бесплатные рефераты

Мнемические приемы как средство развития образной памяти младших школьников на уроках литературного чтения

(из рассказа Л.Н. Толстого “Корова”)

5. Напишите, какие сказы П.П. Бажова вы знаете?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составьте план к сказу “Серебряное копытце” и запишите его в тетрадь.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перескажите сказ по плану (смотрите способ “Планирование” в приложении).

Прочитайте сказ по ролям.

Нарисуйте на альбомном листе иллюстрацию к любому понравившемуся эпизоду сказа “Серебряное копытце”.

Найдите в библиотеке и прочитайте сказ П.П. Бажова “Хозяйка медной горы”.

Составьте план к сказу “Хозяйка медной горы”. Напишите напротив каждого названия отрывка основную мысль данной части сказа.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к сказу?

Нарисуйте любого из понравившихся героев сказов “Серебряное копытце” и “Хозяйка медной горы”.

6. Прочитайте рассказ Б.С. Житкова “Как я ловил человечков”.

Составьте план.

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Какой эпизод вам больше всех запомнился? Почему? Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к этому эпизоду?

Расскажите о главном герое рассказа от третьего лица.

Прочитайте небольшой текст и составьте описательный рассказ о лисёнке.

Как-то раз пастухи поймали лисёнка и принесли его нам. Мы посадили зверька в пустой амбар.

Лисёнок был ещё маленький, весь серый, мордочка тёмная, а хвост на конце беленький. Зверёк забился в дальний угол амбара и испугано озирался по сторонам. От страха он даже не кусался, когда мы его гладили, только прижимал уши и весь дрожал.

7. Напишите, почему К.Г. Паустовский назвал рассказ “Корзина с еловыми шишками” именно так?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выделите в каждом абзаце слова и предложения, раскрывающие главную мысль, и запишите их в тетрадь столбиком.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Расскажите о Дагни (или композиторе) от первого лица.

Перескажите рассказ, заменив прямую речь и диалог косвенной речью.

Прочитайте внимательно рассказ Г.А. Скребицкого “Воришка”.

Воришка.

Однажды нам подарили молодую белку. Она очень скоро стала совсем ручная, бегала по всем комнатам, лазила на шкафы, да так ловко - никогда ничего не уронит, не разобьёт.

В кабинете у отца над диваном были прибиты огромные оленьи рога. Белка часто по ним лазила: заберётся, бывало, на рог и сидит на нём, как на сучке дерева.

Нас, ребят, она очень хорошо знала. Только войдёшь в комнату, белка прыг откуда-нибудь со шкафа на плечо. Это значит - она просит сахара или конфетку. Очень любила сладкое.

Конфеты и сахар у нас в столовой, в буфете, лежали. Их никогда не запирали, потому что мы, дети, без спроса ничего не брали.

Но вот завёт как-то мама нас всех в столовую и показывает пустую вазочку:

Кто же это конфеты отсюда взял?

Мы глядим друг на друга и молчим - не знаем, кто из нас это сделал. Мама покачала головой и ничего не сказала. А на следующий день сахар из буфета пропал, и опять никто не сознался, что взял. Тут уж и отец рассердился, сказал, что всё теперь будет запирать, а нам всю неделю сладкого не даст.

И белка заодно с нами без сладкого осталась. Вспрыгнет, бывало, на плечо, мордочкой о щёку трётся, за ухо зубами дёргает - просит сахару. А где его взять?

Один раз сидел я после обеда тихонько на диване в столовой и читал. Вдруг вижу: белка вскочила на стол, схватила в зубы корочку хлеба - и на пол, а оттуда на шкаф.

“Постой, - думаю, - куда это она хлеб всё носит”. Подставил я стул, заглянул на шкаф. Вижу - старая мамина шляпа лежит. Приподнял я её - вот те раз: Чего-чего под нею только нет: и сахар, и конфеты, и хлеб и разные косточки.

Я - прямо к отцу, показываю: “Вот кто у нас воришка!”

А отец рассмеялся и говорит: - Как же это я раньше не догадался?! Ведь это наша белка себе на зиму запасы делает. Теперь осень, на воле все белки корм запасают, ну и наша не отстаёт.

После такого случая перестали от нас запирать сладкое, только к буфету крючок приделали, чтобы белка туда залезть не могла.

Но белка на этом не успокоилась, всё продолжала запасы на зиму готовить. Найдёт корочку хлеба, орех или косточку - сейчас схватит, убежит и запрячет куда-нибудь.

А то ходили мы как-то в лес за грибами. Пришли поздно вечером, усталые, поели - и скорее спать. Кошёлку с грибами на окне оставили; прохладно там, не испортятся до утра.

Утром встаём - вся корзинка пустая. Куда же грибы делись? Вдруг отец из кабинета кричит, нас зовёт.

Прибежали к нему, глядим - все оленьи рога над диваном грибами увешаны. И на крючке для полотенца и за зеркалом, и за картиной - всюду грибы. Это белка ранёхонько утром постаралась: развесила грибы на зиму посушить.

В лесу белки всегда осенью грибы на сучьях сушат. Вот и наша поспешила. Видно, почуяла зиму.

Скоро и вправду наступили холода. Белка всё старалась забраться куда-нибудь в уголок, где бы потеплее, а как-то раз она и вовсе пропала. Искали, искали её - нигде нет. Наверное, убежала в сад, а оттуда в лес. Жалко нам стало нашей белочки.

Собрались топить печку, закрыли отдушник, наложили дрова, подожгли. Вдруг в печке как завозится что-то, зашуршит! Мы отдушник поскорее открыли, а от туда белка пулей выскочила - прямо на шкаф.

А дым из печки в комнату так и валит, в трубу ни как не идёт. Что там? Брат сделал из толстой проволоки крючок и просунул его через отдушину в трубу, чтобы узнать, нет ли там чего.

Глядим - тащит из трубы галстук, мамину перчатку, даже бабушкину праздничную косынку там разыскал.

Всё это наша белка себе для гнезда в трубу затащила. Вот ведь какая! Хоть и в доме живёт, а лесные повадки не оставляет. Такова уж, видно, их беличья натура.

Подчеркните красной пастой в каждом абзаце слова и предложения, раскрывающие главную мысль. Составьте сжатый пересказ (смотрите способ “Сжатый пересказ” в приложении).

8. Прочитайте рассказ М.М. Зощенко “Ёлка”. Расскажите о самом интересном Новом годе в своей жизни.

Расскажите от первого лица о Лёле, Миньке, их маме. Какой из эпизодов вам больше понравился? Почему? Зашифруйте его в виде пиктограммы.

Подберите части рассказа к предложенным заголовкам:

1. Ёлка 3. Лёля и Минька

2. Подарки 4. Неприятное событие

Составьте план к рассказу “Ёлка”.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составьте сжатый пересказ.

Прочитайте рассказ по ролям.

8.Почему, на ваш взгляд, А.П. Платонов назвал свой рассказ “Сухой хлеб” именно так? Напишите свой вариант названия рассказа.

_______________________________________________________________

Озаглавьте каждую часть рассказа и составьте сжатый пересказ к любой из трёх понравившихся частей.

Нарисуйте иллюстрацию к рассказу “Сухой хлеб”.

Прочитайте сказку-быль Платонова “Неизвестный цветок”.

Неизвестный цветок.

Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду - и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камней и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напилось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и глину и стало расти.

Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.

Днем цветок сторожил ветер, а ночью - росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпадали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.

Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти.

Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая - красная, третья - голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.

В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.

И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она.

На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. Даша вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери - розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть.

“Может, это цветок скучает там по своей матери, как я?” - подумала Даша.

Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. Даша никогда еще не видела такого цветка ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду - нигде. Она села на землю возле цветка и спросила его:

- Отчего ты такой?

- Не знаю, - ответил цветок.

- А отчего ты на других не похожий?

Цветок опять не знал, что сказать. Но он впервые так близко слышал голос человека, впервые кто-то смотрел на него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием.

- Оттого, что мне трудно, - ответил цветок.

- А как тебя зовут? - спросила Даша.

- Меня никто не зовет, - сказал маленький цветок, - я один живу.

Даша осмотрелась в пустыре.

- Тут камень, тут глина! - сказала она. - Как же ты один живешь, как ты из глины вырос и не умер, маленький такой?

- Не знаю, - ответил цветок.

Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.

На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша привела их, но еще задолго, не доходя до пустыря, она велела всем вздохнуть и сказала:

- Слышите, как хорошо пахнет? Это он так дышит.

Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.

Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй. Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нет нигде.

Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре. А после того они ходили путешествовать в другие поля и леса и больше на пустырь не приходили. Только Даша пришла однажды, чтобы проститься с маленьким цветком. Лето уже кончилось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали.

А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его.

Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от маленького цветка-труженика.

Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камней и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок. И Даше стало грустно, что нету прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок - такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне.

Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания.

Как вы думаете, эта сказка о цветке? Объясните, почему?

Придумайте другой конец для этой сказки и запишите его.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какое имя вы бы дали цветку? Расскажите о нём от первого лица.

Напишите план к сказке-были.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составьте сжатый пересказ сказки.

II Раздел: Я помню чудное мгновение (часть 1) .

9. Прочитайте выразительно стихотворение Пастернака Б.Л. “Золотая осень”.

Представьте, что вы вернулись с прогулки в осеннем лесу. Опишите его. Какие чувства вызывает у вас осенний лес?

Разделитесь на восемь команд и нарисуйте к каждому четверостишию картинку. Расскажите стихотворение по цепочке.

Выставьте картинки по порядку и попробуйте рассказать стихотворение наизусть, глядя на иллюстрации.

Расскажите любое стихотворение об осени.

10. Прочитайте стихотворение Клычкова С.А. “Весна в лесу”.

Вспомните сезонные изменения в природе во время весны и попробуйте сочинить стихотворение. Запишите его в тетрадь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зашифруйте в виде пиктограммы отрывок стихотворения “Весна” Хоринской Е.А.

Весна

Из-за дальней горной кручи
Вышло солнце в ранний час.
Золотой весенний лучик
Залетел к нам прямо в класс.
Он скользит, скользит по партам,
По таблицам на стене
Он пришёл к нам вместе с мартом,
Чтоб напомнить о весне
Он сосульки только тронет -
Вниз сорвутся, зазвенев;
Он колхознику напомнит,

Что подходит скоро сев…

Попробуйте рассказать стихотворение, глядя на пиктограмму.

11. Внимательно прочитайте стихотворение С.А. Есенина “Задремали звёзды золотые…”

Расскажите, какую иллюстрацию вы бы нарисовали к этому стихотворению?

Выучите стихотворение наизусть (смотри способ ”Повторение” в приложении).

Прочитайте стихотворение “Лебёдушка” С.А. Есенина.

Подберите отрывки к следующим заголовкам:

Заря над лесным озером

Лебёдушка с лебежатушками

Прогулка с лебежатушками

Орёл на охоте

Нападение орла

Печальный конец

Сделайте книжку-раскладушку к этому стихотворению.

Выучите любой из понравившихся отрывков (способ “Повторение”).

Составьте сжатый пересказ стихотворения.

12. Внимательно прочитайте стихотворение Прокофьева А.А. “Закат”.

Внимание! Конкурс на самую оригинальную иллюстрацию к стихотворению.

Прочитайте стихотворение “Я поднял дерево”… что вам больше всего запомнилось?

Расскажите от первого лица об авторе, о дереве.

Запишите в тетрадь основную мысль стихотворения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кто-то побывал у Запоминайки и перепутал строчки в стихотворении. Помогите ей разобраться и укажите цифрами в клеточках, на каком месте должна быть строчка.

Весенние рубашки

Надели лужайки

Белеют ромашки

На ткани зелёной

У ворота выткана

Цветные рубашки:

Сплелись колокольчики

И жёлтые лютики

Кроеная смолка,

Сшиты рубашки.

В синие пряжки…

Вышиты шёлком.

Лучами -

Не иглами

(О.И. Высотская)

13. Возьмите альбомный лист и поделите его на четыре части. В каждой части нарисуйте иллюстрацию к одному из четверостиший стихотворения Д.Б. Кедрина “Бабье лето”.

Расскажите стихотворение по картинкам (попытайтесь не читать его ещё раз).

Конкурс поэтов! Сочините стихотворение об осени. Победителей лучших трёх стихотворений ждут призы!

14. Найдите по заголовкам части стихотворения Б.А. Слуцкого “Лошади в океане” и расставьте заголовки в нужном порядке (укажите цифрой).

Рыжий остров

“Глория”

Пробоина

Лошадиный груз

Не добрались…

Выучите стихотворение наизусть. Расскажите стихотворение по цепочке.

15. Зашифруйте стихотворение А.В. Жигулина “О, Родина!”

Обменяйтесь тетрадями соседом и попытайтесь расшифровать стихотворение, не повторяя его.

Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению.

16. Внимательно прочитайте стихотворение Рубцова Н.М. “Сентябрь”.

Нарисуйте на альбомном листе сентябрь (в виде живого существа) и объясните, почему вы нарисовали именно такой рисунок.

Выучите стихотворение наизусть.

Раздел III: Уроки Запоминайки (часть 2).

17. Внимательно прочитайте рассказ М.М. Пришвина “Выскочка” и представьте, что вы кинокамеры. Разделите рассказ на кадры так, чтобы каждому человеку достался свой кадр, и нарисуйте иллюстрацию к данному сюжету.

Расставьте иллюстрации по порядку.

Перескажите рассказ по иллюстрациям (см. способ “Кинокамеры”)

18. Почему Константин Георгиевич Паустовский назвал свой рассказ “Скрипучие половицы” именно так?

Озаглавьте каждую часть и выпишите названия заголовков.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к каждой части?

Выпишите основную мысль каждой части.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зашифруйте основные мысли.

Кратко перескажите рассказ, глядя на пиктограмму.

Представьте, что Вы занимаетесь озвучиванием фильмов. Попытайтесь внимательно прочитать сказку и одновременно представить то, о чём идёт речь.

ВО ЛБУ СОЛНЦЕ, НА ЗАТЫЛКЕ МЕСЯЦ, ПО БОКАМ ЗВЕЗДЫ.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, у него был сын Иван-царевич - и красивый, и умный, и славный; об нем песни пели, об нем сказки сказывали, он красным девушкам во сне снился. Пришло ему желанье поглядеть на белый свет; берет он у царя-отца благословенье и позволенье и едет на все четыре стороны, людей посмотреть, себя показать.

Долго ездил, много видел добра и худа и всякой всячины; наконец подъехал к палатам высоким, каменным. Видит: на крылечке сидят три сестрицы-красавицы и между собой разговаривают. Старшая говорит:

- Если б на мне женился Иван-царевич, я б ему напряла на рубашку тонкую, гладкую, какой во всем свете не спрядут.

Иван-царевич стал прислушиваться.

- А если б меня взял, - сказала средняя, - я б выткала ему кафтан из серебра, из золота, и сиял бы он как Жар-птица.

- А я ни прясть, ни ткать не умею, - говорила меньшая, - а если бы он меня полюбил, я бы родила ему сынов, что ни ясных соколов: во лбу солнце, а на затылке месяц, по бокам звезды.

Иван-царевич все слышал, все запомнил - вернулся к отцу и стал просить позволенья жениться. Отец согласился. Женился Иван-царевич на меньшей сестре и стал с нею жить-поживать душа в душу; а старшие сестры стали сердиться да завидовать меньшей сестре, начали ей зло творить. Подкупили они нянюшек, мамушек и, когда у Ивана-царевича родился сын - а он ждал, что ему поднесут дитя с солнцем во лбу, с месяцем на затылке, с звездами по бокам, - подали ему просто-напросто котенка. Сильно Иван-царевич огорчился, долго сердился, наконец, стал ожидать другого сына.

Те же нянюшки, те же мамушки были с царевной, они опять украли ее настоящего ребенка с солнцем во лбу и подложили щенка.

Иван-царевич заболел с горя-печали: очень ему хотелось поглядеть на хорошее детище. Начал ожидать третьего.

В третий раз ему показали простого ребенка, без звезд и месяца. Иван-царевич не стерпел, отказался от жены, приказал ее судить.

Собрались, съехались люди старшие - нет числа! Судят-рядят, придумывают-пригадывают, и придумали: царевне отрубить голову.

- Нет, - сказал главный судья, - слушайте меня или нет, а моя вот речь: выколоть ей глаза, засмолить с ребенком в бочке и пустить в море; виновата - потонет, права - выплывет.

Выкололи царевне глаза, засмолили вместе с ребенком в бочку и бросили в море.

А Иван-царевич женился на ее старшей сестре, на той самой, что детей его покрала да спрятала подальше от царя в отцовском саду в беседке.

Там мальчики росли-подрастали, родимой матушки не видали, не знали; а она, горемычная, плавала по морю по океану с подкидышком, и рос этот подкидышек не по дням, а по часам; скоро пришел в смысл, стал разумен и говорит:

- Сударыня матушка! Когда б, по моему прошенью, мы пристали к берегу!

Бочка остановилась.

- Сударыня матушка, когда б, по моему прошенью, наша бочка лопнула! Только он молвил, бочка развалилась надвое, и они с матерью вышли на берег.

- Сударыня матушка! Какое веселое, славное место; жаль, что ты не видишь ни солнца, ни неба, ни травки-муравки. По моему прошенью, когда б здесь явилась банька!

Ту ж минуту как из земли выросла баня: двери сами растворились, печи затопились, и вода закипела. Вошли они, взял он венчик и стал теплою водою промывать больные глаза матери.

- По моему прошенью, когда б матушка проглянула!

- Сынок! Я вижу, вижу, глаза открылись!

- По моему прошенью, когда б, сударыня матушка, твоего батюшки дворец да к нам перешел и с садом и с твоими детками.

Откуда ни взялся дворец, перед дворцом раскинулся сад, в саду на веточках птички поют, посреди беседка стоит, а в беседке три братца живут. Мальчик-подкидышек побежал к ним. Вошел, видит - накрыт стол, на столе три прибора. Возвратился он поскорее домой и говорит:

- Дорогая сударыня матушка! Испеки ты мне три лепешечки на своем молоке.

Мать послушала. Понес он три лепешечки, разложил на три тарелочки, а сам спрятался в уголок и ожидает: кто придет?

Вдруг комната осветилась - вошли три брата с солнцем, с месяцем, со звездами; сели за стол, отведали лепешек и узнали родимой матери молоко.

- Кто нам принес эти лепешечки? Если б он показался и рассказал нам об нашей матушке, мы б его зацеловали, замиловали и в братья к себе приняли. Мальчик вышел и повел их к матери. Тут они обнимались, целовались и плакали. Хорошо им стало жить, было чем и добрых людей угостить. Один раз шли мимо нищие старцы; их зазвали, накормили, напоили и с хлебом-солью отпустили. Случилось, те же старцы проходили мимо дворца Ивана-царевича; он стоял на крыльце и начал их спрашивать:

- Нищие старцы! Где вы были-побывали, что видали-повидали?

- А мы там были-побывали, то видали-повидали: где прежде был мох да болото, пень да колода, там теперь дворец - ни в сказке сказать, ни пером написать, там сад - во всем царстве не сыскать, там люди - в белом свете не видать! Там мы были-побывали, три родных братца нас угощали: во лбу у них солнце, на затылке месяц, по бокам часты звезды, и живет с ними и любуется на них мать-царевна прекрасная. Выслушал Иван-царевич и задумался... кольнуло его в грудь, забилося сердце; снял он свой верный меч, взял меткую стрелу, оседлал ретивого коня и, не сказав жене "Прощай!", полетел во дворец - что ни в сказке сказать, ни пером написать.

Очутился там, глянул на детей, глянул на жену - узнал, и душа его просветлела!

В это время я там был, мед пил, все видел, всем было весело, горько только одной старшей сестре.

19.Составьте сжатый пересказ, пользуясь мысленными “картинками”.

. Перескажите своими словами рассказ Е.И. Чарушина “Кабан” так, чтобы было смешно.

Заполните таблицу:

Пункт плана

Основная мысль

Постройте цепь развития событий.

1.______________________ 2. _______________________

3.______________________

. 4.

5.______________________

______________________

20. Озаглавьте каждую часть рассказа В.П. Астафьева “Стрижонок Скрип”

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перескажите рассказ способом “Суммирования” (см. приложение).

Нарисуйте иллюстрацию к любой понравившейся части рассказа.

21. Попробуйте прочитать “Сказку о потерянном времени” Е.Л. Шварца очень быстро (“по диагонали”).

Ответьте на вопросы:

В чём заключается основная мысль сказки?

Почему всё время опаздывавшие дети превратились именно в стариков?

Что, кроме угрозы остаться стариками, заставило ребят поторопиться и успеть повернуть стрелки ходики назад?

Почему так необходимо использовать время рационально? Чем это поможет пригодиться тебе в жизни?

Почему “старикам” стало стыдно, когда школьники принялись уступать им место в трамвае?

Всегда ли надо беречь время? Почему ты так думаешь?

Выпишите основную мысль сказки.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перескажите сказку своими словами и ещё раз прочитайте её, но уже внимательно, не спеша.

Вспомните поговорки, в которых говорится о времени.

22. Сравните рассказ В.Ю. Драгунского “Англичанин Павля” со “Сказкой о потерянном времени”.

Перескажите рассказ, пользуясь при запоминании способом “Просмотр” (см. приложение) так, чтобы было смешно собеседникам.

Прочитайте рассказ “Что любит Мишка” и сравни главных героев. Кто из них более симпатичен вам и почему?

Какие ещё рассказы В.Ю. Драгунского вы знаете? Перечислите:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

23. Прочитайте рассказ В.В. Голявкина “Никакой я горчицы не ел”. Почему автор так назвал свой рассказ?

Выпишите основные мысли рассказа.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте рассказ с конца. Кратко перескажите рассказ соседу по парте.

Перескажите рассказ Чехова “Размазня”, пользуясь способом запоминания “ОВОД” (см. в приложение).

Размазня.

На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться.

Садитесь, Юлия Васильевна! - сказал я ей. - Давайте посчитаемся. Вам наверное, нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не спросите… Ну-с… Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц…

По сорока…

Нет, по тридцати… У меня записано… Я всегда платил гувернанткам по тридцати. Ну-с, прожили вы два месяца…

Два месяца и пять дней…

Ровно два месяца… У меня так записано. Следует, вам, значит, шестьдесят рублей…. Вычесть девять воскресений… Вы ведь не занимались с Колей по воскресениям, а гуляли только…да три праздника…

Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но … ни слова!..

Три праздника…Долой, следовательно, двенадцать рублей… Четыре дня Коля был болен и не было занятий… Вы занимались с одной только Варей… Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда… Двенадцать и семь - девятнадцать. Вычесть… остаётся… гм… сорок один рубль… Верно?

Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок её задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но - ни слова!..

Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой два рубля… Чашка стоит дороже, она фамильная, но … бог с вами! Где, наше не пропадало? Потом-с, по вашему не досмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок… Долой десять… Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки. Вы должны за всем смотреть. Вы жалование получаете. И так, значит долой ещё пять… Десятого января вы взяли у меня десять рублей…

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ