Мнемические приемы как средство развития образной памяти младших школьников на уроках литературного чтения
Я не брала, - шепнула Юлия Васильевна.
Но у меня записано!
Ну, пусть... хорошо.
Из сорока одного вычесть двадцать семь - останется четырнадцать.
Оба глаза наполнились слезами…На длинном хорошеньком носике выступил пот. Бедная девочка!
Я только раз брала, - сказала она дрожащим голосом. - Я у вашей супруги взяла три рубля… Больше не брала…
Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой из четырнадцати три, остаётся одиннадцать… Вот ваши деньги, милейшая! Три… три… три… один и один… Получите-с!
И я подал ей одиннадцать рублей. Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.
Спасибо, - прошептала она.
Я вскочил и заходил по комнате. Меня охватила злость.
За что же спасибо? - спросил я.
За деньги…
Но ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! За что же спасибо?
В других местах мне и вовсе не давали…
Не давали? И не мудрено! Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам… Я отдам вам все ваши восемьдесят! Вон они в конверте для вас приготовлены! Но разве можно быть такой кислятиной? От чего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазнёй?
Она мило улыбнулась, и я прочёл на её лице: “Можно!”.
Я попросил у неё прощение за жестокий урок и отдал ей, к великому её удивлению, все восемьдесят. Она робко поблагодарила меня и вышла… Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!
Раздел IV: Я помню чудное мгновенье (часть 2).
24. Прочитайте стихотворение С.А. Есенина “Бабушкины сказки”.
Представьте, что вы находитесь там вместе с другими детьми. Какой вы представляете бабушку, обстановку?
Разделитесь в команды по три человека и сделайте к стихотворению книжку-раскладушку (книжка должна состоять из восемнадцати картинок (по одной к каждой строчке).
Выучите стихотворение, пользуясь способом “Фотоаппарат” (см. в приложении).
25. Почему Н.С. Гумилёв в своём стихотворении “Детство” говорит, что “людская кровь не святее изумрудного сока трав”.
Составьте описательный рассказ о лугах и перелесках, которые любил герой стихотворения.
Помогите Запоминайке вернуть строки стихотворения С.А. Есенина на свои места.
Черёмуха
Кругом роса медвяная
Ей песенки поёт
Серебряный ручей
А рядом у проталинки,
На солнышке горит
С весной расцвела
Сползает по коре.
В траве, между корней,
И вкрадчиво под кручею
И ветки золотистые,
Под нею зелень пряная
Развесившись, стоит,
Черёмуха душистая,
А зелень золотистая
Все ветки обдаёт.
Черёмуха душистая
Что кудри завила
Бежит, струится маленький
Сияет в серебре.
Ручей волной гремучею.
Прочитайте стихотворение Цветаевой М.И. “Бежит тропинка с бугорка”…
Как вы думаете, что такое детство? Ответьте на этот вопрос, составив небольшой рассказ о детстве.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению “Бежит тропинка c бугорка”… на альбомном листе.
Какие средства художественной выразительности использовала М. Цветаева в стихотворении “Красною кистью рябина зажглась…”
Почему стихотворение позволяет ясно представить себе день её рождения?
Зарисуйте ветку рябины:
Прочитайте стихотворение “За книгами” выразительно и по ролям.
Какую иллюстрацию можно нарисовать к данному стихотворению.
Выучите любым из двух понравившихся способов одно из стихотворений М.И. Цветаевой.
Внимание! Конкурс!
Назовите как можно больше стихотворений о детстве и их авторов. Победителя ждёт приз!
26. Прочитайте выразительно стихотворение Тугиновой В.М. Чем оно вам понравилось? Что запомнилось больше всего?
Расскажите о маме от третьего лица и о девочке от первого лица.
В чём заключается основная мысль стихотворения “Синицы”? запишите её в тетрадь:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как вы думаете, это стихотворение о синицах? Объясните, почему?
Раскройте основную мысль стихотворения (объясните, как вы её понимаете).
Сочините стихотворение о своём детстве.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
29. Выучите стихотворение “Хлеб” Н.М. Рубцова наизусть;
Почему старушка сказала, что хлеб себя несёт? Как вы понимаете эту фразу?
V. Раздел: Что мы делали - мы скажем, что умеем - мы покажем…
29. Расскажите от первого лица о Гулливере, об одном из человечков, впервые увидевшего Гулливера.
Выпишите имена всех героев сказки
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
И ответьте на вопросы:
Кто делает Что?
Когда?
Почему?
Где?
Как?
Перескажите отрывок из сказочной повести “Путешествия Гулливера”.
Прочитайте сказку братьев Гримм “Маленькие человечки”.
Маленькие человечки.
Жил на свете сапожник. Денег у него совсем не было. И так он на конец обеднел, что остался у него только один кусок кожи на пару сапог. Выкроил он под вечер из этой кожи заготовки для сапог и подумал:
“Лягу спать, а утром встану пораньше и сошью сапоги”.
Так он и сделал: лёг и уснул. А утром проснулся, умылся и хотел садиться за работу - сапоги шить. Только смотрит, а работа его уже готова - сшиты сапоги.
Очень удивился сапожник. Он не знал даже, как такой случай можно объяснить.
Взял он сапоги и начал их внимательно рассматривать.
Как хорошо они были сработаны! Ни одного стежка не было неверного. Сразу было видно, что искусный мастер те сапоги шил. А скоро нашёлся и покупатель на сапоги. И так они ему понравились, что заплатил он за них большие деньги. Смог теперь сапожник купить себе кожи на две пары сапог. Скроил он вечером две пары сапог и думает:
“Лягу я сейчас спать, а утром встану пораньше и начну шить”.
Встал он утром, умылся, смотрит - готовы обе пары сапог. Покупатели опять скоро нашлись. Очень им понравились сапоги. Заплатили они сапожнику большие деньги, и смог он купить себе кожи на целых четыре пары сапог.
На другое утро и эти четыре пары были готовы.
И так пошло каждый день. Что скроит сапожник, то к утру уже бывает сшито.
Кончилась у сапожника бедная да голодная жизнь.
Однажды вечером скроил он, как всегда, сапоги, но перед сном вдруг говорит своей жене:
Слушай, жена, что если сегодня ночью не ложиться спать, а посмотреть, кто это там сапоги шьёт?
Жена обрадовалась и сказала:
- Конечно, не будем ложиться, давай посмотрим.
Зажгла жена свечу на столе, потом спрятались они в углу под платьями и стали ждать.
И вот ровно в полночь пришли в комнату маленькие человечки. Сели они за сапожный стол, взяли своими маленькими пальчиками накроенную кожу и начали шить.
Они так проворно и быстро тыкали шилом, тачали да постукивали молотками, что сапожник от изумления не мог отвезти от них глаз. Они работали до тех пор, пока не сшили все сапоги. А когда последняя пара была готова, спрыгнули человечки со стола и сразу исчезли.
Утром жена сказала мужу:
Маленькие человечки сделали нас богатыми. Надо и нам сделать им что-нибудь хорошее. Приходят человечки к нам по ночам, одежды на них нет, и, наверно им очень холодно. Знаешь, что я придумала: сошью-ка я каждому из них курточку, рубашечку и штанишки. А ты им сапожки смастери.
Выслушал её муж и говорит:
Хорошо ты придумала. То-то они, наверно, обрадуются?
И вот однажды вечером положили они свои подарки на стол вместо выкроенной кожи, а сами опять спрятались в углу и стали ждать маленьких человечков.
Ровно в полночь, как всегда, пришли в комнату маленькие человечки. Они прыгнули на стол и хотели сразу же приняться за работу. Только смотрят - на столе вместо скроенной кожи лежат красивые рубашки, костюмчики и стоят маленькие сапожки.
Сперва удивились маленькие человечки, а потом очень обрадовались.
Быстро-быстро надели они свои красивые костюмчики и сапожки, затанцевали и запели:
Хороши у нас наряды,
Значит, не о чём тужить!
Мы нарядам нашим рады
И сапоги не будем шить!
Долго пели, танцевали и прыгали маленькие человечки через стулья и скамейки. Потом они исчезли и больше уже не приходили шить сапоги. Но счастье и удача с тех пор не покидала сапожника во всю его долгую жизнь.
Перескажите сказку, используя способ запоминания “Что? Где? Когда?” (см. в приложении).
30. Составьте план к любому понравившемуся рассказу о приключениях Барона Мюнхгаузена из двух предложенных.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напишите, о каких приключениях Барона Мюнхгаузена вы читали ещё?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Верните перепутанные части текста на свои места:
Сердитая барыня
(отрывок)
В усадьбе жила барыня - до того сердитая, никому житья не было! Староста придёт спросить что - она его не отпустит, пока не отхлещет. А мужикам-то житья не бывало никакого: драла, как собак.
А барыня проснулась рано утром у сапожника и кричит:
Слуги!
Сапожник сидит и шьёт:
Подымайся, баба, пора печь топить!
А ты кто такой? Подавай умываться!
Ах ты, барыня! Сама поди по воду: солнышко давно встало. - Вскочил со стула, сдёрнул ремень и давай её хлестать. - Ты нечто не знаешь своей должности? Ты должна вставать и печь затоплять! И до того хлестал её, пока не устал. Барыня взмолилась. Побрела по воду, потом за дровами, затопила печь, кое-чего сварила.
Как узнал об этом солдат, переменил ночью барыню и сапожникову жену. Утром встаёт барыня тихонько, выходит из своей комнаты: “Что это, я в старом доме? откуда я взялась?”. Спросила служанок.
Служанки! Как же я сюда попала?
Ты, барыня, нигде и не бывала!
И с тех пор барыня мягкая-мягкая сделалась. А сапожникова жена стала жить по старому.
И так жила она два месяца. За что ни возьмётся, ничего у неё не выходит, всё из рук валится: то щи не доварит, то воду разольёт. Сапожник её не раз колотил. И сделалась барыня добрая, работящая.
Вот раз приходит солдат на побывку домой. Рассказали ему про барыню, он и говорит: “Я её проучу”. Настала ночь, барыня уснула. Велел солдат лошадей запрячь. Подъехал к усадьбе, тихонько вынес барыню и отвёз в избу сапожнику. А сапожникову жену отвёз в усадьбу.
Пробудилась по утру жена сапожника, видит - дом преотличный. Тотчас служанки к ней подбежали, подают умываться. Умылась - подали полотенце, вытерлась. Подают самовар. Села она чай пить. Староста приходит к ней на цыпочках. Она взглянула на него, что за мужик?
Тебе, - говорит, - что надо?
Я, барыня, пришёл спросить, какой наряд на сегодня дадите.
А она догадалась, как ответить:
Нешто вы не знаете? Что вчера делали, то и сегодня делайте!
Староста вышел на кухню и говорит:
Сегодня барыня, добрая, просто отроду такая не бывала!
Живёт сапожникова жена в усадьбе месяц и другой, и так её расхвалили крестьяне - по всей округе нет лучше барыни!
Озаглавьте каждую из частей.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перескажите рассказ, используя способ запоминания “Что? Где? Когда?”
31.Составьте сжатый пересказ к сказке Андерсена Г.Х. “Русалочка”.
Нарисуйте любого понравившегося героя сказки на альбомном листе.
Объясните, почему он вам понравился?
Выпишите основную мысль сказки.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте отрывок из сказки “Снежная королева” Г.Х. Андерсена с конца.
Цветник женщины, которая умела колдовать.
Было ещё очень рано. Герда поцеловала спящую бабушку, надела красные башмачки и побежала одна-одинёшенька за город, прямо к реке.
Правда, что ты взяла моего названного братца? - спросила Герда. - Я подарю свои красные башмачки, если ты вернёшь мне его!
И девочке почудилось, что волны как-то странно кивают ей. Тогда она сняла свои красные башмачки - самое драгоценное, что у неё было, и бросила в реку. Но они упали у самого берега, и волны сейчас же вынесли их обратно - река словно бы не хотела брать у девочки её драгоценность, т.к. не могла вернуть её Кая. Девочка же подумала, что кинула башмачки недостаточно далеко, влезла в лодку, качавшуюся в тростнике, стала на самый краешек кормы и опять бросила башмачки в воду. Лодка не была привязана и от её толчка отошла от берега. Девочка хотела поскорее выпрыгнуть на берег, но, пока пробиралась с кормы на нос, лодка уже совсем отплыла и быстро неслась по течению.
Герда ужасно испугалась и принялась плакать и кричать, но никто, кроме воробьев, не слышал ее. Воробьи же не могли перенести ее на сушу и только летели за ней вдоль берега и щебетали, словно желая ее утешить:
- Мы здесь! Мы здесь!
Лодку уносило все дальше. Герда сидела смирно, в одних чулках: красные башмачки ее плыли за лодкой, но не могли догнать ее.
"Может быть, река несет меня к Каю?" - подумала Герда, повеселела, встала на ноги и долго-долго любовалась красивыми зелеными берегами.
Но вот она приплыла к большому вишневому саду, в котором ютился домик под соломенной крышей, с красными и синими стеклами в окошках. У дверей стояли два деревянных солдата и отдавали честь всем, кто проплывал мимо. Герда закричала им - она приняла их за живых, но они, понятно, не ответили ей. Вот она подплыла к ним еще ближе, лодка подошла чуть не к самому берегу, и девочка закричала еще громче. Из домика вышла старая-престарая старушка с клюкой, в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами.
- Ах ты, бедное дитятко! - сказала старушка. - И как это ты попала на такую большую быструю реку да забралась так далеко?
С этими словами старушка вошла в воду, зацепила лодку клюкой, притянула к берегу и высадила Герду.
Герда была рада-радешенька, что очутилась наконец на суше, хоть и побаивалась незнакомой старухи.
- Ну, пойдем, да расскажи мне, кто ты и как сюда попала, - сказала старушка.
Герда стала рассказывать ей обо всем, а старушка покачивала головой и повторяла: "Гм! Гм!" Когда девочка кончила, она спросила старушку, не видала ли она Кая. Та ответила, что он еще не проходил тут, но, верно, пройдет, так что горевать пока не о чем, пусть Герда лучше отведает вишен да полюбуется цветами, что растут в саду: они красивее, чем в любой книжке с картинками, и все умеют рассказывать сказки. Тут старушка взяла Герду за руку, увела к себе в домик и заперла дверь на ключ.
Окна были высоко от пола и все из разноцветных - красных, синих и желтых - стеклышек; от этого и сама комната была освещена каким-то удивительным радужным светом. На столе стояла корзинка с чудесными вишнями, и Герда могла есть их сколько угодно. А пока она ела, старушка расчесывала ей волосы золотым гребешком. Волосы вились кудрями и золотым сиянием окружали милое, приветливое, круглое, словно роза, личико девочки.
- Давно мне хотелось иметь такую миленькую девочку! - сказала старушка. - Вот увидишь, как ладно мы с тобой заживем!
И она продолжала расчесывать кудри девочки и чем дольше чесала, тем больше забывала Герда своего названого братца Кая - старушка умела колдовать. Только она была не злою колдуньей и колдовала лишь изредка, для своего удовольствия; теперь же ей очень захотелось оставить у себя Герду. И вот она пошла в сад, дотронулась клюкой до всех розовых кустов, и те как стояли в полном цвету, так все и ушли глубоко-глубоко в землю, и следа от них не осталось. Старушка боялась, что Герда при виде этих роз вспомнит о своих, а там и о Кае да и убежит от нее.
Потом старушка повела Герду в цветник. Ах, какой аромат тут был, какая красота: самые разные цветы, и на каждое время года! Во всем свете не нашлось бы книжки с картинками пестрее, красивее этого цветника. Герда прыгала от радости и играла среди цветов, пока солнце не село за высокими вишневыми деревьями. Тогда ее уложили в чудесную постель с красными шелковыми перинками, набитыми голубыми фиалками. Девочка заснула, и ей снились сны, какие видит разве королева в день своей свадьбы.
На другой день Герде опять позволили играть в чудесном цветнике на солнце. Так прошло много дней. Герда знала теперь каждый цветок в саду, но как ни много их было, ей все же казалось, что какого-то недостает, только какого? И вот раз она сидела и рассматривала соломенную шляпу старушки, расписанную цветами, и самым красивым из них была роза - старушка забыла ее стереть, когда спровадила живые розы под землю. Вот что значит рассеянность!
- Как! Тут нет роз? - сказала Герда и сейчас же побежала в сад, искала их, искала, да так и не нашла.
Тогда девочка опустилась на землю и заплакала. Теплые слезы падали как раз на то место, где стоял прежде один из розовых кустов, и как только они увлажнили землю, куст мгновенно вырос из нее, такой же цветущий, как прежде.
Обвила его ручонками Герда, принялась целовать розы и вспомнила о тех чудных розах, что цвели у нее дома, а вместе с тем и о Кае.
- Как же я замешкалась! - сказала девочка. - Мне ведь надо искать Кая!.. Вы не знаете, где он? - спросила она у роз. - Правда ли, что он умер и не вернется больше?
- Он не умер! - отвечали розы. - Мы ведь были под землей, где лежат все умершие, но Кая меж ними не было.
- Спасибо вам! - сказала Герда и пошла к другим цветам, заглядывала в их чашечки и спрашивала: - Вы не знаете, где Кай?
Но каждый цветок грелся на солнышке и думал только о своей собственной сказке или истории. Много их наслушалась Герда, но ни один не сказал ни слова о Кае.
Тогда Герда пошла к одуванчику, сиявшему в блестящей зеленой траве.
- Ты, маленькое ясное солнышко! - сказала ему Герда. - Скажи, не знаешь ли ты, где мне искать моего названого братца?
Одуванчик засиял еще ярче и взглянул на девочку. Какую же песенку спел он ей? Увы! И в этой песенке ни слова не говорилось о Кае!
- Был первый весенний день, солнце грело и так приветливо светило на маленький дворик. Лучи его скользили по белой стене соседнего дома, и возле самой стены проглянул первый желтенький цветок, он сверкал на солнце, словно золотой. Во двор вышла посидеть старая бабушка. Вот пришла из гостей ее внучка, бедная служанка, и поцеловала старушку. Поцелуй девушки дороже золота - он идет прямо от сердца. Золото на ее губах, золото в сердце, золото и на небе в утренний час! Вот и все! - сказал одуванчик.
- Бедная моя бабушка! - вздохнула Герда. - Верно, она скучает обо мне и горюет, как горевала о Кае. Но я скоро вернусь и его приведу с собой. Нечего больше и расспрашивать цветы - толку от них не добьешься, они знай твердят свое! - И она побежала в конец сада.
Дверь была заперта, но Герда так долго шатала ржавый засов, что он поддался, дверь отворилась, и девочка так, босоножкой, и пустилась бежать по дороге. Раза три оглядывалась она назад, но никто не гнался за нею.
Наконец она устала, присела на камень и осмотрелась: лето уже прошло, на дворе стояла поздняя осень. Только в чудесном саду старушки, где вечно сияло солнышко и цвели цветы всех времен года, этого не было заметно.
- Господи! Как же я замешкалась! Ведь уж осень на дворе! Тут не до отдыха! - сказала Герда и опять пустилась в путь.
Ах, как ныли ее бедные усталые ножки! Как холодно, сыро было вокруг! Длинные листья на ивах совсем пожелтели, туман оседал на них крупными каплями и стекал на землю; листья так и сыпались. Один только терновник стоял весь покрытый вяжущими, терпкими ягодами. Каким серым, унылым казался весь мир!
Подчеркните цветной ручкой основные мысли.
Перескажите сказку своими словами.
32. Заполните таблицу:
Приключения Тома Сойера
|
|
Пункт плана
|
Основная мысль
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перескажите рассказ, используя любой способ запоминания.
Выучите стихотворение Е. Хоринской “В прощальный вечер”
В прощальный вечер
Клевером и цветами
Пахнет с дальних полей.
Тихо летит над нами
Лёгкий пух тополей. -
Вальса нежные звуки,
В зелени школьный зал,
Тёплые дружные руки,
Шумный прощальный бал…
Сколько песен пропето,
Сколько блестящих глаз!
Даже седой директор
С нами танцует вальс.
Близок рассвет лучистый,
И нам прощаться пора,
Будущие артисты,
Будущие мастера…
Перескажите рассказы “Святая ночь” или “В Назарете” любым понравившимся способом запоминания.
Заключение.
Ну вот, друг, ты и закрыл мою последнюю страницу. Я постаралась научить тебя быстро и непринуждённо запоминать тексты и стихи, а ты (надеюсь) с огромным интересом открывал свои новые возможности и способности.
Память человека - очень уникальное и интересное явление природы, т.к. ни одно живое существо на Земле не обладает такими способностями, как ты, твои друзья и все остальные люди, населяющие нашу планету.
Надеюсь, что смогу пригодиться тебе в дальнейшей жизни ты никогда не пожалеешь, что когда-то в третьем классе работал со мной.
Удачи!
P.S. Буду искренне признательна, если ты не закинешь меня в пыльный ящик, и будешь пользоваться моими уроками и при дальнейшем обучении в школе и в вузе.
Литература:
1. Андерсен Г.-Х. Дикие лебеди. Снежная королева. - М.,1986.
2. Стихи. Рассказы. Сказки. / под. ред. Веселова Г.П. - М.,1985.
3. Высотская О.И. Над рекой над Окой. - М.,1987.
4. Ловцов Н.С. Полосатый Эргени. - М.,1991.
5. Платонов А.П. Сухой хлеб. - М.,1978.
6. Скребицкий С.А. Лесной голосок. - М.,1984.
7. Толстой Л.Н. Рассказы о детях. - М., 1988.
8. Хоринская Е.Е. Журавушка. - Сврд.,1984.
9. Чехов А.П. Ну, Публика! - М.,1986.
Приложение.
Способы запоминания текстов
Название способа
|
Суть способа (как пользоваться)
|
|
1. Планирование
|
Текст должен быть ясно осмыслен.
Подели текст на части и назови каждую часть.
Постарайся в названии выразить главную мысль (не перегружай план второстепенными деталями!)
Постарайся уловить связь между главным и второстепенным в тексте.
Перескажи текст.
|
|
2.Сжатый пересказ
|
Внимательно прочитай текст и раскрой смысл названия текста.
Выдели в каждом абзаце слова и предложения, раскрывающие главную мысль.
Замени прямую речь и диалог косвенной речью.
Продумай последовательность текста.
|
|
3. “Кинокамера”
|
Прочитай текст внимательно, не пропуская ни малейшей детали.
Превращай текст в мысленные иллюстрации по мере его прочтения.
Обращай внимание на чувства, которые вызывают те или иные ситуации.
Следи за последовательностью мысленных “картинок” и представляй их в том порядке, в котором они идут в тексте.
Попытайся просмотреть мысленно сложившееся “кино” и перескажи текст.
|
|
4. “Суммирование”
|
Бегло ознакомься с текстом (читай только те части текста, в которых содержатся основные мысли).
Перескажи текст своими словами.
Выбери предложение, в котором содержится основная мысль всего текста (или составь его самостоятельно).
4. Объедини отдельные части текста в единое целое.
|
|
5. “Просмотр”
|
Быстро прочитай текст.
Ответь на вопросы, которые возникли у тебя при чтении.
Пометь карандашом основные мысли.
Перескажи текст своими словами.
Просмотри текст повторно.
|
|
6. “ОВОД”
|
Основные мысли (выпиши основные мысли).
Внимательное чтение (прочитай текст внимательно, но в обратном порядке и повтори как можно подробнее текст по памяти).
Обзор. Бегло просмотри текст ещё раз. Если возникли вопросы в процессе чтения - ответь на них.
Доводка. Вспомни всё самое существенное и расскажи о тексте кому-нибудь; перескажи текст, не повторяя его повторно.
|
|
7. “Что? Где? Когда?“
|
Определи количество героев или участников событий в тексте.
Ответь на вопросы: Кто делает Что? Когда? Почему? Где? Как?
Перескажи текст.
|
|
|
Способы запоминания стихов.
Название способа
|
Суть способа
|
|
1. Повторение
|
Повторяй каждую фразу не более 2-3 раз. Через 30 мин. вновь повтори её 2-3 раза.
Если стихотворение большое - заучи примерно половину, а потом - всё остальное.
Если стих маленький (не больше трёх четверостиший), то лучше всего постараться запомнить его целиком.
|
|
2. “Фотоаппарат”
|
Прочитай стихотворение.
Переводи текст в мысленные “иллюстрации” (прочитай вслух первую строфу стихотворения и представь то, о чём говорится в этой строфе). Точно также поступи и с другими строфами.
Ясно представь себе картину образов, содержащихся в стихотворении.
Попробуй рассказать стихотворение, отталкиваясь от образов.
Ещё раз прочитай выразительно стихотворение вслух.
Расскажи кому-нибудь о стихотворении.
Расскажи само стихотворение вслух.
|
|
|
2.3. Результаты апробации рабочей тетради по развитию образной памяти у младших школьников.
Наша рабочая тетрадь была апробирована в третьем классе в течение пяти недель, и, работая с ней, дети добились следующих результатов:
1. Научились более продуктивно работать с текстом
2. Научились более рационально использовать возможности своей памяти
3. Закрепили и усовершенствовали умение выделять основную мысль текста и отличать главное от второстепенного.
Данная тетрадь способствует решению таких проблем, как:
1. Формирование навыков учебной деятельности
2. Подготовка к дальнейшему обучению посредством работы по овладению мнемическими приемами и умением работать с текстом.
Ученики с интересом работали с данной тетрадью, активно работали на уроках и были искренне заинтересованы в работе с данной тетрадью и в дальнейшем её использовании.
Заключение.
В рамках нашего проекта мы рассматривали сущность памяти, её виды, обобщили данные по методике развития памяти и создали рабочую тетрадь по развитию памяти “Запоминайка” на уроках литературного чтения для третьих классов. Просматривая и анализируя психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу: в настоящее время не существует единого подхода к определению памяти, что, возможно, приведёт к дальнейшим изменениям в методике развития памяти на уроках литературного чтения в процессе дальнейших разработок, так как разнообразие определений памяти доказывает, что данный психический процесс до конца не изучен.
Работая с методической литературой по развитию памяти на уроках литературного чтения, мы обобщили и систематизировали данные и, в соответствии с этими данными, разработали комплекс упражнений по развитию образной памяти с учётом психологических особенностей младших школьников. Нам сложно сказать, насколько эффективным будет использование нашей рабочей тетради, так как мы столкнулись с такими фактами как отсутствие современных методических пособий (последнее отечественное издание вышло в 1967 году) и ограниченность сведений о развитии образной памяти младших школьников на уроках литературного чтения. Но, тем не менее, в результате апробации выяснилось, что наша тетрадь имеет свою актуальность, так как способствует решению таких задач, как:
1. Формирование учебной деятельности
2. Подготовка к дальнейшему обучению посредством работы по овладению мнемическими приемами и умением работать с текстом,
что и было подтверждено в отзыве на наш проект руководителем педагогической практики.
Список использованной литературы:
1. Адамович Е.А, Яковлева В.И. Чтение в начальных классах. - М., 1967.
2. Безрукова В.С. Педагогика. - Екатеринбург, 1994.
3. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился. - М., 1988.
4. Бронский C. Н. Память и мышление. - М., 1935.
5. Возрастные и индивидуальные различия памяти /под ред. Смирнова А.А. - М. 1967.
6. Вопросы психологии памяти /сборник/ под ред. Айзман К.Е. - М. 1958.
7. Самарское областное общество психологов. Общие представления о памяти//Вопросы психологии. - 2001.- 1.- с.28-31.
8. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Развитие высших психических функций. - М., 1960.
9. Зеньковский В.В. Психология детства- М., 1996.
10. Еникеев М.И., Кочетков Л.И. Общая, социальная и юридическая психология: Краткий энциклопедический словарь - М., 1997.
11. Занков Л.В. Память школьника. - М., 1994.
12. Ипполитов Ф.В. Память и ее воспитание. // Память школьника. - М., 1978
13. Курова Н.Д. Риторическая диагностика как средство развития речи учащихся 4 класса на уроках “речь и культура общения” - руководитель: Рожина Т.Е. / Екатеринбург, 2000.
14. Левин А.В. Развитие речи на уроках чтения. - М. 1967.
15. Липкина А.И., Оморокова М.М. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения. - М., 1967.
16. Леонтьев А.Н. Развтие памяти. - М., 1977
17. Мальцева К.Б. Развитие памяти школьника. - М., 1956.
18. Михаэлис О.Н. Сжатый пересказ как условие развития связной речи младших школьников на уроках чтения. - руководитель: Рожина Т.Е. / Екатеринбург, 2000.
19. Обухова А.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.
20. Розов А.И. Память. - М., 1970.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1970.
22.Рыбников Н.А. Память. Ее педагогика и психология. - М., 1970.
23. Лапп Д. Улучшаем память - в любом возрасте. - М.,1993.
24.Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М.,1976.
Array
Страницы: 1, 2, 3, 4
|