бесплатные рефераты

Судебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров

непосредственной судебной защиты в случаях, если лицо считает, что оно

подверглось дискриминации и ему незаконно отказали в приеме на работу.

Можно сказать, что распределение компетенции между КТС и судом таково,

что защитой индивидуальных прав работников в трудовых отношениях, в первую

очередь, занимается КТС. На суд возложена задача защиты самого права на

работу по трудовому договору (контракту) и рассмотрение других споров после

КТС или когда КТС отсутствует.

Данные судебной статистики свидетельствуют о том, что подавляющее

большинство индивидуальных трудовых споров, рассмотренных судами, решается

в пользу работников. Это свидетельствует об эффективности судебной защиты

трудовых прав работников. Имеющиеся в этом деле недостатки (особенно

значительно возросшие сроки прохождения трудовых споров в судах)

препятствуют успешному осуществлению судами государственной защиты прав и

интересов граждан.

(3. Принципы рассмотрения трудовых споров.

Принципы трудового права (или его институтов) - это закрепленные в

законодательстве основополагающие начала (идеи), выражающие сущность норм

трудового права и главные направления политики государства в области

правового регулирования отношений, связанных с функционированием рынка

труда, применением и организацией наемного труда. Можно сформулировать ряд

принципов и для такого института трудового права, как трудовые споры.[11] К

ним относятся:

- обеспечение защиты трудовых прав работников;

- равенство сторон спора перед законом;

- участие представителей работников (демократизм);

- доступность обращения в органы, рассматривающие трудовые споры;

- обеспечение законности при разрешении трудовых споров;

- обеспечение объективности и полноты исследования материалов и

доказательств;

- бесплатность;

- быстрота рассмотрения;

- обеспечение реального исполнения решений по трудовым спорам;

- ответственность должностных лиц за неисполнение таких решений.

Используя в качестве основы законодательство Российской Федерации,

попытаюсь подробнее описать каждый из перечисленных выше принципов:

Принцип обеспечения защиты трудовых прав работников означает право и

обязанность юрисдикционных (уполномоченных на разрешение трудовых споров)

органов на основе закона прекратить нарушение этих прав, восстановить их.

(Например, при отказе администрации выплатить полагающуюся работнику

заработную плату - обязать ее это сделать; при незаконном увольнении -

восстановить работника на работе). Касательно темы настоящей работы этот

принцип будет звучать как “обеспечение судебной защиты трудовых прав

работников”. Право на судебную защиту не подлежит никаким ограничениям.

Поэтому нормы трудового и гражданско-процессуального законодательства,

допускающие исключение некоторых категорий дел о защите права на труд и

других социальных прав из подведомственности суда, не применяются в

настоящее время. Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение

о высшей юридической силе и прямом действии Конституции Российской

Федерации означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над

законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве

конкретных дел должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации,

если нормы отраслевого законодательства содержат изъятия из этого

принципа.[12]

Принцип равенства сторон перед законом означает, что и работник

(работники) и администрация в равной мере обязаны соблюдать трудовое

законодательство, подчиняться ему и воле юрисдикционного органа при

разрешении трудовых споров. Решение юрисдикционного органа обязательно для

сторон спора.

Принцип демократизма (участия представителей работников) при

разрешении трудовых споров выражается, во-первых, в том, что органы по

рассмотрению индивидуальных трудовых споров в организациях (комиссии по

трудовым спорам - КТС) формируются трудовым коллективом из его состава; во-

вторых, в участии профсоюзов как представителей работников на их стороне в

процессе разрешения трудовых споров; в-третьих, в органах по рассмотрению

коллективных споров (примирительные комиссии, трудовой арбитраж) участвуют

представители работников организации (трудового коллектива) или профсоюза.

В соответствии с ГПК РСФСР РФ (ст.ст. 42,44) представители профсоюзов могут

выступать свидетелями в защиту интересов работников. Они могут представлять

интересы работников в трудовом арбитраже, а также в органах, вышестоящих по

отношению к организации, с которой работник состоит или состоял в трудовых

отношениях.

Доступность обращения в органы по рассмотрению трудовых споров

обеспечивается созданием таких органов непосредственно в организациях

(например, КТС, примирительных комиссией), близостью расположения судов к

месту работы обращающегося туда работника.

Принцип обеспечения законности при разрешении трудовых споров

выражается в использовании юрисдикционными органами законов, иных

нормативных правовых актов и вынесении только на их основе решений по

спорам. Руководствоваться соображениями целесообразности

(нецелесообразности), иными соображениями и мотивами, кроме нормативной

правовой основы, юрисдикционные органы не вправе.

Принцип обеспечения гласности означает открытость заседаний всех

рассматривающих трудовые споры органов, возможность присутствия на них всех

желающих. Так называемые «закрытые» заседания возможны только, если при

разрешении трудового спора встает вопрос о сохранении государственной или

коммерческой тайны.

Принцип обеспечения объективности и полноты исследуемых материалов и

доказательств требует от юрисдикционных органов рассматривать дело

исключительно на основе всестороннего рассмотрения и в полном объеме всех

имеющихся материалов и доказательств, соотносить их только с

законодательством, не допускать субъективного подхода к делу и его

сторонам.

Принцип бесплатности прямо закреплен в законе. При подаче заявлений в

органы, рассматривающие трудовые споры непосредственно в организациях, в

другие органы по индивидуальным и коллективным трудовым спорам закон не

предусматривает какой-либо оплаты их услуг. При обращении с исковым

заявлением в суд по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений,

работники освобождаются от уплаты судебных расходов в доход государства

(ст.212 КЗоТ РФ). Члены профсоюза не платят за услуги, оказываемые

профсоюзами (службами правовой защиты, профсоюзными юридическими

консультациями и др.) при защите их трудовых прав и интересов в процессе

разрешения трудовых споров. Работники, не являющиеся членами профсоюза,

могут получить от них помощь на условиях, определяемых по договоренности

(как правило, такие услуги носят платный характер).

Принцип быстроты рассмотрения требует от органов, разрешающих трудовые

споры, соблюдения тех сжатых сроков, которые предусмотрены

законодательством для совершения всех действий, связанных с рассмотрением

таких дел (как правило, трудовой спор должен быть рассмотрен в течение 10

дней). Законом установлены и сроки обращения (подачи заявления) в

юрисдикционные органы. Пропуск сроков подачи заявлений по трудовым спорам

не лишает работников права искать защиты в юрисдикционных органах. Они

могут быть восстановлены этими органами (см. Ст.ст. 205 и 211 КЗоТ РФ).

Принцип обеспечения реального исполнения решений по трудовым спорам

реализуется с помощью закрепленного в законе специального механизма

принудительного воздействия на администрацию, если она добровольно не

выполняет решение по трудовому спору, а также привлечения виновных в том

руководителей, должностных лиц к ответственности. Принудительное исполнение

решений юрисдикционных органов обеспечивается выдачей ими особых

удостоверений и приведением их в исполнение с помощью судебных

исполнителей.

Ответственность должностных лиц за неисполнение решений органов,

рассматривающих трудовые споры, как принцип рассмотрения трудовых споров

проявляется в возможности привлечения виновных должностных лиц к различным

видам юридической ответственности (дисциплинарной, материальной,

административной).

Глава 2.

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в суде первой инстанции.

При рассмотрении трудовых дел в суде используется процедура,

предусмотренная Гражданским процессуальным кодексом РСФСР (ГПК РСФСР). Для

правильного применения норм Кодекса законов о труде РФ (КЗоТ РФ) необходимо

руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда РФ №16 от 22.12.92

(в редакции от 21.121993 г.) “О некоторых вопросах применения судами

Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров”; от

20.12.94 №10 “Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации

морального вреда”; от 31.10.95 №8 “О некоторых вопросах применения судами

Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия” и т.д. Особо

следует подчеркнуть роль Конституции Российской Федерации, нормы которой

имеют верховенство над всеми законами и подзаконными актами, в том числе

регулирующими трудовые отношения.

Опираясь на перечисленные документы, а также на дополнительную

литературу, попытаемся подробней осветить основной вопрос данной работы -

судебный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

(1. Общая характеристика индивидуальных трудовых споров. Территориальная

подсудность.

Под индивидуальными трудовыми спорами в трудовом праве традиционно

понимаются неурегулированные путем непосредственных переговоров разногласия

(конфликты) между администрацией и отдельным работником по вопросам

установления или изменения условий труда и их применения, перенесенные для

рассмотрения в специальные органы на основе специальных процедур. Т.е.

индивидуальные трудовые споры - это споры отдельных работников с

работодателем в лице его полномочных органов (администрации). Они вытекают

из индивидуальных отношений между работником и работодателем.

Следовательно, индивидуальные трудовые споры отличаются от иных споров

сторонами (конкретный работник и администрация) и предметом (индивидуальные

трудовые права и обязанности работника).

Индивидуальный трудовой спор возникает не сразу. Динамика его

возникновения сперва начинается с действия (или бездействия)

правообязанного субъекта трудового права по применению нормы трудового

законодательства. Второй ступенькой в этой динамике является различная

оценка сторонами указанного действия (или бездействия). Действия могут быть

правомерными (так считает одна сторона), а могут быть и неправомерными,

т.е. трудовым правонарушением (так считает другая сторона). Третья

ступенька - попытка сторон урегулировать самим при непосредственных

переговорах возникшие разногласия. И когда это не удается, то разногласия

переносятся на решение юрисдикционного органа - возникает трудовой спор.

Сторонами индивидуального трудового спора являются, с одной стороны,

лицо, работающее по трудовому договору (контракту) (работник), с другой -

администрация организации, с которой он состоит в трудовых отношениях, как

орган, применяющий законодательство о труде, выполняющий обязательства

перед работником по коллективному и трудовому договору (контракту).

В комиссиях по трудовым спорам и суде рассматриваются индивидуальные

трудовые споры вне зависимости от того, является ли работник штатным или

нештатным, временным, совместителем, вне зависимости от членства в

профсоюзе. Лицо, уже не работающее в организации, может обратиться за

разрешением трудового спора, если он возник из прежних его отношений с

организацией (в пределах установленного срока). Такое право принадлежит

также работникам, приглашенным на работу в порядке перевода из другой

организации, студентам вузов и техникумов, учащимся школ и производственно-

технических училищ, проходящим производственную практику в организации и

зачисленным по трудовому договору (контракту) на рабочие места.

Предметом индивидуального трудового спора являются права и законные

интересы работника, нарушенные, по его мнению, администрацией при

применении трудового законодательства, иных нормативных правовых актов о

труде, коллективного договора, соглашения, трудового договора (контракта),

т.е. при неисполнении или ненадлежащем исполнении названных актов. Это -

невыплата (задержка выплаты) заработной платы, выплата заработной платы не

в полном размере, лишение премий, других поощрительных выплат, льгот и

гарантий; нарушение режима работы, непредоставление ежегодного

оплачиваемого отпуска или его предоставление в размере меньшем, чем

установлено законодательством; другие нарушения прав работника. В таких

случаях заявление о рассмотрении трудового спора подается работником или, в

его интересах, от его имени профсоюзным органом (профкомом).

Предметом индивидуальных трудовых споров между администрацией и

работником может быть обязанность возмещения материального ущерба

организации неправомерным поведением работника. В таких случаях заявление

(иск) подается администрацией организации.

Таким образом, в зависимости от предмета, индивидуальные трудовые

споры различаются по существу, по элементам трудового правоотношения или по

кругу вопросов. По этому признаку выделяются такие подвиды индивидуальных

трудовых споров:

- споры по вопросам перевода на другую работу;

- споры об оплате труда;

- споры о гарантиях и компенсациях;

- споры по вопросам рабочего времени;

- споры по вопросам полагающегося отдыха;

- споры по вопросам дисциплины труда и дисциплинарных взысканий;

- споры по вопросам материальной ответственности работника за ущерб,

причиненный им организации;

- споры по вопросам охраны труда;

- споры по вопросам увольнения и др.

Что касается компетенции органов, рассматривающих индивидуальные

трудовые споры, - комиссий по трудовым спорам и судов, этот вопрос уже был

освещен ранее.[13]

Несколько слов о территориальной подсудности индивидуальных трудовых

споров. По общему правилу все заявления, вытекающие из разногласий в

области трудовых отношений, подаются в суд по месту нахождения или

жительства ответчика. Местом нахождения юридического лица в соответствии со

ст. 54 ГК РФ является место его регистрации, если в уставе предприятия не

установлено иное. Однако в соответствии со ст. 117 ГПК РСФСР иски к

юридическому лицу могут предъявляться и по месту нахождения органа или

имущества юридического лица. Местом жительства гражданина является место,

где он постоянно или преимущественно проживает, обычно оно определяется по

месту регистрации гражданина.

(2. Предъявление иска в суд. Подготовка дела к судебному разбирательству.

Большая часть индивидуальных трудовых споров поступает в суд по

инициативе (заявлению, иску) работника. Часть споров (только по одному

основанию - для возмещения работником материального ущерба организации)

становится предметом рассмотрения суда по инициативе (заявлению, иску)

администрации. Часть - по инициативе (по заявлению, иску) третьих лиц (т.е.

не являющихся сторонами суда) - прокуратуры, профсоюзов (по основанию

незаконности решения КТС).

При рассмотрении индивидуального трудового спора и процесса по этому

спору в суде его сторонами выступают работники и в отличие от КТС -

организация, а не ее администрация. Администрация в судебном

разбирательстве выступает в качестве представителя стороны. Даже если иск

заявлен прокуратурой или профессиональным союзом, они не становятся

сторонами спора. Представители прокуратуры и профессионального союза -

участники процесса.

Работник, возбудивший трудовой спор в суде, в соответствии с ГПК РСФСР

является истцом, а организация (представленная администрацией),

оспаривающая требования работника, - ответчиком, вне зависимости от того,

по чьей инициативе дело рассматривается в суде (то есть и в случае подачи

администрацией жалобы в суд на решение КТС). Организация выступает в

качестве истца по трудовому спору лишь в случае предъявления им иска о

возмещении работником материального ущерба этой организации.

В судопроизводстве по трудовым делам допускается участие не только

представителей сторон, но и представителей профессиональных союзов и

трудовых коллективов.

Работники, а также выступающие от их имени и в защиту их прав

профсоюзные органы при подаче заявлений в суд о разрешении индивидуальных

трудовых споров освобождаются от уплаты судебных расходов в доход

государства (государственной пошлины и других судебных расходов). Если иск

работника удовлетворен, то судебные расходы, в том числе государственная

пошлина, взыскиваются с ответчика. Когда истцом является организация (по

спорам о материальной ответственности работника), то судебные издержки

взыскиваются с нее.

Для реализации права на судебную защиту принципиальное значение имеют

сроки, в течение которых заинтересованная сторона вправе обратиться в суд.

Они зависят от предмета спора. Заявление о разрешении трудового спора

подается в районный (городской) народный суд в следующие сроки:

- как общее правило, - в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или

должен был узнать о нарушении своего права;

- по делам об увольнении - в месячный срок со дня вручения копии приказа

(распоряжения) администрации об увольнении либо со дня выдачи трудовой

книжки;

- в десятидневный срок со дня вручения копий решения КТС, если работник или

администрация обжалуют это решение;

- в течение года со дня обнаружения причиненного работником материального

ущерба организации по вопросам взыскания с работника этого ущерба.

Сам по себе факт пропуска указанных сроков не может служить основанием

для отказа суда в принятии заявления. Суд должен принять заявление, вынести

его на рассмотрение в судебное заседание, в котором и будут исследованы

причины пропуска срока для обращения в судебные органы. В случае, если суд

установит, что причины пропуска срока уважительны, он восстанавливает его и

рассматривает спор по существу. В противном случае он отказывает в

удовлетворении исковых требований.

Как правило, работнику легче доказать уважительность причин пропуска

установленных сроков, нежели работодателю. У работодателя практически не

может быть уважительных причин пропуска срока, за исключением форс-мажорных

обстоятельств. Работник же может указать в качестве уважительных причин и

болезнь, и обращение в другие органы, полномочные удовлетворить его

требования, и массу других подобных причин.[14]

Итак, перейдем непосредственно к процедуре предъявления иска в суд. По

общему правилу гражданин может обратиться в суд по достижении 18 лет.

Однако возбудить дело по трудовому спору вправе и несовершеннолетние в

возрасте от 14 лет, поскольку в соответствии с законодательством они могут

состоять в трудовых отношениях.

ГПК РСФСР устанавливает следующий процесс подачи иска в суд:[15]

“исковое заявление подается в суд в письменной форме, в нем должны быть

указаны:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является

юридическое лицо, его место нахождения, а также наименование

представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком

является юридическое лицо, его место нахождения;

4) обстоятельства, на которых истец основывает свое требование, и

доказательства, подтверждающие изложенные истцом обстоятельства;

5) требование истца;

6) цена иска, если иск подлежит оценке;

7) перечень прилагаемых к заявлению документов.

В качестве примера формы искового заявления предлагается исковое

заявление о взыскании заработной платы.[16]

Заявление подписывается истцом или его представителем. К исковому

заявлению, поданному представителем, должна быть приложена доверенность или

иной документ, удостоверяющий полномочия представителя. Исковое заявление

представляется в суд с копиями по числу ответчиков. Судья может, в

зависимости от сложности и характера дела, обязать истца представить копии

документов, приложенных к исковому заявлению.”

При принятии заявления по трудовому спору судья определяет его

подведомственность (подсудность) по предмету спора, территориальному

признаку. Судья единолично вправе отказать в приеме заявления в

случаях:[17]

1) если заявление не подлежит рассмотрению в судах;

2) если заинтересованным лицом, обратившимся в суд, не соблюден

установленный законом для данной категории дел порядок предварительного

внесудебного разрешения дела;

3) если имеется вступившее в законную силу, вынесенное по спору между теми

же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или

определение суда о принятии отказа истца от иска или об утверждении

мирового соглашения сторон;

4) если в производстве суда имеется дело по спору между теми же сторонами,

о том же предмете и по тем же основаниям;

5) если дело неподсудно данному суду;

6) если заявление подано недееспособным лицом;

7) если заявление от имени заинтересованного лица подано лицом, не имеющим

полномочий на ведение дела.

Перечень оснований, по которым может быть отказано в принятии

заявления, является исчерпывающим. Судья, отказывая в принятии заявления,

выносит об этом мотивированное определение. В определении судья обязан

указать, в какой орган следует обратиться заявителю, если дело

неподведомственно суду, либо как устранить обстоятельства, препятствующие

возникновению дела.

Определение судьи об отказе в принятии искового заявления вручается

заявителю одновременно с возвращением поданных им документов. На это

определение может быть подана частная жалоба или принесен частный протест.

Другими словами, эти определения могут быть обжалованы в кассационном

порядке путем подачи частной жалобы лицом, которому отказано в принятии

заявления, или посредством принесения частного протеста соответствующим

прокурором. При оставлении определения об отказе в принятии заявления без

изменения в кассационной инстанции оно может быть обжаловано в надзорном

порядке.

После принятия заявления судья производит подготовку дела к судебному

разбирательству. Точное и неуклонное соблюдение требований закона о

проведении надлежащей подготовки дела к судебному разбирательству является

одним из основных условий правильного и своевременного его разрешения. Как

правило, суды Российской Федерации приступают к судебному разбирательству

только после того, как выполнены все необходимые действия, предусмотренные

гл. 14 ГПК РСФСР. Вместе с тем в целом ряде случаев подготовка дела к

судебному разбирательству не проводится либо носит формальный характер. Это

приводит к отложению судебного разбирательства, волоките, а нередко и к

вынесению необоснованных решений.

ГПК РСФСР формулирует задачи подготовки дела к судебному

разбирательству следующим образом:[18]

1. уточнение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения

дела;

2. определение правоотношений сторон и закона, которым следует

руководствоваться;

3. разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле;

4. определение доказательств, которые каждая сторона должна представить в

обоснование своих утверждений.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству судья производит

следующие действия[19]:

1. опрашивает истца по существу заявленных им требований, выясняет у него

возможные со стороны ответчика возражения, предлагает, если это

необходимо, представить дополнительные доказательства, разъясняет истцу

его процессуальные права и обязанности;

2. в необходимых случаях вызывает ответчика, опрашивает его по

обстоятельствам дела, выясняет, какие имеются возражения против иска и

какими доказательствами эти возражения могут быть подтверждены, по особо

сложным делам предлагает ответчику представить письменные объяснения по

делу, разъясняет ответчику его процессуальные права и обязанности;

3. разрешает вопрос о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих

лиц, а также решает вопрос о замене ненадлежащей стороны;

4. разъясняет сторонам их право обратиться за разрешением спора в

третейский суд и последствия такого действия;

5. извещает о времени и месте разбирательства дела заинтересованных в его

исходе граждан или организаций, не привлекаемых к участию в процессе;

6. разрешает вопрос о вызове свидетелей в судебное заседание;

7. назначает экспертизу, экспертов для ее проведения;

8. по просьбе сторон истребует от граждан или организаций письменные и

вещественные доказательства;

9. в случаях, не терпящих отлагательства, производит с извещением лиц,

участвующих в деле, осмотр на месте письменных и вещественных

доказательств;

10. направляет судебные поручения;

11. разрешает вопрос об обеспечении иска;

12. совершает иные необходимые процессуальные действия.

При подготовке к судебному разбирательству дела о восстановлении на

работе суд выясняет и вопрос о необходимости привлечения к участию в деле

должностного лица, виновного в увольнении или переводе работника с явным

нарушением закона, для возложения на него материальной ответственности за

ущерб, вызванный таким увольнением или переводом. Под явным нарушением

закона следует понимать:[20]

1. увольнение без согласия профсоюзного органа, когда оно требуется;

2. увольнение по основаниям, не предусмотренным законом;

3. увольнение беременных женщин, кормящих матерей и женщин, имеющих детей в

возрасте до трех лет, если администрации были известны эти

обстоятельства;

4. увольнение лиц моложе 18 лет без согласия районной (городской) комиссии

по делам несовершеннолетних;

5. увольнение народного депутата без согласия соответствующего органа

власти;

6. увольнение члена совета трудового коллектива (СТК) без согласия СТК;

7. увольнение или перевод не освобожденных от производственной работы

председателей, а также профорганизаторов, увольнение членов профсоюзных

комитетов без согласия вышестоящего профсоюзного органа;

8. перевод на другую постоянную работу без согласия работника.

Также в процессе подготовки дела к судебному разбирательству судья

направляет либо вручает ответчику копии искового заявления и приложенных к

нему документов, обосновывающих требования истца, и предлагает представить

в установленный им срок доказательства в обоснование своих возражений.

Непредставление ответчиком письменных объяснений и доказательств в случае

его неявки в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела по

имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии со ст. 142 ГПК РСФСР судья обязан вынести определение о

подготовке дела к судебному разбирательству с указанием конкретных

действий, которые следует произвести. Такое определение должно быть

вынесено и в случае, если возникает необходимость в дополнительных

действиях по подготовке дела к судебному разбирательству после отмены ранее

состоявшегося судебного решения и направления дела на новое рассмотрение

либо о приостановлении или прекращении производства по делу.[21] Итак,

признав дело подготовленным, судья выносит определение о назначении его к

разбирательству в судебном заседании и извещает стороны и других участников

процесса о времени и месте рассмотрения дела.

(4. Рассмотрение дела.

Дела по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений,

рассматриваются судом первой инстанции, если стороны находятся в одном

городе или районе, не позднее 10 дней, а в других случаях - не позднее 20

дней со дня окончания подготовки дела к разбирательству.[22]

Процессуальные действия совершаются в сроки, установленные законом. В

тех случаях, когда процессуальные сроки не установлены законом, они

назначаются судом. Сроки для совершения процессуальных действий

определяются точной календарной датой, указанием на событие, которое

обязательно должно наступить, или периодом времени. В последнем случае

действие может быть совершено в течение всего периода.

Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или

днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления

события, которыми определено его начало. Срок, исчисляемый годами, истекает

в соответствующие месяц и число последнего года срока. Срок, исчисляемый

месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.

Если конец срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, который

соответствующего числа не имеет, то срок истекает в последний день этого

месяца. В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день,

днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Процессуальное действие, для совершения которого установлен срок,

может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Если

жалоба, документы либо денежные суммы были сданы на почту или на телеграф

до двадцати четырех часов последнего дня срока, то срок не считается

пропущенным.

Право на совершение процессуальных действий погашается с истечением

установленного законом или назначенного судом срока. Жалобы и документы,

поданные по истечении процессуальных сроков, оставляются без рассмотрения.

Течение всех неистекших процессуальных сроков приостанавливается с

приостановлением производства по делу. Приостановление сроков начинается со

времени возникновения обстоятельств, послуживших основанием для

приостановления производства. Со дня возобновления производства течение

процессуальных сроков продолжается.

Назначенные судом сроки могут быть продлены судом. Лицам, пропустившим

установленный законом срок по причинам, признанным судом уважительными,

пропущенный срок может быть восстановлен. Заявление о восстановлении

пропущенного срока подается в суд, в котором надлежало совершить

процессуальное действие, и рассматривается в судебном заседании. Лица,

участвующие в деле, извещаются о времени и месте заседания, однако их

неявка не является препятствием для разрешения поставленного перед судом

вопроса.

Одновременно с подачей заявления о восстановлении срока должно быть

совершено процессуальное действие (подана жалоба, представлены документы и

т.п.), в отношении которого пропущен срок. На определение суда об отказе в

восстановлении пропущенного процессуального срока может быть подана частная

жалоба или принесен протест.

За исключением дел о восстановлении на работе, судья рассматривает

дела, возникающие из трудовых правоотношений единолично[23]. Однако и дела

о восстановлении могут быть рассмотрены судьей единолично, если лица,

участвующие в деле, не возражают против этого. Коллегиальные дела данного

вида рассматриваются тогда, когда кто-либо из лиц, участвующих в деле до

начала рассмотрения дела по существу, возразит против единоличного порядка

рассмотрения.

Возражения против единоличного рассмотрения дела должны поступить до

начала рассмотрения его по существу; если они не поступили к этому моменту,

судья рассматривает дело о восстановлении на работе единолично.[24]

О том, что стороны не возражают рассматривать такие дела без участия

народных заседателей, единолично судьей, как правило, делается отметка в

начале протокола судебного заседания, при этом стороны под ней

подписываются. В случае, когда лицами, участвующими в деле, дано согласие

на его единоличное рассмотрение судьей, последовавшие в этом же судебном

заседании ходатайства указанных лиц о коллегиальном рассмотрении дела не

могут быть удовлетворены.

При отложении разбирательства дела новое его разбирательство

начинается сначала, в связи с чем наличие согласия и возражения против

единоличного рассмотрения дела подлежит выяснению вновь. Другими словами, в

начале каждого судебного разбирательства по делам о восстановлении на

работе работник и работодатель вправе потребовать коллегиального

рассмотрения дела (даже того, которое в предыдущем судебном заседании с их

согласия рассматривалось судьей единолично без участия народных

заседателей).[25]

В делах о восстановлении на работе, как правило, принимает участие

прокурор.

Далее поговорим о предмете и бремени доказывания в трудовых спорах.

Под предметом доказывания в теории гражданского процесса традиционно

понимается “совокупность различных по своему материально-правовому и

процессуальному значению фактов (материально-правового характера,

доказательственных фактов и фактов, имеющих исключительно процессуальное

значение), установление которых необходимо для вынесения судом законного и

обоснованного решения”[26].

Применительно к рассмотрению трудовых споров это означает совокупность

юридически значимых фактов, имеющих существенное значение для правильного

разрешения спора, которые каждая из сторон обосновывает или опровергает

представлением соответствующих доказательств, с тем чтобы органы по

рассмотрению трудовых споров на основании исследования представленных

сторонами доказательств вынесли законное и обоснованное решение.

Доказательства устанавливаются следующими средствами: объяснениями

сторон и третьих лиц, показаниями свидетелей, письменными доказательствами,

вещественными доказательствами и заключениями экспертов.

Бремя доказывания, т.е. обязанность по предоставлению тех или иных

доказательств, лежит на сторонах спора. Данное положение подтверждается

ст.50 ГПК РСФСР. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на

которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в

деле. Если представленных доказательств недостаточно, суд предлагает

сторонам и другим лицам, участвующим в деле, представить дополнительные

доказательства или собирает их по своей инициативе.

По делам о восстановлении на работе на администрацию предприятия,

учреждения, организации возлагается основная обязанность по доказыванию.

Такое распределение вызвано тем, что все доказательства, как правило,

находятся у администрации и работник часто просто лишен возможности

предоставить их. Ведь именно у администрации, выступившей инициатором

увольнения, хранятся докладные записки, объяснения работников, табели,

графики работы. Однако работник должен доказывать факты, на которые

ссылается.

По каждому делу судья определяет круг доказательств, исходя из

характера предъявленных требований. Однако по каждой категории дел о

восстановлении на работе существует установленных круг доказательств,

которые необходимо собрать в порядке подготовки дела к судебному

разбирательству.

С целью полнее раскрыть вопрос о бремени доказывания и основных видах

доказательств вашему вниманию предлагается его рассмотрение применительно к

отдельным категориям трудовых споров.

По делам о восстановлении на работе лица, уволенного по инициативе

администрации, надлежит собрать следующие доказательства:[27]

- копии приказов о принятии на работу, перемещениях, переводах и об

увольнениях с работы;

- протокол заседания и постановление профсоюзного комитета и согласии на

уволнение;

- справка о среднемесячном заработке истца;

- справка об окладе должностного лица, если оно привлекается в качестве

третьего лица;

- иные доказательства в зависимости от оснований увольнения.

Примером по данной категории дел может послужить случай признания

незаконным увольнения работника по основанию, предусмотренному п.6 ст.29

КЗоТ РФ[28]. Данное дело служит также наглядным примером того, что решение,

принятое судом первой инстанции, не всегда является верным, и указывает

пути его пересмотра. Как видно из содержания извлечения по делу, суд первой

инстанции (Ейский городской народный суд Краснодарского края) в

восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного

прогула отказал. Судебная коллегия по гражданским делам и президиум

Краснодарского краевого суда решение оставили без изменения. Заместитель

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ