бесплатные рефераты

Влиятельные религии в России

Несмотря на принципиальные отличия, диалог православия с католицизмом ведется с перерывами с момента отпадения Рима, но пока к существенным результатам не привел. Исторически сложилось так, что в России католицизм активизирует свое присутствие, как правило, в периоды так называемых «смут» и ослабления нашей страны.

Рассмотрим кратко формы и методы деятельности организаций, связанных с католической церковью в России:

1907 г. - выбор «восточного обряда» как наиболее удобного способа обращения русских в католичество. 31 мая 1917 года: учреждение «Русского - католического экзархата» в Петрограде.

1917 г. - папа Бенедикт XV создает Конгрегацию «для восточных церквей». На основе этой конгрегации основывается высшее учебное заведение - Папский Восточный институт, в который принимаются как клирики латинского обряда, так и клирики восточных православных Церквей. Это миссионерское учреждение готовит священнослужителей «для Божьего апостольства среди восточных христиан». В 1922 г. институт передан в ведение иезуитов.

1925 г. - папа Пий 11 посылает в Москву монсиньора Д' Эрбиньи, тайные переговоры с советской властью о перспективах католичества, открытии семинарий. Прелату Д' Эрбиньи Ватикан поручает создать внутри православия экзархат католической церкви с тайной иерархией, византийским богослужением, монашеством, каноническим правом - т.н. «Восточный обряд». Распространяется практика «криптокатолицизма»: тайный переход в католичество с сохранением православного сана. Тайное униатство отдельных священников должно было обеспечить дело унии. Той же униальной цели служит идея «двух легких» - православия и католичества.

20-е годы: открытие Шеветоньского католического монастыря восточного обряда (Бельгия), цель которого - подготовка миссионеров для создания монастырей в России.

1929 г. - основан специальный Колледж Ватикана по подготовке католических миссионеров - Руссикум. В 30-е годы в нем обучались священники для работы в России.

1930 г. - разрыв отношений с СССР, послание Пия XI с резким осуждением большевизма. Попытки создать «Русскую католическую церковь восточного обряда» потерпели неудачу.

1940-е годы: Ватикан втайне развернул активную антисоветскую работу и усилил заброску на оккупированную немцами территорию своих агентов. Перед второй мировой войной Ватикан заключил договоры о дружбе с режимами Гитлера и Муссолини. Католическая церковь в Югославии активно поддерживала режим хорватского нациста Анте Павелича, в особенности, в его деятельности по уничтожению православных сербов.

1950 - 1960-е годы кризис католической церкви. Внутри католицизма появляются движения, цель которых - оживление религиозной жизни. «Неокатехуменаты»: движение возникло в 1964 г. в Испании, по методам - тоталитарная секта. «Опус деи»: возникло в Испании, важную роль в признании этого движения Ватиканом сыграл пришедший к власти в Испании в 1939 г. генерал Франко. В настоящее время полусекретная организация. Несмотря на широкий размах деятельности во многих странах мира, механизм этой деятельности остается скрытым от мировой общественности. Члены движения активно действуют в сфере образования.

1962 - 1964 годы: II Ватиканский собор провозгласил политику «аджорнаменто» - оживление религиозной жизни, приноравливание церкви к сегодняшнему дню.

1969 г. - проведена богослужебная реформа (модернизм). При этом изменения коснулись традиционного христианского понимания Церкви как Богочеловеческого организма, вместо которого возникает «теология культуры» (понимание всех культур человечества как равнозначных в духовном отношении). «Теология культуры» является основой для католического экуменизма.

В 1965 г. принято постановление II Ватиканского собора «Об экуменизме». Этот документ положительно оценивает экуменическое движение, которое мыслится II Ватиканским собором, как процесс вхождения всех иных христианских «Церквей и общин» в лоно католической церкви. Объединение мыслится участниками собора с сохранением всех специфических особенностей каждой конфессии. Однако как средство, способствующее цементированию всех в единую церковь, собор предлагает «обновление», модернизацию всех сторон церковной жизни. Важную роль в процессе объединения всех религий играют отношения современного католицизма с иудаизмом. Папа Иоанн Павел II принес извинения иудеям за «христианские гонения на евреев», признал иудаизм религией, равноценной христианству, но еще более древней. Произошло потепление отношений между масонами и католической церковью после II Ватиканского собора.

Со времени реформаторского собора усилился кризис внутри католической церкви. 1970 - 80 е годы. Убийство масонами «неудобного» папы Иоанна Павла I в сентябре 1978 г. через 33 дня после его вступления на престол.

1978 г. - избрание Кароля Войтылы на папский престол. С этого момента прослеживается два направления в деятельности папы: реализация программы «евангелизации мира», и обеспечение присутствия католической Церкви во всех сферах общественно-политической жизни мира. С приходом Иоанна Павла II начинается расцвет движений «Опус деи» и «Неокатехуменатов», т.к. на них возлагаются надежды, связанные с оживлением религиозной жизни у католиков. Для преодоления кризиса Ватикан ищет сближения с православием.

Проникновение масонов в ватиканские верхи при папе Иоанне Павле II. Самый влиятельный масон в Ватикане - кардинал Агатино Казаролли, статс - секретарь, 2-е лицо Ватикана, при Иоанне Павле II осуществляет контроль над текущей работой аппарата папской курии, выполняет часть представительских функций папы, является создателем и проводником Ватиканской внешней политики.

1982 г. - заключен «Святой союз» между Ватиканом и Вашингтоном с целью разрушения «коммунистического лагеря», начиная с Польши. От «Святого союза» Войтыла ожидал огромного обогащения церкви «новыми стадами» с Востока, посредством унии.

1988 г. - Польша: «Если границы Востока будут для нас открыты, польские священники отправятся проповедовать Евангелие в России, всегда бывшей целью наших миссий» (В настоящее время 45% католических священников в России из Польши).

1989 г. - встреча М. Горбачева с Иоанном Павлом II, после чего начинается стремительное развитие католической активности в России.

1990-е годы. 1990 г. - впервые в истории России в г. Москве находится апостолический нунций.

13 апреля 1991 г. в России восстановлены две апостольские администратуры для католиков латинского обряда: в Европейской части с центром в Москве, руководитель - апостольский администратор архиепископ Тадеуш Кондрусевич, в Азиатской части с центром в Новосибирске, руководитель - апостольский администратор епископ - иезуит Иосиф Верт. Канонически они подчинены Ватикану и входят в структуру римско-като-ли-ческой Церкви. В администратуры входят более 100 (200) общин, объединяющих около 300 (400) тыс. верующих (13). Все из 130 римско-католи-ческих священников в России - иностранцы. Из 130 - около 70 заняты пастырской деятельностью, остальные - образовательной, административной. По орденской принадлежности большую часть составляют францисканцы, салезианцы, иезуиты.

Действуют несколько католических учебных заведений: Семинария «Мария, Царица апостолов» (переведена в г. Санкт-Петербург), малая семинария в г. Новосибирске, богословская академия в г. Москве.

Особую роль в прозелитской активности Ватикана играет орден иезуитов (Российское отделение ордена - Независимый Российский регион Общества Иисуса). В настоящее время 54% иезуитов занято в сфере образования. Российское отделение зарегистрировано в Министерстве Юстиции РФ в 1992 г., занимается в основном миссионерской прозелитической работой.

В настоящее время католицизм создает на территории некоторых епархий Русской Православной Церкви свои епархии, что согласно древнему христианскому каноническому праву является незаконным действием. В феврале 2002 года, вопреки мнению Русской Православной Церкви, уже существующие католические апостольские администратуры были (после тайной подготовки) преобразованы в епархии в городах: Москве, Новосибирске, Саратове и Иркутске с объединением их в «церковную провинцию». В некоторые российские банки были переведены значительные католические финансовые средства. Активную прозелитическую деятельность католики осуществляют в Новосибирске, Томске, Волгограде, Смоленской области, Южно-Сахалинске, Иркутске, Петропавловске-Камчат-ском и других городах России. Например, в г. Новосибирске создан иезуитский центр. Ныне католики имеют на территории России следующие образовательные учреждения: колледж философии, теологии и истории св. Фомы Аквинского в г. Москве с филиалами в г. Санкт-Петербурге, Новосибирске, Саратове, Калининграде; высшую духовную семинарию «Мария - Царица Апостолов» в г. Санкт-Петербурге; семинарию в г. Новосибирске; школу христианской диаконии в г. Москве; католическую гимназию в г. Томске. В 1990-х годах в России было создано несколько католических издательств и благотворительных организаций (например, «Каритас», имеющая более 60 отделений и «добровольцев» около 1000 человек). Католические СМИ: с 1994 г. «Свет Евангелия» (Москва), с 1995 - журнал «Истина и жизнь». С 1995 г. «Сибирская католическая газета». С 1996 религиозная радиопрограмма «Дар».

Духовная цель или миссия католиков в России определяется концепцией «врастание в культуру». Эта концепция получила свое развитие с момента вступления на престол Иоанна Павла II и базируется на решениях II Ватиканского собора (Теология культуры). Антропологическая и пастырская задача концепции сделать вселенский евангельский призыв истинно таковым для каждого конкретного народа с его языком, традициями, культурой.

Стратегия Ватикана в России - повторить попытку навязать унию по «образцу» митрополита Исидора (XV в. Флорентийская уния). Подчинить папе сразу всю Русскую Православную Церковь, оставляя за ней право сохранить «восточную чистоту» - византийский обряд, уклад, каноны, догматы - добавив лишь признание примата папы (это будет заключаться в утверждении папой избранного первоиерарха РПЦ).

«Баламандское соглашение» (июнь 1993 г. - уния между православ--ными и римско-католиками). Выдвинуто новое богословие «богословие сестер - Церквей», «богословие двух легких» Богословские задачи Баламандской унии:

обретение полного общения между Церквами (ответственность на иерархах);

«уделить особое внимание подготовке будущих священников и всех тех, кто каким-либо образом участвует в апостольской деятельности на тех территориях, где традиционно укоренена другая церковь» (восстановление криптокатолицизма, попытки создать прослойку архиереев и священников, симпатизирующих католикам и служащих делу заключения новой унии, вплоть до полной интеграции с римским престолом).

Отмечается проникновение папских идей в духовные учебные заведения (Некоторые воспитанники и студенты становятся тайными униатами и католиками). Принятие «Восточного обряда» рассматривается как окончательный вариант русского католицизма, т.е. автономное соединение с католической церковью.

Двойственная политика католической церкви в отношении России и православия видна из письма римского папы президенту России. Летом и осенью 1997 года происходила ожесточенная борьба за принятие нового Закона о свободе совести и о религиозных организациях. Закон этот был одобрен Российским Парламентом, поддержан Русской Православной Церковью и подавляющим большинством граждан России. В конце концов, после многочисленных согласительных консультаций и внесения ряда поправок, этот Закон был все же подписан Президентом РФ. Против принятия этого Закона активно выступили антицерковные СМИ, различные секты и иностранные миссионеры, отечественные неообновленцы, американские сенаторы, президент США и римский папа.

«ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВУ,

ГОСПОДИНУ БОРИСУ ЕЛЬЦИНУ

ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воспоминание о наших сердечных беседах побуждает меня выразить Вам с полным доверием серьезную озабоченность, которую вызвал у меня недавний законопроект «О свободе совести и религиозных объединениях», внесенный на рассмотрение Думы 15 июня 1997 г. Этот текст, очень ограничительный по сравнению с законом 1990 года «О свободе вероисповеданий», если бы он был окончательно принят, представил бы для католической церкви в России реальную угрозу для нормального осуществления ее пастырской деятельности и даже для ее выживания. Святой престол с сожалением отметил, что в этом тексте нет никакого упоминания о «традиционных религиях», среди которых всегда фигурировал католицизм, и что католическая церковь ни разу не названа.

Если принцип свободы вероисповедания, которое может отправляться индивидуально или совместно с другими, ясно утверждается, равно как и равенство религиозных объединений перед законом, то другие положения, особенно частные, значительно сокращают их значимость.

Положения главы II в особенности приводят к мысли, что российские светские власти желают приравнять католическую церковь к иностранному объединению, без какою-либо учета ее векового присутствия и деятельности в России и даже ее специфической иерархической организации. Я уверен, господин Президент, что, как и в прошлом году, вы сумеете быть бдительным и принять в нужный момент соответствующие решения с тем, чтобы никакое законодательство или административное присутствие не затрудняло бы религиозную жизнь большого числа ваших сограждан, которые исповедуют католическую веру и ожидают от светских властей уважения и безопасности. Наконец, я могу лишь напомнить здесь об обязательствах, взятых на себя Россией при принятии в Вене 19 января 1989 года итогового документа встречи СБСЕ. В разделе, посвященном «принципам», он предусматривает, что «государства-участники будут среди прочего... уважать право (религиозных объединений) организовываться в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой» (16. ч). Ваше Превосходительство поймет, разумеется, мою озабоченность, а также мое горячее стремление, чтобы все было сделано для того, чтобы законные права верующих были эффективно обеспечены и чтобы можно было прийти к новой редакции текста, который, опираясь на богатый международный юридический опыт в этой области, стал бы гарантом религиозного мира великой российской нации. Я взываю о Божьем благословении Вам, господин Президент, и всем Вашим соотечественникам, возобновляя Вам выражение моих чувств самого высокого уважения.

Ватикан, 24 июня 1997 г.»

Двойные стандарты вышеприведенного письма раскрываются тем, что в самой Италии законодательно закреплены права римо-католиков, намного превосходящие права православных в России.

Своей деятельностью католицизм, прежде всего из-за противостояния с Русской Православной Церковью, а также и с протестантами, прямо или косвенно способствует социальному напряжению в России. Это важно учитывать правоохранительным органам.

Различия между вероучениями католичества и православия наглядно заметны из нижеследующего примера двух анафем - отлучений от Церкви (Таицкая А.И. Энциклопедия заблуждений. Религия. - М.: Изд-во «Эксмо»; Донецк: Изд-во «СКИФ», 2005. - 448 с.). Если первое основано на мстительности, то второе - на констатации факта, сострадании и любви.

1) Католическое отлучение от Церкви бывшего священника Лео Таксиля, автора книги «Забавное Евангелие».

«Во имя всемогущего Бога Отца, Сына и Святого Духа, Священного Писания, святой и беспорочной Девы Марии, Матери Бога, во имя всех славных добродетелью ангелов, архангелов, престолов, могуществ, херувимов, серафимов, во имя патриархов, пророков, евангелистов, святых преподобных, мучеников и исповедников и всех прочих, спасенных Господом, Мы провозглашаем, что отлучаем от церкви и анафематствуем того злодея, который именуется Леон Таксиль, и изгоняем его от дверей Святой Божией церкви. И Бог Отец, Который сотворил мир, его проклинает; и Бог Сын, Который пострадал за людей, его проклинает; и Святой Дух, Который возродил людей крещением, его проклинает. И святой Михаил, ходатай душ, его проклинает. И небо и земля, и все, что на них заключается святого, его проклинает. Да будет он проклят всюду, где бы он ни находился: в доме, в поле, на большой дороге, на лестнице, в пустыне и даже на пороге церкви. Да будет проклят он во всех делах его, когда он пьет, когда он ест, когда он алкает и жаждет, когда он постится, когда он спит или когда он бодрствует, когда он гуляет или когда отдыхает, когда он сидит или лежит, когда он ест, когда он раненый, когда истекает кровью. Да будет проклят он во всех частях своего тела, внутренних и внешних. Да будет проклят волос его и мозг его, мозжечок его, виски его, лоб его, уши его, брови его, глаза его, щеки его, нос его, кисти рук и руки его, пальцы его, грудь его, сердце его, желудок его, внутренность его, поясница его, пах его, бедра его, колени его, ноги его, ногти его. Да будет проклят во всех суставах членов его. Чтобы болезни грызли его от макушки головы до подошвы ног. Чтобы Христос, Сын Бога Живого, проклял его со всем Своим могуществом и величием. И чтобы небо и все живые силы обратились на него, чтоб проклинать до тех пор, пока не даст он нам открытого покаяния. Аминь. Да будет так. Аминь».

2) Православное отлучение от Церкви графа Л.Н. Толстого, писателя, идейного вдохновителя толстовства.

«Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой в прельщении гордого ума своего дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которой жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь святая. В своих сочинениях и письмах, во множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов православной Церкви и самой сущности веры христианской: отвергает личного Живого Бога, во Святой Троице славимого, - Создателя и Промыслителя вселенной; отрицает Господа Иисуса Христа - Богочеловека, искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человеков и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых; отрицает бессеменное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы Приснодевы Марии; не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств - святую Евхаристию. Все сие проповедует граф Лев Толстой непрерывно словом и писанием, к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем не прикровенно, но явно пред всеми, сознательно и намеренно отторг себя сам от всякого общения с Церковью Православною.

Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею. Ныне о сем свидетельствуем пред всею Церковью к утверждению правостоящих и вразумлению заблуждающихся, особливо же к новому вразумлению самого графа Толстого. Многие из ближних его, хранящих веру, со скорбию помышляют о том, что он на конце дней своих остается без веры в Бога и Господа Спасителя нашего, отвергшись от благословений и молитв Церкви и от всякого общения с нею.

Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины (2Тим.2.25).

Молимтися, милосердный Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь» (Определение Святейшего синода от 20 -23.02.1901 г. № 557)».

Протестантизм и неопротестантизм

Протестантами в религиоведении называются христиане, которые в XVI веке в период Реформации отделились от Римской церкви. Именно они, и только они, имеют объективные основания называться протестантами. Возникшие после Реформации христианские течения правильнее называть неопротестантами, христианскими деноминациями, христианскими сектами и т.п. К нашим временам протестанты, их последователи и подражатели - неопротестанты раздели-лись на сотни течений и сект, большинство из которых сохраняет некоторые общие для протестантизма особенности. Этот процесс дробления продолжается, что вызвано как внутренними свойствами протестантизма, так и внешним негативным воздействием на христианство. Главной спецификой протестантов и их последователей является отказ от Священного Предания, выбор единственным источником своей веры только канонических книг Библии, а также упор на их самовольное толкование.

Реформаци-ей называются события XVI и первой половины XVII века, которые привели к изменению веры, духовности и религиозной жизни христиан в Западной, Центральной и Северной Европе. Глубинные причины Реформации связаны, в частности, с некоторыми особенностями католицизма. Внешним толчком к началу Реформации стало выступление Лютера про-тив индульгенций в 1517 г. Индульгенция - придуманный католиками документ, удостоверяющий, что приобретающий его получает про-щение грехов. Продажа индульгенций благословлялась папами на том основании, что последние обладают властью распределять по своему усмотрению сверхдолжные заслуги святых. Согласно вере католиков, святые так умилостивили Бога, что их заслуги перед Ним превысили необходимые для их спасения. Эти «лишние», сверхдолжные заслуги и продавали папы через индульгенции.

Мартин Лютер (1483 - 1546) родился в семье рудоко-па в г. Эйслебене (Саксония). Учился юриспруденции и бо-гословию. Боясь, по его словам, гнева Божьего, в 1505 г. стал монахом и пытался вести аскетическую жизнь, но страсти побеждали его. Находясь под влиянием мистического направления в немецком бо-гословии и делая упор на самостоятельное изучение Библии, он решил, что спасение достигается исключительно верой и что никакие заслуги человека пе-ред Богом невозможны. Его пригласили преподавать Свя-щенное Писание в Виттенбергском университете.

В 1517 г. Лютер возмутился продажей индульгенций в Германии и сопровождавшей торг про-поведью, в которой заяв-лялось, что покупающие этот документ приобретают рай. Лютер выразил свой протест в 95 тезисах, прибив бумагу с ними к дверям виттенбергской церкви. Его под-держали студенты университета. Дело дошло до Рима и закончилось в 1520 г. осуждением Лютера. К тому времени он уже стал для немецкого народа ге-роем, проповедовавшим новое понимание спасения и призывавшим к устранению римских искажений в цер-ковной жизни. В 1521 г. Лютер пуб-лично сжег отлучавшую его от церкви папскую буллу - (лат. bulla - шарик) папский документ, содержащий обращение, постановление или распоряжение. Он пишется на латыни и скрепляется круглой металлической печатью - буллой. Отсюда его название.

Борьба с Римом закончилась отпадением от него боль-шей части Северной и Центральной Европы и организацией там христианской жизни на новых, выработанных Лютером, началах. Лютер перевел латинскую Библию на немецкий язык и стал основателем немецкого ли-тературного языка. В 1525 г. он женился на бывшей монахи-не, что явилось демонстративным отрицанием монашества и клятвы Иисусу Христу. Он написал множество сочинений и оказал решающее влия-ние на религиозную и политическую жизнь Германии. Лютер был пламенным проповедником, он вдохновлял всех своей энергичной верой. В то же время он часто испытывал сомнение и страх перед возможностью ошибки и завлечения народа, который пошел за ним, на веч-ные мучения.

С самого начала протестанты спорили между собой по многим ключевым вопросам христианской веры и жизни. Разные течения протестантов давали противоречивые ответы на эти вопросы. Основными направлениями в протестантизме, начиная с XVI века, остаются:

§ Лютеранство - главным образом в Германии, а также в скандинавских странах и Северной Америке. Сейчас в ми-ре 75 млн. лютеран.

§ Кальвинизм - в основном в Голландии и Шотландии, а так-же в США, Германии, Франции.

§ Англиканство - в Англии, США, Австралии; всего около 70 млн. верующих.

С XVII века появляются баптисты, ставшие одним из самых многочисленных течений в неопротестантизме (приблизительно 35 млн.). Они выдвигают, как важнейшее положение своей веры, крещение во взрослом, а не в детском возрасте. Баптисты игнорируют упоминания Но-вого Завета о принятии крещения целыми семьями, в кото-рых были, безусловно, и дети, а также запо-ведь Христа: «Пустите детей, и не препятствуйте им прихо-дить ко Мне» (Мтф., 19:14).

В XIX веке возникает адвентизм, уделяющий главное внима-ние ожиданию Второго Пришествия, а в самом начале XX века - пятидесятничество, положившее начало так называемому «хариз-матическому движению». Харизматическое движение исходит из специфического понимания сущности даров Святого Духа, перенося акцент с церковных таинств на индивидуальное получение «харизмы» (благодати) посредством экстатических состояний. Пятидесятники утверждают, что дар Святого Духа (харизма) проявляется, прежде всего, в говорении на языках. На своих собраниях они стремятся достичь состояния транса, чтобы начать говорить на непонятном, но, как показали научные исследования, нечле-нораздельном и бессмысленном «языке». Когда такое происходит с человеком впер-вые, пятидесятники называют это «крещением Святым Духом».

Основные особенности веры протестантов и их последователей следующие:

1) Единственный источник веры - Священное Писание.

Источник веры для протестантов - это информация, которую они черпают только из Библии. Некоторые ответвления протестантизма аллегорически трактуют тексты Священного Писания, так как иначе становится невозможным примирить Библию с их собственным вероучением.

2) Спасает только вера, а не дела. Истинная вера, однако, не бездеятельна и проявляется в добрых делах.

Тезис о спасении только верой был рожден в споре с современными Лютеру католическими представлениями о спасении, заслуженном совершением каких-нибудь дел: милостыни, паломничество и т.д.

3) Все уверовавшие во Христа уже спасены. К совершившему-ся спасению ничего прибавить уже нельзя. Поэтому мона-шество отвергается.

Спасение здесь понимается как внешнее по отношению к человеку решение Бога. Такое понимание пол-ностью заимствовано из юридических католических пред-ставлений. Разница в том, что это решение теперь не нужно зарабатывать.

4) Поскольку все уверовавшие спасены, молитва об усопших отменяется.

5) Отрицание незыблемости единой Церкви, хранящей апостольское преемство. По их мнению, все истинно верующие христиане - святые и священники. Поэтому почитания свя-тых и таинства священства нет. Каждая протестантская цер-ковь по-своему определяет выборы и назначение пресви-теров, то есть тех, которые возглавляют богослужение об-щины и говорят проповедь.

Желая восстановления апостольской чистоты веры, про-тестанты, однако, отказались от апостольского преемства.

6) Из таинств признаются только крещение, причащение и (иногда) - разрешение от грехов.

Только Лютеранство сохранило веру в то, что в хлебе и вине причастия реально присутствуют Тело и Кровь Спаси-теля. Все остальные протестанты считают, что в их причаще-нии действительного Тела и Крови Христа нет, а есть только символ.

7) Все протестанты и их последователи считают, что они (каждый по своему) воспроизводят жизнь христиан апостольских времен.

Это достигается умозрительной трактовкой прошлого, минуя все Предание, на основе идей основателя тех или иных протестантских и новейших течений. Реальная историческая Церковь отвергается, обычно ее подменяют некоей «невидимой» истинной Церковью, якобы таинственно существовавшей в веках и проявившейся благодаря очередному провидцу.

На молитвенных собраниях протестантов главное место отво-дится проповеди. Все церковное благолепие (обязательно свойственное еще ветхозаветному храму): иконы, особые пес-нопения, облачение священников, торжественность богослуже-ния, украшение храма и многое другое - у протестантов устранено или сведено к обычному светскому уровню. Проявления духовности обычно не отличаются от эмоций концертного зала. С другой стороны, в харизматических течениях на собраниях верующих практикуются экзальтированные эмоциональные состояния, приводящие к перевозбуждению и разрушению психики.

Возмущение первых реформаторов искажениями веры и жиз-ни в Католической церкви было основано на объективных фактах. Но изначально в про-тестантизме появляется много несогласных друг с другом вождей, и спорящих друг с другом направлений. Протестанты основываются на собственном понимании Библии. Однако, читая один и тот же текст, разные люди практически всегда обратят в нем внимание на разные вещи, по-разному расставят акценты. Это становится неизбежным при изучении исключительно богатой по содержанию и много-плановой Библии. Отсюда - многочисленные и непрекращающиеся разногласия и расколы среди протестантов и их подражателей.

В настоящее время в Российской Федерации официально существуют следующие протестантские и неопротестантские религиозные направления и объединения:

Англиканство (Церковь Англии в России и Епископальная церковь Санкт-Петербурга): Церковь Англии в России; Епископальная церковь Санкт-Петербурга (ЕЦСП).

Лютеранство: Евангелическо-лютеранская церковь (ЕЛЦ) в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии; Евангелическо-люте-ранская церковь Ингрии (ЕЛЦИ); Лютеранская церковь Миссури-Синод (ЛЦМС); Библейская лютеранская церковь (БЛЦ); Христианская евангелическо-лютеранская церковь Висконсин-Синод (ХЕЛЦВС).

Реформаторская церковь (кальвинизм).

Методизм и церкви веслианской традиции: Российская объединенная методистская церковь (РОМС); Армия спасения (АС); Церковь Назарянина (ЦН); Веслианская церковь (ВЦ). Веслианский вселенский собор.

Баптизм и евангельское христианство: Российский союз евангельских христиан-баптистов (РСЕХБ); Совет церквей евангельских христиан-баптистов инициативники (СЦ ЕХБ); Объединение братских церквей (ОБЦ); Ассоциация церквей евангельских христиан (АЦЕХ) (Христианский Библейский центр «Слово Христово евангельских христиан-бап-тистов истово» (ХБЦ), Евангельская церковь «Слово Христово» (ЕЦСХ)); Российская ассоциация независимых церквей евангельских христиан-бап-тистов (РАНЦ ЕХБ); Союз церквей евангельских христиан (СЦЕХ) (прохановцы); Евангельский христианский миссионерский союз (ЕХМС); Евангелическая русская (российская) церковь (ЕРЦ).

«Плимутские братья» (дарбисты).

Пятидесятничество и харизматическое движение: Союз христиан веры евангельской пятидесятников (СХВЕП); Российский объединенный союз христиан веры евангельской пятидесятников (РОСХВЕП); Объединенная церковь христиан веры евангельской пятидесятников (ОЦХВЕ) (федотовцы), Российская ассоциация миссии ХВЕ (РАМ ХВЕ) (нерегистрированные пятидесятники-федотовцы); Ассоциация христианских церквей «Союз христиан» (АХЦ); Христианский центр «Новое поколение» («НП»); Северо-Восточный Союз евангельских церквей (СВСЕЦ); Союз церквей евангельских христиан в духе апостолов (СЕХДА) (единственники, унитарии, уршинцы, смородинцы или шатровцы); Межконфессиональное движение «В Послании» (учение Уильяма Бранхама); Ассоциация церквей «Виноградник»; Церковь «Прославление»; Ассоциация христиан веры евангельской «Харизма» (ХВЕ); Миссия христиан веры евангельской «Благодать» (ХВЕ); Ассоциация ХВЕ «Церкви веры» (РОСХВЕП); Российская ассамблея Бога (Церковь ХВЕ «Эммануил»); Ассоциация ХВЕ «Общение Калвари» (РОСХВЕП); Ассоциация церквей ХВЕ «Царство Божие».

Церковь адвентистов седьмого дня (АСД).

Новоапостольская церковь (НАЦ).

Религиозное общество «друзей» (квакеры).

Кроме того, действуют многочисленные псевдохристианские течения, из которых наиболее заметны:

Общество христианской науки (CHRISTAN SCIENCE SOCIETY).

Общество «Свидетели Иеговы».

Церковь Иисуса Христа святых последних дней (Мормоны).

Церковь Христа (ЦХ) (Бостонское движение).

Этика поведения (ЭП).

Буддизм

Общие особенности буддизма

Буддизм - древнейшая из трех мировых религий. Он распро-странен преимущественно в странах Южной и Восточной Азии: Ин-дии, Китае, Непале, Монголии, Японии, Таиланде, Шри-Ланке и др.

После двух с половиной тысяч лет своего существования буд-дизм представляет собой сложный комплекс систем и учений, сфор-мировав-шихся на протяжении веков из начального учения Будды. Внутри этого духовного и религиозного пространства в буддистской традиции сосуществуют сегодня многие местные народные традиции, которые смешались с проповедью Сиддхартхи Гаутамы из рода Шакья, прозванного Буддой (563-483 до Р.Х.).

В настоящее время в мире насчитывается около 400 млн. испо-ведующих буддизм в повседневной жизни и 1 млн. монахов-буддистов. Буддизм сочетает в себе свойства религии, включающей в себя систему вероопределений и нравственных принципов, с утонченными философскими размышлениями и проницательным психологическим истолкованием человека. В условиях, когда западный мир все дальше отходит от традиционных религиозных и нравственных ценностей, многие вожди современного буддизма пытаются предложить разочарованным и духовно дезориен-тированным людям свое вероучение в качестве альтернативы. Психология и философия буддизма стали компонентами многих со-временных неоязыческих движений, старающихся привлечь человека, уставшего от давления технологического прогресса. В противоположность христианству личному спасению во Христе буддизм предлагает путь к нирване, где лишившаяся индивидуальности и всех личных качеств душа должна слиться с абсолютным «ничто». В западных странах основываются будди-стские монастыри, которые ведут миссионерскую работу, главным образом, среди городского населения.

Буддизм не остался единой религией. Одна из главных причин разногласий в буддизме - это вопрос о том, кем был Будда: человеком или богом. После II века в резуль-тате смешения буддизма с другими религиозными традициями от первоначального учения отделилась новая ветвь. В итоге буддизм разделился на тхераваду («учение старейших») или хинаяну («малую колесницу»), соответствующую его первоначаль-ной форме, и махаяну («большую колесницу»), являющуюся его позднейшей измененной формой.

В Китае и Японии получила пре-имущественное распространение махаяна, например, в форме дзэн (или чань) - буддизма. Ламаизм в Тибете и Монголии синтезировал элементы хинаяны и махаяны. В странах Юго-Восточной Азии преобладает хинаяна. Вкратце, хинаяна и махая-на различаются следующим образом. В первой форме главной целью буддиста является достижение индивидуального спасения в Нирване в качестве архата («достойного»). Вторая создала пантеон бодхисаттв (существ, стремящихся к просветлению), чей альтруистический подвиг состоит в том, что они добровольно от-казываются от пребывания в нирване ради служения ближним и указания им пути к освобождению.

Будда никогда не отвергал богов, которым поклонялись его со-временники, и не запрещал молиться им. Но он объяснял, что это дает только временное облегчение и не приводит к цели - про-светлению, нирване. С таким отношением Будды к политеизму связано возникновение в буддизме культа многих богов, среди которых - традиционные индийские божества, а также сам Буд-да и некоторые из его последователей. Многие азиатские народы, перенявшие эту религию, приняли Будду за сверхъестественное- существо, создав множество форм богослужения, праздников, святилищ, храмов и т.д.

Главным священным текстом буддизма является Трипитака («три корзины»), содержащая поучения Будды, систематизи-рованные комментарии к ним и дисциплинарные правила для монахов. На протяжении веков возникли и другие священные кни-ги, связанные с местными традициями.

Основой структуры буддизма являются сангхи (монашеские общины или вообще совокупность всех верующих в Будду), в которые идет отбор только здоровых людей. Центрами религиозной жизни буддизма становятся обычно монастыри, куда стекаются верующие в Будду. Предметами по-клонения являются Зуб Будды, останки различных учеников Буд-ды или других духовных учителей этой религии, священное дере-во, под которым к Будде пришло просветление, и статуи Будды. Останки сохраняются в особых строениях, которые называются ступами. Богослужение включает в себя молитвы Будде, обеты со-блюдения основных обязанностей и жертвоприношение цветов, свечей и пищи статуям Будды. Одной из молитв является провоз-глашение «тройного убежища»:

прибегаю к Будде;

прибегаю к Дхарме (учение);

прибегаю к Сангхе.

Слушание проповеди также считается делом, которое способ-ствует награде в будущем. Важнейшим делом для каждого буддиста является медитация, самопогружение, достигаемое с помощью оп-ределенных технических методов. Почтение к Будде выражается также в праздниках (например, рождение Будды, его Просветле-ние и др.).

Для того чтобы достичь нирваны, необходима аскеза в тече-ние многих жизней. Самым идеальным способом осуществления этого учения является монашеская жизнь. Монастырей в Азии очень много, и их населяют тысячи монахов. Образ жизни их очень прост. Он способствует тому, чтобы монахи без помех предава-лись медитации - особому методу сосредоточения, который при-водит к отрыву от вещей этого мира и к тому, что они называют просветлением.

Становление буддизма и его ветви

Жизнь Будды можно условно разделить на три периода: вре-мя наслаждений, время сомнений и время просветления. Время наслаждений - 563-534 гг. до н. э.

Сиддхартха Гаутама родился в семье, принадлежавшей к аристократической семье пра-вителя маленького государства, касте воинов (кшат-риев) племени шакья, в городе Капилавасту, расположенном на северо-востоке Индии (теперь территория Непала). Традиция гласит, что отец Сиддхартхи стремился запереть сына в стенах дворца, чтобы тому не пришлось видеть никаких страданий - ни старости, ни болезней, ни смерти, ни нищеты. Но однажды Сиддхартха все же вышел за пределы дворца и столкнулся с человеческими бедствиями и горем. Это пережива-ние оставило в душе Гаутамы глубокий след. Он разочаровался в своем благополучии, проблема страданий камнем легла на его сердце. Он стал искать ответ на вопрос: откуда в жизни несчастье?

Время сомнений - 534-528 гг. до н.э. Столкнувшись со страданиями, Сиддхартха оставил свою семью, жену и маленького ребенка, расстался с роскошью и богатством, начал другую жизнь. Он посвятил себя поиску причины страданий и способа, позволяю-щего избегать их. Увлеченный примером встреченного на дороге монаха, Сид-дхартха стал вести крайне аскетичную жизнь. После шести лет ограничений в еде Гаутама настолько ослаб телом, что едва не утонул, купаясь в реке. Ему даже пришлось ухватиться за ветку дерева, чтобы вытащить себя на берег. И тогда Сиддхартха по-нял, что в аскетических крайностях он не найдет ответа на свои вопросы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 РЕФЕРАТЫ