бесплатные рефераты

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И РЕЛИГИЯ

огромное время существования которых ни в коей мере и нисколько не повлияла

на их внутреннюю гармонию и целостность, чего не скажешь о праве.

Это резко отличается от того, что происходит в результате человеческих

ошибок и невежества. Человек следует некоему правилу с точки зрения

определенной пользы и после некоторого времени понимает, что ошибался. Он

отказывается от первого правила и заменяет его другим. Но за это время

ошибки уже не поправимы. Это еще раз доказывает несовершенство правовых

норм. Тот факт, что в религии нет противоречий, является ярким

доказательством истинности и правдивости. Поэтому религия оставляет это на

усмотрение человека, чтобы тот мог понять и различить истину от лжи. Хотя

многие люди видят в религии некоторые необъяснимые вопросы и противоречия,

все-таки на мой взгляд это доказывает нестабильность его взглядов. Если же

человек имеет достаточно стабильные взгляды, то религия может свободно

завладеть его сознанием.

Когда мы знакомимся с историей Пророка Ислама, мы видим, что в жизни он

прошел различные этапы. В одно время он принадлежал к неимущему

меньшинству; в другое время в его распоряжении были большие материальные

возможности и несметные богатства. Был период слабости, изоляции и

общественного бойкота, бремя которых было достаточным, чтобы сломить дух

величайшего из людей. Позже он получил такой почет и уважение, что считался

лидером одной из сильнейших наций своего времени. Иногда он сталкивался с

кризисами войны и ее последствиями, а в другое время жил в атмосфере мира и

согласия. Исуус Христос имел тоже большие трудности, однако, это не сломило

его принципы. Результат – огромное количество поклоняющихся ему людей. Мы

знаем, что изменяющиеся условия жизни оказывают большое влияние на мысли

людей, на их отношения друг к другу и к природе. Они представляют такой

доминирующий фактор, что могут внести фундаментальные изменения во

внутренний и внешний мир, непосредственно связанный с природными

обстоятельствами, окружающими их. Изменяющиеся обстоятельства специфичны на

каждом этапе человеческой жизни и создают определенный тип мировоззрения

человеческих отношений. Среди других, человек достигает преимущество и в

исключительных обстоятельствах. Позиции человека никак не едины в

соответствии со всеми изменяющимися обстоятельствами. Иногда их можно

использовать как средства развития и роста, создания материальных

ценностей, а в другое время для формирования идеала. Принимая частичное

участие в отношениях к внешнему окружающему миру и выбирая определенный

подход к цели своего существования в воссозданном мире, люди формируют свою

природу. Конкретно говоря, жизнь мира со всеми проявлениями и изменениями

определяет человеческие ценности и выясняет направление их выбора. Более

того, изменения под влиянием господствующих условий дня отразились бы в

религиозном мировоззрении, и вызванные этим противоречия явно нарушили бы

гармонию, характеризующую его стиль.

В противовес методу, которому следуют светские книги, посвященные

объяснению и исследованию одной — юридической, исторической, философской,

социальной или литературной теме, религия обсуждает много тем, такие, как

право, политика, теология-религия, гражданское и уголовное право, мораль и

этика, история и десятки других, хотя и не так конкретно. Несмотря на это,

абсолютно едина связь с предметом и его стилем. Религия, какая бы она не

была, как правило, пронизана уникальным красноречием великолепных

выражений, которые, на мой взгляд, являются ярким доказательством их

правоты. Религия представляет собой гармоническое единство, ни один из ее

законов и принципов не может рассматриваться отдельно от других, и изучение

одного принципа является ключом к пониманию всех остальных. Внутренняя

взаимосвязь философских и моральных основ религии, ее законов и правил

жизни личности и общества, описание поведения и обучения людей, принципы и

моральные цели, управляющие обществом, - все это является еще одним ясным

доказательством ее чудодейственной природы.

Эти исключительные качества религиозных воззрений, являются

неопровержимым доказательством ее превосходства над всеми производными

человеческой мысли. Они устанавливают, что неповторимость религиозных

взглядов берет свой источник от Бога, что реальность вечна и неизменна, ее

бесконечная сущность находится совершенно вне факторов, вызывающих

изменения, различия и противоречия. В итоге воздействие религии на умы

людей гораздо сильнее, нежели воздействие правовых норм, в частности

уголовного. Это также доказывается тем, что с момента создания религии, она

практически неизменна в отличии от права, которое меняется постоянно и, как

правило, выражает волю определенного класса общества.

Религиозные взгляды в своей совокупности, также порождают

человеческие противоречия. Разный уровень социально-экономического развития

этноконфессиональных государственных объединений, согласно закону

неравномерности развития обществ, государств, порождает противоречивое

мировоззрение и мироощущение, выраженное в религиозном противостоянии. Если

уничтожить веру, то можно уничтожить и саму государственность. Поэтому

государства имеют различные, освященные религией нормы государственного,

семейного и уголовного права. Религия создает эмоциональные мотивы внутри-

и межгосударственного противостояния. Вероисповедание - индикатор

этнической симпатии (антипатии). Поэтому этнос стал почти религиозным

понятием.

Религиозные нормы - нравственный регулятор земного бытия людей. Люди

(этносы) имеют разные идеалы, долгосрочные прогнозы, желанные цели,

формирующие различные психологические доминанты (религии), порождающие

различные противоречия. В этом наблюдается недостаток религии в целом.

Противоречия часто приводят к конфликтам с неизгладимыми последствиями.

Вооруженные конфликты между представителями разных конфессий имеют

место и в государствах СНГ. Для примера можно привести факт, когда под

знаменами ислама на стороне Абхазии в ходе вооруженного конфликта 1992

-1993 гг. против Грузии сражались моджахеды (“братья-мусульмане”). В

Тбилиси страшились раскола Грузии по конфессиональному признаку, ибо среди

абхазов - свыше трети мусульман, а кроме того, мусульмане составляют

большинство населения входящей в состав Грузии Аджарии. В настоящее время

война в Чечне. Противоречия палестинцев с израильтянами.

Противоречие между исламом и христианством - одна из особенностей

исторического развития абхазского этноса. В этом народе жива память о

гонениях, которым подвергались мусульмане во второй половине ХIХ - начале

ХХ веков.

Что касается Российской Федерации, то религиозные противоречия могут

иметь место не только в конфликтах между христианами и мусульманами, но и в

отношениях между представителями других конфессий. Речь идет о районах

распространения буддизма. В Астраханской области, на земле, граничащей с

Калмыкией, тлел конфликт из-за желания калмыков-буддистов вернуть себе

небольшой участок земли, где стоит в полуразрушенном состоянии построенный

еще в 1812 году Хошеутовский хурум (буддистский монастырь).

Все живое живет многообразием, поэтому даже внутри мировых религий мы

наблюдаем деление (на суннитов и шиитов - в исламе, на православных и

католиков - в христианстве, на хинаяна, махаяна и ламаизм - в буддизме). С

одной стороны это и есть недостаток религии в результате которого

порождаются различные антисоциальные явления. Хотя уголовное право охраняет

свободу совести и вероисповедания, несмотря на те проблемы, которые могут

возникнуть на основе существования нескольких религий в рамках одного

государства, в сознании одного народа. Получается внутриконфессиональное

деление, что может неблагоприятно сказаться на развитии государства, его

целостности. Воздействие может достигнуть и норм уголовного права.

Исторически внутриконфессиональное деление возникло как необходимость

идеологически обеспечить:

обособление социальных (этнических) общностей в борьбе за региональное

лидерство;

процесс возникновения, формирования и функционирования зарождающихся новых

центров силы (империй);

жизнеспособность новой модели государственного устройства или нового

способа общественного производства;

создание устойчивого геополитического союза;

принадлежность к тому или иному суперэтносу (на его периферии);

географическую автономность верующих (взаимная изоляция);

утверждение новых жизненных ценностей;

необходимость сохранения элементов анимизма[7].

Поэтому в результате существование нескольких религий в рамках

одного государства, может привести к неблагоприятным социальным

последствиям. В связи с этим, наблюдается необходимость воздействия на

социальные отношения с помощью уголовно-правовых методов воздействия,

которые, к сожалению, не всегда бывают эффективны в этом случае. Наиболее

важным критерием является непосредственное правовое воздействие на

урегулирование споров между различными конфессиями. Существование только

уголовно-правовых методов урегулирования, на мой взгляд никогда не смогут

решить данной проблемы, хотя они играют немаловажную роль в решении этой

проблемы. Это еще раз доказывает значение и необходимость существования

уголовного права.

Как мы видим, религия стала той базовой точкой опоры, с которой

должно происходить развитие государства и права, в том числе и уголовного.

Чем же характерен период развития уголовного права в России, и какое

влияние оказала на него религия?

3. Историческое влияние религии на развитие уголовного права.

Исторически особенная часть уголовного права возникла раньше общей

части, ибо сначала возникли конкретные виды общественно опасных деяний,

влекущие уголовно-правовые запреты. Библейская заповедь «не убий, не

укради» основывается на том факте, что #M12291 841501667убийство#S и кража

были самыми древними видами общественно-опасных деяний, от совершения

которых предостерегал этот древнейший религиозный памятник. Первые уголовно-

правовые запреты возникли из древних обычаев #M12291 841501035кровной

мести#S и были направлены на подчинение интересов индивида интересам

общества. Самые первые правила человеческого поведения, прежде всего, были

направлены на ограничения агрессивного поведения, сохранение человеческого

рода и выражались в требованиях: не убивай отца, детей и братьев; не

вступай в половую связь с матерью, дочерьми и сестрами и т. п. Уголовное

право в целом, с момента его возникновения поначалу носило преимущественно

уголовно-репрессивный характер. И, как правило, основывалось на религиозных

принципах. «Юридическое общение получает свою специфическую характеристику

исторически, прежде всего на фактах #M12291 841500109правонарушений#S.

Понятие кражи определяется раньше, чем понятие собственности»[8].

Исторически уголовное право развивалось медленно, сохраняя такие формы

самозащиты отдельных родов, семей и людей, как кровная месть, талион и

система композиций. Но постепенно они вытеснялись #M12291 841502264мерами

уголовного наказания#S. До нас дошли законодательные памятники различных

древних #M12291 841502472народов#S: Индии (Законы Ману - 1200 г. до н.э.);

законы Ассирии (около 1500 г. до н. э.); Судебник вавилонского царя

Хаммурапи (1914г. до н. э.); законы хеттов (около 1750 г. до н. э.);

еврейские законы (Пятикнижие - около 1400 г. до н. э.); законы Древней

#M12291 841502016Греции#S (законы Дракона - 621 г. до н. э. и законы Солона

- 409-408 г. г. до н. э.); законы Древнего Рима (законы XII таблиц - 450 г.

до н. э.) и др. Все эти #M12291 841502272документы#S свидетельствуют о том,

что уголовное право древних государств было направлено, прежде всего, на

защиту государства, религии, собственности и личности и носило классовый

характер. Одним из древнейших памятников Руси является «#M12291

841501179Русская Правда#S», содержащая нормы гражданского, уголовного и

#M12291 841501971процессуального права#S. Этот документ, учитывая уже

субъектную сторону преступления, различает убийство на пиру, в ссоре,

убийство, не носящее низменного характера от убийства при разбое как более

тяжкого преступления. Преступление в #M12291 841501179Русской Правде#S

именовалось #M12291 841502677обидой#S, а наказание за нее осуществлялось в

соответствие с установленными правилами. При этом преследование обидчика

предоставлялось на усмотрение #M12291 841500040потерпевшего#S или его

близких родичей. «#M12291 841501179Русская Правда#S» предусматривала

преступления, которые преследовались не потерпевшим, а #M12291

841502705общиной#S в целом. В качестве наказания предусматривались: месть,

поток и разграбление[9], система выкупов. #M12291 841500372Смертная казнь#S

применялась без #M12291 841500469суда#S в порядке расправы #M12291

841501418веча#S или князя над своими противниками.

В Псковской Судной #M12291 841500094грамоте#S 1457 года вопросы

уголовного права получили свое дальнейшее развитие. Преступным считалось не

только посягательство на личность и собственность, но и на интересы

государства. Впервые термин «преступление» на Руси встречается в летописных

рассказах XIV века в связи с #M12291 841500380событиями#S 1398 г. В

уголовно-правовой литературе отмечается, что в отечественном уголовном

праве круг преступных деяний регламентировался далеко не сразу, а

постепенно, совпадая первоначально со сферой гражданских правонарушений.

Законодательным критерием, обуславливающим необходимость установления

уголовно-правового запрета, являлась серьезность нарушения интересов

правящих классов и государства, а также значительность вреда. Судебник 1497

г. к преступным деяниям относит «лихое дело». По Судебнику, холоп мог быть

субъектом преступления и самостоятельно нести ответственность. Судебник

1497 выделял уже имущественные и государственные преступления. К

государственным преступлениям была отнесена крамола (например, отъезд

боярина от великого князя к другому князю) и подым (т. е. призыв к

воспитанию). За совершение этих преступлений полагалась #M12291

841500372смертная казнь#S. К имущественным преступлениям Судебник относил

разбой, татьбу, истребление и повреждение чужого #M12291

841500731имущества#S, а к #M12291 841500171преступлениям против личности#S

- убийство (душегубство), #M12291 841502506оскорбление#S действием и

словом. Наказание в Судебнике ожесточалось, предусматривалось два вида

#M12291 841500824казни#S: смертная и торговая. В Судебнике 1550 г. впервые

появился #M12291 841500407состав преступления#S - вынесение незаконного

#M12291 841501171решения#S за взятки. Судебник также устанавливал

ответственность #M12291 841500511судей#S за умышленное решение. Виновный

наказывался за это помимо основного наказания дополнительным битьем кнутом.

В Судебнике впервые был предусмотрен состав мошенничества, отпочковавшийся

от кражи, а грабеж отграничивался от разбоя, который рассматривался как

#M12291 841501788хищение#S, сопряженные с насилием. В царствование Алексея

Михайловича в 1649 году было принято Соборное Уложение, в котором

содержалось большое количество норм уголовного права. Впервые была сделана

попытка провести разграничение между умыслом и #M12291

841502389неосторожностью#S, появились нормы о #M12291 841502385необходимой

обороне#S и #M12291 841501017крайней необходимости#S, проводилось различие

между отдельными видами соучастников, наблюдалось ужесточение наказаний и

усложнение их системы. Уложение предусматривало широкое применение #M12291

841500372смертной казни#S, членовредительские наказания, тюрьму и #M12291

841500431ссылку#S. Усовершенствовалась система особенной части; на первом

месте стояли религиозные преступления, затем государственные (#M12291

841501609государственная измена#S, посягательство на жизнь и здоровье царя

и т. д.). С точки зрения #M12291 841500614законодательной техники#S,

четкости формулировок и полноте, Уложение превосходило современные ему

западноевропейские уголовно-правовые законы. Это был первый в нашей стране

систематизированный свод законов. 25 тематических глав. Почти тысяча

статей. Таких масштабов законотворчества Россия еще не знала. Наконец, это

был первый печатный памятник отечественного права. В 1649 году он издавался

дважды – каждый раз тиражом по 1200 экземпляров.

В Соборном Уложении законодательно оформлено крепостное право.

Расширены права помещиков. Сыск беглых стал бессрочным. Впервые выделены

государственные преступления. Уголовно-правовой защите личности монарха

отводилось специальная глава. Предусматривалась смертная казнь даже за

“обнаружение умысла” совершить преступное деяние против царя.---------------

--------------------------------------------------

В своде законов получили развитие все отрасли права –

административное, финансовое, гражданское, уголовное и другие. Необходимо

отметить, что в нем ожесточается система наказаний. Уже в первой главе,

определяющей ответственность за преступления против религии и церкви,

предусмотрены чуть ли не все виды смертной казни – сожжение (не забыли

костры инквизиции), колесование, четвертование, битие батогами и кнутом. В

этой главе вводится понятие богохульства. Сюда относят брань в адрес Христа

и Богоматери, икон, осквернение креста. Новгородский архиепископ доносил,

что в этом старинном русском центре торговли и ремесленничества замечен

такой вид богохульства, как попытки “грызть иконы зубами”.…………………………………………

Такой вид наказания, как смертная казнь, рассыпан по всему своду

законов. Фальшивомонетчикам – заливать в рот раскаленное олово. За измену

на поле брани – повешение на виду у неприятеля. За поджог – сожжение. В

кинофильме “Белое солнце пустыни” есть такая сцена. Сухов натыкается на

закопанного в песок по шею человека. Под палящим солнцем его ждет

неминуемая смерть. “Средневековая казнь”, - скажете вы и будете правы. Так

вот, такая казнь предусматривалась и Соборным Уложением 1649 года. В

отличие от кинофильма, она предназначалась для женщин, которые тем или иным

способом лишали жизни своих мужей. Преступницу закапывали в землю по плечи.

Днем священник читал перед ней молитвы. На ночь к несчастной приставляли

стража для наблюдения: чтобы ей никто не поднес ни кружки воды, ни куска

хлеба. И еще – чтобы стаи одичавших голодных собак не “отъели ей голову”.

Беспощадные были законы. Жестокие были нравы. Хотя религия в то время в

сознании людей занимала одно из первых мест. В царствование Петра I был

принят Воинский артикул, содержащий только нормы уголовного права и

представлял собой военно-уголовный кодекс без общей части.

Особенностями уголовного права средневековья являлась система голого

насилия и открытое неравенство перед законом различных классов и сословий.

Уголовное право эпохи средневековья это право сильного и право привилегия.

В период средневековья наиболее крупные феодалы устанавливали в своих

#M12291 841501440владениях#S свои законы, свое право, которое

характеризовалось исключительной жестокостью. Здесь не малое влияние

оказывала и церковь. В дошедших до нас многочисленных законодательных

памятников средневековья: Саксонское зеркало, составленное между 1198 и

1215 г.г.; Швабское зеркало, изданное между 1250 и 1288 г.; Силезское

земское право конца XIV века, #M12291 841500838Каролина#S 1532 г. и др.

Указанные законодательные акты усилили черты, характерные для эпохи

рабовладельческого строя. Устрашительность, жестокость и неравенство

наказаний, обусловленные сословными различиями людей пронизывают всю

систему уголовно-правовых норм средневековья. #M12291 841500372Смертная

казнь#S, телесные и особенно членовредительские и имущественные наказания,

наиболее часто применяются в этот период. #M12291 841501088Лишение

свободы#S применяется редко и лишь на закате феодально-абсолютистских

государств приобретает некоторое значение. #M12291 841500372Смертная

казнь#S была самым распространенным видом наказания. Уложение Карла V

#M12291 841500722императора#S Священной Римской #M12291 841500723Империи#S

предусматривала #M12291 841500372смертную казнь#S за 44 преступления,

французское #M12291 841501678уголовное законодательство#S 18 в. знала 115

видов преступлений, за которые предусматривалась #M12291 841500372смертная

казнь#S, а в Англии #M12291 841500372смертная казнь#S применялась к 160

видам преступлений. Испанская #M12291 841500083инквизиция#S сожгла на

кострах более 50000 человек за колдовство, а по подсчетам Вольтера в Европе

было сожжено более 100 тысяч человек за распространение ереси. В

царствование Генриха VIII в Англии за одно только бродяжничество было

казнено 72 000 человек, а за свое полувековое пребывание на английском

престоле королева Елизавета осуществила около 20000 казней. #M12291

841500372Смертная казнь#S предусматривалась не только за тяжкие

преступления, но и за незначительные проступки. Она применялась за ереси,

колдовство, убийство, разбой, поджог, #M12291

841501725фальшивомонетничество#S, кражу, мошенничество, прелюбодеяние,

кровосмешение, скотоложство, порубку леса, бродяжничество, участие в

незаконных сборищах и т. д.

С победой буржуазии, утверждением капиталистических отношений и

формальным провозглашением принципа равенства всех перед законом #M12291

841501678уголовное законодательство#S передовых Европейских государств

отражает идеи представителей просветительско-гуманистического направления в

уголовном праве: #M12291 841502419Монтескье#S, Вольтера и Беккария.

Ярчайшим образцом уголовного права, пришедшей к власти буржуазии явился

Уголовный кодекс #M12291 841501777Франции#S 1810 г., в основе которого

лежали выдвинутые в трудах Монтескье и Беккария принципы «нет преступления,

если оно не предусмотрено законом», принцип виновной ответственности лица и

принцип соответствия наказания тяжести совершенного преступления и др.

Французский уголовный кодекс 1810 г. явился образцом для других, при

создании уголовно-правовых систем в ряде европейских государств.

УК 1810г. действовал во Франции на протяжении 182 лет, пока в 1992 г.

не был принят новый УК. В России в 19 веке была впервые осуществлена

#M12291 841500866кодификация#S #M12291 841501678уголовного

законодательства#S, получившая воплощение в Уложении о наказаниях уголовных

и исправительных 1845г. Оно отличалось непомерной громоздкостью и состояло

из общей и особенной части. Наказания подразделялись на уголовные и

исправительные. К первым относилась: #M12291 841500372смертная казнь#S,

#M12291 841500846каторга#S, ссылка, а исправительные наказания для

представителей привилегированных сословий заключались в ссылке в Сибирь или

отдаленные #M12291 841501117районы#S России. Исправительные наказания были

соединены с лишением всех сословных и служебных прав. Кроме основных

наказаний применялись еще и наказания дополнительные: церковное покаяние,

#M12291 841500995конфискация имущества#S, отдача под #M12291

841502443надзор#S #M12291 841500005полиции#S и др. Особенная часть Уложения

предусматривала ответственность за #M12291 841500171преступления:

государственные, против личности#S, против семьи и др. В 1885г. после

отмены #M12291 841501026крепостного права#S и проведение судебной реформы в

Уложение были внесены некоторые нововведения демократического порядка в

частности, включен принцип нет преступления без указания о том «в законе».

В 1903 г. было принято новое Уголовное уложение, которое лишь частично

вступило в действие. Все-таки, какими бы не были наказания в историческом

периоде развития уголовного права, все они были направлены на развитие

государственности и личности.

И что необходимо отметить, это то, что на протяжении всей истории

уголовное право существовало совместно с религией, и результат их

совместного существования был налицо. Россия была одна из сильнейших

держав. Но даже Англия и Франция сравнительно небольшие государства на

протяжении всей истории, были и остаются одними из самых развитых стран

мира. Тоже самое можно сказать и про ряд иных стран, где религия была и

остается одной из важнейших сфер жизни общества.

После Октябрьского переворота 1917 г. в России, руководствуясь

марксистскими догматами о том, что с ликвидацией старого базиса

ликвидируется и старая надстройка, большевики отменили все прежние законы.

#M12291 841502058Декрет#S № 1 «О суде» 1917 г. провозглашал в качестве

основного источника уголовного права революционное #M12291

841500118правосознание#S судей. А это по сути дела оправдывало произвол.

«Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г. отказались от таких

важнейших принципов как: нет преступления, если оно не предусмотрено

законом», и от принципа виновной ответственности, не было в этом

законодательном акте особенной части уголовного права, принцип #M12291

841500602законности#S был подменен революционной классовой

целесообразностью. Классовый подход пронизывал и первый УК РСФСР 1922 г.,

состоящий из общей и особенной части, рассматривал в качестве преступления

любое общественно-опасное деяние, угрожающее основам советского строя и

правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к

коммунистическому строю период времени, а указание на запрещенность деяния

в законе отсутствовало.

Наличие в законе #M12291 841500289аналогии#S давало возможность

судебно-следственным органам по собственному усмотрению оценивать то или

иное деяние в качестве преступления. Отвергая идеи классического

направления в уголовном праве УК 1922 г. пошел по пути заимствования из

арсенала социалистической школы ряда реакционных положений, в частности,

таких, как «опасное состояние личности», трактуя его с позиций классовой

опасности и признавая основанием #M12291 841501671уголовной

ответственности#S. При этом принцип виновной ответственности лица

отвергался со всей категоричностью. Наказание было заменено «мерами

социальной защиты». По этому же пути пошли и Основные начала #M12291

841501678уголовного законодательства#S Союза ССР и Союзных #M12291

841501161республик#S 1924 г. первый общесоюзный уголовно-правовой

законодательный акт. В этом документе были сформулированы задачи #M12291

841501678уголовного законодательства#S Союза ССР и союзных республик,

определены территориальные пределы действия этого законодательства,

проведено разграничение #M12291 841500910компетенции#S в #M12291

841502678области#S #M12291 841501678уголовного законодательства#S между

Союзом ССР и союзными республиками. В связи с введением в действие Основных

начал возникла необходимость в издании нового уголовного кодекса, который

был принят 22 ноября 1926 г.

Общая часть этого кодекса с некоторыми уточнениями воспроизводила

Основные начала. УК РСФСР 1926 г., как и УК 1922 г. характеризовался

отсутствием в #M12291 841502481определении#S преступления признака

противоправности. В нем также закреплялось применение уголовного закона по

аналогии. В нем, как и в УК 1922 г. отсутствовал принцип виновной

ответственности, а в место наказания фигурировали «меры социальной защиты».

Более того, в условиях ожесточения репрессии и начавшегося разгула

сталинского террора УК 1926 г. пошел по пути признания #M12291

841502709объективного вменения#S.

УК 1926 г. действовал на протяжении 35 лет, пополняясь новыми нормами,

которые сыграли в тридцатые и сороковые годы свою отрицательную роль в

обосновании произвола и лили воду на мельницу сталинских репрессий и

сводили почти на нет права и свободы граждан и, прежде всего, самую высшую

общечеловеческую ценность - #M12291 841500207право на жизнь#S. В этот

период уничтожались церкви и почти вся культура России, которая

формировалась исторически на протяжении веков. Конечно, ни о каком влиянии

религии здесь говорить не приходится. Идея построения коммунизма вселилась

в умы необразованных людей и представляла собой своебразную “религию”,

которая вытесняла ту, которая существовала исторически.

После разоблачения культа личности Сталина обнаруживается известная

демократизация #M12291 841501678уголовного законодательства#S. Принятые в

декабре 1958 г. #M12291 841502512Основы #M12291 841501678уголовного

Законодательства#S#S Союза ССР и союзных республик и УК РСФСР 1960 г.

отказались от аналогии, восстановили принцип нет преступления без указания

о том «в законе», твердо встали на путь признания принципа виновной

ответственности лица, оставаясь при этом по-прежнему на позициях

провозглашения классовых начал советского уголовного права. Вместе с тем в

УК 1960 г. наличествовали нормы серьезно ограничивающие права и свободы

граждан (ст. 70 антисоветская агитация и пропаганда, ст. 142 о нарушении

законов об отделении церкви от государства, ст. 190 распространение

заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и

общественный строй и др.; ст. 153 о частнопредпринимательской деятельности

и коммерческом #M12291 841500031посредничестве#S и др.). Данные нормы

противоречили #M12291 1900204Всеобщей декларации прав человека, #Sпринятой

#M12291 841501576Генеральной Ассамблеей ООН#S в 1948 г. и #M12291

1901157Международному пакту о гражданских и политических правах #S1966 г.

В период существования советского тоталитарного государства ученые в

области уголовного права мало привлекались к разработке законодательных

актов. Многие законы разрабатывались аппаратами министерств юстиции,

внутренних дел и других ведомств. Определяющими характер этих

законодательных актов были указания партийных органов (ЦК КПСС) и отдельных

партийных руководителей, что приводило к нарушению системности в

законодательстве, созданию конкурирующих норм и норм, не имеющих социальной

обусловленности.

Превалирование идеологии над правовыми принципами приводило к

неадекватной оценке отдельных видов преступлений. Так, за совершение

хищения государственного или общественного имущества в особо крупных

размерах (свыше 10 тыс. руб.) предусматривалось наказание в виде лишения

свободы на срок от 8 до 15 лет с конфискацией имущества, со ссылкой или без

таковой или смертная казнь с конфискацией имущества. В то же время,

умышленное убийство, совершенное без отягчающих обстоятельств, каралось

лишением свободы на срок от 3 до 10 лет (ст. 103 УК РСФСР). Жизнь человека

ценилась гораздо меньше, чем государственная собственность!

…………………………………………

Советское уголовное законодательство отличалось также

репрессивным характером, что выражалось не только в судебных санкциях

(например, смертная казнь предусматривалась за 15 видов преступлений, не

считая воинских), но и в усиленной криминализации, т. е. в установлении

уголовной ответственности за весьма широкий круг деяний, а это далеко не

всегда было социально и экономически обосновано.

Так, (потом отмененная) ст. 154'' УК РСФСР, принятая в период

правления Н.С. Хрущева, предусматривала лишение свободы на срок до 2 лет за

скупку в государственных или кооперативных магазинах хлеба и других пищевых

продуктов для скармливания скоту и птице. Этот закон не был социально

обусловлен, так как отсутствие кормов и падеж скота вынуждали крестьян

кормить домашний скот хлебом, чтобы спасти его от гибели.

К сожалению марксистко - ленинская теория довольно глубоко вселилась

в сознание людей и была определенным историческим этапом в развитии

общественного сознания. Несомненно влияние этого сознания мы видим уже

сейчас. Но все-таки этот этап был не столь огромный и не вселялся в умы

людей из поколения в поколение. Какие бы были последствия судить трудно. Но

на сегодняшний день остались люди, которые возрождают религию. Возрождается

также и уголовное право, которое можно сказать уже существовало до Великой

Октябрьской Революции, хотя бы в форме тех основных принципов, которые

заложены в уголовном праве нашего времени. Отличие его заключалось лишь в

том, что оно отражало и защищало те общественные отношения, которые были

характерны именно для того этапа исторического развития. Принципиально же

оно мало изменилось.

В настоящее время положение значительно изменилось, и ученые,

как правило, стали привлекаться к разработке законопроектов.

Так, созданию проекта Уголовного кодекса Российской Федерации

предшествовали серьезная подготовка, широкое обсуждение научной

общественностью, как отдельных актуальных проблем, так и проектов

Уголовного кодекса. В итоге в Государственную Думу было внесено 2 проекта

УК, подготовленных двумя разными рабочими группами, в которые вошли видные

ученые в области уголовного права. В дальнейшем, в результате многократного

обсуждения и работы в комитетах Государственной Думы на основе двух

проектов был создан объединенный проект, который дорабатывался и уточнялся

с учетом замечаний при обсуждении проекта в Думе в первом и во втором

чтении.

Однако на подготовке нового Уголовного кодекса сказалась поспешность,

вызванная стремлением аппаратчиков поскорее отчитаться перед высоким

начальством о своих "заслугах" в деле создания нового законодательства. В

результате проект оказался недоработанным и имеет существенные недостатки,

которые вызвали значительное число замечаний правоохранительных ведомств.

Поэтому Президент России не подписал первоначальный вариант Кодекса,

принятый Государственной Думой.

Несмотря на то, что в ныне вступившем в силу УК устранены многие недостатки

принятого в 1995 г, варианта УК, Кодекс и сейчас вызывает серьезные

замечания и содержит значительное число неудачных решений. К таким

просчетам приводит ненужная спешка при подготовке законодательства.

Опираясь на современные идеи теории познания в сфере обществоведения, наука

уголовного права использует ряд конкретных методов: обобщение и анализ

следственной практики, исторический, систематический, сравнительный анализ

законодательства, анализ уголовной статистики, конкретно-социологические

методы (опросы, анкетирование, экспертные оценки); системный метод; метод

сравнительного правоведения при изучении зарубежного уголовного

законодательства. Применение всех этих методов должно основываться на

положениях логики. Наука уголовного права использует также последние

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ