспечения более эффективного процесса по развитию образной памяти, учителю необходимо создавать последовательные условия для успешного запоминания, а именно:

1. Потребность.

2. Мотивация.

3. Внимание.

4. Концентрация.

5. Организация.

Эта последовательность заложена в основе тетради, что позволяет сделать деятельность учителя и учеников более продуктивной.

Контроль подготовки ученика следует проводить в форме устного опроса, в письменной форме (проверка выполнения заданий в рабочей тетради) и в форме беседы по заданной теме. Желаем удачи!

Министерство общего и профессионального образования РФ

Свердловский областной педагогический колледж

Рабочая тетрадь “Запоминайка”

для учащихся третьего класса.

Составители: Сысолятина Т.Ю.

Екатеринбург

2001

Содержание.

Раздел I. Уроки Запоминайки (часть 1)

Раздел II. Я помню чудное мгновение (часть 1)

Раздел III. Уроки Запоминайки (часть 2)

Раздел IV. Я помню чудное мгновение (часть 2)

Раздел V. Что мы делали - мы скажем, что умеем - мы покажем …

Привет!

Меня зовут Запоминайка! Что? Вы никогда ничего не слышали обо мне? Тогда нам срочно надо познакомиться поближе! Я - рабочая тетрадь по чтению, не простая и не золотая, но, тем не менее, очень полезная Вам. Я научу Вас быстро запоминать тексты и стихотворения. Не сомневаюсь, есть такие ребята, которые решат, что я им не нужна. Попробую Вас разубедить: в средней и старшей школе Вам придётся учить очень много предметов и, подружившись со мной, вы сможете учиться легко и непринуждённо. Ну как, я Вас убедила?

Отлично! Возьмёмся за работу прямо сейчас!

Раздел I: Уроки Запоминайки (часть 1)

Прочитайте рассказ Шмелёва И.С. “Егорьев день”. Опишите Пахомыча (или Ваню).

Расскажите, какую иллюстрацию вы бы нарисовали к этому произведению? Нарисуйте Пахомыча или Ваню.

Прочитайте рассказ “Мёртвая пустыня” (из повести Нимерович-Данченко В.В. “Господин пустыни”) и выпишите значения непонятных слов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Палевая пустыня с синими тенями от нанесённых самумом песчаных бугров… Все они, как волны в океане, гребнями в одну сторону. До боли всматриваешься в даль: не мелькнёт ли что, не скажется ли на этом мёртвом просторе, хотя бы случайно, жалкая крадущаяся жизнь. Нет, - всё кругом и впереди и позади недвижно… Опаловое небо слепит. Солнце заливает этот уголок Сахары таким палящим огнём, что вода сохнет, не успев испариться.

Ещё час назад на западе мерещился сквозь тени призрачными очертаниями чуть проступающий на этом знойном небе дрожащий мираж Тафилета: четырёхугольные массивные профили его мечетей, тяжёлые белые куполы и бесчисленные ступени белых плоскокровельных домов. Но теперь, когда, собирая последние силы, оглядываешься, - уж ничего там не различаешь, кроме однообразных гребней песчаных волн. Хоть бы на одном из них закурился дымком взрытый ветром песок!

Нет! Недвижима и молчалива пустыня, и если бы не звонки нашего маленького каравана и не тихая песня араба рядом, я бы думал, что всё замерло, ничто не дышит кругом

Представьте, что вы - главный герой рассказа, который побывал в Сахаре. Составьте описательный рассказ о пустыне или о Тафилете.

2. Представьте, что вы находитесь на пляже вместе с героями рассказа Набокова В.В. “Первая любовь”. Составьте описательный рассказ о Биарицце.

Внимательно прочитайте рассказ “Бабочки”. Найдите в книгах цветное изображение Махаона и зарисуйте его в тетрадь, не срисовывая с книги.

Внимательно прочитайте отрывок из повести Н. Ловцова “Полосатый Эргени” и составьте описательный рассказ о тигрёнке и его матери.

Нарисуйте на альбомном листе иллюстрацию к рассказу.

Тигрица мать.

Ночью, когда луна приветливо закивала тайге, тигрёнок выполз к ручью, потягиваясь, выгнув дугой спину, и жалобно замяукал.

Прошло несколько томительных минут. Тайга молча приняла его жалобу и ничего не ответила. Только тёмные, причудливые тени, что легли на поверхность ручья, предостерегающе шевелились. Тигрёнок припал к воде красным языком, несколько раз булькнул и поднял морду… на конце чёрного и мокрого носа уселся комар; запустив острую пику, он безжалостно колол его. Тигрёнок недовольно фыркнул, сунул морду в траву и снова жалобно проревел.

И вдруг совсем недалеко кто-то ласково замурлыкал. Тигрёнок навострил уши, сделал несколько прыжков и оказался возле матери.

Тигрица беспокойно обнюхала сына от кончика носа до конца хвоста, лизнула его гладкую лоснящуюся шерсть длинным, как лопасть весла, шершавым языком и тихо промурлыкала, словно успокаивая сына. Повернувшись к тайге, она сделала три прыжка и недовольно оглянулась. Тигрёнок ловил в высокой густой траве лягушат. Он так увлёкся охотой, что и не заметил отсутствия матери. Тигрица вернулась и строго проурчала. Тигрёнок прыгнул к ней, но по пути неосторожно задел сухой сук лиственницы. Дерево резко хрустнуло. Тигрица нагнала своего сорванца и, схватив громадными зубами за загривок, чуть сжала их. Тигрёнок обиженно пропищал, дёрнулся вперёд, но, сдержанный зубами матери, послушно поплёлся за ней.

Двигались они мягко, неслышно. Перелезая через поваленные стволы, проскальзывая через таёжные заросли и перепрыгивая через рытвины и ручьи - тигры почти не производили шума. Их движения были мягки и настолько рассчитаны, что они в любую минуту могли змеёй выгнуть своё тело и незаметно перелезть через поваленное дерево. А через чащи, где другому зверю никогда бы не пробраться, они проскальзывали ползком и не делали никого шума.

3. Озаглавьте каждую из четырёх частей фрагмента “Воспоминаний” А.И. Цветаевой и напишите их в тетрадь.

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Зашифруйте любую часть в виде пиктограммы (не используя буквы и цифры)

Попробуйте пересказать эту часть по пиктограмме.

Внимательно прочитайте рассказ “Пушок” Г. Скребицкого.

Пушок.

В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы прозвали его Пушок.

Если Пушок был голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом ёж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.

Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам. Ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал.

Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки и держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, мочёным хлебом. Наестся, бывало, ёжик, заберётся на печку, свернётся клубочком и спит. А вечером вылезет и начнёт по комнатам бегать. Всю ночь лапками топает, всем спать мешает. Так он у нас в доме всю зиму прожил и ни разу на улице не побывал.

Но вот собрался я как-то на санках с горы покатиться, а товарищей во дворе нет. Я и решил взять с собой Пушка. Достал коробочек, настелил туда сена, положил ежа и, чтобы ему теплей было, сверху тоже сеном накрыл. Коробочек поставил в сани и побежал к пруду, где мы всегда катались с горы.

Я бежал во весь дух, воображая себя конём, и вёз в санках Пушка.

Было очень хорошо: светило солнце, мороз щипал уши, нос. Зато ветер совсем утих, так что дым из деревенских труб не клубился, а прямыми столбами упирался в небо.

Я смотрел на эти столбы, и мне казалось, что это вовсе не дым, а с неба спускаются толстые синие верёвки и внизу к ним привязаны за трубы маленькие игрушечные домики.

Накатался я досыта с горы, повёз санки домой.

Везу - вдруг на встречу ребята: бегут в деревню смотреть убитого волка. Его только что охотники привезли.

Я поскорее поставил санки в сарай и тоже за ребятами в деревню помчался. Там мы пробыли до самого вечера.

О Пушке я вспомнил только на другой день. Очень испугался, не убежал ли он куда. Сразу бросился в сарай к санкам. Гляжу - лежит мой Пушок, свернувшись, в ящичке и не двигается. Сколько я его не тряс, ни тормошил, он даже не пошевелился. За ночь, видно, совсем замёрз и умер.

Побежал я к ребятам, рассказал о своём несчастье. Погоревали все вместе, да делать нечего, и решили похоронить Пушка в саду, закопать в снег в том самом ящике, в котором он умер.

Целую неделю мы жалели о бедном Пушке. А потом мне подарили живого сыча - его поймали у нас в сарае. Он был дикий. Мы стали его приручать и забыли о Пушке.

Но вот наступила весна, да такая тёплая. Один раз утром отправился я в сад: там весной особенно хорошо зяблики поют, солнце светит, кругом лужи огромные, как озёра. Пробираюсь осторожно по дорожке, чтобы не начерпать грязи в калоши. Вдруг впереди, в куче прошлогодних листьев, что-то завозилось. Я остановился. Кто это - зверёк? Какой? Из-под тёмных листьев показалась знакомая мордочка, и чёрные глазки глянули прямо на меня.

Не помня себя, я бросился к зверьку. Через секунду я уже держал в руках Пушка, а он обнюхивал мои пальцы, фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.

Тут же на земле валялся оттаявший ящик с сеном, в котором Пушок благополучно проспал всю зиму. Я поднял ящичек, посадил туда ежа и с торжеством принёс домой.

Поделите рассказ на части и озаглавьте каждую из них.

4. Найдите по заголовкам соответствующие части рассказа Б.К. Зайцева “Домашний Лар”.
Необычный ребёнок
Рождение очередного сына
Несчастье
Дама сердца
Домашний Лар
Чаепитие

Расставьте их в нужном порядке (укажите цифрой, каким по счету должен быть заголовок).

Зашифруйте в виде пиктограммы любую из частей рассказа и перескажите её.

Нарисуйте на альбомном листе иллюстрацию к рассказу.

Кто-то перепутал предложения в тексте. Укажите цифрами последовательность предложений.

1. Дети пообедали и вышли на улицу смотреть, не ведут ли корову. 2. Собрались Марья со старухой на базар покупать корову. 3. Вдруг видят - по улице едет на телеге бабушка, а у заднего колеса идёт пёстрая корова, за рога привязана, и идёт сзади мать, хворостиной подгоняет. 4. Соседку попросили с детьми побыть, а соседа дядю Захара с ними поехать, выбирать корову. 5. Ждали они, ждали целый день. 6. Стали дети судить, какая будет корова - бурая или чёрная. 7. За версту ушли встречать корову, уж смеркаться стало, вернулись назад. 8. Стали они говорить, как её кормить будут.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ