бесплатные рефераты

Влиятельные религии в России

Доверяю

%

Совсем

не доверяю

%

Совет Федерации

11.1

33.8

Государственная Дума

8.3

43.9

Правительство России

15.3

34.4

Профсоюзы

11.3

38.3

Православная Церковь

39.3

18.5

Российская армия

32.9

21.0

Газеты

21.3

18.8

Православие и иные христианские конфессии и деноминации

Общие признаки христианства

Во всем мире сейчас количество христиан составляет примерно 1955 млн. человек. В целом христианство, согласно взглядам большинства религиоведов, разделяется на пять больших групп: римо-католиков и схожих с ними (латинского и восточного обрядов, а также апостольских католиков), православных и схожих с ними (Вселенская Православная Церковь, Восточные Церкви и т.п.), протестантов (лютеран, пресвитериан и реформаторов, англикан и т.п.), неопротестантов (баптистов, квакеров, методистов, штундистов и т.п.), неохристианских или псевдохристиан (адвентистов седьмого дня, армию спасения, учеников Христа, христианскую науку, пятидесятников и иные различные секты). Из них: римо-католиков около 1000 млн. человек, православных - более 220 млн. человек, приверженцев протестантских и неопротестантских вероучений (более 300 направлений) - примерно 580 млн. человек. Количество неохристианских или псевдохристиан сект превысило несколько тысяч.

В самом широком смысле религиозными христианскими объединениями, течениями, конфессиями и деноминациями в религиоведении значатся только те, которые: считают Библию священной богодухновенной книгой, трактуют ее в согласии с апостолами (а также их законными учениками) и руководствуются ею; признают Божественность Иисуса Христа, Его Богочеловечество, Воскресение и Вознесение; поклоняются единому и одному Богу - Пресвятой Троице: Отцу и Сыну и Святому Духу. Следует отметить, что Сам Иисус Христос основал Свою Церковь с рядом и других существенных признаков, гарантирующих ее сохранность, законность и неизменность.

Библия состоит из Ветхого и Нового Заветов. Каждый их них содержит свой набор книг, разделяемый на три группы по своему содержанию: вероучительные, исторические и пророческие. Ветхий Завет считается священным у иудеев, у которых за точностью передачи этих текстов строго следили специальные служащие - масореты.

Христиане признают священство обоих Заветов при главенстве Нового Завета. Первые пять книг Ветхого Завета в иудаизме называются Торой. Библейские тексты обладают феноменальной исторической точностью. Искажение библейских текстов просто нереально в силу многих причин. Для того чтобы совершить этот «подвиг» в отношении, например, Ветхого Завета, все мировое сообщество иудеев должно было бы согласиться с изменениями в тексте, внесенными какой-либо еврейской общиной. Однако, согласно жесткой позиции иудаизма, любые изменения ветхозаветных текстов абсолютно недопустимы. Кроме того, христиане всего мира, также обладающие Торой, должны были бы принять изменения, внесенные иудеями. Это тоже невозможно.

По тем же причинам изменения Нового Завета, которые были бы приняты традиционным христианством, решительно невероятны. Новый Завет состоит из четырех Евангелий, описывающих жизнь и деяния Иисуса Христа в Его земной жизни, а также сборника, называемого православными Апостол, - книги, содержащей послания, написанные апостолами своим единоверцам и ученикам по разным поводам.

Имеющиеся в распоряжении ученых манускрипты не свидетельствуют об искажении первоначальных текстов Библии. В отношении достоверности Ветхого Завета известно, что свитки, найденные в раскопках у Мертвого моря, которые датируются 100 годом до Р.X., подтверждают точность масоретского текста, который датируется 900 годом н.э.

Что же касается достоверности Нового Завета, то исследователи Библии обнаружили уже 3157 древних греческих рукописей, которые содержат либо отрывки из Нового Завета, либо все Евангелия целиком. Датировка этих рукописей восходит ко II веку н.э. При этом 95% малочисленных различий между этими документами составляют обыкновенные малозначимые ошибки и описки.

Православие

Общие сведения о православии

Наименование - «православие» появилось не в связи с каким-либо властным или авторитетным решением, а в среде христиан, как бы само собой. Православная вера учит, что она учреждена на Откровении Божием и Им непрестанно обусловливается. Откровение Божие сообщено людям в Священном Писании - Библии и Священном Предании, во всей своей полноте находящемся во Вселенской Церкви - единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Священное Предание есть живое слово Божие (живое откровение Божие), жизнь и сознание Тела Христова в Духе Святом. Священное Писание есть письменное слово Божие (написанное Откровение Божие), возникшее (написанное, собранное и канонизированное) в Церкви. Эта Церковь представляет собой Богочеловеческий организм, возникший в 33 году в Иерусалиме в День Пятидесятницы и непрерывно живущий в единстве веры и духа.

В настоящее время общая численность православных в мире составляет более 220 млн. человек. Вселенская Православная Церковь состоит из 18 поместных Церквей, упоминаемых в официальных списках в установленном порядке в соответствии с их древностью и значением (до 1054 года, то есть до отпадения Западной Церкви - католиков, этот список начинался с Римской Церкви): Константинопольский Вселенный Патриархат; Александрийский Патриархат; Антиохийский Патриархат; Иерусалимский Патриархат; Русская Православная Церковь, Московский Патриархат; Грузинский Патриархат; Сербский Патриархат; Румынский Патриархат; Болгарский Патриархат; Кипрская Церковь; Элладская Церковь; Албанская Церковь; Польская Православная Церковь; Чехо-Словацкая Церковь; Православная Церковь в Америке; Синайская автономная Архиепископия; Финляндская автономная Церковь; Японская автономная Церковь.

Русская Православная Церковь возникла в конце 10 века после официального принятия христианства Киевской Русью в 988 году. До официального крещения христианство на Руси уже занимало достаточно прочные позиции в разных слоях населения. Русская Православная Церковь до 1448 года существовала в качестве митрополии Константинопольского патриарха. Угроза унии с католиками, прекращение существования Византии как православного государства дали основания для создания независимости Русской Православной Церкви. После 1917 года Русская Православная Церковь, как и все остальные религии России, подверглась жесточайшим преследованиям со стороны государства. В 1921 году появляется Русская Православная Церковь за границей. В этот же период часть православных уходит в подполье и создает Истинную Православную Церковь. Возникли и другие православные объединения. Во время Великой Отечественной Войны Русская Православная Церковь заняла патриотическую позицию и внесла значительный вклад в победу над врагом. В последние годы создались объективные условия для преодоления расколов и объединения в российском православии. Тем более, что, по официальным сведениям статистики, в целом к православным относит себя около 88,95% всего населения России.

Русская Православная Церковь - наиболее крупная среди Православ-ных Церквей в мире и среди религиозных организаций в России. Общее количество приходов в ней (на территории бывших стран СССР) превосходит 20 тысяч, монастырей - около 480, епархий - 128, духовных академий - 5, духовных училищ - 30. Действует множество воскресных школ для детей и взрослых, выходит около 40 епархиальных газет и журналов. Эта Церковь, несомненно, является государственно-образующей и культуросозидательной в России. Она способствовала формированию самоосознания и языка многих российских народов. Поэтому ее необходимо относить к крупнейшим и наиболее значимым традиционным созидательным религиям нашей страны.

В результате раскола русского православия в связи с реформами патриарха Никона в 16 -17 веках возникло несколько старообрядческих течений. В настоящее время последователей старообрядчества в России и за рубежом насчитывается около 2 млн. человек. С точки зрения правоохранительных органов, вероучения старообрядчества и Русской Православной Церкви мало различаются. Однако старообрядцам бывают свойственны некоторая самоизоляция и фанатизм, проявившийся, например, в периоды гонений в форме массовых самосожжений.

Основы православного вероучения и практики

Первая истина Откровения, данного православию, - та, что Бог - Творец всего: и мира духовных существ - ангелов, и материального мира и человека, который, как существо духовно-телесное, стоит между этими двумя мирами. По православному вероучению - Бог один и един, без сотоварищей и посредников.

Человек создан Богом по образу Божьему, наделен даром свободы для творческого возрастания, для совершенствования себя и мира в единстве с Богом.

Бог не создавал ничего злого. Причина зла - злоупотребление свободой, допущенное тварными, то есть сотворенными Богом, существами. Грех есть отпадение от Бога, то есть потеря смысла жизни и самой жизни. В православном учении о грехе пишется, по большей части, как о тяжелой духовной болезни. С человека при этом не снимается его личная ответственность за грех. Но Бог, по православным воззрениям, действует не как беспощадно справедливый судья, но как любящий Отец, все делающий для исцеления этой болезни человечества. Поэтому и изгнание из рая, и сама смерть для православного сознания суть дела благости Божией. Через смерть зло, вошедшее в жизнь через согрешение, лишается вечного продолжения.

Образ Божий в человеке сильно искажен, однако для спасения человека Богу есть на что опереться в самом человеке. Попечение о человеке Всеведущего и Всеблагого Бога, предвидящего все будущее, нам не ведомые события, называется промыслом или провидением.

В древности религиозные понятия большинства людей извратились. Однако чередой откровений и Богоявлений в одном народе, избранном Богом, сохранялась вера в Бога и надежда на то, что Он избавит людей, плененных грехом и смертью.

И вот на землю явился Мессия (по-еврейски «помазанник») - Иисус Христос - Сын Божий в совершенно исключительном смысле: Он - Бог. Во Христе открывается важнейшая истина о едином Боге: Бог - Триедин - Отец и Сын и Дух Святой. Триединый Бог существует прежде мира, прежде всех времен. Откровение гласит: «Бог есть любовь», любовь в Его отношении к миру, но и как содержание бытия трех Лиц Триединого Бога. Для спасения людей Сын Божий стал Человеком, оставаясь Богом. В Своем Лице Он соединил Божество и человечество - стал Богочеловеком.

В Своем земном подвиге Господь Иисус Христос объединил все три ветхозаветные служения: пророчество, царство, священство. Сын Божий взял на Себя грехи или, точнее сказать, последствия грехов, наказание за грехи всего мира, когда Он взошел на Голгофу, принял крестные страдания и смерть. Голгофская жертва принесена за всех людей, от первого человека до скончания времен. Умерши как Человек, Он как Бог воскресил Свое человечество, чтобы вместе с Человеком Иисусом Христом получили вечную жизнь и все прочие люди. Однако спасаются лишь те, которые хотят спастись. Для спасения мира Бог создал на земле особое общество, особый живой организм - Церковь Христову, члены которой получают благодатные дары Божии, необходимые для освящения и спасения. День основания единой Вселенской Церкви - пятидесятый день после Воскресения Христова, когда на апостолов - учеников Христовых - сошел Дух Святой, третье Лицо Божественной Троицы.

Согласно православному вероучению Церковь - это не просто собрание любых желающих поговорить или вспомнить об Иисусе Христе. Православная Церковь - 1) дом Божий, храм, дом Господень; 2) от Бога единожды установленное и непрерывно существующее вселенское общество верующих во Христа, соединенное словом Божиим, законным священноначалием и таинствами, управляемое Самим Господом и Духом Божиим, для вечной жизни и спасения верных; 3) живое, бессмертное и обладающее сознанием, единственное и единое Тело; всегда оживляемое, очищаемое и освящаемое Духом Святым; постоянно от Бога имеющее благодать Божию; созданное и неизменно возглавляемое Самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом - средоточием православной веры; 4) Вселенская Православная Церковь - единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь - все входящие в нее Поместные Православные Церкви.

Основой жизни Вселенской Православной Церкви (и входящей в нее Русской Православной Церкви) являются нравственное учение, законные таинства и законное священство. Под законными в этом случае понимаются как данные Самим Богом. Православная Церковь не знает абстрактного, возникшего и существующего как бы само по себе нравственного учения. Она принимает нравственный закон от Бога, благоговейно поклоняясь Ему, и исполняет этот закон по любви к Богу и послушанию Богу. Православие выделяет обязанности к Богу и обязанности к ближним. Причем под ближними понимаются любые люди, независимо от их веры, национальности, пола, профессии, возраста, здоровья и иных признаков.

Православие запрещает поклоняться ложным богам, идолам и их изображениям. Запрещается также делать недолжные изображения истинного Бога. Его допустимо изображать лишь постольку, поскольку Он Сам явил Себя людям в Богочеловеке Иисусе Христе и в иных Откровениях. Дозволены также символические изображения.

Господь Иисус Христос обобщил весь ветхозаветный Закон в двух заповедях: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоей и всем разумением твоим». Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей: «Возлюби ближнего твоего как самого себя» (Мф.22.37 -39).

Если ветхозаветные заповеди относятся к правильному устроению земной жизни, то новозаветные указывают путь на Небо. Новозаветное учение с особой силой выражено в заповедях блаженства (Мф.5.3-12). Три основные добродетели новозаветного учения: вера, надежда и любовь (1Кор.13.13). Добродетелям противостоят грехи, главные из которых называются семью смертными грехами: это гордость, сребролюбие, блуд (прелюбодеяние), гнев, чревоугодие, зависть, уныние. Грех разрушает союз человека с Богом, разбивает человеческие отношения и создает раздор человека с самим собой, пока человек окончательно не растопчет свою совесть, что означает уже гибель души.

Человек, живущий без Бога (или с придуманным, пусть даже внешне очень привлекательным, богом), так или иначе, становится жертвой греха. Человек, нашедший Бога, получает возможность освобождения от греха. Обретая уже здесь, на земле, радость богообщения, человек находит высший смысл жизни, который есть любовь к Богу и людям.

Внутреннее содержание православной жизни - общение с Богом. Это и есть собственно сердцевина церковной жизни. Верующий получает благодать, то есть освящающую силу Божию, прежде всего, в таинствах, называемых так не из-за их якобы «секретности», а из-за их принципиальной необъяснимости рациональным человеческим разумом. Важные свойства таинств - их действительность и действенность. В частности, они должны совершаться законным, а не самочинным, священством с помощью законных, а не своевольных действий. Таких таинств в Православной Церкви имеется семь: крещение, миропомазание, евхаристия, покаяние, священство, брак, елеосвящение.

Крещение - таинство, в котором человек получает прощение всех - и личных, и наследственных - грехов, совершенных до момента крещения.

Миропомазание - таинство, в котором крещенному даются дары Святого Духа через помазание особым веществом - Святым Миром, освящаемым главой Церкви совместно с другими епископами.

Евхаристия (причащение) - таинство соединения с Христом через вкушение Его Тела и Крови, которые даются верующим под видом хлеба и вина. Освящение хлеба и вина, преложение их в Тело и Кровь Господни, совершается на главном христианском богослужении - Божественной Литургии, переданной нам без изменения Самим Иисусом Христом через Своих апостолов.

Покаяние - таинство, в котором верующий в присутствии священника исповедует перед Богом свои грехи и получает от Бога их прощение. Необходимое условие действенности таинства - раскаяние в грехах и твердое намерение никогда их больше не совершать.

Священство - таинство, в котором избранные для служения в Церкви люди законно посвящаются в священный сан, получая благодатный дар Божий для совершения таинств и других священнодействий.

Брак - таинство, в котором благословляется христианская семья, где супруги получают особые благодатные дары.

Елеосвящение - таинство, в котором при помазании елеем (растительным маслом) больного на него призывается благодать, исцеляющая болезни тела и души, а также дающая возможность больному познать подлинные причины болезни.

Кроме таинств Вселенская Православная Церковь имеет и другие священнодействия, которыми она освящает всю жизнь верующего человека, а также и его посмертное существование.

Огромное значение для православия имеет общение с умершими людьми. Смерть для христианина - не прекращение существования, а переход в новую, вечную жизнь, новое рождение. Поэтому в православии присутствуют обязательные молитвы за умерших людей, всегда остается надежда на милосердие Божие.

Таинства и молитва - основа духовной жизни православного человека.

Православный христианин молится практически непрерывно. Но особое значение имеет общая молитва, на которую верующие собираются в храмах (церквях). Богослужебный (литургический) день начинается с вечера в соответствии с последовательностью творения мира. В богослужебном времени присутствуют три совмещенных круга (цикла): суточный, недельный и годовой. Каждый из этих кругов содержит изменяемые и неизменяемые части. Кроме того, на них накладываются неподвижный (по датам календаря) и подвижный (по дню Пасхи) циклы. Все эти особенности, несмотря на кажущуюся сложность, имеют ясное и строгое богословское обоснование, вытекающее из самой сущности православия.

Ключевое место в православных богослужениях занимают праздники. Самых больших из них - двенадцать, по основным событиям Нового Завета. Наивысшее верховное место среди православных праздников занимает Пасха, Светлое Христово Воскресение - «праздник праздников». Дата Пасхи высчитывается по особым правилам. Пасхе предшествует длительный (48 дней) и строгий Великий пост. Пасха Христова, как величайший праздник, отмечается целую неделю. Главное песнопение Пасхи - пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», то есть, на современном русском языке: «Христос воскрес из мертвых, Своею смертью победил всякую смерть, и даровал жизнь всем умершим». Пятидесятый день после Пасхи - Пятидесятница, или Троица, день сошествия Святого Духа на апостолов, день рождения Вселенской Православной Церкви.

Понятно, что, имея столь развитую и богоустановленную духовную жизнь, православие обладает также и мощными средствами ее защиты от всех возможных искажений. Божественное Откровение в ходе многовековой практики Православной Церкви создало механизм сохранения и проверки истинности и точности всех своих решений и действий, включая поступки рядовых христиан, клириков (служителей Церкви), иерархов, патриархов, любого из живущих и усопших православных.

Этот механизм, согласно православному вероучению, действует на следующих основаниях:

Бог говорил и передал свои обетования, заповеди, законы и суды через богодухновенных людей Ветхого Завета.

Сам Бог явился на земле как Богочеловек, принес нам истину, передал эту истину апостолам, а те своим преемникам, всей единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

Бог послал Православной Церкви «Духа истины» (Ин.14.16-17.), Который «наставляет на всякую истину» (Ин.16.13.) всех членов этой единственной Церкви.

В соответствии с Новым Заветом эта истина всегда пребывает в единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

Непогрешимая истина высказывается и совершается всей вселенской полнотой единой Православной Церкви.

Мнение вселенской полноты Православной Церкви выражено деяниями Вселенских Соборов. Они же представляют всю современную им Православную Церковь.

Вселенский Собор составляется из всех правящих иерархов Православной Церкви.

Иерархи Православной Церкви представляют всех живых христиан своих епархий, то есть совокупно всю видимую Православную Церковь.

Иерархи Православной Церкви представляют всех почивших христиан, как по молитве, так и через все решения и действия всех предшествующих Вселенских Соборов, то есть всю невидимую, торжествующую Православную Церковь.

Все решения и действия Вселенского Собора непременно согласуются с решениями и действиями всех предыдущих Вселенских Соборов.

Созванный Вселенский Собор должен быть на практике признан таковым всей полнотой воинствующей Православной Церкви.

Ближайший следующий Вселенский Собор должен подтвердить статус, решения и действия созванного Вселенского Собора.

В периоды между заседаниями Вселенских Соборов непогрешимыми критериями оценки решений и действий Православной Церкви и ее членов являются:

канон Священного Писания;

решения (вероопределения и правила) уже состоявшихся Вселенских Соборов, предписанные и утвержденные ими.

В особом случае, в недогматических вопросах ради спасения одного из членов Православной Церкви, какой-либо ее части или же человеческого сообщества возможно применение церковной икономии, снисхождения и уступчивости.

Согласно православному вероучению все эти канонические правила, являясь единственной и подлинной истиной, непогрешимыми божественными свидетельствами, проявлением воли Божией, реально предоставляют собой наибольшую из любых возможностей свободу каждому христианину, человеку и всякому сообществу людей.

В соответствии с этими каноническими правилами Православная Церковь определила Символ веры. Этот символ есть краткое и точное изложение основных истин Православной веры. Символ обозначает границы, выход за которые влечет отклонение от православия. Символ веры появился в связи с необходимостью борьбы с искажениями веры, а не в связи с внутренней потребностью Православных Церквей. Он составлен и утвержден на I и II Вселенских Соборах. Начинается Символ веры словами «Верую во Единого Бога…» и состоит из двенадцати членов, в каждом из которых содержится особая истина, догмат веры.

Всего было семь Вселенских Соборов (что свидетельствует об их полноте и законченности, согласно числу дней творения мира). Первый - Никейский 1-й (325 г.) - против лжеучения пресвитера Ария, отвергавшего Божество Иисуса Христа и Его предвечное рождение от Бога Отца и учившего, что Сын Божий есть только высшее творение. Второй - Константинопольский 1-й (381 г.) - против лжеучения епископа Македония, отвергавшего Божество Святого Духа и считавшего Его тварью, сотворенной силой, служебной Отцу и Сыну. Третий - Ефесский (431 г.) - против лжеучения архиепископа Нестория, учившего, что Пресвятая Дева родила простого человека, с которым потом Бог соединился и пребывал в нем. Потому Господа Иисуса Христа он называл Богоносцем, а Пресвятую Деву - Христородицей, а не Богородицей. Четвертый - Халкидонский (451 г.) - против лжеучения архимандрита Евтихия, отвергавшего человеческую природу в Господе иисусе Христе и учившего, что в Нем человеческое естество было полностью поглощено Божеством. Это лжеучение называется монофизитством. Пятый - Константинопольский 2-й (553 г.) - повторно осудил ереси Нестория и Евтихия и их последователей. Шестой - Константинопольский 3-й (680 г.) - против учения еретиков монофелитов, которые, признавая в Иисусе Христе два естества - Божественное и человеческое, признавали в Нем только одну Божественную волю, отвергая человеческую. Седьмой - Никейский 2-й (787 г.) - был собран против иконоборческой ереси, разоблачил и осудил ее. На семи Вселенских Соборах произошло осознание и словесное формулирование основных истин православной веры, сообщенных ранее во всей полноте в День сошествия Святого Духа на апостолов, в День Пятидесятницы в 33-ем году в Иерусалиме - день рождения Вселенской Православной Церкви.

Следует отметить, что отдельные специалисты по религиям активно применяют так называемые «генеалогические древа», построенные на основе какого-либо родства по историческому происхождению или иным характеристикам религиозных объединений. Однако генезис вероучений представляет собой весьма нелинейный духовно-нравственный процесс, включающий в себя, например, законную преемственность или отказ от нее. Поэтому внешне наглядное отображение развития вероучений (и их взаимоотношения между собой) с помощью генеалогического древа часто скрывает их принципиальные глубинные духовные отличия друг от друга и создает обманчивую иллюзию некоего их сходства, равноправия, якобы духовной преемственности и, даже, единства. Подобным недостатком обладают многие иные светские и сектантские системы группировки и классификации. Здесь открывается широкое поле спекулятивной деятельности сторонников создания вроде бы «единых» и «универсальных» религий, а также экуменизма, духовного эклектизма и, даже, духовной вивисекции.

В качестве примера можно упомянуть о такой важной характеристике, как та или иная вера в Иисуса Христа. Среди религиозных объединений, заявляющих о признании подобной веры, к сожалению, встречаются весьма одиозные деструктивные секты, допускающие и осуществляющие злоупотребления, включая убийство людей, по религиозным мотивам.

В связи с подобными «генеалогическими древами» необходимо напомнить одно из решений Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (Москва, 13 -16 августа 2000 г.) о том, что «совершенно неприемлема… так называемая «теория ветвей», утверждающая нормальность и даже провиденциальность существования христианства в виде отдельных «ветвей» (Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию, п.2.5.).

С точки зрения правоохранительных органов особенностью православия следует назвать то, что именно его считают в России своим главным врагом сатанисты. Ненависть сатанистов к традиционному христианству объясняется тем, что только в этом вероучении Бог есть Личность и Любовь, «Отец», «Бог есть Любовь», «Бог есть Свет и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин.4.7., 4.8., 4.12., 4.16.; 2Кор.13.11.; 1Ин.1.5.; Откр.22.5.). Христиане верят, что сам Бог именно с точки зрения высших принципов духовности и нравственности творит лишь добро и не является источником никакого зла. По учению православия, зло проявляется в мире из-за добровольного отпадения личности от Бога. Поэтому зла как сущности в мире нет (так же, как тень есть лишь результат заслонения света). Оно появляется, когда возникает отречение личности от Добра (Бога), что приводит к недостатку истинного добра в ее поступках, к самообману, своеволию и самооправданию.

Тайна православного богословия о Единосущной и Нераздельной Пресвятой Троице заключена в вести о самодостаточной Троичной Любви как сверхсамопожертвования, сверхобщения, сверхуважения. Здесь же раскрывается тайна Крестной Жертвы и Искупления Господа Иисуса Христа ради всех людей и всего мира. Православие учит, что лишь через Пресвятую Троицу и в Ней (через Иисуса Христа в Духе Святом) осуществляется подлинная встреча человека с Богом, происходит по благодати исцеление, стяжание Духа Святого и обужение тварной (всегда несамодостаточной и зависимой от огромного числа факторов) личности. Именно благодаря воздействию Троичной Любви христианство призывает возлюбить своего врага, а не мстить ему, ненавидеть грех, а не грешника. «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф.5.44.).

В свою очередь, отказ от откровения о Пресвятой Троице приводит в вероучениях к искажению и сущностному опустошению идеала - любви и иных положительных ориентиров, к подмене их духовно-нравственными лозунгами и тоталитарной организацией всей внутренней жизни. В подобных учениях неизбежно возникают злоупотребления методами управления толпой, театрализованные ритуалы, увлечение психотехникой, духовный бизнес и практика искусственного духовного опьянения (в корне отличающаяся от православного трезвения). Отрешение от Троичной Любви вызывает серьезные негативные социальные, духовные, психические, этические и правовые (прежде всего криминологические) последствия.

Кроме того, нельзя забывать, что, согласно учению православия, оно основано напрямую самим Богом - воплощенным Богочеловеком Иисусом Христом, Сыном Божиим по сущности и природе, Богом-Словом, одним из трех Лиц единосущной Пресвятой Троицы (Мф.22.44.; Мк.12.36.; Лк.20.42.; Лк.23.42.; Ин.1.1 -18.; Ин.19.7-8.). Основано единственный раз (Евр.7.26-28.), во всей духовной полноте (Еф.1.23.; Еф.3.19.; Кол.2.9-10.), неизменно (Тит.1.2.) и навсегда (Мф.16.18.; Ин.14.16.). Основано без каких-либо посредников и посланников. Православная Церковь имеет непоколебимое апостольское преемство, а поэтому является хранительницей подлинного Священного Предания Иисуса Христа. В частности, семи необходимых для спасения таинств (крещение и миропомазание, покаяние и причастие, брак, елеосвящение), которые даны в наивысшей полноте самим Иисусом Христом (Евр.6.2.; Мф.13.11.; 2Фес.2.15.; Мф.28.20.; Иуд.3.).

В этой связи важно, о чем ранее уже упоминалось, учение православия о том, что Истина (то есть фактор, определяющий и поддерживающий сущность каждого объекта в мире и Вселенной в целом) одна, и Она извечно есть Сын Божий, то есть Иисус Христос. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14.6.). Единственность Истины, в частности, вытекает из очевидного единства мира и единственности любой индивидуальности, каждого особенного (в философском смысле). Истина всего существующего самоосознает Себя и Она есть Личность, а значит, и Любовь.

Православие обладает огромным молитвенным богатством. Большинство молитв написано и читается на родных национальных языках. Однако богослужение ведется преимущественно на церковно-славянском языке. Здесь необходимо отметить, что этот язык используется во многих Православных Церквях не в силу якобы косности, а по веским причинам. Он обладает уникальными духовно-мистическими, молитвенными свойствами, вытекающими из особенностей христианской и ветхозаветной веры. С его помощью поддерживается языковое единство богослужебного общения Церквей. Язык богослужения в духовно-психологическом плане возвышается над обыденным языком. Его слова имеют понятийную емкость и метафоричность, большую по сравнению с современным языком. Он удовлетворяет специфическим требованиям к музыкальности произношения и пения. Церковно-славянская Библия наиболее полно, точно и бережно (сравнительно с любыми иными переводами) воспроизводит первоисточники - древние Библейские писания.

Структура Русской Православной Церкви

Согласно Уставу Русской Православной Церкви, преемственно утвержденному Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году, она является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквями. Таким образом, Русская Православная Церковь в единстве веры и духа является равноправной составной частью единого Богочеловеческого организма - Вселенской Православной Церкви - единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, Глава и основа которого есть Сам Господь Иисус Христос, Сын Божий по божественной Природе, одна из трех ипостасей единой Пресвятой Троицы - одного и единого Бога. Благодатное общение с Богом осуществляется Русской Православной Церковью и в ней всех православно верующих людей без всяких посредников, сотоварищей, иных форм языческого многобожия и эманаций.

В духовной жизни Русской Православной Церкви, как и во всей Вселенской Православной Церкви, при принятии и утверждении всех решений действует принцип соборности в Духе Святом. В земной Церкви ее Главу - Иисуса Христа, представляет не один «главный епископ» или «папа», а только весь епископат в целом. Церковность противополагается индивидуализму власти. Любая община православных верующих возглавляется законным священником, а не действует из своих собственных самовольных начал.

В Русской Православной Церкви имеются три степени священства: первая (высшая) - епископы (архиереи), которые преемственно (то есть, законно) от апостолов приняли полноту иерархических даров и полномочий; вторая - священники; третья (низшая) - диаконы.

Все находящиеся на одной ступени священства равны по благодатному дару Божьему, но между ними могут быть различия по чести и административным полномочиям. В этой связи важно, что в православии патриарх, митрополиты, архиепископы, епископы, все священноначалие и все остальные без исключения члены Вселенской Церкви окормляются каждый своим духовником, который также обязательно имеет своего духовника, и так далее... до всей церковной соборной духовной полноты (возглавляемой Господом Иисусом Христом). Все это духовное окормление осуществляется при строжайшем соблюдении тайны исповеди.

В настоящее время юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах.

Все входящие в Русскую Православную Церковь канонические подразделения: Самоуправляемые Церкви, Экзархаты, епархии, Синодальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, братства, сестричества, Духовные учебные заведения, миссии, представительства и подворья канонически составляют Московский Патриархат. Любые самочинные своевольно возникшие структуры, даже если они признают Библию священной книгой и считают Иисуса Христа Богом, не входят в Русскую Православную Церковь. «Московский Патриархат» - другое официальное наименование Русской Православной Церкви.

Русская Православная Церковь при уважении и соблюдении существующих в каждом государстве законов осуществляет свою деятельность на основе:

а) Священного Писания (письменного слова Божьего) и Священного Предания (живого слова Божьего - жизни и сознания Тела Христова в Духе Святом);

б) канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов (письменной и устной части Священного Предания);

в) постановлений своих Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода и Указов Патриарха Московского и всея Руси:

г) Устава Русской Православной Церкви.

Канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории конкретных государств, могут быть зарегистрированы в качестве юридических лиц в соответствии с существующими в каждой стране законами.

В духовной жизни Русской Православной Церкви, как и во всей Вселенской Православной Церкви, действует принцип соборности в Духе Святом при принятии и утверждении всех решений. В практической уп-равленческой и властной деятельности Русская Православная Церковь имеет иерархическую структуру. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Свя-щенный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.

В Русской Православной Церкви действует церковный суд в трех инстанциях: епархиальный суд; общецерковный суд; суд Архиерейского Собора. Должностные лица и сотрудники канонических подразделений, а также клирики и миряне не могут обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность. Церковный суд Русской Православной Церкви реализует судебную власть посредством церковного судопроизводства. Никакие другие церковные органы и лица не вправе принимать на себя осуществление функций церковного суда. Судебная система в Русской Православной Церкви устанавливается священными канонами, Уставом Русской Православной Церкви и «Положением о церковном суде». Имеется механизм, обеспечивающий единство судебной системы Русской Православной Церкви.

Канонические подразделения Русской Православной Церкви не ведут политической деятельности и не предоставляют свои помещения для проведения политических мероприятий.

В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения и канонического устроения принадлежит Поместному Собору. Сроки созыва Поместного Собора, количество и состав его участников, повестка дня и иные решения, касающиеся его деятельности, определяются Архиерейским Собором. Механизм и порядок работы Собора определяется Уставом Русской Православной Церкви. Поместный Собор:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 РЕФЕРАТЫ