бесплатные рефераты

Таможенные органы как органы дознания

помещения, а обнаруженные предметы и документы присоединяются к этому

протоколу (статья 186 УПК Украины).

При наличии данных, что лицо, у которого производится обыск или кто-

нибудь из граждан, которые находились с ним в одном помещении скрывают при

себе документы и предметы, которые имеют значение для дела, они подлежат

личному обыску (статья 184 УПК Украины).

На проведение личного обыска санкции прокурора и соответствующего

постановления не требуется.

Дознаватель должен принять меры к тому, чтобы не были разглашены

выявленные при обыске обстоятельства личной жизни обыскиваемого и других

лиц, проживающих или временно находящихся в этом помещении (статья 185 УПК

Украины).

Личный обыск может производиться только лицом того же пола, что и

обыскиваемое лицо и в присутствии понятых.

Предметы и документы, изъятые законом из обращения, при их обнаружении

во время обыска, подлежат обязательному изъятию независимо от их отношения

к делу (статья 186 УПК Украины).

В соответствии со статьями 85, 188 УПК Украины дознаватель составляет

протокол. В протоколе или в прилагаемой к нему описи приводится список

изъятых предметов и документов с указанием их наименования (количества,

меры, веса, материала, из которого они изготовлены) то есть характерных для

него признаков; а также места, где они находились на момент их обнаружения.

Кроме того, в протоколе должно быть указано, был ли предмет (документ)

выдан лично обыскиваемым или изъят принудительно.

При наличии в протоколе замечаний на неправильные действия, допущенные

во время обыска, дознаватель не позднее двух дней сообщает об этом

прокурору (статья 189 УПК Украины).

По уголовному делу о контрабанде одновременно с проведением обыска

дознаватель с целью обеспечения возможности гражданского иска и возможной

конфискации имущества по этому делу обязан наложить арест на имущество

(вклады, ценности и другое имущество) подозреваемого, где бы это имущество

не находилось. Не подлежат аресту и описи предметы первой необходимости,

которые используются этими лицами и членами их семей. Перечень этих

предметов определен в приложении к уголовному кодексу.

О наложении ареста на имущество дознавателем выносятся мотивированное

постановление. Наложение ареста на имущество осуществляется путем его

изъятия дознавателем или передачи определенному лицу на хранение по

усмотрению дознавателя.

Этими лицами могут быть собственник имущества или совершеннолетние

члены его семьи, представитель жилищно-эксплуатационного учреждения или

местной государственной администрации, другие граждане.

В протоколе описи имущества указывается точный список вещей,

ценностей, других предметов, на которые наложен арест, их наименование и

другие внешние особенности, принадлежность к собственности конкретных

граждан. Лица, которым передано имущество, предупреждаются под расписку об

уголовной ответственности по части 182 УК Украины за растрату имущества,

подвернутого аресту.

Выемка – следственное действие, которое производится в тех же целях,

что и обыск, но в отличии от обыска она производится тогда, когда

дознаватель располагает точными данными, что предметы и документы имеющие

значение для дела, находятся у определенного лица или в определенном месте.

Как правило, выемка производится без санкции прокурора.

Санкционируется прокурором только выемка документов, составляющих

государственную тайну и выемка в почтово-телеграфных учреждениях

корреспонденции, на которую наложен арест. Выемка производится по

постановлению дознавателя (статья 178 УПК Украины).

Требования уголовно-процессуального закона относительно порядка

производства выемки, условий производства выемки в помещении

дипломатических представительств; лиц, в присутствии которых производится

выемка, личного обыска лица, неразглашения обстоятельств личной жизни

обыскиваемых, изъятия предметов и документов, составления протокола выемки

сходны с требованиями, предъявляемыми к производству обыска.

Наложение ареста на корреспонденцию и ее выемка производятся согласно

статьи 187 УПК Украины и санкционируется прокурором при вынесении

мотивированного постановления. В уголовном деле о контрабанде наложение

ареста на корреспонденцию, ее осмотр и выемка осуществляется с целью

расширить возможности органа дознания по выявлению сообщников преступления

и их намерений, мест нахождения предметов контрабанды, а также вещей и

ценностей, нажитых преступным путем, адресов лиц, которые скрываются от

расследования и т.п.

Арест может быть наложен как на входную корреспонденцию на адрес

подозреваемого, так и на корреспонденцию, которая им отправляется (имеются

в виду письма, телеграммы, почтово-телеграфные переводы, бандероли и т.п.)

В постановлении указываются: основания для ареста определенной

корреспонденции определенного лица, его адрес (место жительства или место

работы), название учреждения связи, на которое возлагается обязанность

задерживать корреспонденцию, которая им отправляется.

Осмотр и выемка почтово-телеграфной корреспонденции производится в

присутствии двух представителей почтово-телеграфного учреждения.

О результатах осмотра и выемки корреспонденции составляется протокол.

В протоколе следует указать, какая именно корреспонденция была осмотрена и

изъята для присоединения к делу.

Дознаватель вправе не изымать корреспонденцию, а отразить в протоколе

ее содержание (полностью или частично) или снять с нее копию. Если

корреспонденция никакого отношения к уголовному делу не имеет, она

посылается адресату, про что указывается в протоколе (пункт 4.4 Приказа ГТС

Украины № 587 ГТС от 19.09.98 г.)

Подозреваемым согласно статьи 431 УПК Украины, признается лицо,

задержанное по подозрению в совершении преступления или лицо, к которому

применена мера пресечения до вынесения постановления о привлечении в

качестве обвиняемого.

Задержание, как мера процессуального принуждения и как следственное

действие производится дознавателем только по возбужденному уголовному делу.

Задержанное лицо, которое подозревается в совершении преступления, лишается

на короткий срок свободы и помещается в специальное помещение - изолятор

временного содержания. Решение дознавателя о задержании подлежит

обязательному утверждению начальником органа дознания.

Органы дознания по делам о контрабанде имеют право задержать лицо,

которое подозревается в совершении преступления при наличии одного из

следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или

непосредственно после его совершения;

2) когда очевидцы прямо укажут на данное лицо, как на совершившее

преступление;

3) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут

обнаружены явные следы преступления.

При наличии других данных, дающих основания подозревать лицо в

совершении этого преступления, оно может быть задержано только в том

случае, когда пыталось скрыться, не имеет постоянного места проживания или

не установлена его личность (статья 106 УПК Украины).

О каждом случае задержания лица, подозреваемого в совершении

контрабанды, дознаватель обязан составить протокол с указанием оснований и

мотивов задержания и в течении 24 часов сообщить прокурору. В течении 48

часов с момента получения сообщения о задержании прокурор обязан дать

санкцию на заключение под стражу или освободить задержанного. Лица,

задержанные по подозрению в совершении контрабанды подлежат личному обыску.

Данные о личном обыске и его результаты указываются в протоколе задержания.

Срок задержания лица, подозреваемого в деле о контрабанде отсчитывается с

момента доставки этого лица в органы дознания для составления протокола.

Если задержание и протоколирование задержания осуществлялись на месте

совершения лицом преступления или в другом месте его нахождения (в

помещении, по месту работы и т.п.), то срок задержания отсчитывается с

момента фактического задержания.

Задержание в уголовно-процессуальном порядке, для общего срока

которого отведено 72 часа (статья 106 УПК Украины ), следует отличать от

административного задержания с его сроком – 3 часа (статья 125 ТК Украины),

которое применяется к лицам, которые совершили нарушение таможенных правил.

О производстве задержания дознавателем, орган дознания уведомляет его

семью, если известно ее место жительства.

Дознаватель разъясняет задержанному его права (статьи 21, 431 УПК

Украины), о чем указывается в протоколе. Лица, задержанные по подозрению в

совершении контрабанды, освобождаются из мест временного заключения, если:

не подтвердилось подозрение в совершении преступления; отсутствует

необходимость в применении меры пресечения в виде заключения под стражей;

закончился установленный законом срок задержания.

Освобождение производится по постановлению органа дознания, прокурора.

Если относительно этого лица, подозрение в совершении контрабанды не

отпало, то применяется такая мера пресечения как подписка о невыезде, о чем

выносится отдельное постановление.

Меры пресечения – это меры процессуального принуждения, ограничивающие

свободу перемещения подозреваемого, применяемые с целью пресечь возможность

скрыться от расследования, воспрепятствовать установлению объективной

истины, а также продолжить преступную деятельность (статья 148 УПК

Украины).

При избрании меры пресечения учитывается кроме обстоятельств,

указанных в статье 148 УПК Украины личность обвиняемого, возраст, состояние

здоровья, семейное положение (статья 150 УПК Украины).

Виды, содержание и порядок применения мер пресечения определяются

статьями 149-163 УПК Украины. Подписка о невыезде состоит в отобрании у

подозреваемого письменного обязательства не отлучаться без разрешения

дознавателя с места постоянного жительства или с места временного

нахождения (статья 151 УПК Украины).

Если подозреваемый нарушает данную им подписку о невыезде, она может

быть заменена более строгой мерой пресечения. Об этом подозреваемому

объявляется при отобрании у него подписки о невыезде.

В случае злостного уклонения подозреваемого от явки на вызов,

дознаватель в соответствии со статьями 135, 136 УПК Украины, осуществляет

относительно этого лица привод, который осуществляется органом внутренних

дел по мотивированному постановлению дознавателя или применяет с санкции

прокурора такую меру пресечения как заключение под стражу (статья 155 УПК

Украины).

Мерами пересечения являются : подписка о невыезде, личное

поручительство, поручительство общественной организации или трудового

коллектива, залог, заключение под стражу, наблюдение командования воинской

части (статья 150 УПК Украины).

Заключение под стражу является наиболее строгой мерой пресечения и

избирается обычно тогда, когда никакая другая мера пресечения не может

обеспечить решение задач уголовного процесса.

Вызов и допрос подозреваемого в совершении преступления производится с

соблюдением правил, установленных ст. ст. 134-136, 145, 146 УПК Украины.

Если подозреваемый был задержан или к нему была применена мера

пресечения в виде заключения под стражу, допрос производится немедленно, а

при невозможности немедленного допроса, не позднее 24 часов после

задержания. Подозреваемый допрашивается в месте производства дознания или в

месте его пребывания. Допрос – следственное действие, в процессе которого

дознаватель получает от допрашиваемого словесную информацию об

обстоятельствах события преступления и других фактах, имеющих значение для

дела.

Подготовка к допросу складывается из следующих элементов:

а) изучение исходных данных, имеющихся в деле;

б) получение сведений по специальным вопросам, связанным с предметом

допроса;

в) изучение личности допрашиваемого;

г) подготовка и определение времени допроса, а также его техническое

обеспечение;

д) составление плана допроса[99].

Подозреваемый вызывается на допрос телефоном, телефонограммой или

повесткой с соблюдением правил, установленных статьей 134 УПК Украины.

Подозреваемый обязан явиться по вызову следователя в назначенный срок.

В случае неявки без уважительной причины, подозреваемый подлежит приводу.

Давать показания – право подозреваемого, а не его обязанность, он не

несет уголовную ответственность за отказ от дачи показаний и за дачу

заведомо ложных показаний.

О каждом допросе подозреваемого составляется протокол, с соблюдением

требованием статьи 85 УПК Украины.

К участию в допросе подозреваемого могут привлекаться специалист,

переводчик и другие лица.

Показания подозреваемого и ответы на поставленные ему вопросы

излагаются от первого лица и по возможности дословно. Если вызванный на

допрос подозреваемый ограничивается только заявлением, про то, что

показания он будет давать в присутствии защитника, в протоколе указывается

суть заявления и ее мотивация. Показания подозреваемого подлежат проверке,

в том числе путем сопоставлением их с другими доказательствами по делу. (п

4.8. приказа ГТС Украины № 587 от 19.09.98 г.)

В протоколе допроса относительно данных подозреваемого указывается:

фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство, образование, семейное

положение, место работы или должность, место жительства, судимость и другие

необходимые по обстоятельствам дела сведения о нем.

Свидетель – незаинтересованное в исходе дела лицо, которому известны

сведения, об обстоятельствах, которые подлежат установлению по уголовному

делу.

Не могут быть допрошены в качестве свидетеля :

1) защитник подозреваемого об обстоятельствах, которые стали ему известны в

связи с выполнением обязанностей защитника;

2) лица, которые в силу своих физических или психических недостатков

неспособны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для

дела и давать о них показания. (статья 69 УПК Украины)

Вызов и допрос свидетеля производится с соблюдением правил,

установленных статьями 166-170 УПК Украины.

Свидетель вызывается на допрос телефоном, телефонограммой или

повесткой с соблюдением правил статьи 166 УПК Украины.

Лицо, вызванное как свидетель органом дознания, обязано явиться в

назначенное время и дать правдивые показания об известных ему

обстоятельствах дела, ответить на поставленные вопросы. Если свидетель не

явится без уважительных причин, орган дознания вправе применить к нему

принудительный привод через органы внутренних дел в порядке,

предусмотренном статьями 135, 136 УПК Украины.

Допрос свидетеля осуществляется в месте производства дознания, а в

случае необходимости – в месте пребывания свидетеля. Свидетель

допрашивается отдельно в отсутствии других свидетелей. При этом

дознаватель принимает меры, чтобы свидетели, вызванные по одному делу, не

могли общаться между собой до окончания допроса, а по возможности и после

него. Предметом показаний свидетеля являются фактические обстоятельства,

которые они воспринимали непосредственно – видели, слышали и т.п, а также

фактические обстоятельства, которые они воспринимали из других источников –

со слов другого лица или с какого-либо документа. Эти лица должны также

быть допрошены в процессе расследования. Содержание документа, на который

ссылается свидетель, подлежит детальной проверке. Не могут быть

доказательствами сообщенные свидетелем данные, источник которых неизвестен

(статья 68 УПК Украины).

Перед допросом дознаватель устанавливает личность свидетеля, сообщает

ему по какому делу он вызван и предупреждает об обязанности давать

показания по этому делу, и также об уголовной ответственности за отказ от

дачи показаний (статья 179 УК Украины) и за дачу заведомо ложных показаний

(статья 178 УК Украины), про что делается соответствующая запись в

протоколе.

В начале допроса дознаватель выясняет характер отношений между

свидетелем и лицом, относительно которого он должен дать показания и

предлагает свидетелю рассказать все, что ему известно по делу. После

рассказа свидетель отвечает на вопросы дознавателя (статья 167 УПК

Украины).

Допрос несовершеннолетнего свидетеля в возрасте до 14 лет, а по

усмотрению дознавателю до 16 лет, производится в соответствии с статьей 168

УПК Украины. Свидетели, не достигшие 16 лет об ответственности за отказ,

уклонение или дачу заведомо ложных показаний не предупреждаются. На допрос

обязательно приглашается педагог, а при необходимости врач, родители и

другие законные представители несовершеннолетних.

О допросе свидетеля составляется протокол с соблюдением правил статей

85, 170 УПК Украины. В анкетной части протокола указываются: фамилия, имя,

отчество свидетеля, возраст, гражданство, место жительства, образование,

место работы, род занятий или должность, а также сведения об его отношениях

с подозреваемым. Показания свидетеля и ответы на поставленные вопросы

излагаются в первом лице и, по возможности, – дословно.

Одной из форм использования специальных знаний в судопроизводстве

является судебная экспертиза. «Судебная экспертиза – исследование экспертом

на основе специальных знаний материальных объектов, явлений и процессов,

содержащих информацию об обстоятельствах дела, которые находятся в

производстве дознания» (статья 1 Закона Украины «О судебной экспертизе» от

25.02.94 г.)

Вопросы, связанные с производством экспертизы, в уголовном

судопроизводстве регулируются статьями 75-77, 196-203 УПК Украины.

Судебные экспертизы, представляет собой следственное действие,

направленное на установление фактов, имеющих значение для дела с

использованием специальных познаний, применяемых в целях доказывания,

проводимого в установленном законом порядке.

Эксперт – незаинтересованное в исходе дела лицо, обладающее

необходимыми специальными знаниями и умениями в определенной отрасли науки

и техники, искусства или ремесла[100].

Эксперт дает заключение от своего имени и несет за него личную

ответственность. Заключение экспертом – самостоятельный источник

доказательств.

Судебная экспертиза может быть назначена только по возбужденному

уголовному делу. Производство судебных экспертиз в порядке проведения каких-

либо проверок не допускается[101].

Лицо, назначенное экспертом, обязано явиться по вызову и дать

правильное заключение на постановленные вопросы. Вопросы, которые ставятся

эксперту и его заключения по ним, не могут выходить за пределы специальных

знаний эксперта (статья 75 УПК Украины).

Экспертиза назначается мотивированным постановлением дознавателя

(статья 196 УПК Украины).

Кроме данных, предусмотренных статьей 130 УПК Украины, дознаватель в

постановлении указывает основания для производства экспертизы, фамилию

эксперта или наименование государственного специализированного учреждения,

экспертом которого поручается производство экспертизы; вопросы, ставящиеся

перед экспертом; перечень объектов, сравнительных и иных материалов,

предъявляемых эксперту.

Если экспертиза производится не в экспертном учреждении, эксперту

разъясняются его права и обязанности (статья 77 УПК Украины), уголовная

ответственность за отказ от выполнения возложенных на него обязанностей

(статья 179 УК Украины), за дачу заведомо ложного заключения (статья 178 УК

Украины), указываются также сведения о личности эксперта, его

компетентности в определенной отрасли знаний.

О выполнении этих действий составляется протокол. В случае

необходимости дознаватель вправе вынести постановление об изъятии или

отобрании образцов почерка и иных образцов. Образцы сохраняются по правилам

хранения вещественных доказательств (статьи 79-81 УПК Украины).

После производства необходимых исследований эксперт составляет

заключение. Результат экспертизы и качество заключения эксперта

определяются прежде всего качественной подготовкой объектов исследования и

других материалов дела, представляемых эксперту. «Дознаватель должен:

проанализировать обстоятельства, вызывающие необходимость назначения

экспертизы; определить предмет экспертизы (область знаний и общую задачу);

правильно и четко сформулировать вопросы, ставящиеся перед экспертом;

определить и подготовить объекты, направляемые на экспертное исследование;

собрать образцы и иные сравнительные материалы, необходимые для дачи

экспертного заключения; составить постановление о назначении

экспертизы»[102].

Результаты производства экспертизы оформляются заключением эксперта

(статья 200 УПК Украины)

Ознакомившись с заключением эксперта дознаватель вправе допросить

эксперта с целью получения разъяснения или дополнения к заключению (статья

201 УПК Украины).

На первоначальном этапе расследования контрабанды обычно назначается

довольно ограниченный круг экспертиз, в число которых могут входить

товароведческая экспертиза, технико-криминалистическая экспертиза

документов, криминалистическая экспертиза письма, трассологическая

экспертиза. Также может быть назначена соответствующая экспертиза об

определении вида средств и веществ, предметов, которые относятся к

предметам контрабанды. Результаты всех рассмотренных экспертиз используются

дознавателем в тактических целях, что особенно важно на первоначальном

этапе расследования и служат доказательствами по делу.

8. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ С ОРГАНАМИ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И С ОПЕРАТИВНО-

РОЗЫСКНЫМИ ОРГАНАМИ

Предупреждая, пресекая и расследуя преступления, орган дознания

(дознаватель) вступает со следователем в различные отношения, которые в

юридической литературе и на практике называются взаимодействием, а

установленные уголовно-процессуальным законом способы связи между ними –

формами взаимодействия[103].

Термин «взаимодействие» означает взаимную связь двух явлений, взаимную

поддержку[104].

Данный термин правильно передает характер отношений органа дознания

(дознавателя) со следователем, так как взаимодействие как раз и

предполагает взаимную помощь органов предварительного следствия и дознания

в процессе расследования уголовных дел, взаимную информацию о ходе и

результатах проводимых ими мероприятий и совместную ответственность за

раскрытие преступления и изобличение виновных[105].

Взаимодействие органа дознания и следователя имеет теоретические и

правовые основания.

Теоретические основания взаимодействия – это положения, объясняющие

его смысл и значение. Их уяснения делает взаимодействие более осмысленным и

целенаправленным, способствуя тем самым его законности и эффективности. При

этом нужно иметь в виду, что в случае закрепления в нормах права

теоретические основания приобретают характер правовых.

Теоретическими основаниями взаимодействия являются :

а) общность задач органов дознания и предварительного следствия;

б) одинаковая юридическая сила процессуальных актов органа дознания и

следователя;

в) необходимость использования возможностей органов дознания и

следователя.

Фундаментом взаимодействия органов предварительного следствия и

дознания служат нормы уголовно-процессуального закона, которыми установлены

общие для них задачи. Лишь объединяя усилия, названные органы могут

эффективно решать эти задачи.

Процессуальные акты органов дознания и предварительного следствия

имеют одинаковую юридическую силу. Поэтому следователь вправе давать

органам дознания поручения о производстве следственных действий. И,

действительно, если бы протоколы следственных действий, выполненных

органами дознания, не имели доказательственного значения протоколов,

составленных следователями, то не имело бы смысла давать органам дознания

поручения о производстве следственных действий.

Умелое сочетание возможностей следователя и органа дознания позволяет

успешно решать задачи уголовного судопроизводства.

Под правовыми основаниями взаимодействия органов дознания и

предварительного следствия следует понимать предписания законов и

подзаконных нормативов актов, которыми определяются задачи и порядок

взаимодействия, его организация, права и обязанности органов дознания и

следователя.

Непосредственным организатором и руководителем данного взаимодействия

является следователь, поскольку предварительное следствие – основная форма

расследования. При производстве предварительного следствия все решения о

направлении следствия и производстве следственных действий следователь

принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом

предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную

ответственность за их законное и своевременное проведение.

Таким образом, под взаимодействием органов дознания и предварительного

следствия, следует понимать основанную на законах и ведомственных

нормативных актах, их совместную согласованную деятельность, направленную

на решение задач уголовного судопроизводства при руководящей и организующей

роли следователя при четком разграничении компетенции[106].

Цели взаимодействия органов дознания и предварительного следствия

могут быть достигнуты наиболее полно тогда, когда соблюдаются выработанные

теорией и практикой определенные условия, на которых строится вся

совместная деятельность органа дознания и следователя. Большинство авторов

к числу таких условий относят: строжайшее соблюдение всеми участниками

взаимодействия в своей деятельности законности; организующую роль

следователя и его процессуальную самостоятельность во взаимодействии;

разделение компетенции следователя и дознавателя, вытекающее из требований

закона и специфики их деятельности; комплексное использование сил и

средств, которыми располагают следователь и орган дознания;

самостоятельность обеих сторон в выборе средств и тактических приемов

осуществления мероприятий при решении всех вопросов, возникающих в ходе

расследования преступлений; поддержания атмосферы сотрудничества и

взаимопомощи; неразглашение данных предварительного расследования[107].

Анализ действующего уголовно-процессуального законодательства, а также

изучение практики и теоретических разработок, имеющихся в юридической

литературе, позволяет сделать вывод о наличии процессуальных и

непроцессуальных (организационных) форм взаимодействия органов дознания с

органами предварительного следствия[108].

К процессуальным формам можно отнести:

- совместное рассмотрение органом дознания заявлений и сообщение о

фактах готовящихся или совершенных преступлений, в целях разрешения

вопросов о возбуждении уголовного дела, отнесенных к компетенции

следователя (статья 97 УПК Украины);

- производство органом дознания неотложных следственных действий,

направленных на установление и закрепление следов преступления (часть 2

статьи 104 УПК Украины);

- производство органом дознания неотложных следственных действий по

выполнению поручений и указаний следователя, обязательных для исполнения

органом дознания (часть 5 статьи 104, часть 3 статьи 114 УПК Украины);

- выполнение органом дознания требований следователя о содействии при

производстве отдельных следственных действий (часть 3 статьи 114 УПК

Украины);

- выполнение отдельных следственных действий по поручению следователя

(статья 118 УПК Украины).

При производстве дознания орган дознания самостоятельно решает вопрос

и проведение неотложных следственных действий и не обязан согласовывать

свои решения со следователем. На этом этапе взаимодействие выражается во

взаимных консультациях, в советах методического характера, в рекомендациях

о построении версий и их реализации, в обсуждении плана неотложных

следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Вместе с тем,

орган дознания должен сообщить начальнику следственного отдела

(следователю) о начатом производстве по делу. Иначе следователь будет лишен

возможности реализовать свое право в любой момент, не дожидаясь выполнения

органом дознания неотложных следственных действий, принять дело к своему

производству (часть 4, статья 114 УПК Украины).

Непосредственное участие следователя Службы безопасности Украины в

производстве хотя бы одного неотложного следственного действия после

возбуждения уголовного дела органом дознания означает принятие следователем

этого дела к своему производству. Факт участия следователя в производстве

неотложного следственного действия указывается в постановлении органа

дознания о передаче уголовного дела по подследственности (пункт 5.8 Приказа

ГТС Украины № 587 от 19.09.98 г.)

Учеными понятия «поручение» и «указание» следователя трактуются не

совсем одинаково. Большинство признает, что поручение касается перечня

следственных действий, а указание определяет порядок и условия реализации

поручения, тем не менее нельзя утверждать, что используемые в юридической

литературе понятия приведены к одному знаменателю[109].

Под поручениями и указаниями понимаются письменные задания органам

дознания, в которых перечисляются следственные действия, подлежащие

выполнению, их объем, содержание, срок и субъекты исполнения, а при

необходимости и средства их осуществления.

Поручения, как правило, даются следователем письменно, указания могут

быть как письменными, так и устными, в зависимости от конкретной

практической ситуации и их содержания.

Из практики известно, что в большинстве случаев заявления и сообщения

о совершенных или подготовляемых преступлениях поступают в органы дознания.

Эти органы наиболее мобильны и могут незамедлительно отреагировать на

поступившую информацию о преступлении. Закон обязует орган дознания

принимать также заявления и сообщения, проводить по ним проверку, и при

наличии признаков преступления возбуждать уголовные дела, в том числе о

преступлениях, подследственных органам предварительного следствия, и

производить неотложные следственные действия.

По согласованию с органом дознания по материалам данной проверки,

следователь Службы безопасности Украины вправе возбудить уголовное дело о

контрабанде лично (пункт 5.10 Приказа ГТС Украины № 587 от 19.09.98 г.)

Выбор момента принятия дела к своему производству следователем может

быть продиктован его обоснованным мнением о том, что отдельные следственные

действия он может произвести более квалифицированно либо другими

соображениями тактического характера. Учитывая возможную сложность, объем

производства неотложных следственных действий органом дознания, следователь

может, не ожидая окончания 10 дневного срока, приступить к расследованию,

что позволит ему активизировать взаимодействие с органом дознания путем

дачи последнему поручений и указаний о производстве следственных действий и

требования от него содействия при выполнении отдельных следственных

действий.

Процессуальные формы взаимодействия органа дознания и следователя в

отличии от организационных, предусмотрены уголовно-процессуальным законом и

характеризуются наличием уголовно-процессуальных отношений между этими

органами.

Непроцессуальные (организационные) формы взаимодействия уголовно-

процессуальным законом не предусмотрены. Поэтому они не носят

процессуального характера и складываются по разному. К ним можно отнести:

- совместный анализ и обсуждение сведений, содержащихся в заявлениях

(сообщениях) о подготовляемых или совершенных преступлениях;

- оценку результатов проведения оперативно-розыскных мероприятий,

направленных на обнаружение признаков преступлений и лиц, их совершивших,

в целях решений вопроса о достаточности материалов для возбуждения

уголовного дела;

- совместную согласованную деятельность в составе следственной группы при

производстве следственных действий;

- составление общих скоординированных планов следственных и оперативно-

розыскных действий;

- взаимный обмен информацией в процессе расследования преступлений.

В практике встречаются и другие непроцессуальные формы. Характер,

содержание и объем организационных форм взаимодействия зависят от условий,

сложности расследуемого преступления и времени на их исполнение в каждой

конкретной следственной ситуации.

Взаимодействие между органом дознания и следователем немыслимо без

совместного и систематического планирования по делу, находящемуся в

производстве следователя. План определяет объем, содержание, сроки и

участников расследования, а также взаимоотношения между органом дознания и

следователем, которые должны быть скоординированы и найти отражение в

совместном плане. При составлении плана нужно учитывать ряд требований,

предъявляемых к нему: конкретность, обоснованность, системность, полноту,

реальность, своевременность и динамичность. Контролирует выполнение плана

следователь. Он же вправе требовать устранения допущенных органом дознания

недостатков от его непосредственного руководителя[110].

В случае выявления при осуществлении таможенного контроля признаков

преступления, не относящихся к контрабанде, начальник таможенного отдела

сообщает имеющиеся у него данные органам предварительного следствия. В свою

очередь правоохранительные органы Украины сообщают таможенным органам

Украины имеющиеся факты правонарушений, связанных с нарушениями таможенных

правил или контрабандой (статья 17 ТК Украины).

Правовая основа оперативно-розыскной деятельности определена в статье

3 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» от 18.02.93 г., в

которой сказано, что правовую основу ОРД составляют Конституция Украины,

настоящий закон, уголовный и уголовно-процессуальный кодекс Украины, законы

Украины о Прокуратуре, Милиции, Службе безопасности Украины, Пограничных

Войсках, другие законодательные и международно-правовые соглашения и

договоры, участником которых является Украины.

При расследовании дел о контрабанде различные оперативно-розыскные

мероприятия проводятся с использованием оперативных сил и средств органов

СБУ, МВД и Госкомграницы Украины. Оперативные силы и средства играют при

расследовании контрабанды вспомогательную роль. Их основное назначение –

способствовать полному, всестороннему и объективному расследованию дела.

Однако вспомогательная роль оперативных сил и средств не снижает их важного

значения при расследовании этого вида преступлений.

Использование оперативных сил и средств при расследовании дел о

контрабанде:

1) значительно расширяет возможности получения информации относительно

совершенного преступления и причастных к нему лиц, что позволяет более

правильно определить направление и задачи расследования по делу;

2) дает дополнительные основания для выдвижения следственных версий и

расширяет возможности их проверки, особенно при расследовании дел,

возбужденных в связи с задержанием подозреваемого с поличным, когда в

распоряжении дознавателя имеются ограниченные исходные данные;

3) способствуют выявлению источников и путей получения судебных

доказательств, помогает определить, какие факты имеют доказательственное

значение, установить лиц, которым известны обстоятельства совершения

преступления и личность преступника, обнаружить место хранения

контрабанды, нажитых преступным путем ценностей и других вещественных

доказательств;

4) повышает эффективность следственных действий, позволяя выбирать наиболее

подходящий момент для их осуществления, четко определить круг

обстоятельств, которые должны быть установлены в ходе того или иного

следственного действия, а также избрать наиболее правильную тактику их

производства;

5) помогает быстрее обнаружить скрывавшихся преступников в целях

привлечения их к следствию и суду;

6) способствует изучению личности подозреваемого, позволяет в необходимых

случаях держать под контролем его действия и поведение, своевременно

вскрывать и пресекать возможные с его стороны провокации, попытки к

побегу и совершения других подобных действий;

7) способствует успешному решению профилактических и других задач[111].

К наиболее важным элементам, из которых складывается взаимодействие,

относятся следующие :

а) анализ материалов уголовного дела и определение конкретных задач,

которые следует решить при осуществлении взаимодействия дознавателя с

оперативно-розыскными органами;

б) определение служб и подразделений оперативно-розыскных органов, с

которыми будет осуществляться взаимодействие;

в) согласование и координация содержания совместно проводимых действий

и мероприятий и целенаправленное их проведение[112].

В процессе взаимодействия дознаватель и оперативно-розыскной орган

действуют в точном и строгом соответствии с общим планом совместных

действий, с их служебной компетенцией, выполняют только свои функции[113].

Материалы оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы:

1) как поводы и основания для возбуждения уголовного дела или производства

неотложных следственных действий;

2) для получения фактических данных, которые могут быть доказательствами

в уголовном деле;

3) для предупреждения, пресечения и расследования преступлений, розыска

преступников;

4) для взаимного информирования подразделений, уполномоченных осуществлять

оперативно-розыскные действия и других правоохранительных органов;

5) для информирования государственных органов в соответствии с их

компетенцией (статья 10 Закона Украины "Об оперативно-розыскной

деятельности" от 18.02.93 г.)

Государственные органы, в том числе и таможенные органы, обязаны

содействовать оперативным подразделениям в решении задач ОРД (статья 11

Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" от 18.02.93 г.)

Задачи оперативно-розыскной деятельности – это поиск и фиксация

фактических данных о противоправной деятельности лиц и групп с целью

пресечения правонарушений и в интересах судопроизводства, а также получение

информации в интересах общества и государства (статья 1 Закона Украины "Об

оперативно-розыскной деятельности" от 18.02.93 г.)

Подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

обязаны выполнять запросы уполномоченных государственных органов о

проведении оперативно-розыскных действий; осуществлять взаимодействие между

собой и другими правоохранительными органами с целью быстрого и полного

раскрытия преступлений и изобличения виновных (статья 7 Закона Украины "Об

оперативно-розыскной деятельности" от 18.02.93 г.)

Определенные формы взаимодействия предусмотрены и Законом Украины «Об

организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» от

30.06.93 г.

В соответствии со ст. 18 Закона Украины «Об организационно-правовых

основах борьбы с организованной преступностью» непосредственно на

таможенные органы возлагаются обязанности:

а) оказывать необходимую помощь при проведение оперативно-розыскных

мероприятий в зоне таможенного контроля;

б) по поручению специальных органов по борьбе с организованной

преступностью проводить проверку законности действий организаций и граждан,

связанных с перемещением предметов и веществ через таможенную границу;

в) по поручению специальных органов по борьбе с организованной

преступностью обеспечивать контролируемые поставки наркотических и

психотропных веществ и средств, а также оружия и других предметов,

используемых организованными преступными группами с целью контрабанды.

9. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ

В соответствии с п.3 статьи 121 Конституции Украины от 28.06.96 г. на

органы прокуратуры возлагается надзор за соблюдением законов органами,

проводящими дознание.

В соответствии со статьей 29 Закона Украины «О прокуратуре» от

05.11.91 г. надзор за законностью в деятельности таможенных органов, как

органов дознания, должен своей задачей содействовать:

- раскрытию преступлений, защите личности, ее прав, свобод, собственности,

прав предприятий, учреждений, организаций от преступных посягательств;

- выполнению требований закона о неотвратимости ответственности за

совершенное преступление;

- предотвращение незаконного привлечения лица к уголовной ответственности;

- охране прав и законных интересов граждан;

- осуществлению мероприятий по пресечению, предотвращению преступлений,

устранению причин и условий, которые содействуют их совершению.

Прокурор принимает меры к тому, чтобы органы дознания:

- соблюдали предусмотренные действующим законодательством порядок

возбуждения уголовных дел о контрабанде, производства неотложных

следственных действий, применения технических средств, прекращения дел, а

также сроков производства дознания;

- неуклонно выполняли требования закона о всестороннем, полном, объективном

исследовании всех обстоятельств дела; выясняли обстоятельства, которые

изобличают или оправдывают подозреваемого, а также смягчают или отягчают

его ответственность;

- выявляли причины совершения преступлений и условия, которые содействуют

этому, принимали меры к их устранению (статья 30 Закона Украины «О

прокуратуре» от 05.11.91 г.)

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением законов

органами дознания определяется уголовно-процессуальным законодательством.

Относительно органов дознания таможенной системы, которые ведут борьбу

с контрабандой, прокурор в пределах своей компетентности имеет

предусмотренное законом право:

- осуществлять проверку оснований для возбуждения уголовного дела;

- отменять незаконные и необоснованные постановления дознавателя;

- давать письменные указания по исследованию обстоятельств по делу, об

избрании, изменении, отмене мер пресечения, квалификации преступления;

осуществлении тех или иных неотложных следственных действий;

- принимать участие в производстве дознания, в необходимых случаях, лично

производить отдельные следственные действия по делу, которое находится в

производстве дознавателя;

- санкционировать производство обыска, наложение ареста на почтово-

телеграфную корреспонденцию и ее выемку, другие следственные действия

органов дознания в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным

законом;

- санкционировать при наличии предусмотренных законом оснований

постановления органов дознания (дознавателей) о применении такой меры

пресечения, как заключение под стражу (статья 31 Закона Украины «О

прокуратуре» от 05.11.91 г.)

- осуществлять контроль за соблюдением установленного законом 10- дневного

срока производства дознания по делу о контрабанде и за своевременной

передачей этих дел следственным органам Службы безопасности Украины;

- передавать следственным органам Службы безопасности Украины изъятые у

органов дознания дела с целью обеспечения по ним более полного и

объективного расследования досрочно;

- на основании материалов, которые есть у него в распоряжении или

материалов органы дознания лично возбуждать уголовное дело или отказывать

в его возбуждении;

- обоснованно прекращать уголовное дело, давать согласие на прекращение

уголовного дела органом дознания таможенной системы в тех случаях, когда

это предусмотрено действующим законом;

- отстранять дознавателя от дальнейшего производства дознания, если им

допущены нарушения действующего закона по делу.

Указания прокурора органам дознания в связи с возбуждением уголовного

дела и производством дознания, которые даются в соответствии с требованиями

уголовно-процессуального закона являются обязательными для этих органов

(статья 32 Закона Украины «О прокуратуре» от 05.11.91 г.)

Обжалование указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их

исполнение (статья 227 УПК Украины)

Действия дознавателя в связи с производством им дознания могут быть

обжалованы непосредственно прокурору или через дознавателя. Жалобы могут

быть как устными так и письменными. Устные жалобы заносятся в протокол.

Дознаватель обязан немедленно доложить начальнику органа дознания о

полученной жалобе и в течении 24 часов направить ее вместе со своими

объяснениями прокурору (статья 234 УПК Украины)

Относительно дознавателей, которые нарушили действующее

законодательство при производстве по делам о контрабанде, прокурор с учетом

характера правонарушения имеет право вынести мотивированное постановление о

возбуждении уголовного дела, дисциплинарном или административном

производстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таможенная граница Украины должна быть надежной. Только такая граница

может обеспечить в полной мере политическую и экономическую независимость

суверенной Украины. На это направлена вся таможенная политика Украины.

Сформирование правовой базы таможенного дела и создание системы

таможенных органов позволило достичь серьезных результатов по защите

экономических интересов Украины и пополнению государственного бюджета. Тем

не менее, реализация идей о кардинальных экономических реформах, дальнейшая

интеграция Украины в мировое экономическое и политическое сообщество

требует совершенствования как организационно-правовых основ таможенного

дела, так и приемов, методов, процедуры осуществления таможенной политики.

Не следует считать, что процесс создания в Украине таможенного

законодательства завершен. Он продолжается, поскольку и сам Таможенный

кодекс Украины и иные нормативные акты, регулирующие таможенное дело в

Украине, еще далеки от совершенства.

В Проекте таможенного кодекса Украины предусмотрен раздел

"Контрабанда. Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных

органов", в котором в главе "Дознание в таможенных органах" отражены

процессуальные вопросы деятельности таможенных органов – как органов

дознания: сроки и порядок производства дознания; доказательства по делам о

контрабанде; прекращение дознания; обжалование действий и постановлений

органов дознания; отказ в возбуждении уголовного дела о контрабанде;

полномочия начальника таможенного органа – как органа дознания; полномочия

дознавателя.

В настоящий момент необходимо акцентировать внимание на необходимости

решения давно назревшего вопроса о предоставлении таможенным органам права

самостоятельно осуществлять оперативно-розыскные мероприятия. Отсутствие

таких полномочий вынуждает прибегать к помощи органов внутренних дел или

службы безопасности, которые не всегда способны оказать эту помощь, а даже

тогда, когда способны, не в состоянии это сделать качественно, поскольку не

знакомы со спецификой таможенного дела и многочисленными правовыми актами,

в частности ведомственными, которыми регулируются вопросы осуществления

таможенной политики Украины.

Это аргумент в защиту разделяемого многими сотрудниками таможенных

органов предложения о том, чтобы таможенные органы официально получили

статус правоохранительных органов с полномочиями проведения оперативно-

розыскных действий. В Проекте таможенного кодекса Украины в главе

"Оперативно-розыскная деятельность" раскрывается назначение и понятие

указанной деятельности в борьбе с контрабандой, как системы гласных и

негласных поисковых мероприятий, которые осуществляются с целью выявления,

предупреждения и раскрытия контрабанды, выявления и взятия под контроль

лиц, причастных к ее совершению. Также в данной главе определены

подразделения таможенных органов, которые имеют право производства ОРД и их

права по осуществлению этой деятельности; предусмотрены контролируемые

поставки наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и

перемещение товаров под негласным контролем.

Список нормативно-правовых актов:

1. Конституция Украины, принята 28.06.96 г.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Украины - УПК Украины, принят 28.12.60 г.

3. Уголовный кодекс Украины - УК Украины, принят 28.12.60 г.

4. Кодекс об административных правонарушениях Украины - КоАП Украины,

принят 07.12.84 г.

5. Таможенный кодекс Украины - ТК Украины, принят 12.12.91 г.

6. Закон Украины "О таможенном деле" от 25.06.91 г., Ведомости Верховного

Совета Украины № 44 ст. 576, 1991 г.

7. Закон Украины "О прокуратуре" от 05.11.91 г., Ведомости Верховного

Совета Украины № 53 ст. 793, 1991 г.

8. Закон Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" от 18.02.92 г.,

Ведомости Верховного Совета Украины № 22 ст. 303, 1992 г.

9. Закон Украины "Об организационно-правовых основах борьбы с

организованной преступностью" от 30.06.93 г., Ведомости Верховного Совета

Украины № 35 ст. 358, 1993 г.

10. Закон Украины "О судебной экспертизе" от 25.02.94 г., Ведомости

Верховного Совета Украины № 28 ст. 232, 1994 г.

11. Закон Украины "Об обращении в Украине наркотических средств,

психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров" от 15.02.95 г., Ведомости

Верховного Совета Украины № 10 ст. 60, 1995 г.

12. Закон Украины "Об использовании ядерной энергии и радиационной

безопасности" от 08.02.95 г., Ведомости Верховного Совета Украины № 12 ст.

82, 1995 г.

13. Закон Украины "О лекарственных средствах" от 04.04.96 г., Ведомости

Верховного Совета Украины № 10 ст. 60, 1997 г.

14. Закон Украины "О государственном регулировании добычи драгоценных

металлов и контроле за операциями с ними" от 18.11.97 г., Ведомости

Верховного Совета Украины № 9 ст. 34, 1998 г.

15. Декрет Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и

валютном контроле" от 19.02.93 г., Ведомости Верховного Совета Украины № 17

ст. 184, 1993 г.

16. Постановление Кабинета Министров Украины "О создании таможенной стражи"

от 29.06.96 г., Сборник постановлений Кабинета Министров Украины № 14 ст.

385, 1996 г.

17. Постановление Пленума Верховного Суда Украины "О судебной практике по

делам о хищении, изготовлении, хранении и других незаконных деяниях с

оружием, боевыми припасами или взрывчатыми веществами" № 6 от 08.07.94 г.,

Бюллетень законодательства Постановлений Пленума Верховного Суда Украины по

уголовным делам, № 11, 1998 г.

18. Приказ Государственной таможенной службы Украины - ГТС Украины № 400 от

08.07.98 г. "О создании Отделений (Служб) по борьбе с контрабандой и

нарушениями таможенных правил".

19. Приказ Государственной таможенной службы Украины - ГТС Украины № 587 от

19.09.98 г. "Об утверждении Методических рекомендаций по производству

дознания в таможенных органах Украины в уголовных делах о контрабанде".

Список использованной литературы:

1. Уголовный кодекс Украины НПК, под редакцией С.С. Яценко, В.И. Шакуна,

Киев, 1998

2. УПК Украины НПК, под редакцией М.М. Михеенко, В.П. Щибеко, Киев, 1995

3. УПК Украины НПК, под редакцией В.М. Тертышника, Харьков, 1998

4. Ю.И. Зеленский "Контрабанда – язва империализма" Москва, 1985

5. Б.М. Угаров "У таможенного барьера" Москва, 1975

6. Б.Н. Габричидзе "Таможенное право" Москва, 1997

7. В. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка" Москва, 1978

8. А.К. Гаврилов "Следственные действия по Советскому уголовно-

процессуальному праву" Волгоград, 1975

9. Г.Г. Зуйков "Поиск преступников по признакам способов совершения

преступления" Москва, 1970

10. Л.Н. Марков "Очерки по истории таможенной службы" Иркутск, 1987

11. Е.А. Гомилко "Милиция – как орган дознания" Киев, 1989

12. И.Ф. Крылов, А.И. Бастрыкин "Розыск, дознание, следствие" Ленинград,

1984

13. А.Н. Колесниченко "Советская криминалистика. Методика расследования

отдельных видов преступлений" Киев, 1988

14. В.А. Пертцик "Таможенное право СССР" Иркутск, 1973

15. И.В. Постика "Проведение дознания по делам о контрабанде, совершенной с

участием представителей предпринимательских структур" Одесса, 1997

16. И.В. Постика "Оперативная оценка следов преступления" Одесса, 1989

17. С.А. Шейфер "Сущность и способы собирания доказательств в Советском

уголовном процессе" Москва, 1972

18. Ф.А. Томасевич "Производство дознания" Саратов, 1964

19. Н.В. Жогин "Предварительное следствие" Москва, 1965

20. С.В. Бородин "Советский уголовный процесс" Москва, 1982

21. А.М. Ларин "Расследование уголовных дел. Планирование и организация"

Москва, 1970

22. М.С. Строгович "Курс Советского уголовного процесса" Москва

23. Л.В. Павлухин "Расследование в форме дознания" Томск

24. Большая Советская энциклопедия, Москва, т. 30

25. С.П. Митричев "Следственная тактика" Москва, 1975

26. С.С. Алексеев "Общая теория права" Москва, 1982 т.2

27. А.Я. Дубинский "Исполнение процессуальных решений следователя. Правовые

и организационные проблемы" Киев, 1984

28. Р.С. Белкин "Очерки криминалистической тактики" Волгоград, 1993

29. Р.С. Белкин "Собирание, исследование, оценка доказательств" Москва,

1966

30. Р.С. Белкин "Криминалистическая экспертиза" Москва, 1966

31. Р.С. Белкин "Криминалистика" Москва, 1988

32. Н.П. Яблоков "Криминалистика" Москва, 1995

33. С.И. Ожегов "Словарь русского языка" Москва, 1968

34. В.П. Колмаков "Следственный осмотр" Москва, 1969

35. В.П. Колмаков "Идентификационные действия следователя" Москва, 1977

36. В.П. Колмаков "Советская криминалистика: криминалистическая техника и

следственная тактика" Киев, 1973

37. Ю.А Тихомиров "Курс административного права и процесса" Москва, 1998

38. Г.А. Матусовский "Организация работы аппаратов дознания и

предварительного следствия органов внутренних дел" Харьков, 1983

39. А.П. Кругликов "Правовое регулирование органов и лиц, производящих

дознание" Волгоград, 1986

40. А.П. Рыжаков "Предварительное расследование" Москва, 1997

41. И.М. Гуткин "Вопросы совершенствования процессуального и

организационного руководства в сфере дознания" Москва, 1984

42. УПК РСФСР НПК под ред. М.Ю. Рогинского, Москва, 1985

43. В.А. Михайлов "Участники предварительного расследования" Волгоград,

1972

44. Б.Л. Викторов "Общие условия предварительного расследования в Советском

уголовном процессе" Москва, 1971

45. А.П. Гуляев "Дознание в органах внутренних дел" Москва, 1986

46. В.М. Петренко "Производство дознания" Москва, 1965

-----------------------

[1] Ю.И. Зеленский "Контрабанда – язва империализма" Москва, 1985, стр. 8

[2] Б.М. Угаров "У таможенного барьера" Москва, 1975, стр. 5

[3] Б.М. Угаров "У таможенного барьера" Москва, 1975, стр. 17, 18, 20, 22

[4] Б.Н. Габричидзе "Таможенное право" Москва, 1997, стр. 24

[5] Б.М. Угаров "У таможенного барьера" Москва, 1975, стр. 23

[6] Л.Н. Марков "Очерки по истории таможенной службы" Иркутск, 1987, стр.

58, 62

[7] Е.А. Гомилко "Милиция – как орган дознания" Киев, 1989, стр. 10

[8] В. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка" Москва, 1978,

т.1, стр. 454

[9] И.Ф. Крылов, А.И. Бастрыкин "Розыск, дознание, следствие" Ленинград,

1984, стр. 142, 144

[10] Л.Н. Марков "Очерки по истории таможенной службы" Иркутск, 1987, стр.

81

[11] В.А. Пертцик "Таможенное право СССР" Иркутск, 1973, стр. 6

[12] И.Ф. Крылов, А.И. Бастрыкин "Розыск, дознание, следствие" Ленинград,

1984, стр. 104

[13] Б.Н. Габричидзе "Таможенное право" Москва, 1997, стр. 304, 305

[14] Уголовный кодекс Украины. Научно-практический комментарий (далее НПК),

под редакцией С.С. Яценко, В.И. Шакун, Киев, 1998, стр. 287

[15] Н.В. Чернышов "Уголовное право" Киев, 1995, стр. 258

[16] Уголовный кодекс Украины НПК, под редакцией С.С. Яценко, В.И. Шакун,

Киев, 1998, стр. 287

[17] Уголовный кодекс Украины НПК, под редакцией С.С. Яценко, В.И. Шакун,

Киев, 1998, стр. 287

[18] Уголовный кодекс Украины НПК, под редакцией С.С. Яценко, В.И. Шакун,

Киев, 1998, стр. 291

[19] Уголовный кодекс Украины НПК, под редакцией С.С. Яценко, В.И. Шакун,

Киев, 1998, стр. 168

[20] Уголовный кодекс Украины НПК, под редакцией С.С. Яценко, В.И. Шакун,

Киев, 1998, стр. 289

[21] Уголовный кодекс Украины НПК, под редакцией С.С. Яценко, В.И. Шакун,

Киев, 1998, стр. 288

[22] И.В. Постика "Проведение дознания по делам о контрабанде, совершенной

с участием представителей предпринимательских структур" Одесса, 1997, стр

5,6

[23] Уголовный кодекс Украины НПК, под редакцией С.С. Яценко, В.И. Шакун,

Киев, 1998, стр. 105

[24] Уголовный кодекс Украины НПК, под редакцией С.С. Яценко, В.И. Шакун,

Киев, 1998, стр. 37,38

[25] Уголовный кодекс Украины НПК, под редакцией С.С. Яценко, В.И. Шакун,

Киев, 1998, стр. 96

[26] Н.П. Яблоков "Криминалистика" Москва, 1995, стр. 52

[27] Г.Г. Зуйков "Поиск преступников по признакам способов совершения

преступления" Москва, 1970, стр. 84

[28] И.В. Постика "Проведение дознания по делам о контрабанде, совершенной

с участием представителей предпринимательских структур" Одесса, 1997, стр.

18-24

[29] А.Н. Колесниченко "Советская криминалистика. Методика расследования

отдельных видов преступлений" Киев, 1988, стр. 30

[30] И.В. Постика "Проведение дознания по делам о контрабанде, совершенной

с участием представителей предпринимательских структур" Одесса, 1997, стр 7-

8

[31] УПК Украины НПК, под редакцией М.М. Михеенко, В.П. Щибеко, Киев, 1995,

стр. 110

[32] УПК Украины НПК, под редакцией В.М. Тертышник, Харьков, 1998, стр. 97,

98

[33] УПК Украины НПК, под редакцией М.М. Михеенко, В.П. Щибеко, Киев, 1995,

стр. 112

[34] УПК Украины НПК, под редакцией М.М. Михеенко, В.П. Щибеко, Киев, 1995,

стр. 114-116

[35] УПК Украины НПК, под редакцией В.М. Тертышник, Харьков, 1998, стр.

164, 165

[36] С.С. Алексеев "Общая теория права" Москва, 1982, т.2, стр. 152

[37] Ю.А Тихомиров "Курс административного права и процесса" Москва, 1998,

стр. 205, 206

[38] А.П. Кругликов "Правовое регулирование органов и лиц, производящих

дознание" Волгоград, 1986, стр. 8-13

[39] УПК Украины НПК, под редакцией В.М. Тертышник, Харьков, 1998, стр. 6

[40] А.П. Кругликов "Правовое регулирование органов и лиц, производящих

дознание" Волгоград, 1986, стр. 17

[41] А.П. Рыжаков "Предварительное расследование" Москва, 1997, стр. 26

[42] И.М. Гуткин "Вопросы совершенствования процессуального и

организационного руководства в сфере дознания" Москва, 1984, стр.9

[43] А.П. Кругликов "Правовое регулирование органов и лиц, производящих

дознание" Волгоград, 1986, стр. 17

[44] УПК РСФСР НПК под ред. М.Ю. Рогинского, Москва, 1985, стр. 212

[45] Ф.А. Томасевич "Производство дознания" Саратов, 1964, стр. 6

[46] В.А. Михайлов "Участники предварительного расследования" Волгоград,

1972, стр.104

[47] А.П. Гуляев "Дознание в органах внутренних дел" Москва, 1986, стр.14

[48] А.П. Кругликов "Правовое регулирование органов и лиц, производящих

дознание" Волгоград, 1986, стр. 7

[49] УПК Украины НПК, под редакцией В.М. Тертышника, Харьков, 1998, стр.

152

[50] УПК Украины НПК, под редакцией В.М. Тертышника, Харьков, 1998, стр.

152, 153

[51] УПК Украины НПК, под редакцией В.М. Тертышника, Харьков, 1998, стр.

154

[52] УПК Украины НПК, под редакцией В.М. Тертышника, Харьков, 1998, стр.

156

[53] УПК Украины НПК, под редакцией В.М. Тертышника, Харьков, 1998, стр.

188-191

[54] УПК Украины НПК, под редакцией В.М. Тертышника, Харьков, 1998, стр.

166

[55] УПК Украины НПК, под редакцией В.М. Тертышника, Харьков, 1998, стр.

160

[56] УПК Украины НПК, под редакцией В.М. Тертышника, Харьков, 1998, стр.

173

[57] Е.А. Гомилко "Милиция – как орган дознания" Киев, 1989, стр. 11

[58] Е.А. Гомилко "Милиция – как орган дознания" Киев, 1989, стр. 9, 10

[59] Е.А. Гомилко "Милиция – как орган дознания" Киев, 1989, стр. 33, 34

[60] Е.А. Гомилко "Милиция – как орган дознания" Киев, 1989, стр. 11

[61] В.М. Петренко "Производство дознания" Москва, 1965, стр.4

[62] М.С. Строгович "Курс Советского уголовного процесса" Москва, 1970,

стр.27

[63] Л.В. Павлухин "Расследование в форме дознания" Томск, 1978, стр. 8

[64] Большая Советская энциклопедия, Москва, т.30, стр. 289

[65] А.П. Рыжаков "Предварительное расследование" Москва, 1997, стр. 15-17

[66] А.П. Рыжаков "Предварительное расследование" Москва, 1997, стр. 24

[67] А.П. Рыжаков "Предварительное расследование" Москва, 1997, стр. 18

[68] Б.Л. Викторов "Общие условия предварительного расследования в

Советском уголовном процессе" Москва, 1971, стр. 23

[69] А.П. Рыжаков "Предварительное расследование" Москва, 1997, стр. 29

[70] Е.А. Гомилко "Милиция – как орган дознания" Киев, 1989, стр. 12

[71] А.Я. Дубинский "Исполнение процессуальных решений следователя.

Правовые и организационные проблемы" Киев, 1984, стр. 87

[72] И.В. Постика "Проведение дознания по делам о контрабанде, совершенной

с участием представителей предпринимательских структур" Одесса, 1997, стр

36-37

[73] Б.Н. Габричидзе "Таможенное право" Москва, 1997, стр. 318

[74] А.К. Гаврилов "Следственные действия по Советскому уголовно-

процессуальному праву" Волгоград, 1975, стр. 5

[75] А.М. Ларин "Расследование уголовных дел. Планирование и организация"

Москва, 1970, стр. 13

[76] С.А. Шейфер "Сущность и способы собирания доказательств в Советском

уголовном процессе" Москва, 1972, стр. 44

[77] И.В. Постика "Проведение дознания по делам о контрабанде, совершенной

с участием представителей предпринимательских структур" Одесса, 1997, стр

27, 28

[78] С.П. Митричев "Следственная тактика" Москва, 1975, стр.12

[79] Р.С. Белкин "Очерки криминалистической тактики" Волгоград, 1993, стр.

35

[80] И.В. Постика "Проведение дознания по делам о контрабанде, совершенной

с участием представителей предпринимательских структур" Одесса, 1997, стр

28

[81] Р.С. Белкин "Собирание, исследование, оценка доказательств" Москва,

1966, стр.115

[82] Р.С. Белкин "Очерки криминалистической тактики" Волгоград, 1993, стр.

67

[83] Б.Н. Габричидзе "Таможенное право" Москва, 1997, стр. 313

[84] И.В. Постика "Проведение дознания по делам о контрабанде, совершенной

с участием представителей предпринимательских структур" Одесса, 1997, стр

30, 31

[85] С.П. Митричев "Следственная тактика" Москва, 1975, стр. 3, 4

[86] Р.С. Белкин "Криминалистическая экспертиза" Москва, 1966, стр.9

[87] С.П. Митричев "Следственная тактика" Москва, 1975, стр.5

[88] А.К. Гаврилов "Следственные действия по Советскому уголовно-

процессуальному праву" Волгоград, 1975, стр. 11

[89] УПК Украины НПК, под редакцией В.М. Тертышника, Харьков, 1998, стр.

186

[90] И.В. Постика "Оперативная оценка следов преступления" Одесса, 1989,

стр. 13, 14

[91] УПК Украины НПК, под редакцией В.М. Тертышника, Харьков, 1998, стр.

185

[92] В.П. Колмаков "Следственный осмотр" Москва, 1969, стр. 18

[93] И.В. Постика "Проведение дознания по делам о контрабанде, совершенной

с участием представителей предпринимательских структур" Одесса, 1997, стр

39, 40

[94] И.В. Постика "Проведение дознания по делам о контрабанде, совершенной

с участием представителей предпринимательских структур" Одесса, 1997, стр

44-46

[95] И.В. Постика "Проведение дознания по делам о контрабанде, совершенной

с участием представителей предпринимательских структур" Одесса, 1997, стр

46,50

[96] В.П. Колмаков "Советская криминалистика: криминалистическая техника и

следственная тактика" Киев, 1973, стр. 220.

[97] УПК Украины НПК, под редакцией В.М. Тертышника, Харьков, 1998, стр.

235

[98] И.В. Постика "Проведение дознания по делам о контрабанде, совершенной

с участием представителей предпринимательских структур" Одесса, 1997, стр

51, 52

[99] И.В. Постика "Проведение дознания по делам о контрабанде, совершенной

с участием представителей предпринимательских структур" Одесса, 1997, стр

63, 64

[100] УПК Украины НПК, под редакцией В.М. Тертышника, Харьков, 1998, стр.

261

[101] И.В. Постика "Проведение дознания по делам о контрабанде, совершенной

с участием представителей предпринимательских структур" Одесса, 1997, стр

74

[102] В.П. Колмаков "Идентификационные действия следователя" Москва, 1977,

стр. 76, 77

[103] А.П. Кругликов "Правовое регулирование органов и лиц, производящих

дознание" Волгоград, 1986, стр. 25

[104] С.И. Ожегов "Словарь русского языка" Москва, 1968, стр. 68

[105] Н.В. Жогин "Предварительное следствие" Москва, 1965, стр. 62

[106] А.П. Кругликов "Правовое регулирование органов и лиц, производящих

дознание" Волгоград, 1986, стр. 28

[107] С.В. Бородин "Советский уголовный процесс" Москва, 1982, стр. 260,

261

[108] Г.А. Матусовский "Организация работы аппаратов дознания и

предварительного следствия органов внутренних дел" Харьков, 1983, стр. 65

[109] А.П. Рыжаков "Предварительное расследование" Москва, 1997, стр. 60

[110] Е.А. Гомилко "Милиция – как орган дознания" Киев, 1989, стр. 71

[111] И.В. Постика "Проведение дознания по делам о контрабанде, совершенной

с участием представителей предпринимательских структур" Одесса, 1997, стр

35, 36

[112] Р.С. Белкин "Криминалистика" Москва, 1988, т.2, стр. 186, 187

[113] Н.П. Яблоков "Криминалистика" Москва, 1995, стр. 518

-----------------------

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ