Зрительная образная память у дошкольников с нарушениями зрения
Дети, имеющие высокий уровень развития памяти, были внимательны на протяжении всего времени обучения: при принятии инструкции и выполнении заданий. Выполнение растяжек и телесных упражнений, которые использовались на предыдущем этапе, не вызывало у них затруднений. Дети нуждались в минимальном контроле за правильностью выполнения новых упражнений. Задания на развитие мелкой моторики рук воспитанники выполняли по показу взрослого; дыхательные и глазодвигательные - по словесной инструкции. Дошкольники принимали, усваивали и удерживали задачу запомнить-припомнить в течение всей деятельности. Дети проявляли интерес к выполнению заданий.
Они овладели такими мнемическими приёмами как воспроизводящее повторение, вербализация (большинство детей способны открыто вербализировать чаще при помощи наводящих вопросов взрослого), ассоциации (по сходству дошкольники осваивали быстрее и надёжнее, чем по противоположности), использовали синестезические комплексы и цепной метод, абстрагировались от деталей при запоминании изображений, опирались на смысловую группировку. В случаях затруднений вербализации, психолог задавал наводящие вопросы воспитанникам.
Дети запоминали и сохраняли в памяти до 7 объектов. Они выполняли задание самостоятельно, а в случаях затруднений обращались за помощью к взрослому. Дети практически безошибочно воспроизводили малодифференцированные признаки предметов. Они способны находить и исправлять свои ошибки.
Воспитанники, имеющие средний уровень развития памяти, инструкцию слушали внимательно. Они не испытывали трудностей при выполнении растяжек и телесных упражнений, освоенных на предыдущем этапе. Однако им требовалась дополнительная помощь при освоении новых упражнений. Помощь оказывалась в виде демонстрации способа выполнения движения и контроле за ним. Не все воспитанники со средним уровнем могли по показу выполнять упражнения на развитие мелкой моторики. Часть из них требовала индивидуальную помощь, которая выражалась в совместном выполнении упражнения. После выполнения этих упражнений у детей улучшалось внимание, поднималось настроение, повышался интерес к последующим заданиям. Дошкольники принимали и усваивали мнемическую задачу, но не во всех случаях были способны удержать её. Дети испытывали некоторые трудности при овладении приемами запоминания. Так группировка была неполной и не точной. Для повышения уровня качественного использования мнемических приёмов проводилась групповая проверка задания, в которой детям демонстрировалось полное и точное его исполнение. Самостоятельная открытая вербализация и цепной метод воспитанникам со средним уровнем развития памяти практически не доступна. Поэтому, экспериментатору приходилось описывать предмет, его признаки самостоятельно и предлагать детям повторять за ним. Дети освоили ассоциацию по сходству и при запоминании опирались на синестезические комплексы.
Они были способны воспроизвести до 5-ти объектов. Дети испытывали затруднения контроля своей деятельности, однако после указания взрослым на ошибки или неточности выполнения задания, способны самостоятельно их исправить.
Целью заключительного этапа являлось закрепление достигнутых результатов, стабилизация работы гемисфер. Здесь были использованы игры на развитие внимания; а также растяжки; дыхательные упражнения, используемые на основном этапе; телесные упражнения; упражнения на развитие мелкой моторики рук; вариации упражнений, направленных на активизацию мнемической деятельности; затем предлагались глазодвигательные упражнения (Приложение 3).
Для детей с высоким уровнем было характерно точные, хорошо координированные движения при выполнении растяжек, телесных упражнений и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики. Эти задания они выполняли по словесной инструкции. Дыхательные и глазодвигательные упражнения не вызывали затруднений исполнения. Отмечался выраженный скачок в повышении концентрации и распределении внимания. Дети проявляли ярко выраженный интерес к деятельности и сохраняли его до конца. Дошкольники принимали, усваивали и удерживали задачу запомнить-припомнить в течение всей деятельности. Они закрепили такие приемы запоминания как воспроизводящее повторение, вербализация, ассоциации, синестезические комплексы, цепной метод, абстракция от деталей, смысловая группировка. Способны адекватно самостоятельно применять их для выполнения поставленных задач. Дети запоминали и сохраняли в памяти до 10 объектов. Увеличился контроль за своей деятельностью и деятельностью сверстников.
Дети, имеющие средний уровень развития памяти, выполняли растяжки, телесные упражнения и упражнения, развивающие мелкую моторику, по словесной инструкции. Дыхательные и глазодвигательные упражнения не вызывали затруднений. Дошкольники со средним уровнем развития стали более внимательными и усидчивыми. Они принимали и удерживали задачу запомнить-припомнить на протяжении всего занятия. Дети меньше нуждались в помощи взрослого в процессе применения мнемических приёмов, т.е. они были способны открыто вербализировать при помощи взрослого, стали применять ассоциации, синестезические комплексы, цепной метод. Максимальное количество запоминаемых объектов составляло до 7. Увеличился контроль за собственной деятельностью: в некоторых случаях дети способны самостоятельно находить ошибки.
Третьим этапом было исследование динамики зрительной образной памяти с нарушениями зрения по результатам контрольного эксперимента.
Цель данного этапа состояла в оценке эффективности проведенного формирующего эксперимента. Соответственно ведущей цели были определены задачи контрольного этапа эксперимента:
1. Определить уровень развития зрительной образной памяти у испытуемых после завершения формирующей работы.
2. Оценить и сравнить степень эффективности апробированных систем по развитию зрительной образной памяти у детей 5-6 лет с нарушенным зрением.
Диагностическое обследование проводилось по тем же методикам, что и на начальном этапе. Сравнительные результаты уровня развития памяти констатирующего и контрольного экспериментов по методикам «Изучение уровня развития произвольной образной памяти» и «Узнавание фигур» представлены в табл. 5,6.
Заключение
Исследование было направлено на изучение зрительной образной памяти у детей с нарушением зрения.
В первой главе изучались теоретические аспекты исследования зрительной образной памяти у старших дошкольников с нарушениями зрения. Здесь рассматривались такие понятия, как определение видов памяти, определили основные классификации памяти, а также рассматривались вопросы методологического анализа основных концепций развития зрительной образной памяти у слабовидящих детей.
Проблема памяти на современном этапе является хорошо изученной, однако она продолжает активно разрабатываться. Имеется огромное количество направлений и теорий, которые освещают отдельные стороны памяти. Такие из них как процессы памяти (П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов и др.), её функции (З.И. Истомина, Ж. Пиаже и др) раскрыты наиболее полно. В достаточной степени освещен вопрос психолого-педагогических условий формирования мнемической деятельности. Вместе с тем, недостаточность информации отмечается в области специальной психологии: в изучении особенностей функционирования зрительной образной памяти, выявлению наиболее оптимальных путей её развития.
Во второй главе также были представлены особенности развития зрительной образной памяти в норме и с нарушением зрения. Также описывались особенности развития произвольной и непроизвольной памяти. Исследование, направленное на изучение процессов запоминания, сохранения и забывания у детей дошкольников с нарушением зрения.
В третьей главе представлены основные методы исследования образной зрительной памяти, на основании которых была составлена комплексная батарея методик, включающая не только использование методик, но и программ для развития зрительной образной памяти.
Также были представлены результаты математико - статистической обработки показателей достоверности положительных изменений по критерию х2. И сравнительная оценка по методикам на констатирующем и контрольном этапах. Здесь также была описана коррекционная программа, проведенная по результатам диагностического материала.
Выводы и рекомендации
Выводы:
1. Уровень развития зрительной образной памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения можно повысить при специально организованной деятельности в форме дидактических игр и упражнений, направленной на развитие памяти получило подтверждение.
2. Результаты контрольного эксперимента показали, что произошли незначительные количественные и качественные изменения в контрольной группе при более отчетливых в экспериментальных. Это выражается в достижении более легкого овладения детьми приёмами запоминания, умении их сочетать и использовать в новых условиях.
3. После проведения формирующей работы воспитанники дополнительно овладели цепным методом, синестезическим комплексом, абстрагированием от деталей и воспроизводящим повторением.
4. Изменился характер воспроизведения (ребенок свободно меняет при воспроизведении порядок названных ему предметов, объединяет их по назначению, вызывает образ предмета не только внешними предметными сигналами, но и произнесённым словом); сформировалась четкая структура зрительных образов и развилась способность связывать образы с прошлым опытом;
5. Повысился уровень самоконтроля и самоорганизации при запоминании материала, увеличилась концентрация внимания и его распределение, повысился позитивный фон настроения при выполнении упражнений, улучшилась дифференцировка схожих признаков.
6. Гипотеза об эффективности развития зрительной образной памяти у детей с нарушениями зрения, возрастающая при условии сочетания дидактических игр и упражнений, направленных на развитие памяти, с упражнениями, активизирующими и стабилизирующими работу полушарий головного мозга, получило подтверждение.
Рекомендации:
1. Используя программу, направленную на развитие зрительной образной памяти посредством игр, развивается мнемическая деятельность, активизируется и стабилизируется работа мозгового субстрата.
2. Может быть рекомендована для использования психологами коррекционных учреждений в целях развития зрительной образной памяти и активизации полушарий мозга со стабилизацией их работы детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
3. Рекомендуется провести дополнительное изучение особенностей использования цвета на работу полушарий с целью определения влияния на улучшение показателей формирования зрительной образной памяти у дошкольников.
4. Психологу коррекционного учреждения провести дополнительное исследование с целью определения состояния выраженности нарушений зрительной образной памяти и на основе полученных данных провести групповую психокоррекционную работу с дошкольниками.
Список литературы
1. Айрапетянц В.А. Сравнительное изучение функциональной асимметрии у детей на разных этапах онтогенеза // Взаимоотношения полушарий мозга. - Тбилиси, 1982.
2. Аминев Г.А. О соотношении между скоростью воспроизведения заученной вербальной информации и потенциалами коры больших полушарий мозга // Вопросы психологии. - 1977. - № 5. - С. 13.
3. Безруких М.М. Леворукий ребёнок в школе и дома. - Екатеринбург, 1998.
4. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребёнок левша. - М., 1994.
5. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х томах / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1979.
6. Бондарь А.Т., Отмахова Н.А., Федотчева А.Н. Онтогенетические особенности двигательной асимметрии в школьном возрасте // Вопросы психологии. - 1989. - №2. - С.110 - 113.
7. Васильева Н.Н. Проблема диагностики бинокулярных зрительных функций у дошкольников // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - Чебоксары. 2000. - № 5. - С. 153-155.
8. Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. - М., 1973.
9. Велиева С.В. Связь психических состояний и здоровья детей дошкольного возраста // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - Чебоксары. - 2004. - № 4. - С. 91-99.
10. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А.А.Смирнова. М., 1967.
11. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб., 2003.
12. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. - Собр. соч.: В 6-ти томах. - М., 1981. - Т.2.
13. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. - М., 1990.
14. Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломенского, Е.Н. Панько. - М., 1982.
15. Дудкин К.Н. Зрительное восприятие и память. - Л., 1985.
16. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения, - М., 2000.
17. Ермаков В.П., Якунин Г.Я. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. - М., 1990.
18. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. - М., 2002.
19. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. - М., 1983.
20. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. - М., 1973.
21. Зинченко П.И. и др. Функциональная структура зрительной памяти. - М., 1980.
22. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. - СПб., 2002.
23. Зотов А.И. Очерки теории зрительных ощущений. - М., 1971.
24. Зотов А.И., Зотов Л.А. Сравнительное изучение соотношения типов и видов памяти у слепых, слабовидящих и нормальновидящих. В кн. Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников. - Л., 1981.
25. Изюмова С.А. Уровни памяти человека и их психофизиологические характеристики// Вопросы психологии. - 1984. - № 6. - С. 110 - 117.
26. Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте // Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А.А.Смирнова. - М., 1967.
27. Истомина З.М. Развитие памяти. - М., 1978.
28. Коновалов В.Ф., Отманохова Н.А. Особенности межполушарных взаимодействий при запечатлении информации // Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - С.96-101.
29. Котик Б.С., Тиреева О.П. Асимметрия позы у новорожденных. - В.кн: Взаимоотношения полушарий мозга. - Тбилиси, 1982.
30. Крутецкий В.А. Психология. - М., 1986.
31. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М., 1979.
32. Литвак А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих: учебное пособие. - М., 1972.
33. Литвак А.Г. Практикум по тифлопсихологии // А.Г.Литвак, В.Н. Сорокин, Г.П.Головина. - М., 1989.
34. Литвак А.Г. Тифлопсихология. - М., 1985.
35. Лонина В.А. Особенности запоминания у слабовидящих учащихся младших классов // Проблемы психического развития аномального ребенка. - М., 1966.
36. Лурия А.Н. Нейропсихология памяти. - М., 1968.
37. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М., 1994.
38. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. - М., 1963.
39. Люблинская А.А. Детская психология. - М., 1971.
40. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребёнка. - М., 1965.
41. Матюгин И.Ю., Чикаберия Е.И. Зрительная память. - М., 1992.
42. Немов Р.С. Психология: В 3-х томах. - М., 1995.
43. Николаенко Н.Н., Черниговская Т.В. Опознание сложных цветовых образов и функциональная асимметрия мозга // Вопросы психологии. - 1989. № 1. - С.107 - 112.
44. Подугольникова Т.А., М.Ф. Носова. Оценка уровня развития кратковременной зрительной памяти у дошкольников с нарушениями бинокулярного зрения // Дефектология. - № 1. - 2003.
45. Проблемы психологии памяти / Под ред. А.А. Смирнова. - М., 1966.
46. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, - М., 1999.
47. Психологический словарь / Под. ред. Айрапетянц А.Т., Анохин П.К. и др., - М., 1983.
48. Психология памяти/ под ред. Ю.Б.Гиппенрейтера, - М., 2000.
49. Рогов Е.И. Общая психология. Курс лекций. - М., 1985.
50. Роговин М.С. Проблемы теории памяти. - М., 1977.
51. Розов А.И. Память. - М.: Знание, 1970.
52. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.
53. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий / Под ред. А.Р.Лурия. - М., 1978.
54. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. - М., 1985.
55. Сиртюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М., 2003.
56. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М., 1966.
57. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста М., 1997.
58. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. - М., 1980.
59. Суварова В.В. Функциональная асимметрия полушарий как проблема дифференциальной психофизиологии // Вопросы психологии. - 1975. - № 5. - С.26 - 33.
60. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. - М., 1972.
Приложение 1
Индивидуальные показатели состояния зрительных функций детей
Контрольная группа
|
№Испыт.
|
Нарушение
|
|
|
1
|
Расходящиеся монолатеральное косоглазие
|
|
|
2
|
Расходящиеся монолатеральное косоглазие
|
|
|
3
|
Сходящиеся монолатеральное косоглазие
|
|
|
4
|
Амблиопия высокой степени
|
|
|
5
|
Сходящиеся аккамадационное косоглазие
|
|
|
6
|
Сходящиеся монолатеральное косоглазие
|
|
|
7
|
Сходящиеся монолатеральное косоглазие
|
|
Экспериментальная группа I
|
1
|
Сходящиеся монолатеральное косоглазие
|
|
|
2
|
Сходящиеся монолатеральное косоглазие
|
|
|
3
|
Амблиопия высокой степени
|
|
|
4
|
Амблиопия слабой степени
|
|
|
5
|
Сходящиеся монолатеральное косоглазие
|
|
|
6
|
Сходящиеся монолатеральное косоглазие
|
|
|
7
|
Сходящиеся монолатеральное косоглазие
|
|
Экспериментальная группа II
|
1
|
Амблиопия высокой степени
|
|
|
2
|
Амблиопия высокой степени
|
|
|
3
|
Расходящиеся монолатеральное косоглазие
|
|
|
4
|
Расходящиеся монолатеральное косоглазие
|
|
|
5
|
Сходящиеся монолатеральное косоглазие
|
|
|
6
|
Сходящиеся монолатеральное косоглазие
|
|
|
7
|
Сходящиеся монолатеральное косоглазие
|
|
|
Приложение 2
Показатели развития зрительной образной памяти детей 5-6 лет с нарушениями зрения на констатирующем этапе
группы
|
№ Испытуемым.
|
Методики
|
|
|
|
«Изучение уровня развития произвольной образной памяти»
|
«Узнавание фигур»
|
|
|
|
Уровень
|
Кол-во баллов
|
Приемы запоминания
|
Уровень
|
Кол-во рисунков
|
Приемы запоминания
|
|
Контрольная группа
|
1
|
высокий
|
22
|
вербализация
|
высокий
|
9
|
вербализация
|
|
|
2
|
средний
|
17
|
вербализация
|
средний
|
6
|
вербализация
|
|
|
3
|
высокий
|
21
|
вербализация
|
высокий
|
7
|
группировка
ассоциации
|
|
|
4
|
средний
|
18
|
вербализация
|
средний
|
5
|
вербализация
|
|
|
5
|
средний
|
20
|
вербализация
|
средний
|
7
|
вербализация
|
|
|
6
|
средний
|
17
|
вербализация
|
средний
|
5
|
вербализация
|
|
|
7
|
высокий
|
22
|
вербализация
|
высокий
|
8
|
вербализация
ассоциации
|
|
Экспериментальная группа I
|
1
|
средний
|
17
|
вербализация
|
средний
|
4
|
вербализация
|
|
|
2
|
высокий
|
21
|
вербализация
|
высокий
|
7
|
ассоциации
|
|
|
3
|
средний
|
18
|
вербализация
|
средний
|
5
|
вербализация
|
|
|
4
|
высокий
|
23
|
вербализация
|
высокий
|
8
|
вербализация
ассоциации
|
|
|
5
|
средний
|
18
|
вербализация
|
средний
|
5
|
вербализация
|
|
|
6
|
средний
|
19
|
вербализация
|
средний
|
6
|
вербализация
|
|
|
7
|
высокий
|
22
|
вербализация
|
высокий
|
8
|
вербализация
ассоциации
|
|
Экспериментальная группа II
|
1
|
высокий
|
21
|
вербализация
|
высокий
|
8
|
вербализация
|
|
|
2
|
средний
|
20
|
вербализация
|
средний
|
6
|
вербализация
|
|
|
3
|
высокий
|
22
|
вербализация
|
высокий
|
7
|
вербализация
группировка
ассоциации
|
|
|
4
|
средний
|
17
|
вербализация
|
средний
|
4
|
вербализация
|
|
|
5
|
средний
|
17
|
вербализация
|
средний
|
4
|
вербализация
|
|
|
6
|
высокий
|
21
|
вербализация
|
средний
|
6
|
вербализация
|
|
|
7
|
средний
|
18
|
вербализация
|
средний
|
5
|
вербализация
|
|
|
Приложение 3
Система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие слухового внимания и восприятия
Игра 1. «Слушай свое имя»
Цель: развитие слухового внимания и восприятия.
Ход: Детям предлагается хлопнуть в ладоши в тот момент, когда они услышат свое имя.
Игра 2. «Хлопай в ладоши»
Цель: развитие слухового внимания и восприятия
Ход: Детям предлагается хлопнуть в ладоши на определённое слово (название животного, птицы) или на определённый звук в слове.
Игра 3. «Будь внимателен»
Цель: развитие слухового внимания и восприятия
Материал: барабан, колокольчик, дудочка, ширма.
Ход: Детям предлагается на звук барабана маршировать, на звук колокольчика кружиться вокруг себя, на звук дудочки - стоять на месте.
Игра 4. «Карлики-великаны»
Цель: развитие слухового внимания и восприятия
Ход: Детям предлагается на слово карлики присесть, на великаны встать.
Игра 5. «Придумай слово на букву…»
Цель: развитие слухового внимания, восприятия, мышления.
Ход: взрослый называет букву - задача ребёнка быстрее и больше придумать слово, которое начинается на эту букву.
Игра 6. «Нелепицы»
Цель: развитие слухового внимания, восприятия, мышления.
Ход: взрослый рассказывает историю с нелепым содержанием. Дети должны заметить это и исправить рассказ.
Игра 7. «Холодно - жарко»
Цель: развитие слухового внимания и восприятия.
Ход: на слово «холодно» детям необходимо сжаться, на слово «жарко» развести руки в стороны.
Игра 8. «Отзовись на цвет»
Цель: развитие слухового внимания и восприятия.
Ход: каждому ребёнку присваивается определённый цвет. Затем взрослый называет различные цвета, и каждый ребёнок должен отозваться на свой.
Система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие зрительного внимания, обогащение перцептивного зрительного опыта и зрительного восприятия
Игра 1. «Тени»
Цель: развитие зрительного внимания, зрительного восприятия, обогащение перцептивного зрительного опыта.
Материал: бланки с тенями предметов, цветные изображения предметов.
Ход: детям необходимо среди теней узнать заданный предмет. В случае затруднений демонстрируется цветное изображение.
Игра 2. «Выбери такой же зонт»
Цель: развитие зрительного внимания, зрительного восприятия, обогащение перцептивного зрительного опыта.
Материал: парные рисунки зонтиков.
Ход: детям необходимо найти определённый зонт среди других зонтов.
Игра 3. «Зашифрованные буквы»
Цель: развитие зрительного внимания
Материал: бланки с зашумленными буквами.
Ход: детям необходимо узнать зашифрованную букву.
Игра 4. «Разрезные картинки»
Цель: развитие зрительного внимания, мышления
Материал: разрезные картинки.
Ход: детям необходимо составить из частей одну картинку.
Игра 5. «Разукрась как на образце»
Цель: развитие зрительного внимания, зрительного восприятия, обогащение перцептивного зрительного опыта.
Материал: цветной образец, контурные изображения цветного предмета по количеству детей, цветные карандаши.
Ход: детям необходимо разукрасить контурные изображения по образцу.
Игра 6. «Корректурная проба»
Цель: развитие зрительного внимания
Материал: бланки с корректурной пробой, карандаши.
Ход: необходимо зачеркнуть (подчеркнуть, обвести) заданный элемент.
Игра 7. «Разложи как на образце»
Цель: развитие зрительного внимания
Материал: образец, геометрические фигуры.
Ход: детям предлагается, используя геометрические фигуры, выстроить образец.
Игра 8. «Собери бусы»
Цель: развитие зрительного внимания, восприятия.
Материал: образец, плоскостные кружочки разного цвета.
Ход: детям необходимо по образцу выстроить такие же «бусы».
Система упражнений, направленных на активизацию глубинных, стволовых структур мозга (растяжки)
Игра 1. «Яйцо»
Цель: активизировать глубинные, стволовые структуры мозга
Материалы: ковровое покрытие
Ход: предложить ребенку сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Пусть представит себя цыпленком, который будет вылупляться из яйца. Взрослый садится сзади ребенка, обхватывает его руками и ногами, изображая скорлупу, и предлагает цыпленку вылупляться.
Игра 2. «Тоннель»
Цель: активизировать глубинные, стволовые структуры мозга
Материалы: ковровое покрытие, стулья, покрывало
Ход: детям предлагается встать на четвереньки боком друг к другу, изображая тоннель. Каждый ребенок проползает по «тоннелю»; достраивая его в конце. Можно построить тоннель из стульев.
Игра 3. «Струночка»
Цель: активизировать глубинные, стволовые структуры мозга
Материалы: ковровое покрытие
Ход: упражнение выполняется лежа на спине. Ребенку нужно почувствовать пол головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем описать свои ощущения. Пол может быть твердым, жестким, мягким, холодным или теплым, гладким или шершавым, ровным или бугристым и т.д. Затем инструктор берет одну руку ребенка и немного растягивает (другая рука лежит расслабленно), затем другую руку. После этого ребенок выполняет растяжки рук самостоятельно. Аналогично поочередно растягиваются ноги. Далее ребенку предлагается представить себя сильно натянутой струной и растягивать тело, потягиваясь сначала двумя руками, двумя ногами, затем -- правой (рука, бок, нога) и левой стороной тела (линейные растяжки). Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться.
Игра 4. «Кобра»
Цель: активизировать глубинные, стволовые структуры мозга
Материалы: ковровое покрытие.
Ход: исходная позиция -- лежа на животе. Руки согнуть в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч. Детям предлагается представить себя в виде кобры:
-- медленно поднять голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот;
-- приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спину, ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены;
-- вернуться в исходное положение и расслабиться, не задерживая дыхания.
Игра 5. «Звезда»
Цель: активизировать глубинные, стволовые структуры мозга
Материалы: ковровое покрытие.
Ход: исходная позиция -- лежа на спине, а затем на животе. Ребенку предлагается изобразить своим телом «звезду», слегка разведя руки и нога, а затем выполнить растяжки. Усложнение заключается в том, что ребенок выполняет сначала линейные, а затем диагональные (реципрокные) растяжки. При этом одновременно растягиваются сначала правая рука и левая нога, а потом -- левая рука и правая нога.
Игра 6. Растяжка по осям
Цель: активизировать глубинные, стволовые структуры мозга
Материалы: ковровое покрытие.
Ход: исходное положение -- лежа на спине. Детям предлагают напрячь тело, расслабить. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней части тела, напряжение нижней части), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой части тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.
Игра 7. «Лучики»
Цель: активизировать глубинные, стволовые структуры мозга
Материалы: ковровое покрытие.
Ход: исходное положение -- лежа на спине. Поочередное напряжение и расслабление:
-- шеи, спины, ягодиц;
-- правых плеча, руки, кисти, бока, бедра, ноги, стопы;
-- левых плеча, руки, кисти, бока, бедра, ноги, стопы.
Игра 8. «Медуза»
Цель: активизировать глубинные, стволовые структуры мозга
Материалы: ковровое покрытие.
Ход: лежа на спине, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.
Игра 9. «Травинка на ветру»
Цель: активизировать глубинные, стволовые структуры мозга
Материалы: ковровое покрытие.
Ход: исходное положение -- сидя на полу. Детям предлагается изобразить всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Инструктор поясняет: «Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх)».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|