бесплатные рефераты

Таможенные органы как органы дознания

проведение следственных действий и напрямую подключать оперативных

работников к дознавателю таможни, расследующему дело о контрабанде[72].

В Российской Федерации законодатель пошел иным путем. В соответствии

с Федеральным законом, таможенные органы Российской Федерации получили

право на оперативно-розыскную деятельность[73].

Представляется возможным, что в случае предоставления в

законодательном порядке таможенным органам Украины права на оперативно-

розыскную деятельность, оперативными подразделениями, осуществляющими

данные мероприятия могут стать Отделения (службы) по борьбе с контрабандой

и нарушениями таможенных правил. В настоящее время в структуру Отделений

(служб) по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил входят

подразделения таможенной стражи на правах отделов (секторов) (пункт 3.6

Приказа ГТС Украины № 400 от 08.07.98 г.)

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины № 698

утвердившем Положение о таможенной страже от 29.06.96, основной задачей

таможенной стражи является выявление, предупреждение и пресечение

контрабанды и нарушения таможенных правил вне пунктов расположения пропуска

через государственную границу или вне места и времени осуществления

таможенного оформления или производства подготовительных действий к таким

противоправным деяниям в приграничных районах во взаимодействии с

Госкомграницы, МВД, СБУ. Таможенная стража, в соответствии с возложенной на

нее задачей, выполняет следующие функции: организует и осуществляет

специальные мероприятия по предотвращению незаконного перемещения через

таможенную границу товаров и других предметов и транспортных средств. В

случае осуществления мероприятий по предотвращению незаконного перемещения

товаров и других предметов помимо таможенного контроля согласовывает свои

действия с соответствующими подразделениями Госкомграницы, МВД, СБУ,

Главным управлением государственной налоговой полиции; в соответствии с

требованиями законодательства осуществляют административное задержание лиц,

которые обосновано подозреваются в контрабанде или нарушении таможенных

правил, проводит соответствующее документирование их противоправной

деятельности.

7. ПРОИЗВОДСТВО НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Процессуальные действия органа дознания, независимо от их задачи, в

совокупности направлены на всестороннее, объективное, полное расследование

уголовного дела. В юридической литературе принято именовать следственными

действиями лишь те из процессуальных действий, которые в отличии от других

(вынесение постановления о направлении дела, избрание меры пресечения и

другие) направлены на обнаружение, проверку и закрепление

доказательств[74].

Понятие следственных действий можно определить как предусмотренная

уголовно-процессуальным законом и обеспеченная государственным принуждением

совокупность операций и приемов, которые осуществляются при расследовании

преступлений для обнаружения, фиксации и проверки фактических данных,

имеющих значение доказательств по уголовному делу[75].

Каждое из следственных действий "выступает как специфическая

совокупность познавательных приемов выявления и отображения

доказательственной информации определенного вида"[76].

Неотложные следственные действия являются одновременно и

первоначальными, так как орган дознания обязан выполнить их не позднее 10

суток со дня возбуждения уголовного дела. Неотложность следственных

действий обуславливается необходимостью действовать по горячим следам, то

есть в условиях, когда лицо, совершившее преступление может скрыться или

перейти на нелегальное положение, а доказательства могут быть уничтожены

или перепрятаны. Производство дознания работников таможни по делу о

контрабанде фактически является раскрытием преступления по горячим следам.

Следует подчеркнуть, что раскрытие преступления по горячим следам

происходит в условиях, затрудняющих деятельность дознавателя.

В число таких условий входят :

а) внезапность наступления события, по которому необходимо проводить

расследование;

б) недостаток времени, требующегося для принятия решений

процессуального и тактического характера и их реализации;

в) необходимость быстроты процесса расследования на этом этапе,

обусловленная быстрым изменением обстановки и следственных ситуаций;

г) недостаточный объем информации о событии преступления и лице,

совершившим преступление, необходимой для принятия процессуальных и

тактических решений по делу;

д) необходимость срочного использования всей вновь поступающей

информации для решения задач расследования.

Указанные обстоятельства обязательно необходимо учитывать, в связи с

чем на первое место выступает вопрос организации расследования[77].

Для обеспечения успеха расследования большое значение имеют общие

положения следственной тактики, связанные с методикой построения версий и

научным планированием. Планирование является организующим началом в

деятельности органов дознания по расследованию преступлений. План и

следственные версии определяют направление расследования, делают его

целеустремленным и обеспечивают быстрое и полное раскрытие

преступлений[78].

Тщательно проанализировав имеющиеся материалы и всю имеющуюся

информацию, дознаватель выдвигает общие и частные следственные версии как

основу плана расследования.

Следственная версия – «это обоснованное предположение относительно

отдельного факта или группы фактов, имеющих или могущих иметь значение для

дела, указывающее на наличие и объясняющее происхождение этих фактов, их

связь между собой и содержание, и служащее цели установления объективной

истины»[79].

Про выдвижение версий необходимо строго соблюдать следующие положения:

- каждая должна согласовываться со всеми выявленными фактами и

соответствующим образом объяснять их;

- выдвигаемые версии должны охватывать практически все возможные, при

данных обстоятельствах, объяснения исследуемых фактов[80].

Если выдвинутая версия является результатом глубоко продуманного и

логически правильного анализа имеющихся в деле данных, то она дает верное

направление расследованию и будет способствовать быстрому и полному

раскрытию преступлений.

План расследования по каждому конкретному делу должен быть

индивидуальным и динамичным. Если в процессе расследования поступают новые

сведения, орган дознания вносит изменения в составленный план

расследования, исключает неподтвердившиеся версии и намечает новые.

Следственная версия является организующим началом в процессе

собирания, исследования, оценки доказательств. Она помогает дознавателю

правильно определять направление расследования, правильно решить: где, как

искать доказательства, на что обратить внимание при их исследовании, что

наиболее существенно для установления истины по делу[81].

Версии представляют ядро процесса доказывания, логический центр

планирования, помогая решить, что именно, посредством каких действий, в

какой последовательности надо установить. План без версий превратился бы в

простой перечень следственных действий, не связанных единой целью.

Все действия и мероприятия по расследованию уголовных дел о

контрабанде обуславливаются спецификой этого преступления, характером и

объемом исходных данных, сложившейся исходной следственной ситуацией.

Следственная ситуация – совокупность условий, в которых в данный

момент осуществляется расследование - то есть та обстановка, в которой

протекает процесс доказывания[82].

Именно, исходные данные, имеющиеся в распоряжении дознавателя,

предопределяют последовательность проведения неотложных следственных

действий[83].

Исходя из выдвинутый версий дознаватель определяет основные линии, по

которым будет вестись расследование, тактические задачи расследования.

Одновременно по каждой версии намечаются вопросы, которые необходимо

выяснить, чтобы проверить версию и, в конечном счете, подтвердить её или

опровергнуть.

После определения круга вопросов (обстоятельств), подлежащих

выяснению, намечаются следственные действия (а также оперативные

мероприятия), требующееся для их выяснения. При этом необходимо избрать

правильную последовательность производства следственных действий, которая

бы обеспечивала скорейшее установление истины по делу. Это важно не только

в организационном, но и в тактическом отношении. Только своевременное

проведение необходимых следственных действий и оперативных мероприятий даст

возможность успешно произвести расследование. Какое из них и в каком объеме

необходимо провести определяется конкретными обстоятельствами расследуемого

дела.

Интересы быстрого и полного раскрытия преступления обязывают

дознавателя при планировании расследования правильно определять

последовательность и сроки выполнения следственных действий и оперативных

мероприятий, чтобы обеспечить параллельную проверку всех выдвинутых версий

и окончание расследования в установленные сроки.

При определении сроков производства следственных действий и

оперативных мероприятий следует также учитывать время необходимое для

подготовки.

В качестве первоначальных неотложных следственных действий по

рассматриваемой категории дел на первоначальном этапе расследования (при

производстве дознания) могут проводиться :

1) следственный осмотр;

2) задержание подозреваемого;

3) допрос подозреваемого;

4) допрос свидетеля;

5) обыск;

6) выемка;

7) назначение экспертизы;

8) освидетельствование;

9) наложение ареста на имущество подозреваемого;

10) наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию

подозреваемого[84].

Уголовно-процессуальный закон устанавливает порядок поведения

следственного действия. Дознаватель, руководствуясь положениями закона,

намечает тактические приемы, обеспечивающие наиболее эффективный результат

следственного действия. Тактический прием – это способ действия

дознавателя, который он избирает, исходя из складывающейся следственной

ситуации, особенностей расследования преступления, личности

преступника[85].

“Тактический прием – это наиболее рациональный и эффективный способ

действия или наиболее целесообразная в данных условиях линия поведения

лица, осуществляющего процессуальное действие”[86].

Применение того или иного тактического приема предполагает творческий

подход дознавателя к своей работе, его активность, наступательный характер

его действий, преследующих получение правдивых показаний и достоверных

доказательств. При этом нужно, конечно, иметь в виду, что активность и

наступательность ничего не имеют общего с психическим насилием и

принуждением[87].

При производстве дознания должно соблюдаться правило об отводе.

Дознаватель не должен принимать участие в расследовании дела, если имеются

основания, свидетельствующие о его прямой или косвенной заинтересованности

в исходе дела, а поэтому он обязан заявить самоотвод. Если отвод

дознавателю заявлен другими участниками процесса, то об этом немедленно

сообщается прокурору, который рассматривает и разрешает его в течении 24

часов по существу (статья 60 УПК Украины)

Дознаватель выполняет по делу неотложные следственные действия от

своего имени. Процессуальные документы, протоколы должны быть оформлены в

соответствии с требованиями уголовного-процессуального законодательства.

При выполнении следственных действий по делу, дознаватель обязан

строго соблюдать требования УПК Украины: вести дознание объективно,

обеспечивать права граждан, использовать предоставленные ему законом

полномочия для раскрытия преступления и изобличения лиц, которые его

совершили, выявлять преступные связи. Дознаватель несет ответственность за

обоснованность своих решений, за законность и качество следственных

действий, которые он проводит (пункты 1.10, 1.13 Приказа ГТС Украины № 587

от 19.09.98 г.)

Если дознаватель некачественно проводит неотложные следственные

действия, орган дознания (в лице его начальника) вправе, не согласуясь с

прокурором, заменить его другим лицом или принять дело к своему

производству.

О решениях, принимаемых дознавателем при производстве дознания в

случаях, указанных в законе, а также в случаях, когда это признается

необходимым дознаватель составляет мотивированное постановление (статья 130

УПК Украины)

При производстве следственных действий во время дознания ведутся

протоколы (статья 84 УПК Украины).

Протокол обычно состоит из трех частей: вводной, описательной,

заключительной. Содержание протокола зависит от характера следственного

действия и порядка его выполнения.

В протоколе о каждом следственном действии должны быть указаны: место

и дата его составления; должность и фамилия лиц, производящих действие;

фамилии лиц, принимавших участие в производстве следственного действия, их

адреса; разъяснение их прав и обязанностей; содержание произведенного

следственного действия; время его начала и окончания; все существенные для

дела обстоятельства, выявленные при исполнении данного следственного

действия.

Протокол зачитывается всем лицам, принимавшим участие в производстве

следственного действия, при этом им разъясняется их право делать замечания.

Вставки и поправки должны быть оговорены в протоколе перед подписями.

Протокол подписывает лицо, производившее следственные действия, а

также лица, присутствовавшие или принимавшие участие в производстве этого

действия. Если кто-либо из этих лиц, ввиду физических недостатков или по

другим причинам, не может лично подписать протокол, то для подписания

протокола приглашается постороннее лицо. К протоколу могут быть приобщены

фотоснимки, материалы звукозаписи, киносъемки, видеозаписи, планы, схемы,

слепки и другие материалы, поясняющие его содержание. Если лицо,

участвовавшее в проведении следственного действия откажется подписать

протокол, то это отмечается в протоколе и удостоверяется подписью лица,

проводившего следственное действие (статья 85 УПК Украины).

При производстве следственных действий с применением киносъемки,

видеозаписи, звукозаписи об этом уведомляются все участники следственного

действия до начала его. Перед окончанием следственного действия материалы

технического документирования предъявляются для ознакомления участникам

следственного действия. Условия, порядок и результаты технического

документирования отражаются в протоколе. Высказанные ими замечания и

дополнения заносятся в протокол (статьи 851, 852 УПК Украины).

Принимая решение о производстве любого следственного действия,

дознаватель должен учитывать место и время его выполнения, возможный круг

участников, необходимость применения тех или иных технических средств.

Следственные действия должны производиться, главным образом, в дневное

время, то есть с 22.00 до 6.00 по Киевскому времени, кроме случаев, не

терпящих отлагательства (пункт 4.3.8. Приказа ГТС Украины № 587 от 19.09.98

г.) Продолжительность следственного действия уголовно-процессуальный закон

не ограничивает. Она полностью зависит от характера самого следственного

действия, условий, в которых оно совершается, а также распорядительности и

организованности дознавателя[88].

В необходимых случаях для участия в производстве следственного

действия может быть привлечен специалист. Специалистом в уголовном процессе

признается любое незаинтересованное в исходе дела лицо, обладающее

необходимыми специальными познаниями в науке, технике, искусстве или

ремесле либо умениями и навыками в определенной отрасли деятельности,

которое привлекается к участию в производстве следственного действия для

оказания содействия (помощи) дознавателю в обнаружении, собирании, изъятии

и предварительном исследованию доказательств[89].

В функции специалиста, участвующего в проведении следственных действий

входит:

а) оказание помощи дознавателю, путем применения научно-технических

средств и приемов, навыков и специальных знаний в обнаружении, закреплении,

фиксации и изъятии следов и других вещественных доказательств;

б) участие в оперативной оценке следов и других вещественных

доказательств для установления механизма происшествия, лиц, участвовавших в

происшествии и возможностей дальнейшего исследования обнаруженных объектов;

в) консультирование дознавателя и других участников следственного

действия в связи со специальными вопросами, возникшими в ходе этого

действия;

г) сообщение дознавателю необходимых справочных данных;

д) оказание помощи дознавателю в составлении протокола следственного

действия, составлении плана места происшествия; места производства

следственного действия и прочее;

е) оказание помощи дознавателю в формулировании вопросов, которые

могут быть поставлены перед соответствующей экспертизой, и подборе

материалов для нее[90].

Перед началом следственного действия дознаватель удостоверяется в

личности и компетентности специалиста, выясняет его отношение с

подозреваемым; разъясняет специалисту его права и обязанности;

предупреждает об ответственности за отказ или уклонение от выполнения

обязанностей специалиста, про что делается соответствующая запись в

протоколе следственного действия, которая удостоверяется подписью

специалиста (статья 1281 УПК Украины).

При расследовании дел о контрабанде специалист может привлекаться к

участию в любом следственном действии, но наиболее эффективной может

оказаться помощь специалиста-криминалиста при его участии в осмотре

документов, места происшествия, следов и предметов, обыске.

При осмотре транспортных средств может понадобиться помощь

соответствующего специалиста, разбирающегося в устройстве таких

транспортных средств, в возможности доступа в определенные помещения и узлы

на них и т.п.

Для участия в осмотре и изучении документов по этой категории дел,

помимо специалиста-криминалиста, может быть привлечен специалист-бухгалтер,

финансист или экономист.

Определенную помощь при осмотре различных товаров, служивших предметом

контрабанды может оказать специалист-товаровед.

Помощь специалиста-ювелира может оказаться необходимой при осмотре

ювелирных изделий, изделий из драгоценных камней, драгоценных металлов.

В случае контрабанды ядовитых, наркотических, психотропных,

сильнодействующих веществ и средств к участию в осмотре следует привлекать

специалиста-фармаколога или биолога; при контрабанде взрывчатых веществ –

специалиста-пиротехника; при контрабанде оружия или боеприпасов –

специалиста в области вооружений; при контрабанде исторических и культурных

ценностей – специалистов-искусствоведов. Здесь указаны специалисты, которые

наиболее часто могут привлекаться для участия в следственных действиях, но

право дознавателя в этом отношении не ограничено, и по своему усмотрению он

может вызвать при необходимости для участия в следственном действии

специалиста любого профиля.

В необходимых случаях дознаватель привлекает при производстве

следственных действий переводчика. Дознаватель разъясняет переводчику его

обязанности и предупреждает об уголовной ответственности по статье 178 УК

Украины за заведомо неправильный перевод, о чем делает соответствующая

запись в протоколе следственного действия, который удостоверяется подписью

переводчика.

В случаях, когда по делу необходимо допрашивать немого или глухого,

тогда приглашается лицо, понимающее их знаки. (статья 128 УПК Украины)

Переводчик – незаинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком,

на котором ведется судопроизводство, а также языком, которым владеют и

пользуются какие-либо участники процесса и привлекаемое для участия в

уголовном процессе для осуществления переводов[91].

В соответствии с уголовно- процессуальным законом при производстве

некоторых следственных действий обязательно присутствие не менее двух

понятых – незаинтересованных в деле лиц, которым разъясняются их права и

обязанности, предусмотренные статьей 127 УПК Украины: присутствовать во

время следственного действия, удостоверять своими подписями соответствие

записей в протоколе тем действиям и их результатам, которые имели место в

процессе следственного действия. Замечание понятых по поводу следственных

действий дознавателя подлежат обязательному занесению в протокол.

По делам о контрабанде следственный осмотр производится с целью

обнаружения и фиксации контрабанды, различных предметов и помещений,

приспособленных для ее сокрытия, всевозможных документов, следов и прочих

объектов, имеющих значение для дела, а также для выяснения обстановки

обнаружения контрабанды и обстоятельств ее совершения.

«Под следственным осмотром необходимо понимать процессуальное действия

дознавателя, в котором он, с участием указанных в законе лиц, обнаруживает,

непосредственно воспринимает, исследует, оценивает и фиксирует состояния,

свойства и признаки материальных объектов, связанных с расследуемым

событием, с целью выявления доказательств и выяснения обстоятельств,

имеющих значение для установления истины по делу»[92].

Цели, условия и порядок следственного осмотра определены в статьях

190, 191 УПК Украины.

Объектами следственного осмотра являются: местность, помещения,

предметы и документы. Осмотру подвергается местность, на которой был

задержан с поличным контрабандист при пересечении границы вне пункта

таможенного контроля или где была обнаружена контрабанда, изъятая в

результате таможенного досмотра или осмотра места происшествия либо обыска

(выемки); контрабанда и средства (в частности, транспортные) для ее тайного

перемещения через границу; тайники, приспособленные или изготовленные для

сокрытия контрабанды при ее перемещении или хранении; документы,

свидетельствующие о контрабандной деятельности[93].

В соответствии со статьей 190 УПК Украины, осмотр места происшествия

(места совершения преступления) в случаях, не терпящих отлагательства,

может быть произведен до возбуждения уголовного дела. В этом случае при

наличии соответствующих оснований уголовное дело возбуждается немедленно

после осмотра места происшествия.

Осмотр предметов и документов, изъятых во время осмотра места

происшествия, дознаватель производит на том же месте или по месту

производства дознания по делу. При производстве осмотра дознаватель лично

воспринимает факты на месте, имеет возможность на основе этих фактов

выдвигать версии об обстоятельствах происшествия, что состоялось,

разрабатывает план в дальнейшем действий.

Выезд на место происшествия производится немедленно. До прибытию на

место происшествия, дознаватель обязан обеспечить его охрану, а после

прибытия - выяснить, какие изменения состоялись на этом месте с момента

совершения преступления.

К участию в осмотре дознаватель может привлекать специалистов:

подозреваемого, свидетеля, переводчика. При этом необходимо присутствие не

менее двух понятых.

При осмотре места обнаружения контрабанды (тайников) следует обращать

внимание и выявлять имеющиеся, возможно следы пальцев рук, обуви,

инструментов, транспорта а также различные предметы, которые могли быть

оставлены лицами, пользовавшимися тайниками. Фиксация этих следов может

способствовать проверке показаний подозреваемого об обстоятельствах

закладки тайника и лицах, принимавших в этом участие.

При осмотре перемещаемых через границу контрабандных товаров

непосредственно на транспортном средстве, а затем отдельно обязательно

должны быть установлены и зафиксированы их размещение, количество (единицы

либо вес) и родовые (видовые) признаки, все маркировочные обозначения на

товарах, упаковках, пломбы на контейнерах или других хранилищах и их

состояние, состояние хранилищ и запорных устройств[94].

С необходимостью осмотра и изучения документов дознаватель

сталкивается уже с первого момента расследования, так как именно документы

зачастую выступают средством прикрытия контрабандных товаров при

пересечении границы. В начале осмотра и изучения документов производится их

так называемая формальная проверка.

Она представляет анализ соответствия документов установленными формами

полноты и правильности заполнения реквизитов документов, наличия в них

соответствующих подписей и удостоверительных знаков (оттисков и печатей,

штампов и прочее), наличия измененных а также сомнительных реквизитов (в

которых имеются формальные или логические противоречия либо в отношении

которых можно предложить, что они подделаны). Подделка документов может

производиться путем подчистки, дописки, изменения записей, травления,

нанесения поддельных оттисков печатей либо штампов, подделки подписей и,

наконец, изготовления бланков документов и заполнения их преступником.

После формальной проверки обязательным вторым этапом является так

называемая нормативная проверка, которая заключается в анализе сущности

фиксируемой учетным данным или иным документом хозяйственной, финансовой,

управленческой либо контрольной операции в аспекте соблюдения

соответствующих норм, правил или инструкций, регулирующих выполнение

указанных операций. Пи этой проверке могут быть обнаружены, кроме нарушений

установленных требований, также и признаки интеллектуального подлога

(несоответствие фактам указанных в документе данных, а также отсутствие в

документах сведений, которые должны были бы быть при надлежащем их

оформлении)[95].

Протокол осмотра составляется с соблюдением требований статьей 85, 195

УПК Украины. В протоколе осмотра описываются конкретные объекты осмотра,

все действия дознавателя в той последовательности, в которой они

осуществлялись, все что было обнаружено при осмотре с указанием точного

месторасположения предметов (относительно предметов также указывается, кем

именно и какие технические средства (приспособления) применялись,

относительно каких объектов и полученные результаты). В конце протокола

перечисленные все предметы и документы, которые изымаются, в том числе

которые подлежат направлению на экспертизу. К протоколу прилагаются

фотоснимки и негативы, кино- и видеоленты, планы, схемы, слепки и отпечатки

следов.

Освидетельствование – следственное действие, направленное на выявление

различных следов на теле человека или установление его психического

состояния, признаков алкогольного опьянения и прочее.

По уголовным делам о контрабанде освидетельствование производится с

целью выявления и удостоверения наличия на теле подозреваемого, свидетеля

следов этого преступления, особенных примет, наличие отклонений в

психическом состоянии, если при этом отсутствует необходимость в судебно-

медицинской экспертизе.

Если лицо, в отношении которого вынесено постановление о проведении

освидетельствования, отказывается от участия в этом следственном действии,

освидетельствование может быть осуществлено принудительно.

Освидетельствование производятся дознавателем в присутствии понятых в

изолированном помещении, с соблюдением правил гигиены и санитарии.

Дознаватель, понятые (при необходимости переводчик) не могут присутствовать

при освидетельствовании лица другого пола, если это связано с

необходимостью обнажения этого лица. В этом случае, по указанию

дознавателя, освидетельствование осуществляет врач в присутствии понятых

одного пола с лицом, подлежащим освидетельствованию. При необходимости

использования знаний не отдельным отраслям медицины, психологии для участия

в освидетельствовании привлекаются соответствующие специалисты. При

освидетельствовании не допускается действия, которые унижают достоинство

освидетельствуемого лица или опасны для его здоровья. По результатам

освидетельствования составляется протокол с соблюдением требований статей

85, 195 УПК Украины.

В протоколе указывается все то, что было обнаружено или установлено во

время обследования: различные телесные повреждения, травмы, татуировки,

родинки, другие специфические признаки, с помощью которых осуществляется

идентификация лица; предметы контрабанды, которые были выявлены на теле

освидетельствуемого лица; следы веществ, которые могли появиться на теле

освидетельствуемого лица в связи с контрабандой ядовитых сильнодействующих

веществ, наркотических средств и т.п; пробы на алкоголь, которые были взяты

при использовании соответствующей аппаратуры или устройств. Части этих

веществ а также отображение пробы опечатываются и сохраняются для

дальнейшего исследования. (статья 193 УПК Украины; пункт 4.2 Приказа ГТС

Украины № 587 от 19.09.98 г.)

Производство обыска и выемки довольно детально урегулировано нормами,

изложенными в статьях 177-189 УПК Украины, пунктах 4.3, 4.4 Приказа ГТС

Украины № 587 от 19.09.98 г.

Обыск – следственное действие, которое заключается в принужденном

отыскании в определенном помещении или месте, либо у лица орудий

преступления, вещей и ценностей, добытых преступным путем, а также других

предметов и документов или лица, которое скрывается[96].

Дознаватель производит обыск в тех случаях, когда имеет достаточные

данные считать, что предметы и документы, имеющие значение для дела, скрыты

в определенном помещении или месте или у какого-либо лица (статья 177 УПК

Украины).

Достаточными основаниями для производства обыска могут быть показания

свидетеля, подозреваемого об указанных обстоятельствах.

Обыск производится по мотивированному постановлению дознавателя,

утвержденному начальником органа дознания и санкционированному прокурором.

В случаях, не терпящих отлагательства, обыск может быть произведен без

санкции прокурора, но с обязательным уведомлением прокурора об обыске и его

результатах в суточный срок.

К не терпящим отлагательства относятся случаи :

а) необходимость обнаружения и задержания разыскиваемого преступника,

когда промедление с обыском может позволить разыскиваемому скрыться;

б) промедление с обыском может повлечь уничтожение важных

доказательств по делу или сокрытие имущества, нажитого преступным путем;

в) основания для проведения обыска установлены в ходе производства

неотложного следственного действия, а для получения санкции прокурора

потребуется много времени[97].

По делам о контрабанде проводятся личные обыски задержанных, обыски по

месту их жительства и работы.

Предметом обыска могут быть сами предметы контрабанды; документы,

свидетельствующие о подготовке или совершении контрабанды; средства для их

изготовления; документы, которые могут иметь отношение к подготовке или

совершению контрабанды (записные книжки, листы с записями адресов и

телефонов, листы с записями расчетов, визитные карточки и прочее); деньги и

ценности, которые нажиты преступным путем[98].

Письменное уведомление о произведенном обыске без санкции прокурора

пересылается в Государственную таможенную службу немедленно после окончания

этого следственного действия.

Обыск производится в присутствии двух понятых и лица, которое занимает

данное помещение или совершеннолетнего члена его семьи, а при его

отсутствии – должностного лица жилищно-эксплутационного учреждения или

представителя местной государственной администрации. Обыск в служебном

помещении, где находится лицо, относительно которого вынесено

постановление, осуществляется в его присутствии или присутствии

представителей администрации предприятия, учреждения, организации. Для

участия в производстве обыска могут привлекаться соответствующие

специалисты, переводчик, а в необходимых случаях дознаватель также имеет

право привлекать к обыску работников милиции (статья 183 УПК Украины). В

соответствии со статьей 182 УПК Украины в помещениях дипломатических

представительств и в помещениях семей дипломатов, которые пользуются правом

дипломатической неприкосновенности, обыск производится только по согласию

дипломатического представителя и только в присутствии прокурора и

представителя Министерства иностранных дел Украины.

Когда в помещении, которое подлежит обыску, находятся другие граждане,

дознаватель перед обыском должен установить их личность и обеспечить

контроль за их поведением во время производства этого следственного

действия или устранить их с места обыска. Такие меры осуществляются и

относительно граждан, которые вошли в помещение во время обыска.

Дознаватель вправе запретить всем лицам, относительно которых он принял

решение об их нахождении в помещении на месте обыска, общаться между собой,

пользоваться телефоном до окончания обыска.

Должностные лица и граждане обязаны предъявлять или выдавать документы

или предметы, требуемые дознавателем (статья 179 УПК Украины). Перед

началом обыска дознаватель предлагает лицу, которое занимает помещение, что

подлежит обыску или представителю предприятия, учреждения, организации, где

будет производиться обыск, добровольно сдать казанные в постановлении

предметы и документы или указать местонахождение подозреваемого, который

скрывается от расследования. В случае отказа выполнить его требование,

дознаватель приступает к производству обыска в принудительном порядке.

При производстве обыска, дознавателем вправе открывать закрытые

помещения и хранилища, если собственник отказывается их открыть. При этом

следует избегать не вызванных необходимостью повреждений дверей, замков и

других предметов. После окончания обыска обстановка, предметы и вещи должны

быть приведены, по возможности, в предыдущий вид (статья 183 УПК Украины).

При обнаружении во время обыска предметов и документов необходимо

обеспечить их целостность и неприкосновенность поверхности в тех местах,

где могут быть следы пальцев рук подозреваемого и других лиц. Если в

процессе обыска были обнаружены тайники, то каждый из них, как и их

содержимое и местонахождение должны быть сфотографированы и осмотрены с

соблюдением статей 190, 191 УПК Украины.

Предметы и документы, которые были в тайнике, а также, по возможности,

сам тайник подлежат изъятию. Результаты осмотра заносятся в протокол обыска

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ