бесплатные рефераты

Социальная направленность проповеди

4.1.8 Анализ ценностной ориентации в зависимости от уровня образования

В начале для анализа были выделены те ценности, наиболыиая распространенность которых была выявлена среди людей, имеющих неполное среднее образование, и наименьшая

31

-- в группе лиц с высшим и незаконченным высшим образованием. Полученные в исследовании данные свидетельствуют, что наибольшую распространенность среди лиц с незаконченным средним образованием и наименьшую среди лиц с законченным и незаконченным высшим имеют такие ценности как «союз», «порядок», «дом», «мир», «равенство», «милосердие», «надежда», «справедливость», «уважение к родителям» и «настоящая дружба». (Ментальность россиян, с. 82)

Особого рассмотрения требует ценность «достаток». Люди с высшим образованием выбирали ее реже, чем люди с более низким образованием (статистически значимые различия отмечены между группой лиц с высшим образованием и группой лиц с незаконченным средним образованием).

Группу, окончивших среднюю школу или получивших среднее специальное образование характеризует относительно высокое место «любви» и «свободы». Показательно, что в группе лиц, получивших среднее образование, практически нет ценностей, которые занимали бы там место более высокое, чем в иерархиях всех остальных групп. Данное обстоятельство подчеркивает определенный ценностный антагонизм крайних групп и переходное между ними положение группы лиц со средним образованием. В то же время в иерархии распространенности ценностей у тех, чье образование ниже среднего, гораздо выше, чем у других, стоят связанные с обеспечением жизнедеятельности индивида и семьи ценности «мир», «уважение к родителям», «справедливость», «порядок», «согласие», «дом», «безопасность». (Ментальность россиян, с. 82)

Таким образом, получается, что лица с низким уровнем образования являются гораздо большими, чем лица с высоким уровнем образования, приверженцами традиционалистских ценностей.

4.2.1 Выводы о зависимости формирования ценностной ориентации от уровня образования

Очевидно, что в процессе образования человек усваивает не только определенные знания, но и различные ценности. В первую очередь, им усваиваются наиболее устоявшиеся базовые ценности той субкультуры, к которой он принадлежит. Однако, чем более серьезно получаемое образование, тем больше у индивида возможностей ознакомиться с ценностями различных субкультур в данном обществе, а также с ценностями других культур. Таким образом, чем выше уровень образования человека, тем больше он имеет возможности отойти от традиционалистской для своей субкультуры (или своей культуры) системы ценностей.

32

У людей, получивших широкое образование, выше вероятность того, что среди принятых ими ценностей окажется больше ценностей, доминирующих в другой культуре или носящих общечеловеческий характер.

4.2.2 Выводы о факторах объединяющих ценности в группы

Рассматривая полученные наборы с точки зрения отнесенности целей к выделенным ранее факторам следует отметить, что факторы 1 (самоосуществление), 4 (защита Я), 8 (сила и независимость), 9 (интеллект), 10 (понимание своих целей), 11 (семья), 12 (инфантильная автономия), 13 (секс) и 16 (искусство) оказались более чувствительны к уровню образования, чем цели остальных факторов. Так, например, практически все цели из первого фактора (самоосуществление) оказались гораздо важнее для тех, у кого имеется высшее образование, тогда как важность абсолютного большинства целей, принадлежащих ко второму (внешний успех) и к третьему (служение обществу) факторам, наоборот, оказалась практически независимой от роста или снижения уровня образования. (Ментальность россиян, с. 130)

4.2.3 Выводы о причинно - следственных связях выбора ценностной ориентации

Вместе с тем, некоторые различия между иерархиями выделенных страт можно объяснить, только исходя из различий в уровне образования. Так, например, понятно, почему в иерархии ведущих целей лиц с высшим образованием и лиц, закончивших среднюю школу, присутствует цель А26 (понять смысл жизни). Большинство этих людей в силу специфики полученного образования имеет в настоящее время работу, относящую их к «белым воротничкам». Такая работа, несомненно, дает им возможность размышлять о философских проблемах устройства мира. Не менее очевидно и повышенное стремление лиц, получивших кроме простого среднего дополнительное образование (техникум, вуз и т.п.), дать хорошее образование также своим детям.

Сравнение с ценностями руководителей ЕХБ

«Проведенные исследования выявши четкую взаимосвязъ между уровнем образования респондентов и предпочтением ими ценностей из «традионалистского» или из «модернистского» кластеров». (Ментальность россиян, с. 82)

33

Говоря о сравнении ценностей руководства церквей ЕХБ с различными группами россиян по образовательному признаку нужно сказать, что из 50 человек - 5 имеют неполное среднее образование; 10 - имеют высшее светское образование; 5 человек - высшее богословское, причем из них 4 человека получили и высшее светское образование.

Анализ полученных данных показывает нам, что служители церкви являются приверженцами консервативного взгляда на жизнь: почти полностью отвергаются ценности факторов «самоосуществление» и «внешний успех» - «законность», «стабильность», «развить способности», «профессионализм», «успех», «процветание», «культура», «достаток» и т.д. Все эти ценности входят в разряд «важных» или «очень важных» для лиц имеющих высшее образ?вание.

Зато поддержкой пользуются ценности лиц с неполным средним образованием: «союз», «порядок», «милосердие», «надежда», «уважение к родителям», «дом», «мир», «равенство», «справедливость».

Как мы видим из полученных результатов, подтвердился тезис авторов методики опроса: «естъ прямая зависимостъ междууровнем образования опрошенных и выбора ими цетостей из «традиционалистского» ши т «модернистского» кластеров». (Ментальность россиян, с. 82). На представленных диаграммах мы видим эту разницу в выборе ценностей.

34

Выводы о направленности проповеди в зависимости от уровня образования

Говоря о возможности социально направленной проповеди к лицам, имеющим различное образование, необходимо отметить, что есть две антагонистические группы: а) имеющие неполное среднее образование и б) имеющих высшее образование. «Интересные данные получены в исследовании С.Г. Вершловского и Л.Н. Лесохиной, в котором рассматривалисъ вопросы влияния образования на отношение молодых людей к труду, зависимости между уровнем образования и гражданскими качествами человека как сознателъной, активной личности. Изучая структуру сеободного времени молодежи и их бюджет, авторы отмечают, что лица с более еысшим уровнем образования болыие затрачивают времени на чтение литературы и отличаются болъшей требователъностъю и самокритичностъю, приобретение жизненного опыта, включая профессиональный, изменяет отношение человека к жизненным ценностям, в том числе и к образованию». (Степанова, с. 131)

Ценности этих групп противоречат друг другу. И если проповедник принадлежит к первой группе, то трудно ожидать, что он сможет духовно окормить лиц из второй группы. Здесь будет влиять и культура, и восприятие мира, и широта взглядов. Проповеднику, принадлежащему ко второй группе, будет легче донести Евангелие до своих слушателей. И чаще всего, он также сможет говорить и к лицам «не обремененным высшим образованием» на их языке, понимая их ценности и цели в жизни, так как имеет более широкие взгляды на многие процессы.

«Несомненно, существует прямая связь между уровнем образования и уровнем интеллектуального развития человека. Так, при сопоставлении уровней развития, памяти, мышления и интеллекта в пяти группах испытуемых, скомпонованных по уровню образования, получены данные, подтверждающие это предположение. В первую группу вошли лища с 8-летним образованием, которые в момент проведения эксперимента нигде не учились, во второй были учащиеся вьтускных классов средней школы, в третъей лица с законченным средним образованием, в четеертой - студенты ВУЗов, е пятой - лица с высшим образованием.

Сопоставление этих групп показало, что лица из первой группы значительно уступают по уровню развития психических функций и интеллекта всем остальным. Между второй и третъей группой различий почти не замечено, как п между четвертой и пятой. Наиболее высокие резулътаты получены в группах студентов и лщ с высшим образованием. (Греков, с.32)

Как мы видели из предшествующего анализа, вопрос о наличии и качестве образования, может послужить барьером в контакте проповедника с аудиторией.

«Спасение, которое ищет интеллектуал, всегда является спасением от «енутренних бед», поэтому оно носит, с одной стороны, более далекий от жизни, с другой - более принципиальный систематически продуманный характер, чем спасение от внешней нужды, характерное для непривилегированных слоев. Интеллектуал ищет возможность придать своей жизни пронизыеающей ее «смысл» на путях, казуистика которых уходит в бесконечностъ, ищет «единства» с самим собой, людъми, Космосом. Именно он превращает концепцию «мира» в концепцию «смысла». (Вебер, с. 206)

«Рожденный в резиновых сапогах», не может рассчитывать на то, что его слово будет авторитетным для людей в лакированных штиблетах. Надеяться на то, что слушатели встанут на позиции проповедующего, можно только в случае если в зале сидят люди его уровня образования или ниже (и то, только если он сможет найти с ними общий язык). Безусловно, учитель должен повышать уровень аудитории, но он должен быть озабочен и собственным возрастанием, в том числе и интеллектуальным. Ведь «даже самые крупные и известные уншерситеты не вправе считатъ, что они выпускают действителъно образованных людей «восприимчивых к образованию», которые хорошо подготовлены к тому, чтобы учитъся в течение всей жизни. Сделатъ это гораздо сложнее, чем просто датъ людям образование». (Кумбс, с. 167)

36

5. Формирование ценностной ориентации в зависимости от места работы

В нашем обществе профессиональная система играет ведущую роль, как для определения статусных групп, так и для определения уровня доходов. Во многих отношениях именно профессиональная принадлежность главы семьи позволяет определить престиж и социальный статус семьи. Каждая профессия, каждая социальная группа, чтобы укрепиться в собственных глазах, создает свою самоутверждающуюся идеологию.(Мендра, с. 299).

5.1 Классификация профессий

Для сравнительного анализа, дифференцирующего выборку по основному занятию респондентов, было вьщелено девять групп: 1. независимый предприниматель; 2. руководитель, управленческий работник; 3. специалист без руководящих функций (со спец. образ.); 4. военнослужащий, МВД, прокуратура; 5. служащий без специального образования; 6. рабочий (в том числе мастер, бригадир); 7. учащийся, студент; 8. пенсионер (неработающий), домохозяйка; 9. безработный, временно нетрудоустроен.

5.1.1. Иерархия ценностей по профессиям

А) В ходе анализа было обнаружено, что наиболее выразительные отличия от других групп фиксируются в группе независимых предпринимателей. Так в их иерархии распространенности ценностей место «свободы», «собственности», «процветания» и «достатка» выше, чем в иерархиях других групп. При этом процент людей, отметивших «свободу», «собственность» и «процветание» как ведущие ценности значимо выше, чем аналогичный процент в болыпинстве групп. В то же время ценность «согласие» занимает более низкое место в иерархии предпринимателей, чем в иерархиях других групп, а ценности «согласие», «справедливость», «духовность» и «созидание» были выбраны значимо меньшим числом предпринимателей, чем соответственно представителями других групп. (Ментальность россиян, с. 86)

37

Б) Группа руководителей в сравнении с другими группами характеризуется более высокими местами в иерархии частости выбора ценностей «труд» и «профессионализм». Ценность «труд» получила в этой группе и наивысший по сравнению с другими группами процент выборов, значимо отличающийся от аналогичного показателя в большинстве других групп. Высокое место «труда» в системе ценностей является, по существу, визитной карточкой данной социальной группы. (Ментальность россиян, с. 87)

В) Своеобразие группы специалистов описывается высоким местом, которые в иерархии распространенности получила ценность «достоинство» и наивысшим по сравнению с другими социальными группами процентом людей в этой группе, выбравших ценность «достоинство» как одну из девяти наиболее важных для них. (Ментальность россиян, с. 87)

Г) Аналогичная ситуация наблюдается в группе военнослужащих и работников силовых структур относительно ценности «культура». Данная ценность занимает здесь наивысшее по сравнению с другими группами место в иерархии и собирает наибольший процент голосов. Одновременно ценность «надежда» занимает наиболее низкое место в иерархии военнослужащих и получает в этой среде наименьший процент голосов. Реже других военнослужащие включили в число девяти ведущих ценностей и ценность «достаток».

Кроме того, своеобразие группы военнослужащих заключается и в наиболее значительном росте процента людей, выбравших как одну из важнейших ценность «мир» (в то время, как в других группах наблюдается снижение важности этой ценности), и наиболее значительном по сравнению с другими группами снижении важности ценности «могущество».

Характерно и то, что только в группе военнослужащих ценность «здоровье» не возглавляет список, как во всех остальных группах, а занимает лишь третье место. (Ментальность россиян, с. 88)

Д) Иерархию группы рабочих от иерархий других социальных групп отличает только относительно высокое место в ней ценности «дом». (Ментальность россиян, с. 88)

Е) Группа учащихся и студентов, видимо, в силу своего возраста, чаще других выбирает «любовь». Данная ценность занимает у них наивысшее по сравнению с другими

38

группами место в иерархии и выбирается в числе важнейших наибольшим процентом респондентов. Одновременно в этой группе наблюдался самый значительный по сравнению с другими рост важности ценности «семья». (Ментальность россиян, с. 88)

Ж) Своеобразие жизненных позиций пенсионеров и домохозяек как социально незащищенных и потому наименее уверенных в себе групп населения отражает наивысшее место в иерархии ценностей «мир», «милосердие» и «согласие». Одновременно среди пенсионеров и домохозяек отмечено наибольшее снижение важности ценности «труд». (Ментальность россиян, с. 88)

5.1.2. Отвержение ценностей в зависимости от профессии

«Одновременно с этим цели: АІ(служитъ Богу), А6(иметъ хорошего друга), А2б(понятъ смъгсл жизни), А40(иметъ верных друзей), А65(не делатъ ошибок в жизни) не важны для достаточно болъшою числа высших руководителей или главных специалистов государственных предприятий;

А50(вести добропорядочную, нравственную жизнь), А64(иметь хороший характер), А 77(обрести чувство гармонии с природой) для руководителей среднего звена любых организаций,

А1б(способствовать развитию общества), А18(бытъ первым), А19(служить Родине), А 35 (заниматься своим делом), А69(прожить яркую жизнь) -- для служащих из числа технического и обслуживающего персонала,

А27(сделать себя таким, каким хочу), АЗІ (получить хорошее образование), А46(заниматъся творчеством), А47(развиваться как личностъ), А53(сделать карьеру) -- для квалифицтрованных рабочих;

А18(бытъ первым), АЗІ (получитъ хорошее образованш), А46(заниматься творчеством), А53(сделать карьеру), А5б(быть специалистом) -- для неквалифщированных рабочих;

А2(:навсегда уехатъ за границу), А80(знать и понимать искусство) -- для офщеров, А2(навсегда уехать за гранщу) -- для солдат,

А8(достойно умереть) -- для студентов вузов,

А14(каждый день открыватъ что-то новое), А3б(обладатъ большим жизненным опытом), А42(стать очень богатым), А43(ни от кого не зависеть) для студентов техникумов и ПТУ;

39

А4(развить свои способности), А14(каждый денъ открывать что-то новое), А15(найти своё призвание), А17(получать удоволъствие от секса), А18(бытъ первым), А24(совершить в жизни что-то важное), АЗІ (получить хорошее образование), А33(не упустить свой шанс), А34(входить в элиту общества), А53(сделать каръеру), -- для пенсионеров;

А63(не голодать) -- для домохозяек». (Ментальность россиян, с. 113)

5.2.1. Выводы о динамике изменения ценностной ориентации в зависимости от профессии

Достоверными представляются те данные, где наблюдается четкая динамика изменений важности цели в соответствии с ростом или снижением дохода. К таким целям, согласно проведенному исследованию, можно отнести цели: А10(испытывать алкогольное или наркотическое опьянение), А14(открывать что-то новое), А18(служить Родине), А27(сделать себя таким, каким хочу), А30(овладеть профессией), А32(быть честным, порядочным человеком), А42(стать очень богатым), А44(жить духовной жизнью), А52(иметь много свободного времени), А54(делать всё, что хочу), А60(иметь хорошего сексуального партнёра, А67(быть любимым), А71(быть мудрым); А74(удачно жениться) -важность которых растет в соответствии с ростом дохода, и целей А63(не голодать), А68(не выделяться), А79(не работать) - важность которых с ростом дохода снижается. (Ментальность россиян, с. 131)

5.2.2. Анализ формирования ценностей в зависимости от профессий

Понятно, что хорошо коррелируют с ростом дохода цели профессионального совершенствования и достижения успеха. Желание лучше работать и получать, признание окружающих собственно и является тем стимулом, который приводит человека к продвижению по социальной лестнице и соответствующему увеличению его дохода.

Вместе с тем, интересно появление среди жизненных целей, увеличивающих свое значение соответственно росту дохода, желания быть любимым, иметь хороших сексуальных партнеров, путешествовать по миру, иметь много свободного времени, делать все, что хочется и т.п. Наибольший интерес, естественно, здесь вызывает вопрос: «приходит ли к обеспеченным людям, фигурально выражаясь, аппетит во время еды, когда

40

они понимают, что их денег хватает на удовлетворение этих потребностей, или наоборот, они стремятся больше зарабатывать, изначально имея такие жизненные цели»? Данное исследование, к сожалению, ответить на этот вопрос не может.

В не меньшей степени затруднен и сравнительный анализ жизненных целей различных социальных групп, но по другой, нежели в случае с доходом, причине. В рамках данной выборки, выделенные социальные группы были представлены весьма незначительным числом опрошенных. Каждая из них состояла из нескольких десятков человек. В таких масштабах различия между описываемыми психологическими параметрами, оказываются, как правило, незначимыми. Поэтому, при анализе существующих в обществе социальных групп, целесообразно в условиях небольших выборок просто ориентироваться на те случаи, когда в какой либо из социальных групп важность определенной цели заметно отличается от важности этой же цели для других групп. Подобные отличия в данном случае лучше простой иерархии ведущих целей помогут понять психологическое своеобразие представителей данного социального слоя.

5.3 Выбор самой важной цели в зависимости от профессии

С этой точки зрения, для частных предпринимателей и бизнесменов намного болыне, чем для других важны цели: А3(избавиться от дурной привычки), А42(стать богатым), А43(ни от кого не зависеть), А47(развиваться как личность),

для высших руководителей или главных специалистов государственных предприятий -- А4(развить свои способности), А15(найти свой призвание, А18(быть первым), А24(совершить что-то важное), А44(жить духовной жизнью), А47(развиваться как личность), А53(сделать карьеру), А69(прожить яркую жизнь), А75(стать знаменитым); для руководителей среднего звена любых организаций - А42(стать богатым), А53(сделать карьеру), А69(прожить яркую жизнь);

для специалистов с высшим или средним специальным образованием -- АЗІ (получить хорошее образование), А44(жить духовной жизнью), А47(развиваться как личность), А48(путешествовать по миру);

для квалифицированных рабочих -- А20(добиться, чтобы государство заботилось обо мне), А63(не голодать), А68(не выделяться);

для неквалифицированных рабочих -- А20(добиться, чтобы государство заботилось обо мне), А63(не голодать), А79(не работать);

для офицеров -- А9(быть смелым), А19(служить Родине), А29(заниматься спортом);

41

для солдат А19(служитьРодине);

.для студентов вузов -- А15(найти своё призвание), А17(получать удовольствие от секса), А24(совершить в жизни что-то важное), А27(сделать себя таким, каким хочу), АЗ1 (получить хорошее образование), А46(заниматься творчеством), А47(развиваться как личность), Аб9(прожить интересную жизнь), А74(удачно жениться), А80(знать и понимать искусство);

для студентов техникумов и ПТУ -- А18(быть лучшим), А20(добиться, чтобы государство заботилось обо мне), А53(сделать карьеру), А68(не выделяться);

для пенсионеров - А20(добиться, чтобы государство заботилось обо мне), А50(вести добропорядочную, нравственную жизнь);

для безработных -- А38(отомстить всем моим врагам), А78(изменить свою жизнь).

В группе служащих из числа технического и обслуживающего персонала такие цели не выделены. (Ментальность россиян, с. 133)

5.4 Выводы о формировании ценностной ориентации в зависимости от профессии

Профессия человека оказывает влияние на его социальное положение, в том числе и на выбор жизненных ценностей.

Говоря о людях имеющих более высокий социальный статус (т.е. профессию, которая его дает) мы можем отметить две тенденции.

более высокий процент выбора ими ценностей: «свобода», «собственность»,
«процветание», «достаток», «труд», «профессионализм».

отвержение ими ценностей морально-этических: «иметь друзей», «понять смысл
жизни», «не делать ошибок в жизни», «вести добропорядочную нравственную жизнь»,
«иметь хороший характер».

Люди рабочих специальностей чаще избирают ценности: «согласие», «порядок», «дом», «равенство», «надежда», «справедливость», но отвергают: «сделать себя таким, каким хочу», «получить хорошее образование», «заниматься творчеством», «развиваться как личность».

В целом можно сказать, что чем ниже человек стоит на социальной лестнице, тем меньше он желает проявлять личную инициативу. Именно этим можно объяснить такую динамику выбора ценностей этими двумя группами антагонистами.

42

5.5 Сравнение с ценностной ориентацией руководителей церквей ЕХБ

Ценностные ориентации руководителей поместных церквей ЕХБ имеют определенное сходство с ценностями рабочих и пенсионеров. Так же широко представлены ценности морально-этического характера: «согласие», «порядок», «дом», «равенство», «надежда», «справедливость». Но слабо представлены ценности руководителей и предпринимателей: «собственность», «труд», «профессионализм», «свобода», «процветание».

К сожалению, протестантская этика в нашей стране не стала этикой предпринимателей, хотя в последнее время и появляются в церкви свои «новые русские». Но это не стало массовым явлением - т.к. духовной поддержки в церкви эти люди не получают. Что и не удивительно, если сами руководители церквей не заинтересованы в проявлении инициативы.

43

5.6 Выводы о возможности проповеди в зависимости от профессии

Говоря о месте труда в жизни верующего человека, мы можем сказать, что две основные позиции мы можем проследить в истории церкви.

/. «Полезностъ профессии и, следователъно, ее угодностъ Богу в первую очередъ определяются с нравственной точки зрения, затем степенью важности, которую протводимые в ее рамках блага имеют для «всего общества»; однако в качестве третьего и практически безусловно наиболее важного критерия выступает ее «доходность». Если Бог указывает вам этот путь, следуя которому вы можете без ущерба для души своей и не вредя другим, законным способом заработать болъше, чем на каком-либо ином пути, и вы отвергаете это и избираете менее доходный путъ, то вы тем самым препятствуете осуществлению одной из целей вашего призвания, вы отказываетесъ бытъ управляющим Бога и приниматъ дары его для того, чтобы иметъ возможностъ употребитъ их на благо Ему, когда Он того пожелает. В качестве же следствия выполнения профессионалъного долга богатого морально не толъко оправдано,

44

но даже предписано. Об этом как будто прямо говорится в притче о рабе, который впал в немилостъ за то, что не приумножил доверенную ему мину серебра. Желание бытъ бедным было бы равносилъно, как часто указывается, желание бытъ больным и достойно осуждения в качестве проявления синергизма, наносящего ущерб славе Божъей. Что же касается нищенствования, которому предается человек, способный работатъ, то это не толъко грех бездеятелъности, но и, по словам апостола, нарушение завета любитъ ближнего своего». Это излагается типичный кальвинистский взгляд на труд. (Вебер, с.104)

2. «Элан Ричардсон опровергает такое понимание в своем исследовании «Библейское учение о труде»: «В Библии мы не находим ни одного примера того, чтобы Бог призвал человека к какому-либо земному занятию. Так, Павел был призван стать апостолом, но никто не призыеал его заниматься изготовлением шатров... У нас нет никаких оснований говоритъ, что Бог призвал кого-то быть инженером, врачом или учителем». (Кокс, с.184)

Как видим, эти две точки зрения противоречат друг другу. Разность подходов показывает, как мы будем относиться к нашему земному бытию. Жизнь протестантских общин в Средней Азии, откуда родом автор данной работы, отличалась от жизни окружающих. Одно из отличий состояло в отношении к труду. Русскоязычное население, жившее там, было более трудолюбивым, чем население Центральной России. И в этой среде, протестанты были известны как еще более трудоголики. Это слава была доброй. Возможно, это тот путь, по которому нам предстоит пройти в России - поднять ценность труда в глазах нашей паствы.

Российский менталитет характеризуется особым отношением к труду, и к оплате этого труда. Классический капиталистический (и протестантский в том числе), заключается в оплате пропорционально вложенным усилиям: «Американцы Джон и Генри, по всей вероятности, разделят деньги согласно вкладу каждого в общий труд. Для нашей страны болъше характерна норма равенства: почему бы Ивану и Петру не разделитъ денъги поровну?» (Стефаненко, с.34) В новых, нынешних условиях каждый пастор стоит перед дилеммой: поддержать ли ему уравнительный (российский) подход, или «быть протестантом в России» проповедуя необходимость хорошо трудиться и получать оплату по справедливости.

«Экспериментальные данные психологов о зависимости интетектуального развития человека от участия его в творческом труде подтверждаются исследованиями социологов, которые обнаружили различия е духовных запросах и интересах рабочих квалифицированного труда (занятых, например, у пулъта упраеления) и рабочих неквалифицированного труда (грузчики, такелажники). Толъко у первых наблюдается

45

ориентация на расширение интересов, на приобретение новых знаний, рационализацию новых приемов работы. При этом происходит развитие духовных запросов и интересов, въгходящих за пределы конкретного вида профессионалъной деятелъности». (Шаев, с. 129) Как видим, выбор профессии человеком может многое сказать о его характере, наклонностях. Закончились времена, когда профессия передавалась по наследству. Когда в общину приходят новые люди происходит расширение поля деятельности церкви, представляющее собой новые слои общества. Проповедник должен знать, что появление новичков означает возможную перестановку акцентов в проповеди.

Из приведенного исследования, очевидно, что не имеет смысла призывать рабочего или пенсионера «получить хорошее образование», «сделать карьеру», «развиваться как личность» и т.д. Круг интересов (ценностей) этого социального слоя - это «дом», «семья», «дети». Например, люди этой категории побоятся вкладывать деньги в какое-то предприятие, потому что «не допустить ошибок в жизни» - это одна из главных задач. Но более предприимчивые «новые русские» не боятся ошибок, т.к. чувствуют уверенность в своих силах вновь подняться, даже после очередного дефолта.

Исходя из выбираемых ценностей и реальностей нынешней России руководители, бизнесмены нуждаются в самоутверждении и помощи. Им приходиться решать много сложных морально-этических проблем. И не всегда эти решения согласуются с нашими представлениями о христианстве. Двойственность положения, в которой находятся эти люди как бизнесмены - христиане в новой России, нуждается в особом попечительстве пастыря-проповедника.

Очевидно, что интересы этих двух групп резко отличаются друг от друга. И, тем не менее, Христос - есть Тот, Кто может соединить сердца этих людей.

6. Формирование ценностной ориентации в зависимости от места проживания

6.1 Классификация по месту проживания

В нашей работе приведены данные о распространенности ценностей в мегаполисах (Москва и Санкт-Петербург), городах, и селах.

46

6.1.1. Ценностная ориентация жителей мегаполисов

Так, в частности, у жителей столиц или мегаполисов выше, чем у жителей других населенных пунктов, находятся в иерархии распространенности такие ценности как «духовность», «милосердие», «культура», «могущество» и «демократия», а наивысший по сравнению с другими процент выборов получили «демократия» и «порядочность». В то же время ценности «любовь», «мир», «дом», «порядок» занимают в иерархии столичных жителей более низкие места, чем в иерархиях жителей других населенных пунктов.

Одновременно в Москве отмечается более низкое, чем в других регионах, место ценностей «достаток», «любовь», «мир», «успех» и «процветание» в иерархии распространенности ценностей. При этом наиболее низкий по сравнению с другими регионами процент выборов имеют в Москве такие ценности как «процветание», «порядок», «дом» и «милосердие».

Кроме того, в Москве наблюдается наиболее резкий рост выбора ценностей «успех», «семья», «достоинство», «порядочность» и наиболее заметное падение важности ценности «патриотизм», «законность», «прогресс», «процветание», «свобода», «собственность», «могущество» и «демократия». Несомненно, процесс этот маятниковым образом связан с недавним периодом идеологического навязывания населению с помощью СМИ представлений об особой важности последней группы ценностей. (Ментальность россиян, с. 89)

6.1.2. Ценностная ориентация жителей больших городов

В больших городах в иерархии распространенности выше, чем у других, устойчиво стоят ценности «достаток», «патриотизм» и «созидание». При этом наиболыпий по сравнению с другими населенными пунктами процент выборов имеет «достаток». Одновременно ниже, чем у других, места в иерархии занимают «согласие», «труд», «союз», и эти же три ценности получают и больших городах гораздо меньший, чем в других населенных пунктах, процент выборов. Вместе с тем, в болыпих городах отмечен наиболее бурный рост числа включающих в число девяти ведущих ценностей ценность «профессионализм» и наиболее серьезное снижение числа тех, кто выбирает «могущество», «процветание», «духовность», «культуру», «мир» и «милосердие». (Ментальность россиян, с. 90)

47

6.1.3. Ценностная ориентация жителей сел

В иерархии сельских жителей выше, чем у представителей всех урбанистических страт, устойчиво находятся ценности «согласие», «союз» и «равенство», причем «согласие» и «союз» имеют в этой страте и наибольший процент поданных за них голосов. А ценности «профессионализм», «прогресс», «стабильность», «достаток», «порядочность», «культура» получили у сельских жителей самый низкий из всех сравниваемых страт процент выборов. Кроме того, при оценке сельскими жителями ценностей «труд», «дом», «демократия» и «созидание» отмечено самое резкое по сравнению с другими стратами снижение среди жителей села процента людей, включающих эти ценности в свою девятку ведущих ценностей. (Ментальность россиян, с. 91)

6.2.1. Выводы о ценностной ориентации москвичей

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование ннтенциональной стороны ментальности жителей московского мегаполиса показывает, что характер их жизненных целей, мотивов не укладывается: ни в «дореволюционный» образ российского человека, живущего либо сиюминутным удовольствием, либо мечтой о какой-то далекой, послезавтрашней жизни, ни в социалистические представления о «советском человеке -- строителе коммунизма», сознательно жертвующем многим из своей актуальной жизни ради счастья будущих поколений. Москвичи сегодня живут заботами о своей семье, о своих детях, здоровье, работе -- то есть «простыми радостями бытия», той самой «заботливой», рассчитанной на нормальную перспективу жизнью, в существовании которой, как было показано выше, некоторые аналитики им подчас отказывают. Зная, что москвичи всегда первые выражают тенденции в обществе, мы можем прогнозировать, что данные процессы будут вскоре всеобщими.

6.2.2. Выводы о ценностной ориентации жителей городов

Подтверждается широко распространенное представление -- о разрыве в массовом обыденном сознании материального и духовного, высшего и низшего, заботы о себе и заботы о других. Даже любовь россиянина оказывается разорвана разными факторами: секс в одном, потребность в аффилиации другом, семья в третьем, а поиск настоящей любви в

48

четвертом. И это, как следует из проведенного исследования, характеризует многие другие отношения.

6.3 Формирование ценностной ориентации в различных макрорегионах России

Помимо сравнения ценностных структур у людей, живущих в разных по величине населенных пунктах, интересно провести аналогичный анализ и в разных макрорегионах страны. Как правило, для сравнения традиционно выделяются четыре основных макро-региона (Север; Юг; Урал и Поволжье; Сибирь и Дальний Восток).

6.3.1. Сравнительный анализ ценностной ориентации в макрорегионах России

На Юге отмечается самый больший процент людей, выбирающих ценность «держава», и наиболее заметное падение важности ценностей «равенство» и «труд».

На Севере отмечается лишь наиболее низкий по сравнению с другими регионами процент людей, выбирающих ценности «могущество» и «патриотизм», а также больший, чем в других местах процент людей, выбирающих ценности «достаток» и «надежда».

На Урале и в Поволжье ценность «держава» занимает самое высокое по сравнению с другими место в иерархии распространенности, а ценности «безопасность» и «согласие» -- самое низкое. Одновременно ценность «порядочность» получила в этом регионе самый низкий процент выборов. Кроме того, здесь отмечается наиболее резкое увеличение числа людей, включающих ценность «профессионализм» в свою ведущую девятку, и наиболее заметное снижение числа тех, кто включает туда ценности «процветание», «стабильность», «порядок», «культура», «мир», «милосердие», «справедливость» и «безопасность».

И, наконец, в Сибири и на Дальнем Востоке наивысшие по сравнению с другими регионами места в иерархии занимают ценности «достаток» и «мир», причем «мир», а также «равенство», получили там наиболыпий процент поддержки. Одновременно в этом регионе наиболее низкое место в иерархии по сравнению с другими регионами получили ценности «законность», «профессионализм» и «держава», причем «законность», а также «духовность» получили наименыний по сравнению с другими регионами процент выбирающих их респондентов. Одновременно в этом регионе отмечается наиболее

49

существенное снижение процента людей, включающих ценности «духовность» и «дом» в число девяти важнейших ценностей. (Ментальность россиян, с. 92)

6.4 Сравнение с ценностной ориентацией ЕХБ

К сожалению, в рамках данного исследования, мы не смогли выявить процентное соотношение среди служителей городского происхождения и сельского. Но выбранные ими ценности могут также многое сказать за них, так как их предпочтения носят «провинциальный» характер. Большинство их ценностей - это ценности, которые выбирают жители села и неболыних городов: «любовь», «мир», «порядок», «согласие», «союз», «равенство», «милосердие».

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ