бесплатные рефераты

Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования

условно-накопительных и именных накопительных счетов;

- осуществлять централизацию функций учета государственного

пенсионного страхования, включая его накопительный элемент, и создаваемых

профессиональных пенсионных систем в рамках пенсионного страхования в

Российской Федерации;

- четко определить правовой статус Пенсионного фонда Российской

Федерации;

- предусмотреть комплекс мер по дальнейшему развитию

дополнительного пенсионного страхования (обеспечения), включая суммирование

пенсионных накоплений через налоговые льготы и повышение действенности

гарантий их сохранности и т.д.

В соответствии с принятой Программой реформирования пенсионной

системы в Российской Федерации развернулась работа над комплексом

законодательных актов, касающихся её дальнейшего развития. Так, в

частности, шла работа над проектом Федерального закона "Об основах

пенсионной системы в Российской Федерации", однако впоследствии она была

приостановлена.

В ходе широкомасштабного обсуждения Программы - 98 среди

специалистов, были выявлены её серьезные недостатки, в силу которых

реализация Программы реформирования пенсионной системы не была завершена,

однако наиболее важные, перспективные её положения были использованы через

два года в ходе подготовки новой Программы реформирования пенсионной

системы в Российской Федерации.

1.4. Программа пенсионной реформы в Российской Федерации

Несмотря на принимаемые меры по реформированию пенсионной системы, в

пенсионном обеспечении по-прежнему сохраняется много проблем, в основном

связанных с низкими размерами заработной платы большинства работающих,

которая служит базой для начисления единого социального налога (взноса),

поэтому объем страховых платежей, поступающих за работающих граждан, не

обеспечивает в большинстве случаев достойной пенсии.

В этой связи значительный объем финансовых ресурсов пенсионной

системы расходуется на перераспределение с целью поддержания минимального

уровня доходов малообеспеченных групп пенсионеров. В итоге функции

существующей распределительной системы пенсионного обеспечения, в которой

размер пенсии слабо зависит от объема уплаченных страховых платежей и не

отвечает принципам страхования, практически сводится к выравниванию доходов

пенсионеров.

Сложная экономическая ситуация и неблагоприятные демографические

прогнозы могут привести к кризису пенсионной системы, основанной на

существующих распределительных принципах.

В связи с этим жизненно необходим "... переход к новой модели

отношений субъектов пенсионной системы, основанной на механизмах и

технологиях реального страхования..."1.

Программа пенсионной реформы в Российской Федерации, принятая

Правительством Российской Федерации 17 апреля 2001 года, является новым

этапом развития пенсионной реформы в России. В ней дана оценка состояния

пенсионной системы страны на современном этапе, определены ключевые цели и

задачи, намечены пути решения этих задач.

Основными задачами Программы пенсионной реформы в Российской Федерации

являются следующие:

1.Уточнение сложившейся пенсионной модели в части изменения формулы

расчета трудовой пенсии и формирования её

из трех составляющих: базовой, страховой и накопительной.

2.Снятие всех ограничений с суммы заработка (дохода), учитывающегося

при определении размера трудовой пенсии.

3.Учет при исчислении данного заработка всего периода трудовой

деятельности.

4.Полное сохранение пенсионных прав всех категорий нынешних

пенсионеров.

5.Обеспечение равных возможностей для разных возрастных групп ныне

работающих.

6.Совершенствование механизма индексации пенсий.

7.Развитие дополнительного пенсионного страхования (обеспечения).

8.Создание условий для развития отраслевых и региональных пенсионных

систем.

Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации

предполагает, что права граждан, которые они приобретают в рамках

государственной пенсионной системы, являются государственными

обязательствами Российской Федерации.

Отличительными чертами пенсионной системы Российской Федерации в

процессе её преобразования должны стать следующие ключевые положения:

1. Введение новой формы расчета трудовой пенсии и формирование её из

трех составляющих:

базовой - фиксированной части, устанавливаемой в твердой сумме;

страховой - дифференцированной части, зависящей от результатов труда

конкретного человека, отражаемых на его индивидуальном счете в форме

расчетного пенсионного капитала, под которым понимается объем приобретенных

гражданином пенсионных прав в связи с уплатой за него страховых платежей в

течение всей трудовой деятельности с учетом индексации;

накопительной - части, выплачиваемой в пределах сумм, отраженных в

специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.

2. Сумма заработка (дохода), учитываемого при определении размера

трудовой пенсии, не ограничивается, а при исчислении данного заработка

будет приниматься весь период трудовой деятельности. При этом суммарный

размер базовой и страховой частей пенсии не должен превышать определенного

уровня заработка застрахованного лица.

3. Пенсионные права нынешних пенсионеров во избежание конфликта

поколений конвертируются в расчетный пенсионный капитал, обеспечивающий

получение пенсии в установленном размере в течение всего периода её

выплаты.

4. В целях обеспечения равных возможностей для разных возрастных

групп ныне работающих при формировании расчетного пенсионного капитала

конвертации подлежат их пенсионные права, гарантированные действующим

пенсионным законодательством;

5. Индексация пенсий, а также расчетного пенсионного капитала граждан

осуществляется с учетом показателей роста средней заработной платы в

стране, уровня инвестиционного дохода и темпов инфляции1.

Для реализации указанных целей и задач данной Программы пенсионной

реформы был подготовлен пакет взаимосвязанных законопроектов, которые

обеспечивают создание целостной нормативно-правовой базы долгосрочной

стратегии развития пенсионной системы страны.

В пакет законопроектов включены следующие федеральные законы: "Об

управлении средствами государственного пенсионного обеспечения

(страхования) в Российской Федерации", "О внесении изменений в некоторые

законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об управлении

средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в

Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в

Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об

обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и "О внесении

изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в

некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".

Четыре из названных законопроектов в декабре 2001 года были приняты и

введены в действие с января 2002 года.

Рассмотрим кратко содержание принятых законов.

Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном

пенсионном обеспечении в Российской Федерации":

- устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации

основания возникновения и порядок назначения пенсий по государственному

пенсионному обеспечению;

- регулирует отношения, связанные с условиями, нормами и порядком

назначения пенсии лицам, проходившим военную службу по призыву; лицам,

пострадавшим в результате аварий на Чернобыльской АЭС и других радиационных

и технических катастроф; нетрудоспособным гражданам, которые не приобрели

по различным причинам право на трудовую пенсию; лицам, занимавшим

государственные должности, должности федеральной государственной службы

(статья 2);

- определяет круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному

пенсионному обеспечению (статья 4);

- определяет виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

за выслугу лет, по старости, по инвалидности, социальные пенсии (статья 5);

- устанавливает источник финансирования пенсий по государственному

пенсионному обеспечению - средства федерального бюджета (статья 6);

- определяет размер и условия назначения пенсий по государственному

пенсионному обеспечению для различных категорий получателей данных пенсий

(статьи 7-16);

- определяет порядок назначения, перерасчета и индексации пенсий,

предусмотренных настоящим Законом (статьи 20-23).

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном

страховании в Российской Федерации".

Закон устанавливает организационные, правовые и финансовые основы

обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации:

- устанавливает основы государственного регулирования обязательного

пенсионного страхования, регулирует правоотношения, определяет правовое

положение его субъектов, основания возникновения и порядок осуществления их

прав и обязанностей, ответственность субъектов (статья 1);

- определяет основные понятия, используемые в данном Законе:

"обязательное пенсионное страхование" - система создаваемых

государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на

компенсацию гражданам заработка (выплат вознаграждений в пользу

застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного

страхового обеспечения;

"обязательное страховое обеспечение" - исполнение страховщиком своих

обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая;

"средства обязательного пенсионного страхования" - денежные средства,

которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному

страхованию;

"бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации" - форма образования и

расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного

страхования;

"обязательные платежи" - страховые взносы на обязательное пенсионное

страхование;

"страховые взносы на обязательное пенсионное страхование" -

индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в

бюджет ПФР и персональным целевым назначением которых является обеспечение

права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному

страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на

его индивидуальном лицевом счете;

"стоимость страхового года" - сумма денежных средств, которые должны

поступить за застрахованное лицо в бюджет ПФР в течение одного финансового

года для выплаты этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере,

определенном законодательством (статья 3);

- определены субъекты обязательного пенсионного страхования :

страховщик (Пенсионный фонд Российской Федерации), страхователи (лица,

производящие выплаты физическим лицам, и индивидуальные предприниматели) и

застрахованные лица (статьи 4-7);

- определены виды обязательного страхового обеспечения (страховая

и накопительная части трудовой пенсии по старости и по инвалидности,

страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца, социальное

пособие на погребение умерших неработающих пенсионеров) (статья 9);

- определяет сроки и порядок регистрации страхователей в органах

Пенсионного фонда России (статья 11);

- определяет права, обязанности и ответственность субъектов

обязательного пенсионного страхования (статьи 12-15);

- определяет финансовую систему пенсионного страхования: бюджет

Пенсионного фонда Российской Федерации, источники его формирования и

направление его расходования (статьи 16-21);

- устанавливает условия и размер уплаты страховых взносов на

обязательное пенсионное страхование : тарифы страховых взносов, порядок

исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями и

застрахованными лицами, формы контроля и ответственности за нарушения

уплаты страховых взносов (статьи 22-26) и т.д.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в

Российской Федерации":

- устанавливает основания возникновения и порядок реализации

права граждан Российской Федерации на трудовую пенсию;

- определяет основные понятия, применяемые для целей названного

Закона (статья 2):

"трудовая пенсия" (пенсия) - ежемесячная денежная выплата в целях

компенсации гражданам Российской Федерации заработной платы или иного

дохода, утраченных в связи с прекращением или изменением трудовой

деятельности при достижении установленного законом возраста, наступлением

инвалидности, потерей кормильца, право на которую определяется по условиям

и нормам, установленным настоящим Законом;

"страховой стаж" - суммарная продолжительность периодов работы и иной

деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в бюджет

Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываемая при определении права

на трудовую пенсию;

"расчетный пенсионный капитал" - общая сумма страховых взносов,

перечисленных в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и учтенных в

соответствии с федеральными законами "Об обязательном пенсионном

страховании" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе

государственного пенсионного страхования";

"установление пенсии" - назначение пенсии, перерасчет её размера,

переход с одного вида пенсии на другой;

"индивидуальный лицевой счет" - совокупность информации о застрахованном

лице, содержащей его идентификационные признаки в Пенсионном фонде

Российской Федерации и иные сведения, учитывающие пенсионные права

застрахованного лица, в соответствии с Федеральным законом "Об

индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного

пенсионного страхования";

"специальная часть индивидуального лицевого счета" - раздел

индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе

индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионном фонде Российской

Федерации, в котором отражаются сведения об уплате этим лицом или за него

страховых взносов, направленных на обязательное накопительное

финансирование пенсий;

"пенсионные накопления (пенсионные резервы)" - совокупность

отражаемых в специальной части индивидуального лицевого счета средств,

сформированных за счет страховых взносов по обязательному накопительному

финансированию трудовых пенсий, а также доходы от их инвестирования;

"ожидаемый период выплаты пенсии по старости" - показатель,

рассчитываемый на основе таблиц дожития (совместно по обоим полам) и

используемый для определения страховой и накопительной частей трудовой

пенсии;

- определяет виды трудовых пенсий (по старости, по инвалидности, по

случаю потери кормильца), их составные части (по старости и инвалидности -

базовая, страховая и накопительная, по случаю потери кормильца - базовая и

страховая), порядок финансирования составных частей, причем установление и

выплата накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии у

застрахованного лица средств, учтенных в специальной части индивидуального

лицевого счета (статьи 5-6);

- определены условия назначения трудовых пенсий (наличие не менее

5 лет страхового стажа (уплаты взносов) по достижении мужчинами возраста 60

лет, женщинами - 55 лет) (статья 7); право на пенсию по инвалидности

возникает в случае наступления инвалидности, повлекшей за собой полную или

частичную утрату трудоспособности (статья 8); право на пенсию по случаю

потери кормильца возникает у нетрудоспособных членов семьи умершего

кормильца, состоявших на его иждивении (статья 9);

- установлены периоды работы и иные периоды, включаемые в

страховой стаж, порядок его исчисления и подтверждения (на основании

сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также нормы,

определяющие порядок перерасчета и индексации пенсии (статьи 10-13);

- установлен размер базовой части трудовой пенсии (450 рублей в

месяц и 900 рублей в месяц лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся

инвалидами I группы) (пункт 1 статьи 14);

- установлена процедура определения страховой части пенсии по

старости путем деления суммы расчетного пенсионного капитала

соответствующего лица, учтенного по состоянию на день, с которого ему

назначается пенсия, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии

по старости, устанавливаемого в порядке, определяемом Правительством

Российской Федерации ( пункт 5 статьи 14);

- определена накопительная часть пенсии по старости - путем

деления суммы пенсионных накоплений соответствующего лица, учтенных в

специальной части индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с

которого ему назначена пенсия, на количество месяцев ожидаемого периода

выплаты пенсии по старости (пункт 9 статьи 14).

Таким образом, размер пенсии по старости определяется путем

суммирования базовой, страховой и накопительной частей пенсии:

П=БЧ+СЧ+НЧ,

где П - размер пенсии;

БЧ - базовая часть трудовой пенсии;

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости.

В свою очередь размер страховой части трудовой пенсии по старости

определяется по формуле:

СЧ=ПК/Т,

где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица,

учтенного на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть

трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по

старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии,

составляющего 19 лет (228 месяцев).

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется

по формуле:

НП=ПН/Т,

где НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии;

ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в

специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день,

с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по

старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии,

определяемого в порядке, установленном федеральным законом.

- определены размеры пенсии по инвалидности и по случаю потери

кормильца (статьи 15-16);

- определены условия и формы определения, перерасчета, индексации

и корректировки размеров трудовых пенсий (статья 17);

- определены назначение, пересчет размеров, выплата и доставка

трудовых пенсий (статью 18-26);

- рассматривается порядок сохранения конвертации (преобразования)

ранее приобретенных прав (глава VI, статьи 27-30).

Федеральный закон от 31.12.2001 № 198-ФЗ "О внесении дополнений и

изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые

законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".

Предметом данного закона являются изменения и дополнения, которые

вносятся в Налоговый кодекс Российской Федерации и которыми устанавливаются

платежи (взносы) на обязательное пенсионное страхование, а также

соответствующие изменения в иные законодательные акты.

Сумма данного налога (взноса), в части, касающейся зачисления

установленного в ПФР, разделяется на единый социальный налог (взнос),

зачисляемый в федеральный бюджет, и на страховые взносы (сборы),

зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда России для финансирования страховой

и накопительной частей трудовой пенсии.

Страховые взносы представляют собой индивидуально-возмездные

обязательные платежи, имеющие персональное целевое предназначение, -

обеспечить права гражданина на получение пенсии по обязательному

пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов,

учтенных на его индивидуальном лицевом счете (статья 1).

С принятием четырех названных федеральных законов и вступлением их в

силу перестал действовать Закон Российской Федерации от 20.11.1991 № 340-1-

ФЗ "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Кроме того, был принят Федеральный закон от 25.10.2001 № 138-ФЗ "О

внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об индивидуальном

(персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного

страхования" и в статьи 12 и 67 Федерального закона "Об актах гражданского

состояния"1.

Актуальность принятия Федерального закона "О внесении изменений и

дополнений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном)

учете в системе государственного пенсионного страхования" и в статьи 12 и

67 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" связана с

реализацией действующего законодательства об индивидуальном

(персонифицированном) учете.

Практика внедрения персонифицированного учета, осуществляемая

Пенсионным фондом в соответствии со статьей 5 Федерального закона 1996

года, показала необходимость внесения изменений и дополнений в Федеральный

закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный

закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе

государственного пенсионного страхования" и в статьи 12 и 67 Федерального

закона "Об актах гражданского состояния" в большей мере носит

кодификационный характер.

Закон устраняет несогласованность с Федеральным законом от 15.11.1997 № 143-

ФЗ "Об актах гражданского состояния" (в этом Федеральном законе

отсутствовала возможность передачи органам Пенсионного фонда России

сведений о смерти застрахованных лиц). В этой связи в статью 12

Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ внесено дополнение, касающееся

органов, которым передаются сведения о государственной регистрации смерти.

Дополнением в статью 67 уточнен перечень сведений, передаваемых органам

Пенсионного фонда России из органов регистрации актов гражданского

состояния (имеются в виду данные о месте жительства умершего лица,

поскольку назначение и выплата пенсий осуществляется по месту жительства).

В статью 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ внесено понятие

"индивидуальный лицевой счет застрахованного лица", что послужило созданием

методологической основы применения этого понятия в других правовых актах и

при реализации технологии персонифицированного учета. Кроме этого уточнены

понятия "застрахованное лицо" и "страховые взносы".

Федеральным законом законодательно закреплены сроки хранения

первичных документов, которые могут потребоваться застрахованному лицу при

уточнении сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, а

также в случаях судебного отстаивания пенсионных прав. Указанные сроки

увязаны со сроками исковой давности, предусмотренными гражданским

законодательством. Определение этих сроков позволит органам Пенсионного

фонда России организовать архивирование исходной информации

персонифицированного учета таким образом, чтобы свести до минимума

соответствующие затраты и одновременно обеспечить сохранность сведений о

пенсионных правах граждан.

При этом установлен порядок, согласно которому уничтожение документов

персонифицированного учета по истечении срока их хранения производится

после ознакомления застрахованного лица с содержанием индивидуального

лицевого счета за соответствующий период (статья 8 Федерального закона от

01.04.1996 № 27-ФЗ в новой редакции).

В статьях 8, 10 и 11 содержатся дополнения о порядке и сроках

представления сведений индивидуального учета на застрахованных лиц из числа

признанных в установленном порядке безработными (сведения представляются

службой занятости населения) и лиц, осужденных к лишению свободы (сведения

представляются работодателями).

В статьи 8, 11 и 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ

внесены дополнения, направленные на защиту прав застрахованных лиц. В

частности, при увольнении работника или в день прекращения договора

гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому начисляются

страховые взносы, работодатель обязан передать застрахованному лицу

сведения персонифицированного учета.

Кроме того, застрахованное лицо имеет право один раз в год в течение

10 дней после обращения получить от органов Пенсионного фонда России

сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете.

Федеральным законом закреплена сложившаяся практика полугодового

режима предоставления и обработки сведений персонифицированного учета, что

повышает экономичность процесса учета (периодичность предоставления

индивидуальных сведений о стаже и заработке существенно влияет на затраты

при ведении индивидуального учета как со стороны работодателей, так и со

стороны Пенсионного фонда). В то же время для организаций с численностью

застрахованных лиц до 50 человек срок представления индивидуальных сведений

остается прежним - один раз в квартал (соответствующие изменения и

дополнения содержатся в статье 11).

Принципиальным дополнением является норма, закрепляющая обязанность

работодателя и органов Пенсионного фонда России представлять и включать в

индивидуальный лицевой счет застрахованного лица сведения не только о

начисленных (как в настоящее время), но и об уплаченных страховых взносах в

Пенсионный фонд России (дополнения в статьи 6 и 11 Федерального закона от

01.04.1996 № 27-ФЗ). Данная норма позволит в дальнейшем использовать

сведения персонифицированного учета для назначения пенсий с применением

условно-накопительного метода и накопительного элемента. Это положение

станет еще одним шагом по переводу пенсионного обеспечения на принципы

пенсионного страхования.

В этой связи Федеральный закон:

- создает возможности контроля за соблюдением работодателями

регрессивной шкалы единого социального налога (взноса), предусмотренного

главой 24 части II Налогового кодекса Российской Федерации;

- прогнозирование ее финансового состояния за счет более полного

отражения в информационной базе персонифицированного учета сведений о

заработке работающих граждан (и начисленном, и фактическом). В более

широком плане это улучшает возможность проведения государственной политики

в отношении доходов населения.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-

ФЗ органы Пенсионного фонда России обязаны осуществлять контроль за

правильностью представления плательщиками страховых взносов сведений,

определенных этим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Указанная норма дополнена положением, предусмотренным в статье 8

Федерального закона, согласно которой органы Пенсионного фонда России

осуществляют контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке,

представляемых работодателями и лицами, самостоятельно уплачивающими

страховые взносы на государственное пенсионное страхование.

В связи с утратившим силу Порядком уплаты страховых взносов

работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации в статьи

15 и 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ внесены существенные

дополнения, связанные с обязанностью работодателей регистрироваться в

органах Пенсионного фонда России в качестве плательщиков взносов на

государственное пенсионное страхование (статья 15), и правом органов

Пенсионного фонда России применять финансовые санкции к работодателям и

гражданам, самостоятельно уплачивающим взносы, за непредставление в

установленные сроки либо предоставление неполных и (или) недостоверных

сведений для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в

виде взыскания в судебном порядке 10 процентов, причитающихся за отчетный

период платежей в Пенсионный фонд России.

Принятый Федеральный закон является своевременным, направлен на

оптимизацию персонифицированного учета, а также на подготовку к дальнейшему

реформированию пенсионного обеспечения и на усиление мотивации к участию

граждан в государственной пенсионной системе, в частности, к уплате

страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Практика применения Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об

индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного

пенсионного страхования" показала существенное значение

персонифицированного учета для защиты пенсионных прав работающих граждан.

Принятые изменения и дополнения расширяют эти возможности, так как

учитываться будет не только начисленная заработная плата, но и фактически

полученная работающими гражданами.

Вместе с другими мероприятиями пенсионной реформы это создает

мотивацию к увеличению заработной платы в официальном секторе экономики,

что улучшит наполняемость пенсионного бюджета и возможность повышения

пенсий на этой основе.

Из всех представленных законопроектов, принятых в первом чтении, над

которыми еще продолжается работа, рассмотрен только один - как наиболее

важный для данной дипломной работы - это проект Федерального закона "Об

управлении средствами государственного пенсионного обеспечения

(страхования) в Российской Федерации"

Проект Федерального закона "Об управлении средствами государственного

пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации"1:

1. Определяет назначение и функции Пенсионного фонда Российской

Федерации - осуществлять вместе с территориальными органами, составляющими

единую централизованную систему органов управления средствами

государственного пенсионного обеспечения (страхования);

2. Предусматривает преобразование Пенсионного фонда Российской

Федерации из финансово-кредитного учреждения в некоммерческую организацию,

а его территориальные органы, включая региональные отделения, - в

территориальные органы фонда, являющиеся юридическими лицами (статья 2);

3. Определяет основные задачи Пенсионного фонда Российской Федерации:

- назначение, перерасчет и выплата государственных пенсий,

включая организацию их доставки и пересылки, а также методическое

обеспечение указанной деятельности;

- организация и ведение единого федерального банка данных,

содержащих сведения о плательщиках, уплачивающих обязательные платежи на

государственное пенсионное обеспечение (страхование);

- организация учета обязательных платежей;

- регистрация плательщиков обязательных платежей;

- организация и ведение индивидуального (персонифицированного)

учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996

№ 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе

государственного пенсионного страхования";

- капитализация средств государственного пенсионного обеспечения

(страхования);

- участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и

нетрудоспособных граждан;

- ведение разъяснительной правовой работы среди населения,

организационно-методической, научно-исследовательской работы, подготовка

специалистов в области государственного пенсионного обеспечения

(страхования) и т.д. (статья 3);

- источники формирования средств государственного пенсионного

обеспечения (страхования) в связи с введением единого социального налога:

- обязательные отчисления, платежи;

- отчисления из федерального бюджета;

- штрафные санкции и пени;

- доходы от размещения временно свободных средств

государственного пенсионного обеспечения (страхования);

- добровольные взносы физических и юридических лиц;

- иные источники, не запрещенные законодательством Российской

Федерации (статья 4).

Более детально определены направления целевых расходов

аккумулированных средств:

- выплата государственных пенсий гражданам Российской Федерации,

в том числе выезжающим за пределы государства;

- оказание материальной помощи пожилым и нетрудоспособным

гражданам через органы социальной защиты;

- обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда Российской

Федерации и его территориальных органов и т. д. (статья 5).

Разработана структура Пенсионного фонда Российской Федерации, его

руководящих и исполняющих органов (статья 6).

Финансовый контроль за деятельностью Пенсионного фонда,

осуществляемый Счетной палатой Российской Федерации, в целях установления

достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда и соответствия

совершенных им финансовых и хозяйственных операций нормативным и правовым

актам Российской Федерации усиливается ежегодным проведением аудиторской

проверки (статья 8).

До вступления в силу данного Федерального закона, определяющего

порядок инвестирования средств для финансирования накопительной части

трудовых пенсий в Российской Федерации, но не более 6 месяцев со дня

официального опубликования Правительство Российской Федерации

постановлением от 18.03.2002 № 165 утвердило Временные правила размещения

средств страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации,

поступивших на накопительную часть трудовой пенсии1.

1. Данные Правила определяют направления размещения средств

страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, поступивших на

накопительную часть трудовой пенсии.

2. Средства страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации,

поступившие на накопительную часть трудовой пенсии, могут быть вложены в:

- государственные ценные бумаги Российской Федерации,

обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

- государственные ценные бумаги Российской Федерации,

обязательства по которым выражены в иностранной валюте.

3. Решение об объемах и структуре вложений принимается Пенсионным

фондом Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов

Российской Федерации.

4. Приобретение государственных ценных бумаг Российской Федерации

осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

5. Агентом Пенсионного фонда Российской Федерации по приобретению на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ