бесплатные рефераты

Социальная направленность проповеди

1.3 Выводы

Полученные данные показывают, что респонденты в качестве наиболее важных для себя объектов называли детей, друзей, здоровье и материальное благополучие. Для среднестатистического россиянина важны ценности, составляющие его круг общения и его самого. Интересным является выбор самой главной ценности - личное здоровье, и только после этого вопросы семьи, детей, друзей.

Полученный результат, совпадающий с результатами других эмпирических исследований, в частности, с проведенным в 1994 году опросом ВЦИОМ, представляется абсолютно естественным, хоть и не согласуется со стереотипными представлениями о том, что сознание россиян высоко духовно (или, по крайней мере, антиматериально), в то время

13

как сознание западных людей чрезвычайно прагматично.

Из проведенных исследований следует, что идеология марксизма, насаждавшая в течение десятилетий ценности, искусственно взращиваемые в советском обществе, потерпела очередной провал. Нормальный россиянин живет сегодня обыкновенными, общечеловеческими радостями бытия. Его интересы простираются, в основном, к общепризнанным целям. Эксперимент по созданию "Homo Soveticusa" провалился.

Необходимо отмегить также, что Россия стоит на пути перемен. Поэтому окончательно облик нового россиянина еще не сформировался. Церковь вполне может внести свою лепту в формирование новой шкапы ценностей.

1.4 Жизненные ценности руководителей ЕХБ России

Несомненным, и вполне ожидаемым лидером, в ценностной ориентации руководителей церквей ЕХБ оказались ценности из 7 фактора (духовность и нравственность). Они расположились в порядке убывания значимости следующим образом: А1(посвятить свою жизнь Богу), А44(жить духовной жизнью), А32(быть честным, порядочным человеком), А50(вести добропорядочную, нравственную жизнь).

Следующими по заинтересованности, примерно с равными показателями, были ценности связанные с семьей: А37(обеспечить счастье моих детей), А57(иметь хорошую семью), А58(обеспечить счастье и здоровье ваших родителей), А73(родить и воспитать сына\дочь).

Морально-этические ценности широко представлены в выборе служителей церквей ЕХБ: А21(делать добро для других людей), А41(никому не завидовать), А68(не выделяться), А64(иметь хороший характер).

Некоторое удивление вызывает частое упоминание ценностей связанных с психологическими проблемами: А65(не делать ошибок в жизни) - 54,8% служителей упомянули в разряде «важных», А45(избавиться от комплексов) - 42,7%, А3(избавиться от дурной привычки) - 46,3%, А11(не стать алкоголиком и наркоманом) - 45%.

Зато в списке главных ценностей практически не упоминаются ценности из 1 фактора (самоосуществление): «развить свои способности», «имегь хорошую работу», «каждый день открывать что-то новое», «быть первым, лучшим», «получить хорошее образование».

В целом можно сказать, что ценности, выбираемые служителями вполне прогнозируемые. Они касаются правильных взаимоотношений с окружающими людьми, моральных сторон, и практически не затрагивают вопросов проявления своего «Я».

14

2. Различие ценностей по половому признаку

Прежде всего, целесообразно рассмотреть межполовые различия в системах ценностей. На первый взгляд, ценностные структуры мужчин и женщин выглядят достаточно сходными. Набор первых по распространенности семи ценностей и их порядок в иерархии у мужчин и у женщин близок, а по некоторым пунктам совпадает. Однако это вовсе не означает полной идентичности ценностных структур мужчин и женщин.

Ранговые места ценностей могут быть у мужчин и у женщин одинаковы, но процент разделяющих эти ценности мужчин и женщин, как правило, разнится, и зачастую эта разница достаточно информативна.

2.1 Межполовые различия

Значимых различий в выборе ценностей мужчинами и женщинами немного, но различия эти весьма показательны. Так, мужчины значимо чаще женщин выбирают в качестве ценности «свободу», а женщины значимо чаще мужчин «милосердие», «семью» и «здоровье». Приведенные факты как нельзя лучше иллюстрируют разницу между мужской и женской психологией, описываемую, как правило, на уровне экспертных оценок и редко изучаемую эмпирически. Не расходятся со стереотипными представлениями о мужчинах и женщинах также и статистически не значимые различия в их предпочтениях.

В данном исследовании было выявлено, что мужчины чаще женщин выбирают «законность», «порядок», «профессионализм», «успех», «достаток», и ряд других «мужских» ценностей; в то время как женщины чаще мужчин выбирают «мир», «духовность», «любовь», «дом», «согласие» и другие типично «женские» ценности.

С другой стороны обнаружено, что женщины значимо чаще мужчин выбирают следующие жизненные цели: А49 (Похудеть), входящую во 2-й фактор «внешний успех», А50 (Вести добропорядочную, нравственную жизнь), входящую в 7-й фактор «духовность и нравственность», А61 (Не стать жертвой преступления), входящую в 4-й фактор «защита я» и А79 (Не работать), входящую в 5-й фактор «аутизм». (Ментальность россиян, с. 123)

2.2 Приоритеты в настоящее время

15

Показательны в этом плане и различия между мужчинами и женщинами в структуре «самых главных в настоящее время» жизненных целей. Так, у мужчин в целом выявилась следующая иерархия семи важнейших целей: А37(обеспечить счастье моих детей) - 14, 5%, А57 (Иметь хорошую семью) -- 11,8 %, А59 (Иметь хорошее здоровье) - 11,5 %, А7 (Иметь хорошую работу) -- 4, 3 %, А26 (Понять смысл жизни) - 4, 0 %, А32 (Быть честным, порядочным человеком) - 3,4 %, А73 (Родить и воспитать сына/дочь) -- 3,3 %.

В свою очередь, выбор женщинами единственной, самой главной жизненной цели позволил выявить следующую иерархию: А37 (Обеспечить счастье моих детей) - 24.3 %, А59 (Иметь хорошее здоровье) -- 17, 0 %, А57 (Иметь хорошую семью) - 11,5 %, А73 (Родить и воспитать сына/дочь) -- 3,3 %, А66 (Дать своим детям хорошее образование) -- 4,7 %, А69 (Прожить интересную, яркую жизнь) -- 3,2 %, А55 (Иметь материальный достаток) -- 2,8 %. (Ментальность россиян, с. 123)

2.3 Анализ и выводы

Очевидно, что если три первые цели у мужчин и женщин практически совпадают, то дальнейшие ранговые места мужской и женской структур целеполагания позволяют определить и некоторую специфику этих структур. В частности, если у женщин гораздо более высокие ранговые места занимают цели, связанные с семьей и, в частности, с детьми, то у мужчин на первый план выходят цели, связанные с их самореализацией во внешнем мире.

С полученными в настоящем исследовании данными коррелируют и результаты исследования Г.Г.Силласте, полученные на выборке женщин из 6 экономических регионов России и показавшие повышение для женщин в период с 1990 по 1994 год ценности «семья». Г.Г.Силласте называет это явление «гендерным эффектом» и связывает его с попыткой женщин «...защититъ -- под натиском пропаганды аморалъности и бездуховности -традиционные нравственные и моралъный ценности, символом которых для них является семъя» (Силласте, 1995).

Кроме того, женщины оказали решающее влияние на исключение ценности «труда» из 15 наиболее часто выбираемых населением ценностей. С 1995 года «труд» как ценность стал выбираться реже и мужчинами и женщинами. Но если у мужчин, даже статистически значимо снизившись, «труд» все же остался в пределах 15 ведущих ценностей, то женщины, ранее выбиравшие «труд» даже чаще, чем мужчины, теперь опустили его на 25 место в полной иерархии. (Ментальность россиян, с. 78)

16

2.4 Тождественность с ценностной ориентацией руководителей ЕХБ

Самые популярные ценности в нашем братстве находятся в сфере интересов женской половины общества. Это: «мир», «духовность», «любовь», «согласие», «вести добропорядочную жизнь», «быть порядочным человеком», «милосердие»,

Типичные мужские ценности, популярные у основной массы «сильного пола» менее популярны в среде руководства поместных церквей ЕХБ. Ценности: «законность», «профессионализм», «порядок», «успех», «достаток», «хорошая работа», «быть первым» значительно отстают от общероссийских показателей. Так, по некоторым пунктам это отставание достигает 20% от общих мужских показателей.

Практически среднероссийские показатели совпадают только у ценностей связанных с семьей и детьми. Чуть выше обычного, только пункт «обеспечить здоровье и счастье ваших родителей». Что вполне объяснимо возрастным цензом самих служителей.

На диаграммах мы можем увидеть различия в выборе ценностей мужчинами, женщинами и служителями ЕХБ.

2.5 Выводы для проповеди и ученичества

Практически каждый проповедник знает, что обычно наши проповеди находят самых благодарных слушателей в женской среде. Привычный облик христианства, для русского менталитета в особенности, связан с «милосердием». Зная особую чувствительность женских сердец, особенно старшего возраста, донести Благую Весть до них, легче, чем до мужчин. Это вполне объяснимо, так как все типичные «женские» ценности пользуются популярностью и среди руководства поместных церквей ЕХБ.

Роль женщины и ее предназначение определяются общественным мнением. Если в обществе бытует мнение, что мужчина умнее женщины, это мнение начинает довлеть над сознанием большинства женщин, которые соглашаются с ним. И в этом случае, идя на поводу этого мнения, мужчина-проповедник начинает проповедовать типичные женские ценности, ведь в его церкви женщины составляют абсолютное большинство. Поэтому трудно представить себе в нашей реальности проповеди о профессионализме, успехе, прогрессе, труде и т.п. В книге «Пол и характер», первый перевод которой появился в 1912 году, О.Вейнингер, говоря о различиях в психологии мужчин и женщин, отметил у последних отсутствие ума, характера и воли. (Степанова, с.97) Преобладающий в церкви мужской шовинизм, выражается и в том, что мы и сейчас зачастую отказываем женщинам в этих

качествах.

Зато практически все 26 «мужских» ценностей, принадлежащих к 1 и 2 факторам «самоосуществление» и «внешний успех», не привлекательны для руководителей церквей. Возник порочный круг, когда с кафедры проповедуются «женские» ценности, а в молитвах мы просим о том, чтобы в церкви появились братья.

Тем не менее, проповедовать на «мужские» темы необходимо. Россияне, также как и россиянки, нуждаются в Иисусе Христе. Типичный образ - «плачущий» проповедник за кафедрой - отходит в прошлое. Новый облик христианства - активного, умеющего добиваться высоких целей, профессионально трудящегося, не ищущего подаяния с Запада, а умеющего зарабатывать - входит в перспективную реальность. Задача проповедника - дать этому процессу духовную основу, чтобы мужчины-лидеры не ощущали себя изгоями и лицемерами в церкви, из-за своей активной жизненной позиции.

3. Возрастные различия в формировании ценностной ориентации и целевых установок российского общества

Определенные различия в ценностных структурах отмечены и в разновозрастных группах. В проводимом исследовании для анализа, было, выделено пять возрастных групп: 1)18-25 лет; 2)26-39 лет; 3)40-55 лет; 4)56-65 лет; 5)старше 65 лет.

3.1.1 Ценностные ориентации возрастной группы 18-25 лет

В группе 18-25 лет ценность «любовь», занимает третье место в иерархии частости упоминания. Она снижается до восьмого места во 2 группе, девятого в 3 группе, тринадцатого в 4 группе и, в конце концов, занимает двадцать четвертое место в 5 группе.

Кроме того, группу наиболее молодых респондентов характеризует и более высокие, чем у других, места ценностей «успех», «свобода», «профессионализм», «процветание», «собственность». В то же время на самых низких местах в иерархии частости упоминания у самых молодых респондентов оказались ценности «мир», «согласие», «порядок», «милосердие», «духовность». Описанная выше линейная зависимость не во всех случаях прослеживается здесь достаточно четко, однако тенденция к этой зависимости очевидна. (Ментальность россиян, с. 79)

19

3.1.2 Ценностные ориентации возрастной группы 26-39 лет

Возрастную группу 26-39 лет кроме упомянутой выше динамики характеризует отмеченное в обоих исследованиях выдвижение на первое место в иерархии частости вместо доминирующего во всех остальных группах «здоровья» ценности «семья». Следует также отметить, что ценность «достаток» занимает в этой группе третье место, тогда как в остальных - четвертое. Интересно, что именно в этой возрастной группе ценность «союз» занимает самое низкое место описываемой иерархии. Возможно, причина такого положения дел заключается в том, что слово «союз», ассоциативно связывающееся у большинства россиян с Советским Союзом, вызывает у представителей старших возрастов более приятные эмоции, а в группе 18-25-летних попросту не порождает таких ассоциаций. (Ментальность россиян, с. 80)

3.1.3 Ценностные ориентации возрастной группы 40-55 лет

Людей в возрасте 40-55 лет, кроме динамики указанных в самом начале ценностей, характеризует наиболее высокое в сравнении с другими возрастными группами место в иерархии распространенности ценности «духовность». Дополнительная к общей динамике указанных выше ценностей специфика отмечена и в 4 группе (возраст 56-65 лет). (Ментальность россиян, с. 80)

3.1.4 Ценностные ориентации возрастной группы 56-65 лет

Выше, чем у других, стоит здесь «законность». Выше всех стоит в этой группе в иерархии ценность «мир», а далее - «порядок». Одновременно ниже, чем у других, стоит в этой группе ценность «свобода», неподержанная также группой старше 65 лет. (Ментальность россиян, с. 80)

3.1.5 Ценностные ориентации возрастной группы старше 65 лет

Группа самых пожилых выделяется в сравнении с другими самыми высокими в обоих исследованиях местами, отведенными в иерархии ценностям «милосердие» и «союз». Эта группа также делит с возрастной группой 56-65 лет наибольшую частоту выбора ценностей «мир» и «порядок».

20

Кроме того, в этой группе чаще, чем в других, выбиралась ценность «уважение к родителям». Самые низкие места в этой группе стабильно занимали «любовь», «успех», «профессионализм», «собственность» и «свобода». (Ментальность россиян, с. 81)

3.2 Возрастные различия в формировании ценностной ориентации

Отличия в структуре доминирующих жизненных ценностей разных возрастных групп рассматривались тоже лишь на 1 %-ном уровне значимости. В результате анализа полученных данных была выявлена четкая динамика, свидетельствующая об однозначной зависимости степени важности болыиинства вошедших в список целей от возраста респондентов.

3.2.1. Различия в группах

Таким образом, особо выделилась группа пожилых людей, группа людей зрелого возраста и первые три группы, включающие молодых людей и людей среднего возраста. Исследование показало, что первые заметные изменения в структуре жизненных целей происходят на рубеже, отделяющем 4 и 5 возрастную группу от первых трех. Вероятно, этот возраст (в районе 45 лет) характеризуется переоценкой ценностей, в результате которой, некоторые цели, чья важность до этого и так снижалась, резко утрачивают свою актуальность для респондентов.

3.2.2. Возрастная динамика ценностной ориентации

Одновременно цели, чья важность до этого стабильно повышалась, резко усиливают

свою привлекательность. Второй возраст (в районе 65 лет), характеризующийся резким скачком снижения или повышения важности целей, связан, видимо, с резкой утратой активности и общим одряхлением организма. Большинство целей в этом возрасте вообще утрачивают свою актуальность для индивида. Указанная динамика, описывающая снижение с возрастом важности целей, была отмечена в отношении респондентов к позициям А4(развить свои способности), А6(иметь хорошего друга), А7(иметь хорошую работу), А15(найти призвание), А17(получать удовольствие от секса), А18(быть лучшим), А25(понимать жизненные цели), А27(сделать себя таким, каким хочу), А29(заниматься спортом),

21

А30(овладеть профессией), АЗІ (получить образование), А33(не упустить свой шанс), А34(входить в элиту общества), А42(стать очень богатым), А47(развиваться как личность), А48(путешествовать по миру), А51 (добиться, чтобы родители не мешали), А53(сделать карьеру), А56(быть специалистом), А60(иметь хорошего сексуального партнёра), А72(найти настоящую любовь), А73(родить и воспитать ребёнка), А74(удачно жениться) и А76(иметь широкий и интересный круг общения). Обратная динамика, описывающая с той же закономерностью увеличение важности целей в соответствии с увеличением возраста, отмечена лишь в отношении к позициям А8(достойно умереть), А19(служить Родине) и А50(вести добропорядочную нравственную жизнь). (Ментальность россиян, с. 124)

3.2.3. Значимые различия в формировании ценностной ориентации

Единственными группами, постоянно показывавшими значимые отличия от других групп; были группы очень пожилых (5 группа) или очень молодых людей (1 группа). В соответствии с тенденцией увеличения или снижения важности цели с возрастом оказалось возможным выделить 4 группы целей, отношение к которым значимо отличалось в этих крайних возрастных группах от отношения всех остальных респондентов.

а) цели, которые для молодых людей оказались значимо важнее, чем для всех остальных
респондентов: А 14(каждый день открывать для себя что-то новое), А24(совершить в жизни
что-то важное), А26(понять смысл жизни) и А69(прожить интересную яркую жизнь). Следует
особо отметить, что в отношении к цели А26(понять смысл жизни) важность этой цели для
молодых (76, 7 % опрошенных) не отличается значимо от важности этой цели для людей в
возрасте 36-45 лет (72, б % опрошенных), в котором, судя по всему, начинается переоценка
ценностей.

б) цели, которые для молодых людей оказались значимо менее важны, чем для всех
остальных респондентов: А21(делать добро для других людей), А32(быть честным
порядочным человеком), А44(жить духовной жизнью) и А63(не голодать).

в) цели, которые для пожилых людей оказались значимо важнее, чем для всех остальных
респондентов: А1(посвятить свою жизнь Богу) и А44(жить духовной жизнью).

г) цели, которые для пожилых людей оказались значимо менее важны, чем для всех
остальных респондентов: А3(избавиться от дурных привычек), А9(быть смелым), А12(не
служить в армии), А28(иметь возможность побыть одному), А35(заниматься своим делом),
А43(ни от кого не зависеть), А45(избавиться от комплексов), А46(заниматься творчеством),
А52(иметь свободное время), А55(иметь достаток), А57(иметь хорошую семью), А65(не

22

делать ошибок в жизни), А69(прожить интересную жизнь), А70(быть умным) и А78(изменить свою жизнь). Количество целей значимо менее важных для стариков, нежели для остальных респондентов, отчетливо иллюстрирует резкое снижение активности и, как следствие, интереса к жизни в возрасте старше 65 лет. Особо следует здесь отметить, что в отношении респондентов к позиции А37(обеспечить счастье моих детей) значимые различия со всеми остальными группами отмечены не только в шестой, но и в пятой группе. Это показывает, что резкое снижение беспокойства за судьбу своих детей происходит раньше, чем общее снижение интереса к жизни, т.е. в возрасте 56-65 лет. (Ментальность россиян, с. 125-126)

3.2.4. Самые важные ценности для различных возрастов

Весьма показательна для характеристики особенностей психологии разных возрастных групп и структура «самых важных в настоящее время» ценностей.

Пять первых целей возрастной группы до 25 лет выстроились в следующей иерархии (в порядке убывания важности): А57(иметь хорошую семью), А37(обеспечитъ счастье своих детей), А69(прожить интересную жизнь), А55(иметь материальный достаток), А27(сделать себя таким, каким хочу).

В группе 26-35 лет эта иерархия выглядит следующим образом:

А37(обеспечить счастъе моих детей), А57(иметъ хорошую семъю), А59(иметъ хорошее здоровье), А7(иметъ хорошую работу), А26(понятъ смысл жизни).

В группе 36-45 лет:

А37(обеспечить счастье моих детей), А57(иметь хорошую семью), А59(иметь хорошее здоровье), А7(иметь хорошуюработу), А55(иметь материальный достаток).

В группе 46-55 лет:

А37(обеспечить счастье моих детей), А59(иметь хорошее здоровье), А57(иметь хорошую семью), А32(быть честным человеком), А55(иметь материальнъгй достаток).

В группе 56-65 лет:

А59(иметь хорошее здоровье), А37(обеспечить счастье моих детей), А55(иметь материальный достаток), А20(добиться, чтобы государство заботилось обо мне), А21 (делать добро для других людей).

В группе старше 65 лет:

А59(иметь хорошее здоровье), А57(иметь хорошую семью), А23 (делать добро для других людей), А20(добиться, чтобы государство заботилось обо мне), А50(вести добропорядочную нравственную жизнь). (Ментальность россиян, с. 127)

23

3.2.5, Анализ и выводы

Суммируя, можно отметить, что возрастное снижение важности ценностей касается, в основном факторов: 1 (самоосуществление), 2 (внешний успех), 5 (счастье своих детей), 6 (полноценная жизнь), 10 (понимание своих целей), 11 (семья) и 13 (секс). С другой стороны, с возрастом увеличивается значимость жизненных целей, входящих в 3 (служение обществу) и 7 (духовность и нравственность) факторы.

Думается, однако, что увеличение значимости постматериалистических целей в пожилом возрасте связано не столько с экономической ситуацией, в которой живут пожилые люди, и уж тем более не с «бездуховностью нынешних молодых», а с физиологическими процессами старения, связанными, в первую очередь, со снижением энергетизма и сокращением многих чисто биологических функций организма в возрасте после 50 лет. Сказанное не отвергает возможности роста важности постматериалистических целей в постиндустриальных обществах в связи с ростом благосостояния людей. Приведенные данные лишь подчеркивают, что этот процесс следует рассматривать на фоне более глубоких, физиологически обусловленных различий в структурах жизненных целей молодых и стариков.

В исследовании была выявлена прямая линейная зависимость возраста и частоты выбора ценности «милосердие». Была выявлена и обратная зависимость возраста и частоты выбора ценностей «любовь», «успех», «профессионализм», «собственность», характеризуемая наибольшей привлекательностью этих ценностей для молодых и падением интереса к ним в пожилом возрасте.

Ничего необычного в этих иерархиях нет. Даже наоборот. Можно было ожидать, что люди в начале своей жизни будут ставить себе в качестве главной цели создание семьи, потом -- обеспечение будущего своих детей и ближе к старости -- сохранение здоровья. Вполне ожидаемо включение в самом молодом возрасте в ведущую пятёрку цели «сделать себя таким, каким хочу», а в возрасте 26-35 лет -- «понять смысл жизни», ожидаем и уход этих целей из числа самых важных в последующих возрастах. Понятно включение в ведущую пятёрку 26-45-летними людьми стремление иметь хорошую работу. Понятно и появление ближе к старости в ведущей пятёрке желания обеспечить себе государственную поддержку, а также желание быть порядочным человеком и делать добро для окружающих.

24

3.3 Возрастная тождественность с ценностями руководителей церк?ей ЕХБ

Говоря о возрастных пристрастиях нашего братства, необходимо отметить, что наиболее популярны у нас ценности старшего и пожилого возраста: «достойно умереть», «делать добро для других людей», «быть честным, порядочным человеком», «никому не завидовать», «вести добропорядочную жизнь».

Нужно отметить, что в отличие от большинства пожилых россиян, отсутствует в списке значимых - «добиться, чтобы государство заботилось обо мне». Что вполне объяснимо, зная общее нигилистическое отношение к государству в нашем братстве из-за предшествующих долгих лет гонений на церковь.

Ценности российской молодежи практически не встречают поддержки. При этом чем более популярен тот или иной фактор у молодых, тем менее он ценен у руководства наших церквей. Это можно наглядно проследить по ценностям: «успех», «профессионализм», «собственность», «свобода», «процветание», «получить образование», «секс», «быть первым», «входить в элиту», интерес к которым выше у молодых в 2-3 раза, чем у пастырей церквей. Факторы І(самоосуществление), 2(внешний успех) - популярные у основной массы молодых людей России, не встречают поддержки в церковном руководстве.

Так как руководители поместных церквей, в основном, сами старше среднего возраста, то естественно, трудно ожидать от них приверженности молодежным идеалам. Но, даже и братья молодые по возрасту, часто проявляют консерватизм старших поколений.

Церковь всегда и везде была выразителем консервативных интересов. Но на Западе протестантская традиция всегда поощряла частную инициативу, предпринимательство, а наша российская модификация баптизма долгое время принимала негативное отношение российского общества к личностям желающим достичь больших успехов в жизни, тем самым естественное желание молодежи самоутвердиться в жизни не находит поддержки у руководителей поместных церквей.

На представленных диаграммах мы видим различия в выборе ценностей возрастными группами-антагонистами: молодежи и пожилыми, а также служителями церквей ЕХБ.

25

26

3.4 Вывод для проповеди и ученичества

При подготовке проповеди, несомненно, нужно учитывать, к какой возрастной группе она обращена. Так, лица старшего возраста уже имеют сложившийся образ мыслей, их мир образов и ценностей уже устоялся. Поэтому, попадая в церковь, они ищут не нового, а подтверждения сложившегося мировоззрения. И чаще всего, они ее находят - ведь проповедуются чаще всего «их» ценности и образ жизни. Для лиц пожилого возраста характерна неизменность их понятий и ценностей. Например, даже в середине 90-ых гг. 24% русских респондентов старше 60 лет, т.е. переживших войну, соглашались с утверждением, что немцы - исконные враги русского народа (см. Здравомыслов, 1996)

Общая тенденция к старению наших церквей, поддерживается и тем, что с кафедры в основном проповедуются «геронтологические» ценности, не находящие отклика в молодых сердцах. Трудно ожидать, что при сложившемся положении с молодежной работой, обстановка в таких церквях изменится.

Конечно, необходимо отметить, что сложившееся положение преобладания пожилых людей в церквях не может быть признано правильным. Возможно, корни этой проблемы идут еще из советских времен, когда большое количество детей у верующих родителей, восполняло отсутствие молодежной евангелизации.

Здесь уместно сказать, что интересные с точки зрения молодежи, проповеди отсутствуют в церквях часто именно из-за отсутствия за кафедрой самой молодежи. Вновь возникает порочный круг, который необходимо разрывать, не боясь вводить в служение молодых людей.

Особо нужно отметить, что и манера преподавания Слова в церкви, так же очень важна для молодых. Например, критерий «новизна» для молодежи «очень важен», а для пресвитеров церкви - «не важен». Соответственно, руководство довольно неизменностью и консервативностью богослужения, а молодежь неизменно зевает во время на проповеди.

Из проведенного анализа можно увидеть, что интерес у молодых людей вызовут проповеди о том, как найти свои способности и развить их, найти свое призвание, профессию и т.д. - т.е. как находясь в постоянной дилемме выбора - не ошибиться. Молодежь всегда находится в процессе поиска. Задача проповедника дать молодым алгоритмы поиска, научить отделять зерна от плевел, правильно расставлять приоритеты в жизни.

Нужно понимать их желание самоутвердиться и направлять его в правильное, христианское русло. Ведь само пребывание в церкви - это уже способ самоутверждения. И то, что услышит молодой человек в проповеди, должно утвердить его в желании вновь прийти сюда.

27

4. Формирование системы ценностей в зависимости от уровня образования

4.1.1 Классификация по уровню образования

В исследовании были выделены 4 группы лиц с разным уровнем образования: 1) с незаконченным средним образованием (231 человек), 2) окончивших среднюю школу (156 человек) 3) имеющих среднее специальное образование -- закончивших техникум или ПТУ (299 человек) и 4) имеющих высшее и незаконченное высшее образование (314 человек). Следует особо отметить, что группа респондентов с незаконченным средним образованием состояла не из одних пожилых людей, как это часто бывает в настоящее время в крупных городах. В данном исследовании группа людей с незаконченным средним образованием включала 13, 4% лиц в возрасте до 25 лет, 12, 3 % лиц в возрасте 26-35 лет, 6, 5 % лиц в возрасте 36-45 лет, 17, 5 % лиц в возрасте 46-55 лет, 17, 5 % лиц в возрасте 56-65 лет и 32, 9 % лиц в возрасте старше 65 лет. (Ментальность россиян, с. 129)

4.1.2 Иерархия ценностей в зависимости от уровня образования

Если обратиться к рассмотрению иерархий распространенности ценностей в группах с различным уровнем образования, то обнаружится, что первое и второе место во всех трех группах заняли соответственно «здоровье» и «семья».

Различия же в иерархиях, начинающиеся с третьего места, подтверждают большую приверженность людей с высоким уровнем образования к ценностям развития общества. Действительно, для лиц с высшим и незаконченным высшим образованием оказалось характерным высокое место, отводимое ими ценностям «законность», «стабильность», «профессионализм», «духовность», «успех», «достоинство», «смысл жизни», «процветание», «культура» и гораздо более низкое место, отводимое ценностям «достаток» и «безопасность». (Ментальность россиян, с. 84)

4.1.3 Динамика в выборе ценностей в зависимости от уровня образования

28

В группах с разным уровнем образования объяснимая динамика обнаружена в отношении респондентов к 48 целям. Она заключается, в основном, в увеличении важности целей в связи с повышением уровня образования. Однако наряду с этой тенденцией отмечен ряд случаев, когда важность ряда целей с ростом уровня образования снижается.

4.1.4 Прямая зависимость от уровня образования

Первая из указанных тенденций прослеживается наиболее четко в тех случаях, когда в каждой последующей образовательной группе процент лиц, отметивших данную цель как важную, значимо выше, чем в предыдущей. Целей, значимость которых последовательно растет с уровнем образованности респондентов, оказалось всего шесть:

А4(развить свои способности), А7(иметь хорошую работу), А46(заниматься творчеством), А47(развиваться как личность), А66(дать детям образование), А80(знать и понимать искусство).

Еще 7 целей характеризовались аналогичной динамикой роста важности в связи с ростом уровня образования респондентов, однако значимыми здесь оказались лишь различия между людьми с незаконченным высшим образованием, для которых эти цели были наименее важными, и всеми другими образовательными группами. В эту группу вошли цели А14(открывать что-то новое), А45(избавиться от комплексов), А59(иметь хорошее здоровье), А60(иметь хорошего сексуального партнёра), А61(не стать жертвой преступления), А73(родить и воспитать ребёнка), А76(иметь широкий и интересный круг общения), А44(жить духовной жизнью).

К ценностям, которые оказались шире распространенными среди людей с более высоким уровнем образования относятся «законность», «профессионализм», «прогресс», «стабильность», «созидание», «демократия», «духовность», «культура». В этом можно видеть подтверждение высказанного предположения об обратной связи уровня образования и ориентации на ценности, связанные с обеспечением индивидуальной или семейной жизни. Указанные восемь ценностей скорее можно отнести к общечеловеческим ценностям, причем в данной совокупности больше ориентированным на обеспечение жизни общества за счет развития его цивилизационной основы. (Ментальность россиян, с. 82)

4.1.5 Антагонизм ценностей в зависимости от уровня образования

29

Описываемая тенденция характеризовалась также и теми случаями, когда стабильной динамики роста важности целей не выявлялось, но крайние группы (лица с незаконченным средним и лица с высшим образованием) показывали значимые различия в своих ответах по сравнению со всеми другими образовательными группами. Так, в частности, цели, относительно которых было отмечено значимое превышение их важности для лиц с высшим образованием, были следующие: А24(совершить в жизни что-то важное), А25(понимать свои жизненные цели), АЗІ (получить хорошее образование), А48(путешествовать по миру), А56(быть отличным специалистом в своей области). А к целям, которые оказались наименее важны для лиц с незаконченным средним образованием, следует отнести цели А15(найти своё призвание), А16(способствовать развитию общества), А17(получать удовольствие от секса), А 18(быть лучшим), А24(совершить в жизни что-то важное)), А25(понимать свои жизненные цели), А27(сделать себя таким, каким хочу), А29(заниматься спортом), А30(овладеть профессией), АЗІ (получить хорошее образование), А33(не упустить свой шанс), А35(заниматься своим делом), А36(овладеть болыпим жизненным опытом), А48(путешествовать по миру), А51(добиться, чтобы родители вам не мешали), А64(иметь хороший характер), А67(быть любимым), А69(прожить интересную, яркую жизнь), А70(быть умным), А78(изменить свою жизнь).

Несомненно, во многом это распределение зависит от пола и возраста испытуемых. В разбиении респондентов на группы не выделялась специальная страта лиц с незаконченным высшим образованием, поскольку таковых в выборке было всего 54 человека. Но если их выделить, становится видно, что их отличает от других страт наличие в семи ведущих целях целей А27(сделать себя таким, каким хочу) и А31(получить хорошее образование). Связано это, конечно, не с тем, что этим людям не удалось получить высшее образование, а с тем, что почти все они студенты и очень молоды. Одновременно выход на первое место в страте лиц с незаконченным средним образованием цели А59(иметь хорошее здоровье) и включение в иерархию в отличие от всех других страт цели А5(добиться, чтобы государство заботилось обо мне) можно объяснить очень высокой долей пожилых людей в этой страте. (Ментальность россиян, с. 129)

4.1.6 Обратная зависимость ценностей в зависимости от уровня образования

Обратная тенденция, характеризующаяся снижением важности жизненных целей из

30

данного списка с ростом образования, прослеживается в гораздо меньшем числе случаев. Последовательная динамика отмечена здесь только в отношении респондентов к цели А20(добиться, чтобы государство заботилось обо мне). Но значимые отличия здесь зафиксированы лишь в ответах лиц с высшим образованием от ответов представителей всех других групп. Точно так же значимо, отличается отношение лиц с высшим образованием к целям А1(посвятить свою жизнь Богу) и А64(иметь хороший характер). Для людей с высшим образованием эти цели гораздо менее важны, чем для других. (Ментальность россиян, с. 130)

4.1.7 Самые главные цели в зависимости отуровня образования

Достаточно интересен анализ семи главных целей в каждой образовательной группе:

У лиц с незаконченным средним образованием эта иерархия выглядела следующим
образом: А59(иметь хорошее здоровье), А37(обеспечить счастье моих детей), А55(иметь
материальный достаток), А73(родить и воспитать ребёнка), А20(добиться, чтобы государство заботцлось обо мне), А21 (делать добро для других людей), А69(прожить интересную яркую жизнь).

У тех, кто закончил среднюю школу иерархия семи важнейших целей была такая:
А57(иметь хорошую семью), А59(иметь хорошее здоровье), А37(обеспечить счастье моих
детей), А7(иметь хорошую работу), А40(иметь верных друзей), А69(прожить интересную,
яркую жизнь) и А66(дать детям образование).

3. Лица со средним специальным образованием имеют следующую иерархию:
А37(обеспечить счастье моих детей), А57(иметь хорошую семью), А59(иметь хорошую

семью), А73(родить и воспитать ребёнка), А66(дать детям образование), А32(быть порядочным человеком), А7(иметь хорошую работу).

4. Лица с высшим образованием -- А37(обеспечить счастье моих детей), А57(иметь хорошую семью), А59(иметь хорошее здоровье), А73(родить и воспитать ребёнка), А66(дать детям образование), А69(прожить интересную яркую жизнь) и А26(понять смысл жизни). (Ментальность россиян, с. 131)

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ