Анализ системы бюджетирования на ООО "Тольяттикаучук"
Произведенная продукция
может быть продана за наличный расчет (поступления денежных средств в кассу,
расчетные и валютные счета) либо в кредит. Продажа в кредит влечет за собой
дебиторскую задолженность, которая, в конечном счете, инкассируется,
превращается в наличность.
Коэффициент инкассации (Кi) выражает процент ожидаемых денежных
поступлений от продаж в соответствующем периоде времени от момента реализации
продукции и рассчитывается как изменение дебиторской задолженности в период
делится на продажи месяца.
Коэффициент инкассации показывает, какая часть отгруженной продукции
будет оплачена сразу в месяц отгрузки, во второй месяц после отгрузки и т.д., с
учетом безнадежных долгов, если таковые имеются. Определить значение
коэффициентов инкассирования можно на основе анализа погашения дебиторской
задолженности предыдущих периодов.
После того как необходимые формы бюджета продаж будут составлены, можно
приступать к следующему этапу - составление бюджета производства. Однако
следует помнить, что составленный бюджет продаж, возможно, придется
корректировать после составления других операционных бюджетов либо всех трех
основных бюджетов. Дело в том, что оптимизацию показателей бюджета продаж можно
осуществить, только зная параметры основных бюджетов (состав и структуру
себестоимости, ограничения по источникам финансирования, ликвидности и т.п.)
[67, c.97].
Производственный бюджет -
это план производства продукт. В нем конкретизируется бюджет продаж, а также
для каждого периода планирования (месяца, квартала) устанавливается количество
готовой продукции, которое необходимо произвести.
В зависимости от политики удовлетворения внешнего спроса организации
(производство на склад, производство под заказ, сборка под заказ)
производственный бюджет может формироваться не только на готовую продукцию, но
и на детали и узлы, используемые для сборки изделий (промежуточные сборки) или
даже сырье и материалы. В случае составления бюджета продаж с учетом конкретных
моделей выпускаемых изделий производственный бюджет может формироваться также и
на каждую отдельную модель. В обязательном порядке производственный бюджет
должен формироваться на производимые организацией узлы и детали, которые могут
не только входить в состав сборок, но и продаваться отдельно в виде запасных
частей [60, c. 130].
При составлении производственного бюджета, прежде всего, необходимо
установить доступные мощности, т.е. способность производственной системы
выпускать определенное количество продукции в течение планового периода.
Доступная мощность зависит от таких факторов, как спецификация изделий, график
работы, наличие машин и оборудования, эффективность рабочего центра [13, c.
115].
Далее рассчитывается требуемая мощность, то есть мощность, необходимая
для выполнения производственного бюджета. Определение требуемой мощности
предусматривает два действия. Во-первых, определяется время, необходимое для
изготовления каждого заказа в каждом рабочем центре. Во-вторых, требуемая
мощность по всем заказам суммируется для получения загрузки.
Затем сопоставляются требуемые мощности с доступными, выявляется
возможный дисбаланс и принимаются меры по обеспечению необходимого
соответствия. Соответствие требуемой и доступной мощностей может быть
достигнуто двумя путями - изменением загрузки оборудования либо наращиванием
доступной мощности. Первый вариант означает перепланирование заказов, выходящих
за пределы доступной мощности (эти заказы могут быть направлены в
альтернативные рабочие центры либо перепланированы). Во втором случае могут
быть приняты меры по увеличению производственных мощностей.
Информация о
производственных мощностях устанавливается технологическими отделами
организации.
После определения
требуемой мощности рассчитывается необходимый объем выпуска готовой продукции,
который составляется в натуральных единицах измерения и рассчитывается как
Остатки нереализованной готовой продукции на конец планового периода + Остатки
нереализованной готовой продукции на конец планового периода - Остатки
нереализованной готовой продукции на конец планового периода.
Назначение бюджета прямых
затрат на материалы в том, чтобы определить затраты сырья, основных материалов,
полуфабрикатов, комплектующих, необходимых для производства готовой продукции.
На отечественных
предприятиях существуют два основных метода составления бюджета прямых затрат
на материалы:
нормативный
метод;
аналитический метод.
Нормативный метод является
наиболее точным, обоснованным, но вместе с тем довольно трудоемким. Суть
данного метода заключается в том, что затраты на материальные оборотные
средства (сырье, материалы, комплектующие) определяются исходя из установленных
норм расхода. Большинство крупных и средних промышленных предприятий составляют
плановую калькуляцию на единицу продукции, в которой установлены удельные нормы
расхода по видам сырья и материалов. Таким образом, на основе установленных
норм (стандартов) расходов материалов и данных производственного бюджета
рассчитывают потребность бюджетный период.
Практика показывает, что
на малых предприятиях, как правило, отсутствует система нормирования
материалов. В данном случае возможно использование аналитического метода. По
сравнению с нормативным методом он гораздо проще в практическом применении,
однако дает более грубую оценку потребности в материальных затратах. Суть
данного метода заключается в том, что на основе фактических данных производства
и сбыта продукции за базовый (отчетный) год и общих расходов материалов
рассчитывается средневзвешенная, принимаемая за норму расхода на планируемый
бюджетный период. Затем эти нормы расхода применяются к плановым объемам продаж
и выпуска для определения потребностей в материалах [18, c. 59].
После определения
количества сырья и материалов, требуемого для производства продукции, следующим
этапом является расчет необходимого количества закупок (по видам сырья и
материалов). Потребность в сырье и материалах в каждом периоде может быть
определена как расход материалов за период + расход материалов за период -
расход материалов за период
Запас сырья и материалов
автоматически поступают из бюджета производственных запасов. Запас материалов
на начало периода равен запасу в предшествующем периоде. В случае если
изменяется бюджет продаж или бюджет производства, должен быть оперативно
изменен и план закупок материалов.
Бюджет прямых затрат на
оплату труда подготавливается исходя из бюджета производства (количество единиц
продукции, под лежащих изготовлению), данных производительности труда и ставок
оплаты труда основного производственного персонала, занятого непосредственно
изготовлением продукции [39, c.
263].
В бюджете заработной платы основного производственного персонала
необходимо выделять две составные части:
фиксированную
(постоянную) часть оплаты труда;
сдельную
(переменную) часть оплаты труда.
В этом же документе определяются затраты труда в денежном выражении
умножением необходимого рабочего времени на соответствующие часовые ставки
оплаты труда. Если к моменту составления бюджета накопилась значительная
кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо
предусмотреть график ее погашения.
Бюджет общехозяйственных расходов представляет собой детализированный
план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат
материалов и прямых затрат труда, которые должны быть понесены для выполнения
производственного плана в будущем периоде.
Данный бюджет включает общецеховые расходы на организацию, обслуживание и
управление производством.
Бюджет общехозяйственных расходов имеет две цели:
интегрировать
все бюджеты общепроизводственных расходов, разработанных руководителями по
производству и его обслуживанию и
аккумулируя эту
информацию, вычислить нормативы этих расходов на предстоящий учетный период для
распределения их в будущем периоде на отдельные виды продукции или другие
объекты калькулирования затрат.
Бюджет производственных
запасов необходим для формирования двух плановых документов:
бюджета доходов
и расходов - в части подготовки данных о себестоимости реализованной продукции;
прогноза баланса
- в части данных о состоянии запасов готовой продукции, незавершенного
производства и материалов на конец планового периода. Бюджет производственных
запасов составляется в денежном выражении и содержит плановые показатели по
запасам готовой продукции, незавершенному производству и материалам.
Величина запаса
собственных оборотных средств на конец периода определяется на основе следующих
показателей:
объема
производства и реализации продукции;
затрат на
производство, хранение и реализацию продукции;
норм запаса
оборотных средств по отдельным видам товарно-материальных ценностей и затрат.
Для того чтобы оценить
запасы готовой продукции в денежном выражении, необходимо вычислить плановую
себестоимость единицы продукции.
После определения целевых
остатков готовой продукции можно рассчитать себестоимость реализованной
продукции.
Себестоимость
реализованной продукции определяется как запас готовой продукции на начало периода
+ себестоимость произведенной за период продукции - запас готовой продукции на
конец периода
В свою очередь
себестоимость произведенной продукции за планируемый период рассчитывается как
прямые затраты на материалы + прямые затраты на оплату труда в периоде +
общепроизводственные расходы.
Бюджет коммерческих
расходов.
Коммерческие расходы – это затраты, связанные с продвижением товаров на
рынок сбыта. Часть этих затрат зависит от объема продаж. Другая часть является
постоянной составляющей бюджета. К ним относятся: комиссионные сборы,
уплачиваемые в соответствии с договорами сбытовым и посредническим
организациям; транспортные услуги; расходы на рекламу; расходы на тару и
упаковку; представительские расходы и т.д. [58, с.132].
Решение об уровне коммерческих расходов должно зависеть от стратегии
развития организации. Большинство расходов на сбыт продукции планируется в
процентном отношении к объему продаж. При этом темпы роста коммерческих
расходов не должны опережать темпы роста уровня продаж.
Назначение бюджета
управленческих расходов состоит в определении общих и административных
расходов, необходимых для управления организацией в целом.
Выделяют следующие типовые статьи управленческих (общехозяйственных)
расходов промышленного предприятия:
расходы на
управление коммерческой организацией (заработная плата
административно-управленческого персонала, командировочные расходы,
представительские расходы и другие);
общехозяйственные
расходы (содержание прочего общезаводского персонала, амортизация основных
средств, содержание и ремонт зданий, расход вспомогательных материалов,
коммунальные платежи, и т.д.);
налоги, сборы,
платежи (относящиеся к себестоимости продукции);
непроизводственные
расходы (потери от простоев, недостачи и потери от порчи материалов при
хранении на складе) [47, c.
263].
Лишь небольшая часть управленческих расходов калькулируется чисто
расчетным путем (например, амортизационные отчисления). Большая часть
управленческих расходов на предстоящий бюджетный период устанавливается в виде
нормативов (лимитов) с целью обеспечения нормативных показателей прибыли. При
росте объемов продаж допускается увеличение нормативов управленческих расходов
при обязательном соблюдении условия: показатели были не должны ухудшаться.
Составление бюджета
доходов и расходов (или прогнозного отчета о прибылях и убытках) является
«выходной формой» операционного бюджета.
В этом документе
рассчитывается плановое значение: объема продаж от реализации отгруженной
покупателям продукции, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и
управленческих расходов, расходов финансового характера (проценты по долгам),
налогов к уплате и др. Большая часть исходных данных берется из операционных
бюджетов.
Бюджет доходов и расходов
целесообразно составлять в двух вариантах: сводном (в целом по организации) и
«развернутом» (в разрезе доходности отдельных видов продукции). Такое
построение документа позволяет судить о рентабельности производства за
определенный период и с его помощью можно провести анализ безубыточности.
Составление бюджета
капитальных вложений (инвестиционного бюджета) - это процесс планирования и
управления долгосрочными инвестициями организации [63, c. 267].
В инвестиционном бюджете происходит окончательное определение объектов
инвестирования, объемов и сроков реальных инвестиций. В этом документе особое
внимание должно быть сосредоточено на влиянии новых инвестиций на финансовые
результаты деятельности предприятия, величину прибыли. Определяя конкретные
направления использования финансовых ресурсов, следует учитывать различия в
уровне получаемой отдачи и выбирать затраты, обеспечивающие предельно высокую
рентабельность. При этом финансовые затраты необходимо соотносить со сроками их
окупаемости [31, c. 163].
Недостаточная величина капитальных вложений означает, что организация не
освоит текущий объем продаж. Избыточные капитальные вложения чреваты простоями
и пустующими производственными площадями, снижением эффективности труда в
масштабах коммерческой организации. Внеоборотные активы влекут за собой постоянные
издержки, которые повышают порог безубыточности.
Вероятность правильного
решения будет выше, если разделить предполагаемые капитальные вложения на две
группы:
капитальные
вложения первой необходимости, без которых само выживание коммерческой организации
находится под угрозой;
дискреционные
капитальные вложения, которые служат снижению затрат или повышению прибыли,
однако не являются жизненно необходимыми [39, c. 231].
При составлении инвестиционного бюджета также необходимо распределить
капитальные затраты по структурным подразделениям. Для этого определяется,
какие виды затрат будут финансироваться централизовано (за счет предприятия), а
какие – в рамках отдельного бизнеса структурного подразделения.
Главная задача бюджета
движения денежных средств (БДДС) - проверить реальность источников поступления
средств (притоков) и обоснованность расходов (оттоков), синхронность их
возникновения, определить возможную величину потребности в заемных средствах.
Это документ, позволяющий реально оценить, сколько денежных средств и в каком
периоде потребуется организации [45, c. 92].
Необходимость подготовки данного документа обусловлена следующим:
понятия «доходы»
и «расходы» в бюджете доходов и расходов не отражают действительного движения
денежных средств: затраты на реализованную продукцию не всегда относятся к тому
же временному интервалу, в котором последняя будет отгружена потребителю;
в бюджете
доходов и расходов отсутствует информация о направлениях деятельности
предприятия: производственной (основной), финансовой и инвестиционной [58, c.183].
В течение бюджетного периода потребность в денежных средствах может
существенно изменяться. Возможна ситуация, когда показатели БДДС
свидетельствуют о достаточной ликвидности организации к концу бюджетного периода,
а план с разбивкой по кварталам (месяцам, декадам, неделям) может показать
недостаток денежных средств в один или несколько моментов периода. Поэтому
важно отслеживать ожидаемые поступи и платежи во временном разрезе.
Взаимоотношения между общим бюджетом и бюджетом денежных средств можно
показать следующим образом (Приложение 2).
Бюджета движения денежных средств отражает притоки и оттоки денежных
средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, которые
предполагается получить в течение бюджетного периода (одного года). Сальдо по
каждому виду деятельности образуется как разность итоговых величин трех
разделов доходной части плана и соответствующих разделов расходной части.
С помощью такой формы
бюджета движения денежных средств организация может проверить реальность
источников поступления средств и обоснованность расходов, синхронность их
возникновения, определить возможную величину потребности в заемных средствах в
случае возникновения дефицита средств. Бюджет считается окончательно составленным,
если в нем предусмотрены источники покрытия дефицита.
Прогноз баланса - это
прогноз состояния активов и пассивов предприятия, в соответствии со сложившейся
структурой активов и обязательств и ее изменением в процессе реализации бюджета
доходов и расходов, бюджета движения денежных средств и инвестиционного
бюджета. Он, как и бухгалтерский баланс, состоит из двух основных разделов -
актива и пассива, которые должны быть равны между собой. Прогноз баланса
строится на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений
каждой статьи баланса. Для определения изменения в статьях баланса используется
информация, содержащаяся в бюджете доходов и расходов и бюджете движения
денежных средств (БДДС).
Назначение прогноза баланса
- показать, как изменится балансовая стоимость коммерческой организации в
результате осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации в
целом или ее структурных подразделений в течение бюджетного периода. В отличие
от бухгалтерского баланса прогноз баланса может быть составлен не только для
организации в целом, но и для отдельного вида бизнеса и структурного
подразделения (самостоятельного юридического лица или филиала).
1.3 Организация процесса
бюджетирования
Бюджет предприятия всегда
разрабатывается на определенный временной интервал, который называется бюджетным
периодом. Правильный выбор продолжительности бюджетного периода является важным
фактором эффективности бюджетного планирования предприятия. Как правило,
сводный бюджет организации составляется и утверждается на весь бюджетный период
(обычно это один календарный год). Это объясняется тем, что за такой промежуток
времени выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. Индикативно, то есть без
утверждения в качестве системы целевых показателей и нормативов, обязательных к
исполнению, некоторые показатели бюджетов могут устанавливаться на более
продолжительный период (три-пять лет). Кроме того, внутри бюджетного периода
каждый из бюджетов имеет разбивку на подпериоды [31, с. 173].
Бюджетирование - это процесс составления и реализации данного документа в
практической деятельности предприятия. Бюджетный процесс не ограничивается лишь
стадией составления сводного бюджета. Вообще, процесс представляет собой
замкнутый контур финансового управления, включающий три последовательных этапа:
1.
Этап разработки проекта сводного
бюджета;
2.
Утверждение проекта бюджета и
включение его в структуру научно обоснованного бизнес-плана организации;
3.
Анализ исполнения бюджета по итогам текущего года
Бюджетный цикл включает
период времени от начала первого этапа до завершения третьего этапа. Бюджетный
процесс должен быть непрерывным, то есть завершение анализа исполнения бюджета
текущего года должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего
года. То есть анализ исполнения бюджета – это одновременно и отправная, и
завершающая стадия бюджетного цикла [67, c. 7].
Рассмотрим подробнее
содержание этапов.
Первый этап (стадия разработки проекта сводного бюджета) – составление
предварительного проекта бюджета на очередной плановый год. Особое внимание при
этом уделяется оценке выполнения планов прибыли и рентабельности. Такая оценка
основывается на тщательной разработке состава затрат, включаемых в
себестоимость продукции. На этом этапе оценивается производственная программа,
ее качественные и количественные параметры, изменения ценовой и кредитной
политики и определяется новый производственный потенциал коммерческой
организации на основе анализа рациональности использования активов, освоения
новых технологий и видов продукции. Составленный предварительный проект бюджета
корректируется в связи с изменением внешних и внутренних условий. На этом этапе
требуется работа большого числа задействованного рядового персонала
планово-экономических служб и структурных подразделений, которым утверждаются
бюджетные задания: цеха основного производства, коммерческая дирекция (отдел
сбыта), отдел материально-технического снабжения и прочие [31, c.177].
Второй этап (стадия утверждения) сводится к составлению окончательного
проекта бюджета и включения его в структуру научно обоснованного бизнес-плана
предприятия. На малых предприятиях сводный бюджет, как правило, разрабатывается
бухгалтерией и утверждается президентом организации.
На средних и крупных предприятиях решение об утверждении сводного бюджета
могут принимать:
правление организации, в состав
которого входит высшее руководство;
президент организации (в этом
случае правление организации представляет из себя консультативный орган при
президенте);
совет директоров организации (рис.1.);
общее собрание акционеров (совет
директоров подает проект сводного бюджета на утверждение общему собранию
акционеров).
После утверждение бюджета он принимает силу приказа.
Рис.1. Утверждение сводного бюджета коммерческой организации
Третий этап – анализ исполнения бюджета по итогам истекшего года. На этом
этапе делается анализ финансового состояния предприятия, на основе которого
вносятся необходимые коррективы в тактику и стратегию экономического развития
организации.
Для того чтобы система
бюджетирования была эффективной, необходим ряд обязательных условий, без
которых эта система попросту не сможет работать.
Во-первых, предприятие
должно располагать соответствующей методологической и методической базой
разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета, а работники
управленческих служб должны быть достаточно квалифицированными, чтобы уметь
применять эту методологию на практике. Методологическая и методическая база
составления, контроля и анализа исполнения сводного бюджета аналитический блок
(или компонент) бюджетного процесса.
Во-вторых, для того чтобы
разрабатывать бюджет, контролировать и анализировать его исполнение нужна
соответствующая количественная информация о деятельности предприятия,
достаточная для того, чтобы представить себе его реальное финансовое состояние,
движение товарно-материальных и финансовых потоков, основные хозяйственные
операции. Следовательно, на предприятии должна существовать система
управленческого учета, регистрирующая факты хозяйственной деятельности,
необходимые для обеспечения процесса составления, контроля и анализа сводного
бюджета. Система управленческого учета на предприятии составляет основу
учетного блока (компонента) бюджетного процесса.
В-третьих, бюджетный
процесс не происходит в «безвоздушном пространстве» - он всегда реализуется
через соответствующую организационную структуру и систему управления,
существующие на предприятии. Понятие организационной структуры включает в себя:
количество и
функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входит разработка,
контроль и анализ бюджета предприятия;
совокупность
структурных подразделений, являющихся объектами бюджетирования, то есть теми
центрами ответственности, которыми назначается бюджетный план и которые
ответственны за его исполнение.
Система управления
бюджетированием – это регламент взаимодействия служб аппарата управления и
структурных подразделений, закрепляющий в соответствующих внутренних
нормативных актах и инструкциях обязанности каждого подразделения на каждой
стадии бюджетного процесса. Так как бюджетный процесс является непрерывным и
повторяющимся (регулярным). Точно так же регулярно, в соответствующие сроки в
аппарата управления из структурных подразделений должна поступать учетная
информация, необходимая для его обеспечения.
С другой стороны,
структурные подразделения должны своевременно получать из аппарата управления
бюджетное задание и коррективы, вносимые в него в течение бюджетного периода.
Следовательно, важнейшей составляющей регламента бюджетного процесса является
внутренней документооборот – совокупность регулярных, закрепленных в
соответствующих внутренних актах и инструкциях, информационных потоков
подразделений предприятия в процессе разработки, контроля и анализа исполнения
сводного бюджета. Организационная структура и система управления составляют
организационный блок (компонент) бюджетного процесса. Приведенная модель
организационной структуры основывается на классическом варианте аппарата
управления и в наибольшей степени подходит для средних и крупных предприятий.
В-четвертых, процесс
разработки, контроля и анализа исполнения бюджета предполагает регистрацию и
обработку больших массивов информации, что затруднительно сделать вручную. В
бюджетном процессе уровень оперативности и качества учетно-аналитической работы
существенно повышается, а количество ошибок сокращается при использовании
программно-технических средств. Программно-технические средства, используемые
структурами предприятия, задействованными в бюджетном процессе, составляют
программно-технический блок системы бюджетирования.
Все четыре компонента
бюджетного процесса тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру
системы бюджетирования на предприятии (рис.2.). Так, например, внутренний
документооборот находится на стыке учетного и организационного блоков, так как,
с одной стороны, он охватывает совокупность информационных потоков, напрямую
определяемых действующей системой управленческого учета, с другой же стороны,
он жестко закреплен внутренним регламентом в виде ряда внутренних нормативных
актов, а это уже является частью системы управления.
Рис.2. Инфраструктура бюджетного процесса
В работе выделено еще один важнейший с их точки зрения фактор,
определяющий эффективность реализации процесса бюджетирования. Им является
точное следование иерархии целей, целевых показателей, мероприятий и бюджетов,
затрагивающих несколько уровней управления. Основным элементом в данном случае
является иерархия целей. Цели нижнего уровня управления должны соответствовать
целям верхнего уровня управления. Только так на предприятии может быть
выстроена эффективная стратегия развития. Целевые показатели, являющиеся
количественными измерителями целей, также должны быть связаны между собой четкой
иерархической зависимостью. Однако это не значит, что показатели на всех
уровнях управления должны быть одними и теми же. Связь между показателями
должна строиться в соответствии со связью меду экономическими явлениями,
которые эти показатели отражают [28, c.86].
Что касается мероприятий,
то здесь иерархическая связь может быть двух видов. Первый вид мероприятий
проводится централизовано на вернем уровне управления и затрагивает рад
подразделений, в которых разрабатываются свои мероприятия, но в русле
проводимого «наверху». Второй же вид реализуется только на нижнем уровне и
связано с верхним уровнем управления через бюджеты.
В целом, исходя из
вышеизложенного можно сделать вывод, что бюджетирование – это система, а как
всякая отдельно взятая система она должна работать путем взаимодействия её
составляющих. И на всех этапах существования данной система методы разработки и
условия будут нести изменения как в функциональных особенностях так и целях
исследования.
2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА
БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ООО «ТОЛЬЯТТИКАУЧУК»
2.1 Технико-экономическая
характеристика ООО «Тольяттикаучук»
ООО «Тольяттикаучук» создано на базе
ОАО «Синтезкаучук» 01.07.1999 г. Общество является юридическим лицом с момента
его регистрации, имеет самостоятельный баланс, расчетные и валютные счета, печать, штамп со своим полным
фирменным наименованием и указанием местонахождения фирмы. В соответствии с
законом к учредительным документам относятся учредительный договор и устав.
Общество является коммерческой
организацией, осуществляет свою деятельность на основе профессиональной
самостоятельности, хозяйственного расчета и самоокупаемости.
Предприятие создано на неограниченный
срок и приобретает права юридического лица с момента ее государственной
регистрации.
Основной целью ООО «Тольяттикаучук» является удовлетворение потребностей в
продукции, производимой обществом и получение прибыли. Предприятие занимается
производством синтетических каучуков различных марок.
На сегодняшний день
предприятие оснащено новейшим оборудованием и самыми передовыми технологиями в
области изготовления синтетического каучука.
Производимая продукция проходит строгий контроль качества. Самым молодым
из направлений работы предприятия, которое осуществляется в данное время,
является бюджетирование.
Среднесписочная
численность работников составляет 6000 человек.
Основной целью деятельности
предприятия являются осуществление коммерческой деятельности, работ, услуг,
удовлетворение потребностей населения и получение прибыли.
Основными направлениями
деятельности предприятия являются:
- производство и
реализация продукции нефтехимии: каучуков и других полимеров, мономеров,
сжиженных газов;
- проведение научных
разработок, исследований, а также их внедрение;
- складские услуги,
включая организацию и эксплуатацию складов, предусмотренных таможенным
законодательством России;
- строительство и
ремонтно-строительные работы, включая ремонт и строительство объектов
промышленного и гражданского назначения; индивидуальное и капитальное
строительство; производство строительных материалов;
- оказание транспортных,
экспедиторских услуг, автостоянок и гаражных комплексов;
- посредническая и
торгово-закупочная деятельность;
- производство товаров
народного потребления и промышленного назначения, включая пищевую продукцию;
- производство оборудования
и механизмов для изготовления и ремонта товаров народного потребления и
промышленного назначения;
- производство,
переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;
- внедренческая и
научно-исследовательская работа;
- представительские услуги,
в том числе для зарубежных партнеров;
- прием и сервисное
обслуживание представителей зарубежных фирм и организаций;
- оказание
консультационных услуг, включая юридические, экономические, управленческие и
обучающие услуги;
- пуско-наладочные,
ремонтные, проектные и проектно-изыскательные работы, включая решение
проектно-инженерных задач и составление смежной документации;
- разработка и внедрение
передовых технологий;
- осуществление и последующая реализация
маркетинговых исследований и услуг;
- залоговые услуги, залоговые
операции, связанные с недвижимостью;
- организация и эксплуатация услуг по
прокату товаров народного потребления и промышленного назначения, включая
средства транспорта и оборудование, в том числе специальное;
- оптово-розничная и комиссионная
торговля.
Все виды деятельности
осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ.
Для достижения
поставленных целей предприятие осуществляет не запрещенные законодательством
гражданско-правовые сделки, производит операции с имуществом и ценными
бумагами, а также совершает другие юридически значимые действия.
В состав ООО
«Тольяттикаучук» входят 4 завода, Трест «Каучукремстрой», вспомогательные цеха
и подразделения социальной сферы.
1. Завод по производству
бутадиена и бутадиенстирольных каучуков состоит из 2-х производств:
- производство бутадиена
из бутилен-дивинильной фракции;
- производство
бутадиен-стирольных каучуков.
2. В состав завода по
производству изопрена и синтетического изопренового каучука входят:
- производство изопрена
из изобутана;
- производство
изопреновых каучуков
3. Завод по производству
полимеров включает:
- производство
изопренового каучука;
- производство полимер
полиола «Ланс»;
- производство
метил-трет-бутилового эфира;
- цех по производству
горячей воды.
4. Завод по производству
бутилкаучука состоит из 2-х производств:
- производства
изобутан-изобутиленовой фракции;
- производства
бутилкаучука.
В ведении ООО
«Тольяттикаучук» находятся самостоятельные структурные единицы, которые имеют
свой баланс. Все они объединены в Департамент. Это: Санаторий - профилакторий
«Волжские Зори»; Санаторий
профилакторий «Россиянка»; Комбинат
питания.
Общество осуществляет все
виды внешнеэкономической деятельности.
Предприятие имеет право
совершать как в РФ так и за границей сделки, банковские операции и иные
юридические акты с учреждениями, организациями, предприятиями и отдельными
лицами, в том числе заключать договора купли-продажи, мены, подряда, займа,
перевозки, страхования поручения, представительства, комиссии, участвовать в
торгах, аукционах, конкурсах.
Предприятие ООО
«Тольяттикаучук» может открывать валютные счета как в банках РФ, так и за
границей, имеет право открывать за границей филиалы, отделения,
представительства.
Организационная
структура ООО «Тольяттикаучук» утверждается руководителем организации
(Приложение 3).
2.2 Структура построения
системы бюджетирования на ООО «Тольяттикаучук»
Постановка бюджетного
управления начинается с утверждения организационной структуры, потому что
финансовая структура строится именно на ее базе. Поэтому организационная
структура на момент начало работ должна быть проверена и утверждена с учетом
всех последних изменений – и зафиксирована. В противном случае какие-то
неучтенные моменты, проявившись позже, могут потребовать изменений, а они
повлекут за собой существенную переделку уже проведенной работы.
Порядок действий по
утверждению организационной структуры следующий:
уточнить текущее
состояние оргструктуры предприятия, т.е. выяснить реальное состояние и описать
состав и подчиненность организационных звеньев: служб, подразделений.
подготовить
организационную схему, отражающую состояние оргструктуры на текущий момент;
подписать
оргструктуру у генерального директора с тем, чтобы в дальнейшей работе
использовать проверенный и утвержденный документ.
Организация процесса.
Основой любого бизнес-процесса
является написанный регламент, в котором четко оговорены права и обязанности всех участвующих в нем подразделений, формы
и сроки предоставляемой информации, получатели промежуточных и результирующих
документов. Жизненно необходимым для процесса бюджетирования является наличие
коллегиального распорядительного органа, который называется бюджетным
комитетом. Очень важным, причем не только для процесса бюджетирования, является
определение и разграничение полномочий и ответственности отдельных служб.
Ситуация, когда интересы служб пересекаются, а полномочия
дублируются, редко приводит к положительным результатам. При этом каждая служба
имеет право самостоятельно заключать договора и естественно каждая служба торгует
по своим ценам. В результате происходит снижение эффективности работы, как
предприятия в целом, по причине несогласованности ценовой политики, так и
системы бюджетирования в частности, т.к. единая база по договорам отсутствует, и возникают проблемы со
сбором исходной информации.
Выделим, в итоге,
следующие требования к организации бизнес-процесса бюджетирования:
- наличие на предприятии
единого документа регламентирующего бюджетный
процесс;
- организация бюджетного комитета;
- установление жесткой
финансовой дисциплины;
- выстраивание
приоритетов в финансах;
- четкое разграничение
полномочий и ответственности служб.
Все это будет возможно
только при условии, что руководство предприятия осознает всю важность и
необходимость финансового планирования.
Целевые установки.
Построение оперативных
планов (бюджетов) базируется на реальных возможностях по заключению договоров.
Задачи для подразделений по достижению определенных показателей ставиться таким
образом, чтобы у подразделений было время для разработки соответствующих
программ и мероприятий по их выполнению. В случае директивного (сверху вниз)
установления параметров краткосрочного бюджета высок риск его невыполнения. Однако, достаточно часто, в
бюджете планируют поступления на следующий период исходя из стратегического плана, или, например, точки безубыточности, не принимая во внимание реально
заключенные договора или обоснованную возможность по их заключению. В конечном
итоге эффективность процесса бюджетирования
определяется эффективностью работы предприятия целом. При этом внедрение и использование процедуры планирования
очень хорошо помогает выявить и классифицировать многие проблемы предприятия
которые до этого могли оставаться в тени. Учитывая вышеизложенные факторы,
препятствующие эффективному процессу бюджетного планирования,
проработаны организационные аспекты построения системы бюджетирования на
предприятии. Для этого бюджет следует рассматривать как систему
организационного взаимодействия центров
планирования и центров
финансовой ответственности, направленную на составление обоснованных
бизнес-прогнозов по функциональным областям
деятельности предприятия и дальнейшего получения на их основе бизнес-заданий посредством финансово-хозяйственного
моделирования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|