бесплатные рефераты

Преодоление последствий посттравматического стрессового расстройства у участников боевых действий, получивших ранения и увечья, с помощью метода психологического дебрифинга

Опросник представляет собой сокращенный вариант ММPI, содержит 71 вопрос, 11 шкал. Из них 3 - оценочные.

Цель методики: Первые три оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности результатов тестирования и величину коррекции вносимую чрезмерной осторожностью (шкала лжи (L); шкала достоверности (F); шкала коррекции (К)).

Остальные 9 шкал являются базисными и оценивают свойства личности (шкалы: Ипохондрии (1), Депрессии (2), Истерии (3), Психопатии (4), Паранойяльности (6), Психоастении (7), Шизоидности (8), Гипомании (9) Обработка результатов и описание всех шкал методики представлены в приложении 8..

Процедура обследования является стандартной для всех опросников.

Обработка и интерпретация результатов: Высокими оценками по всем шкалам, после построения профиля личности. Являются оценки, превышающие 70. Низкими оценками считаются оценки ниже 40.

Методика исследования личности «Дом - дерево- человек» Дж. Бука

Целью является исследование личности.

Суть методики заключается в следующем. По мнению Дж. Бука по рисункам можно судить об эффективной сфере личности, ее потребностях, уровня психосексульного развития и т.д. Автор демонстрирует возможность теста определять уровень интеллектуального развития.

Инструкция. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем поводится опрос по разработанному плану Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПб.: Речь, 2002. 230 с.,.278с..

«Несуществующее животное»

По своему характеру относится к числу проективных методов. Этот тест построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка

Цель - исследование личности. По составу данных тест ориентировочный, и поэтому как единственный метод исследования использован быть не может. (требует объединения с другими методами, т.е. использования в качестве батарейного инструмента исследования.

Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем» Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПб.: Речь, 2002. С.241..

1.3 Основные методы социально-психологической реабилитации раненых.

Под термином реабилитация большинство исследователей подразумевают систему государ-ственных социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение временной или стойкой утраты трудоспособности и на скорейшее возвращение больных и инвалидов в общество и к общественно полезному труду См.: Боченков А. А. Основные принципы и положения системы психофизиологической реабилитации пострадавших // Вопр. психологии и физиологии труда корабельных специалистов: Материалы и тезисы докладов 2-й научно-практической конференции врачей-психофизиологов ВМФ. -- СПб.: ВМФ, 1992. -- С.114-120..

Проблема реабилитации не укладывается в рамках исключительно медицинских знаний, поскольку она представляет собой систему научной и практической деятельности, направленную на восстановление личностного и социального статуса субъекта путем комплексного воздействия на личность с привлечением медицинских, психологических, социальных, педагогических, правовых и иных средств.

Медицинская реабилитация представляет собой систему мероприятий, направленных на профилактику патологических процессов, приводящих к временной утрате трудоспособности, или на возможно раннее и эффективное возвращение больных и инвалидов в общество и к полезному труду См.: Медицинская реабилитация раненых и больных / под редакцией Ю.Н. Шанина. - СПб.: Специальная литература, 1999. С. 219.

32См.: Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук.-- СПб.: ЛГУ, 1996.-- 37с..

Под психологической реабилитацией военнослужащих, получивших травмы и ранения при выполнении профессиональных обязанностей, следует понимать систему медико-психологиче-ских реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния организма, нормализацию эмоциональной, морально-нравственной и мотивационной сфер, достижение оптимального уровня личностной адаптации и профессионально важных ка-честв пострадавших (реконвалесцентов), обеспечивающих военно-профессиональную работоспособность. Психологическую реабилитацию проводят врачи-психофизиологи, медицинские и социальные психологи, владеющие методами психодиагностики, психокоррекции и психотерапии.

Психологическая реабилитация раненых должна отвечать принципам: про-фессиональности, обоснованности, индивидуальности и оптимальной длительности.

Профессиональность. Мероприятия психофизиологической реабилитации должны проводить врачи-психофизиологи, имеющие специальную подготовку по оценке функциональ-ного состояния человека и владеющие метод социально-психологического изучения и психо-физиологического обследования.

Обоснованность мероприятий психофизиологической реабилитации. Этот принцип предусматривает подбор надежных, доступных и оптимальных методов психологической реабилитации, проверенных многолетней практикой, которые возможно ре-ализовать в условиях нахождения реконвалесцента в медицинском учреждении. Методы психологической реабилитации следует выбирать с учетом особенностей функционального состояния соматической и психической сфер после боевой травмы и назначенной лечащим врачом терапии.

Индивидуальность психологической реабилитации предусматривает в процессе ее планирования и проведения учет уровня снижения профессионально важных качеств, наличия патохарактерологических изменений личности, восприимчивости и переносимости реконвалесцентами различных медико-психологических методов.

Непрерывность и оптимальная длительность реабилитационных мероприятий. Психологическую реабилитацию следует начинать с момента поступления в лечебное учреждение и продолжать до нормализации функционального состояния и восстановления профессионально важных качеств. Преждевременное и недостаточно обоснованное сокращение курса психологической реабилитации, а тем более полное его прекращение, приводят к срыву ремиссии, психологической декомпенсации, подрывают веру во врача и успех лечения.

Основные задачи психологической реабилитации определяются характером психо-логического состояния, выраженностью нервно-эмоциональных расстройств и индиви-дуально-личностными особенностями раненых. Основными из них являются: См.: Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук.-- СПб.: ЛГУ, 1996.-- 37с..

· оценка психологического состояния пострадавших, определение качества и степени психоэмоционального расстройства;

· определение оптимальных путей и методов психологического воздействия, направленных на восстановление оптимальной работоспособности;

· формирование оптимальной психологической реакции на течение и последствия ранения и заболевания;

· изучение динамики психических нарушений в процессе лечения в стационаре и пост стационарном периоде;

· оценка физической, сенсорной и интеллектуальной работоспособности реконвалесцентов и сопоставление их с номинальными показателями профессиональной работоспособности;

· коррекция психосоматического статуса методами психотерапевтических: психофизиологи-ческих и психофармакологических воздействий;

· необходимости -- профессиональной переориентации

· Задачи психологической реабилитации решают поэтапно, в соответствии со структу-рой реабилитационных мероприятий.

Основные этапы психологической реабилитации См.: Медицинская реабилитация раненых и больных / под редакцией Ю.Н. Шанина. - СПб.: Специальная литература, 1999. С. 165

Диагностическим и клинико-психологическим обследованием оценивают фун-кциональное состояние раненых, их психологические особенности, определяют уро-вень физиологических резервов систем организма и напряжение процесса психической адапта-ции. На данном этапе могут определяться степень и особенности психоэмоциональных нарушений, отклонения и особенности познавательных психических способностей -- памяти, внимания и мышления.

Лечебно-восстановительный, когда конкретизируется индивидуальный подход, основанный на наличии психоэмоциональных нарушений индивидуума, осуществляется под-бор индивидуального психотерапевтического воздействия (рациональная психотерапия, логотерапия, релаксирующие техники с элементами суггестии и др.). Периодически контролирует-ся динамика психического статуса и коррегируются лечебные мероприятия.

Социальной адаптации (профессионально-восстановительный). На данном эта-пе используют специальные тренажеры, аппаратурные и компьютерные методики для восста-новления утраченных навыков. Анализируется эффективность лечебно-восстановительных ме-роприятий и определяется степень восстановления профессиональной пригодности и работоспособности.

При реализации и применение перечисленных выше техник был использован основной принцип - учет индивидуально-психологических особенностей каждого раненного и соответствие их основным задачам социально-психологической реабилитации.

В основу психокоррекционных мероприятий, применяемых в 6 ЦВКГ с ранеными легли cледующие методы социально-психологической реабилитации: суггестивная терапия; рациональная психотерапия; гетеро- и ауторелаксационные техники; психологическое консультирование; психоанализ; трансактный анализ; психодрама; логотерапия, гештальт-терапия, дебрифинг стресса критических инцидентов, и другие См.: Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных трудов / Под ред. Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. - Т.3. - М.: Изд. 6 ЦВКГ МО РФ, 1998. - 281 с..

Рациональная психотерапия, как метод психотерапии, основывается на разубеждении, убеждении, обращении к разуму травмированного человека, предъявлении ему различных убедительных фактов, доказательств, что приводит его к возможности самому делать определенные выводы, приходить к нужным заключениям, изменяя отношение к психотравмирующей ситуации. Включает в себя проведение в доступной форме специальных бесед с военнослужащими, получившим психическую травму. В ходе них логически доказывается возможность успешного лечения.

Логотерапия, как метод психотерапии, основывается на исследовании смыслозначимых характеристик существования раненых и на оказании им помощи в осознании смысла жизни, осуществление которого дает лечебный эффект. Уникальный смысл жизни или выполняющие его функцию обобщенные ценности можно найти в одной из трех сфер: творчества, переживания и сознательного принимаемого отношения к тем обстоятельствам, кои невозможно изменить Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998. С. 269.

Суггестивная психотерапия представляет собой осуществление эмоционального влияния на психику военнослужащего, т.е. внушение ему определенных мыслей. Воздействие на человека осуществляется двумя способами: внушением в состоянии сна (гипноз) и внушением в состоянии бодрствования. Внушение есть ни что иное, как целенаправленное психическое воздействие, пассивно воспринимаемое человеком без критической оценки. Наибольшее распространение получили такие формы внушения, как самовнушение (саморегуляция) и аутогенная тренировка. См.: Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных трудов / Под ред. Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. - Т.3. - М.: Изд. 6 ЦВКГ МО РФ, 1998. С. 119.

Трудотерапия - метод психологической реабилитации, применяемый в госпитале на этапе социальной адаптации. Также относится к методам психологической реабилитации, так как привлечение воинов с травмированной психикой к выполнению несложных работ и заданий, кроме развития физической активности, ведет к формированию устойчивого положительного фона настроения, позитивной установки к труду и служебной деятельности, способствует ускорению адаптации военнослужащего в воинском коллективе. Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных трудов / Под ред. Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. - Т.3. - М.: Изд. 6 ЦВКГ МО РФ,1998. - 281 с.

Эстетотерапия - лечение прекрасным, красивым. Включает в себя библиотерапию, музыкотерапию, натуртерапию и т.п. Физическая среда, окружающая человека (цвет; звуки; запахи; температурные, погодные, географические факторы), оказывают мощное воздействие на человека, меняя его психическое состояние, настроение, самочувствие и жизненный тонус. Основная цель этого воздействия состоит в отвлечении военнослужащего от остро переживаемых ситуаций для достижения успокоительного эффекта, снятия нервно-эмоционального напряжения, нормализации деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем. В данной работе основное внимание уделено исследованию влияния метода психологического дебрифинга на индивидуально-личностные особенности психики военнослужащих, получивших увечья в ходе боевых действий. Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных трудов / Под ред. Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. - Т.3. - М.: Изд. 6 ЦВКГ МО РФ,1998. - 290с.

Гештальт-терапия -- это направление психотерапии, которое ставит своими целями расширение осознания человека и посредством этого лучшее понимание и принятие человеком себя, достиже-ние большей внутриличностной целостности, большей напол-ненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внеш-ним миром, в том числе с окружающими людьми Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479.

Гештальт-терапия, представляет собой терапевтический подход, в котором терапевт помогает клиенту достичь самоинтеграции и научиться направлять свою энергию на развитие и самоактуализацию.

Феноменологический подход в гештальт-терапии реализует-ся через то, что терапевт с уважением относится как к субъек-тивному опыту клиента, так и к своему субъективному личному опыту. Гештальт-терапевт не вкладывает какого-либо опреде-ленного значения в переживания и поведение клиента, в про-цессе осознавания клиент сам обнаруживает их значение.

Главная цель - достижение возможно более полного осознания себя: своих чувств, потребностей, жела-ний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности, а также насколько возможно полного осознания внешнего ми-ра, прежде всего мира межличностных отношений. Гештальт-терапия не стремится к немедленному изменению поведения и быстрому устранению симптомов. Устранение симптомов или изменение поведения, достигнутое без достаточного осо-знания, не дает стойких результатов или приводит к возникно-вению новых проблем на месте старых.

В результате гештальт-терапии клиент приобретает способ-ность сознательно выбирать свое поведение, используя различ-ные аспекты своей личности, сделать свою жизнь более напол-ненной, избавиться от невротических и других болезненных симптомов. Он становится устойчивым к манипуляциям дру-гих людей и сам способен обходиться без манипуляций, други-ми словами, он научается стоять на собственных ногах.

Гештальт-терапия проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме. Если гештальт-терапия проводится в груп-пе, то психотерапевт обычно работает с одним (реже с двумя) из участников. Остальные члены группы могут идентифицировать-ся с «работающим» участником, оказывать ему эмоциональную поддержку, а в некоторых случаях обеспечивать обратную связь.

С точки зрения Гештальт-терапии, только сам человек является в конечном счете ответственным за все, что с ним происходит и за все, что он испытывает в виде эмоций или ощущений. Иными словами сам человек ответственен за тот выбор, который он производит, и если он выбирает быть несчастным и жить в прошлом, то это его право и его ответственность Перлз Ф., Гудмен П ,Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. Из этого положения и выводится основной принцип применения методов Гештальт-терапии при коррекции постстрессовых состояний. Основная цель психокоррекционной интервенции заключается в изменении отношения пострадавшего к самому факту наличия в его жизни психотравмирующей ситуации. Подобный прием давно применяется на практике людьми, ничего не знающими о Гештальт-терапии, и заключается в том, что человеку, побывавшему в экстремальной ситуации предлагают сравнить ее с более тяжелыми жизненными обстоятельствами, или же воспринимать ее как самый ужасный эпизод в своей жизни42 Конторович В. А., Анцупова Г. Л. Психологический дебрифинг как одна из форм помощи вскоре после участия в кризисной ситуации // Особенности проявления посттравматического стрессового расстройства у военнослужащих - участников боевых действий и членов их семей. Стратегия психологической помощи: Сборник статей. - г. Ростов-на-Дону, 2001..

Дебрифинг стресса критических инцидентов Рудестам К.Э. Групповая психотерапия. Психокоррекционная группа: теория и практика. М., Прогресс, 1993. представляет собой организованное обсуждение стресса, пережитого военнослужащими совместно при решении общей боевой задачи.

Цель: минимизация и купирование психических страданий военнослужащих. Достигается путем неуклонного решения задач.

По окончании периода пребывания в психотравмирующей обстановке рекомендуется проводить так называемую деэскалацию или демобилизацию: мероприятия, направленные на уменьшение дистресса, связанного с возвращением к повседневной жизни и обычным условиям деятельности. В рамках короткой 10-15 минутной беседы обсуждаются симптомы постстрессовой реакции, способы их уменьшения, даются соответствующие рекомендации. В конце беседы командир отдает распоряжение о порядке дальнейшей организации службы и прохождения реабилитационного периода. В заключение дается необходимая информация о том, куда обратиться за дополнительной консультацией, о времени и месте проведения полного психодиагностического обследования и (или) полного психологического дебрифинга.

Трансактный анализ - социально ориентированный терапевтический метод, конечной целью которого является формирование гармоничной, социально адаптированной личности, метод социального переучивания с целью разрешения внутренних проблем личности и в тех случаях, когда человек чувствует неэффективность своих привычных способов коммуникаций с д

ругими людьми. Таланов В.Л., Малкина - Пых И.Г Справочник практического психолога. -СПб.:Сова, М.: ЭКСМО, 2003. - 928с:ил..574 с.

Цель:

· подведение человека к осознанию бессознательных механизмов формирования у него определенного сценария;

· реконструкция и создание автономной и свободной личности, которая сама принимает ответственность за собственную судьбу;

· научить человека жить полностью реализуя себя.

Основой ТА являе6тся модель эго - состояний. Эго - состояние - это совокупность связанных друг с другом поведений, мыслей и чувств как способ проявлений нашей личности в данный момент.

ЗАБОТЛИВЫЙ РОДИТЕЛЬ КРИТИЧНЫЙ

ВЗРОСЛЫЙ

ЕСТЕСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК КАПРИЗНЫЙ

ПОСЛУШНЫЙ

Способы распознавания эго - состояний.(4 диагноза) Таланов В.Л., Малкина - Пых И.Г. Справочник практического психолога. - СПб.:Сова, М.: ЭКСМО, 2003. - 928 с:ил 574 с.

Поведенческий диагноз .Анализируется поведение человека - его слова, тон голоса, жесты, положение тела, выражение лица.

Социальный диагноз. Анализируется эго - состояние, из которого обращаются к нам в наше эго - состояние люди.

Исторический диагноз. Проведение анкетирования по специальному опроснику, с помощью которого выясняется роль родительских фигур в детском возрасте человека.

Феноменологический диагноз. Анализируется оценка социального окружения (родители, близкие) данные индивидууму.

Трансакция имеет место тогда, когда имеет место какой -то вид коммуникации (общения). Начало коммуникации - стимул, ответ - реакция.

Параллельная(дополняющая) трансакция - это такая трансакция, в которой трансакционные векторы параллельны друг другу, а эго - состояние в которое они направлены, является источником реакции.

Пересекающиеся трансакция- это такая трансакция, в которой векторы не параллельны друг другу, или эго - состояние, в которое они напрвлены, не являются источником реакции. Также возможна скрытая трансакция, в которой одновременно передаются два сообщения. Одно из них открытое, или сообщение социального уровня (Взрослый - Взрослый) , другое - скрытое, или сообщение психологического уровня (Родитель - Дитя, или Дитя - Родитель).

Концепция сценария в настоящее является, наряду с моделью эго - состояний, центральной идеей ТА.(впервые была разработана Э.Берном в сер. 60-х гг. ХХ в.)

Основные положения концепции сценария в ТА.

· Сценарий -это план жизни.

· Сценарий - всегда приводит к определенному финалу.

· Человек сам принимает решение о сценарии.

· Сценарий - подкрепляется родителем.

· Сценарий - лежит вне пределов осознания.

Реальность искажается человеком с целью «оправдания» сценария.

Психодрама - метод терапии, в ходе которой человек с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывая сцены, имеющие отношение к его проблеме. Участие раненых в психодраматических группах позволяет психологам решить целый ряд задач психокоррекционной программы: Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М., Прогресс, 1994.- 347 с.

· оказать помощь раненым в осознании и эмоциональном отреагировании психотравмирующего опыта;

· преодолеть имеющиеся внутриличностные конфликты, повысить личностную интегрированность, уровень адекватности самовосприятия и самооценки, изменить неадекватные установки по отношению к другим людям, себе, к своему прошлому, настоящему и будущему;

· оказать помощь раненым в преодолении неэффективных способов вступления в контакт с партнером по общению, ведения диалога с ним и выходу из контакта;

· осмыслить причины имеющихся межличностных конфликтов, повысить компетентность в умении, предвидеть возникновение конфликтных ситуаций,

· адекватно в них ориентироваться, эффективно взаимодействовать с оппонентом в случае возникновения конфликтов и быстро их разрешать;

· снизить уровень личностной тревожности, психической напряженности, эмоциональной неустойчивости и неуверенности в себе;

· овладеть навыками самоконтроля и релаксации, способствующими эффективному общениюСм.: Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных трудов / Под ред. Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. - Т.3. - М.: Изд. 6 ЦВКГ МО РФ, 1998. С. 268..

Сам Я.Л. Морено считал психодраму методом, позволяющим проживать жизненные ситуации и выходящим далеко за рамки психотерапии Психодама: вдохновение и техника / Под ед. П. Холмса и М. Кап.- М.: Независимая фима «Класс», 2000. С. 26..

В психодраме участник одновеменно и главный герой своей драмы, и ее творец, и исследователь себя и своей жизни, причем не только реальных событий и жизненных кризисов, но и различных аспектов внутренних психологических событий. В ходе психодрамы человек проявляет весь набор типичных для него моделей поведения и различных эмоциональных состояний.

Содержанием драматического действия становятся не вполне осознаваемые и не пережитые в полной мере аспекты его жизни. С помощью специальных техник в ходе драмы реконстуиуются и раскываются не проявленные чувства и неосознанные установки, помогая человеку по-новому увидеть себя, взглянуть на ситуацию и свои возможности. Ключ здесь лежит в проигрывании различных ролей в групповом процессе, в котором есть место для рационального, реального и воображаемого, спонтанного и рефлективного, будущего, настоящего и прошлого, для серьезности и игры, эмоций и мышления, внутреннего и межличностного, духовного и эстетического См.: Лейтц Г. Психодрама: Теория и практика: Классическая психодрама Я. Л. Морено. - М.: «Прогресс», «Универс», 1994. - 351 с..

Исцеляющее воздействие психодрамы как группового метода во многом связано с тем, что психологическая правда человека предъявляется им в ситуации эмоционального отвержения другими, в атмосфере психологической поддержки группы, в условиях, побуждающих его витальность и креативный потенциал, благодаря переживанию радости игы. Все эти качества психодраматического действия способствуют личностному росту, укрепляют надежду на изменения, стимулируют ответственность за свою жизнь и принимаемые решения, помогают преодолевать трудности в общении.

Задачи психодрамы:

· восстановление функционального состояния организма;

· снижение психоэмоционального напряжения, уровня тревожности;

· повышение характеристик личностного адаптационного потенциала;

· формирование стереотипа поведения для последующей профессиональной деятельности и личной жизни;

· развитие коммуникативных способностей;

· фомиование положительного отношения к собственной болезни. Иванов А.Л., Голов Ю.С., Дыбов М.Д. Опыт применения психодрамы в медико-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения в Чеченской республике // Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных трудов / Под редакцией Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. - Т. 3. - М.: Изд. 6 ЦВГК МО Ф, 1998. С.268.

1.4 Метод психологического дебрифинга в комплексной системе социально-психологической реабилитации раненых.

Метод «дебрифинга критического инцидента», разработанный американским психологом Дж. Митчелом в 1983 году для работников «опасных профессий» (спасатели, полицейские, пожарные, военнослужащие во время боевых действий, и др.)

Дебрифинг представляет собой психолого-педагогический групповой метод дискуссии под руководством подготовленного профессионала, это особым образом организованное групповое обсуждение, предназначенное для того, чтобы помочь участникам кризисного инцидента справиться с психологическими последствиями кризиса, а также выработать навыки, которые необходимы в случае повторного столкновения с подобной ситуацией. Дебрифинг относится к мерам экстренной психологической помощи. Он проводится как можно раньше после события, возможно, через несколько часов или дней после трагедии. Экстренная психологическая помощь характерна тем, что проводится с людьми в остром стрессовом состоянии (ОСР - острое стрессовое расстройство). Это состояние представляет собой переживание эмоциональной и умственной дезорганизации. Конторович В. А., Анцупова Г. Л. Психологический дебрифинг как одна из форм помощи вскоре после участия в кризисной ситуации // Особенности проявления посттравматического стрессового расстройства у военнослужащих - участников боевых действий и членов их семей. Стратегия психологической помощи: Сборник статей. - г. Ростов-на-Дону, 2001. Процедура дебрифинга позволяет участникам в условиях безопасности и конфиденциальности отреагировать на впечатления, реакции и чувства, связанные с событием. Встречая похожие переживания у других людей, участники получают облегчение, - у них снижается ощущение уникальности и ненормальности собственных реакций, уменьшается внутреннее напряжение. В группе появляется возможность получить поддержку от других участников. Действия ведущих направлены к тому, чтобы мобилизовать внутренние ресурсы участников, помочь им подготовиться к переживанию тех симптомов или реакций ПТСР (посттравматического стрессового расстройства), которые могут возникнуть впоследствии. Обязательно участникам сообщается о том, где они впоследствии могут получить помощь.

Цель дебрифинга - снизить тяжесть психологических последствий после пережитого стресса и. предупредить развитие синдрома посттравматических стрессовых расстройств.. Конторович В. А., Анцупова Г. Л. Психологический дебрифинг как одна из форм помощи вскоре после участия в кризисной ситуации // Особенности проявления посттравматического стрессового расстройства у военнослужащих - участников боевых действий и членов их семей. Стратегия психологической помощи: Сборник статей. - г. Ростов-на-Дону, 2001.

Задачи дебрифинга:

· Отреагирование впечатлений, реакций, чувств.

· Способствование когнитивной организации переживаемого опыта путем понимания как событий, так и реакций.

· Уменьшение индивидуального и группового напряжения.

· Уменьшение ощущения уникальности и патологичности собственных реакций.

· Мобилизация внутренних и внешних групповых ресурсов, усиление групповой поддержки, солидарности, понимания.

· Подготовка к переживанию тех симптомов или реакций, которые могут возникнуть.

· Информирование участников о том, где они в дальнейшем могут получить помощь.

Проводить дебрифинг возможно в любом месте, но нужно стремиться к тому, чтобы помещение было удобным, доступным и изолированным. Оптимальное количество участников в группе от 10 до 15 человек. Проводится дебрифинг под руководством двух подготовленных специалистов-дибриферов. Не допускается присутствие посторонних лиц, не имеющих непосредственного отношения к событию.

Время проведения четко обозначается вначале и составляет 2-2,5 часа без перерыва. Ограничение вводится по той причине, что за это время происходит очень интенсивная переработка опыта, в которой задействованы достаточно сильные эмоции.

Дебрифинг имеет четкую структуру и включает в себя семь последовательных фаз: Конторович В. А., Анцупова Г. Л. Психологический дебрифинг как одна из форм помощи вскоре после участия в кризисной ситуации // Особенности проявления посттравматического стрессоового расстройства у военнослужащих - участников боевых действий и членов их семей. Стратегия психологической помощи: Сборник статей. - г. Ростов-на-Дону, 2001.

вводная фаза;

фаза описания фактов;

фаза описания мыслей;

фаза описания переживаний;

фаза описания симптомов;

фаза обучения;

завершающая фаза

Вводная фаза.

Начинается процедура со знакомства - дебриферы и участники представляются. Ведущие выражают сожаление по поводу случившегося.

Затем устанавливаются цели дебрифинга - помочь справиться с последствиями травмирующего события. Следует подчеркнуть, что дебрифинг - это не психотерапия, эта процедура позволяет поделиться своими чувствами и реакциями, помочь себе и другим, узнать о том, какие бывают обычно реакции на подобные события и как с ними справляться.

Для создания атмосферы безопасности принимаются правила. Рекомендуемые правила:

· Оставаться в течение всего времени (два часа).

· Говорить только от себя (не обобщать высказывания).

· Не уходить от темы.

· Право не высказываться.

· Относиться друг у другу с уважением, не высказывать оценочных суждений.

· Сохранение конфиденциальности.

Участники могут дополнить этот список. Могут задать уточняющие вопросы. Правила обозначаются для того, чтобы уменьшить тревогу, которая естественным образом может возникать у участников. Декларируется, что ни одного из членов группы не могут принуждать говорить что-либо против его воли. Единственное условие участия - они должны назвать свое имя и выразить свое отношение к катастрофе или тому событию, участником или свидетелем которого они были. Однако от них требуется умение выслушивать, не перебивая и давая возможность высказаться всем желающим.

Члены группы должны быть уверены в соблюдении конфиденциальности содержания встречи. Ведущий дает гарантию, что все сказанное не выйдет за рамки этого круга. Членов группы также просят соблюдать конфиденциальность. Однако, можно обсудить возможность публикации обобщенных фактов. Возможно, что тогда они смогут помочь другим людям, вовлеченным в данную ситуацию или подобные, избавиться от ощущения уникальности собственных переживаний, которое ведет к замкнутости в себе и изоляции.

Нужно, чтобы участники знали, что дебрифинг не предполагает оценок, критики, споров.

Имеет смысл проговорить то, что во время процедуры возможно оживление сильных переживаний. Из-за этого участники могут почувствовать себя хуже. Но это необходимый этап проработки травматического опыта, без которого невозможно от этих переживаний освободиться. Однако это этап, и он будет иметь завершение.

Ведущие должны убедиться, что в помещении нет никого из посторонних - например, любопытствующих журналистов или представителей администрации, не имеющих непосредственного отношения к событию.

Фаза фактов.

Участникам предлагается по кругу ответить на следующие вопросы:

· Кто вы и как связаны с событием (или с жертвой)?

· Где вы были, когда случилось событие?

· Что случилось?

· Что вы видели? Слышали?

Таким образом, каждый человек кратко описывает то, что произошло с ним во время инцидента: как он увидел событие и какова была последовательность произошедшего. Рудестам К.Э. Групповая психотерапия. Психокоррекционная группа: теория и практика. М., Прогресс, 1993.

Здесь возможны перекрестные вопросы участников друг другу, помогающие прояснить и сформировать объективную картину произошедшего. Это дает возможность восстановить ощущение ориентации в ситуации, что может способствовать упорядочиванию мыслей и чувств. Знание всех событий и их последовательности создает ощущение когнитивной организации.

Продолжительность фазы фактов может варьироваться. Чем дольше длился инцидент, тем длиннее должна быть эта фаза однако следует помнить, что это лишь этап работы. Стремление создать единое представление может привести к застреванию на ней. Так или иначе, человек может иметь собственное видение ситуации, которое определяется разными факторами: его местоположением в этот момент, длительностью участия, замеченными мелочами и др. Собственное видение определяет личный смысл случившегося для данного конкретного человека и становится впоследствии источником страданий.

Фаза мыслей.

На этой фазе дебрифинг фокусируется на процессах принятия решений и мышления.

Участники отвечают на вопросы:

· Какова была ваша первая мысль, когда вы осознали, что произошло? (вопрос для свидетелей события, спасателей, пострадавших).

· Какова была ваша первая мысль, когда вы узнали, что произошло? (вариант для тех, кто не был непосредственным свидетелем).

· Какие решения вы принимали? Почему?

Первая мысль зачастую содержит то, что составляет сердцевину тревоги. Однако высказать эти мысли для участников может быть затруднительно, потому что эти мысли кажутся неуместными или причудливыми или недостойными. Тем более важно поделиться ими. Сопоставление своей реакции с подобными реакциями других людей снижает напряжение и формирует общность.

Фаза чувств.

Обычно это самая длительная фаза дебрифинга. Предыдущие фазы актуализировали переживания, которые достаточно сильны и могут быть разрушительны для человека.

Задача этого этапа - создать такие условия, при которых участники могли бы вспомнить и выразить сильные чувства в условиях поддержки группы и в то же время поддержать других участников, которые также испытывают сильные страдания.

На этой фазе могут помочь такие вопросы, как:

· Как вы реагировали?

· Что было для вас самым ужасным из случившегося?

· Что запомнилось вам наиболее ярко?

· Какие телесные ощущения вы испытывали во время события?

· Что вы сказали бы погибшему, если у вас была бы такая возможность?

Желательно, чтобы все высказались по порядку. Однако, если группа большая, то отвечать можно в произвольном порядке.

Задача ведущих - поддерживать выражение чувств со стороны участников. При этом нужно поощрять участников отвечать друг другу, высказывать поддержку и выражать ее другими средствами (прикосновением, объятием, взглядом). Особенно важно мобилизовать групповую поддержку в моменты, когда состояние говорящего ухудшается.

Участники должны чувствовать, что любые их эмоции имеют право на существование, что они важны и достойны уважения.

Часто звучат такие чувства как ужас, страх, беспомощность, бессилие, одиночество. Очень характерное чувство для переживших катастрофу - чувство вины. Люди осуждают себя за те решения, которые им приходилось принимать в условиях недостатка информации, суеты и паники. Если кто-то из бывших с ними погиб, возможно возникновение переживания, которое называется «вина выжившего» - когда человек ощущает ответственность за их гибель, вину за неспособность помочь им и спасти погибших, переживает мысленные установки типа: «лучше бы вместо него погиб я».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 РЕФЕРАТЫ