бесплатные рефераты

Влияние индивидуально-психологических качеств и стиля работы руководителя на морально-психологический климат в коллективе

1. Руководителю трудового коллектива для успешного осуществления своей деятельности по формированию положительного морально-психологического климата в коллективе необходимо постоянно ориентироваться на развитие своих личных качеств, отвечающих конкретным требованиям, предъявляемым характером выполняемой деятельности.

В связи с этим целесообразно систематически проводить исследование личностных качеств руководителя. Это выявит временную динамику качеств и диапазон их колебаний, а также позволит знать мнение членов коллектива по этому вопросу.

2. При изучении личностных качеств руководителя с целью нахождения тех из них, которые являются определяющими для успешной деятельности по формированию позитивного морально-психологического климата рекомендуется проводить оценку качеств в трех измерениях:

а/ перечень конкретных требований, которые работа предъявляет к руководителю;

б/ самооценка руководителя;

в/ внешняя оценка руководителя со стороны подчиненных, сослуживцев, а также сопоставление и анализ полученных данных.

3. В целях дальнейшего развития и укрепления морально-психологического климата в коллективе необходимо продолжить работу по «профилактике радостью», то есть умению радоваться через разнообразие впечатлений, хобби, репродуктивное и продуктивное общение с музыкой, общение с природой, «мышечную радость».

4. Ввести в повседневность комплекс мероприятий по снятию нервно-психического напряжения /кабинетно-домашнюю релаксацию/, который включает в себя строгое выполнение режима дня, осуществление компенсации двигательной недостаточности, проведение сенсорного переключения, использование успокоительных средств /водные процедуры, дыхательная гимнастика/.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Американский менеджмент на пороге ХХI века. М., Экономика, 1991.

2. Барабанщиков А.В., Глоточкин А.Д., Феденко Н.Ф., Шеляп В.В. Проблемы психологии воинского коллектива. Военное издательство, М., 1973.

3. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт ! Издательство Наука, 1984.

4. Вендров Е.Е. Психологические проблемы управления. М., Экономика, 1969.

5. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., Дело, 1991.

6. Годфруа Ж. Что такое психология, т.2, М., Мир, 1992.

7. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. Издательство Московского университета, 1987.

8. Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Лениздат, 1990.

9. Бобрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., Просвещение, 1987.

10. Дроздова Т.А. Психология личности. Оценка деловых, личностных качеств работника. М., 1989.

11. Дубровина И.В. Мы живем среди людей. Кодекс порведения. Политиздат, 1989.

12. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. М., Экономика, 1990.

13. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. С-Петербург, Питер, 1994.

14. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Минск, Беларусь, 1990.

15. Китов А.И. Психология хозяйственного управления. М., Профиздат, 1984.

16. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М., Политиздат, 1978.

17. Краткий психологический словарь. Под общ. ред. А.В.Петров-ского, М.Г. Ярошевского.

18. Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель… М., Дело, 1993.

19. Под ред. А.Л. Крупенина Все об этикете. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996.

20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

21. Луковников Н.Н. Методы исследования личности и коллектива. Калинин, 1990.

22. Милтс А.А. Гармония и дисгармония личности. М., Издательство политической литературы, 1990.

23. Михеев В. Социально-психологические аспекты управления. М., Молодая гвардия, 1975.

24. Немов Р.С. Психология. М., Просвещение, 1990.

25. Нессонов Г.Г. Управление персоналом коммерческой организации. Подбор, расстановка, обучение и перемещение персонала. М., 1992.

26. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности. Ленинград, издательство Ленинградского университета, 1990.

27. Петровский А.В. Личность. Деятельность, коллектив. М., Политиздат, 1982.

28. Свенцицкий А.Л. Социально-психологические проблемы управления. Л., 1975.

29. Свенцицкий А.Л. Руководитель: слово и дело. М., Политиздат, 1983.

30. Уткин Э.А. Профессия - менеджер. М., Экономика, 1992.

31. Под ред. Хруцкого В.Е. Как добиться успеха. Политиздат, 1991.

32. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех. М., 1993.

33. Шепель В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. Московский рабочий, 1987.

34. Шикун А.Ф. Основы гигиены и организации труда и быта студентов /слушателей/. Калинин, 1990.

Приложение №1

ТЕСТ-опросник Г.Ю. Айзенка

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО: ВИНОГРАДОВ И.Ю.

ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЯ «EYSENC»

Сумма баллов, набранных Вами по экстравертированности: 18

по эмоциональной стабильности: 11

Диапазон у экстравертированного человека: 13-24 балла

у интравертированного человека: 0-12 балла

у эмоционально-стабильного человека: 0-12 балла

у эмоционально-нестабильного человека: 13-24 балла

По результатам тестирования о Вас можно сказать следующее:

Ваш темперамент определен как сангвинистический.

Для «экстравертов» наиболее характерны такие черты, как об-

щительность, отзывчивость, непринужденность, жизнерадост-

ность, уверенность в себе, стремление к лидерству. Они име-

ют много друзей, оптимистически настроены, добродушны,

веселы, но иногда бывают вспыльчивы, несдержаны.

Эмоционально-стабильные люди отличаются уравновешен-

ностью нервно-психических процессов, эмоционально-пси-

хической устойчивостью. Для них характерны ровность,

спокойствие, осмотрительность, рассудительность, опти-

мизм.

Сангвиник - общительный человек, характеризующийся

возбудимостью и отходчивостью, отзывчивый, непринуж-

денный. Это человек с легкой сменой эмоций, в целом жиз-

нерадостный, не склонный к беспокойству. Склонен к ли-

дерству.

ДАТА ТЕСТИРОВАНИЯ: 26.04.2002.

Приложение №2

Виноградов И.Ю.

«Какой Вы руководитель»

От 11 до 15. Вы относитесь к типу «руково-

дителя-организатора, умеете сконцентриро-

вать силы на наиболее важных направлени-

ях. К ним причисляете эффективный подбор

и расстановку кадров, разработку и согла-

сование оптимального (реально выполнимо-

го) плана, материально-техническое снаб-

жение. Ваша сила в том, что Вы никогда не

идете на поводу у текущих дел, отделяете

главное от второстепенного, умеете во что

бы то ни стало добиться решения принци-

пиальных проблем, не останавливаясь пе-

ред конфликтами и взысканиями. Дела в

Вашей организации (подразделении), как

правило, идут успешно. Рекомендация - не

запускайте текущие дела. Перепоручая их

заместителям, время от времени контроли-

руйте ход исполнения.

ВИНОГРАДОВ И.Ю. 26.04.2002.

Приложение №3

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Сдержанность,

обособленность

. . . .

. . . .

. .

. А .

. . . .

. . . .

Обращенность во вне,

легкость в общении

Мышление более

конкретное

. . . .

. . . .

. .

. B .

. . . .

. . . .

Мышление более

абстрактное

Чувствительность,

малая устойчивость

. . . .

. . . .

. .

. C .

. . . .

. . . .

Трезвость, устойчи-вость, рассудительность

Мягкость, скромность,

уступчивость

. . . .

. . . .

. .

. E .

. . . .

. . . .

Доминирование, упрям-

ство, напористость

Серьезность, молчали-вость (без подъема)

. . . .

. . . .

. .

. F .

. . . .

. . . .

Жизнерадостность,

энтузиазм (подъем)

Инициативность,

избегание традиций

. . . .

. . . .

. .

. G .

. . . .

. . . .

Добросовестная исполнительность, надежность

Неуверенность,

боязливость

. . . .

. . . .

. .

. H .

. . . .

. . . .

Готовность идти на риск, спонтанность

Реальность,

полагается на себя

. . . .

. . . .

. .

. I .

. . . .

. . . .

Недостаточная самосто-ятельность, зависимость

Доверчивость,

уживчивость

. . . .

. . . .

. .

. L.

. . . .

. . . .

Предпочтение своего мнения, подозритель-ность

Практицизм, нет

случайных склонностей

. . . .

. . . .

. .

. M.

. . . .

. . . .

Богатство воображения, богемность

Бесхитростность,

сентиментальность

. . . .

. . . .

. .

. N .

. . . .

. . . .

Проницательность, расчетливость

Уверенность в себе, спокойствие

. . . .

. . . .

. .

. O .

. . . .

. . . .

Беспокойство с чувством вины

Признание принятых норм и правил

. . . .

. . . .

. .

.Q1.

. . . .

. . . .

Стремление к новатор-ству, эксперименту

Зависимость от группы,

присоединение

. . . .

. . . .

. .

.Q2.

. . . .

. . . .

Уверенность в себе, самостоятельность

Внутренняя конфликт.

нед. волевой контроль

. . . .

. . . .

. .

.Q3.

. . . .

. . . .

Ответственность, самоконтроль, сила воли

Расслабленное спокойствие, леность

. . . .

. . . .

. .

.Q4.

. . . .

. . . .

Высокое побуждение с неудовлетворением,

деятелен

ТЕСТ-ОПРОСНИК 16 ЛФ Приложение №4

Адаптация опросника Кэттела 16 PF

(А.Г. Шмелев, В.И.Похилько, А.С.Соловейчик)

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО: ВИНОГРАДОВ И.Ю.

ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЯ «TS3»

Шкала А: Доброжелательность, общительность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ваша оценка (в стенах): 10, что является
явно выраженным положительным полюсом
ДАТА ТЕСТИРОВАНИЯ: 26.04.2002

ТЕСТ-ОПРОСНИК 16 ЛФ Приложение №5

Адаптация опросника Кэттела 16 PF

(А.Г. Шмелев, В.И.Похилько, А.С.Соловейчик)

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО: ВИНОГРАДОВ И.Ю.

ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЯ «TS3»

Шкала В: Интеллект

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ваша оценка (в стенах): 7, что является
склонностью к положительному полюсу
ДАТА ТЕСТИРОВАНИЯ: 26.04.2002

ТЕСТ-ОПРОСНИК 16 ЛФ Приложение №6

Адаптация опросника Кэттела 16 PF

(А.Г. Шмелев, В.И.Похилько, А.С.Соловейчик)

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО: ВИНОГРАДОВ И.Ю.

ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЯ «TS3»

Шкала С: Эмоциональная устойчивость

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ваша оценка (в стенах): 10, что является
явно выраженным положительным полюсом
ДАТА ТЕСТИРОВАНИЯ: 26.04.2002

ТЕСТ-ОПРОСНИК 16 ЛФ Приложение №7

Адаптация опросника Кэттела 16 PF

(А.Г. Шмелев, В.И.Похилько, А.С.Соловейчик)

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО: ВИНОГРАДОВ И.Ю.

ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЯ «TS3»

Шкала Е: Доминативность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ваша оценка (в стенах): 5, что является
результатом, сбалансированным между полюсами
ДАТА ТЕСТИРОВАНИЯ: 26.04.2002

ТЕСТ-ОПРОСНИК 16 ЛФ Приложение №8

Адаптация опросника Кэттела 16 PF

(А.Г. Шмелев, В.И.Похилько, А.С.Соловейчик)

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО: ВИНОГРАДОВ И.Ю.

ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЯ «TS3»

Шкала F: Беспечность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ваша оценка (в стенах): 5, что является
результатом сбалансированным между полюсами
ДАТА ТЕСТИРОВАНИЯ: 26.04.2002

ТЕСТ-ОПРОСНИК 16 ЛФ Приложение №9

Адаптация опросника Кэттела 16 PF

(А.Г. Шмелев, В.И.Похилько, А.С.Соловейчик)

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО: ВИНОГРАДОВ И.Ю.

ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЯ «TS3»

Шкала Н: Смелость в общении

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ваша оценка (в стенах): 10, что является
явно выраженным положительным полюсом
ДАТА ТЕСТИРОВАНИЯ: 26.04.2002.

ТЕСТ-ОПРОСНИК 16 ЛФ Приложение №10

Адаптация опросника Кэттела 16 PF

(А.Г. Шмелев, В.И.Похилько, А.С.Соловейчик)

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО: ВИНОГРАДОВ И.Ю.

ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЯ «TS3»

Шкала G: Моральная нормативность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ваша оценка (в стенах): 10, что является
явно выраженным положительным полюсом
ДАТА ТЕСТИРОВАНИЯ: 26.04.2002

ТЕСТ-ОПРОСНИК 16 ЛФ Приложение №11

Адаптация опросника Кэттела 16 PF

(А.Г. Шмелев, В.И.Похилько, А.С.Соловейчик)

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО: ВИНОГРАДОВ И.Ю.

ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЯ «TS3»

Шкала I: Душевная мягкость

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ваша оценка (в стенах): 7, что является
склонностью к положительному полюсу
ДАТА ТЕСТИРОВАНИЯ: 26.04.2002

ТЕСТ-ОПРОСНИК 16 ЛФ Приложение №12

Адаптация опросника Кэттела 16 PF

(А.Г. Шмелев, В.И.Похилько, А.С.Соловейчик)

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО: ВИНОГРАДОВ И.Ю.

ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЯ «TS3»

Шкала L: Подозрительность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ваша оценка (в стенах): 2, что является
явно выраженным отрицательным полюсом
ДАТА ТЕСТИРОВАНИЯ: 26.04.2002

ТЕСТ-ОПРОСНИК 16 ЛФ Приложение №13

Адаптация опросника Кэттела 16 PF

(А.Г. Шмелев, В.И.Похилько, А.С.Соловейчик)

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО: ВИНОГРАДОВ И.Ю.

ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЯ «TS3»

Шкала М: Самоуглубленность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ваша оценка (в стенах): 3, что является
Склонностью к отрицательному полюсу
ДАТА ТЕСТИРОВАНИЯ: 26.04.2002

ТЕСТ-ОПРОСНИК 16 ЛФ Приложение №14

Адаптация опросника Кэттела 16 PF

(А.Г. Шмелев, В.И.Похилько, А.С.Соловейчик)

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО: ВИНОГРАДОВ И.Ю.

ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЯ «TS3»

Шкала N: Социальная опосредованность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ваша оценка (в стенах): 5, что является
Результатом, сбалансированным между полюсами
ДАТА ТЕСТИРОВАНИЯ: 26.04.2002

ТЕСТ-ОПРОСНИК 16 ЛФ Приложение №15

Адаптация опросника Кэттела 16 PF

(А.Г. Шмелев, В.И.Похилько, А.С.Соловейчик)

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО: ВИНОГРАДОВ И.Ю.

ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЯ «TS3»

Шкала О: Тревожность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ваша оценка (в стенах): 5, что является
Результатом, сбалансированным между полюсами
ДАТА ТЕСТИРОВАНИЯ: 26.04.2002

ТЕСТ-ОПРОСНИК 16 ЛФ Приложение №16

Адаптация опросника Кэттела 16 PF

(А.Г. Шмелев, В.И.Похилько, А.С.Соловейчик)

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО: ВИНОГРАДОВ И.Ю.

ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЯ «TS3»

Шкала Q1: Радикализм

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ваша оценка (в стенах): 10, что является
явно выраженным положительным полюсом
ДАТА ТЕСТИРОВАНИЯ: 26.04.2002

ТЕСТ-ОПРОСНИК 16 ЛФ Приложение №17

Адаптация опросника Кэттела 16 PF

(А.Г. Шмелев, В.И.Похилько, А.С.Соловейчик)

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО: ВИНОГРАДОВ И.Ю.

ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЯ «TS3»

Шкала Q3: Самоконтроль

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ваша оценка (в стенах): 6, что является
Результатом, сбалансированным между полюсами
ДАТА ТЕСТИРОВАНИЯ: 26.04.2002

ТЕСТ-ОПРОСНИК 16 ЛФ Приложение №18

Адаптация опросника Кэттела 16 PF

(А.Г. Шмелев, В.И.Похилько, А.С.Соловейчик)

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО: ВИНОГРАДОВ И.Ю.

ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЯ «TS3»

Шкала Q4: Напряженность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ваша оценка (в стенах): 6, что является
Результатом, сбалансированным между полюсами
ДАТА ТЕСТИРОВАНИЯ: 26.04.2002

ТЕСТ-ОПРОСНИК 16 ЛФ Приложение №19

Адаптация опросника Кэттела 16 PF

(А.Г. Шмелев, В.И.Похилько, А.С.Соловейчик)

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО: ВИНОГРАДОВ И.Ю.

ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЯ «TS3»

Шкала Q2: Самостоятельность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ваша оценка (в стенах): 3, что является
склонностью к отрицательному полюсу полюсами
ДАТА ТЕСТИРОВАНИЯ: 26.04.2002
Приложение №20

АНКЕТА

В нашем коллективе проводится изучение состояния морально-психологического климата. Просим Вас принять участие в этом и ответить на вопросы анкеты. Фамилию указывать не нужно, так как интерес представляет прежде всего общая картина по коллективу. Отметьте номера тех ответов, с которыми Вы согласны.

Убедительная просьба: не оставляйте ни одного вопроса без ответа!

Благодарим Вас за участие.

1. Какова по-Вашему мнению значимость психологического климата при оценке работы коллектива ?

а/ очень важен, его обязательно надо учитывать

б/ важен, но на первый план его ставить не нужно

в/ не нужно придавать ему серьезного значения

г/ не могу судить

2. Оцените влияние общей психологической атмосферы в коллективе на Вашу работу

а/ благоприятствует успешной работе

б/ не оказывает успешного влияния

в/ действует неблагоприятно

г/ не могу судить

3. Отметьте, пожалуйста, насколько Вы удовлетворены

Вполне удовлетворен

Отчасти удовлетворен

Не удовлетворен

а/ в целом своей работой

а

б

в

б/ отношениями с коллегами

а

б

в

в/ отношениями с руководителем

а

б

в

г/ общей психологической атмосферой в коллективе

а

б

в

Приложение №21

4. Оцените, в какой степени развиты в коллективе перечисленные качества

Развиты хорошо

Средне развиты

Слабо развиты

а/ уважение друг к другу

а

б

в

б/ взаимная требовательность

а

б

в

в/ добросовестное отношение к работе

а

б

в

г/ дисциплинированность

а

б

в

д/ сплоченность в совместном отдыхе

а

б

в

е/ взаимопомощь

а

б

в

ж/ чуткость и внимательное отношение друг к другу

А

б

в

5. Бывают ли у членов Вашего коллектива конфликты

а/ с администрацией

б/ с коллегами по работе

в/ конфликты отсутствуют

6. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 9 характеризует коллектив, который Вам очень нравится, а цифра 1 - очень не нравится. В какую клетку Вы поместите Ваш коллектив ?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

7. Если у Вас есть друзья, то где они работают ?

а/ в вашем коллективе

б/ в другом учреждении

в/ не работают

г/ обхожусь без друзей

8. Считаете ли Вы, что атмосфера деловых и личных качеств в ЦЗН

а/ самая лучшая

б/ хорошая

в/ как в других коллективах

г/ плохая

д/ гораздо хуже, чем в других

е/ не могу сказать

Приложение №22

9. Какое отношение к членам коллектива наиболее характерно для Вашего руководителя

а/ доброжелательное и уважительное независимо от трудовых успехов и дисциплины

б/ доброжелательное и уважительное только к тем, кто хорошо работает и не нарушает дисциплины

в/ отношение к работникам неустойчивое, зависит от настроения

г/ безразличное ко всем

д/ ко всем предвзято, без доверия, часто недоброжелательно

ж/ если иное - допишите

10. Какие причины, на Ваш взгляд, наиболее сильно влияют на психологический климат в коллективе (можно отметить 2-3 причины)

а/ обстановка в стране

б/ условия труда

в/ оплата труда

г/ организация работы

д/ компетентность непосредственного руководителя

е/ уровень культуры работников

ж/ умение общаться друг с другом

11. Какими основными качествами/деловыми, личностными/ должен, по-Вашему, обладать руководитель ? Укажите 3-5 качеств в порядке убывания их ценности для Вас.

12. Устраивает ли Вас та степень самостоятельности, которая предоставляется Вам в процессе работы ?

а/ да, при необходимости я могу принимать самостоятельные решения

б/ моя работа устоявшаяся и необходимости в неожиданных действиях не возникает

в/ действовать самостоятельно удается не всегда, слишком много интересов бывает задето

г/ проявлять самостоятельность у нас трудно - можно встретить непонимание

д/ за нас все решает руководство, мы только исполнители

е/ затрудняюсь ответить

ж/ ваш вариант ответа

Приложение №23

13. Что наиболее отрицательно сказывается на Вашем настроении и работоспособности ?

а/ недостатки в организации труда

б/ чувство, что размер получаемой з/платы не соответствует той, которую следовало бы получать за свой труд

в/ низкая доля творческого труда

г/ несложившиеся отношения с администрацией

д/ чувство неуверенности в своем положении

е/ не очень хорошие отношения в коллективе

ж/ социальная неустроенность /проблемы жилья, отдыха/

з/ затрудняюсь ответить

и/ Ваш вариант ответа

14. Ваши пожелания по улучшению климата ЦЗН

Спасибо !

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ