бесплатные рефераты

Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования

Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования

ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Факультет Права____________________

Кафедра Гражданско-правовых дисциплин____

Дипломная работа

Тема: «Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного

пенсионного страхования»

Москва, 2003 год

Оглавление

Введение 3

Глава I Государственное пенсионное обеспечение(страхование) 7

1.1. Система государственного пенсионного обеспечения: краткий исторический

очерк 7

1.2. Пенсионное обеспечение в России в 20-90-х годах XX века 8

1.3.Начало реформирования пенсионной системы в России 12

1.4. Программа пенсионной реформы в Российской Федерации 20

Глава II Органы, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет в

системе государственного пенсионного страхования 36

2.1. Пенсионный фонд Российской Федерации: значение, цели, функции 36

2.2. Единая пенсионная служба 41

Глава III Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе

государственного пенсионного страхования и назначение пенсии 45

3.1. Понятие, цели, функции и значение индивидуального

(персонифицированного) учета 45

3.2. Основные принципы индивидуального (персонифицированного) учета в

условиях переходного периода 49

3.3. Учет взносов (налогов) на пенсионное страхование и трудового стажа

застрахованных лиц 50

3.4. Порядок обращения за назначением пенсии с использованием данных

персонифицированного учета 60

Заключение 74

Библиография 77

Введение

Среди важнейших преобразований в социальной политике государства

особое место занимает реформирование пенсионной системы, которая

затрагивает интересы нескольких поколений на протяжении достаточно долгого

времени.

Актуальность реформирования пенсионной системы связана с теми

негативными демографическими изменениями, которые происходят в нашей стране

сейчас и которые, как обоснованно считают демографы и социологи, обострятся

в ближайшие десять - двадцать лет. Это заставляет искать новые подходы в

решении задач материального обеспечения нетрудоспособных при наступлении

старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.

Сложившаяся еще в предреформенный период, претерпевшая существенные

изменения в ходе реформирования российского общества пенсионная система,

основанная на принципах солидарности поколений, даже частично

модернизированная, не способна обеспечить достойный уровень жизни нынешним,

а тем более будущим пенсионерам.

Правительством Российской Федерации и созданным Указом Президента

Российской Федерации от 17 февраля 2001 года[1] Национальным советом была

рассмотрена и одобрена Программа пенсионной реформы [2], разработанная

Пенсионным фондом России совместно с министерствами труда, экономического

развития и финансов Российской Федерации, которая является одним из

основополагающих документов, определяющим новые принципы и направления

развития пенсионной системы Российской Федерации.

Новая пенсионная реформа началась практически с принятия Федерального

закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете

в системе государственного пенсионного страхования"[3].

В настоящее время приняты новые пенсионные законы Федеральный закон

от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",

Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном

обеспечении в Российской Федерации", Федеральный закон от 15.12.2001167-ФЗ

"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и

Федеральный закон от 31.12.2001№ 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений

в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты

Российской Федерации о налогах и сборах".[4]

Таким образом, с 1 января 2002 года в России завершается данный этап

пенсионной реформы.

Кроме того, в настоящее время дорабатываются проекты федеральных

законов "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части

трудовой пенсии в Российской Федерации" и "Об обязательных профессиональных

пенсиях в Российской Федерации", "Об страховом взносе на финансирование

обязательных профессиональных систем", "Об управлении средствами

государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской

Федерации".

Одновременно были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон

Российской Федерации от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном

(персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного

страхования" (в ред. Федерального закона от 25.10.2001 № 138-ФЗ)[5].

Развитию системы индивидуального (персонифицированного) учета придано

важное значение. Это связано с тем, что при переходе к формированию

пенсионных прав на основании учета фактически уплаченных страховых взносов

и в связи с введением накопительной части трудовой пенсии и

профессионального пенсионного страхования необходимо в кратчайшие сроки

приспособить только сложившуюся в последние годы и практически только

начавшую работать систему персонифицированного учета к новым условиям.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в

системе государственного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд

Российской Федерации, который на каждое застрахованное лицо открывает

индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, в котором

содержатся определенные сведения.

Система индивидуального (персонифицированного) учета обеспечивает

сбор сведений о трудовом стаже и заработке, на который начисляются

страховые взносы в Пенсионный фонд.

Персонифицированный учет будет содействовать решению ряда проблем.

Так, он приведет механизмы государственной пенсионной системы в

соответствие с развивающимися рыночными отношениями, даст возможность

развивать государственное пенсионное страхование в направлении установления

зависимости размера пенсии от страхового стажа и уплаченных страховых

взносов, создаст возможность более точного прогнозирования изменений

численности занятого населения и пенсионеров в стране, как в целом, так и

по отдельным профессиям.

Только при постоянно развивающейся и совершенствующейся системе

индивидуального (персонифицированного) учета возможно обеспечение

информационной поддержки прогнозирования расходов на выплату пенсий,

определение тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской

Федерации, расчет макроэкономических показателей, касающихся

государственного пенсионного обеспечения, совершенствование пенсионного

законодательства Российской Федерации1.

Индивидуальному (персонифицированному) учету - одному из важнейших

направлений реформирования пенсионной системы в Российской Федерации -

посвящена настоящая дипломная работа.

Целью настоящего исследования является анализ теоретических и

практических вопросов индивидуального (персонифицированного) учета в

системе государственного пенсионного страхования.

Задачи исследования:

- дать краткий исторический очерк развития системы государственного

пенсионного обеспечения (страхования) в России с момента её зарождения и до

наших дней;

- рассмотреть основные цели , задачи, функции и значение Пенсионного

фонда Российской Федерации;

- проанализировать понятие, цели, значение индивидуального

(персонифицированного) учета;

- рассмотреть учет взносов на пенсионное страхование и трудовой стаж

застрахованного;

- определить порядок обращения за назначением пенсии с использованием

данных персонифицированного учета;

-сформулировать предложения по дальнейшему совершенствованию

законодательства в данной области.

Глава I. Государственное пенсионное обеспечение (страхование)

1.1. Система государственного пенсионного обеспечения: краткий исторический

очерк

Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с

возникновением человеческого общества, то есть в любом обществе независимо

от его экономического развития и политического устройства была, есть и

будет существовать необходимость в экономическом и социальном поддерживании

людей, которые в силу разных причин не в состоянии самостоятельно

приобретать средства для своего существования: это дети и старики, а также

люди, потерявшие здоровье по причине болезни, увечия и т.д.

Содержание престарелых и нетрудоспособных в первобытно-общинном

обществе осуществлялось в силу обычая.

Рабовладельческое общество, естественно, не проявляло заботы о

старых, больных и нетрудоспособных рабах, однако в отношении свободных

граждан брало на себя определенные обязательства, например для ветеранов

воинской службы в Древней Греции были введены пенсии, в Древнем Риме им

предоставлялись земельные наделы.

В феодальном обществе предоставлялись государственные пенсии за

особые заслуги; тогда же начали складываться особые формы социальной

поддержки тех, кто не может работать и не имеет хозяйства, -

санкционированное нищенство и благотворительность, предполагающая

устройство богоделен, домов призрения и т.д.

С зарождением капиталистического производства, по мере формирования

класса наемных работников, начали складываться общества взаимопомощи для

оказания помощи оказавшимся без работы в связи с болезнью или инвалидностью

в виде касс взаимопомощи, средства которых складывались из взносов

работников и работодателей. Начиная с середины XIX века принимаются законы

об ответственности работодателей за причинение вреда здоровью работников,

а в конце XIX века социальное обеспечение наемных работников начинает

осуществляться на правовой основе, закрепленной государством, и в качестве

способа его организации вводится государственное социальное страхование

наемных работников. Так, в частности, в Германии в 90-х годах XIX века были

приняты первые законы об обязательном государственном страховании на случай

болезни, от несчастных случаев, по инвалидности и по старости.

Суть сложившейся к началу XX века в Западной Европе и Северной

Америке системы государственного социального страхования состояла в том,

что каждое лицо, отвечающее условиям, указанным в законе, подлежало

страхованию в принудительном порядке; взносы на страхование вносили не

только сами наемные работники, но и предприниматели; обеспечение

предоставлялось на основе правовых норм, что делало данную систему

страхования гарантированной; посредством норм права закреплялись единые

условия и размеры обеспечения, не зависящие от специфики отрасли

промышленности, в которой трудились застрахованные1.

1.2. Пенсионное обеспечение в России в 20-90-х годах XX века

Пенсионное обеспечение в 20-40-е годы.

Государственное пенсионной страхование в России зародилось

значительно позднее, чем в большинстве развитых стран, - в начале XX века и

не получило широкого распространения.

До 1917 года страхование по старости не входило в сферу интересов

органов государственного управления. Только отдельные виды профессиональной

деятельности (в основном связанные с государственной службой)

обеспечивались специальными видами социальных пособий после прекращения

гражданином работы в связи с наступлением определенного возраста.

После Октябрьской революции, в 20-х годах, был поставлен на обсуждение

вопрос о необходимости рассмотрения старости как отдельного вида

нетрудоспособности, который нуждается в пенсионном обеспечении.

В то время социальное обеспечение престарелых строилось только на

основе учета возраста, а не на основе утраты трудоспособности и наступления

инвалидности.

Однако уже в 1924 году пенсионным обеспечением были охвачены

преподаватели высших учебных заведений по достижении ими 65 лет, в 1928 -

рабочие текстильной промышленности, в 1929 - рабочие ведущих отраслей

тяжелой промышленности и транспорта. В 1929 году были установлены

различия в размерах пенсии по инвалидности и пенсии по старости и порядок

выплаты пенсии продолжающим работать.

В 1932 году пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей

народного хозяйства. Были законодательно введены пенсионные возраста: 55

лет - для женщин и 60 лет - для мужчин.

Конституцией СССР 1936 года было закреплено всеобщее пенсионное

обеспечение для рабочих и служащих по старости, то есть по достижении ими

определенного возраста.

Развитие системы пенсионного страхования в 60-90-е годы.

Следующий этап развития системы государственного пенсионного

обеспечения начался в 1956 году - с принятия Закона "О государственных

пенсиях", регулирующего размер пенсии по старости, который отменил выплату

пенсии по старости работающим пенсионерам и одновременно увеличил размеры

назначаемой пенсии.

В 1964 году был принят Закон "О пенсиях и пособиях членам колхозов",

который предусматривал с 1965 года выход на пенсию для колхозников: для

мужчин с 65 лет, женщин - с 60 лет. С 1968 года колхозники получили право

выхода на пенсию с того же возраста, что и рабочие и служащие.

Таким образом, к середине 60-х годов в нашей стране сложилась

государственная система всеобщего пенсионного обеспечения по старости.

В дальнейшем изменения пенсионного законодательства были направлены

на более активное материальное стимулирование занятости пенсионеров.

Поскольку социалистическая пенсионная система была построена на

принципах государственного социального страхования, она не содержала

комплекса необходимых экономических признаков, характеризующих обязательное

пенсионное обеспечение, присущих традиционным формам пенсионного

страхования. В то же время данная система содержала одно важное

преимущество - она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан

минимально необходимый прожиточный уровень.

Поэтому советская пенсионная система, сложившаяся и существовавшая с

середины 60-х годов и до 1990 года, получила определение "государственное

пенсионное обеспечение".

Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и средства на

государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете

государственного страхования, который, в свою очередь, являлся составной

частью государственного бюджета страны. Таким образом, пенсионная система

полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета.

Учитывая относительно низкий уровень пенсионного обеспечения и

достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого

периода, необходимо отметить сбалансированность бюджета социального

страхования.

В 1956 году впервые была предоставлена дотация из государственного

бюджета на социальное страхование. Она была направлена на покрытие расходов

на выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа рабочих и служащих и

членам их семей в связи с введением в действие Закона "О государственных

пенсиях" от 14.07.1956 года, который значительно расширил круг лиц, имеющих

право на получение пенсии, и увеличил размер пенсий для отдельных групп

пенсионеров в 2 раза.

Возрастание поступлений из государственного бюджета в фонд

государственного социального страхования обусловил прежде всего

систематическое повышение уровня пенсионного обеспечения трудящихся и

увеличение числа пенсионеров. Пенсии по государственному социальному

страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные

выплаты, размер которых соизмерялся с прошлым заработком.

В законодательстве восьмидесятых годов выделяются следующие виды

пенсии: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и

льготных условиях, за выслугу лет.

Материальное обеспечение инвалидов войны, инвалидов с детства и от

рождения осуществлялось за счет союзного бюджета, бюджета республик и т.д.

Для этого, в частности, в бюджетах были предусмотрены средства на выплату

пенсий и пособий военнослужащим и их семьям. Пенсии военнослужащим

рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы назначались

независимо от продолжительности военной службы и предшествовавшей работы

военнослужащего.

Пенсионное обеспечение военнослужащих сверхсрочной службы и

приравненных к ним лиц, их семей и т.п. проводилось в особом порядке,

установленном Советом Министров СССР. Пенсионные выплаты поступали из

бюджета Министерства обороны СССР.

Пенсионное обеспечение работников науки регулировалось специальным

Положением "О пенсионном обеспечении работников науки", которое в то же

время не исключало возможности получения работниками науки или членами их

семей пенсии по общему пенсионному законодательству.

В отношении работников колхозов в 1969 году в стране была введена

единая система социального страхования колхозников. При этом пенсионное

обеспечение данной категории трудящихся осуществлялось непосредственно из

централизованного союзного фонда, который формировался за счет отчислений

от сумм валового дохода колхозов и ежегодных ассигнований из

государственного бюджета.

Отмеченные выше основные элементы пенсионной системы показывают

наличие серьезных как методических, так и практических проблем, которые

достигли наибольшей остроты в конце 80-х годов.

Главной проблемой любой пенсионной системы является

несбалансированность доходной и расходной частей ее бюджета. К середине 80-

х годов финансово-ресурсная обеспеченность выплат пенсий снизилась

настолько, что в случае очередного незначительного повышения размера пенсии

потребовалось привлечение дополнительных средств.

Несмотря на повышение тарифа отчислений на социальное страхование, не

удалось ликвидировать дотационность пенсионного бюджета.

Начавшиеся в 90-х годах масштабные глубинные радикальные

преобразования в политическом и экономическом устройстве страны, переход к

рыночной экономике потребовали обоснования и применения принципиально новых

экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения, тем

более, что существовавшая в стране пенсионная система к тому времени

показала свою неэффективность и выявила большое количество социально-

экономических проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных

перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых

принципов с учетом требования включения бюджета Пенсионного фонда в

бюджетно-финансовую систему страны.

Предполагалось, что в ходе проведения пенсионной реформы должен быть

решен основной вопрос социальной политики государства, а именно:

стабилизация и значительный подъем материального положения пенсионеров, а

также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан1.

1.3. Начало реформирования пенсионной системы в России

В 1990 году был принят Закон СССР " О пенсионном обеспечении граждан

в СССР", положивший начало новому периоду в развитии системы пенсионного

обеспечения.

С изменением государственного устройства страны уже через полгода был

принят самостоятельный Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1-ФЗ

"О государственных пенсиях в Российской Федерации", который в свою очередь

привнес значительные изменения в основание функционирования пенсионной

системы1.

Закон "О государственных пенсиях в Российской Федерации" 1990 года,

по существу, стал первым законом, в котором пенсионное страхование было

выделено в полностью автономную систему, последовательно и достаточно четко

были отражены общепризнанные принципы обязательного государственного

пенсионного страхования, определены и законодательно закреплены условия

формирования Пенсионного фонда России (ПФР). (Вопросы, связанные с

деятельностью, целями, значением ПФР, подробно рассмотрены в параграфе

2.1).

Важнейшим условием взаимоотношений ПФР и государственного бюджета

являлся полный отказ от бюджетных дотаций. Формирование собственных

источников финансирования должно было достигаться улучшением собираемости

взносов на указанные цели.

Так, в статье 8 Закона 1990 года определен совершенно новый принцип

накопления и перераспределения всей суммы средств на пенсионное обеспечение

в одном специализированном финансово-кредитном учреждении, для чего был

организован Пенсионный фонд России, основная функция которого заключалась в

финансировании выплат всех видов государственных пенсий.

В части организационной структуры управления деятельностью по

назначению и выплате государственных пенсий была сохранена прежняя система

- через государственные органы социального обеспечения (в последующем -

социальной защиты населения).

Главными особенностями Закона "О государственных пенсиях в Российской

Федерации" 1990 года были ярко выраженная социальная направленность с

сохранением всех предыдущих государственных обязательств; дальнейшее

расширение списка льготных категорий для более раннего выхода на пенсию;

введение социальной пенсии для лиц, не имеющих трудового стажа;

установление размера пенсии, в равной степени зависящего от предыдущего

заработка и трудового стажа, и многое другое, связанное с формой расчетов

пенсионных выплат.

Главным нововведением названного Закона было введение выплаты полного

размера пенсии всем работающим пенсионерам без исключения.

Таким образом, с начала 90-х годов в России началась эпоха

радикальных экономических реформ, среди которых пенсионная реформа занимала

одно из ключевых мест наряду с реформой форм собственности и приватизацией.

В новой Конституции свободной России проблеме пенсионного права

граждан Российской Федерации посвящены две статьи: статья 7 ("…

устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной

защиты") и статья 39

(" 1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае

болезни, инвалидности, потери кормильца... 2. Государственные пенсии и

социальные пособия устанавливаются законом")1.

Новая система государственного пенсионного страхования основана на

солидарно-распределительных принципах, что позволило ей быть более

приспособленной к новым условиям по сравнению с социалистической системой

пенсионного обеспечения.

Однако время показало, что данная система пенсионного страхования

далеко не идеальна. Крайне неблагоприятная макроэкономическая ситуация

наряду с социальной неоправданностью основных позиций пенсионной реформы не

позволили ей полностью адаптироваться к современным условиям и стать

автономной от государственного бюджета.

Главным принципом государственного регулирования пенсий в жестких

финансовых условиях являлась попытка предотвращения падения среднего уровня

пенсии ниже прожиточного минимума пенсионера.

В период 1992-1994 годов Президентом Российской Федерации был издан

ряд указов, регулирующих данные вопросы: от 24.07.1992 № 799 "О

компенсационных выплатах пенсионерам"; от 27.10.1993 № 1766 "О

компенсационных выплатах

пенсионерам в связи с ростом стоимости жизни"; от 10.12.1993 № 2121 "О

повышении ранее назначенных трудовых пенсий"; от 03.08.1994 № 1584 "Об

индексации государственных пенсий в Российской Федерации с 1 августа 1994

года и источниках ее финансирования".1

Одним из сложнейших вопросов пенсионного обеспечения этого периода

был вопрос, связанный с максимальной пенсией. Максимальная пенсия не могла

быть больше 3-кратного размера минимальной пенсии, а для лиц, имевших

неблагоприятные условия труда, - 3,5-кратного размера. Так как минимальная

пенсия без учета установленной Указом Президента Российской Федерации от

30.01.1995 № 84 "О компенсационных выплатах пенсионерам с 1 февраля 1995

года"2 компенсационной доплаты была крайне низка, то и размер максимальной

пенсии также был невысок.

Вышеназванным Указом Президента впервые введена дифференцированная

компенсационная доплата к пенсии, наибольшая для тех, кто получал пенсию в

минимальном размере, и наименьшая для тех, у кого пенсия была максимальной.

Вследствие этого произошел подъем фактической минимальной пенсии до 85%

прожиточного минимума пенсионеров.

Хотя принятые меры были шагом вперед и, безусловно, имели

положительный результат, тем не менее несмотря на все предпринятые усилия

реальное содержание пенсий устойчиво снижалось и реальные доходы

пенсионеров продолжали падать, что еще больше подтверждало необходимость

ускорения проведения пенсионной реформы.

Уже через три года после начала введения в действие элементов

страхового пенсионного законодательства в России стало очевидно, что оно не

в полной мере учитывает весь комплекс базовых принципов пенсионного

страхования, необходимый в условиях рынка.

В связи с этим возникла острая необходимость в реформировании

российской пенсионной системы собственно на принципах обязательного

пенсионного страхования.

В 1995 году была теоретически обоснована и начали закладываться

практические основы индивидуального (персонифицированного) учета в системе

пенсионного обеспечения (страхования).

В 1995 году постановлением Правительства Российской Федерации от

07.08.1995 № 790 "О мерах по реализации концепции реформирования системы

пенсионного обеспечения в Российской Федерации"1 была утверждена новая

концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Основными целями новой концепции развития пенсионной системы являлись

следующие:

- реализация гарантированного Конституцией Российской Федерации права

граждан на пенсионное обеспечение;

- обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы и создание

предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе

государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;

-адаптация системы пенсионного обеспечения к развивающимся рыночным

отношениям в Российской Федерации;

- рационализация условий и размеров предоставления пенсий;

-повышение эффективности пенсионного обеспечения граждан путем

совершенствования пенсионного управления.

Данная концепция предусматривала формирование многоуровневой

пенсионной системы, которая широко применяется во многих зарубежных

странах.

В соответствии с новой концепцией пенсия, которую будет получать

россиянин, должна состоять из нескольких частей: базовой пенсии, трудовой

(страховой) и негосударственной.

Первый уровень образует базовая пенсия, размер которой соответствует

размеру социальной пенсии.

По мнению авторов концепции, базовая пенсия должна предоставляться

всем гражданам России и обеспечивать материальные условия жизни при

достижении пенсионного возраста, или при наступлении инвалидности, или в

случае потери кормильца независимо от трудового стажа. Базовые пенсии будут

назначаться в фиксированных размерах с учетом прожиточного минимума

пенсионера в зависимости от степени утраты трудоспособности и не могут

выплачиваться работающим гражданам. На переходном этапе будет сохранена

социальная пенсия, а базовая будет представлять собой часть трудовой

пенсии.

Трудовая (страховая) пенсия - второй уровень - предполагает

соответствие условий предоставления и размеров пенсии объему участия в

социальном страховании каждого конкретного лица. Данное участие выражается

в продолжительности страхования и величине взносов. При определении права

на пенсию и её размера периоды, не связанные с уплатой страховых взносов,

могут учитываться при условии возмещения соответствующих расходов из

государственного бюджета. Это означает последовательное применение при

формировании трудовой пенсии страховых принципов.

Трудовые (страховые) пенсии должны предоставляться всем лицам,

работающим по найму, и другим категориям населения, охваченным обязательным

пенсионным страхованием. В общей системе трудовых пенсий все её участники

должны иметь одинаковые обязанности по её финансированию и соответственно

одинаковые права относительно условий назначения и размеров пенсии. Какие-

либо исключения или льготы в такой системе не допускаются. В связи с этим

из пенсионной системы должны быть исключены все виды льготных пенсий.

Требования относительно величины трудового стажа для трудовых пенсий

должны быть связаны исключительно с продолжительностью уплаты страховых

взносов. Соответственно трудовая пенсия по своему размеру должна быть

пропорциональна этому стажу.

Размер трудовой пенсии по старости должен определяться с учетом

трудового стажа и заработка. Исходным критерием для определения размера

пенсии данная программа предполагала установить цену одного года страхового

стажа, выраженную в процентах к заработку, принимаемому в расчет для

начисления пенсии.

Третий уровень в пенсионном обеспечении должны составлять

негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение в общей

пенсионной системе Российской Федерации рассматривается как дополнение к

государственному. Оно может осуществляться как в форме дополнительных

профессиональных программ отдельных предприятий, отраслей экономики или

территории, так и в форме личного пенсионного страхования граждан,

производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное

обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах.

Индексацию базовых и трудовых (страховых) пенсий предусматривалось

осуществлять путем регулярного повышения пенсии в соответствии с ростом

цен. Для этого был обоснован порядок, при котором для каждого пенсионера

определяется индивидуальный коэффициент, равный соотношению между

заработком работника и заработной платой в стране в год его получения.

Основные положения данной программы были реализованы в течение

последующих пяти лет.

Во исполнение данной программы реформирования российской пенсионной

системы в 1996 году был принят Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об

индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного

пенсионного страхования" (далее Закон об индивидуальном

(персонифицированном) учете)1. Данный закон устанавливал правовую основу и

принципы организации индивидуального учета сведений о гражданах, на которых

распространяется действие законодательства о государственном пенсионном

обеспечении в части трудовых пенсий. Названный закон вводит в действие

страховой принцип организации государственной пенсионной системы, который

предусматривал установление трудового стажа и определение среднемесячного

заработка при назначении пенсий и их перерасчете на основе данных

индивидуальных счетов.

В 1997 году был принят Федеральный закон от 21.07.1997 № 113-ФЗ "О

порядке исчисления и увеличения государственных пенсий»2, который ввел

новый порядок начисления пенсии на основе расчета индивидуального

коэффициента пенсионера, который зависит от величины стажа, размера

среднемесячного заработка пенсионера и размера среднемесячной заработной

платы в стране за определенный период. Данный закон не отменял ранее

действующее законодательство, а дополнял действующие нормы.

За период, прошедший после принятия концепции реформирования системы

пенсионного обеспечения в Российской Федерации (постановление Правительства

Российской Федерации от 07.08.1999 № 790) были достигнуты значительные

успехи в реализации этой концепции, в первую очередь связанные с внедрением

механизма исчисления пенсии, основанного на внедрении индивидуального

(персонифицированного) учета.

Увеличилось количество негосударственных пенсионных фондов, однако

развитие негосударственного пенсионного обеспечения происходило в условиях

отсутствия нормативной правовой базы, системы надзора и регулирования

деятельности негосударственных пенсионных фондов, что негативно отражалось

на общем уровне их финансовой надежности и не способствовало повышению

уровня доверия к ним населения. Для положительного решения данной проблемы

был принят Федеральный закон Российской Федерации от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О

негосударственных пенсионных фондах »1.

Указом Президента Российской Федерации от 14.06.1997 № 573 "О мерах

по поддерживанию материального положения пенсионеров"2 впервые в пенсионном

законодательстве был установлен минимальный размер пенсии по старости с

учетом компенсационной выплаты - не ниже 80% прожиточного уровня

пенсионеров.

Однако несмотря на наличие позитивных сдвигов, в целом данный период

характеризуется усугублением финансового кризиса в системе пенсионного

обеспечения и в первую очередь несоответствием уровня пенсионного

обеспечения прожиточному уровню, а также задержки в выплате пенсий. Кроме

того, значительно ухудшилось соотношение численности между лицами

трудоспособного возраста и пенсионерами, что вызвало к жизни предложение о

поэтапном повышении пенсионного возраста с одновременной отменой всех

имеющихся льгот.

В этот период была разработана и постановлением Правительства

Российской Федерации от 20.05.1998 № 463 "О программе пенсионной реформы в

Российской Федерации"3 утверждена новая комплексная программа развития

пенсионной реформы.

В Программе предлагалось:

- в целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости

пенсионной системы поэтапное введение накопительных механизмов в систему

государственного пенсионного страхования;

- уточнение порядка исчисления размера пенсии с применением

индивидуального коэффициента пенсионера;

- индексация пенсии должна осуществляться с учетом финансовых

возможностей общества и не должна приводить с дальнейшей финансовой

дестабилизации пенсионной системы;

- необходимы изменения нормативных правовых актов по вопросам

индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе

государственного пенсионного страхования. Система персонифицированного

учета должна соответствовать требованиям, связанным с введением условно-

накопительных и именных накопительных счетов граждан в механизме

финансирования пенсий;

- конкретизировать подходы к реформированию льготных пенсий с

использованием накопительных механизмов;

- формировать гибкую систему эффективных стимулов для

добровольного более позднего выхода на пенсию, в том числе с использованием

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ