Анализ системы бюджетирования на ООО "Тольяттикаучук"
Разработка реалистичных бизнес-заданий зависит, прежде всего, от системного и
четкого распределения функций бюджетного планирования
между структурными подразделениями предприятия. Это обеспечивается внесением
соответствующих изменений в должностные инструкции сотрудников, закрепляющих за
ними перечень конкретных задач бюджетирования. Управление бюджетированием начинается с назначения
директора по бюджету: он отвечает за подготовительный
процесс, стандартизацию проектных форм, сбор и сопоставление данных, проверку
информации и предоставление отчетов. Директором по бюджету назначается финансовый директор, он выступает в качестве штатного эксперта и
координирует действия отделов. Для управления бюджетным процессом на
предприятии создается бюджетный комитет. В этих целях необходимо предусмотреть следующую
организационно управленческую модель бюджетного процесса на предприятии (Приложение
4).
Бюджетный комитет - это составленная из руководителей верхнего
звена консультативная группа, которая может включать и внешних консультантов.
Это постоянно действующий орган, который занимается тщательной проверкой
стратегических и финансовых планов, даёт рекомендации, разрешает разногласия и
оперативно вносит коррективы в деятельность компании.
Решения бюджетного комитета утверждаются Генеральным директором.
Членами бюджетного
комитета выступают директора по всем направлениям. Один человек, пусть даже он
и Генеральный директор, может что-то и
упустить, т.к. не может и не должен знать все. По сути, бюджетный комитет является главным подразделением в системе
бюджетирования. Еще одной функцией бюджетного комитета является определение
приоритетов платежей. Все решения бюджетного комитета обязательны к выполнению.
При этом должен неукоснительно выполняться принцип финансовой дисциплины -
финансовая служба осуществляет только те платежи, которые включены в плановый бюджет. Исключение могут сделать только Генеральный директор, для сумм свыше 5 % от недельного
оборота, или финансовый директор для меньших сумм. Для повышения эффективности
организации работ в процессе бюджетирования на предприятии создан отдел бюджетного планирования
и анализа (ОБПиА). Основными задачами ОБПиА
является руководство и организация работ по бюджетному планированию:
- проведению системного анализа всех видов деятельности предприятия и его
структурных подразделений;
- организации и
методическому обеспечению разработки перспективных и краткосрочных прогнозов
экономического развития предприятия в соответствии с потребностями рынка;
- проведению контроля, за
выполнением подразделениями предприятия планов-бюджетов;
- организации
статистического учета по всем производственным и технико-экономическим
показателям работы предприятия и сдачи отчетности в установленные сроки.
ОБПиА, выступает
исполнительным органом, который реализует решения бюджетного комитета и
организует мероприятия по их выполнению, работая с конкретными исполнителями.
Центры
планирования - структурные подразделения предприятия или должностные
лица, имеющие исключительное право на определение основных тенденций работы
предприятия посредством составления бизнес-прогнозов.
Бизнес-прогнозы представляют собой совокупность
предполагаемых данных, отражающих особенности внешней и внутренней среды
предприятия на будущий период.
Бизнес-прогнозы дифференцируются по направлениям
прогнозирования: спрос, нормируемые затраты, налогообложение, инфляция и т.д. При необходимости возможна более
глубокая детализация бизнес-прогнозов. Например спрос может подразделяться на внутренний рынок и экспорт, нормируемые затраты – на энергетику, сырье, вспомогательные
материалы, оплату труда и т.д. Эффективность
процедуры бюджетирования определяется детализацией бизнес-прогнозов. Все прогнозные данные структурированы таким образом, чтобы каждый
сотрудник, инициирующий появление какой-либо совокупности данных отвечал за
определенный бизнес-прогноз. Обработка бизнес-прогнозов происходит под контролем ОБПиА, который
выступает внутренним экспертом и координирующим органом деятельности центров
планирования. Основная цель обработки бизнес-прогнозов – получение реалистичных бизнес-заданий и доведение их до центров
финансовой ответственности. Центр
планирования должен взаимодействует со строго определенными центрами
финансовой ответственности.
Центры
финансовой ответственности (ЦФО)
- структурные подразделения предприятия или должностные лица, в функциональные обязанности которых входит контроль за составлением плана деятельности предприятия
состоящего из совокупности бизнес-заданий, а также за движением материально-финансовых
ресурсов по закрепленным за ними статьям на этапе фактической реализации
запланированных мероприятий. На предприятии выделены следующие центры
финансовой ответственности (центры принятия управленческих решений):
- ЦФО
по доходам включает управление маркетинга и коммерческое управление;
- ЦФО
по расходам включает управление производством и управление технического обеспечения и ремонта;
- ЦФО
по прибыли включает управление финансами и экономикой;
- ЦФО по инвестициям
включает управление техническим развитием и управление по работе с персоналом.
Четкое определение
состава ЦФО позволяет более эффективно внедрить
сквозную систему финансового планирования
на предприятии. Деятельность ЦФО
регламентируется положением о ЦФО,
договором между ЦФО и руководством предприятия, положением
о внутреннем ценообразовании, системой бюджетирования.
Центры
затрат - направления расходования материально-финансовых ресурсов
предприятия. Центры затрат - это обособленные
структурные подразделения предприятия, в которых имеется возможность
организовать нормирование, планирование
и учёт издержек производства с целью наблюдения, контроля и управления затратами производственных ресурсов, а также оценки их
использования.
Таким образом, алгоритм бюджетирования включает следующие
взаимосвязанные этапы:
1. Подготовка и анализ необходимой информации.
На данном этапе
необходимо оценить деятельность текущего периода и спрогнозировать результаты
ее завершения, ответив на следующие вопросы: выполнены ли планы текущего
периода; возникшие отклонения и их причины; превышают ли затраты на достижение желаемого результата средства,
которые планировались изначально.
Кроме того, необходимо
провести анализ внешней и внутренней среды
предприятия и оценить произошедшие изменения.
2. Формулировка целей и
задач деятельности предприятия на следующий период.
Завершение первого этапа
обеспечивает основу для плана действий на следующий отчетный период. Необходимо определить цели и задачи
деятельности предприятия в будущем периоде в соответствии со стратегическим
планом развития. Цели должны иметь конкретные формулировки и количественные
характеристики, по которым можно будет судить о степени их достижения. Это и
является конечным результатом работ на втором этапе.
4.
Формирование
целевых показателей и ограничений.
Процесс бюджетного планирования
на предприятии с технологической точки зрения можно представить в виде
последовательности этапов и процедур, имеющих между собой прямые и обратные
связи.
Целевые показатели
определяют в количественном и стоимостном выражении цели, которые ставят
акционеры перед исполнительным руководством предприятия на предстоящий год.
Относительно этих целевых показателей планируются доходы и структура расходов предприятия и принимаются
необходимые управленческие решения. Целевые показатели формулируются в
письменном виде и доводятся до руководителей служб и департаментов в Приказе о
разработке бюджета на предстоящий год. К целевым
показателям относятся:
- объем продаж по
продуктам в натуральных показателях
- чистый доход от продаж (за вычетом скидок и НДС) по методу отгрузки
- доля расходов на
отплату труда и среднесписочная численность по категориям
- размер ремонтного фонда
и план ремонтов в порядке приоритетов
- структура накладных
расходов по отдельным статьям
- величина чистой прибыли
и рентабельность собственного капитала
- параметры распределения
чистой прибыли (на дивиденды, инвестиции, фонды социального развития, стимулирование
исполнительного руководства и прочее) важнейший элемент этого этапа. Совет
директоров и администрация должны сообщить, каковы общие
ожидания от бюджета на следующий период.
После определения целевых
показателей необходимо определить возможные ограничения, способные воспрепятствовать выполнению
поставленных задач. В общем случае к ограничениям могут относиться:
- неадекватность средств;
- недостаточное число
работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт;
- неспособность закупить
ресурсы по приемлемым ценам;
- потребность в
технологии, еще не разработанной или чересчур дорогой;
- исключительно острая конкуренция;
- законы и этические
соображения и т.д.
4. Выявление полного
перечня альтернатив.
На данном этапе
необходимо определить и проанализировать все возможные варианты деятельности
предприятия, обеспечивающие реализацию поставленных задач.
5. Выбор допустимых
вариантов бюджетов.
Альтернативы, выявленные
на предыдущем этапе, необходимо пропустить через фильтр различных ограничений
(ресурсных, юридических, социальных и др.) Конечным результатом работ на данном
этапе является составление вариантов бюджетов, удовлетворяющих ограничениям.
6. Предварительный выбор
лучшего варианта.
Проводится детальный анализ вариантов бюджетов с точки зрения достижения
поставленных целей, затрат ресурсов, соответствия конкретным
условиям реализации альтернатив. Конечным результатом работы на шестом этапе
является вынесение суждения о предпочтительности конкретного варианта.
7. Оценка варианта со
стороны управляющего.
Данный этап происходит
посредством представления проекта бюджета в бюджетный (финансовый) или исполнительный комитет совета директоров. Этот этап помогает избежать
конфликтов на уровне совета, получить от него поддержку новых инициатив,
определить слабые места, требующие дальнейшего обсуждения. Таким образом,
укрепляется общность в отношениях между советом и персоналом. Составление бюджета требует принятия политических и оперативных
решений, поэтому оно необходимо для активного участия персонала в этом
процессе.
8. Корректировка бюджета.
Если на предыдущем этапе
выявлена необходимость корректировки, необходимо внести в бюджет дополнительную информацию, после чего вынести его
на обсуждение Совета директоров.
9. Выбор единственного
варианта.
После того, как бюджет прошел обсуждение в комитете, его можно
представить Совету с рекомендациями бюджетного (финансового) или
исполнительного комитета или их обоих. Это позволить развеять сомнения и
успокоить членов Совета, так как проект уже был одобрен группой их коллег. Утверждение
Совета директоров необходимо. Бюджет выражает политику организации, а это сфера
ответственности Совета, которую он не может переложить на других.
10. Обеспечение работ по
выполнению бюджета.
Для того чтобы бюджет стал эффективным и полезным инструментом, его
должны понимать и на функциональном уровне, т.е. те, кто должен его выполнять. Бюджет должен быть представлен руководящим звеном
организации вместе с параметрами и ожиданиями по его использованию и с
указанием ответственных за расходы
или сбор средств. Никакой бюджет не будет работать, пока подготовка и управление отдельными частями бюджета не будут поручены отдельным лицам.
11. Выполнение бюджета.
После утверждения заданий
для подразделений предприятия начинается этап реализации поставленных задач. Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм.
В отличие от формализованных отчета о прибылях и убытках или бухгалтерского баланса, бюджет не имеет стандартизированной формы, которая
должна строго соблюдаться. Структура бюджета зависит от того, что является предметом бюджета, размера организации, степени, в которой процесс
составления бюджета интегрирован с финансовой
структурой предприятия, а также от квалификации и опыта разработчиков.
Для разработки структуры бюджета предприятия и основных бюджетных форм необходимо
провести анализ специфики деятельности организации
по следующим направлениям:
- анализ особенностей реализации продукции предприятия. На
данном этапе следует определить структуру и формы планирования
доходов от основной деятельности: внутренний рынок и экспорт; рубли и валюта; в целом по предприятию или по основным
ассортиментным группам и т.д.;
- оценка доходов от
прочих видов деятельности. Необходимо рассчитать долю доходов от прочих видов
деятельности в общей структуре доходов предприятия для того, чтобы определить
целесообразность разработки отдельных форм для планирования
прочих операций;
- определение специфики
производственного процесса предприятия. Этот этап предназначен для выявления
необходимости раздельного планирования
основного и вспомогательного производства; нормируемых запасов; создания форм
для производственных подразделений предприятия;
- анализ организационной структуры предприятия для
разработки смет структурных подразделений;
- определение структуры
расходов предприятия и определение наиболее значимых статей для более глубокой
детализации при планировании.
После разработки
структуры бюджета и основных форм необходимо
формализовать процедуру бюджетирования. Для этого на предприятии создано
руководство по бюджету.
Руководство по бюджету - это набор инструкций, отражающих политику,
организационную структуру предприятия, разделение прав, обязанностей и
ответственности исполнителей. Эти инструкции выполняют роль свода правил и
рекомендаций для составления бюджетных программ. В инструкциях излагается, что,
когда, как и в какой форме нужно делать. В этих целях на предприятии необходимо
разработать регламент бюджетного планирования,
который:
- определяет механизм
эффективного взаимодействия структурных подразделений предприятия по
производственно-финансовому планированию;
- устанавливает сроки
предоставления необходимых документов для формирования операционных и
финансового бюджетов предприятия;
- устанавливает порядок
внесения изменений в разработанный бюджет предприятия;
- распределяет
ответственность за последовательное и своевременное выполнение
регламентированных процедур.
В общем виде регламент
бюджетного планирования имеет следующую структуру
(Приложение 5).
Таким образом, следует
отметить, что организация бюджетного планирования
достаточно сложная управленческая процедура, которая охватывает максимальное
количество участников, необходимое для своевременного и правильного выполнения
регламентированных задач. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что
организационные сложности процедуры бюджетного планирования
значительно помогает разрешить создание автоматизированной системы
бюджетирования.
Самым молодым из направлений работы предприятия, которое осуществляется в
данное время, является бюджетирование.
В настоящее время разработан и утвержден "Стандарт формирования
бюджета ООО «Тольяттикаучук», который включает следующие основные положения.
Концепция бюджетирования деятельности предприятия. Бюджет - это
скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы организации,
базирующийся на комплексном анализе прогнозов изменения внешних и внутренних
параметров и получении посредством расчета экономических и финансовых
индикаторов деятельности предприятия. Бюджетный период выбран в рамках одного
календарного года. Это объясняется тем, что за такой промежуток времени
выравниваются сезонные колебания конъюнктуры.
Бюджетный процесс предполагает формирование, согласование и утверждение
бюджетов, а также контроль за их исполнением и возможность оперативного
внесения необходимых корректировок. Бюджетирование включает два аспекта:
организационный и методологический. С организационной точки зрения процесс
бюджетирования на предприятии представляет собой систему организационного
взаимодействия, в которую входят центр планирования (ЦП), центр финансовой
ответственности (ЦФО) и центр затрат (ЦЗ). Она направлена на составление
обоснованных бизнес-прогнозов функциональным областям деятельности предприятия
и дальнейшее получение на их основе бизнес-заданий посредством финансово-хозяйственного
моделирования.
Центр планирования - структурные подразделения предприятия или
должностные лица, имеющие исключительное право на определение основных
тенденций работы предприятия посредством составления бизнес-прогнозов.
Бизнес-прогнозы - представляют собой совокупность предполагаемых данных,
отражающих особенности внешней и внутренней среды предприятия на будущий
период. Бизнес-прогнозы дифференцируются по направлениям прогнозирования:
спрос, нормируемые затраты, налогообложение, инфляция и т.д.
Центры финансовой ответственности - структурные подразделения предприятия
или должностные лица, в функциональные обязанности которых входит контроль за составлением
прогноза деятельности предприятия состоящего из совокупности бизнес-заданий, а
также за движением материально-финансовых ресурсов по закрепленным за ними
статьям на этапе фактической реализации запланированных мероприятий.
Бизнес-задания - рассчитываются на основании бизнес-прогнозов и
предназначены для определения финансово-экономических показателей деятельности
предприятия.
Центры затрат - направления расходования материально-финансовых ресурсов
предприятия.
С методологической точки зрения общий бюджет состоит их двух основных
бюджетов операционного и финансового.
Операционный бюджет показывает планируемые операции на предстоящий год
для сегмента или отдельной функции предприятия. Операционный бюджет включает в
себя такие бюджеты, как бюджет доходов, производственный бюджет, бюджеты
закупок, бюджет заработной платы и др. Финансовый бюджет - это план, в котором
отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их
использования в плановом периоде. Финансовый бюджет включает в себя
инвестиционный бюджет, бюджет денежных средств предприятия.
Координация процесса бюджетирования. Постоянно действующим органом,
который занимается тщательной проверкой стратегических и финансовых планов,
даёт рекомендации, разрешает разногласия и оперативно вносит коррективы в
деятельность компании, выступает Совет директоров ООО «Тольяттикаучук». Он
принимает годовой бюджет и согласовывает ежемесячные корректировки бюджета, а
также анализирует исполнение бюджета и принимает управленческие решения при
возникновении отклонений. Его решения утверждаются Генеральным директором.
Совет директоров собирается в соответствии с планом заседаний для анализа
исполнения бюджета за прошедший период и принятия решений о внесении
корректировок. Координация работы исполнителей в рамках бюджетного процесса на
предприятии возлагается на планово-экономический отдел.
Порядок формирования годового бюджета. Совет директоров определяет срок
рассмотрения бюджета предприятия на плановый период. На основании указанной
даты, планово-экономический отдел формирует и рассылает по центрам планирования
сроки составления бизнес-прогнозов. Центры планирования формируют
бизнес-прогнозы и передают их в планово-экономический отдел для рассмотрения и
согласования. После согласования производится предварительный расчет бюджета.
После осуществления необходимых поправок бюджет выносится на рассмотрение
Генеральному директору. Он инициирует внесение требуемых корректировок и
выносит бюджет на рассмотрение и утверждение Совета директоров предприятия.
После утверждения бюджетные показатели доводятся до центров финансовой ответственности
и центров затрат предприятия.
Порядок корректировки годового бюджета. Корректировка бюджета может быть
инициирована генеральным директором или по представлению членов Совета
директоров в случае изменения стратегии предприятия; невозможности выполнения
запланированных годовых целевых показателей по объективным причинам;
существенных отклонений фактических показателей от целевых и т.д. Для
организации корректировки бюджета планово-экономический отдел формирует и
рассылает по центрам планирования сроки изменения бизнес-прогнозов. Далее
процедура происходит по этапам, перечисленным в настоящем положении.
Накопленный опыт показывает, что использование данного инструмента
позволяет вывести систему управления организацией на качественно новый уровень,
характеризуемый достижением "прозрачности" принимаемых управленческих
решений с точки зрения финансовых последствий, наличием реальной возможности
управления финансовыми результатами и денежными потоками структурных единиц и
организации как единого целого. Несмотря на очевидность необходимости
бюджетирования, в процессе его реализации предприятие столкнулось с рядом
факторов, ограничивающих его использование. В первую очередь это, конечно,
высокая нестабильность внешней среды. К числу внутренних факторов следует
отнести:
дефицит времени
в связи с давлением, приоритетом текущих дел;
убежденность в
том, что главный фактор успеха фирмы - предпринимательский талант
руководителей, интуиция и деловые связи;
недостаточная
квалификация служащих;
негативное
отношение к планированию, ассоциируемое с советской плановой экономикой.
Потребовалось проведение огромной работы по преодолению влияния этих
факторов. В качестве отправного пункта был рассмотрен ряд предложенных методик
бюджетирования и несколько программных продуктов.
Не смотря на недолгое время использование системы бюджетирования, она уже
дает конкретные результаты. Во-первых, составление бюджетов делает прозрачным
расходование средств для руководителей подразделений, и они могут корректировать
свои расходы на те или иные цели. Во-вторых, начальники подразделений чувствуют
ответственность за соблюдение плановых показателей, которые заложены у них в
бюджетах. В-третьих, уже начали выявляться некоторые внутренние ресурсы
общества, которые можно использовать с намного большей выгодой.
Несмотря на немаловажную работу уже проделанную в этой области,
существует ряд еще недостаточно разработанных вопросов. Они касаются, в
частности систематизации теоретических подходов к сущности бюджетов и бюджетирования;
специфических принципов бюджетирования; применения сценарного подхода;
разработки системы информации для бюджетирования и механизма анализа
отклонений; организационной процедуры внедрения бюджетирования и др.
В связи с ужесточением конкуренции на рынке, эти проблемы приобретают
особую значимость. Основными направлениями их решения представляются:
исследование и
адаптация зарубежных методик составления бюджета к современным условиям
функционирования отечественных организаций, в том числе к существующей системе
учета и контроля его исполнения;
разработка
собственных методик бюджетирования, наиболее полно учитывающих отраслевые и
специфические особенности конкретного предприятия;
использование и совершенствование
современных информационных технологий поддержки управленческих решений в этой
области.
использование бюджетирования
привело к несомненным выгодам и для собственников, и для менеджеров, и для
персонала ООО «Тольяттикаучук»:
собственник
получил не только полный и эффективный контроль за финансовыми потоками
собственного предприятия, но и емкую, информативную и простую в понимании
отчетность (ранее имелся дефицит релевантной информации финансового характера,
в связи с ориентацией учета на внешних, а не внутренних пользователей
информации);
руководители
всех уровней приобрели эффективный инструмент управления финансовыми потоками,
недопущения кассовых разрывов, оперативную и достоверную комплексную информацию
и отчетность о направлениях и суммах расходов, источниках и статьях поступлений
финансов;
персонал получил
четкие инструкции к ежедневным действиям, четкое распределение полномочий,
ответственности и обязанностей, а также эффективный контроль работы.
Сводный бюджет ООО
«Тольяттикаучук» состоит из трех бюджетов первого уровня - операционного,
инвестиционного и финансового. Операционный бюджет фокусируется на
моделировании будущих расходов и доходов от текущих операций за бюджетный
период. Объектом рассмотрения операционного бюджета, следовательно, является
финансовый цикл предприятия. Инвестиционный бюджет рассматривает вопросы
обновления и выбытия капитальных активов (основных средств и вложений,
долгосрочных финансовых вложений), что составляет основу инвестиционного цикла.
В табл. 3.
приводится краткое описание последовательности составления сводного бюджета
предприятия и приводится перечень планово-аналитических инструментов,
используемых для составления отдельных подбюджетов.
«Выходными» результатами
бюджетного процесса являются плановые (бюджетные) формы (отчеты):
отчет о
финансовых результатах (прибылях и убытках) — «выходная» форма операционного бюджета,
отчет о движении
денежных средств и отчет о движении фондов «выходные» формы финансового бюджета,
отчет об инвестициях
— «выходная» форма инвестиционного бюджета,
баланс — интегральная
«выходная» форма, объединяющая результаты всех трех основных бюджетов, составляющих
сводный бюджет предприятия.
Операционный бюджет состоит
из ряда бюджетов (или подбюджетов) второго уровня:
бюджета продаж,
бюджета производства,
бюджета запасов готовой
продукции (товарных остатков),
бюджета постоянных
(общехозяйственных и общих коммерческих) расходов,
бюджета закупок.
Таблица 3. Технология составления
сводного бюджета ООО «Тольяттикаучук»
№ этапа
|
Название этапа составления сводного
бюджета
|
Используемые планово-аналитические инструменты
и методы планирования
|
«Выходная» форма (отчет)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Этап 1
|
Определение целевого объема продаж
|
1)Анализ взаимосвязи «издержки-объем-прибыль»
для определения:
физического объема продаж
уровня цен
динамики производственных и сбытовых
затрат, которые обеспечивали бы максимальный уровень чистого (маржинального) дохода
по продукту
2) Оптимизация структуры продаж с учетом
планируемых величин маржинального дохода по отдельным продуктам и существующих
ограничений по производственным мощностям
|
Предварительный (первичный) вариант
бюджета продаж
|
Этап 2
|
Определение плана производства (товар-ного
выпуска) и целевого (конечного) уровня запасов по номенклатуре выпуска
|
1) Оптимизационные модели, используемые
для расчета наиболее обоснованного уровня текущих запасов готовой продукции (модель
EPR и др.) — для предприятий, работающих на заказ
2) Расчет физического объема и номенклатуры
выпуска — для предприятий серийного и массового производства
|
Предварительный (первичный) вариант
плана производства (товарного выпуска)
|
Этап 3
|
Определение объема валового выпуска
|
Метод условных единиц (для поточного
и массового производства)
|
Предварительный вариант плана валового
выпуска
|
Этап 4
|
Определение потребности в основных материалах
|
1) Метод технологического нормирования
материальных затрат — для крупных и средних предприятий
2) Метод сравнительного анализа счетов
— для небольших предприятий
|
Смета расхода материалов по основному
производству
|
Этап 5
|
Определение прямых затрат труда
|
Метод технологического нормирования
трудозатрат, тарификация (тарифная сетка стоимости трудочаса основных производственных
рабочих в соответствии с разрядностью работ)
|
Первичный вариант бюджета прямых трудозатрат
|
Этап 6
|
Определение потребности во вспомогательных
материалах. Определение общей потребности в материалах.
|
1)Методы нормирования вспомогательных
материалов в зависимости от величины прямых затрат и объема выпуска
2) Сметное планирование материальных
затрат (в разрезе отдельных подразделений)
|
Первичный вариант бюджета закупок
|
Этап 7
|
Расчет себестоимости списания материалов
в производство, калькуляция суммарных прямых затрат
|
Методы:
средневзвешенный
ФИФО
ЛИФО
на основе величины начальных запасов
материалов и производственной потребности
|
Первичные варианты бюджетов прямых материальных
затрат, прямых затрат
|
Этап 8
|
Определение совокупной величины общепроизводственных
расходов (ОПР)
|
Методы нормирования общепроизводственных
расходов в зависимости от величины прямых затрат и объема выпуска (расчет плановой
ставки начисления)
|
Первичный вариант бюджетов общепроизводственных
расходов, производственных затрат
|
Этап 9
|
Расчет себестоимости выпуска
|
Метод условных единиц (при поточном
и массовом производстве)
|
Калькуляция себестоимости выпуска
|
Этап 10
|
Расчет величины переменных коммерческих
(сбытовых) расходов
|
Методы нормирования переменных коммерческих
(сбытовых) расходов в зависимости от объема продаж (расчет плановой ставки начисления)
|
Первичный вариант бюджета переменных
коммерческих (сбытовых) расходов
|
Этап 11
|
Расчет величины постоянных расходов
|
Методы сметного планирования в разрезе
подразделений (планирование «от нулевой точки», планирование «от достигнутого
уровня»)
|
Первичный вариант бюджета постоянных
расходов
|
Этап 12
|
Калькуляция себестоимости реализации
по видам продукции
|
Метод средневзвешенной на основе начального
уровня товарных остатков (запасов) и баланса отгрузки по видам продукции («начальные
запасы + план выпуска — план отгрузки = целевые конечные запасы)
|
Сметы полных переменных затрат по реализованной
продукции (себестоимость реализации отдельных видов продукции)
|
Этап 13
|
Расчет конечных финансовых результатов
|
На основе этапов 1,11 и 12
|
Первичный вариант Отчета о прибылях
и убытках (отчета о финансовых результатах)
|
Этап 14
|
Расчет инвестиционных потребностей
|
1) Сметное планирование капитальных
затрат
2) Составление долгосрочного «бюджета
развития» (инвестиционного бюджета)
|
Первичный вариант инвестиционного бюджета
|
Этап 15
|
Расчет величины финансовых поступлений
и расходов
|
Составление плановых балансовых таблиц:
движения дебиторской задолженности
движения кредиторской задолженности
прочих активных и пассивных расчетов
|
Первичный вариант бюджета движения денежных
средств
|
Этап 16
|
Составление прогнозного баланса на конец
бюджетного периода
|
На основе фактического баланса на начало
бюджетного периода и первичного проекта отчета о прибылях и убытках (этап 12)
первичного варианта инвестиционного
бюджета (этап 13)
первичного варианта бюджета движения
денежных средств (этап 14)
|
Первичный проект целевого баланса (на
конец бюджетного периода)
|
Этап 17
|
Расчет величины первичного финансового
дефицита
|
Определение финансовых нормативов (коэффициентов)
|
Первичный вариант отчета об изменении
финансового состояния
|
Этап 18
|
Корректировка показателей сводного бюджета
|
На основе финансовых нормативов (коэффициентов)
|
Окончательные варианты:
операционного бюджета
инвестиционного бюджета
финансового бюджета
|
|
|
|
Окончательный вариант
сводного бюджета на текущий период
|
В свою очередь, некоторые
бюджеты второго уровня складываются из бюджетов третьего уровня, бюджеты третьего
уровня могут распадаться на бюджеты четвертого уровня и т.д., в зависимости от масштабов
и многообразия хозяйственных операций предприятия. Например, бюджет производственных
затрат является бюджетом 3-го уровня и включается в бюджет производства, а бюджет
прямых материальных затрат — бюджетом 4-го уровня, входящим в состав бюджета производственных
затрат. Таким образом, для сводного бюджета промышленного предприятия характерна
многоступенчатая иерархическая структура.
Таблица 4.
Сводный проект бюджета продаж
ООО «Тольяттикаучук» на 2004 г
Виды продукции
|
Физический объем продаж, кг.
|
Плановая цена реализации, руб./кг.
|
Бюджет продаж, тыс.руб.
|
(1)
|
(2)
|
(3)
|
(4) = (2) х (3)
|
БК-1675Н
|
20 000
|
400
|
8 000 000
|
СКИ-3
|
10 000
|
600
|
6 000 000
|
Всего
|
|
|
14 000 000
|
Для эффективного бюджетного
планирования важно не только содержание сводного бюджета, но и процедура его составления.
Этап 1. Определение целевого
объема продаж.
Составление сводного бюджета
ООО «Тольяттикаучук» начинается с прогнозирования (в физическом и стоимостном выражении)
объема продаж на текущий бюджетный период (этап 1).
Этап 2. Определение плана
производства (товарного выпуска) и целевого (конечного) уровня запасов готовой продукции
На основе целевого объема
продаж определяется производственный план (объем и номенклатура товарного выпуска)
и уровень конечных запасов готовой продукции (этап 2). Показатели продаж, выпуска
и запасов являются взаимосвязанными:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|