Учреждения лишения свободы по новому уголовно-исполнительному законодательству
Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и
жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в
вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими
наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы
государственной власти и органы местного самоуправления, общественные
объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод
человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства
правовой защиты осужденных.
Осужденные - граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут
переписку, а также обращаются с указанными в части четвертой настоящей
статьи предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке
Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта
Российской Федерации по месту отбывания наказания. Осужденные - иностранные
граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку,
а также обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке
или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях
пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке
обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он
дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на
язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим
наказания.
Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной
медико - санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно -
поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского
заключения.
Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на
получение пенсий и социальных пособий, на общих основаниях в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами
адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.
Осужденные к аресту, ограничению свободы или лишению свободы -
иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими
представительствами и консульскими учреждениями своих государств в
Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических
представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, - с
дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их
интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой
указанных осужденных.
Изложение прав осужденных в новом УИК РФ на мой взгляд более
совершенно, чем в ранее действовавшем ИТК РСФСР. При осуществлении прав
осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а
также ущемляться права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ИТК РСФСР (ст. 12 в ред. Федерального закона от
21.12.96 N 160-ФЗ) исправительными учреждениями, исполняющими наказания в
виде ограничения свободы и лишения свободы, являлись: исправительные
центры, исправительные колонии, колонии - поселения, тюрьмы и
воспитательные колонии.
Совершеннолетние лица, осужденные к ограничению свободы и лишению
свободы, отбывали наказание в исправительном центре, колонии - поселении,
исправительной колонии или тюрьме, а несовершеннолетние до восемнадцати лет
- в воспитательной колонии.
Теперь же в соответствии со ст.74 УИК РФ исправительными учреждениями
являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные
исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции
исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для
выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.
Особых изменений в определении места отбывания лишения свободы не
произошло. Ст. 73 УИК РФ (как впрочем и ст. 6 ИТК РСФСР)предусматривает,
что осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных
учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором
они проживали или были осуждены. Определение места, где должно отбываться
наказание имеет исключительное значение для осужденных, а также для
эффективного использования средств его перевоспитания.[39]
Новым явилось следующее положение ст. 73 УИК РФ: в исключительных
случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной
безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для
отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение,
расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
При отсутствии по месту жительства или по месту осуждения
исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности
размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные
направляются в ближайшие исправительные учреждения, расположенные на
территории данного субъекта Российской Федерации, либо по согласованию с
соответствующими вышестоящими органами управления уголовно - исполнительной
системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого
субъекта Российской Федерации.
Осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к
пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в
тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена
лишением свободы, осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные, а
также осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства направляются
для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных
учреждений.
В соответствии со ст. 75 УИК РФ осужденные к лишению свободы
направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения
администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора
суда в законную силу (такое же положение содержалось и в ст. 14 ИТК РСФСР).
В течение этого срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с
родственниками или иными лицами. Порядок направления осужденных в
исправительные учреждения определяется Министерством юстиции Российской
Федерации. ( Федерального закона от 21.07.98 N 117-ФЗ полномочия МВД РФ по
управлению пенитенциарной системой были переданы Министерству юстиции РФ).
О прибытии осужденного к месту отбывания наказания администрация
учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана не позднее 10 дней
со дня прибытия направить уведомление одному из родственников осужденного
по его выбору (ст. 17 и п.2 ст. 75 УИК РФ).
В соответствии со ст. 15 ИТК РСФСР (в ред. Федерального закона от
21.12.96 N 160-ФЗ) при необходимости производства следственных действий по
делу о преступлении, совершенном другим лицом, осужденный к лишению свободы
с отбыванием наказания в исправительной колонии или воспитательной колонии
может быть оставлен в следственном изоляторе или в тюрьме с санкции
прокурора области, края, автономной республики, военного прокурора военного
округа, флота, группы войск и вида Вооруженных Сил СССР на срок до двух
месяцев, с санкции Прокурора РСФСР и Главного военного прокурора - до
четырех месяцев, а с санкции Генерального прокурора СССР - до шести
месяцев.
В соответствии с п. 1 ст. 77.1. УИК РФ при необходимости производства
следственных действий по делам о преступлениях, совершенных другими лицами,
осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной
колонии, воспитательной колонии или тюрьме могут быть оставлены в
следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из указанных
исправительных учреждений на основании мотивированного постановления
прокурора, следователя или органа дознания, санкционированного прокурором
субъекта Российской Федерации или его заместителями либо приравненным к
нему прокурором или его заместителями, на срок, не превышающий двух
месяцев, а санкционированного Генеральным прокурором Российской Федерации и
его заместителями, на срок до трех месяцев. Т. о. налицо сокращение сроков
перевода осужденных.
П.2 ст.77.1 УИК РФ говорит о том, что при необходимости участия в
судебном разбирательстве по делам о преступлениях, совершенных другими
лицами, осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи
оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор
из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы (в ИТК РСФСР
особо подчеркивалось: «на время суда»).
Ранее действующим ИТК РСФСР (ст.16)предусматривалось, что в
исключительных случаях лица, впервые осужденные к лишению свободы за
преступления небольшой или средней тяжести, которым отбывание наказания
назначено в исправительных колониях общего режима, а также лица, впервые
осужденные на срок не свыше трех лет за тяжкие преступления, могут быть с
их согласия оставлены в тюрьме, следственном изоляторе или лечебном
учреждении уголовно - исполнительной системы для работы по хозяйственному
обслуживанию (в ред. Федерального закона от 21.12.96 N 160-ФЗ).
Оставление осужденных для выполнения этих работ производится приказом
начальника следственного изолятора или тюрьмы при наличии письменного
согласия осужденных.
Ст. 77 УИК РФ изменила ранее существовавшие положения и
предусматривает, что в исключительных случаях лица, впервые осужденные к
лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания
назначено в исправительной колонии общего режима, могут быть с их согласия
оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по
хозяйственному обслуживанию. Здесь нужно учитывать положения Федерального
закона РФ от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Осужденные оставляются для выполнения работ по хозяйственному
обслуживанию решением начальника следственного изолятора или тюрьмы при
наличии согласия осужденного в письменной форме.
Осужденные, оставленные в следственном изоляторе или тюрьме для
выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, содержатся в незапираемых
общих камерах отдельно от иных лиц на условиях, предусмотренных настоящим
Кодексом для исправительных колоний общего режима, и пользуются правом
ежедневной прогулки продолжительностью два часа.
Особое внимание уделяется соблюдению законов органами, исполняющими
наказания. Так, если ИТК РСФСР предусматривал две формы надзора:
прокурорский надзор (ст. 11 ИТК РСФСР) и депутатский и общественный
контроль (ст. 11.1 ИТК РСФСР), то ныне действующий УИК РФ предусматривает:
контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления
(ст. 19), судебный контроль (ст. 20), ведомственный контроль (ст. 21) и
прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и
органов, исполняющих наказания (ст. 22 УИК РФ).
УИК РФ, как и ранее действующий ИТК РСФСР сохранил раздельное
содержание осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях:
1. В исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание
осужденных к лишению свободы мужчин и женщин, несовершеннолетних и
взрослых.
2. Лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от
осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. В одном исправительном
учреждении могут раздельно содержаться женщины, впервые осужденные к
лишению свободы и ранее отбывавшие это наказание. Изолированно от других
осужденных, а также раздельно содержатся: осужденные при особо опасном
рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы;
осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением
свободы на определенный срок.
3. В отдельных исправительных учреждениях содержатся осужденные -
бывшие работники судов и правоохранительных органов. В эти учреждения могут
быть направлены и иные осужденные.
4. Установленные настоящей статьей требования раздельного содержания
осужденных не распространяются на лечебные исправительные учреждения, а
также на исправительные колонии, при которых имеются дома ребенка.
Осужденные, направленные в указанные учреждения, содержатся в условиях,
установленных законом для колонии того вида, который назначен судом.
5. Осужденные, больные разными инфекционными заболеваниями, содержатся
раздельно и отдельно от здоровых осужденных (ст. 80 УИК РФ).
Нужно отметить, что ИТК РСФСР предусматривал еще раздельное содержание
несовершеннолетних, осужденные за умышленные преступления в период
отбывания наказания к лишению свободы, а также систематически либо злостно
нарушающие режим отбывания наказания - от других осужденных, содержащихся в
воспитательных колониях усиленного режима (ст. 18 ИТК РСФСР).
Статья 81 УИК РФ, как и ст.19 ИТК РСФСР предусматривает отбывание
осужденными к лишению свободы всего срока наказания в одном исправительном
учреждении: осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок
наказания, как правило, в одной исправительной колонии, тюрьме или
воспитательной колонии.
Отбывание осужденным всего срока наказания в одном исправительном
учреждении создает возможность для последовательного, всестороннего и
полного изучения его личности, позволяет определить программу его
исправления. Отбывание наказания в течение всего срока в одном
исправительном учреждении помогает более эффективно использовать срок
наказания, что приобретает особый смысл при кратких сроках лишения
свободы.[40]
Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одной
колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую допускается в
случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности,
при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при
иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению
осужденного в данном исправительном учреждении. Порядок перевода осужденных
определяется Министерством юстиции Российской Федерации.
2.2.РЕЖИМ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Особо хотелось бы остановиться на понятии режима по новому уголовно-
исполнительному законодательству. Как пишет доктор юридических наук,
профессор Игнатьев А.А., режим – это регламентированный нормами уголовно-
исправительного права порядок исполнения и отбывания наказания в виде
лишения свободы.[41]
В понятие режима в исправительных учреждениях УИК РФ, в отличии от ИТК
РСФСР (ст.22) добавил охрану заключенных. Т.о. получается, что сейчас режим
это - установленный законом и соответствующими закону нормативными
правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы,
обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними,
исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных
интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное
содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в
зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом,
изменение условий отбывания наказания. В остальном все осталось без каких-
либо радикальных изменений.
Режим создает условия для применения других средств исправления
осужденных.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка
исправительных учреждений, утверждаемые Министерством юстиции Российской
Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Администрация исправительного учреждения обязана обеспечить осужденных
одеждой установленного образца. Форма одежды определяется нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут
подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру. Личный обыск проводится
лицами одного пола с осужденными. Обыск жилых помещений при наличии в них
осужденных допускается в случаях, не терпящих отлагательства.
Администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр
находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к
нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их
вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы,
перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и
Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Порядок производства обысков и досмотров определяется Министерством
юстиции Российской Федерации. Перечень и количество вещей и предметов,
которые осужденным разрешается иметь при себе, устанавливаются Правилами
внутреннего распорядка исправительных учреждений. Хранение осужденными при
себе денег, ценных бумаг и иных ценностей, а также предметов, не указанных
в перечне, не допускается.
Обнаруженные у осужденных деньги, ценные бумаги и иные ценности
изымаются и хранятся в соответствии с Правилами внутреннего распорядка
исправительных учреждений администрацией исправительного учреждения до
освобождения осужденного без права пользования и распоряжения ими во время
отбывания наказания. Запрещенные предметы, вещества и продукты питания,
изъятые у осужденных, передаются на хранение либо уничтожаются по
постановлению начальника исправительного учреждения, о чем составляется
соответствующий акт.
Хранение приобретенных осужденными в установленном порядке ценных бумаг
обеспечивается администрацией исправительного учреждения.
Значительным новшеством стало введение положений о технических
средствах надзора и контроля в УИК РФ: администрация исправительных
учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные
технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других
преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в
целях получения необходимой информации о поведении осужденных (ст. 83 УИК).
Как гарантия соблюдения законности закреплено положение о том, что
администрация исправительных учреждений обязана под расписку уведомлять
осужденных о применении указанных средств надзора и контроля.
Перечень технических средств надзора и контроля и порядок их
использования устанавливаются нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
Не выделялось в ранее действующем ИТК РСФСР и положений о оперативно -
розыскной деятельности в исправительных учреждениях. Во исполнение ст. 84
УИК РФ и в соответствии с законодательством Российской Федерации в
исправительных учреждениях осуществляется оперативно - розыскная
деятельность, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности
осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление,
предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных
учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания
наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из
исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания
лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений,
совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.
Оперативно - розыскная деятельность осуществляется оперативными
аппаратами исправительных учреждений (так п.4 ст.117 УПК РСФСР относит
начальников исправительных учреждений и следственных изоляторов к органам
дознания), а также другими уполномоченными на то органами в пределах их
компетенции. Такое же положение содержит и ч.5 ст. 13 Федерального закона
РФ от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.03.1999
г.) «Об оперативно-розыскной деятельности».
Как и ранее действующим законодательством УИК РФ предусмотрен режим
особых условий. Единственное принципиальное отличие действующего
законодательства от прежнего в изменении ведомственной подчиненности
системы исправительных учреждений. В соответствии со ст. 85 УИК РФ в
случаях стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного
учреждения чрезвычайного, особого или военного положения, при массовых
беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных в
исправительном учреждении может быть введен режим особых условий.
В период действия режима особых условий в исправительном учреждении
может быть приостановлено осуществление некоторых прав осужденных,
предусмотренных УИК РФ, введены усиленный вариант охраны и надзора, особый
порядок допуска на объекты, изменен распорядок дня, ограничена деятельность
производственных, коммунально-бытовых, культурно - просветительных, медико-
санитарных и иных служб.
Режим особых условий вводится на срок до 30 суток по решению министра
юстиции Российской Федерации либо начальника территориального органа
уголовно - исполнительной системы субъекта Российской Федерации,
согласованному с Генеральным прокурором Российской Федерации либо
соответствующим прокурором. В исключительных случаях время действия режима
особых условий может быть продлено указанными должностными лицами
дополнительно на 30 суток по основаниям, определенным частью первой
настоящей статьи.
В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью
осужденных, персонала или иных лиц начальник исправительного учреждения
может вводить меры, предусмотренные частью второй статьи 85 УИК РФ,
самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного
принимать такое решение. В этом случае указанное должностное лицо в течение
трех суток с момента получения уведомления принимает решение о введении
режима особых условий или об отмене введенных мер.
Нужно отметить, что в соответствии со ст.86 УИК РФ в случаях оказания
осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного
неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в
массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или
совершения иных общественно опасных действий, а также при побеге или
задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях
пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения этими
осужденными вреда окружающим или самим себе применяется физическая сила,
специальные средства и оружие. Применение физической силы, специальных
средств и оружия предусмотрено и главой 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. №
5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде
лишения свободы».
В подтверждение необходимости данной нормы можно привести следующие
данные.
В 1992 г. в местах лишения свободы было совершено 168 убийств. В 1993 и
1994 гг. наблюдается их снижение: соответственно 120 и 76 преступлений. В
1995 г. этот показатель составил 93 преступления, в 1996 - 84, в 1997 - 44
и в 1998 г. - 36 преступлений. Как видим, в последнее время наблюдается
устойчивая тенденция к снижению числа убийств и покушений на убийство в
процессе отбывания наказания в исправительных колониях.
Пик умышленного причинения тяжкого вреда здоровью приходится на 1992 г.
- 268 преступлений. В дальнейшем наблюдается устойчивая тенденция к
снижению: в 1993 г. - 242; в 1994 - 165; в 1995 - 151, из них 48 повлекли
смерть потерпевшего; в 1996 - 127, из которых 32 повлекли смерть
потерпевшего; в 1997 - 111, из них 28 повлекли смерть потерпевшего; в 1998
г. - 105 преступлений, 26 из которых со смертельным исходом.
Среди преступлений против общественной безопасности и общественного
порядка имеют место захват заложника (ст. 206 УК) и хулиганство (ст. 213
УК). В 1995 г. было совершено 53 захвата, в 1996 г. этот показатель
сократился до 37 преступлений, а в 1997 и 1998 гг. - по одному захвату
заложника.
Наибольшее количество хулиганских действий приходится на 1992 г. - 113
преступлений. С 1993 г. наблюдается незначительное снижение - до 104, в
1994 г. - 101, в 1995 - 100 преступлений, в 1996 - 87, в 1997 - 62, в 1998
г. произошло увеличение числа хулиганских действий до 67 случаев.
В 1992 г. совершено 994 побега из исправительных колоний, после чего их
количество снижается до 606 в 1993 г. и 453 в 1994 г. В 1995 г. наблюдается
их увеличение до 545 с последующим уменьшением до 399 в 1996 г. В 1997 г.
совершено 1300 побегов, 520 из которых приходится на колонии - поселения. В
1998 г. совершен 941 побег, 349 из которых из колоний - поселений. Таким
образом, большинство побегов совершается из колоний - поселений, что должно
учитываться при проведении профилактических мероприятий.
С завидной регулярностью на протяжении с 1994 по 1998 г. совершается
уклонение от отбывания лишения свободы (ст. 314 УК). Наибольшее количество
этих преступлений приходится на 1995 г. - 1712. В 1997 г. их число
сокращается до 138, в 1998 г. увеличилось до 151.
Дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих
изоляцию от общества (ст. 321), всегда рассматривается как преступление,
непосредственно посягающее на нормальную деятельность исправительных
учреждений. Изучению причин его совершения уделяется самое пристальное
внимание. Они кроются, прежде всего, в невыполнении или ненадлежащем
выполнении администрацией этих учреждений обязанностей по надлежащему
исполнению наказания.
В 1992 г. было совершено 32 этих преступления, в 1993 - 23, в 1994 -
14, в 1995 и 1996 - по 5 преступлений. В 1997 г. количество действий,
дезорганизующих нормальную деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию
от общества, увеличилось до 56, а в 1998 г. - до 77.
Кандидат юридических наук Костюк М. считает целесообразным, учитывая
характер и степень общественной опасности пенитенциарного рецидива,
дополнить ч. 1 ст. 63 УК пунктом "о" следующего содержания: "совершение
преступления в местах лишения свободы", а отдельные, наиболее опасные виды
преступлений во время отбывания наказания считать квалифицирующим
признаком. Прежде всего, ч. 2 ст. 105 УК РФ дополнить п. "о": "совершенное
во время отбывания уголовного наказания". Это позволит суду при назначении
наказания в полной мере учитывать специфику преступления и личность
виновного.[42]
2.3.ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
Статья 88 УИК РФ установила, что осужденные к лишению свободы могут без
ограничения приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по
безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания
наказания, а также за счет получаемых пенсий и социальных пособий.
УИК РФ ввел новое положение о том, что в случае, когда разрешенные
средства не израсходованы в текущем месяце, осужденные могут приобретать
продукты питания и предметы первой необходимости на неизрасходованную сумму
в последующие месяцы.
Статья 24 ИТК РСФСР устанавливала, что осужденным мужчинам старше
шестидесяти лет, женщинам старше пятидесяти пяти лет, инвалидам первой и
второй групп, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в домах ребенка
при исправительных колониях, несовершеннолетним, осужденным, содержащимся в
лечебных учреждениях мест лишения свободы и исправительных колониях,
предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных осужденных,
осужденным, полностью или частично не обеспеченным работой, осужденным,
выполняющим норму выработки, но не имеющим на своем лицевом счету суммы,
которую они имеют право расходовать в магазине исправительного учреждения,
разрешается приобретать продукты питания и предметы первой необходимости
также на деньги, полученные по переводам (в ред. Федерального закона от
21.12.96 N 160-ФЗ). Новый УИК установил, что Осужденные беременные женщины,
осужденные женщины, имеющие при себе детей, могут приобретать продукты
питания и предметы первой необходимости за счет средств, имеющихся на их
лицевых счетах, в пределах полутора минимальных размеров оплаты труда с
учетом надбавок, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Осужденным, перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим
установленные задания, могло быть дополнительно разрешено расходовать
сумму, составляющую десять процентов от установленного законом размера
минимальной месячной оплаты труда, а перевыполняющим нормы выработки или
образцово выполняющим установленные задания на тяжелых работах, на работах
с вредными условиями труда или на работах в исправительных учреждениях,
расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах, -
двадцать процентов от установленного законом размера минимальной месячной
оплаты труда (ст. 24 ИТК РСФСР). Ныне действующее законодательство
установило же, что осужденным, перевыполняющим нормы выработки или
образцово выполняющим установленные задания на тяжелых работах, а также на
работах с вредными или опасными условиями труда, на предприятиях,
расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,
органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе
повышать размер средств, разрешенных для расходования, в пределах
установленного минимального размера оплаты труда с учетом надбавок,
предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 88 УИК).
В соответствии со ст. 24 ИТК РСФСР инвалидам первой группы, беременным
женщинам, женщинам, имеющим детей в домах ребенка при исправительных
колониях, разрешается приобретать продукты питания и предметы первой
необходимости на сумму, равную установленному законом размеру минимальной
месячной оплаты труда (в ред. Федерального закона от 21.12.96 N 160-ФЗ).
Инвалидам же второй группы и осужденным, содержащимся в лечебных
учреждениях мест лишения свободы и исправительных колониях, предназначенных
для содержания и лечения инфекционных больных осужденных, разрешается
приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на сумму,
составляющую шестьдесят процентов от установленного законом размера
минимальной месячной оплаты труда. (в ред. Федерального закона от 21.12.96
N 160-ФЗ)
В соответствии с УИК РФ 1996 г. осужденные, являющиеся инвалидами
первой или второй группы, а также осужденные, находящиеся в лечебных
исправительных учреждениях, могут приобретать продукты питания и предметы
первой необходимости за счет средств, имеющихся на их лицевых счетах, в
размере до одного установленного минимального размера оплаты труда с учетом
надбавок, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Перечень продуктов питания и предметов первой необходимости,
запрещенных к продаже осужденным, и их количество как и ранее
устанавливаются Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Как и раньше по действующему пенитенциарному законодательству
осужденным разрешается получать в посылках, передачах и бандеролях, а также
без ограничения приобретать за счет средств, имеющихся на их лицевых
счетах, литературу через книготорговую сеть, письменные принадлежности,
подписываться на газеты и журналы (ст.95 УИК РФ).
Литература, приобретаемая через книготорговую сеть и получаемая по
почте, не включается в число посылок и бандеролей, устанавливаемое
настоящим Кодексом.
Осужденному разрешается иметь при себе не более десяти экземпляров книг
(журналов). Новым стало то, что теперь в УИК РФ закреплен запрет на
получение, приобретение, хранение и распространение изданий,
пропагандирующих войну, разжигание национальной и религиозной вражды, культ
насилия или жестокости, изданий порнографического характера, а также
подписка на них.
Новым стали и положения статьи 94 о просмотре осужденными к лишению
свободы кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач:
1. Осужденным к лишению свободы, кроме отбывающих наказание в тюрьме, а
также осужденным, переведенным в штрафные изоляторы, помещения камерного
типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, демонстрируются
кинофильмы не реже одного раза в неделю.
2. Осужденным, кроме переведенных в штрафные изоляторы, помещения
камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры,
разрешается просмотр телепередач в свободные от работы часы, кроме времени,
отведенного распорядком дня для ночного отдыха.
3. Осужденные и группы осужденных могут приобретать телевизионные
приемники и радиоприемники за счет собственных средств через торговую сеть
либо получать их от родственников и иных лиц.
4. Осужденным разрешается прослушивание радиопередач в свободные от
работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха.
Жилые помещения, комнаты воспитательной работы, комнаты отдыха, рабочие
помещения, камеры штрафных изоляторов, помещения камерного типа, единые
помещения камерного типа, одиночные камеры оборудуются радиоточками за счет
средств исправительного учреждения.
Статья 89 УИК РФ во многом повторила положения ст.26 ИТК РСФСР и
установила, что осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные
свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания
продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В
предусмотренных настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться
длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения
продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного
учреждения определяются порядок и место проведения свидания.
Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными
лицами в присутствии представителя администрации исправительного
учреждения. Длительные свидания предоставляются с правом совместного
проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями,
усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками,
а в исключительных случаях с разрешения начальника исправительного
учреждения - с иными лицами.
Осужденным по их просьбе разрешается заменять длительное свидание
краткосрочным, краткосрочное или длительное свидание телефонным разговором,
а в воспитательных колониях длительное свидание с проживанием вне
исправительного учреждения краткосрочным свиданием с выходом за пределы
воспитательной колонии. Порядок замены одного вида свидания другим
устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации. Для получения
юридической помощи осужденным по их заявлению предоставляются свидания с
адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи.
По желанию осужденного и указанных лиц свидания могут предоставляться
наедине.
Статья 92 УИК более подробно, чем ст. 26 ранее действовавшего ИТК РСФСР
регламентировала телефонные разговоры осужденных к лишению свободы.
Осужденным к лишению свободы предоставляется право на четыре телефонных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|