бесплатные рефераты

Преодоление последствий посттравматического стрессового расстройства у участников боевых действий, получивших ранения и увечья, с помощью метода психологического дебрифинга

Примечание: мах - максимальное значение показателей шкал, помещенных в приложении,

мin - минимальное значение показателей шкал, помещенных в приложении,

среднее - среднее значение показателей шкал в группе.

Анализ результатов базисных шкал показал наличие тенденций к:

ипохондрии: испытуемые медлительны, плохо переносят смену обстановки, легко теряют равновесие в социальных конфликтах, близки к астено-невротическому типу;

депрессии: склонны к тревогам, неуверенности в себе, при малейших неудачах впадают в отчаяние. Высокие значения по шкале 2 (D - Депрессии) говорят о чувствительности и сензитивности.

Все остальные значения шкал лежат в пределах среднестатистической нормы См. приложения 10.

.

Анализ полученных результатов показал наличие слабовыраженной тенденции к снижению показателей практически по всем шкалам методики СМОЛ (см. таблицу 5 и приложение 10).

Таблица 6. Результаты обследования испытуемых

экспериментальной группы по методике СМОЛ

Шкалы

L

F

K

1

2

3

4

6

7

8

9

Max.

59

59

60

61

68

55

62

64

59

67

62

Min.

38

37

40

35

37

39

34

35

31

32

35

Среднее

44,5

47,4

49,8

50,3

50,6

48,5

48,4

46,3

47,8

51,5

47,9

Примечание: мах - максимальное значение показателей шкал, помещенных в приложении,

мin - минимальное значение показателей шкал, помещенных в приложении,

среднее - среднее значение показателей шкал в группе.

Анализ базисных шкал показал, что показатели шкал, имевших высокие значения (шкалы ипохондрии (1), депрессии (2), психоастении (7) после проведения реаблитации с использованием метода психологического дебрифинга снизились до среднестатистических параметров (см. таблицу 6, приложение 13).

Основные показатели, полученные с помощью графических методов

(контрольная группа после реабилитации) Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПб.: Речь, 2002. - 230 с., 278 с.

· тревожность (основные признаки: акцентированный контур основы, размещение рисунка над центром листа, открытый рот, большие глаза, контур фигуры затемнен, сильный нажим и др.) обнаружены у 55 % испытуемых;

· уверенность в себе (основные признаки: широкая листва ветви вверх, широкие ветви, широкие плечи, смещение рисунка вправо и др.) обнаружены у 27,3%исп.;

· доверие (дом вблизи, открытые двери, наличие крыльев) обнаружены у 19% испытуемых;

· мнительность (основные признаки: контур фигуры удвоен, ноздри, волосы не заштрихованы, не закрашены, рот с зубами) обнаружены у 4,3% испытуемых;

· общительность (основные признаки: дом вблизи, открытые двери, много окон, широкая листва, наличие крыльев и др.) обнаружены у 22 % испытуемых;

· замкнутость (основные признаки: дом вдали, отсутствие дверей, ствол сужается к низу, контур фигуры в острых углах) обнаружены у 24,6% исп.;

· низкая самооценка ( основные признаки: ветви вниз , руки за спиной, руки в карманах, рисунок ближе к нижнему краю листа и др.)обнаружены у 58 % исп.;

· высокая самооценка (основные признаки: земля, изображенная несколькими различными чертами, положение рисунка в верхнем крае листа)обнаружены у 17,6%испытуемых;

· адаптация(основные признаки: широкая листва, земля, изображенная одной чертой, наличие ушей, крепкие лапы и др.) обнаружены у 26,3 % испытуемых;

· дезадаптация(агрессия, пассивность) (основные признаки: дом вдали, смещение рисунка влево, наличие рогов, когтей, зубов) обнаружено у 55%испытуемых

Основные показатели, полученные с помощью графических методов

(экспериментальная группа после реабилитации) Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПб.: Речь, 2002. - 230 с., 278 с.

· тревожность (основные признаки: акцентированный контур основы, размещение рисунка над центром листа, открытый рот, большие глаза, контур фигуры затемнен, сильный нажим и др.) обнаружены у 45,6 % испытуемых;

· уверенность в себе (основные признаки: широкая листва ветви вверх, широкие ветви, широкие плечи, смещение рисунка вправо и др.) обнаружены у 28,3%исп.;

· доверие (дом вблизи, открытые двери, наличие крыльев) обнаружены у 22,6% испытуемых;

· мнительность (основные признаки: контур фигуры удвоен, ноздри, волосы не заштрихованы, не закрашены, рот с зубами) обнаружены у 2,3% испытуемых;

· общительность (основные признаки: дом вблизи, открытые двери, много окон, широкая листва, наличие крыльев и др.) обнаружены у 25,6 % испытуемых;

· замкнутость (основные признаки: дом вдали, отсутствие дверей, ствол сужается к низу, контур фигуры в острых углах) обнаружены у 21,6% исп.;

· низкая самооценка ( основные признаки: ветви вниз , руки за спиной, руки в карманах, рисунок ближе к нижнему краю листа и др.)обнаружены у 47,6 % исп.;

· высокая самооценка (основные признаки: земля, изображенная несколькими различными чертами, положение рисунка в верхнем крае листа)обнаружены у 28,3 %испытуемых;

· адаптация(основные признаки: широкая листва, земля, изображенная одной чертой, наличие ушей, крепкие лапы и др.) обнаружены у 32,3 % испытуемых;

· дезадаптация(агрессия, пассивность) (основные признаки: дом вдали, смещение рисунка влево, наличие рогов, когтей, зубов) обнаружено у 51%испытуемых

2.4 Обсуждения результатов.

Методика САН

Диаграмма 1. Результаты теста САН (контрольная группа)

При сопоставлении полученных результатов обследования военнослужащих, получивших ранения в Чеченской республике до реабилитации и после реабилитационных мероприятий у испытуемых контрольной группы не обнаружено значимых различий по показателям шкал «Самочувствие», «Активность», «Настроение» (см. диаграмма 1)Это позволяет нам сделать вывод о том, что реабилитационная работа без психологической поддержки приводит к незначительным улучшениям в оценке функционального, а также и психологического состояния раненых.

Диаграмма 2 Результаты теста САН (экспериментальная группа)

При сопоставлении полученных результатов обследования до и после применения метода психологического дебрифинга у испытуемых экспериментальной группы обнаружены значимые различия по показателям шкал «Самочувствие», «Активность», «Настроение» (см. диаграмму 2). Это позволяет нам сделать вывод о том, что социально-психологическая реабилитация с применением метода психологического дебрифинга приводит к значительным улучшениям функционального и психологического состояния военнослужащих, получивших ранения в Чеченской республике.

Методика исследования реактивной и личностной тревожности

Ч.Д. Спиблергера - Ю. Л. Ханина

Диаграмма 3.Результаты теста (контрольная группа)

При сопоставлении полученных результатов обследования до реабилитации и после реабилитации у испытуемых контрольной группы не было обнаружено значимых изменений по шкалам «личностной» и «реактивной» тревожности (см. диаграмму 3)

Диаграмма 4. Результаты теста (экспериментальная группа)

При сопоставлении полученных результатов обследования до реабилитации и после реабилитационных мероприятий у экспериментальной группы были обнаружены значимые изменения по шкале «реактивной тревожности», что говорит о снижении уровня ситуативной тревоги (см. диаграмму 4)Подобный результат может свидетельствовать о положительном влиянии психологического дебрифинга на военнослужащих.

Это позволяет нам сделать вывод о том, что реабилитационная работа в госпитале без психологической поддержки приводит к незначительным улучшениям психологического состояния раненых.

Стандартизированный многофакторный опросник личности СМОЛ)

При сопоставлении результатов на начальном этапе нахождения в госпитале и через 6 месяцев у испытуемых контрольной группы значительной динамики к улучшению психического состояния не выявилось. Анализ полученных результатов показал наличие слабовыраженной тенденции к снижению показателей практически по всем шкалам методики СМОЛ (см. диаграмму 5).

Это позволяет нам сделать вывод о том, что реабилитационная работа в госпитале без психологической поддержки приводит к незначительным улучшениям психологического состояния раненых.

Диаграмма 5.

Результаты по методике СМОЛ (Контрольная группа)

При сопоставлении результатов до и после проведения психологического дебрифинга у испытуемых контрольной группы были выявлены следующие тенденции: к снижению уровня ипохондрии, депрессии и психоастении.

Диаграмма 6.

Результаты по методике СМОЛ (Экспериментальная группа)

Графические методики

Диаграмма 7. Результаты обследования с помощью

графических методик ( контрольная группа)

Анализ результатов исследования. Все особенности больных, которые наиболее часто прослеживались в их рисунках, представлены в диаграмме в виде средних параметров для их сравнения до и после реабилитации.

Из диаграммы 7, контрольной группы средних значений видно, что больным наиболее свойственны такие психоэмоциональные особенности как тревожность, низкая самооценка и дизадаптация. Эти показатели ярко прослеживаются в диаграмме 7, в средних значениях (76%, 76%, 73,6% - соответственно) до реабилитации. И снижении этих показателей после реабилитации (средние: 55%, 58%, 55%).

В свою очередь такие показатели как доверие с 7% до 19%; общительность с 7% до 22%; адаптация с до 11,6% до 26,3% возросли, что свидетельствует о положительном эффекте СПР.

Диаграмма 8.Результаты обследования с помощью

графических методик (экспериментальная группа)

Анализ результатов исследования.

Все особенности больных, которые наиболее часто прослеживались в их рисунках, представлены в таблицах в виде средних параметров для их сравнения до и после реабилитации.

Из диаграммы 8, экспериментальной группы средних значений видно, что больным наиболее свойственны такие психоэмоциональные особенности как тревожность, низкая самооценка и дизадаптация. Эти показатели ярко прослеживаются в диаграмме 8, в средних значениях (73%, 76,3%, 75% - соответственно) до реабилитации. И снижении этих показателей после реабилитации (средние: 45%, 47,6%, 51%).

В свою очередь такие средние показатели как доверие с 7,3% до 22,6%; общительность с 9% до 25,6%; адаптация с до 11,3% до 32,3% возросли, что свидетельствует о положительном эффекте дебрифинга стресса критических ситуаций.

Статистический анализ результатов обследования испытуемых контрольной и экспериментальной групп после прохождения реабилитации

Для вычисления значимых различий использовался t-критерий Стъюдента См. приложение 1.

Показатель

К. г.

Э.г.

p

tкр.

t

Результат

Самочувствие

4,4

5,4

<=0,01

2,70

7,14

Выборки значимо отличаются друг от друга. Выборка Э превосходит выборку К по уровню признака.

Активность

4,6

5,3

<=0,01

2,70

4,11

Выборки значимо отличаются друг от друга. Выборка Э превосходит выборку К по уровню признака

Настроение

4,6

5,9

<=0,01

2,70

5,9

Выборки значимо отличаются друг от друга. Выборка Э превосходит выборку К по уровню признака.

Личностная тревожность

36,6

35,7

<=0,05

2,02

0,64

Выборки статистически не отличаются друг от друга.

Реактивная тревожность

43

37,7

<=0,01

2,70

4,01

Выборки значимо отличаются друг от друга. Выборка К превосходит выборку Э по уровню признака.

Шкала лжи (L)

46,5

44,5

<=0,05

2,02

0,64

Выборки статистически не отличаются друг от друга

Достоверность (F)

47,4

47,4

<=0,05

2,02

4,01

Выборки статистически не отличаются друг от друга

Коррекция (К)

51,6

49,8

<=0,05

2,02

0,86

Выборки статистически не отличаются друг от друга

Ипохондрия (1)

56,7

50,3

<=0,05

2,02

0

Выборки значимо отличаются друг от друга. Выборка К превосходит выборку Э по уровню признака.

Депрессия (2)

60,1

51,6

<=0,05

2,02

1,06

Выборки значимо отличаются друг от друга. Выборка К превосходит выборку Э по уровню признака.

Истерия (3)

52,7

48,5

<=0,05

2,02

2,72

Выборки статистически не отличаются друг от друга

Психопатия (4)

51,5

48,5

<=0,05

2,02

0,32

Выборки статистически не отличаются друг от друга

Паранойяльность (6)

52,1

46,3

<=0,05

2,02

1,15

Выборки статистически не отличаются друг от друга

Психоастения (7)

58,2

47,8

<=0,01

2,70

3,71

Выборки значимо отличаются друг от друга. Выборка К превосходит выборку Э по уровню признака.

Шизоидность (8)

55,5

51,5

<=0,05

2,02

0,52

Выборки статистически не отличаются друг от друга

Гипомания (9)

50,5

47,9

<=0,05

2,02

0,26

Выборки статистически не отличаются друг от друга

Примечание: Э - Среднее значение показателя экспериментальной группы, К- Среднее значение показателя контрольной группы; р -вероятность допустимой ошибки; tкр - Критическое значение t-критерия Стъюдента; t - значение t-критерия. Результат -обсуждение полученных данных; выделенным шрифтом обозначены показатели шкал, по которым были обнаружены статистически значимые различия, свидетельствующие о положительной динамике в состоянии испытуемых.

При сопоставлении полученных результатов обследования контрольной и экспериментальной групп обнаружены статистически значимые различия по показателям «Самочувствие», «Активность», «Настроение», что позволяет нам сделать вывод о том, что реабилитация раненых, включающая сеансы психологического дебрифинга приводит к снижению уровня реактивной тревожности.

При сопоставлении полученных результатов обследования контрольной и экспериментальной групп по тесту Ч.Д. Спилбергера обнаружены статистически значимые различия по показателю «реактивная тревожность», что позволяет нам сделать вывод о том, что реабилитация с помощью метода психодрамы приводит к снижению уровня реактивной тревожности.

При сопоставлении результатов по тесту СМОЛ у испытуемых контрольной и экспериментальной групп обнаружены статистически значимые различия по показателям «ипохондрия», «депрессия» и «психоастения», это свидетельствуе.т о том, что использование сеансов психологического дебрифинга в реабилитации рененых позволяет снизить уровень ипохондрии, психоастении и депрессии.

Выводы по 2 главе:

Для военнослужащих, получивших ранения и увечья в Чеченской республике, характерно наличие таких особенностей индивидуально-личностной сферы, как высокий уровень реактивной тревожности, сниженное самочувствие, активность, настроение; они имеют тенденции к депрессии, ипохондрии, агрессии; в отношении к своей болезни у комбатантов преобладает страх стать обузой для окружающих и боязнь их неблагожелательного отношения к себе; тревожная мнительность относительно успеха протезирования и реабилитации.

После проведения сеансов психологического дебрифинга снизился уровень тревожности, агрессивности, эмоционального дискомфорта; повысились активность и настроение, улучшилось самочувствие; выявились тенденции снижению уровня ипохондрии и депрессии. После сеансов увеличилось количество испытуемых, имеющих гармоничный тип отношения к болезни.

Психологическое дебрифинг является эффективным способом социально - психологической реабилитации военнослужащих получивших ранения и увечья в Чеченской республике.

Методика проведения психологического дебрифинга может быть использована практикующими психологами в любом учреждении медико-психолого-социальной реабилитации участников боевых действий.

Заключение

Социально-психологическая реабилитация является одним из необходимых компонентов медицинской реабилитации военнослужащих, получивших ранения и увечья в ходе боевых действий.

Дебрифинг стресса критических инцидентов является одним из методов групповой психокоррекции социально-психологической реабилитации. Проведенное на базе 6 Центрального военного клинического госпиталя - Всеармейского реабилитационного центра исследование эффективности использования метода психологического дебрифинга в социально -психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения в Чеченской республике показало, что метод психологического дебрифинга позволяет глубоко изучить и выявить у обследуемых психические травмы и провести их коррекцию, в условиях многопрофильного реабилитационного центра. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Поскольку раненые находятся на лечении в госпитале длительный период, имелась возможность оценить эффективность применения метода психологического дебрифинга через шесть месяцев после первичного обследования.

В целом результаты обследования позволяют говорить о том, что, эмоционально пережив и осознав психотравмирующие события из своего прошлого и их причины, раненые во многом излечивают свои психические травмы. После проведения сеансов ПД у раненыхснизился уровень эмоционального дискомфорта тревожности и агрессивности; повысились активность и настроение, улучшилось самочувствие; снизились тенденции к депрессии, ипохондрии.

Участие раненых в сеансах психологического дебрифинга позволяет психологам решить следующие задачи психокоррекционной программы: оказать помощь раненым в осознании и эмоциональном отреагировании психотравмирующего опыта, преодолеть имеющиеся психические травмы, внутриличностные конфликты, уровень адекватности самовосприятия и самооценки, изменить; снизить уровень личностной тревожности, психической напряженности, эмоциональной неустойчивости и неуверенности в себе в трудных жизненных ситуациях.

Осознание и эмоциональное отреагирование ранеными военнослужащими психотравмирующего опыта позволяет им быстрее и эффективнее проходить курс лечения и реабилитации в госпитале и адаптироваться к будущей жизни.

Таким образом, исцеляющее воздействие психологического дебрифинга как метода психокоррекции во многом связано с тем, что психологическая правда человека предъявляется им в ситуации эмоционального и рационального принятия другим, в условиях, пробуждающих его откровенность. Все это способствует личностному росту, укрепляют надежду на изменения, стимулируют ответственность за свою жизнь и принимаемые решения, оказывают положительное воздействие на индивидуально-психологические особенности личности военнослужащих, получивших ранения и увечья в ходе боевых действий.

Список литературы.

Абдурахманов Р.А. Психологические трудности в общении, их коррекция у ветеранов боевых действий в Афганистане. Дисс… канд. психол. наук. - М.: ВПА, 1994. - 223 с.

Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных трудов / Под ред. Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. - Т.3. - М.: Изд. 6 ЦВКГ МО РФ,1998. - 281 с.

Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. -- М.: Медицина, 1993. - 400 с.

Александровский Ю. А., Лобастов О. С., Спивак Л. И., Щукин В. П. Психогении в экстремальных условиях -- М.: Медицина, 1991. -- 96 с.

Барц Э. Игра в глубокое: введение в юнгиансую психодраму / Пер. с нем. К.Б. Кузьминой. - М.: Класс, 1997. - 137 с.

Бассин Ф.В., Рожнов В.Е., Рожнова М.А. Психическая травма (к современному пониманию ее природы и общих принципов ее психотерапии): Руководство по психотерапии под ред. Рожнова В.Е. Ташкент, Медицина, 1979. - 192 с.

Березовец В.В. Социально - психологическая реабилитация ветеранов. Дисс. … канд. психол. наук, М.,1997. - 165 с.

Белинский А.В., Иванов В.Н., Голов Ю.С., Лямин М.В. Результаты медико-психологической реабилитации участников боевых действий // Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных трудов / Под редакцией Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. - Т. 3. - М.: Изд. 6 ЦВГК МО РФ, 1998. - 281 с.

Боченков А. А. Основные принципы и положения системы психофизиологической реабилитации пострадавших // Вопр. психологии и физиологии труда корабельных специалистов: Материалы и тезисы докладов 2-й научно-практической конференции врачей-психофизиологов ВМФ. -- СПб.: ВМФ, 1992. -- 211 с.

Бурлачук Л.Ф. Основы психотерапии: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология» и «Социальная педагогика». - М.: Алетейа; Киев: Ника - Цент, 1999. - 317 с.

Василюк Ф.Е. Психотехника переживания, М., 1994. - 23 с

Голов Ю.С., Иванов В.Н., Белинский А.В. Оценка эффективности мероприятий медико-психологической реабилитации в госпитальных условиях // Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных трудов / Под редакцией Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. - Т. 3. - М.: Изд. 6 ЦВГК МО РФ, 1998. - 281 с.

Групповая психотерапия / Под. Ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. - М.: Медицина, 1990. - 384 с.

Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2001. - 560 с.

Захаров В. И., Стрельников А. А., Цыган В. Н. Клинико-патофизиологические особенности пери-ода реабилитации у раненых// Общая патология боевой травмы. -- СПб, 1994. -- 145 c.

Иванов А.Л., Дыбов М.Д., Мягков Ю.А. Использование проектных методик (графических тестов) в психологической диагностике с функциональными нарушениями сексуальной сферы //Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных трудов / Под редакцией Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. - Т. 3. - М.: Изд. 6 ЦВГК МО РФ, 1998. - 281 с.

Иванов В.Н., Голов Ю.С., Белинский А.В., Лямин М.В., Радостева Л.В., Дыбов М.Д. Динамика психофизиологических показателей в процессе медицинской реабилитации у военнослужащих, пострадавших в ходе боевых действий в Чеченской республике // Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных трудов / Под редакцией Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. - Т. 3. - М.: Изд. 6 ЦВГК МО РФ, 1998. - 281

Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л-д.: «Медицина», 1983. - 210

Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов / Пер. с англ. И.А. Лаврентьевой.- М.: Класс, 1998. - 236 с.

Конторович В. А., Анцупова Г. Л. Психологический дебрифинг как одна из форм помощи вскоре после участия в кризисной ситуации // Особенности проявления посттравматического стрессоового расстройства у военнослужащих - участников боевых действий и членов их семей. Стратегия психологической помощи: Сборник статей. - г. Ростов-на-Дону, 2001.

Короткова Н.В. Психологическая и медицинско - психологические особенности ветеранов.: Дисс…канд.психол.наук., СПб., 2000. - 174 с.

Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. О том, что в зеркалах: Очерки групповой психотерапии и тренинга. - М.: Класс,1999. - 225 с.

Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М., Прогресс, 1994.- 347 с.

Лямин М.В. Медико-психологическая реабилитация военнослужащих, участников боевых действий в Чечне в условиях многопрофильного госпиталя. Дисс. … канд. мед. наук - М.: 6 ЦВКГ, 1999. - 164 с.

Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослу-жащих: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук.-- СПб.: ЛГУ, 1996.-- 37 с.

Медицинская реабилитация раненых и больных / Под ред. Ю.Н. Шанина. - СПб.: “Специальная литература”, 1997. - 960 с.

Методическое пособие по работе с посттравматическим стрессовым расстройством. - СПб., ин-т ГАРМОНИЯ, 2001.

Методы современной психотерапии: Учебное пособие для студентов вузов /Л.М. Кроль, Е.Л. Михайлова, Е.А. Пуртова и др.; Сост. Л.М. Кроль, Е.А. Пуртова. - М.: Класс, 2001. - 477 с.

Морено Я. Л. Театр спонтанности. - Красноярск, 1993 . - 123 с.

Наенко Н. И. Психическая напряженность.-- М.: МГУ, 1976.-- 112 с.

Наследов А.Д., Тарасов С.Г. Применение математических методов в психологии: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 2001.- 208 с.

Новицкий А.А. Синдром хронического эколого-профессионального перенапряжения и проблемы сохранения здоровья личного состава в процессе военно-профессиональной деятельности // Труды Воен.-мед. акад.- СПб., 1994.- Т. 235.- С. 8-17.

Основные направления современной психотерапии: Учебное пособие /Е.С. Калмыкова, Х. Кэхеле, Н.Д. Семенова и др.- М.: Когито - Центр, 2000. - 377 с.

Основные типы психической дезадаптации у бывших воинов-интернационалистов. Психологи-ческая диагностика и психотерапия: Методические рекомендации / Карвасарский Б. Д., Алексеева Д. А., Ташлыков В. А. и др. -- Л., 1990. -- 18 с.

Проблемы социальной реабилитации участников войны в Афганистане (1979 - 1989 гг.): Сб. Рос. акад. наук. Институт социологии. - М., 1995. - 139 с.

Пограничные нервно-психические нарушения у ветеранов войны в Афганистане (посттравмати-ческие стрессовые нарушения): Методические рекомендации / Цыганков Б. Д., Белкин А. И., Веткина В. А. и др. - М., 1992. - 16 с.

Попов В.Е. Психологическая реабилитация военнослужащих после экстремальных воздействий.: Дисс. …канд. психол. наук, М., 1992. -214 с.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие // Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 560 с.

Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ»,1998 - 672 с.

Психологические тесты в двух томах. Под. ред. А.А.Карелина, т.1 Москва: Гуманитарный издательский центр, 2002 - 116 с.Раневая болезнь и медицинская реабилитация. /Сборник научных трудов. -- СПб.: Военно-мед. академия, Межгосударственный НИИ реабилитации участников войн, 1995. -- 143 с.

Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПб.: Речь, 2002. - 416 с.

Романова Е.С.. Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М.: Дидакт, 1992. - 256 с.

Рудестам К.Э. Групповая психотерапия. Психокоррекционная группа: теория и практика. М., Прогресс, 1993.

Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998. - 800 с.

Свядощ А.М. Неврозы. -М., 1982.-336 с.

Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2002. - 350 с.

Снетков В. Н., Литвинцев С. В., Фастовцев Г. А. Стрессогенные психические расстройства у раненых // Актуальные вопросы военной и экологической психиатрии. -- СПб.: ВМедА, 1995. -- С. 79-82.

Справочник военнослужащих - участников контртеррористических операций на территории Чеченской Республики. Информационно - правовой центр «Надежда».Н.В.Кузнецова, С.А.Белякин, А.В.Ломакин, Е.В.Кузнецова. Москва 2003г.

Справочник практического психолога. -СПб.:Сова, М.: ЭКСМО, 2003. - 928с:ил. Таланов В.Л., Малкина - Пых И.Г.

Удинцов Е. И. Социально-гигиенические аспекты инвалидности. -- М.: Медицина, 1985. -- 125 с.

Шанин В. Ю., Стрельников А. А. Типические патологические процессы периода реабилитации после ранений и пребывания в условиях боевой обстановки // Раневая болезнь и медицинская реабилита-ция. - СПб.: Глаголъ, 1995. - С. 116-120.

Приложение 1.

Для статистической обработки данных использовался t - критерий Стьюдента, для оценки статистической значимости разности выборочных средних арифметических двух распределений первичных величин. Он вычисляется по формуле:

Х1- среднее значение контрольной группы;

Х2- среднее значение экспериментальной группы;

m - стандартная ошибка средних величин, она высчитывается по следующей формуле:

Стандартное отклонение (у) и средние значения (X) считаются в таблице с помощью программы Excel.

Разность средних арифметических величин, считается статистически значимым, если tкр>=tст.; t кр.расчитывается в зависимости от количества испытуемых по таблице критических значений, по числу степеней свободы

N=n1+n 2-2, оно равно для выборки из 40 человек ,38. Следовательно, t кр.

для Р=0,05; 2,02, а t кр.для Р= 0,01; 2,70.

Приложение 2.

Результаты обследования контрольной и экспериментальной групп

по методике САН до реабилитации

Контрольная группа

исп.

Самочувствие

Активность

Настроение

1

5,3

4,6

4,8

2

5,1

5,3

5,5

3

3,2

3,4

3,9

4

4,4

4,8

5,3

5

3,9

4,2

4,6

6

4,5

4,7

4,9

7

3,9

5,1

4,9

8

5,2

5,6

6

9

4,7

4,1

3,7

10

3,5

3,3

3,9

11

3,5

3,7

3,9

12

4

4,5

5,2

13

3,9

4

5,1

14

2,2

2

2,2

15

5

3,8

3,7

16

3.2

4,4

3,7

17

4,3

3,6

4,3

18

2,8

4,2

5,2

19

4,6

3,8

4,7

20

4,2

3,4

4,4

ср.зн.

4

3,9

4,5

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 РЕФЕРАТЫ