бесплатные рефераты

Таможенные органы как органы дознания

обстоятельств дела, о характере преступления и о лицах его совершивших,

исследовать все стороны расследуемого события.

Полнота исследования обстоятельств дела означает установление всех

обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу.

Объективность исследования означает беспристрастность лиц,

осуществляющих расследование дела, установление и проверку обстоятельств

как уличающих лицо в совершении преступления, так и оправдывающих, как

отягчающих так и смягчающих вину подозреваемого[24].

Предмет доказывания – круг обстоятельств, которые подлежит установить

по уголовному делу в целях его правильного разрешения.

Доказать – значит подтвердить истинность чего-либо фактами,

неопровержимыми доводами[25].

В соответствии со статьей 64 УПК Украины при производстве

предварительного расследования по уголовному делу подлежат доказыванию:

1) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства

совершения преступления);

2) виновность подозреваемого в совершении преступления и мотивы

преступления;

3) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности

подозреваемого, а также иные обстоятельства, характеризующие личность

подозреваемого;

4) характер и размер ущерба, причиненного преступлением.

Статья 23 УПК Украины предписывает органам дознания выявлять причины и

условия, способствующие совершению преступления.

При расследовании дел о контрабанде подлежат установлению следующие

обстоятельства:

1. Имело ли место незаконное перемещение через таможенную границу Украины

(либо приготовление к этому или покушение на это) товаров, валюты,

ценностей, иных предметов, а равно сильнодействующих, ядовитых,

взрывчатых, радиоактивных, психотропных веществ, наркотических средств,

оружия и боеприпасов (факт контрабанды). Необходимо доказывать как сам

факт перемещения, так и его незаконность.

2. Обстановка совершения контрабанды. По каждому эпизоду контрабандной

деятельности необходимо с возможной точностью устанавливать: когда (год,

месяц, число, время) и в каких пунктах контрабанда перемещалась через

границу (в Украине или из Украины). Такими пунктами могут быть

пограничные железнодорожные станции, автопереходы, морские, речные и

авиационные порты международного сообщения, а также места нелегального

перехода таможенной границы. При установлении фактов сбыта или

приобретения предметов контрабанды следует выявлять время и место

совершения сделок. Обязательному установлению подлежат время, место,

обстановка осуществления подготовительных действий, в частности,

изготовления и оформления поддельных и подложных документов или

документов, полученных незаконным путем, переоборудования транспортных

средств, изготовления тайников, место и время погрузки или выгрузки

товаров и прочее.

Под "обстановкой совершения преступления" понимается система

различного рода взаимодействующих между собой до и в момент преступления

объектов, явлений и процессов, характеризующих место, время, вещественные

природно-климатические и иные условия окружающей среды, поведенческо-

психологические связи участников преступления, и другие факторы объективной

реальности, определяющие возможности, условия и иные обстоятельства

совершения преступления[26].

3. Предметы контрабанды. Это товары, валюта, ценности и иные предметы,

взрывчатые, сильнодействующие, ядовитые, радиоактивные, психотропные

вещества, наркотические средства и прекурсоры, оружие и боеприпасы.

Здесь следует учитывать, что характер предметов контрабанды, вывозимых

из Украины, так же как и ввозимых в Украину, различен. В процессе

расследования необходимо установить стоимость, количество предметов

контрабанды, общую сумму и иные данные, характеризующие их ценность и

масштабы контрабандной деятельности.

4. Способы совершения и подготовки контрабанды. "Способ совершения

преступления – это детерминированная условиями внешней среды и

психофизическими свойствами личности система взаимосвязанных действий

(деятельность) по подготовке, совершению и сокрытию преступления,

связанных с использованием орудий и средств, условий, места и времени,

соответствующих цели совершаемых действий[27].

При совершении контрабанды с сокрытием перемещаемых объектов от

таможенного контроля необходимо установить, какой именно способ сокрытия

использовался контрабандистом. Из содержания статьи 115 ТК Украины:

а) использование тайников и других способов, затрудняющих обнаружение

предметов;

б) придание одним предметам вида других;

в) предоставление таможенному контролю поддельных документов;

г) предоставление таможенному контролю документов, полученных

незаконным путем;

д) предоставление таможенному контролю документов, содержащих ложные

сведения;

е) предоставление таможенному контролю документов, являющихся

основанием для перемещения не предъявленных предметов, а других.

Во всех случаях необходимо установить, в чем именно конкретно

заключался использованный способ, какие именно сведения в этих документах

не соответствуют действительности, какие подделки документов произведены

либо какие в них имеются подлоги, что из себя представляет тайник

(специально оборудованное или приспособленное хранилище), какие приемы

использовались для сокрытия тайника.

Обязательному установлению подлежат способы подготовки к совершению

контрабанды; как, с помощью каких приемов и средств и кем подготавливался

тайник, какими приемами и средствами, когда и кем подделывались документы,

какие незаконные пути использовались для получения документов, где эти

документы получены. В случае перемещения предметов контрабанды помимо

таможенного контроля, т.е. вне места расположения таможен, требуется

установить, какие транспортные средства использовал для этого преступник,

откуда получил информацию о месте, в котором намеревался пересечь границу,

осуществлял ли для этого какие-либо подготовительные действия, какими

документами или объяснениями оправдывал пересечение границы в этом месте.

Для приобретения дефицитных и, особенно, изъятых из гражданского

оборота товаров, предназначенных для контрабанды, преступники сами или

через других лиц часто прибегают к взяточничеству, нарушению правил о

валютных операциях, хищению, нарушению правил сдачи государству драгоценных

металлов и камней, должностному подлогу, подделке документов и иным

противоправным действиям. Выявление путей и способов приобретения предметов

контрабанды способствует установлению сообщников обвиняемого, обнаружению и

изъятию вещественных доказательств, вскрытию ранее неизвестных фактов

контрабандной деятельности и других преступлений.

Сбываются контрабандные товары обычно либо самим контрабандистом, либо

через лиц, с которыми контрабандисты вступили в преступный сговор и которые

реализуют предметы контрабанды. Но, иногда, в этих случаях лица,

реализующие предметы контрабанды могут быть не посвящены в контрабандное

происхождение этих предметов.

5. Кто совершил контрабанду. Для правильного разрешения уголовного

дела, применения мер пресечения, недостаточно установить только признаки,

принадлежащие лицу, как субъекту преступления (достижение определенного

возраста, судимость, вменяемость и другие). Для этого необходимо собрать

сведения, характеризующие подозреваемого как личность (семейное положение,

черты характера, отношение к труду, состояние здоровья, поведение,

специальные знания и другие).

В тех случаях, когда преступление совершается организованной

преступной группой, она становится самостоятельным объектом

криминалистического изучения и соответственно одним из элементов

криминалистической характеристики данного преступления. При этом изучаются

особенности этой группы с точки зрения степени ее организованности,

структуры, разветвленности, ролевых функций ее участников и другое.

Уяснение этих особенностей преступной группы дает возможность лучше

сориентироваться в направлениях поиска фактических данных, необходимых для

раскрытия всех звеньев преступной деятельности членов группы и всех

основных эпизодов их деятельности. Необходимо получить максимально

детальную социально-демографическую характеристику контрабандистов,

проходящих по делу, сведения об их прошлой преступной деятельности членов

группы и всех основных эпизодов их деятельности. Необходимо получить

максимально детальную социально-демографическую характеристику

контрабандистов, проходящих по делу, сведения об их прошлой преступной

деятельности, а также данные, которые могут свидетельствовать об участии

этих лиц в других преступлениях.

Следует учитывать, что в некоторых случаях водители транспортных

средств, которые перевозят груз через границу, могут использоваться

контрабандистами "в темную", не знают, что они осуществляют контрабанду

товаров по подложным или поддельным документам.

6. Умысел, цель и мотив совершения контрабанды. Для контрабанды

характерно наличие лишь прямого умысла. Цель контрабанды, как правило, -

стремление к наживе, личному обогащению. Мотив – корысть. Необходимо с

особым вниманием изучить преступную целенаправленность действий

контрабандистов, так как не исключена возможность тайного провоза предметов

контрабанды (например, взрывчатые вещества, оружие, боеприпасы) для

совершения других государственных и иных преступлений. Следует подробно

выяснить характер связи контрабандистов с иностранцами, обстоятельства,

способы перемещения через границу и приобретения таких предметов

контрабанды.

7. Характер и размер ущерба, причиненного контрабандой. Прямой

экономический ущерб, причиняемый контрабандой в результате незаконного

вывоза из страны ценностей и товаров. Контрабанда валюты ведет к нарушению

планомерного денежного обращения на внутреннем рынке. Государство несет

также определенный материальный ущерб в связи с тем, что тайный провоз

товаров через границу исключает возможность взимания таможенных пошлин,

акцизных сборов и налогов.

8. Обстоятельства смягчающие, отягчающие, исключающие ответственность. В

соответствии со ст. 40 УК Украины в число обстоятельств, смягчающих

ответственность лица, можно включить: предотвращение виновным вредных

последствий совершенного преступления или добровольное возмещение

причиненного ущерба; совершение преступления под влиянием угрозы или

принуждения либо в силу материальной и иной зависимости; совершение

преступления несовершеннолетним; совершение преступления женщиной в

состоянии беременности; чистосердечное раскаянье или явка с повинной, а

также способствование раскрытию преступления и другие обстоятельства.

В соответствии со статьей 41 УК Украины в число обстоятельств,

отягчающих ответственность лица можно отнести: совершение преступления

лицом, ранее совершившим какое-либо преступление; причинение преступлением

тяжких последствий; совершение преступления организованной группой;

подстрекательство несовершеннолетних к совершению преступления или

привлечение несовершеннолетних к участию в преступлении; совершение

преступления с использованием условий общественного бедствия; совершение

преступления общеопасным способом.

В соответствии со статьей 6 УПК Украины в число обстоятельств,

исключающих ответственность лица можно отнести: отсутствие события

преступления; отсутствие в деянии состава преступления; истечение сроков

давности; вследствие акта амнистии, если он устраняет применение наказания

за совершение деяния, а также ввиду помилования отдельных лиц; в отношении

лица не достигшего одиннадцатилетнего возраста; в отношении умершего и

другие обстоятельства.

При доказывании обстоятельств, которые влияют на степень и характер

ответственности обвиняемого необходимо установить все обстоятельства,

которые смягчают, отягчают, исключают его уголовную ответственность.

9. Причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Это

неблагоприятные условия формирования личности подозреваемого, которые

привели к формированию у него преступных взглядов, привычек, навыков,

установок; обстоятельства его жизни, предшествовавшие совершению

преступления, под влиянием которых у него возникла решимость совершить

преступление; конкретные недостатки в деятельности организаций,

предприятий, учреждений, должностных лиц, других граждан, которые

(недостатки) облегчили совершение преступления и причинение ущерба. К ним

можно отнести: несовершенство законодательства, регулирующего

внешнеэкономическую деятельность и хозяйственный оборот внутри страны;

ошибки в налоговой политике; несформировавшаяся система охраны границы

между пунктами таможенного контроля; коррупция в органах государственной

власти и управления; неисполнение и ненадлежащее исполнение нарядами

пограничных войск и таможенными работниками своих служебных обязанностей и

другие[28].

Криминалистическая характеристика преступления является исходным

структурным компонентом любой методики расследования отдельного вида

преступления, в т.ч. и контрабанды.

"Криминалистическая характеристика - это система сведений о

криминалистически значимых признаках преступлений данного вида, отражающая

закономерные связи между ними и служащая построению и проверке следственных

версий для решения основных задач расследования"[29].

Элементами криминалистической характеристики являются: способ

совершения преступления, обстановка совершения преступления; предмет

преступного посягательства, личность преступника[30].

В соответствии с частью 1 статьи 65 УПК Украины доказательствами по

уголовному делу являются любые фактические данные, на основе которых в

определенном законом порядке орган дознания устанавливает наличие или

отсутствие общественно-опасного деяния; виновность лица, совершившего это

деяние, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения

дела.

Под "фактическими данными" следует понимать не сами факты, а сведения

о них. Факты - события, явления действительности, которые нельзя

"присоединить к делу". Поэтому при доказывании орган дознания оперирует

сведениями про эти события и явления, зафиксированными в показаниях

допрашиваемых лиц, документах и других источниках доказательств[31].

Доказательствами в уголовном процессе являются преимущественно

фактические данные, которые собраны самими органами предварительного

расследования в результате их процессуальной деятельности. Но как

доказательства могут быть использованы фактические данные, полученные

оперативными подразделениями при осуществлении оперативно-розыскной

деятельности (пункт 2 статьи 10 Закона Украины от 18.02.92г. "Об оперативно-

розыскной деятельности", часть 3 статьи 15 Закона Украины "Об

организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью" от

30.06.93 г.)

Часть 2 статьи 65 УПК Украины дает исчерпывающий перечень

процессуальных источников доказательств: показания свидетеля, показания

подозреваемого, заключения эксперта, вещественные доказательства, протоколы

следственных действий и иные документы.

Содержание доказательств - фактические данные, полученные из

надлежащих источников, а их материальной основой служит уже не сам

источник, а соответствующий процессуальный носитель. Процессуальными

носителями фактических данных являются объекты, которые могут служить

средством фиксации, сохранения и переноса доказательственной информации в

пространстве и во времени, а заодно и служить источником информации по делу

для участников уголовного процесса на любых стадиях процесса[32].

Сбор доказательств и их процессуальных источников - урегулированная

законом деятельность органов предварительного расследования по выявлению и

фиксации в процессуальных документах и приложениях к ним следов

преступления или другого события как доказательственной информации.

Процессуальное закрепление (фиксация) доказательств является составной

частью их сбора, поскольку готовых доказательств нет, а есть лишь

материальные (что сохранились на материальных объектах) или идеальные (что

остались в сознании людей) следы события как возможная доказательственная

информация. Чтобы они стали доказательствами в деле, нужно не только

совершить предусмотренные законом процессуальные действия, а и закрепить их

течение и результаты в соответствующей процессуальной форме. Поэтому сбор

доказательств было бы точнее назвать формированием доказательств и их

процессуальных источников, которое включает в себя производство и

процессуальное оформление следственных действий и других процессуальных

действий органов предварительного расследования по выявлению, истребованию,

получению и фиксации доказательственной информации[33].

Закон содержит исчерпывающий перечень способов фиксации доказательств

и их источников. Это составление протоколов следственных действий (статья

84 УПК Украины), вынесение постановлений о присоединении к делу предметов и

документов, применение фото- и киносъемок, звуко- и видеозаписи,

изготовление планов, схем слепков и отпечатков следов (статьи 85, 851, 852

УПК Украины).

Принцип свободной оценки доказательств (по внутреннему убеждению) не

означает произвола должностных лиц органов предварительного расследования.

Оценка доказательств является контролированной. Закон предусматривает, что

их внутреннее убеждение основывается на всестороннем, полном, объективном

расследовании всех обстоятельств дела в их совокупности и что они обязаны

руководствоваться законом (часть 1 статьи 67 УПК Украины); все решения,

которые принимаются в деле должны быть мотивированными и обосновываться на

анализе доказательств, что есть в деле, а не на впечатлениях, размышлениях,

допущениях этих органов и лиц.

Необходимым предусловием оценки доказательств и их источников является

проверка последних. Основные способы проверки - анализ каждого из них

отдельно, сопоставление с другими доказательствами и их источниками,

производство новых им повторных следственных действий, применение

соответствующих тактических приемов производства следственных действий.

Оценка доказательств и их источников сопровождает их сбор и проверку.

Объектом оценки являются как доказательства, так и процессуальные

источники, что их содержат. К содержанию оценки доказательств как

фактических данных (сведений о фактах, обстоятельствах) входит установление

их достоверности, относимости, допустимости и достаточности.

Достоверность доказательств означает, что они правильно, адекватно

отображают материальные и нематериальные (идеальные) следы.

Относимость доказательств определяется их пригодностью к установлению

наличия или отсутствия обстоятельств, что входят в предмет доказывания в

деле, конкретизированного уголовно-процессуальным законом, а также других

обстоятельств, которые имеют в данном деле характер вспомогательных или

сопутствующих в отношении предмета доказывания.

Допустимость доказательств определяется законностью источника, условий

и способов их получения. Доказательства считаются достаточными тогда, когда

в своей совокупности дают возможность установить все предусмотренные

законом обстоятельства дела на том уровне знания о них, который необходим

для принятия правильного обоснованного решения при производстве в деле.

Содержанием оценки процессуальных источников доказательств является

определение допустимости их использования в деле и полноты сведений, что в

них содержится.

Оценка источника доказательств с точки зрения полноты сведений, что в

нем содержатся осуществляется путем сопоставления их с содержанием

аналогичного источника (например, показания подозреваемого в результате

разных следственных действий, допросов, обыска) или других источников

(например, показания подозреваемого и свидетеля).

При оценке источника доказательств с точки зрения его допустимости

необходимо убедиться, предусмотрен ли он уголовно-процессуальным законом,

не было ли нарушений при его получении, отразились ли или могли отразиться

такие нарушения (если они допущены) на достоверности и полноте сведений,

которые содержит данный источник.

Оценка доказательств и их источников является только умственно-

логической деятельностью и поэтому в УПК Украины сформулированы лишь общие

правила такой оценки, которые имеют методологический характер. Они являются

обязательными для государственных органов и должностных лиц, которые ведут

процесс на всех этапах производства по делу[34].

Показания свидетелей, подозреваемых, заключения экспертов, которые

содержат фактические данные, имеющие отношение к уголовному делу выступают

как средства доказывания. Эти показания получают при выполнении

следственных действий. Такими средствами являются также вещественные

доказательства - полученные в установленном законодательством порядке,

предметы, которые были орудиями преступления или объектом преступных

действий, деньги, ценности и другие вещи, нажитые преступным путем и все

иные предметы, которые могут быть средствами для раскрытия преступлений или

для опровержения возникающих подозрений (статья 78 УПК Украины).

Вещественные доказательства должны быть внимательно осмотрены, по

возможности сфотографированы, подробно описаны в протоколе следственного

действия и приобщены к делу постановлением дознавателя. Вещественные

доказательства, как правило, хранятся при деле. При передаче дела от органа

дознания органу предварительного следствия вещественные доказательства

передаются вместе с делом (статья 79 УПК Украины).

К уголовно- процессуальным средствам доказывания относятся и так

называемые письменные доказательства: протоколы следственных действий и

другие документы, полученные дознавателем в деле, если в них подтверждаются

факты и обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела. В тех

случаях, когда документы имеют признаки, указанные в статье 78 УПК Украины,

они являются вещественными доказательствами и относительно них дознавателем

выносится соответствующее решение (статьи 82, 83 УПК Украины).

4. ОРГАН ДОЗНАНИЯ (ДОЗНАВАТЕЛЬ), ЕГО ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Органы дознания - это органы, уполномоченные уголовно-процессуальным

законом возбуждать и расследовать уголовные дела в связи с поступившей к

ним информацией о совершении преступления и отсутствием возможности у

следователя приступить в производству следствия. Дознание - это

расследование, осуществляемое в силу необходимости органами

административной юрисдикции, которые наделяются статусом органа дознания.

Для всех них функция дознания не является основным видом деятельности. В

уголовно-процессуальном законе дан исчерпывающий перечень органов,

наделенных правом производить дознание.

В соответствии с пунктом 4 статьи 101 УПК Украины таможенные органы

являются органами дознания по делам о контрабанде. В таможенной системе

Украины дознание по делам о контрабанде проводят Государственная таможенная

служба Украины и подчиненные ей таможни (статья 102 ТК Украины).

Уголовно-процессуальная деятельность таможенных органов, как органов

дознания включает в себя:

- прием, регистрацию, рассмотрение, проверку и разрешение заявлений и

сообщений о преступлениях или решение вопроса о возбуждении уголовного дела

(статьи 94 -100 УПК Украины);

- дознание (часть 2 статьи 104 УПК Украины);

- производство следственных действий в порядке исполнения поручений и

указаний следователя (часть 3 статьи 114; часть 1 статьи 118 УПК

Украины)[35].

Правовое положение органа дознания выражается в том, что он выступает

в качестве органа государственной власти, наделенного юридическими правами

и обязанностями и направляющего свою деятельность на то, чтобы обеспечить

претворение норм права в жизнь. Правосубъектность органа дознания носит

отраслевой характер, так как именно нормы уголовно-процессуального права

являются правовой предпосылкой их участия в уголовном судопроизводстве,

устанавливают объем этого участия. Правосубъектность этого органа в

юридической науке, в законодательстве и на практике называется компетенцией

и включает в себя властные права и неразрывно связанные с ними обязанности,

причем права и обязанности распределяются между подразделениями

государственного органа и должностными лицами[36].

Органы дознания обладают теми свойствами, которые присущи

исполнительной власти в целом и которые придают им качество системно-

организованных и действующих структур. Орган дознания обладает своим

статусом и действует от имени государства, выражая его обязательные

повеления. Применение мер воздействия включая и меры принуждения, является

обязанностью не только данного органа, но и всей системы исполнительной

власти, всех иных государственных органов. Орган дознания наделен

компетенцией для выполнения возложенных на него задач. Орган дознания

является подзаконным органом, ориентированным на деятельность на основе и

во исполнение закона. Дело здесь не только в правовой субординации, но и в

самом характере постоянно осуществляемой специализированной деятельности.

Органы дознания действуют на основе профессионализма и принципов

государственной службы. Его персонал составляют государственные служащие,

занимающие должности и выполняющие свои функции в соответствии с

законодательством о государственной службе.

Органы дознания являются структурно-организованными, в них есть

штатное расписание, а также имеется необходимое материальное, финансовое и

иное обеспечение (помещение, оргтехника, связь, транспорт и т.п.). Причем,

все вышеназванные свойства органов дознания связаны между собой[37].

Компетенция органов дознания предопределяет характер и степень их

участия в уголовно-процессуальной деятельности. То, что они являются

государственными органами, ведущими уголовный процесс - основной момент их

правового положения. Задачи органов государства (орган дознания,

следователь, суд, прокурор) в уголовном судопроизводстве едины и решаются

различными, присущими тому или иному органу средствами и методами. Причем,

их решение невозможно без постоянного тесного взаимодействия, непрерывного

усовершенствования его форм. Итак, под правовым положением органов дознания

в уголовном процессе следует понимать положение, закрепленное уголовно-

процессуальным законодательством, выражающееся в их задачах, компетенции и

процессуальных отношениях с другими органами государства, ведущими

уголовный процесс, участниками процесса, лицами, участвующими в процессе.

Свою деятельность в уголовном судопроизводстве органы дознания

осуществляют в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. В

процессе предварительного расследования органы дознания нередко используют

нормы таможенного, гражданского, трудового и других отраслей права, но чаще

всего применяются уголовно-правовые нормы. Большое значение для уголовно-

процессуальной деятельности органов дознания имеет содержащееся в уголовном

законе определение преступления. В зависимости от того, какое преступление

совершено, уголовно-процессуальный закон разграничивает компетенцию органов

дознания и предварительного следствия, устанавливает определенный порядок

расследования. Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется при

наличии признаков определенного состава преступления, делающих необходимым

принятие уголовно-процессуальных мер в целях выполнения задач уголовного

судопроизводства. Изменение квалификации может изменить подследственность

дела, повлечь необходимость применения другой меры пресечения и т.п. В

общих чертах соотношение норм уголовного и уголовно-процессуального права

можно выразить следующим образом: нормы уголовного права определяют

основания уголовной ответственности и ее характер, а нормы уголовно-

процессуального права – условия и порядок установления события

преступления, и установления события преступления, изобличения и

привлечения виновных к ответственности, применения наказания. Эти нормы

являются общими правовыми основаниями уголовно-процессуальной деятельности

органов дознания.

Органы дознания действуют исходя из общих правовых оснований, однако

исходят при этом из процессуальных решений (собственных или иных органов),

которые принято называть непосредственными правовыми основаниями.

Таким образом, общими правовыми основаниями деятельности органов

дознания являются законы и иные нормативные акты, устанавливающие задачи,

права, обязанности, условия и порядок функционирования этих органов.

Собственные процессуальные решения, а также поручения и указания

следователя, прокурора, данные органам дознания в установленном законом

порядка, следует считать непосредственными правовыми основаниями[38].

Цель уголовного процесса – это защита прав и законных интересов

физических, юридических лиц и государства от преступных посягательств.

Задачи – это то, что предстоит сделать на том или ином этапе уголовного

процесса для достижения его цели. Задачи уголовно-процессуальной

деятельности органов дознания определяются общими задачами уголовного

судопроизводства. В целом эти задачи сформулированы в статьях 2, 22, 23, 29

УПК Украины. Эти задачи таковы: быстрое и полное раскрытие преступлений;

изобличение виновных и установление объективной истины; обеспечение

правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление

был привлечен к ответственности и ни один невиновный не был наказан;

выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению

преступления; возмещение материального ущерба и иного вреда, причиненного

преступлением.

Под раскрытием преступления понимается установление лица совершившего

преступление.

Изобличение виновных означает установление всех лиц, причастных к

совершенному преступлению, получение неопровержимых доказательств,

подтверждающих виновность каждого из них.

Установление объективной истины - это полное, всестороннее

исследование всех обстоятельств дела, выяснение уличающих и оправдывающих,

смягчающих и отягчающих ответственность подозреваемого обстоятельств,

установление всех фактов, входящих в предмет доказывания и необходимых для

разрешения дела по существу[39].

Опыт показывает, что полнота раскрытия преступления находится в

теснейшей связи с его быстротой. Наиболее полно раскрывается преступление

«по горячим следам", когда правонарушитель задерживается и изобличается

сразу же после совершения противоправного деяния. Быстрота раскрытия

преступления максимально приближает момент привлечения виновного к

ответственности и его наказания к моменту совершения преступления, что

способствует более эффективной борьбе с преступностью. Напротив,

несвоевременное и неполное раскрытие преступления порождает самые

отрицательные последствия. Подрывается авторитет государственных органов,

обязанностью которых является борьба с преступностью. У лиц, совершивших

преступление и знавших о нем, создается мнение о возможности деяния. Такие

неразоблаченные преступники представляют реальную опасность для общества,

государства.

Задача обеспечения правильного применения закона с тем чтобы каждый

совершивший преступление был привлечен к ответственности и ни один

невиновный не был наказан тесно связана с предыдущей, ибо деятельность

органов дознания по сбору доказательств, направленная на изобличение лиц,

виновных в совершении преступления, невозможна без применения закона. И это

понятно, ведь только реализуя предписания и дозволения уголовно-

процессуальных норм можно собрать доказательства уличающие преступника.

Собранные доказательства, в свою очередь, служат основанием правильного

применения уголовного, уголовно-процессуального и других законов.

Важное место в применении закона органами дознания принадлежит

квалификации ими расследуемых деяний. Правильно квалифицируя действия

подозреваемого, орган дознания способствует верному дальнейшему решению

вопросов о привлечении лица в качестве обвиняемого, о предании обвиняемому

суду, о признании подсудимого виновным, о применении к нему наказания[40].

При расследовании каждого преступления органы дознания обязаны

выяснить непосредственные причины его совершения, установить условия,

способствовавшие реализации преступного умысла. О выявленных причинах и

условиях, способствовавших совершению преступления, орган дознания вносит

представление соответствующим государственным органам, общественным

организациям, должностным лицам. Представление является эффективной формой

деятельности органа дознания по устранению причин и условий,

способствовавших совершению преступления. Соответствующий государственный

орган, общественная организация или должностное лицо, получившее

представление, обязаны рассмотреть его, принять необходимые меры и

уведомить орган дознания не позднее чем в месячный срок со дня получения

представления. Должностное лицо, оставившее представление органа дознания

без рассмотрения или несвоевременно ответившие на него несет

административную ответственность по статье 1856 КоАП Украины.

Орган дознания обязан принимать меры к обеспечению возмещения ущерба,

причиненного преступлением и к обеспечению возможной конфискации имущества

по уголовному делу о преступлении, за которое может быть применена данная

дополнительная мера наказания. Такими мерами могут быть: наложение ареста

на имущество (вклады) подозреваемого; изъятие имущества, нажитого

преступным путем, для чего орган дознания выносит мотивированное

постановление.

Важным является правильное уяснение понятия субъекта, наделенного

правом производства дознания. В уголовно-процессуальном законе и

соответствующей литературе используются термины “орган дознания” и “лицо,

производящее дознание” (дознаватель). Это сформировавшиеся самостоятельные

понятия, общеупотребительное значение которых шире, чем сумма значений,

составляющих их слов. Орган дознания, в примеру, осуществляет не только

дознание, но и другие виды деятельности[41].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ