Учреждения лишения свободы по новому уголовно-исполнительному законодательству
лишенные свободы на срок свыше шести месяцев со строгой изоляцией,
лишенные свободы до пяти лет без строгой изоляции;
- по социальному положению: преступники из класса трудящихся, преступники
из враждебного класса;
- по образованию: неграмотные, малограмотные и грамотные;
- по режиму содержания: подлежащие содержанию в начальном, среднем и высшем
разрядах:
- по наличию специальности: имеющие и не имеющие ее;
- по мотивам совершенных преступлений: совершившие преступление в силу
классовых привычек, взглядов или интересов; совершившие преступления по
несознательности, в первый раз, совершившие преступления вследствие
тяжелых материальных условий.
По мере укрепления Советского государства все более углублялся процесс
перехода от тюрем к воспитательным учреждениям. И проявлялся он, прежде
всего, в развитии исправительно-трудовых колоний с промышленным и
сельскохозяйственным производством. Если в 1919г. на территории РСФСР
насчитывалось только десять колоний, то в следующие годы их число заметно
возрастает. В 1920 г. их уже 15, а в 1921 г. – 26, 1922 г.– 32, в 1923 г. –
33, в 1930 г. – 57 и в 1931 – 76 колоний разного типа.[23]
Одной из первых промышленных колоний можно назвать Лианозово-
Крюковскую колонию в Московской области, созданную на базе четырех
кирпичных заводов в 1923 г. Заключенные в этой колонии были заняты
производством кирпича и довели его выпуск с 3 млн. штук в 1923 г. до 20
млн. в 1926 г.[24]
Большое значение для развития исправительно-трудовых учреждений имело
постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 26 марта 1928 г. «О карательной политике
и состоянии мест заключения».[25] Данное постановление закрепило
существовавшие виды мест лишения свободы и классифицировало преступников на
две основные группы: преступники из числа классовых врагов и
деклассированных преступников –рецидивистов, с одной стороны, и
преступников из числа рабоче-крестьянской молодежи, а также взрослых
преступников, совершивших преступления случайно, с другой стороны.
30 октября 1929 г. постановлением ВЦИК И СНК были упразднены
распределительные комиссии, которые несмотря на их большую роль в работе
исправительно-трудовых учреждений по борьбе с преступностью имели ряд
недостатков, главным их которых можно назвать формализм в принятии решений.
Этим же постановлением были расширены права наблюдательных комиссий.
6 ноября 1929 г. постановлением ЦИК и СНК СССР было отменено
наказание в виде лишения свободы со строгой изоляцией. Одновременно был
предусмотрен новый вид лишения свободы – исправительно-трудовой лагерь в
отдаленных местностях СССР, куда подлежали направлению осужденные на срок
свыше трех лет.
В 1930-1932 гг. в различных районах страны был организован ряд
исправительно-трудовых лагерей, наиболее известные из них – Беломоро-
Балтийский, Казахстанский, Сибирский, Дмитровский, Печерский, Воркутинский
и Ухтинский. 8 апреля 1930 г. в районе Колымы был организован Северо-
Восточный исправительно-трудовой лагерь. На исправительно-трудовые лагеря
была возложена задача охраны общества от особо социально опасных
правонарушителей через их изоляцию, соединенную с общественно полезным
трудом, и содержания этих правонарушителей в условиях трудового общежития.
Управление лагерями осуществлялось объединенным государственным
политическим управлением (ОГПУ).
В лагерях применялись три вида режима: первоначальный, облегченный и
льготный.
Осужденные, содержащиеся на первоначальном виде режима,
использовались на общих работах, проживали в пределах лагеря в специальных
помещениях, не имели права свободного выхода из этих помещений и
направлялись на работу по общему списку.
Осужденные облегченного режима имели право свободного передвижения.
Содержащиеся на льготном виде режима имели право на выход за пределы лагеря
и на занятие административных должностей в управлении лагеря и
производством.
Новый этап в развитии системы исправительно-трудовых учреждений
начинается с принятием 1 августа 1933 г. второго ИТК РСФСР.[26]
Согласно этому Кодексу местами лишения свободы являлись:
1) изоляторы для подследственных;
2) пересыльные пункты;
3) исправительно-трудовые колонии фабрично-заводского и
сельскохозяйственного типа;
4) исправительно-трудовые колонии массовых работ;
5) штрафные исправительно-трудовые колонии.
Для несовершеннолетних правонарушителей ИТК были предусмотрены школы
фабрично-заводского ученичества особого типа, задачей которых являлась
подготовка из несовершеннолетних правонарушителей квалифицированных рабочих
для промышленности и сельского хозяйства. В эти школы направлялись
несовершеннолетние правонарушители в возрасте от пятнадцати до восемнадцати
лет на основании приговоров судов и постановлений комиссий по делам
несовершеннолетних.
Для больных были предусмотрены медико-санитарные учреждения.
В 1934 г., в связи с образованием общесоюзного НКВД, произошла новая
реорганизация мест лишения свободы. Находящиеся в ведении НКЮ исправительно-
трудовые учреждения были переданы в ведение НКВД СССР и его местных
органов.
Для руководства исправительно-трудовыми учреждениями в составе НКВД
было создано Главное управление исправительно-трудовыми лагерями
(ГУЛАГ).[27]
Постановлением ЦИК от 10 июля 1934 г. при НКВД СССР было организовано
особое совещание, которому было предоставлено право применять в
административном порядке высылку, ссылку, заключение в исправительно-
трудовые лагеря на срок до 5 лет и высылку за пределы СССР.
В 1936 г. органам НКВД СССР постановлением ВЦИК и СНК от 8 августа
было предоставлено право переводить в дисциплинарном порядке в тюрьму лиц,
отбывающих наказание в исправительно-трудовых колониях и лагерях,
систематически нарушающих режим содержания, совершающих побеги и т. п.
Перевод этих лиц в тюрьму мог иметь место по постановлению начальника
республиканского, краевого или областного управления НКВД на срок до одного
года с санкции прокурора лагеря и по постановлению начальника ГУЛАГа на
срок до двух лет с санкции прокурора СССР.
Необходимо отметить, что в связи с усилением деятельности Берия Л.П.
и его окружения, а также теорий Вышинского нормативные положения ИТК 1933
г., как и сам кодекс, вскоре были забыты ( в качестве примера нарушения
законности можно привести следующий случай: в 1939 г. приказом НКВД СССР
были отменены зачеты рабочих дней и условно-досрочное освобождение, хотя
отменить эти положения был уполномочен лишь Верховный Совет). Исправительно-
рудовые учреждения в своей работе стали руководствоваться, главным образом,
инструкциями и приказами НКВД СССР. Нормативные акты этого периода главное
внимание в деятельности мест заключения обращали не на исправление и
перевоспитание заключенных, а на строгую изоляцию от общества и наиболее
эффективное использование их труда. НКВД превратился в крупнейшее
промышленно-строительное ведомство. За 1941-1944 гг. эта подсистема выдала:
золота – 315 т., концентрата олова 14398 т., никеля – 6511 т., угля – 8924
тыс. т., нефти – 407 тыс. т., мин – 30,2 млн. штук.
Количество заключенных было огромно: на начало войны – 2 млн. 300
тыс., на 21 декабря 1941 г. – 1 млн. 450 тыс.[28]
1.4.ВИДЫ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
После войны советское государство приступило к восстановлению и
дальнейшему развитию народного хозяйства. В этих условия исправительно-
трудовая система стала одним из основных поставщиков бесплатной рабочей
силы.
В послевоенное время была усилена ответственность за хищение
государственного и общественного имущества: в июне 1947 г. за эти
преступления были увеличены сроки наказания (до 10-25 лет), к лишению
свободы приговаривались также лица, виновные в недоносительстве по этим
преступлениям.[29]
Структура исправительно-трудовых учреждений МВД на начало 1952 года
выглядела следующим образом. Руководство всеми исправительно-трудовыми
учреждениями осуществляло Главное управление исправительно-трудовых лагерей
и колоний (ГУЛАГ) МВД СССР.
Помимо лагерей, находившихся в ведении ГУЛАГа, имелись еще лагеря в
ведении Главпромстроя, Дальстроя МВД, специального Главного управления и
Управления слюдяной промышленности МВД и др. В своей практической
деятельности эти главные управления подчинялись непосредственно МВД СССР.
Вместе с тем на ГУЛАГ МВД возлагался контроль а деятельность главных
лагерных производственных управлений МВД по обеспечению в подведомственных
им лагерях необходимых жилищно-бытовых и режимных условий и правильного
трудового использования заключенных.
При министерствах внутренних дел республик и управления внутренних
дел краев и областей в 1951 г. были созданы отделы исправительно-трудовых
лагерей. В связи с этим на МВД республик, УМВД краев и областей было
возложено непосредственное руководство и ответственность за работу
исправительно-трудовых лагерей, дислоцирующихся на территориях республик,
краев, областей по вопросам охраны, режима содержания и размещения
заключенных, оперативной работы, трудового использования осужденных.[30]
Эти функции отделы исправительно-трудовых лагерей осуществляли через
управления исправительно-трудовых лагерей и управления исправительно-
трудовых лагерей и колоний.
На территории некоторых областей сосредотачивалось несколько лагерей,
находившихся в подчинении различных центральных органов.
В исправительно-трудовых лагерях того времени было два вида режима:
общий и усиленный.
Исправительно-трудовой лагерь имел следующую структуру: управление
лагеря, лагерные отделения, лагерные пункты, участки и командировки, а
также центральные штрафные лагерные пункты. Внутри этих мест заключенные
разбивались на колонны (400-600 заключенных) и бригады.[31]
Условия содержания на общем и усиленном режимах мало чем отличались
друг от друга. Рабочий день для всех был установлен 9 часов. Осужденные
имели право на получение общих и личных свиданий, на получение передач и
посылок, а также на неограниченную переписку с родственниками. За труд они
получали премиальное вознаграждение в размере до 100 рублей. При этом 15 %
из этой суммы зачислялись на лицевой счет и выдавались при освобождении.
Раз в году осужденному предоставлялся рабочий отпуск продолжительностью в
десять дней, без выходя из лагеря или колонии. Разрешалось ношение
гражданской одежды и хранение наличных денег, а также получение денежных
переводов на неограниченную сумму.
Право назначения вида режима принадлежало администрации исправительно-
трудового учреждения. На усиленный режим направлялись осужденные за особо
опасные государственные преступления, бандитизм, разбой, побеги и
рецидивисты.
Общий режим предоставлялся всем остальным осужденным. После отбытия
одной трети срока наказания по постановлению, утвержденному начальником
лагеря, заключенные с усиленного режима могли быть переведены на общий
режим. В отдельных случаях начальнику лагеря предоставлялось право
досрочного перевода с усиленного на общий режим.
Нарушители дисциплины с общего и усиленного режимов подлежали
переводу в штрафные лагерные пункты на срок до 3 месяцев.
В штрафные лагерные пункты направлялись также осужденные в лагере за
бандитизм, разбой и грабежи на срок до одного года, а осужденные за прочие
преступления – до 6 месяцев. Основанием для перевода в штрафной лагерный
пункт являлся приказ начальника лагеря.
За систематические отказы от работы заключенные могли привлекаться
как за контрреволюционный саботаж по ст. 58/14 УК РСФСР 1926 г.
10 июля 1954 г. Совет Министров ССР утвердил «Положение об
исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР», которое закрепило
основные принципы советской исполнительно-трудовой политики.
На ИТУ были возложены задачи обеспечения отбытия осужденными
наказаний по приговорам судов, охраны и надзора за ними, предупреждения
новых преступлений, исправления их на основе приобщения к общественно
полезному труду и проведения политико-воспитательной работы.
Положение ввело более отчетливую классификацию осужденных, согласно
которой в ИТК должны были содержаться :
1) лица, осужденные к лишению свободы на срок до 3 лет;
2) лица, впервые осужденные за должностные, хозяйственные и другие не особо
опасные преступления,
3) лица, переводимые из детских трудовых колоний для дальнейшего отбывания
наказания.
В исправительно-трудовых колониях – все остальные осужденные.
Если в ИТК был предусмотрен только один вид режима содержания, то в
лагерях – четыре: общий, облегченный, строгий и специальный строгий.
В подразделениях общего режима содержались осужденные впервые за
менее опасные преступления, а также за тяжкие преступления, как впервые,
так и неоднократно, переводимые из колоний строгого режима. Однако
осужденные за особо опасные государственные преступления, осужденные два
раза и более за мене опасные преступления должны были содержаться в разных
подразделениях.
В подразделениях строгого режима содержались независимо от количества
судимостей, осужденные за тяжкие преступления – бандитизм, умышленное
убийство, разбой, грабежи, воры-рецидивисты, а также переведенные с общего
и облегченного режимов за злостные нарушения дисциплины.
При условии хорошего отношения к труду и примерного поведения, после
отбытия не менее шести месяцев на строгом режиме, осужденные могли быть
переведены на общий режим.
В специальных подразделениях строгого режима содержались осужденные
за тяжкие преступления, совершенные в места лишения свободы, а также
переведенные со строгого режима за злостные нарушения дисциплины.
В подразделениях облегченного режима содержались осужденные на срок
до 3 лет, осужденные впервые за должностные, хозяйственные и другие не
особо опасные преступления, а также переведенные из детских трудовых
колоний по достижении ими совершеннолетия для дальнейшего отбывания
наказания. Кроме того, на облегченный режим переводились осужденные с
общего режима после отбытия ими одной трети срока наказания.
Как подмечают специалисты, одним из недостатков работы ИТУ являлась
существовавшая в то время система зачетов рабочих дней, которая подрывала
стабильность приговора и отрицательно сказывалась на задачах специального и
общего предупреждения преступлений.[32]
1.5.ВИДЫ УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ПОСЛЕ
1956 Г.
В 1956 г. было признано нецелесообразным дальнейшее существование
исправительно-трудовых лагерей, как не обеспечивающих выполнение важнейшей
государственной задачи – перевоспитание заключенных в труде. В связи с этим
исправительно-трудовые лагеря были преобразованы в исправительно-трудовые
колонии. В 1961 г. было принято новое Положение об исправительно-трудовых
колониях и тюрьмах МВД РСФСР. В исправительно-трудовых колониях было
установлено четыре вида режима: общий, усиленный, строгий и особый.
В колониях общего режима могли содержаться:
1) лица, осужденные к реальному наказанию в виде лишения свободы впервые за
менее тяжкое преступление;
2) лица, осужденные за тяжкие преступления на срок до 3 лет;
3) лица, ранее судимые к лишению свободы условно и вновь осужденные за
менее опасные преступления к отбытию лишения свободы реально;
4) лица, ранее судимые к другим видам наказания и вновь осужденные за менее
опасные преступления к реальному отбыванию лишения свободы;
5) лица, ранее судимые и реально отбывавшие лишение свободы, но в колониях
для несовершеннолетних и вновь осужденные за менее опасные преступления
к реальному отбыванию наказания в виде лишения свободы;
6) лица, ранее судимые и отбывавшие реальное лишение свободы, которое им
впоследствии было заменено другим видом наказания или назначено условно;
7) лица, ранее судимые к реальному отбыванию наказания в виде лишения
свободы, которым судом в порядке исключения определили общий режим за
совершенные вновь менее опасные преступления.
В колониях усиленного режима содержались:
1) лица, осужденные впервые за тяжкие преступления к реальному отбытию
лишения свободы сроком свыше трех лет;
2) лица, ранее судимые и отбывавшие срок лишения свободы условно и вновь
осужденные за тяжкие преступления к реальному отбытию наказания в виде
лишения свободы на срок свыше трех лет;
3) лица, ранее судимые и отбывавшие наказание, не связанное с лишением
свободы, и вновь осужденные за тяжкие преступления к реальному отбытию
наказания в виде лишения свободы на срок свыше трех лет;
4) лица, ранее судимые к отбыванию лишения свободы, но в колониях для
несовершеннолетних и осужденные вновь, за тяжкие преступления сроком
свыше трех лет;
5) лица, ране судимые и реально отбывавшие лишение свободы, которое им
впоследствии было заменено другим видом наказания или назначено условно,
и вновь осужденные за тяжкие преступления сроком свыше трех лет;
6) лица, ранее судимые к реальному отбытию лишения свободы, которым суды в
порядке исключения определили усиленный режим за совершенные вновь
тяжкие преступления.
В исправительно-трудовых колониях строгого режима могли содержаться:
1) лица, осужденные два и более раза, независимо от тяжести преступления, к
реальному отбыванию наказания в виде лишения свободы;
2) особо опасные рецидивисты, переведенные после отбытия половины срока
наказания из колоний особого режима;
3) лица, которым смертная казнь в порядке амнистии или помилования заменена
лишением свободы, переведенные после отбывания половины срока наказания
из колонии особого режима;
4) лица, осужденные впервые к реальному отбытию срока наказания в виде
лишения свободы, которым суд в порядке исключения назначил строгий
режим;
5) осужденные женщины, признанные судами особо опасными рецидивистками;
6) мужчины и женщины, осужденные за особо опасные государственные
преступления.
В ИТК особого режима отбывали наказания как неоднократно судимые, так
и осужденные впервые, но за особо тяжкие преступления. Если рассматривать
состав заключенных с точки зрения тяжести совершенных преступлений, то
нетрудно заметить, что в этих колониях могли находиться заключенные,
осужденные как за тяжкие преступления, так и за менее опасные.[33]
Нужно отметить, что одним из важнейших мероприятий по
искоренению преступности явилась организация в ИТК отрядной структуры. В
конце 1957 г. во всех колониях осужденные были разбиты на отряды по 85-120
человек. Начальником отряда назначался офицер-воспитатель, имевший
специальную юридическую или педагогическую подготовку. Структура ИТК стала
выглядеть следующим образом: колония – отряд – бригада – звено. Колонию
возглавлял начальник колонии, у которого было два заместителя: по режиму и
оперативной работе и по политико-воспитательной работе среди заключенных.
Соответственно у первого заместителя в подчинении были: оперативная часть,
специальная часть, медицинская часть, дежурные помощники начальника
колонии, надзирательская служба и цензор; у второго – инспектора по
общеобразовательной и профилактической подготовке заключенных, начальники
отрядов, советы воспитателей, бригадиры и звеньевые. Непосредственно
начальнику колонии подчинялись: методический совет, канцелярия,
бухгалтерия, часть интендантского снабжения и коммунально-эксплуатационная
часть.[34]
Помимо ИТК действовали еще и тюрьмы и ВТК.
Тюрьмы были предназначены для содержания осужденных к лишению свободы
в виде тюремного заключения: особо опасных рецидивистов; лиц, совершивших
особо опасные государственные преступления по достижении
восемнадцатилетнего возраста; лиц, по достижению восемнадцатилетнего
возраста совершивших тяжкие преступления и осужденных за них к лишению
свободы на срок свыше пяти лет, а также для злостных нарушителей,
переводимых из ИТК на срок до трех лет.
Что же касается воспитательно-трудовых колоний, то они делились на
ВТК общего и усиленного режимов.
В воспитательно-трудовых колониях общего режима содержались:
1) несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы
за менее тяжкие преступления;
2) несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы
за тяжкие преступления на срок до трех лет включительно;
3) осужденные к лишению свободы несовершеннолетние женского пола.
В воспитательно-трудовых колониях усиленного режима содержались:
1) несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению
свободы на срок свыше трех лет за тяжкие преступления, а также ранее
отбывавшие срок наказания в виде лишения свободы;
2) несовершеннолетние мужского пола, осужденные за умышленные
преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы;
3) систематически либо злостно нарушающие режим отбывания наказания и
переведенные за это из ВТК общего режима.
В структуре мест лишения свободы появились новые виды, а именно:
1) колонии-поселения для лиц, совершивших преступления по неосторожности,
осужденных за них впервые к лишению свободы на срок не более 5 лет (как
исключение – до 10 лет);
2) колонии-поселения для лиц, переводимых в порядке поощрения из колоний
общего, усиленного и строгого режимов.
18 декабря 1970 г. был принят новый ИТК РСФСР, вступивший в действие с
1 июля 1971 г. Считаю более целесообразным провести сравнительную
характеристику положений ИТК РСФСР 1970 г. и действующего в настоящее время
УИК РФ 1997 г.
2.ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЙ КОДЕКС РСФСР 1970 Г. И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ
КОДЕКС РФ 1997 Г. ЭВОЛЮЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
2.1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО
ПОРЯДОК ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Проводя сравнительную характеристику действующего ныне пенитенциарного
законодательства и предшествующего ему необходимо в первую очередь
остановиться на тех целях которые ставило и ставит перед собой это
законодательство.
Исправительно - трудовой кодекс Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики имел своей задачей обеспечение исполнения
уголовного наказания с тем, чтобы оно не только являлось карой за
совершенное преступление, но исправляло и перевоспитывало осужденных в духе
честного отношения к труду, точного исполнения законов и уважения к
правилам социалистического общежития, предупреждало совершение новых
преступлений как осужденными, так и иными лицами, а также способствовало
искоренению преступности. Ст.1 ИТК РСФСР 1970 г.
Уголовно - исполнительное законодательство Российской Федерации имеет
своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых
преступлений как осужденными, так и иными лицами. Цели же перевоспитания
осужденных, существующие ранее в исправительно-трудовом законодательстве и
теории исправительно-трудового права[35] оно не ставит (ст.1 УИК РФ 1996
г.).
Ныне действующий УИК РФ предусматривает приоритет норм международного
права над национальным, чего естественно не было в ИТК РСФСР 1970 г. Ст.3
УИК РФ гласит: «Если международным договором Российской Федерации
установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными,
чем предусмотренные уголовно - исполнительным законодательством Российской
Федерации, то применяются правила международного договора».
Уголовно-исполнительный кодекс разработан с учетом рекомендаций
международно-правовых актов. В том числе российскими законодателями были
проанализированы и учтены положения: Минимальных стандартных правил
обращения с заключенными, 1955 год; Декларации о защите всех лиц от пыток и
других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и
наказания, 1975 год; Концепции против пыток и других жестоких,
бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1984
год; Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, 1979
год; Принципов медицинской этики, относящихся к роли работников
здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных
лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство
видов обращения и наказания, 1982 год; Мер, гарантирующих защиту прав тех,
кто приговорен к смертной казни, 1984 год; Минимальных стандартных правила
ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних
(Пекинские правила), 1985 год; Свода принципов защиты всех лиц,
подвергнутых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1989
год; Минимальных стандартных правил ООН в отношении мер, не связанных с
тюремным заключением (Токийские правила), 1990 год; Правил ООН, касающихся
защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 год; Руководящих
принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-
Риядские руководящие принципы), 1990 год.
Доктор юридических наук, заслуженный деятель науки России А. Михлин
подчеркивает, что эти документы содержат нормы как обязательные, так и
рекомендательные. Например, запрещение пыток является обязательным, а
правило о содержании каждого осужденного в отдельной комнате (камере),
предусмотренное ст. 9 Минимальных стандартных правил обращения с
заключенными, должно быть отнесено к числу норм-рекомендаций, поскольку
далеко не все государства в силу своего экономического положения могут
позволить себе такое размещение осужденных к лишению свободы.[36]
Хотелось бы подчеркнуть, что принятие прогрессивного международного
опыта не означает восторженного копирования изобретений и традиций западных
правотворцев. Рекомендации (декларации) международных организаций по
вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в
уголовно - исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии
необходимых экономических и социальных возможностей (п.4 ст.3 УИК РФ 1996
г.).
Как ранее действующий ИТК РСФСР 1970 г., так и ныне действующий УИК РФ
предусматривают, что исполнение наказания не имеет целью причинение
физических страданий или унижение человеческого достоинства (ст.1).
В УИК РФ 1996 г более совершенно, чем в ИТК РСФСР 1970 г.
определяется основание отбывания уголовного наказания. Так, если в ИТК
РСФСР говорилось о том, что основанием отбывания уголовного наказания и
применения к осужденным мер исправительно - трудового воздействия является
только приговор суда, вступивший в законную силу (ст. 4), то в УИК РФ
указывается, что Основаниями исполнения наказаний и применения иных мер
уголовно - правового характера являются приговор либо изменяющие его
определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт
помилования или акт об амнистии (ст. 7).
Впервые в уголовно-исполнительном законодательстве закреплены
принципы этой отрасли права. ИТК 1970 г. лишь декларировал то, что
исправительно-трудовое законодательство определяет принципы исполнения и
отбывания наказания. Однако система принципов не была установлена и только
следовала из некоторых норм ИТК. Аналогичная норма сформулирована в ч. 2
ст. 2 УИК, но она одновременно получила развитие в ст. 8 этого кодекса, в
которой была определена система принципов уголовно-исполнительного
законодательства. В то же время в отличие от нового УК РФ (ст. ст. 3-7 УК)
содержание принципов не раскрыто. Представляется, что такое решение вполне
обоснованно, так как в процессе разработки УИК у членов рабочей комиссии
возникли расхождения в трактовке их содержания. Поэтому было принято
компромиссное решение и предоставлена возможность для доктринального
толкования ст. 8 УИК.[37]
Принципы уголовно-исполнительного законодательства не являются, как
нередко представляют, застывшими, декларативными, лишенными нормативной
силы положениями. Принципы, закрепленные в ст. 8 УИК, определяют построение
и содержание Особенной части кодекса, где регулируется исполнение
конкретных видов уголовных наказаний. Они влияют на содержание институтов и
норм УИК, а также создают ориентиры для иных законодательных и подзаконных
нормативно-правовых актов, регулирующих исполнение различных видов
наказания.
В УИК РФ законодатель счел необходимым указать на то, что Уголовно -
исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на
принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед
законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний,
рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и
стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с
исправительным воздействием (ст.8).
В УИК РФ дается (в отличии от ИТК РСФСР)определение исправления
осужденных: исправление осужденных - это формирование у них уважительного
отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям
человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (п.1 ст.
9).
Основными средствами исправления осужденных в соответствии с п.2. ст.9
УИК РФ являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания
(режим) (как и ранее), воспитательная работа (ране была политико-
воспитательная работа ст.7. ИТК РСФСР), общественно полезный труд,
получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное
воздействие (общественное воздействие отдельно не выделялось).
В соответствии с п. 3 ст. 9 УИК РФ средства исправления осужденных
применяются с учетом вида наказания (кажется довольно странным, что вид
наказания не являлся одним из критериев применения средств исправления по
ИТК 1970 г. - ст.7), характера и степени общественной опасности
совершенного преступления, личности осужденных и их поведения ( в ранее
действовавшем ИТК РСФСР отдельно выделялось и отношение осужденного к труду
- ст.7).
Уголовно-исполнительный кодекс уделил серьезное внимание регламентации
правового статуса осужденных, значительно расширив его и углубив. Этому
вопросу посвящена самостоятельная глава 2 кодекса (в ИТК 1970 г. было лишь
три статьи).
В указанной главе закрепляются общие принципы определения правового
положения осужденных, их субъективные права и юридические обязанности. Эта
глава, исходя из социально-правовой значимости отношений, входящих в ее
предмет, поставлена законодателем на второе место, сразу за главой,
устанавливающей общие положения. Это решение вполне оправданно, учитывая
архитектонику Конституции Российской Федерации, где глава о правовом
положении человека и гражданина также расположена после общих
конституционных положений и принципов.[38]
Говоря о правовом положении осужденных следует сказать, что достаточно
новым здесь стало то, что теперь государство призвано уважать и охранять
права, свободы и законные интересы осужденных (законодательное
подтверждение охраны прав осужденных содержится в главе 4 Федерального
закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (в редакции
Федерального закона от 19.11.99 г.), обеспечивать законность применения
средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при
исполнении наказаний (п.1 ст. 10 УИК РФ).
Как и ранее при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и
свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями,
установленными уголовным, уголовно - исполнительным и иным
законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть
освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев,
установленных федеральным законом (п.2 ст.10 УИК РФ).
Как и ранее осужденным гарантируется свобода совести и вероисповеданий.
Они вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (ст. 8.1.
ИТК РСФСР). Но здесь следует сказать, что гарантированное обеспечение
свободы совести и вероисповеданий, а также право осужденных на личную
безопасность были введены после внесения в ИТК РСФСР изменений Законом РФ
от 12.06.92г. N 2988-1.
Ныне действующий УИК РФ более подробно определил права и обязанности
осужденных. Так в соответствии со ст. 11 УИК РФ осужденные должны исполнять
установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан
Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы
поведения, требования санитарии и гигиены.
Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов,
определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в
соответствии с ними нормативных правовых актов. Они обязаны выполнять
законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих
наказания.
Осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам,
посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным.
Они обязаны являться по вызову администрации учреждений и органов,
исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения
требований приговора. В случае неявки осужденный может быть подвергнут
принудительному приводу.
Как гарантия исполнения осужденными своих законных обязанностей
установлено, что неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей,
а также невыполнение законных требований администрации учреждений и
органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом
ответственность.
Важной гарантией законности является установление в законе и перечня
прав осужденных. Статья 12 УИК РФ закрепила основные права осужденных.
Осужденные имеют право на получение информации о своих правах и
обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида
наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания,
обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их
с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.
Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала
учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому
или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к
осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.
Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты
медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|