бесплатные рефераты

Ответственность за должностные преступления

установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой

организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.

====================================

*ст. 2 и 3 Федерального закона РФ «Об основах государственной службы РФ» от

31.07.1995г. //СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.

*ст. 7 Федерального закона РФ « Об основах муниципальной службы в РФ» от

8.01.1998г. //СЗ , РФ. 1998. № 2. Ст. 224.

Установление уголовной ответственности за названные действия в УК РФ

имеет своим основанием запрет государственным служащим (к каковым относятся

и должностные лица) заниматься предпринимательской деятельностью лично или

через доверенных

лиц, а также состоять членом органа управления коммерческой организацией,

если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке

установленном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено

участвовать в управлении этой организацией. Государственный служащий -

должностное лицо также обязан передавать в доверительное управление под

гарантию государства на время прохождения службы находящиеся в его

собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих

организаций в порядке, установленном федеральным законом.*

Эти же ограничения (равно как и другие) распространяются на

муниципальных служащих.* Закон запрещает такую деятельность еще большой

категории должностных лиц (судьям, прокурорским работникам, сотрудникам

милиции, налоговой полиции, сотрудникам органов федеральной службы

безопасности, таможенных органов и др.). Под предпринимательской

деятельностью следует понимать любой вид деятельности предприятий,

находящихся в муниципальной, частной собственности и собственности

общественных организаций, связанной с извлечением доходов. Исключение

составляют некоторые, названные в законе виды деятельности, которыми

занимаются только государственные предприятия (например, изготовление

наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, лекарственных

препаратов, производство оружия, боеприпасов).

Объективную сторону преступления образует: а) незаконное учреждение

должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую

деятельность, либо б) незаконное участие должностного лица в управлении

организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, лично или

через доверенное лицо. Этот признак является обязательным для

рассматриваемого преступления, он с неизбежностью вытекает из

сформулированного в законе условия уголовной ответственности по ст.289 УК

РФ. Каждый из этих двух вариантов действий субъекта преступления должен

быть связан с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или

покровительством в иной форме. Если

*п. 3 ч. 1 и 2 ст. 11 Федерального закона РФ «Об основах государственной

службы в РФ» от 31.07.1995г. СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.

*ст. Федерального закона РФ «Об основах муниципальной службы в РФ» от

8.01.1998г. СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 224.

организация не получила льгот и преимуществ либо покровительства в иной

форме, содеянное может образовать дисциплинарный проступок.

Данный состав преступления сформулирован как формальный и его

окончание не связано с наступлением преступных последствий в результате

незаконных действий должностного лица.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины в виде

прямого умысла. Лицо осознает общественную опасность своего незаконного

поведения, знает о запрете для него на занятия предпринимательством,

осознает, что использует свои должностные полномочия для учреждения

организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо для

управления ею с целью предоставления такой организации разного рода льгот

и преимуществ, и желает так действовать.*

Субъект преступления – должностное лицо, которому закон запрещает

заниматься предпринимательской деятельностью.*

Получение взятки.

В ч.1 ст.290 УК РФ получение взятки определено как получение

должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных

бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия

(бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие

действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица

либо оно в силу должностного положения может способствовать таким

действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или

попустительство по службе.

Повышенная общественная опасность получения взятки обусловлена тем,

что оно обычно сопряжено с другими преступлениями (в сфере экономики,

должностными, экологическими, против правосудия и т.д.) и является одной из

распространенных форм коррупции.

В законе полно раскрывается содержание предмета взятки. Это могут

быть деньги, ценные бумаги (государственная облигация, вексель, чек, акция,

депозитный и сберегательный сертификаты –ст. 143 ГК РФ), иное имущество

(импортная техника, автомашины, мебель, драгоценные камни и металлы

антиквариат и т.п.) или выгоды имущественного характера (например,

оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате санаторные путевки, туры

проездные билеты, ремонтные строительные работы, бесплатный проезд на

воздушном, водном и др. транспорте). Имущественная выгода извлекается

также, когда ценная вещь продается за бесценок,

=================================

*Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Изд. «НОРМА». М., 2001.

*Уголовное право РФ. Особенная часть. – М.: Юрист. 1996.

выполненная для взяткополучателя оплачивается им лишь частично, он

получает незаконную премию. Как взятничество оценивается неосновательное

получение например, выгодной работы, фиктивных дипломов, трудовых книжек.

Дорогостоящее бесплатное угощение должностного лица в ресторане, подарки

также рассматриваются как взятка.

В соответствии со ст. 575 ГК РФ допускается дарение подарков,

стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных

размеров оплаты труда. Очевидно именно эти стоимостные рамки позволяют

отграничить подарок от взятки.

В тех случаях когда предметом взятки является заведомо \добытое

преступным путем имущество, действия взяткодателя следует квалифицировать

по ст.290 и 175 УК РФ.

Не считается взяткой в уголовно-правовом извлечение должностным лицом

благодаря служебному положению выгод неимущественного характера

(положительной рецензии, рекомендации, характеристики).

Объективная сторона преступления складывается из: а) получения

должностным лицом взятки, т.е. вознаграждения, и б) получения взятки за

действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.*

Получить взятку – это значит принять ее лично или через посредников.

Если взятка передана лицу (положена в его письменный стол, в карман

пальто), это еще не означает, что он принял ее. Если у должностного лица

не было умысла на получение взятки, а обнаружив ее у себя, оно немедленно

заявило об этом, вопрос об уголовной ответственности не возникает.*

Если должностное лицо получает от взяткодателя деньги или иные

ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не

намереваясь это сделать, присваивает их, содеянное образует мошенничество

(п. «в» ч. 2 ст.159 УК РФ).

Способы получения взятки различны. Взятка может быть получена без

какой бы то ни было маскировки либо в завуалированной форме (например,

получение денег «взаймы» без отдачи; через родных, знакомых; в форме

нотариально оформленного договора ; сберегательной книжки на предъявителя;

бесплатного обслуживания в ресторанах; оплаты стоимости ремонта

автомашины, принадлежащей взяткополучателю). При получении взятки не

непосредственно, а через посредников следует установить,

-------------------------------------------------------------

*А.В. Галахова. Должностные преступления. М., 1998г. Ст. 33.

*Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Изд. «НОРМА». М., 2001.

что должностное лицо воспринимает получаемую таким образом имущественную

выгоду именно как взятку.

В законе названы исчерпывающие варианты действий (бездействия), во

имя совершения которых дается взятка: а) они входят в служебные полномочия

должностного лица (перемещение по службе, прием на работу и увольнение.

Например, заведующий бюро занятости населения города и специалист 1-й

категории этого же бюро получали взятки за выделение ссуд из фонда

занятости); б) лицо в силу своего должностного положения может

способствовать таким действиям (бездействию), т.е. может принять меры к

совершению другими должностными лицами действий, желательных для

взяткодателя (например, быстро получить лицензию, установить телефон).

Использование при этом личных связей должностного лица не может

рассматриваться как использование должностного положения; в) за общее

покровительство со стороны должностного лица (незаслуженно представляет к

премиям, необоснованно продвигает по службе, посылает в заграничные

командировки), г) за попустительство по службе (оставляет без внимания, без

наказания промахи, упущения, неквалифицированные действия, прогулы).*

Выполнение обусловленного действия (бездействия) лежит за пределами

состава преступления. Однако возможность выполнения этих действий

(воздержание от них) обязательно должна быть обусловлена занимаемым

должностным положением. Причем получатель взятки должен использовать в этих

целях свое действительное, а не мнимое положение.

Условия получения имущественных выгод могут специально не

оговариваться, однако участники преступления должны сознавать, что взятка

вручается с целью удовлетворения интересов взяткодателя или представляемых

им лиц.

Преступление признается оконченным с момента принятия должностным

лицом хотя бы части взятки. При отсутствии такового налицо покушение на

получение взятки. Взятка может быть получена как до совершения

(воздержания) в интересах дающего того или иного действия (взятка –

подкуп), так и после того, как это действие совершено (взятка –

вознаграждение).*

Взятка получается за совершение (воздержание) определенных действий в

интересах взяткодателя или представляемых им лиц. Имеются в виду его

близкие, друзья, организации, предприятия, чьи интересы он представляет.

С субъективной стороны получение взятки характеризуется

===============================

*А.В. Галахова. Должностные преступления. М., 1998г. Ст. 34.

*Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Изд. «Норма». М.,2001. Ст. 739.

прямым умыслом. Лицо осознает что получает взятку за действие

(бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые

входят в его служебные полномочия совершению которых он может

способствовать в силу своего служебного положения, либо за общее

покровительство или попустительство по службе и желает сделать это.

Получение взятки – корыстное преступление.

Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо.

Работники, временно исполняющие обязанности должностного лица хотя бы и по

устному распоряжению руководителя, обладающего соответствующими

полномочиями, если они получили взятки в связи с выполнением этих временных

обязанностей, также подлежат ответственности за получение взятки.

Известные сложности возникают при признании взяткополучателями

врачей, преподавателей, воспитателей и т.п. Их можно привлекать к

ответственности по ст. 290 УК РФ лишь при условии, если они выполняли

организационно-распорядительные или административно - хозяйственные

обязанности в государственных органах, органах местного самоуправления,

государственных и муниципальных учреждениях, а также в вооруженных силах

РФ, других войсках и в воинских формированиях РФ. К таковым относятся,

например, незаконная выдача врачом листков временной нетрудоспособности,

установления основания и очередности госпитализации; завышение

преподавателем оценок, следствием чего становятся незаконное получение

стипендии, диплома. Указанные действия являются юридически значимыми,

порождают определенные права и обязанности для других лиц.

Квалифицированный вид получения взятки предусмотрен ч.2 и 3 ст.290

УК РФ. В этом случае ответственность по ч.2 наступает за получение

должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие). Относительно

понимания этого признака высказаны различные точки зрения. Согласно мнению

одних авторов под незаконными действиями (бездействием) понимаются только

преступные действия.* Другие допускают более широкое толкование. Кроме

преступления, этим признаком охватываются и неправомерные действия, не

являющиеся преступлением. В качестве возможных примеров указывается на

«внеочередное предоставление квартиры, попустительство в связи с

допущенными подчиненным прогулами, появление на работе в состоянии

опъянения».* На наш взгляд последний вариант толкования «незаконные

действия (бездействия)» размывает законодательное

=============================

*Комментарий к Уголовному кодексу РФ. – М.: Юрист. 1996. С. 702.

*Уголовное право РФ. Особенная часть. – М.: Юрист. 1996. С. 419-420.

понятие этого признака, вследствие чего утрачивается грань между этим

признаком и «попустительством по службе», о котором сказано в ч.1 ст.290

УК РФ. Поэтому более предпочтительным является понимание под «незаконными

действиями (бездействием)» только преступлений, иные же правонарушения

подпадают под признак «попустительства». В пользу этого говорит и

сопоставление санкций ч.1 и 2 статьи: в первом случае возможно назначение

лишения свободы на срок от 6 мес. до 5 лет, во втором – от 3 до 7 лет.

Фактическое совершение незаконного действия (бездействия)

взяткополучателя образует совокупность преступлений. Для субъективной

стороны в этом случае обязательно установление осознанности

взяткополучателем незаконного характера действия (бездействия) в пользу

взяткодателя или представляемых им лиц.

В соответствии с ч.3 ответственность за деяния, названные в ч.1 и 2

ст.290 УК РФ, несут лица, занимающие государственную должность РФ,

государственную должность субъекта РФ либо глава органа местного

самоуправления.

Особо квалифицированный вид получения взятки предусмотрен в ч. 4 ст.

290 УК РФ. Эти деяния, предусмотренные ч.1,2,3 статьи, если они совершены:

а)группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б)

неоднократно; в) с вымогательством взятки; г) в крупном размере.

Получение взятки группой лиц по предварительному сговору совершается

двумя и более должностными лицами, заранее договорившимися о совместном

совершении преступления (ст. 35 УК РФ). Входящие в состав группы не

должностные лица отвечают как соучастники в получении взятки.

Промежуток времени между сговором о получении взятки и ее принятием

не имеет значения. Все взяточники в таком случае являются соисполнителями.

Каждый несет ответственность, исходя из денежной суммы полученных взяток,

независимо от того как деньги были поделены. Однако при этом следует

учитывать содержание умысла, т.е. было ли желание получить взятку,

например, в крупном размере или нет.

Должностное лицо, получившее без предварительной договоренности с

другим должностным лицом взятку, а затем передавшее последнему в интересах

взяткодателя или представляемых им лиц часть полученного, несет

ответственность по совокупности преступлений за получение и дачу взятки.*

Для квалификации по признаку получения взятки

=====================================

*п. 9 постановления Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по

делам о взяточничестве» от 30.03.1990г. – М.: СПАРК. 1992. С. 347.

организованной группой также требуется, чтобы в нее входили

хотя бы два должностных лица и она была устойчивой. Лицо, создавшее

организованную группу взяточников, либо руководившее такой группой подлежит

ответственности за все совершенные группой преступления, если они

охватывались его умыслом. Другие участники организованной группы несут

ответственность за участие в ней, а также за преступления, в подготовке или

совершении которых они участвовали (ч.3,5 ст. 35 УК РФ).

Неоднократной считается взятка, полученная не менее двух раз, если

при этом не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности

(ст.78 УК РФ). Неоднократное получение взятки предполагает совершение не

менее двух раз именно получения взятки, а не дачи взятки. Взятка признается

неоднократной, если: а) лицо получает взятку от одного и того же

взяткодателя в разное время за совершение в интересах отдельных

самостоятельных действий; б) лицо получает взятку от нескольких

взяткодателей в разное время за совершение в отношении каждого из них

самостоятельного действия; в) лицо получает взятку от нескольких

взяткодателей одновременно, но за совершение в интересах каждого отдельного

действия. Последний вариант понимания неоднократности наиболее сложен.

Не является неоднократным получение обусловленной взятки в несколько

приемов, а равно получение взятки группой должностных лиц, совершающих

преступление по предварительному сговору.

Вымогательство взятки возможно в двух формах. Чаще всего должностное

лицо прямо требует взятку под угрозой совершения таких действий по службе,

которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя (совершить

незаконные действия или воздержаться от законных). Нередки случаи, когда

лицо, действуя завуалировано, умышленно ставит взяткодателя в такие

условия, при которых он вынужден дать взятку для предотвращения вредных

последствий его правоохраняемым интересам.*

Однако одно требование взятки без угрозы совершения действий, которые

могут причинить ущерб интересам взяткодателя, не образует данного признака.

Понятие крупного размера взятки раскрыто в примечании к ст. 290 УК

РФ. Таковы признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества

или выгод имущественного характера, превышающие 300 МРОТ. Стоимость

предмета взятки устанавливается на момент ее получения.

=======================================

*п. 11 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.1990г. – М.:

СПАРК. 1992. С. 348.

Если действия взяткополучателя подпадают под признаки, предусмотренные

разными частями ст.290, квалифицировать содеянное следует по части статьи,

предусматривающей наиболее строгое наказание. Однако, в описательной части

приговора надо указать все квалифицирующие признаки.

Квалифицирующие признаки, характеризующие повышенную опасность

преступления, следует вменять в вину и соучастникам получения взятки, если

они охватывались их умыслом. Признаки, характеризующие личность одного из

соучастников (например, неоднократное получение им взяток), не должны

вменяться другим соучастникам.*

Дача взятки.

Дача взятки в соответствии со ст. 291 УК РФ – это вручение

должностному лицу лично или через посредника взятки в виде денег, ценных

бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия

(бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие

действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица

либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям

(бездействию), а равно общее покровительство или попустительство по службе.

Предмет дачи взятки, характер действий (бездействия), за совершение

которых дается взятка, такие же, как и при получении взятки (ст.290 УК

РФ).

Взятка должна быть \вручена только должностному лицу. По этому

признаку от дачи взятки следует отграничивать \преступления,

предусмотренные ст. 184 и 201 УК РФ.

Взятка передается лично либо через посредника. Если взятка передается

через посредника, то он подлежит ответственности за пособничество в даче

взятки при условии осознания передачи именно взятки за совершение

определенных действий (ст.34 и 291 УК РФ).

Посредником является лицо, которое, действуя по поручению

взяткодателя (взяткополучателя) непосредственно передает предмет взятки.

При этом для квалификации не имеет значения, получил ли он от взяткодателя

(взяткополучателя) вознаграждения за пособничество или нет.

Лицо, которое организует дачу (получения) взятки и одновременно

выполняет посреднические функции, несет ответственность за соучастие в даче

(получении) взятки. При этом

вопрос о квалификации его действий должен решаться с учетом

====================================

*п. 8 указанного постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.1990.

М.: СПАРК. 1992. С. 347.

направленности его умысла, исходя из того, в чьих интересах, на чьей

стороне, по чьей инициативе (взяткодателя или взяткополучателя) он

действует.*

Дача взятки признается оконченным преступлением с момента ее принятия

должностным лицом. При даче взятки в несколько приемов передача хотя бы

части обусловленной суммы является оконченным преступлением, а не

покушением. Когда предлагаемая взятка должностным лицом не принята либо

отвергнута, действия взяткодателя следует квалифицировать как покушение на

дачу взятки по ст.30 и 291 УК РФ. Действия посредника в таком случае

квалифицируются как покушение на пособничество в даче взятки по ст.

30,33,291 УКРФ.

Взяткодатель должен отвечать за покушение на дачу взятки и в том

случае, если посредник которому он вручил деньги или иные ценности для

передачи должностному лицу в качестве взятки фактически их присваивает

(мнимый, ложный посредник). При этом не имеет значения, называлось ли

конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку, или

нет.

Если дача взятки сопряжена с совершением другого преступления, в

частности с хищением имущества, злоупотреблением должностными

полномочиями, служебным подлогом, содеянное надлежит квалифицировать по

совокупности преступлений.

С субъективной стороны дача взятки характеризуется прямым умыслом.

Лицо осознает, что вручает должностному лицу взятку за выполнение или

невыполнение им в интересах дающего или представляемых им лиц какого либо

действия, связанного с использованием должностным лицом должностных

полномочий, и желает этого. Обязательным является осознание незаконности

вручения вознаграждения. Отсутствие такового исключает ответственность за

дачу взятки.

Мотивы дачи взятки различны. Они не влияют на квалификацию.

Субъектом может быть должностное или частное лицо, которое

добивается желательных преимуществ для себя, своих родных, знакомых. Если

руководитель предприятия, учреждения, организации и их подразделений

предлагает подчиненным по службе и другим лицам добиваться путем дачи

взятки желаемого действия (бездействия), он должен отвечать как

взяткодатель. Лица, вступающие по его указанию в сговор с должностными

лицами о

========================================

*п. 15и16 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.1990. – М.:

СПАРК. 1993. С. 349.

выполнении за взятку тех или иных действий и вручающие взятку, являются

соучастниками дачи взятки.

Если лицо получает от взяткодателя деньги якобы для передачи

должностному и, не намереваясь этого сделать, присваивает их, содеянное

образует соучастие в дачи взятки.

Квалифицированный вид образует дача взятки должностному лицу за

совершение им: а) заведомо незаконных действий (бездействия) или б)

неоднократно.

Заведомо незаконные действия (бездействие) – новый признак для данного

состава. Его понимание такое же, как в части 2 ст.290 УК РФ. Квалификация

по данному признаку возможна лишь при доказанности знания взяткодателем,

что взятка дается за совершение должностным лицом незаконных действий

(бездействия).*

Дача взятки признается неоднократной, если: а) лицо совершило ее не

менее двух раз, не будучи ранее судимым за такое преступление, при этом не

должны истечь сроки давности привлечения к уголовной ответственности (ст.

78 УК РФ) или б) ее совершило ранее судимое за дачу взятки лицо, при этом

судимость за ранее совершенную дачу взятки не должна быть погашена или

снята (ст. 86 К РФ).

Данный признак отсутствует, если взятка передана группе должностных

лиц, действующих по предварительному сговору, или организованной группе за

совершение одного действия (бездействия) в пользу взяткодателя.

В примечании к ст. 291 УК РФ названы два основания освобождения

взяткодателя от уголовной ответственности: а) если в отношении его имело

место вымогательство взятки, либо б) после дачи взятки он добровольно

сообщил о случившемся органу, имеющему право возбудить уголовное дело.*

Понятие вымогательства в данном случае аналогично рассмотренному при

получении взятки. Дача взятки в результате ее вымогательства

свидетельствует о меньшей общественной опасности лица, совершившего это

преступление, по сравнению с лицом, которое дает взятку по собственной

инициативе, поэтому привлечение его к уголовной ответственности

нецелесообразно.

Добровольным сообщение о даче взятки будет, если оно сделано по

собственному желанию, но не в связи с тем, что о совершенном преступлении

стало известно органам власти. Сообщение может быть устным и письменным.

Такое сообщение свидетельствует о раскаянии, готовности помочь органам

*А.В. Галахова. Должностные преступления. М. 1998. С. 41.

*Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Изд. «Норма». М. 2001. С. 292.

расследования и суду в разоблачении должностного лица, получившего взятку.

Сообщение о даче взятки должно быть сделано органу, имеющему право

возбудить уголовное дело, т.е. в прокуратуру, суд, органы следствия и

дознания.

Служебный подлог.

Статья 292 УК РФ определяет служебный подлог как внесение должностным

лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного

самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы

заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы

исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния

совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.

В качестве предмета преступления закон называет официальные

документы. Под официальным документом следует понимать исходящий от

соответствующих учреждений, предприятий, организаций письменный акт,

удостоверяющий факты или события, имеющие юридическое значение. Такие

документы содержат необходимые реквизиты и должны быть подписаны

должностным лицом. Например, к официальным документам, как к предмету

служебного подлога по конкретным делам были отнесены приказы, трудовые

соглашения, издательские договоры, товарно-транспортные накладные, наряды

о выполнении работ, бестоварные накладные, копии финансового лицевого

счета, Книги записи актов гражданского состояния. Документ, полученный из

автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу и

может рассматриваться как официальный после его подписания должностным

лицом соответствующего учреждения и в соответствующем порядке.* В

соответствии со сложившейся практикой к предметам данного преступления

относятся и находящиеся в делах государственного учреждения, предприятия

или организации частные документы.

Документы, исходящие из коммерческих структур, различных

некоммерческих организаций, не относящихся к государственным органам,

органам местного самоуправления, государственным и муниципальным

учреждениям, не являются предметом служебного подлога. Их подлог можно

квалифицировать по ст. 327 УК РФ при наличии всех признаков этого состава

преступления.

С объективной стороны служебный подлог состоит во внесении в

официальные документы: а) заведомо ложных сведений или б) исправлений,

искажающих их действительное состояние.

================================

*п. 5 Федерального закона РФ «Об информации, информатизации и защите

информации» от 20.02.1995г. СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.

Внесение в официальные документы заведомо ложных сведений – это

заполнение подлинных документов сведениями, не соответствующих

действительности. Например, начальник отделения милиции вносит в паспорт

своего знакомого запись о расторжении брака, тогда как брак в установленном

законом порядке на расторгался. По делу директора завода крупнопанельного

домостроения совершенный им служебный подлог выразился во внесении в наряды

ложных сведений о работе, якобы выполненной женами нескольких рабочих,

хотя последние сами выполняли ее в свободное время.*

Под внесением исправлений, искажающих действительное содержание

официальных документов, следует понимать исправление отдельных реквизитов

документа или замену их другими, переделку текста документа или даты его

выдачи и т.д.. Все они осуществляются путем физического или химического

воздействия на документ.

По способу совершения должностной подлог может быть материальным и

интеллектуальным. Материальный подлог выражается в изменении содержания и

вида документа: подделки, подчистки, приписки, вытравлении текста

документа, переделке его реквизитов и т.п. Такой подлог оставляет

невидимые, материальные следы и может быть установлен криминалистической

экспертизой. Интеллектуальный подлог состоит в изготовлении документа

ложного по содержанию, но правильного по форме, составленного на подлинном

бланке соответствующего учреждения, скрепленного печатью учреждения и т.п.

В этом случае подлог определяется путем доказывания ложности самих

фактов или событий, о которых свидетельствует документ.*

Указанные в законе действия образуют рассматриваемое преступление,

когда они совершаются должностным лицом, государственным служащим, а также

служащим органа местного самоуправления с использованием своего служебного

положения и вопреки интересам службы. Если этого нет, при наличии

определенных условий речь может идти об ответственности по ст. 327 УК РФ.*

По конструкции рассматриваемый состав преступления является

формальным. Преступление признается оконченным с момента совершения хотя бы

одного из названных в законе действий.

С субъективной стороны служебный подлог характеризуется

===========================================

*Российская юстиция, № 4. 1999г. Ст. 38.

*А.В. Галахова. Должностные преступления. М. 1998г. Ст. 43.

*Уголовный кодекс с постатейными материалами. М.: СПАРК. 1998. Ст.814.

прямым умыслом. Лицо осознает, что оно осуществляет подлог официальных

документов, и желает совершить эти действия. Если лицо предписывает,

например, фиктивную платежную ведомость на оплату труда, думая, что

оформляет подлинный документ, в его действиях нет признаков служебного

подлога. При установлении неосторожной вины и иных необходимых признаков

оно может отвечать за халатность.

Обязательный признак данного преступления – корыстная или иная личная

заинтересованность. Корыстная заинтересованность при подлоге понимается

традиционно как стремление обогатиться либо избежать имущественных

расходов. Под иной личной заинтересованностью имеются в виду некорыстные,

но антиобщественные мотивы – месть, карьеризм, зависть, желание помочь

родственникам или друзьям, например, в приобретении жилья, садового

участка, гаража, получить благоприятные отзывы о своей работе, поддержать

выгодные приятельские отношения.*

Субъектом преступления является должностное лицо, а также

государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не

являющийся должностным лицом.

Служебный подлог нередко выступает в качестве способа совершения или

сокрытия другого преступления. В частности, если для сокрытия, присвоения

или растраты чужого имущества в официальных документах совершаются подлоги,

то содеянное образует реальную совокупность двух преступлений и

квалифицируется по ст. 160 и 292 УК РФ. Если должностное лицо выдало

частному лицу заведомо подложный документ для получения пенсии, пособия или

других выплат, его действия следует квалифицировать по ст. 159 и 292 УК РФ

при условии, что оно имело цель обратить в свою пользу или в пользу других

лиц все незаконно полученные средства или их часть.*

Квалификация служебного подлога по совокупности преступлений,

предусмотренных ст.285, 293 УК РФ, возможно при наличии реальной

совокупности преступлений.

Подлог не требует самостоятельной квалификации, если он является

конструктивным признаком другого преступления.*

Халатность.

Халатность, как сказано в ч. 1 ст. 293 УК РФ – это неисполнение или

ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие

недобросовестного или небрежного

================================================

*Уголовное право РФ. Особенная часть. М.: Юрист. 1996г. Ст. 435.

*Законность. № 9. 2000г. Ст. 13.

*Комментарий к Уголовному кодексу РФ. М.: Юрист. 1996г. Ст. 715.

отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и

законных интересов граждан или организации либо охраняемых законом

интересов общества или государства.

С объективной стороны халатность характеризуется: а) неисполнением или

ненадлежащим исполнением должностным лицом своих обязанностей вследствие

недобросовестного или небрежного к ним отношения; б) существенным

нарушением прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых

законом интересов общества или государства; в) наличием причинной связи

между указанными вредными последствиями и неисполнением или ненадлежащим

исполнением должностным лицом своих обязанностей.*

Неисполнение должностным лицом своих обязанностей означает его

бездействие при наличии обязанности действовать, т.е. выполнять

определенные функции, вытекающие из его должностных полномочий. Если лицо

не совершает действий, которые не входят в круг его обязанностей, оно не

может отвечать за халатность.*

Ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей – это

выполнение их «спустя рукава», несвоевременно, неправильно, неточно

(например, начальник лаборатории поручает неквалифицированному сотруднику

монтировать оборудование).

Оба эти проявления преступного деяния обычно соседствуют друг с другом

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ