бесплатные рефераты

Учреждения лишения свободы по новому уголовно-исполнительному законодательству

лишенные свободы на срок свыше шести месяцев со строгой изоляцией,

лишенные свободы до пяти лет без строгой изоляции;

- по социальному положению: преступники из класса трудящихся, преступники

из враждебного класса;

- по образованию: неграмотные, малограмотные и грамотные;

- по режиму содержания: подлежащие содержанию в начальном, среднем и высшем

разрядах:

- по наличию специальности: имеющие и не имеющие ее;

- по мотивам совершенных преступлений: совершившие преступление в силу

классовых привычек, взглядов или интересов; совершившие преступления по

несознательности, в первый раз, совершившие преступления вследствие

тяжелых материальных условий.

По мере укрепления Советского государства все более углублялся процесс

перехода от тюрем к воспитательным учреждениям. И проявлялся он, прежде

всего, в развитии исправительно-трудовых колоний с промышленным и

сельскохозяйственным производством. Если в 1919г. на территории РСФСР

насчитывалось только десять колоний, то в следующие годы их число заметно

возрастает. В 1920 г. их уже 15, а в 1921 г. – 26, 1922 г.– 32, в 1923 г. –

33, в 1930 г. – 57 и в 1931 – 76 колоний разного типа.[23]

Одной из первых промышленных колоний можно назвать Лианозово-

Крюковскую колонию в Московской области, созданную на базе четырех

кирпичных заводов в 1923 г. Заключенные в этой колонии были заняты

производством кирпича и довели его выпуск с 3 млн. штук в 1923 г. до 20

млн. в 1926 г.[24]

Большое значение для развития исправительно-трудовых учреждений имело

постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 26 марта 1928 г. «О карательной политике

и состоянии мест заключения».[25] Данное постановление закрепило

существовавшие виды мест лишения свободы и классифицировало преступников на

две основные группы: преступники из числа классовых врагов и

деклассированных преступников –рецидивистов, с одной стороны, и

преступников из числа рабоче-крестьянской молодежи, а также взрослых

преступников, совершивших преступления случайно, с другой стороны.

30 октября 1929 г. постановлением ВЦИК И СНК были упразднены

распределительные комиссии, которые несмотря на их большую роль в работе

исправительно-трудовых учреждений по борьбе с преступностью имели ряд

недостатков, главным их которых можно назвать формализм в принятии решений.

Этим же постановлением были расширены права наблюдательных комиссий.

6 ноября 1929 г. постановлением ЦИК и СНК СССР было отменено

наказание в виде лишения свободы со строгой изоляцией. Одновременно был

предусмотрен новый вид лишения свободы – исправительно-трудовой лагерь в

отдаленных местностях СССР, куда подлежали направлению осужденные на срок

свыше трех лет.

В 1930-1932 гг. в различных районах страны был организован ряд

исправительно-трудовых лагерей, наиболее известные из них – Беломоро-

Балтийский, Казахстанский, Сибирский, Дмитровский, Печерский, Воркутинский

и Ухтинский. 8 апреля 1930 г. в районе Колымы был организован Северо-

Восточный исправительно-трудовой лагерь. На исправительно-трудовые лагеря

была возложена задача охраны общества от особо социально опасных

правонарушителей через их изоляцию, соединенную с общественно полезным

трудом, и содержания этих правонарушителей в условиях трудового общежития.

Управление лагерями осуществлялось объединенным государственным

политическим управлением (ОГПУ).

В лагерях применялись три вида режима: первоначальный, облегченный и

льготный.

Осужденные, содержащиеся на первоначальном виде режима,

использовались на общих работах, проживали в пределах лагеря в специальных

помещениях, не имели права свободного выхода из этих помещений и

направлялись на работу по общему списку.

Осужденные облегченного режима имели право свободного передвижения.

Содержащиеся на льготном виде режима имели право на выход за пределы лагеря

и на занятие административных должностей в управлении лагеря и

производством.

Новый этап в развитии системы исправительно-трудовых учреждений

начинается с принятием 1 августа 1933 г. второго ИТК РСФСР.[26]

Согласно этому Кодексу местами лишения свободы являлись:

1) изоляторы для подследственных;

2) пересыльные пункты;

3) исправительно-трудовые колонии фабрично-заводского и

сельскохозяйственного типа;

4) исправительно-трудовые колонии массовых работ;

5) штрафные исправительно-трудовые колонии.

Для несовершеннолетних правонарушителей ИТК были предусмотрены школы

фабрично-заводского ученичества особого типа, задачей которых являлась

подготовка из несовершеннолетних правонарушителей квалифицированных рабочих

для промышленности и сельского хозяйства. В эти школы направлялись

несовершеннолетние правонарушители в возрасте от пятнадцати до восемнадцати

лет на основании приговоров судов и постановлений комиссий по делам

несовершеннолетних.

Для больных были предусмотрены медико-санитарные учреждения.

В 1934 г., в связи с образованием общесоюзного НКВД, произошла новая

реорганизация мест лишения свободы. Находящиеся в ведении НКЮ исправительно-

трудовые учреждения были переданы в ведение НКВД СССР и его местных

органов.

Для руководства исправительно-трудовыми учреждениями в составе НКВД

было создано Главное управление исправительно-трудовыми лагерями

(ГУЛАГ).[27]

Постановлением ЦИК от 10 июля 1934 г. при НКВД СССР было организовано

особое совещание, которому было предоставлено право применять в

административном порядке высылку, ссылку, заключение в исправительно-

трудовые лагеря на срок до 5 лет и высылку за пределы СССР.

В 1936 г. органам НКВД СССР постановлением ВЦИК и СНК от 8 августа

было предоставлено право переводить в дисциплинарном порядке в тюрьму лиц,

отбывающих наказание в исправительно-трудовых колониях и лагерях,

систематически нарушающих режим содержания, совершающих побеги и т. п.

Перевод этих лиц в тюрьму мог иметь место по постановлению начальника

республиканского, краевого или областного управления НКВД на срок до одного

года с санкции прокурора лагеря и по постановлению начальника ГУЛАГа на

срок до двух лет с санкции прокурора СССР.

Необходимо отметить, что в связи с усилением деятельности Берия Л.П.

и его окружения, а также теорий Вышинского нормативные положения ИТК 1933

г., как и сам кодекс, вскоре были забыты ( в качестве примера нарушения

законности можно привести следующий случай: в 1939 г. приказом НКВД СССР

были отменены зачеты рабочих дней и условно-досрочное освобождение, хотя

отменить эти положения был уполномочен лишь Верховный Совет). Исправительно-

рудовые учреждения в своей работе стали руководствоваться, главным образом,

инструкциями и приказами НКВД СССР. Нормативные акты этого периода главное

внимание в деятельности мест заключения обращали не на исправление и

перевоспитание заключенных, а на строгую изоляцию от общества и наиболее

эффективное использование их труда. НКВД превратился в крупнейшее

промышленно-строительное ведомство. За 1941-1944 гг. эта подсистема выдала:

золота – 315 т., концентрата олова 14398 т., никеля – 6511 т., угля – 8924

тыс. т., нефти – 407 тыс. т., мин – 30,2 млн. штук.

Количество заключенных было огромно: на начало войны – 2 млн. 300

тыс., на 21 декабря 1941 г. – 1 млн. 450 тыс.[28]

1.4.ВИДЫ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

После войны советское государство приступило к восстановлению и

дальнейшему развитию народного хозяйства. В этих условия исправительно-

трудовая система стала одним из основных поставщиков бесплатной рабочей

силы.

В послевоенное время была усилена ответственность за хищение

государственного и общественного имущества: в июне 1947 г. за эти

преступления были увеличены сроки наказания (до 10-25 лет), к лишению

свободы приговаривались также лица, виновные в недоносительстве по этим

преступлениям.[29]

Структура исправительно-трудовых учреждений МВД на начало 1952 года

выглядела следующим образом. Руководство всеми исправительно-трудовыми

учреждениями осуществляло Главное управление исправительно-трудовых лагерей

и колоний (ГУЛАГ) МВД СССР.

Помимо лагерей, находившихся в ведении ГУЛАГа, имелись еще лагеря в

ведении Главпромстроя, Дальстроя МВД, специального Главного управления и

Управления слюдяной промышленности МВД и др. В своей практической

деятельности эти главные управления подчинялись непосредственно МВД СССР.

Вместе с тем на ГУЛАГ МВД возлагался контроль а деятельность главных

лагерных производственных управлений МВД по обеспечению в подведомственных

им лагерях необходимых жилищно-бытовых и режимных условий и правильного

трудового использования заключенных.

При министерствах внутренних дел республик и управления внутренних

дел краев и областей в 1951 г. были созданы отделы исправительно-трудовых

лагерей. В связи с этим на МВД республик, УМВД краев и областей было

возложено непосредственное руководство и ответственность за работу

исправительно-трудовых лагерей, дислоцирующихся на территориях республик,

краев, областей по вопросам охраны, режима содержания и размещения

заключенных, оперативной работы, трудового использования осужденных.[30]

Эти функции отделы исправительно-трудовых лагерей осуществляли через

управления исправительно-трудовых лагерей и управления исправительно-

трудовых лагерей и колоний.

На территории некоторых областей сосредотачивалось несколько лагерей,

находившихся в подчинении различных центральных органов.

В исправительно-трудовых лагерях того времени было два вида режима:

общий и усиленный.

Исправительно-трудовой лагерь имел следующую структуру: управление

лагеря, лагерные отделения, лагерные пункты, участки и командировки, а

также центральные штрафные лагерные пункты. Внутри этих мест заключенные

разбивались на колонны (400-600 заключенных) и бригады.[31]

Условия содержания на общем и усиленном режимах мало чем отличались

друг от друга. Рабочий день для всех был установлен 9 часов. Осужденные

имели право на получение общих и личных свиданий, на получение передач и

посылок, а также на неограниченную переписку с родственниками. За труд они

получали премиальное вознаграждение в размере до 100 рублей. При этом 15 %

из этой суммы зачислялись на лицевой счет и выдавались при освобождении.

Раз в году осужденному предоставлялся рабочий отпуск продолжительностью в

десять дней, без выходя из лагеря или колонии. Разрешалось ношение

гражданской одежды и хранение наличных денег, а также получение денежных

переводов на неограниченную сумму.

Право назначения вида режима принадлежало администрации исправительно-

трудового учреждения. На усиленный режим направлялись осужденные за особо

опасные государственные преступления, бандитизм, разбой, побеги и

рецидивисты.

Общий режим предоставлялся всем остальным осужденным. После отбытия

одной трети срока наказания по постановлению, утвержденному начальником

лагеря, заключенные с усиленного режима могли быть переведены на общий

режим. В отдельных случаях начальнику лагеря предоставлялось право

досрочного перевода с усиленного на общий режим.

Нарушители дисциплины с общего и усиленного режимов подлежали

переводу в штрафные лагерные пункты на срок до 3 месяцев.

В штрафные лагерные пункты направлялись также осужденные в лагере за

бандитизм, разбой и грабежи на срок до одного года, а осужденные за прочие

преступления – до 6 месяцев. Основанием для перевода в штрафной лагерный

пункт являлся приказ начальника лагеря.

За систематические отказы от работы заключенные могли привлекаться

как за контрреволюционный саботаж по ст. 58/14 УК РСФСР 1926 г.

10 июля 1954 г. Совет Министров ССР утвердил «Положение об

исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР», которое закрепило

основные принципы советской исполнительно-трудовой политики.

На ИТУ были возложены задачи обеспечения отбытия осужденными

наказаний по приговорам судов, охраны и надзора за ними, предупреждения

новых преступлений, исправления их на основе приобщения к общественно

полезному труду и проведения политико-воспитательной работы.

Положение ввело более отчетливую классификацию осужденных, согласно

которой в ИТК должны были содержаться :

1) лица, осужденные к лишению свободы на срок до 3 лет;

2) лица, впервые осужденные за должностные, хозяйственные и другие не особо

опасные преступления,

3) лица, переводимые из детских трудовых колоний для дальнейшего отбывания

наказания.

В исправительно-трудовых колониях – все остальные осужденные.

Если в ИТК был предусмотрен только один вид режима содержания, то в

лагерях – четыре: общий, облегченный, строгий и специальный строгий.

В подразделениях общего режима содержались осужденные впервые за

менее опасные преступления, а также за тяжкие преступления, как впервые,

так и неоднократно, переводимые из колоний строгого режима. Однако

осужденные за особо опасные государственные преступления, осужденные два

раза и более за мене опасные преступления должны были содержаться в разных

подразделениях.

В подразделениях строгого режима содержались независимо от количества

судимостей, осужденные за тяжкие преступления – бандитизм, умышленное

убийство, разбой, грабежи, воры-рецидивисты, а также переведенные с общего

и облегченного режимов за злостные нарушения дисциплины.

При условии хорошего отношения к труду и примерного поведения, после

отбытия не менее шести месяцев на строгом режиме, осужденные могли быть

переведены на общий режим.

В специальных подразделениях строгого режима содержались осужденные

за тяжкие преступления, совершенные в места лишения свободы, а также

переведенные со строгого режима за злостные нарушения дисциплины.

В подразделениях облегченного режима содержались осужденные на срок

до 3 лет, осужденные впервые за должностные, хозяйственные и другие не

особо опасные преступления, а также переведенные из детских трудовых

колоний по достижении ими совершеннолетия для дальнейшего отбывания

наказания. Кроме того, на облегченный режим переводились осужденные с

общего режима после отбытия ими одной трети срока наказания.

Как подмечают специалисты, одним из недостатков работы ИТУ являлась

существовавшая в то время система зачетов рабочих дней, которая подрывала

стабильность приговора и отрицательно сказывалась на задачах специального и

общего предупреждения преступлений.[32]

1.5.ВИДЫ УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ПОСЛЕ

1956 Г.

В 1956 г. было признано нецелесообразным дальнейшее существование

исправительно-трудовых лагерей, как не обеспечивающих выполнение важнейшей

государственной задачи – перевоспитание заключенных в труде. В связи с этим

исправительно-трудовые лагеря были преобразованы в исправительно-трудовые

колонии. В 1961 г. было принято новое Положение об исправительно-трудовых

колониях и тюрьмах МВД РСФСР. В исправительно-трудовых колониях было

установлено четыре вида режима: общий, усиленный, строгий и особый.

В колониях общего режима могли содержаться:

1) лица, осужденные к реальному наказанию в виде лишения свободы впервые за

менее тяжкое преступление;

2) лица, осужденные за тяжкие преступления на срок до 3 лет;

3) лица, ранее судимые к лишению свободы условно и вновь осужденные за

менее опасные преступления к отбытию лишения свободы реально;

4) лица, ранее судимые к другим видам наказания и вновь осужденные за менее

опасные преступления к реальному отбыванию лишения свободы;

5) лица, ранее судимые и реально отбывавшие лишение свободы, но в колониях

для несовершеннолетних и вновь осужденные за менее опасные преступления

к реальному отбыванию наказания в виде лишения свободы;

6) лица, ранее судимые и отбывавшие реальное лишение свободы, которое им

впоследствии было заменено другим видом наказания или назначено условно;

7) лица, ранее судимые к реальному отбыванию наказания в виде лишения

свободы, которым судом в порядке исключения определили общий режим за

совершенные вновь менее опасные преступления.

В колониях усиленного режима содержались:

1) лица, осужденные впервые за тяжкие преступления к реальному отбытию

лишения свободы сроком свыше трех лет;

2) лица, ранее судимые и отбывавшие срок лишения свободы условно и вновь

осужденные за тяжкие преступления к реальному отбытию наказания в виде

лишения свободы на срок свыше трех лет;

3) лица, ранее судимые и отбывавшие наказание, не связанное с лишением

свободы, и вновь осужденные за тяжкие преступления к реальному отбытию

наказания в виде лишения свободы на срок свыше трех лет;

4) лица, ранее судимые к отбыванию лишения свободы, но в колониях для

несовершеннолетних и осужденные вновь, за тяжкие преступления сроком

свыше трех лет;

5) лица, ране судимые и реально отбывавшие лишение свободы, которое им

впоследствии было заменено другим видом наказания или назначено условно,

и вновь осужденные за тяжкие преступления сроком свыше трех лет;

6) лица, ранее судимые к реальному отбытию лишения свободы, которым суды в

порядке исключения определили усиленный режим за совершенные вновь

тяжкие преступления.

В исправительно-трудовых колониях строгого режима могли содержаться:

1) лица, осужденные два и более раза, независимо от тяжести преступления, к

реальному отбыванию наказания в виде лишения свободы;

2) особо опасные рецидивисты, переведенные после отбытия половины срока

наказания из колоний особого режима;

3) лица, которым смертная казнь в порядке амнистии или помилования заменена

лишением свободы, переведенные после отбывания половины срока наказания

из колонии особого режима;

4) лица, осужденные впервые к реальному отбытию срока наказания в виде

лишения свободы, которым суд в порядке исключения назначил строгий

режим;

5) осужденные женщины, признанные судами особо опасными рецидивистками;

6) мужчины и женщины, осужденные за особо опасные государственные

преступления.

В ИТК особого режима отбывали наказания как неоднократно судимые, так

и осужденные впервые, но за особо тяжкие преступления. Если рассматривать

состав заключенных с точки зрения тяжести совершенных преступлений, то

нетрудно заметить, что в этих колониях могли находиться заключенные,

осужденные как за тяжкие преступления, так и за менее опасные.[33]

Нужно отметить, что одним из важнейших мероприятий по

искоренению преступности явилась организация в ИТК отрядной структуры. В

конце 1957 г. во всех колониях осужденные были разбиты на отряды по 85-120

человек. Начальником отряда назначался офицер-воспитатель, имевший

специальную юридическую или педагогическую подготовку. Структура ИТК стала

выглядеть следующим образом: колония – отряд – бригада – звено. Колонию

возглавлял начальник колонии, у которого было два заместителя: по режиму и

оперативной работе и по политико-воспитательной работе среди заключенных.

Соответственно у первого заместителя в подчинении были: оперативная часть,

специальная часть, медицинская часть, дежурные помощники начальника

колонии, надзирательская служба и цензор; у второго – инспектора по

общеобразовательной и профилактической подготовке заключенных, начальники

отрядов, советы воспитателей, бригадиры и звеньевые. Непосредственно

начальнику колонии подчинялись: методический совет, канцелярия,

бухгалтерия, часть интендантского снабжения и коммунально-эксплуатационная

часть.[34]

Помимо ИТК действовали еще и тюрьмы и ВТК.

Тюрьмы были предназначены для содержания осужденных к лишению свободы

в виде тюремного заключения: особо опасных рецидивистов; лиц, совершивших

особо опасные государственные преступления по достижении

восемнадцатилетнего возраста; лиц, по достижению восемнадцатилетнего

возраста совершивших тяжкие преступления и осужденных за них к лишению

свободы на срок свыше пяти лет, а также для злостных нарушителей,

переводимых из ИТК на срок до трех лет.

Что же касается воспитательно-трудовых колоний, то они делились на

ВТК общего и усиленного режимов.

В воспитательно-трудовых колониях общего режима содержались:

1) несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы

за менее тяжкие преступления;

2) несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы

за тяжкие преступления на срок до трех лет включительно;

3) осужденные к лишению свободы несовершеннолетние женского пола.

В воспитательно-трудовых колониях усиленного режима содержались:

1) несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению

свободы на срок свыше трех лет за тяжкие преступления, а также ранее

отбывавшие срок наказания в виде лишения свободы;

2) несовершеннолетние мужского пола, осужденные за умышленные

преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы;

3) систематически либо злостно нарушающие режим отбывания наказания и

переведенные за это из ВТК общего режима.

В структуре мест лишения свободы появились новые виды, а именно:

1) колонии-поселения для лиц, совершивших преступления по неосторожности,

осужденных за них впервые к лишению свободы на срок не более 5 лет (как

исключение – до 10 лет);

2) колонии-поселения для лиц, переводимых в порядке поощрения из колоний

общего, усиленного и строгого режимов.

18 декабря 1970 г. был принят новый ИТК РСФСР, вступивший в действие с

1 июля 1971 г. Считаю более целесообразным провести сравнительную

характеристику положений ИТК РСФСР 1970 г. и действующего в настоящее время

УИК РФ 1997 г.

2.ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЙ КОДЕКС РСФСР 1970 Г. И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ

КОДЕКС РФ 1997 Г. ЭВОЛЮЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2.1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО

ПОРЯДОК ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Проводя сравнительную характеристику действующего ныне пенитенциарного

законодательства и предшествующего ему необходимо в первую очередь

остановиться на тех целях которые ставило и ставит перед собой это

законодательство.

Исправительно - трудовой кодекс Российской Советской Федеративной

Социалистической Республики имел своей задачей обеспечение исполнения

уголовного наказания с тем, чтобы оно не только являлось карой за

совершенное преступление, но исправляло и перевоспитывало осужденных в духе

честного отношения к труду, точного исполнения законов и уважения к

правилам социалистического общежития, предупреждало совершение новых

преступлений как осужденными, так и иными лицами, а также способствовало

искоренению преступности. Ст.1 ИТК РСФСР 1970 г.

Уголовно - исполнительное законодательство Российской Федерации имеет

своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых

преступлений как осужденными, так и иными лицами. Цели же перевоспитания

осужденных, существующие ранее в исправительно-трудовом законодательстве и

теории исправительно-трудового права[35] оно не ставит (ст.1 УИК РФ 1996

г.).

Ныне действующий УИК РФ предусматривает приоритет норм международного

права над национальным, чего естественно не было в ИТК РСФСР 1970 г. Ст.3

УИК РФ гласит: «Если международным договором Российской Федерации

установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными,

чем предусмотренные уголовно - исполнительным законодательством Российской

Федерации, то применяются правила международного договора».

Уголовно-исполнительный кодекс разработан с учетом рекомендаций

международно-правовых актов. В том числе российскими законодателями были

проанализированы и учтены положения: Минимальных стандартных правил

обращения с заключенными, 1955 год; Декларации о защите всех лиц от пыток и

других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и

наказания, 1975 год; Концепции против пыток и других жестоких,

бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1984

год; Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, 1979

год; Принципов медицинской этики, относящихся к роли работников

здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных

лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство

видов обращения и наказания, 1982 год; Мер, гарантирующих защиту прав тех,

кто приговорен к смертной казни, 1984 год; Минимальных стандартных правила

ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних

(Пекинские правила), 1985 год; Свода принципов защиты всех лиц,

подвергнутых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1989

год; Минимальных стандартных правил ООН в отношении мер, не связанных с

тюремным заключением (Токийские правила), 1990 год; Правил ООН, касающихся

защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 год; Руководящих

принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-

Риядские руководящие принципы), 1990 год.

Доктор юридических наук, заслуженный деятель науки России А. Михлин

подчеркивает, что эти документы содержат нормы как обязательные, так и

рекомендательные. Например, запрещение пыток является обязательным, а

правило о содержании каждого осужденного в отдельной комнате (камере),

предусмотренное ст. 9 Минимальных стандартных правил обращения с

заключенными, должно быть отнесено к числу норм-рекомендаций, поскольку

далеко не все государства в силу своего экономического положения могут

позволить себе такое размещение осужденных к лишению свободы.[36]

Хотелось бы подчеркнуть, что принятие прогрессивного международного

опыта не означает восторженного копирования изобретений и традиций западных

правотворцев. Рекомендации (декларации) международных организаций по

вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в

уголовно - исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии

необходимых экономических и социальных возможностей (п.4 ст.3 УИК РФ 1996

г.).

Как ранее действующий ИТК РСФСР 1970 г., так и ныне действующий УИК РФ

предусматривают, что исполнение наказания не имеет целью причинение

физических страданий или унижение человеческого достоинства (ст.1).

В УИК РФ 1996 г более совершенно, чем в ИТК РСФСР 1970 г.

определяется основание отбывания уголовного наказания. Так, если в ИТК

РСФСР говорилось о том, что основанием отбывания уголовного наказания и

применения к осужденным мер исправительно - трудового воздействия является

только приговор суда, вступивший в законную силу (ст. 4), то в УИК РФ

указывается, что Основаниями исполнения наказаний и применения иных мер

уголовно - правового характера являются приговор либо изменяющие его

определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт

помилования или акт об амнистии (ст. 7).

Впервые в уголовно-исполнительном законодательстве закреплены

принципы этой отрасли права. ИТК 1970 г. лишь декларировал то, что

исправительно-трудовое законодательство определяет принципы исполнения и

отбывания наказания. Однако система принципов не была установлена и только

следовала из некоторых норм ИТК. Аналогичная норма сформулирована в ч. 2

ст. 2 УИК, но она одновременно получила развитие в ст. 8 этого кодекса, в

которой была определена система принципов уголовно-исполнительного

законодательства. В то же время в отличие от нового УК РФ (ст. ст. 3-7 УК)

содержание принципов не раскрыто. Представляется, что такое решение вполне

обоснованно, так как в процессе разработки УИК у членов рабочей комиссии

возникли расхождения в трактовке их содержания. Поэтому было принято

компромиссное решение и предоставлена возможность для доктринального

толкования ст. 8 УИК.[37]

Принципы уголовно-исполнительного законодательства не являются, как

нередко представляют, застывшими, декларативными, лишенными нормативной

силы положениями. Принципы, закрепленные в ст. 8 УИК, определяют построение

и содержание Особенной части кодекса, где регулируется исполнение

конкретных видов уголовных наказаний. Они влияют на содержание институтов и

норм УИК, а также создают ориентиры для иных законодательных и подзаконных

нормативно-правовых актов, регулирующих исполнение различных видов

наказания.

В УИК РФ законодатель счел необходимым указать на то, что Уголовно -

исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на

принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед

законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний,

рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и

стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с

исправительным воздействием (ст.8).

В УИК РФ дается (в отличии от ИТК РСФСР)определение исправления

осужденных: исправление осужденных - это формирование у них уважительного

отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям

человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (п.1 ст.

9).

Основными средствами исправления осужденных в соответствии с п.2. ст.9

УИК РФ являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания

(режим) (как и ранее), воспитательная работа (ране была политико-

воспитательная работа ст.7. ИТК РСФСР), общественно полезный труд,

получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное

воздействие (общественное воздействие отдельно не выделялось).

В соответствии с п. 3 ст. 9 УИК РФ средства исправления осужденных

применяются с учетом вида наказания (кажется довольно странным, что вид

наказания не являлся одним из критериев применения средств исправления по

ИТК 1970 г. - ст.7), характера и степени общественной опасности

совершенного преступления, личности осужденных и их поведения ( в ранее

действовавшем ИТК РСФСР отдельно выделялось и отношение осужденного к труду

- ст.7).

Уголовно-исполнительный кодекс уделил серьезное внимание регламентации

правового статуса осужденных, значительно расширив его и углубив. Этому

вопросу посвящена самостоятельная глава 2 кодекса (в ИТК 1970 г. было лишь

три статьи).

В указанной главе закрепляются общие принципы определения правового

положения осужденных, их субъективные права и юридические обязанности. Эта

глава, исходя из социально-правовой значимости отношений, входящих в ее

предмет, поставлена законодателем на второе место, сразу за главой,

устанавливающей общие положения. Это решение вполне оправданно, учитывая

архитектонику Конституции Российской Федерации, где глава о правовом

положении человека и гражданина также расположена после общих

конституционных положений и принципов.[38]

Говоря о правовом положении осужденных следует сказать, что достаточно

новым здесь стало то, что теперь государство призвано уважать и охранять

права, свободы и законные интересы осужденных (законодательное

подтверждение охраны прав осужденных содержится в главе 4 Федерального

закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (в редакции

Федерального закона от 19.11.99 г.), обеспечивать законность применения

средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при

исполнении наказаний (п.1 ст. 10 УИК РФ).

Как и ранее при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и

свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями,

установленными уголовным, уголовно - исполнительным и иным

законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть

освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев,

установленных федеральным законом (п.2 ст.10 УИК РФ).

Как и ранее осужденным гарантируется свобода совести и вероисповеданий.

Они вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (ст. 8.1.

ИТК РСФСР). Но здесь следует сказать, что гарантированное обеспечение

свободы совести и вероисповеданий, а также право осужденных на личную

безопасность были введены после внесения в ИТК РСФСР изменений Законом РФ

от 12.06.92г. N 2988-1.

Ныне действующий УИК РФ более подробно определил права и обязанности

осужденных. Так в соответствии со ст. 11 УИК РФ осужденные должны исполнять

установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан

Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы

поведения, требования санитарии и гигиены.

Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов,

определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в

соответствии с ними нормативных правовых актов. Они обязаны выполнять

законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих

наказания.

Осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам,

посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным.

Они обязаны являться по вызову администрации учреждений и органов,

исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения

требований приговора. В случае неявки осужденный может быть подвергнут

принудительному приводу.

Как гарантия исполнения осужденными своих законных обязанностей

установлено, что неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей,

а также невыполнение законных требований администрации учреждений и

органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом

ответственность.

Важной гарантией законности является установление в законе и перечня

прав осужденных. Статья 12 УИК РФ закрепила основные права осужденных.

Осужденные имеют право на получение информации о своих правах и

обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида

наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания,

обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их

с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.

Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала

учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому

или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к

осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.

Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты

медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ