Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность.
№
п/п
Утверждения
Оценка
Тип мотивации
1
Требует общения с разными людьми
И
2
Нравится родителям
-
3
Предполагает высокое чувство ответственности
С
4
Требует переезда на новое место жительства
+
5
Соответствует моим способностям
И
6
Позволяет ограничится имеющимся оборудованием
-
7
Дает возможность приносить пользу людям
С
8
Способствует умственному и физическому развитию
И
9
Является высокооплачиваемой
+
10
Позволяет работать близко от дома
+
11
Является престижной
-
12
Дает возможность роста профессионального мастерства
С
13
Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах
-
14
Позволяет реализовать способности к руководящей работе
С
15
Является привлекательной
И
16
Близка к любимому школьному предмету
+
17
Позволяет сразу получать хороший результат труда для других
С
18
Избрана моими друзьями
-
19
Позволяет использовать профессиональные умения вне работы
+
20
Дает большие возможности проявить творчество
и
С= И= += -=
Шкала оценок:
5 - очень сильно повлияло, 4 - сильно, 3 - средне, 2 - слабо, 1 - никак не повлияло
Оценка коммуникативных и организаторских способностей (КОС) в процессе первичной профконсультации
Инструкция: “Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте так: если ваш ответ на вопрос положителен (Вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте плюс, если же ваш ответ отрицателен (Вы не согласны) - поставьте знак минус. Следите, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда Вы запишите свой ответ, совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который Вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов”.
Вопросник КОС
Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?
Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время дома с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?
Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
Стремитесь ли Вы добиваться, что бы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязательств?
Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, что бы познакомиться с новым человеком?
Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?
Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?
Принимаете ли Вы участие в общественной работе школы?
Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?
Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
Верно ли, что у Вас много друзей?
Часто ли оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
При обработке результатов следует сопоставить ответы испытуемого с дешифратором и посчитать количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским способностям.
Дешифратор
Коммуникативные способности: положительные ответы - вопросы первого столбца; отрицательные ответы - вопросы третьего столбца.
Организаторские склонности: положительные ответы - вопросы второго столбца; отрицательные ответы - вопросы четвертого столбца.
Затем необходимо вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (КК) и организаторских (КО) склонностей как отношения количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (КХ) и организаторским склонностям (ОХ) к максимально возможному числу совпадений (20), по формулам
КК = КХ/20 и КО = ОХ/20
Для качественной оценки результатов необходимо сопоставить полученные коэффициенты со шкальными оценками.
Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей
КК
КО
Шкальная оценка
0,10 - 0,45
0,20 - 0,55
1
0,46 - 0,55
0,56 - 0,65
2
0,56 - 0,65
0,66 - 0,70
3
0,66 - 0,75
0,71 - 0,80
4
0,76 - 1,00
0,81 - 1,00
5
Тест Д. Голланда по определению типа личности
Инструкция: ниже попарно представлены различные профессии. В каждой паре профессий постарайтесь найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Например, из двух профессий - поэт или психолог - Вы предпочитаете вторую, тогда в листе ответов в графе 41(б) Вы должны поставить знак “плюс”.
1
Инженер техник
Инженер контролер
2
Вязальщик
Санитарный врач
3
Повар
Наборщик
4
Фотограф
Зав. Магазином
5
Чертежник
Дизайнер
6
Философ
Психиатр
7
Ученый химик
Бухгалтер
8
Редактор научного журнала
Адвокат
9
Лингвист
Переводчик художественной литературы
10
Педиатр
Статистик
11
Организатор воспитательной работы
Председатель профсоюза
12
Спортивный врач
Фельетонист
13
Нотариус
Снабженец
14
Перфоратор
Карикатурист
15
Политический деятель
Писатель
16
Садовник
Метеоролог
17
Водитель троллейбуса
Медсестра
18
Инженер-электрик
Секретарь машинистка
19
Маляр
Художник по металлу
20
Биолог
Главный врач
21
Телеоператор
Режиссер
22
Гидролог
Ревизор
23
Зоолог
Зоотехник
24
Математик
Архитектор
25
Работник ИДН
Счетовод
26
Учитель
Командир дружинников
27
Воспитатель
Художник по керамике
28
Экономист
Заведующий отделом
29
Корректор
Критик
30
Завхоз
Директор
31
Радиоинженер
Специалист по ядерной физике
32
Наладчик
Механик
33
Агроном
Председатель колхоза
34
Закройщик-модельер
Декоратор
35
Археолог
Эксперт
36
Работник музея
Консультант
37
Ученый
Актер
38
Логопед
Стенографист
39
Врач
Дипломат
40
Главный бухгалтер
Директор
41
Поэт
Психолог
42
Архивариус
Скульптор
Ключ к тесту Д. Голланда
Реалистический тип
Интеллектуальный тип
Социальный тип
Конвенциональный тип
Предприимчивый тип
Артистический тип
1а
1б
2б
3б
4б
5б
2а
6а
6б
7б
8б
9б
3а
7а
10а
10б
11б
12б
4а
8а
11а
13а
13б
14б
5а
9а
12а
14а
15а
15б
16а
16б
17б
18б
23б
19б
17а
20а
20б
22б
26б
21б
18а
22а
25а
25б
28б
24б
19а
23а
26а
28а
30а
27б
21а
24а
27а
29а
33б
29б
31а
31б
36б
32б
35б
30б
32а
35б
38а
38б
37б
37а
33а
36а
39а
40а
39б
41а
34а
37а
41б
42а
40б
42б
Карта интересов (модифицированная методика А.Е. Голомштока)
Инструкция: “У Вас есть возможность продолжить учебу или поступить на интересную работу. Для того чтобы помочь Вам выбрать профессию, предлагаем перечень вопросов. Подумайте перед тем, как ответить на каждый вопрос, постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если вы не раз убеждались, что очень любите или вам очень нравится то, о чем мы спрашиваем, то в листе ответов в главе под тем же номером, что и номер вопроса поставьте два плюса; если просто нравится (любите) - один плюс; если не знаете, сомневаетесь - ноль; если не нравится (не любите) - минус; если очень не нравится - два минуса.
Отвечайте на каждый пункт, не пропуская ни одного. Если у Вас возникают вопросы, спрашивайте сразу же. Время на заполнение листа не ограничивается”.
Любите ли Вы (нравится ли Вам, хотели бы вы)…
Знакомиться с жизнью растений и животных?
Уроки географии, чтения учебника по географии?
Читать художественную или научно-популярную литературу о геологических экспедициях?
Уроки и учебник анатомии и физиологии человека?
Уроки домоводства или домашние занятия домоводством?
Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков?
Читать об открытиях в химии или о жизни выдающихся химиков?
Читать технические журналы (“Техника молодежи”, “Юный техник” и др.)?
Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области электротехники и радиоэлектроники?
Знакомиться с различными металлами и их свойствами?
Узнавать о разных породах древесины и об их практическом применении?
Узнавать о достижениях в области строительства?
Читать книги, смотреть фильмы о водителях различных видов транспорта (авто-, железнодорожного и др.)?
Читать книги, смотреть фильмы о летчиках, космонавтах?
Знакомиться с военной техникой, встречаться с участниками Великой Отечественной и гражданской войн?
Читать книги об исторических событиях и исторических деятелях?
Читать классиков советской и зарубежной литературы?
Читать и обсуждать газетно-журнальные статьи и очерки?
Обсуждать текущие дела и события в классе и в школе?
Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя, пионервожатого)?
Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции?
Заботиться о порядке в вещах, о красивом виде помещения в котором учитесь, живете, работаете?
Читать книги типа “Занимательная математика” или “Математический досуг”?
Изучать экономическую географию?
Заниматься иностранным языком?
Знакомиться с жизнью выдающихся художников, с историей развития изобразительного искусства?
Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены и кино, встречаться с артистами, коллекционировать их фотографии?
Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыкального искусства?
Читать спортивные газеты, журналы, книги о спорте и выдающихся спортсменах?
Изучать ботанику, зоологию, биологию?
Знакомиться с различными странами по описанию и географическим картам?
Читать о жизни и деятельности знаменитых геологов?
Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах и о достижениях медицины?
Посещать с экскурсией предприятия легкой промышленности (швейное, обувное, текстильное и др.)?
Читать книги типа “Занимательная физика”, “Физики шутят”?
Находить химические явления в природе, проводить опыты по химии, следить за ходом химических явлений?
Знакомиться с новейшими достижениями современной техники (слушать и смотреть радио- и телепередачи, искать статьи в газетах)?
Посещать радиотехнический кружок или знакомиться с работой электрика?
Знакомиться с различными измерительными инструментами (для металлообработки) и работать с ними?
Наблюдать за изготовлением изделий из дерева, рассматривать новые образцы мебели?
Встречаться со строителями, наблюдать за их работой?
Читать популярную литературу о средствах и правилах передвижения?
Читать книги, смотреть фильмы о речниках, моряках?
Читать книги, смотреть фильмы на военные темы, знакомиться с историей войн, крупных сражений и судьбой выдающихся полководцев?
Обсуждать текущие политические события у нас и зарубежом?
Читать литературно-критические статьи?
Слушать радио- и теле новости, смотреть тематические телепередачи?
Узнавать о событиях, происходящих в городе, республике, стране?
Давать объяснения товарищам как выполнять учебное задание, если они не могут его сделать?
Справедливо рассудить поступок друга, знакомого, литературного героя?
Обеспечивать семью продуктами, организовывать питание всех во время похода?
Читать научно-популярную. Литературу об открытиях в математике, о жизни и деятельности выдающихся математиков?
Интересоваться в печати за ходом выполнения плана народного хозяйства?
Читать художественную литературу на иностранном языке?
Быть членом редколлегии, заниматься художественным оформлением газет?
Посещать драматический театр или ТЮЗ?
Слушать оперную или симфоническую музыку?
Посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть радио- и телепередачи?
Посещать биологический кружок?
Заниматься в географическом кружке, изучать природу и жизнь родного края?
Составлять и собирать описания, изображения геологических объектов (минералов, слоев земли и т.п.)?
Изучать функции организма человека, причины возникновения болезней и пути их лечения?
Посещать кружок кулинарии, готовить дома обеды?
Проводить опыты по физике?
Готовить растворы, взвешивать реактивы?
Разбирать, ремонтировать, собирать различные механизмы (часы, утюг, велосипед, швейную машинку и пр.)?
Пользоваться точными измерительными приборами (вольтаметром, амперметром, осциллографом и пр.) и производить расчеты?
Мастерить различные детали и предметы из металла?
Собирать различные образцы древесины или художественно обрабатывать дерево (выпиливать, выжигать, вырезать, полировать и пр.)?
Набрасывать строительный эскиз или выполнять чертежи различных построек?
Участвовать в секции парашютистов, в кружке авиамоделистов или в работе авиа клуба?
Заниматься в стрелковой секции?
Изучать историю возникновения различных народов и государств?
Писать классные и домашние сочинения по литературе?
Наблюдать за поступками, поведением, жизнью других людей, анализировать явления и события жизни?
Выполнять общественную работу (организовывать, сплачивать товарищей на какое-либо дело)?
Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-либо им рассказывать, помогать им в чем-либо)?
Устанавливать дисциплину среди сверстников или младших?
Наблюдать за работой продавца, повара, официанта?
Заниматься в математическом кружке?
Изучать вопросы развития промышленности, узнавать о новых достижениях в области планирования и учета на промышленном предприятии?
Работать с иностранными словарями, разбираться в оборотах речи малознакомого языка?
Посещать музеи, художественные выставки?
Выступать на сцене перед зрителями?
Играть на одном из музыкальных инструментов?
Играть в спортивные игры?
Наблюдать за ростом и развитием животных и растений?
Самостоятельно составлять географические карты, собирать различные географические материалы?
Собирать коллекции минералов, собирать экспонаты для географического музея?
Знакомиться с работой медсестры, врача, фармацевта?
Посещать кружок кройки и шитья, шить себе и членам семьи?
Заниматься в физическом кружке или посещать факультативные занятия по физике?
Заниматься в химическом кружке или посещать факультативные занятия по химии?
Заниматься в одном из технических кружков (моделировать самолеты, корабли, машины)?
Знакомится с устройством электроприборов, электроаппаратуры и электрических машин, собирать, конструировать, ремонтировать радиоприборы (усилители, осциллографы и пр.) и радиоаппаратуру (приемники, проигрыватели и пр.)?
Уроки труда в школьных слесарно-станочных мастерских?
Участвовать в кружке “Умелые руки” или в столярном?
Бывать на стройке, наблюдать за ходом строительства, за отделочными работами?
Контролировать соблюдение правил передвижения пешеходами и водителями транспортных средств?
Участвовать в секции гребцов, парусников, аквалангистов, в отряде по спасению утопающих?
Участвовать в военизированных играх?
Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры на рода?
Заниматься в литературном кружке, посещать факультативные занятия по литературе или языку?
Вести личный дневник?
Выступать в классе с сообщениями о международном положении, с беседами и докладами на различные темы?
Выполнять работу вожатого?
Выяснять причины поведения и поступков людей, которые они хотели бы скрыть?
Помогать покупателю в магазине выбирать покупку?
Решать сложные задачи по математике?
Точно вести подсчеты своих денежных доходов и расходов?
Заниматься в иностранном кружке или посещать факультативные занятия?
Заниматься в художественном кружке?
Участвовать в смотрах художественной самодеятельности?
Заниматься в хоре или в одном из музыкальных кружков?
Заниматься в какой-либо спортивной секции?
Участвовать в биологических олимпиадах или готовить выставки растений или животных?
Участвовать в географических экспедициях?
Участвовать в биологической экспедиции?
Наблюдать и ухаживать за больными, оказывать помощь?
Участвовать в выставках кулинарных или кондитерских изделий (или посещать их)?
Участвовать в физических олимпиадах?
Решать сложные задачи по химии. Участвовать в химических олимпиадах?
Разбираться в технических чертежах и схемах, чертить или составлять чертежи самому?
Разбираться в сложных радиосхемах?
Посещать с экскурсией промышленные предприятия, знакомиться с новыми типами станков, наблюдать за работой на них или за их ремонтом?
Мастерить что-нибудь из дерева своими руками?
Принимать посильное участие в строительных работах?
Принимать посильное участие в обслуживании и ремонте автомобиля, троллейбуса и т.п.?
Управлять самолетами гражданской авиации?
Жить по жестко установленному режиму, строго выполнять распорядок дня?
Заниматься в историческом кружке (собирать материал, выступать с докладами на исторические темы)?
Работать с литературными источниками, справочниками, вести дневник впечатлений о прочитанном?
Участвовать в диспутах и исторических конференциях?
подготавливать и проводить конференции или дискотеки, вечера отдыха?
Шефствовать над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем-либо вопросы воспитания детей и подростков?
Помогать в работе милиции, быть членом кружка “Юный друг милиции”?
Постоянно общаться с разными людьми?
Участвовать в математических олимпиадах?
Интересоваться стоимостью товаров, пытаться понять вопросы ценообразования, зарплаты, организации труда?
Беседовать с товарищем (или знакомым) на иностранном языке?
Участвовать в выставках изобразительного искусства?
Посещать театральный кружок?
Участвовать в музыкальных смотрах-конкурсах?
Принимать личное или командное участие в спортивных соревнованиях?
Выращивать в саду, на огороде растения или воспитывать животных, ухаживать за ними?
Произвести топографическую съемку местности?
Совершать длительные и трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе?
Работать в поликлинике, больнице, аптеке?
Работать специалистом на предприятии легкой или пищевой промышленности (швеей, закройщицей, поваром, технологом и т.п.)?
Решать сложные задачи по физике?
Работать на химическом производстве или в химлаборатории?
Участвовать в выставках технического творчества?
Работать в области электроэнергии или радиоэлектроники?
Работать у станка (в основном стоя), изготовлять различные металлические детали к изделиям?
Выполнять по чертежам столярные или модельные работы?
Работать в строительной бригаде?
Возить пассажиров или грузы, соблюдать правила дорожного движения?
Работать в штормовую погоду на большой реке или в открытом море?
Работать военным специалистом?
Ходить в походы по историческим местам родного края?
Писать рассказы, сочинять стихи, басни и т.д.?
Писать заметки или очерки в стенгазету или периодическую печать?
Руководить бригадой во время трудового десанта?
Организовывать игры или праздники для детей?
Работать в юридическом учреждении (в суда, адвокатуре, прокуратуре)?
Оказывать людям различные услуги?
Выполнять работу, постоянно требующую применения математических знаний?
Работать в области экономики, планирования или финансирования предприятия народного хозяйства?
Участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях на иностранном языке?
Участвовать в выставках изобразительного искусства?
Играть на сцене или сниматься в кино?
Работать музыкантом, музыкальным режиссером или перепродавать музыку?
Работать преподавателем физкультуры или тренером?
Лист ответов
Номер вопроса
Ответ
Номер вопроса
Ответ
Номер вопроса
Ответ
Номер вопроса
Ответ
Номер вопроса
Ответ
Номер вопроса
Ответ
1
2
3
4
5
6
1
30
59
88
117
146
2
31
60
89
118
147
3
32
61
90
119
148
4
33
62
91
120
149
5
34
63
92
121
150
6
35
64
93
122
151
7
36
65
94
123
152
8
37
66
95
124
153
9
38
67
96
125
154
10
39
68
97
126
155
11
40
69
98
127
156
12
41
70
99
128
157
13
42
71
100
129
158
14
43
72
101
130
159
15
44
73
102
131
160
16
45
74
103
132
161
17
46
75
104
133
162
18
47
76
105
134
163
19
48
77
106
135
164
20
49
78
107
136
165
21
50
79
108
137
166
22
51
80
109
138
167
23
52
81
110
139
168
24
53
82
111
140
169
25
54
83
112
141
170
26
55
84
113
142
171
27
56
85
114
143
172
28
57
86
115
144
173
29
58
87
116
145
174
Кем бы Вы хотели быть ___________________________________________________________
Название вида деятельности или профессии
Обработка результатов
В листе в каждой из 29 строчек подсчитайте сумму плюсов и сумму минусов. Подсчитайте алгебраическую сумму этих показателей.
Уровень выраженности интересов определите, сопоставляя значение сумм со шкалой.
Определение качества
Методика
Выборка
Уровень выраженности качеств
Высокий
Выше среднего
Средний
Ниже среднего
Низкий
Интересы
А.Е. Голомштока
Мужская Женская
>=8
5-7
1-4
(-5) - 0
<=(-6)
29 строк листа ответов соответствуют следующим интересам: