Социально-культурный сервис и туризм (ГОСы 2003г.)
рейсу: регистрация пассажиров и багажа, ожидание рейса, сопровождение к
авиалайнеру, охрана, а также и главная услуга – полет. По завершению полета
следует высадка пассажиров, получение багажа, трансфер в дестинацию.
Услуги в салоне самолета в полете включают номинальные, включенные в
стоимость авиабилеты и дополнительные.
Обслуживание соответствует классу салона.
Услуги на борту:
регистрация и проверка перед посадкой (до и после регистрации производится
таможенный контроль, проверка ручной клади и личных вещей, затем ,для
международных рейсов, пограничный контроль – проверка паспортов и виз
сопровождение – обслуживающий персонал
инструктаж и информация, издания – (информация о полете, его
продолжительность и условия, маршрут следования, возможности или запрет
курения, расположение туалетов, распорядок питания, правила пользования
спасательными жилетами, порядок экстренной эвакуации, погодные условия в
пункте назначения)
питание
магазин – филиал магазина duty free на борту
радио, телевидение - классные самолеты радиофицированы и оборудованы
телевидением
связь – специальная телефонная связь
компьютер – предусматривается бортовая сеть питания для подключения
портативного компьютера
туалет
одеяла – на длительных ночных рейсах
разминка – рекомендации описываются в бортовом журнале
экстремальные условия – аварийные выходы, снабженные надувными трапами,
спасательные надувные жилеты, надувная спасательная лодка, гигиенические
пакеты, индивидуальные кислородные аппараты).
Услуги наземных служб:
трансфер
размещение
питание
прокат автомобиля
экскурсии
Альянсы:
“British Airlines Alliance” – 5 авиакомпаний.
“United Lufthansa Alliance” – 4.
“Air France Alliance” – 4.
“Eagle Alliance” – 5.
“Delta Alliance” – 3.
“Iberia Alliance” – 4.
Организация воздушных перевозок сложна, требует привлечение значительного
финансирования и капитальных вложений для приобретения, содержания и
обслуживания воздушных судов, систем полетного и наземного обеспечения,
аэродромного хозяйства, ремонтной базы, системы агентств по реализации
авиабилетов, автоматизированных систем бронирования и др. Этой
деятельностью занимаются крупные компании и консорциумы. Часто основные
перевозчики являются национальными компаниями или компаниями, в которых
основной долей акций владеет государство. Крупная национальная
авиакомпания, совершающая авиарейсы по стране и за рубеж – major airline.
Авиакомпания, действующая внутри определенного региона одной страны или
региона, объединяющего несколько небольших стран – regional airline.
В доперестроечный период в СССР была лишь одна государственная
авиакомпания «Аэрофлот», в начальный период реформ «Аэрофлот» распался на
тысячи мелких предприятия и в России образовалось до 500 воздушных
перевозчиков, значительная часть которых не выдержала конкуренции. Сегодня
на рынке услуг воздушной перевозки функционируют лишь два десятка
российских региональных перевозчиков, способных содержать парк современных
воздушных лайнеров.
На рынке международных авиаперевозок работают несколько крупных
авиационных консорциумов, объединяющих мощности и капиталы различных
национальных компаний. Все компании ведут конкурентную борьбу за пассажира,
разрабатывают разнообразные привлекательные программы обслуживания,
множественные льготные тарифы, клубные программы. Огромное внимание
уделяется безопасности и комфортности полетов.
Airbus Industry – крупнейший европейский авиационный консорциум,
созданный в декабре 1970 г., в который входят французские немецкие,
английские, испанские компании.
«Аэрофлот – российские международные авиалинии» – одно из крупнейших
российских авиапредприятий. Выполняет 68% пассажирских перевозок в России.
Боинг – крупнейшая в мире авиастроительная компания (США).
Delta Airlines (США).
FINNAIR – финская авиакомпания.
Трансаэро – первая в России негосударственная авиакомпания
Автотранспорт
Преимущества: -транспорт всеобщего применения (трансферы, экскурсии,
внутримаршрутные перевозки автобусами, аренда малолитражных автомобилей
туристами для личного пользования на отдыхе), экономический вид транспорта,
доступный широким слоям населения, сезонность при организации туров не
играет такой большой роли, как в других поездках
Железнодорожный транспорт - главный конкурент автобусов в групповых
перевозках.
Преимущества:- более низкие тарифы, разветвленная система скидок,
проездных билетов и т.п., позволяющих путешествовать по значительно низким
ценам
Водный транспорт (речной, морской).
Преимущества: высокий уровень комфорта, большой объем единовременной
загрузки, возможности реализации различных видов и целей туризма
(познавательный, бизнес-туризм, учебный, шоп-туризм и др.), полноценный
отдых, полный комплекс жизнеобеспечения.
Недостатки: невысокая скорость передвижения транспортных средств, высокие
тарифы, ограничение мобильности, подверженность некоторых людей «морской
болезни»
35. Морские и речные перевозки в индустрии гостеприимства.
Современные средства морских пассажирских перевозок
Средства морских перевозок можно классифицировать следующим образом:
> Пассажирские лайнеры регулярных линий каботажного плавания – в пределах
прибрежных территориальных вод государства
> Пассажирские лайнеры регулярных линий международных рейсов между портами
различных государств или между портами одного государства
> Пассажирские лайнеры регулярных трансокеанских линий
> Круизные суда, совершающие 5-15-дневные и более продолжительные рейсы с
заходом в несколько портов различных государств и с кратковременной (1-2
дня) стоянкой
> Паромы, совершающие регулярные грузопассажирские перевозки
> Суда для перевозки специальных категорий пассажиров (паломников). Их
оборудование и эксплуатация регулируются специальными требованиями
> Высокоскоростные суда для пассажирских паромных перевозок – на воздушной
подушке, катамараны, суда на подводных крыльях
> Парусные суда, в том числе учебные и экскурсионные; яхты (парусные,
парусно-моторные и др. типов)
> Круизеры и моторные лодки всех типов
> Специальные экскурсионные суда, в том числе с прозрачным дном, и
туристские подводные лодки
> Морские плавучие отели (ботели).
Линейные перевозки
Исходя из наличия платежеспособного спроса на пассажирские перевозки
судоходные компании на наиболее оживленных трассах организуют регулярные
рейсы морских пассажирских судов между портами в различных морских
бассейнах. Регулярные морские перевозки осуществляются:
-между портами, расположенными на берегах одного континента в случаях,
если нет наземных путей сообщения или таковые не эффективны
-для сообщения между портами территорий, разделенных водными
пространствами, при отсутствии наземных (подземных) путей сообщения и при
условиях невозможности или нерациональности использования воздушных средств
сообщения (для островных государств, государств архипелагов и др)
Услугами линейных перевозок пользуются индивидуальные путешественники,
например, следующие в путешествие с личными автомобилями, лица, следующие с
большим количеством багажа, значительно реже туристские группы. Следуя цели
перевозки, а не организации отдыха, на этих судах значительно реже
уделяется внимание развлекательности путешествия, хотя такие программы
могут иметь место.
Суда линейных перевозок следуют по сезонному расписанию, билеты
бронируются и продаются заранее. В настоящее время большая часть пассажиро-
и грузопотоков на таких маршрутах приходится на паромные перевозки.
Грузовые перевозки превышают пассажирские. Любое грузовое судно может
перевозить до 12 пассажиров, не включенных в судовую роль. Такого рода
услуги предлагаются в любом порту и удобны для определенной категории
путешественников (когда регулярное пассажирское сообщение в порт назначения
отсутствует). В данном случае комфорт меньший и развлечения отсутствуют, но
стоимость адекватно снижается.
Круизный туризм
Индустрия круизов вошла в полную силу на туристском рынке в начале 70-х
годов и продолжает развиваться в настоящее время.
Маршруты круизов проходят по всем возможным приморским местам. Существуют
круизы, которые подойдут любым запросам, практически с любой
продолжительностью путешествия.
Круизные корабли имеют самые большие накладные расходы в индустрии
туризма. Чтобы покрыть расходы, круизы должны достигать 80-90% заполнения
корабля.
Разработка круизного маршрута включает в себя след. этапы:
1) Изучение спроса (маркет. исслед.). На этом этапе необходимо определить
потребительский сегмент.
2) Планирование тура. Это ресурсно-техническое планирование, поиск
партнёров, определение маршрута.
3) Определение партнёра (Прим. Кр. Судовое пароходство «Русь»).
4) Заключение договора с партнёрами - заключение специального договора –
фрахт-контракта между туроператором и владельцем судна. Приложения к
договору: - расписание движения судна, которое будет зависеть от
правильно составленного маршрута и очередности захода в порт для
посещения достопримечательностей, экскурс. объектов; план-карта судна –
практически паспорт любого судна, которое определяет общее количество
мест, расположение и комфортабельность кают на судне (душ, ванна, наличие
санузла, раковины). Основной документ, по которому производят расчеты
итогового коэффициента комфортности.
Все маршруты круизов предлагают гибкие цены, скидки. Цену круиза
устанавливают 4 основных фактора: продолжительность круиза, сезон,
расположение и размер каюты, тип корабля.
Туристы размещаются в каютах:
люкс
полулюкс
одноместных
двухместных и т.д.
Важными факторами комфорта являются:
> количество мест в каюте (вместимость)
> расположение мест (1-2-х ярусные)
> размещение кают по длине судна (нос, середина, корма) и по высоте судна
(надстройка, корпус, главная палуба)
> кубатура, площадь, форма каюты
> вид освещения (искусственное, естественное)
> санитарные условия (умывальник, душ, туалет – где расположены)
> расчет платы за аренду
> договоры с поставщиками (принимающее бюро, страхование0
> составление программы обслуживания – особое внимание (каждая минута
должна быть заполнена, учесть технологические особенности – подбор и
разработка путевой и экскурсионной информации)
> подбор, подготовка дирекции круиза
5) Расчёт плата за аренду судна.
6) Договора с поставщиками услуг (торговые компании, страховые компании).
7) Договора с партнёрами, которые обеспечивают береговое обслуживание.
8) Информационно-методическое обеспечение (составление программы круизного
тура, мероприятия на судне).
9) Расчёт стоимости тур. путёвок.
Каналы распространения: раньше билеты на круизы продавали круизные
компании. Сейчас около 95% пассажиров бронируют круиз через туристические
агентства.
Круиз – уникальный продукт, который сочетает транспортировку и программу.
Программа круиза содержит 4 главных элемента:
-еда, деятельность, спорт и т. д.; развлечения; время на берегу.
Важная особенность круизных судов – большое количество обслуживающего
персонала. На многих судах приходится один служащий на двух пассажиров,
т.е. соотношение Ѕ. Две основные категории служащих на борту – команда
корабля, отвечающая за действия корабля, и персонал отеля – их обязанности
похожи на обязанности персонала курортного отеля. Также имеется директор
круиза, который организует и контролирует общественные мероприятия и отдых
пассажиров. Каждый корабль, если на борту больше 12 пассажиров, должен
иметь доктора.
Круизное судно служит местом отдыха и развлечения пассажиров. Для них
предусмотрено огромное количество палубных пространств для отдыха, фитнес-
центры, салоны, библиотеки, игровые залы, рестораны, бары, плавательные
бассейны, концертные площадки, дискотеки, все, вплоть до игры в гольф. А
также предусмотрены детские игровые комнаты, пошивочные, различные салоны,
магазина duty-free, специальные бюро, где пассажиры могут обменять валюту,
заказать такси, экскурсию, получить кредитную карту для обслуживания на
судне.
Круизные пассажиры туристами не считаются. Они пользуются возможностью
статуса транзитных посетителей и без визы находятся на берегу не более 72
часов.
Услуги наземного обслуживания:
> -обзорные автобусные экскурсии по туристским центрам
> автобусные экскурсии по побережью и во внутренние районы
> местные водные экскурсии вдоль побережья
> траснфер в аэропорт или к терминалу другого средства передвижения
> бронирование проката автомашин
> заказ билетов на различные мероприятия
Круизное дело регулируется специальными региональными и международными
соглашениями и конвенциями. Созданы международные ассоциации, регулирующие
организацию круизов и агентской сети по реализации круизных туров.
Международными нормами и корпоративными соглашениями регламентируются общие
принципы и требования к оснащению судов, методологии, стандарты
обслуживания, нормы безопасности.
Перспективы развития
По оценкам ВТО, круизы – один из самых бурно развивающихся и
перспективных видов туризма. За последнее десятилетие в мире темпы роста
числа круизных путешественников почти в два раза превысили прирост
«наземного» турпотока. Если в начале 80-х годов морские вояжи предпочитали
около 1,5 млн. туристов в год, то в 1999 в них приняли участие 8,7 млн.
человек. Предполагается, что к концу 2010 г. спрос на круизы превысит 12
млн. человек.
В РФ реки – Волга, Кама, Лена. Наиболее популярны круизы по Волге.
36. Индустрия развлечений: понятие, специфика.
Развлекаясь, человек (или группа людей) удовлетворяет свои духовные
потребности, оценивает собственную личность. Процессы развлечения
осуществляются как в естественной, так и в искусственно созданной
обстановке.
Социальная направленность индустрии развлечений – служит формированию
новых личных и общественных потребностей, а также проявлению и развитию
потребностей при сложившихся предпосылках.
Индустрия развлечений, решая многогранные задачи:
* воспитания
* формирования оптимистичного настроения
* образования
* отдыха
* развития культуры человека, формирует и развивает личность.
К индустрии развлечений относятся предприятия, чья основная деятельность
связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях – цирки,
зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, кинотеатры, спорт залы,
библиотеки, предприятия туризма, включая средства размещения туристов, зоны
отдыха, исторические достопримечательности и др. Отрасли промышленности,
выпускающие соответствующее оборудование или инвентарь, также входят в
индустрию развлечений.
Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относительно
обособленное звено экономической системы, привлекая значительные
материальные, финансовые, трудовые ресурсы. В этом плане предприятия
индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями,
системами управления, результатом деятельности, организацией труда
персонала.
К основным характеристикам процесса развлечения следует отнести:
добровольный выбор вида развлечений человеком; предварительную
подготовленность личности к потреблению развлечений; частую смену
развлечений; неограниченный перечень видов развлечений, комбинирование
развлечений с другими занятиями (например, отдых плюс развлечение, спорт и
развлечение, развлечение и образование и пр.); периодичность потребления
развлечения (приуроченных к жизненному циклу человека, годовому,
недельному, суточному).
Целесообразно различать массовые развлечения и развлечения
индивидуального порядка. Развлечения могут организовываться специально или
возникать стихийно.
К числу важнейших современных задач изучения индустрии развлечений
относятся следующие.
1. Исходя из важного места развлечений в формировании личностных
особенностей в изучении нуждаются закономерности и тенденции развития
индустрии развлечений. Создание адекватных моделей индустрии развлечений
будет способствовать более эффективному управлению соответствующими
процессами, повышению действенности социальной политики.
2. Индустрия развлечений ряда стран превращена в выгодную сферу вложения
капитала с коротким периодом окупаемости. Развитая конкурентоспособная сеть
предприятий обеспечивает человеку обширный добровольный выбор конкретной
формы и способа развлечения. При этом важно видеть разницу между
подстройкой индустрии развлечений к потребностям человека, «мягким»
управлением потребления и корыстным манипулированием сознанием людей
вследствие предложения им означенного комплекса развлечений.
3. Современная жизнь характеризуется ускоренным ритмом, нагнетанием
душевных стрессов, эмоциональной неуравновешенностью людей. Уход от
действительности, расслабление человека являются важными ценностными
ориентациями индустрии развлечений
4. Независимо от того, развлекается человек один или в компании,
развлечение выступает индивидуальным благом. Кроме того, сегодня
значительную часть развлечений человек получает дома, в узком кругу. В
этой связи целенаправленное развитие индустрии развлечений должно быть
«запрограммировано» на преодоление и компенсацию негативных последствий
разобщенности людей.
5. Спрос на деят. индустрии развлечений зависит от величины и форм
использ. свободного времени. Важным фактором явл. т.ж. доход населения.
Особое место в мировой индустрии развлечений занимают тематические
парки. В последнее время они составили серьёзную конкуренцию традиционным
дестинациям с большим количеством историко-культурных
достопримечательностей.
Идея тематических парков зародилась в Европе и была реализована в виде
парков удовольствия, которые существовали вомногих европейских столицах в
конце 19 в. Современная модель тематических парков также впервые появилась
в Европе, хотя обычно её создателем считается Уолт Дисне. Подлинный расцвет
они переживают в США, а затем получают распространение вов всём мире.
Первый тематический парк, появился в США в сер. 50-х годов, в то
время, когда традиционные парки досуга переживали упадок.
Большинство тематических парков были построены среди зелёных полей.
Земля здесь дешевле, чем в городе, поэтому многие тематические парки
занимают большие площади. Им не приходится ничего сносить, чтобы возвести
аттракционы, которые часто поражают своими размерами и красочностью
оформления. Среди главных секретов успеха тематических парков следует
особо выделить использование высоких технологий: компьютерные системы
контроля за светозвуковыми и мультипликационными эффектами, благодаря
которым посетители испытывают острые ощущения и получают особенно яркие
впечатления.
Благодаря систематич. обновлению аттракционов и развлекательных
программ тематические парки формируют постоянную клиентуру и поддерживают
широкие туристские потоки.
Совершенствование действующих и открытие новых аттракционов, не говоря
уже о строительстве тематическиз парков, требуют крупных инвестиций.
Высокая конкурентоспособность тематических парков достигается в
результате грамотной ценовой политики. В них введены единые входные билеты,
в стоимость которых включен пакет услуг – посещение парка, питание,
проживание. Доходы тематических парков складываются от продажи билетов
(основная статья – 70% всех поступлений), питания, реализации сувенирной
продукции и игрушек. В парках продаётся огромное количество сувениров, как
правило, с символикой парка.
В настоящее время только в США насчитывается более 600 тематических
парков. Столицей «Страны грёз» стала Флорида. В этом штате размещаются
лучшие тематические парки не только Америки, но и всего мира: «Дисней
Уорлд», и «Юниверсал Стьюдиос».
В Европе построено около 2 десятков крупных тематических парков, не
считая многочисленных аквапарков: «ЕвроДиснейленд». Большой популярностью у
туристов пользуются т.ж. тем. парки Германии, Дании, Нидерландов.
Инфраструктура театров
Театральное здание с необходимым оборудованием, актерами и обслуживающим
персоналом создает общие условия театрального зрелища.
Театральное здание композиционно представляется двумя основными частями:
зрительской и демонстрационной.
Зрительская часть состоит из вестибюлей, гардеробной, фойе, буфетов,
туалетных и курительных помещений. Функциональной особенностью этой группы
помещений являются значительные объемы для обслуживания большого числа
зрителей за относительно короткий промежуток времени.
Демонстрационный комплекс включает зал, сцену, а также сценические
помещения. Помещения для ожидания выхода на сцену, артистические уборные,
репетиционные помещения, склады относятся к помещениям, обслуживающим
сцену. Имеются также мастерские(декорации, костюмы).
Системы организации театрального пространства различны. Зрители могут
располагаться с трех сторон сценической площадки или полностью окружать
сцену. В мировой практике получила распространение портальная (глубинная)
сцена. Примерами нетрадиционных типов сцен служат кольцевая, трехсторонняя,
центральная.
Постановки музыкальных, музыкильно - драматических, драматических
спектаклей предъявляют специфические требования к сцене и ее оборудованию,
залу, ориентации акустических свойств зала. Музыкальные спектакли нуждаются
в больших сценах, больших сценических помещениях. Акустика зала
ориентирована на восприятие певческих голосов, звуков музыкальных
инструментов. Театральное действие требует оборудования сцены вращающимся
кругом, ориентации акустики на восприятие разговорной речи, меньшей сцены,
оркестрового помещения. Разнообразию театральных зрелищ соответствуют
множество театральных зданий.
От размеров игровой площадки зависит восприятие спектакля (обычно 10 м.
по глубине, 14 м. по ширине), а в пространственном отношении – форма
зрительного зала. Помещение оркестра располагается перед сценой.
Оборудование сцены – разнообразно, зачастую уникально.
Для зрителей важна видимость, слышимость происходящего на сцене, интерьер
и комфорт зала.
Параметр видимости связан с удалением от сцены. Зритель должен видеть
мимику актера, что соответствует комфортным условиям видимости не более 27
- 30 м. Также учитывается форма зала. Соблюдение этого параметра
ограничивает вместимость зала.
Для оценки акустических свойств театрального зала используется показатель
времени реверберации.
Тип зрительного зала (ярусный, амфитеатральный), расположение кресел,
проходов подчиняются задаче установления контакта зрителей с актером,
обеспечения видимости и слышимости, а также требованиям противопожарной
защиты.
Инфраструктура многоцелевых залов
Динамизм культурной и социальной жизни требует организации разнообразных
зрелищ и строительства зданий общественного значения. Сооружение
многоцелевых залов ведет к экономии территории за счет более интенсивной
эксплуатации универсального объекта.
В залах происходит сочетание зрелищной функции с общественной и
спортивной. Возникают такие типы залов, как концертно-общественные,
танцевально-концертные, банкетно-концертные, зрелищно-спотривные и пр.
Вместимость залов различна и колеблется от100 до десятков тысяч человек.
Обычно большая вместимость характерна для залов со спортивной функцией.
Вокруг залов группируются фойе, гардеробы и закусочные для посетителей.
К зданию примыкает ресторан.
По сравнению с театральными зданиями в универсальных залах требуется
более значительная трансформация сцены и зрительного зала, что
обеспечивается соответствующими конструкциями и композиционными приемами
зала (подвижные потолки, перегородки и т.д.).
К основ. тенден. развития многоцелевых залов относятся: формирование
зрелищ. центров, состоящих из различных по назначению залов; слияние
многоцелевых залов с учрежд. досугового профиля; формирование центров
проведения престижных мероприятий на базе универсальных залов;
совершенствование универсальных планировочных решений многоцелевых залов.
Клубная деятельность
Клуб создается с целью развития социальной активности своих членов, их
творческих начал, просвещения и повышения культурного уровня. Посетители
клуба вместе отдыхают, развлекаются. Для клубного сообщества характерны
инициативность, самодеятельность, общественное мнение и сознание. Клуб
выступает центром досуга.
Клуб управляется руководителями и специалистами. Персонал обладает
педагогическими знаниями, ориентируется в различных видах искусства.
Клубная деятельность всегда носит многофункциональный характер.
Различают комплексные и специализированные клубы.
Комплексные клубы предназначены для организации общения люлей, обладающих
обширным спектром интересов. Просветительская деятельность таких клубов,
развитие творчества, обеспечение культурного отдыха и развлечений должны
учитывать интересы неоднородного состава посетителей.
Специализированные клубы ориентированы на контингент посетителей с более
узкой вариацией интересов. Это могут быть люди одной профессии, социальной
группы, возраста и пр. Носят характер специализации. В некоторых случаях
клубная деятельность может совмещаться с организацией бытового обслуживания
населения.
Клубные сооружения должны быть ориентированы на осуществление
разнообразных видов досуговой деятельности. Типичный состав помещений клуба
включает зрительский комплекс, демонстрационный и клубный комплексы,
административно – хозяйственные и технические помещения.
В небольших населенных пунктах, как правило, создаются комплексные клубы.
Формирование клубной общности проходит несколько стадий – Становление,
развитие, затем «отмирание». Интерес представляет определение периода
существования клубного движения.
37. История международного туризма.
Люди путешествовали всегда. Вокруг стойбища своего племени, в дальние
леса, по морям и рекам. Античные путешественники прокладывали дороги в
Северную Европу, в Британию, в Египет, сочиняя об этом мифы и легенды.
Великие географические открытия принадлежат отважным путешественникам:
Васко да Гама, Колумбу, Куку, Магеллану и многим другим. Но это не был
туризм в современном его понимании, это не было туристской индустрией,
отраслью обслуживания, занимающейся организацией путешествий и
обслуживанием туристов.
Традиции массового туризма и путешествий начали зарождаться ещё в 18 в.
Поездки на воды частных лиц с осмотром местных достопримечательностей, на
морские побережья, в знаменитые столицы мира – всё это и есть корни
современного туризма. Однако в те давние времена туристы путешествовали
самостоятельно, без помощи каких-либо организаций и фирм.
Со второй половины XVIII в. Франция становится центром просвещения. В
Париж постоянно приезжали иностранцы и провинциальные французы разных
сословий с целью получения образования. В XVIII - начале XIX в. среди
молодых людей европейских стран получили распространение «гран-туры» по
крупным городам Европы с познавательной целью и для приобретения
определенного престижа. Владельцы частных воспитательных пансионов зачастую
включали в программу обучения путешествие по Европе для совершенствования в
языках и приобретения жизненного опыта.
Наибольшее число путешествий в XVIII в. совершалось жителями Англии.
Основные направления туристских потоков Европы были связаны с Италией и
Швейцарией. Туристские ресурсы, привлекавшие путешественников в эти страны,
были разными: в Италии - памятники античности и средневековья, в Швейцарии
- сказочная природа. Эти ресурсы формировали определенную целевую
специализацию туристских потоков в конце XVIII - первой половине XIX в. Обе
страны по тем временам предоставляли туристам услуги высокого уровня.
Благоприятная внутренняя политическая обстановка также способствовала
посещению этих государств иностранцами.
С течением времени получают все большее распространение путешествия с
познавательной целью для осмотра произведений искусства. К середине XIX в.
контингент туристов расширился за счет интеллигенции и студентов,
располагавших определенным достатком.
Наряду с традиционными европейскими курортами с минеральными и
термальными источниками, известными еще со времен Римской империи (Баден-
Баден, Мариенбад, Карлсбад, Виши), приобрели популярность морские курорты.
Как правило, мода на определенные курорты была связана с посещением их
высшими особами. В отличие от культурно-познавательного туризма в Италию и
другие европейские страны оздоровительные поездки «на воды» вплоть до конца
XIX в. были аристократическим видом туризма.
Вторая половина XIX в. характеризуется началом развития массового туризма
для всех сословий. Изобретение Фултоном парохода (1807 г.) и Стефенсоном
паровоза (1814 г.), совершенствование почтовой связи и дорожно-транспортных
коммуникаций дали возможность удешевить и ускорить путешествия, сделать их
более комфортными и безопасными.
Первое путешествие, которое стало прототипом будущих пакет-туров,
организовал в 1841 г. Томас Кук для членов Общества трезвости. Комплекс
услуг включал 20-мильную поездку по железной дороге, чай, булочки и духовой
оркестр. Это было началом его туристской деятельности, а так же началом
современного туризма, туристской индустрии.
С 1847 года общество Кука стало распространять специальные билеты на
путешествия и экскурсии зарубеж. Первой акцией для него стала организация
круиза богатых англичан по Средиземному морю. В 1848 году Агенство Кука
стало государственной британской компанией.
В 1852 году Кук переехал на жительство в Лондон и основал первое в
истории туристское бюро. Он заключил договор с несколькими транспортными
фирмами, которым отчислял комиссионные.
В 1863 году Кук организовал первую группу, которая поехала в Швейцарию,
положив тем самым начало организованному международному туризму. На первую
Всемирную выставку в Париже в 1889 году фирма Кука продала уже 400 тыс.,
говоря современным языком, туристских путёвок.
Развитие массового внутреннего и международного туризма способствовало
строительству высококлассных гостиниц, развитию ресторанного бизнеса.
Таким образом, начиная с XVIII в. появляется постоянный спрос на
путешествия. Поездки с туристскими целями совершались как внутри стран, так
и за их пределами. При этом основными целями путешествий являлись:
образование, интерес к достопримечательностям культуры, оздоровление, мода.
Формируются международные туристские центры: Франция, Италии, Швейцария,
морские курорты. Развитие коммуникационно-дорожной системы, использование в
туристских целях новых видов транспорта способствуют появлению элементов
комплексного обслуживания туристов (прототипы пакет-туров),
совершенствуются услуги проживания и питания.
Исторические вехи туризма XX в.
Начало XX в. связано с возникновением и развитием разных видов
транспорта. Уже в первой половине XX в. автомобили и автобусы в европейских
странах и США становятся распространенным видом транспорта. К концу 30-х
гг. ежегодно порядка 10 тыс. туристов из Англии путешествовали на
автомобилях по Европе, в 1935 г. маршруты их путешествия достигли Москвы и
Ленинграда.
В 1903 г. в Америке братья Райт изобретают самолет, в то же время
появляются первые самолеты в Европе. Совершенствуется морской транспорт,
строятся гигантские для того времени лайнеры - «Сириус», «Лузитания»,
«Мавритания», «Император», «Фатерланд» и др. Из-за дороговизны путешествий
на морских судах компании - владельцы пароходов работали в условиях жесткой
конкурентной борьбы. Но сами по себе морские путешествия еще не
сформировались как комплексный туристский продукт, который впоследствии
получил название «круиз».
Развитие морского и авиационного транспорта способствовало увеличению
международных поездок. По статистическим данным, накануне первой мировой
войны максимальное число американцев, выехавших за границу, составило 287
тыс. человек. Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х гг.,
зарождение и распространение фашизма оказали отрицательное влияние на
развитие туризма. К концу 30-х гг. фашистские режимы утвердились в Италии,
Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной Европы. Тем не менее в
странах с благоприятной политической обстановкой массовый туризм продолжал
свое развитие.
Именно в это время правительства государств Европы обратили серьезное
внимание на развитие международного туризма, о чем свидетельствует тот
факт, что в 1925 г. в Гааге состоялся первый Международный конгресс
официальных ассоциаций по пропаганде туризма (МКОАПТ), в котором приняли
активное участие представители 14 европейских стран. В 1927 г. прошел
Международный конгресс официальных туристских организаций (МКОТО), а в 1930
г. был учрежден Международный союз организаций и пропаганды туризма
(МСОПТ).
Перед второй мировой войной возрастает количество морских перевозок. В
Швейцарии по инициативе Г. Дуттвайлера, основателя туристской фирмы
«Отельплан» (1935 г.), был разработан ряд путешествий, рассчитанных на
людей со скромным достатком. Нацистская политика Гитлера также
способствовала развитию массового туризма в Германии. Заботясь об элитности
нации, он хотел видеть немцев здоровыми как физически, так и
психологически. В этом отношении фюрер не переоценил роль туризма.
Германское правительство оказывало содействие в организации групповых туров
с использованием железнодорожного и морского транспорта.
Развитие туризма до второй мировой войны характеризуется
непритязательностью предоставляемых услуг, стандартностью их набора.
Программы обслуживания туристов не отличались разнообразием, так как
элементарные туристские услуги, из которых они формировались, удовлетворяли
потребителя. Такая ситуация давала возможность туроператорам формировать
для туристского рынка унифицированные пакеты услуг. В этом случае можно
говорить о массовом конвейерном туризме.
Вторая мировая война и последующая деятельность стран по ликвидации ее
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|