бесплатные рефераты

Ответственность за должностные преступления

усиливающие наказание за взятку. Положения декрета от 16 августа 1921г. в

основном сохранились и в последующем законодательстве.

Борьбе с отдельными видами должностных преступлений были посвящены

также декреты СНК от 14.12.1921г. «Об ответственности заведующих

государственными кооперативами и частными предприятиями за уклонение от

дачи в установленные сроки сведений, требуемых центральными и местными

учреждениями»* и от 2.01.1922г. «Об ответственности должностных лиц за

нарушение возложенных на них обязанностей по заготовке, хранению, доставке

и использованию семенного материала»,* а также ряд других нормативных

актов.

Первым законодательным актом, кодифицировавшим это законодательство,

был Уголовный кодекс РСФСР 1922г. В нем должностные преступления

предусматривались в главе II Особенной части непосредственно вслед за

государственными преступлениями. Отдельные виды специальных должностных и

иных преступлений, совершаемых должностными лицами с использованием

служебного положения, были предусмотрены также в других главах Особенной

части. 9 октября 1922г. был принят декрет ВЦИК и СНК «Об изменении текста

ст. 114 УК»* предусматривавшей ответственность за взяточничество. Декрет

усилил ответственность за получение и дачу взятки.

Декрет «Об изменениях и дополнениях Уголовного кодекса РСФСР»,*

уточнив признаки составов должностных преступлений и повысив в отдельных

случаях наказание, этот декрет вместе с тем заменил уголовную

ответственность ответственностью дисциплинарной за злоупотребление властью,

превышение власти, бездействие власти и халатное отношение к службе,

совершенные

-------------------------------------------

*СУРСФСР, 1921, № 60, ст. 421.

*СУ РСФСР, 1922, № 1, ст. 4.

*СУ РСФСР, 1922, № 5, ст. 54.

*А.А. Герцензон. Развитие социалистического уголовного законодательства до

его кодификации. «Проблемы социалистического права», сб.4. Изд. «Сов. зак-

во»,1938, с. 58.

*СУ РСФСР, 1923, № 48, ст. 479.

без отягчающих обстоятельств. Такое решение вопроса создавало широкие

возможности для индивидуализации ответственности.

За время действия Уголовного кодекса РСФСР 1926г. в него был внесен

ряд весьма существенных изменений и дополнений, в которых учитывалась

судебная и прокурорская практика, а также задачи, стоявшие перед

государством на определенных этапах его развития.

Важным актом для борьбы с должностными преступлениями было

Постановление ЦИК и СНК СССР от 25.06.1932г. «О революционной законности»*,

обращавшее внимание на «наличие все еще значительного числа нарушений

революционной законности со стороны должностных лиц и искривлений в

практике ее проведения, особенно в деревне».

27.03.1953г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об

амнистии».* 25.12.1958г. были приняты Основы уголовного законодательства

Союза ССР и союзных республик, а в 1959 – 1961гг. – уголовные кодексы

союзных республик.

После принятия уголовных кодексов был издан ряд законов и указов,

внесших существенное изменения в разрешение вопросов ответственности за

совершение должностных преступлений. К их числу относятся указы Президиума

Верховного Совета СССР от 24.05.1961г. «Об ответственности за приписки и

другие искажения отчетности о выполнении плана»* и от 20.02.1962г. «Об

усилении уголовной ответственности за взяточничество»*, принятые Верховным

Советом РСФСР 25.07.1962г. Закон «О внесении изменений и дополнений в

Уголовный кодекс РСФСР»*, а также иные законы и указы, принятые в других

союзных республиках.

Огромное принципиальное значение для дальнейшего укрепления советского

государственного аппарата и улучшения его деятельности имеют Программа

Коммунистической партии Советского Союза, а также материалы и решения XXII,

XXIII, XXIV съездов КПСС. В Отчетном докладе Центрального Комитета КПСС Л.

И. Брежнев подчеркнул, что «уважение к праву, к закону должно стать личным

убеждением каждого человека. Это тем более относится к деятельности

должностных лиц. Любые попытки отступления от закона или обхода его, чем бы

они не мотивировались, терпимы быть не могут»*.

---------------------------------------------

*СЗ СССР, 1932, № 50, ст. 298.

*«Ведомости Верховного Совета СССР», 1953, № 4.

*«Ведомости Верховного Совета СССР», 1961, № 22, ст. 225.

* «Ведомости Верховного Совета СССР», 1962, № 8, ст. 85.

*“Ведомости Верховного Совета СССР”, 1962, № 29, ст. 449.

*“Материалы XXIV съезда Коммунистической партии Советского Союза».

Политиздат, 1971, с. 81.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ.

Понятие должностных преступлений.

Должностные преступления как общественное явление существуют во всех

странах современного мира, однако в разных странах мира до сиз пор не дано

единого определения понятию должностных преступлений.

Борьба с должностными преступлениями – проблема, с которой

сталкиваются во всем мире. Западные ученые определяют должностные

преступления тремя различными способами. Одни называют их «преступлениями

белых воротничков». Такое понятие впервые ввел в 1939г. американский ученый

Саселан. Оно предполагает стремление уважаемых обществом и обладающих

довольно высоким социальным и экономическим положением людей к получению в

процессе исполнения служебных обязанностей выгоды незаконными способами,

при котором нарушаются нормы уголовного права. На Западе социальный класс

«белых воротничков» выделяется по профессиональному критерию: относящиеся к

нему люди занимаются умственным трудом, это в основном правительственные

чиновники, судебные чиновники, юристы, преподаватели, врачи, менеджеры

предприятий и другие служащие высокого уровня. Как видно, особенностью тем

не менее «преступлений белых воротничков» является руководящее положение

преступников в политике и экономике и то, что они используют свое служебное

положение при совершении преступлений. Другие называют эти преступления

«служебными». Это происходит потому, что на Западе уголовное право

определяет субъектов этих преступлений как государственных служащих.

Впервые понятие служебных преступлений было введено в Великобритании в

середине 19 века. В США работников правительственных органов называют

«государственными служащими», а во Франции так называют правительственных

чиновников. Третьи называют должностные преступления «преступлениями

общественного положения». При этом под «общественным положением» имеются в

виду должностные полномочия. Другими словами, обладатель «общественного

положения» должен заниматься государственной службой. Тем не менее

государственная служба подразумевает работу по управлению государством и

обществом. Особенностями государственной деятельности являются: ее

властный, управленческий и принудительный характер. Преступления, лишенные

вышеперечисленных особенностей, не являются «преступлениями общественного

положения».

*Кан Шухуа. «Понятие должностных преступлений». Изд. Пекинского

университета. 2000.

ВИДЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ: КВАЛИФИКАЦИЯ И

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Родовой объект преступлений, рассматриваемых в главе 30 УК РФ, -

общественные отношения, содержание которых составляет охраняемая уголовным

законом, направленная на защиту личности, общества и государства

деятельность органов государственной власти, интересы государственной

службы и службы в органах местного самоуправления. Злоупотребление

должностными полномочиями. В соответствии с ч. 1 ст. 285 УК РФ

злоупотребление должностными полномочиями означает использование

должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если

это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и

повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или

организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.*

С объективной стороны преступление характеризуется: а) использованием

должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; б)

наступлением общественно опасного последствия в виде существенного

нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых

законом интересов общества или государства; в) наличием причинной связи

между указанными в законе общественно опасными последствиями и

использованием должностным лицом своих служебных полномочий. Использование

служебных полномочий внешне проявляется весьма разнообразно и

осуществляется, главным образом, путем активных действий. В действующем

постановлении Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о

злоупотреблении властью и служебным положением, превышении власти или

служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» от 30.03.1990г.

сказано, что должностным злоупотреблением могут быть признаны такие

действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и

были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо

наделено в силу занимаемой должности (п.10)*.

В пользу именно такого понимания говорит и новая формулировка в УК РФ

ст.285. Для выяснения, были ли преступные действия связаны с использованием

служебных полномочий, необходимо установить, что должностное лицо действует

в пределах своих полномочий.

------------------------------------------------

*Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР (РФ) по

уголовным делам. М.: СПАРК, 1996. С.354.

*Комментарий у Уголовному кодексу РФ. Изд-во «Норма». М. 2001.

Круг прав и обязанностей должностного лица предусмотрен в соответствующих

нормативных актах и трудовых соглашениях. При ответе на этот вопрос

немаловажную роль играет субъективный фактор. Лицо должно связывать их

совершение со служебными полномочиями и сознавать, что они стали возможными

исключительно благодаря последним. Ответственность за злоупотребление

должностными полномочиями наступает, если должностное лицо, во-первых,

нарушает установленный порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб

граждан; во-вторых, бюрократически относится к ним и, в-третьих, допускает

волокиту при их рассмотрении. Все названные действия наказываются по ст.

285 УК РФ при умышленном отношении к ним и наличии корыстной или иной

личной заинтересованности, а также причинении указанного в законе вреда или

тяжких последствий.*

Распространенной формой злоупотребления должностными полномочиями

является так называемое временное позаимствование. Оно состоит в том, что

должностное лицо, злоупотребляя полномочиями, из корыстной или иной личной

заинтересованности пользуется денежными средствами, имуществом, имея

намерение со временем возвратить их собственнику. На практике не редки

случаи, когда эту форму должностного злоупотребления принимают за хищение.

Однако при злоупотреблении должностными полномочиями нет безвозмездного

изъятия и обращения чужих денег, имущества в свою пользу или пользу других

лиц. В то же время присвоение имущества, которое должно было поступить в

фонды государственных организаций, является хищением.

Одним из возможных вариантов должностного злоупотребления являются

нарушения установленного порядка несения службы контролерами исправительно-

трудовых учреждений и следственных изоляторов. Они могут состоять,

например, в том, что контролер не изымает обнаруженные в посылках или

передачах запрещенные предметы; не докладывает немедленно начальнику

войскового наряда и ДПНК об отсутствии осужденного, побеге, о случаях

неповиновения осужденных.*

С субъективной стороны злоупотребление должностными полномочиями

характеризуется умышленной формой вины. Лицо

-----------------------------------------------

*п.2,3 постановления Пленума Верховного Суда СССР «О применении судами

законодательства об ответственности должностных лиц за нарушение порядка

рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан и преследование за

критику» от 18.04.1986г.- М.: СПАРК, 1996. С. 291.

*постановление Пленума Верховного Суда СССР «О квалификации преступлений по

службе, совершенных контролерами исправительно-трудовых учреждений и

следственных изоляторов» от 16.01.1986г. – М.: СПАРК. 1992. С. 290.

должно осознавать общественно опасный характер действий (бездействия),

совершаемых с использованием служебного

положения и вопреки интересам службы, предвидеть возможность или

неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде

существенного нарушения соответствующих прав и интересов и желать или

сознательно допускать их наступление либо относиться к ним безразлично.

Обязательным является установление корыстной или иной личной

заинтересованности.

Особо квалифицированный вид злоупотребления должностными полномочиями,

предусмотренный в ч. 3, образуют деяния, о которых сказано в ч. 1 или 2

статьи, если они повлекли тяжкие последствия. Равно, как и последствия,

названные в ч. 1, тяжкие последствия являются оценочной категорией. Они

также могут быть материальными и нематериальными.

Высшие судебные инстанции разъясняют, что квалификация по признаку

причинения тяжких последствий возможна, если в результате злоупотребления

служебными полномочиями произошли крупная авария, длительная остановка

транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы

учреждения, предприятия, срыв выполнения задания, причинен особо крупный

материальный ущерб и т. п.* Под понятие тяжкие последствия, предусмотренное

ч. 3 ст. 285 УК РФ, подпадает причинение вреда здоровью в виде телесных

повреждений, которые названы в ч. 2 ст. 112 и ч. 1 и 2 ст. 111 УК РФ. Если

при злоупотреблениями должностными полномочиями наступили последствия,

предусмотренные ч. 3 и 4 ст. 111 УК РФ, а тем более – смерть, требуется

квалификация по совокупности преступлений. Степень общественной опасности

этих преступлений против личности, выраженная в санкциях соответствующих

норм закона, выше чем у особо квалифицированного вида должностного

злоупотребления. При наступлении тяжких последствий с особой тщательностью

надо устанавливать, что они наступили именно вследствие должностного

злоупотребления.

Статья 285 УК РФ является общей нормой по отношению к специальным

нормам, содержащим признаки иных должностных преступлений. По правилам

квалификации при конкуренции норм в таких ситуациях применяется специальная

норма. Однако, если в содеянном налицо реальная совокупность преступлений,

возможно одновременное применение общей и специальной норм.

Подтверждением этому служит дело Кугута, осужденного Калининградским

областным судом 17.09. 1997г. по ч. 1 ст. 285 и по

-----------------------------------------------

*п. 10 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.1990г. – М.:

СПАРК, 1992. С. 354.

п. «б» ч. 4 ст. 290 УК РФ. В кассационных жалобах осужденный Кугут и его

адвокат, считая, что вина Кугута не доказана, просили приговор отменить и

направить дело на дополнительное расследование. Судебная коллегия по

уголовным делам Верховного Суда РФ, оставив приговор без изменения, а

кассационные жалобы без удовлетворения, пришла к выводу, что вина Кугута

как в получении взяток, так и в злоупотреблении служебным положением,

доказана. Кугут, работая старшим инспектором таможенного поста, из

корыстной заинтересованности злоупотреблял своими должностными полномочиями

и неоднократно при исполнении служебных обязанностей получал взятки. Доводы

Кугута об излишней квалификации содеянного им по ч. 1 ст. 285

необоснованны. Исполняя свои обязанности, он являлся представителем власти,

т.е. должностным лицом, и содеянное им содержит два самостоятельных состава

преступления.*

Превышение должностных полномочий.

Статья 286 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за превышение

должностных полномочий, т.е. совершение должностным лицом действий, явно

выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав

и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом

интересов общества или государства.

Объективная сторона преступления состоит из трех признаков: а)

общественно опасного действия, явно выходящего за пределы полномочий ,

предоставленных должностному лицу законом; б) общественно опасного

последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов

граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или

государства; в) причинной связи между общественно опасными последствиями и

преступными действиями.

Закон не указывает конкретных форм превышения должностных полномочий,

так как сфера действия государственных органов, органов местного

самоуправления, государственных и муниципальных учреждений чрезвычайно

широка, а должностные лица этих органов наделены весьма разнообразными

полномочиями. Обобщение судебно-следственной практики позволяет назвать

такие формы превышения должностных полномочий, когда должностное лицо

совершает действия:

1) входящие в компетенцию другого должностного лица данного ведомства

(контролер исправительно-трудового учреждения водворяет нарушителя режима в

штрафной изолятор, в то время как

-------------------------------------------------------

*Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 1. С. 5.

это может сделать только начальник или дежурный помощник); 2) входящие в

компетенцию должностного лица другого ведомства (инспектор

охотобщества, подозревая гражданина в том, что он охотился без

соответствующего разрешения, производит обыск его автомашины); 3) которые

могли быть совершены только коллегиально; 4) хотя и входящие в его

компетенцию, но которые оно могло совершить при наличии указанных в законе

или ином нормативном акте условий.В соответствии с разъяснением Пленума

Верховного Суда СССР от 30.03. 1990г. превышение полномочий могут

образовать такие действия должностного лица, на которые закон вообще не

управомочивает ни одно должностное лицо ни при каких условиях, например,

применение насилия, оружия. Однако поскольку квалифицирующие признаки не

могут изменять существо основного состава преступления, заключающегося в

совершении действий, правомерных при определенных условиях, постольку

нельзя говорить о такой форме превышения, как совершение должностным лицом

запрещенных действий.

С субъективной стороны превышение должностных полномочий – это

умышленное преступление. Лицо осознает общественно опасный характер

совершаемого действия, явный характер выхода за пределы предоставленных

полномочий, осознает, что его поведение идет вразрез с направлением

деятельности того учреждения, где оно работает; предвидит возможность или

неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде

существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций

либо охраняемых законом интересов общества или государства именно

вследствие совершения им явно выходящих за пределы его компетенции

действий; желает или сознательно допускает наступление указанных

последствий либо относится к ним безразлично, т.е. совершает преступление с

прямым или косвенным умыслом.

Особо квалифицированный вид превышения должностных полномочий назван в

ч. 3 ст. 286 УК РФ. Его образуют деяния предусмотренные ч. 1 или 2 ст.,

если они совершены: а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств либо; в) с причинением

тяжких последствий. Для квалификации по ч. 3 статьи достаточно хотя бы

одного из перечисленных признаков. Насилие может иметь форму истязания,

т.е. причинение физических или психических страданий путем систематического

нанесения побоев или иных насильственных действий (ст. 117 УК РФ).*

*ст. 50 и 51 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью,

утвержденных приказом Минздрава РФ от 10.12.1996г. с изм., внесенными

приказом от 5.03. 1997г.

Такое превышение совершается обычно в отношении лиц, находящихся в

служебной зависимости от виновного. Для истязания как преступления против

личности более характерна, например, материальная зависимость. Так же

решается вопрос, если при превышении причинена смерть. Действия виновного,

совершившего умышленное убийство при превышении должностных полномочий,

должны квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных

статьями, устанавливающими ответственность за умышленное убийство, и ч. 3

ст. 286 УК РФ.* Применение оружия означает его фактическое использование,

употребление в соответствии с целевым назначением, т.е. для поражения живой

цели, а также как средства физического насилия для нанесения ударов,

побоев, телесных повреждений. Понятием оружия охватывается огнестрельное,

холодное, метательное, пневматическое, газовое оружие. По признаку

применения оружия при превышении полномочий подлежит ответственности

должностное лицо, применившее оружие любого назначения: гражданское,

служебное, боевое ручное стрелковое и холодное оружие.*

При отграничении превышения должностных полномочий от злоупотребления

должностными полномочиями следует исходить из того, что в первом случае

должностное лицо явно выходит за пределы предоставленных ему полномочий, во

втором – действует в рамках предоставленных ему полномочий; в первом случае

он совершает преступление только путем активных действий, во втором – путем

действия либо бездействия; для превышения должностных полномочий корыстная

или иная личная заинтересованность не является обязательным признаком

состава, при злоупотреблении должностными полномочиями – без него нет

состава преступления.

Отказ в предоставлении информации федеральному собранию РФ или счётной

палате РФ.

В ст. 287 УК РФ ответственность за это преступление предусматривается

впервые. Преступление образует неправомерный отказ в предоставлении или

уклонение от предоставления информации, а также предоставление заведомо

неполной либо ложной информации Федеральному Собранию РФ или Счетной

палате РФ, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным

предоставлять такую информацию.

Обязательным признаком преступления является предмет –

----------------------------------------------------------

*п. 17 постановления Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам об

умышленных убийствах» от 22.12.1992г. Сб. Пост. Пленума ВС РФ (1961-

1996гг.). М., 1997. С. 341.

*ст. 1-5 Федерального закона РФ «Об оружии» от 13.12.1996г. СЗ РФ. 1996 .№

51. ст. 5681.

это информация в виде документации, материалов. В свою очередь, это могут

быть самые разнообразные справки, отчеты, материалы финансовых проверок и

т.п. Документы в отличие от материалов, должны иметь соответствующие

реквизиты (дату, название учреждения, подпись лица, его выдавшего, и т.д.).

Запрашиваемая информация должна относиться к сфере деятельности того

органа государственной власти, местного самоуправления, предприятия и

компетенции того должностного лица, куда обращается Федеральное Собрание

или Счетная палата. Уголовная ответственность за отказ в предоставлении

информации установлена, если за такой информацией обращается только

Федеральное Собрание или Счетная палата. Депутаты Совета Федерации и

Государственной Думы имеют право при обращении в органы государственной

власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, на

предприятия, в учреждения, организации получать информацию по вопросам,

связанным с их депутатской деятельностью. В свою очередь должностные лица

обеспечивают депутата такой информацией безотлагательно независимо от

степени секретности документов или материалов в соответствии с федеральным

законодательством о государственной тайне.*

Все органы государственной власти в РФ, органы местного

самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации,

независимо от форм собственности, и их должностные лица обязаны

предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для

обеспечения е деятельности. Равно все органы государственной власти в РФ,

органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, коммерческие банки и

иные кредитно-финансовые учреждения обязаны предоставлять Счетной палате по

требованию необходимые документальные подтверждения, операции и состояния

счетов проверяемых объектов. Остальные предприятия, учреждения, организации

обязаны предоставлять по требованию Счетной палаты справки и копии

документов по операциям и расчетам с ними. Характер запрашиваемой Счетной

палатой информации обусловлен тем, что Счетная палата является постоянным

действующим органом государственного финансового контроля, образуемым

Федеральным Собранием РФ.*

------------------------------------------------------------------------

*ст. 16 Федерального закона РФ «О статусе депутата Совета Федерации и

статусе депутата Гос. Думы Федерального Собрания РФ» от 8.05.1994г.//СЗ

РФ.1994. № 2. Ст. 74.

*ст. 1и13 Федерального закона РФ «О счетной палате РФ» от 11.01.1995г. //

СЗ РФ. 1995 .№ 3. Ст. 167.

Объективную сторону преступления составляют: а) неправомерный отказ в

предоставлении информации (например, нежелание предоставить секретную

информацию, несмотря на предусмотренность предоставления такой

информации в

Федеральном Законе от 08.05.1994г. б) уклонение от предоставления

информации (не отказывая прямо, лицо под предлогом отсутствия в его

распоряжении таких материалов, не поступления их с мест и т.п. не

предоставляет необходимую информацию) либо в) предоставление заведомо

неполной либо ложной информации (предоставляя требуемую информацию, лицо

сознательно изменяет ее содержание путем предоставления не всех сведений,

расчетов, материалов, либо вообще искажает информацию, делая ее не

соответствующей действительности).

Преступление может быть совершено как путем действия, так и путем

бездействия. Оно имеет формальный состав. Преступление считается оконченным

с момента совершения соответствующего действия (бездействия).

С субъективной стороны – это умышленное преступление. Оно совершается

с прямым умыслом. Лицо осознает, что неправомерно отказывает в

предоставлении информации Федеральному Собранию или Счетной палате РФ,

будучи обязанным сделать это, либо уклоняется от предоставления информации,

либо предоставляет неполную или ложную информацию и желает этого.*

Субъектом преступления является должностное лицо, в чьи обязанности

входит предоставление информации Федеральному Собранию или Счетной палате

РФ. Таким образом, кроме обязательных признаков должностного лица, на

субъекта должна быть возложена обязанность предоставлять такую информацию.*

Квалифицированный вид преступления составляют деяния, предусмотренные

в ч.2 ст.287 Ук РФ, совершенные лицом, занимающим государственную должность

РФ или государственную должность субъекта РФ.

Особо квалифицированный вид данного преступления образуют деяния,

предусмотренные в ч.1 или 2 ст. 287 УК РФ, если оно: а) сопряжены с

сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов

государственной власти. Под сокрытием правонарушений понимается как

сокрытие преступлений, так и иных правонарушений. Если сокрытие

преступлений подпадает под признаки укрывательства или

-----------------------------------------------------------

*Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Изд. «Норма». М., 2001.

*Уголовный кодекс РФ с постатейными материалами. М.: «СПАРК». 1998.

пособничества, содеянное квалифицируется по совокупности преступлений по

ст. 287 и 316 (или по соответствующей статье Особенной части УК со ссылкой

на ч. 5 ст.33 УК РФ). Под этот признак попадает сокрытие правонарушений

совершенных должностными лицами только органов государственной власти

(законодательной, исполнительной, судебной). Сокрытие может быть

совершено в отношении как нескольких правонарушений, нескольких должностных

лиц, так и правонарушения одного должностного лица. Совершая это деяние,

должностное лицо искажает фактическое состояние дел; б) совершены группой

лиц по предварительному сговору или организованной группой. Для

квалификации по этому признаку необходимо, чтобы роль исполнителя выполняло

должностное лицо, обязанное предоставлять информацию; в) повлекли тяжкие

последствия. Это оценочный признак. В каждом конкретном случае он подлежит

установлению, К тяжким последствиям можно отнести, например, искажение

данных об экологической обстановке, состоянии здравоохранения,

преступности, исполнения бюджета, принятия их на основе неадекватного

нормативного акта, при условии, что это стало возможным в результате

предоставления по запросам неполной либо ложной информации.

Присвоение полномочий должностного лица.

Преступление, предусмотренное ст. 288 УК РФ, состоит в присвоении

государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не

являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им

в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и

законных интересов граждан или организаций. В известной мере эта норма

воспроизводит преступление, предусмотренное ст. 194 УК РСФСР.*

Объективную сторону преступления составляют: а) присвоение полномочий

должностного лица и совершение в связи с этим определенных действий; б)

наступление общественно – опасных последствий в виде существенного

нарушения прав и законных интересов граждан или организаций; в) причинная

связь между наступившими последствиями и совершенными действиями.*

Преступное поведение в этом преступлении складывается из двух

самостоятельных действий: присвоения полномочий должностного лица и

совершения в связи с этим определенных действий. Присвоение должностных

полномочий всегда

-----------------------------------------------------------

*А.В. Галахова. Должностные преступления. М., 1998.

*Уголовный кодекс с постатейными материалами. М.: «СПАРК», 1998.

*Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Изд. «Норма». М., 2001.

совершается обманным путем и может осуществляться по-разному (лицо устно

заявляет о наличии у него должностных полномочий; использует форменную

одежду для совершения желаемых действий; представляет подложный документ. В

последнем случае содеянное квалифицируется по совокупности преступлений,

предусмотренных ст. 288 и 327 УК РФ).

Лицо, присваивающее полномочия должностного лица, не имеет законных

оснований выполнять его полномочия, и не смотря на это использует его права

и обязанности по осуществлению организационно - распорядительных,

административно -хозяйственных функций или функций представителя власти.

Равно никакое должностное лицо не поручало ему осуществлять полномочия

должностного лица. Для данного состава преступления требуется присвоение

полномочий именно должностного лица. Присвоение лицом звания специалиста и

совершения в связи с этим каких-либо действие не образует рассматриваемого

преступления.

Присвоение должностных полномочий осуществляется для совершения

определенных действий. Такие действия могут быть очень разными, но они

всегда неправомерны, общественно опасны и по сути своей являются

правонарушением. Это вытекает из текста ст. 288 УК РФ,Ю предусматривающей

наступление от таких действий общественно опасных последствий в виде

существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций.

Присвоение полномочий должностного лица для осуществления общественно

полезных действий (например, для задержания преступника) на является

преступлением.

Между наступившими последствиями и присвоением полномочий должностного

лица должна быть установлена причинная связь.

Данный состав сформулирован как материальный. Преступление считается

оконченным, когда наступили общественно опасные последствия в виде

существенного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций.

С субъективной стороны присвоение полномочий должностного лица –

умышленное преступление. Лицо осознает, что присваивает полномочия

должностного лица неправомерно и неправомерно совершает в связи с этим

общественно опасные действия, предвидит возможность или неизбежность

существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций

вследствие совершения присвоенных им полномочий и желает или сознательно

допускает такие последствия либо относится к ним безразлично.

Для квалификации по ст. 288 УК РФ не имеет значения, сознавали ли

граждане или представители организаций, что они имеют дело с лицом,

присвоившим должностные полномочия, либо принимали его за должностное лицо.

Субъектом этого преступления по сравнению со ст. 194 УК РСФСР может

быть более узкий круг лиц. Им являются две категории служащих, достигших 16-

летнего возраста: государственные служащие либо служащие органа местного

самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц. Государственным

служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном

федеральным законом, обязанности по государственной должности

государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет

средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта

РФ. Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по

обеспечению исполнения полномочий государственных органов.*

Служащим органа местного самоуправления является гражданин,

исполняющий обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за

денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.*

Если должностные полномочия присваивает лицо, е являющееся

государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, его

действия квалифицируются по другим статьям УК РФ в зависимости от

совершенных им действий (нарушение неприкосновенности частной жизни –ст.

137; мошенничество –159 и т.п.). Если полномочия должностного лица

присваивает должностное лицо, при наличии всех признаков состава

преступления оно должно отвечать за превышение должностных полномочий (ст.

286 УК РФ).

Незаконное участие в предпринимательской деятельности.

Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ),

означает учреждение должностным лицом организации, осуществляющей

предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой

организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету,

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ