бесплатные рефераты

Бюджетный процесс на муниципальном уровне на примере Заводоуковского городского округа

·                    Мотивировать наиболее активную часть населения к активизации своей деятельности в обеспечении задач бизнеса для роста продаж вне Заводоуковского городского округа.

В Заводоуковского городского округа отсутствует риэлтерская фирма, которая должна быть достаточно авторитетной, чтобы быть гарантом для банков по залоговой стоимости. Это затрудняет получение более дешевых банковских кредитов. Стоимость земли и сооружений определяется уровнем дохода, который можно извлекать при обладании данным капиталом. Заводоуковский городской округ имеет промышленные зоны, сельхозугодья, но эффективный бизнес распылен. Не сформированы бизнес-площадки, которые позволяют повысить цену земли и недвижимости на локальных территориях. Ориентация на определенные территории, где будет происходить рост капитала, осуществляется без достаточной целеустремленности. Рост стоимости капитала на локальных территориях может происходить только при условии, что на определенных территориях будет эффективен малый бизнес.

Промышленный капитал включается в оборот и создает условия для привлечения дополнительных инвестиций, если производства оснащены оборудованием, реализуемым лизинговыми компаниями. Поставка оборудования в системе лизинга позволит решить задачу по включению в оборот капитал. Стратегия развития промышленного производства предполагает развитие партнерских отношений с лизинговыми компаниями. Лизинг позволяет привлекать более выгодные инвестиции. В финансовых инвестиционных схемах можно предусматривать выкуп оборудования сначала в процессе оплаты лизинга, а потом привлекать более дешевые финансовые ресурсы под залог имеющегося оборудования. Включение в оборот капитала земли и недвижимости в совокупностью с промышленным капиталом позволяет привлекать инвесторов на самых выгодных условиях через продажу пакетов акций. Наличие бизнес-площадок с управляющими компаниями позволит осуществлять портфельный принцип продажи акций, повысить роль программ и проектов, привлекать средства на комплексное развитие Заводоуковского городского округа.

В течение 2008 года в экономике Заводоуковского городского округа сохранялась стабильная ситуация, характеризуемая положительной динамикой в развитии большинства отраслей.

Опережающий рост обрабатывающего сектора производства к уровню 2007 года составил 125%, что заметно превышает показатель юга области (116,5%).

В сфере АПК проводилась планомерная работа по модернизации сельскохозяйственного производства. В животноводстве обеспечен прирост производства мяса, увеличение поголовья свиней.

Сохраняется устойчивый уровень функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства. Количество аварийных отключений на инженерных сетях по сравнению с 2007 годом сократилось на 40%.

Рост реальных доходов населения способствует дальнейшему увеличению потребительского спроса, расширению сегмента розничной торговли и платных услуг населению.

Успешно реализуются приоритетные национальные проекты в сфере здравоохранения, образования, обеспечения населения доступным жильем и развития агропромышленного комплекса, ведется постоянный мониторинг за ходом выполнения поставленных задач и установленных индикативных показателей.

Таким образом, материально-техническая база образовательных учреждений, организаций пополнилась за 2008 год на 12 418 тыс. рублей.

В период подготовки к новому учебному году и осенне-зимнему периоду во всех образовательных учреждениях, организациях проведены косметический ремонт, обработка деревянных конструкций огнезащитным составом, обслуживание и ремонт автоматических пожарных сигнализаций. На противопожарные мероприятия в образовательных учреждениях было израсходовано 654 тыс. рублей. В целях формирования гражданской позиции, развития социальной активности молодежи сформирована молодежная Дума при Думе Заводоуковского городского округа, в состав которой вошли представители работающей молодежи в количестве 12 человек. В 2007 году проведено 8,2 тысяч мероприятий, из них 3,2 тысяч мероприятий - для детей и подростков. Платных услуг населению оказано на 3 млн. рублей. Заводоуковский городской округ при четком выполнении планов по реализации Стратегии развития способен занять лидирующие позиции и выйти на хороший конкурентный уровень по отношению к другим районам. В результате комплексного анализа социально-экономического развития городского округа и анкетирования населения сформированы цели, задачи Стратегии развития Заводоуковского городского округа. [Таблица № 3.1.1.]

Таблица № 3.1.1. "Стратегия развития Заводоуковского городского округа"


Главная цель социально-экономического развития Заводоуковского городского округа в 2009 году и на плановый период 2010-2011 годов - повышение качества жизни населения. Для достижения поставленной цели продолжится реализация мероприятий, направленных на развитие:

В сфере экономики:

- Развитие высокотехнологичной промышленности.

-Формирование эффективного, конкурентоспособного агропромышленного производства.

- Развитие малого и среднего бизнеса.

- Эффективное использование минерально-сырьевых ресурсов территории.

- Использование ресурсов лечебно-рекреационного направления.

- Улучшение инфраструктуры жизнеобеспечения.

В сфере политики безопасности:

- Повышение безопасности условий жизни населения.

В социальной сфере:

- Повышение уровня здоровья населения.

- Обеспечение потребности населения в качественном образовании.

- Обеспечение потребности населения в качественных услугах культуры.

Развитие высокотехнологичной промышленности:

Экономика городского округа находится в высокой степени зависимости от градообразующего предприятия - ОАО "Заводоуковский машиностроительный завод". Производство мобильных жилых зданий "Кедр" в 2009-2010 годах сократится до 1600 единиц, в 2011 году планируется выпуск 2000 мобильных зданий.

Прогнозом предусмотрено сохранение производства сборных железобетонных конструкций в ЗАО "Заводоуковский комбинат строительных материалов" на уровне 60 тыс. м3 сборного железобетона.

Производство полнорационных кормов для всех видов животных на ОАО "Бикор" составит в 2009-2011 годах 115 тыс. тонн.

В ОАО "Пурагроук" планируется введение линии по производству сыровяленых колбас: производство колбас увеличится на 4 - 6%, производство мяса, включая субпродукты, возрастет в 2009 году на 7%, к 2011 году - на 30%, выпуск мясных полуфабрикатов увеличится в 2009 году до 12%.

ЗАО "Загрос" активно развивает лесопромышленное производство. Развиваются мощности лесопиления и домостроения из массива древесины. В 2009 году будет введен в строй лесопильный цех с годовым объемом переработки сырья 70 тыс. м3. Планируется ежегодно на территории округа возводить 40 - 50 домов из оцилиндрованного профилированного бруса.

Для повышения эффективности работы лесопромышленного комплекса ЗАО "Загрос" реализует инвестиционный проект по строительству лесовозных автомобильных дорог.

Для ускорения реализации инвестиционных проектов по добыче песка Верхне-Каменского и Тумашовского месторождений, увеличения объемов разработки лесных ресурсов планируется реконструкция железнодорожной ветки Заводоуковск - Новый Тап.

Формирование эффективного, конкурентоспособного агропромышленного производства:

В 2009-2011 годах посевные площади составят 77,5 - 78,7 тыс. га, в том числе зерновых и зернобобовых культур - 54 - 55,5 тыс. га. Весь комплекс агротехнических и уборочных работ будет проводиться на высоком технологическом уровне, что позволит получать валовой сбор зерна 162 - 177 тыс. тонн.

В отрасли животноводства планируется:

- строительство и реконструкция современных животноводческих комплексов;

- приобретение высокопродуктивного племенного скота;

- приобретение высокопроизводительной техники для заготовки и производства кормов.

Увеличение объемов производства животноводческой продукции будет достигнуто за счет увеличения поголовья скота, повышения продуктивности животных. В целях реализации национального проекта по направлению "Стимулирование малых форм хозяйствования в АПК" планируется расширение сферы агросервисного и кредитного обслуживания личных подсобных хозяйств граждан.

Развитие малого и среднего бизнеса:

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Заводоуковского городского округа, благодаря которому существенно дополняется перечень производимых товаров, работ и услуг. В малом бизнесе занято около 3 тыс. человек. Это более 18% от общей численности работающих. Сфера торговли и общественного питания в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее востребованной в малом бизнесе. На долю малых предприятий и предпринимателей без образования юридического лица приходится около 70% общего розничного товарооборота городского округа. Оборот розничной торговли по всем каналам реализации в 2009-2011 годах оценивается в 2,4 - 3,2 млрд. рублей. Достижение определенного предела емкости товарного рынка, насыщение потребительского спроса ведет к некоторому спаду товарооборота: прирост в сопоставимых ценах в 2009 году составит 11%, в 2011 году - 7%.

В 2009-2011 годах прогнозируется рост объема санаторно-оздоровительных услуг населению за счет восстановления оздоровительного комплекса на базе Заводоуковского термального источника минеральных вод.

Значительно повысилась инвестиционная активность малых предприятий. За счет собственных средств построены новые торговые центры, кафе. Строится центр бытовых услуг, детское кафе, гостиничный комплекс. Планируется строительство торгового центра в районе машиностроительного завода, гостиницы в центре города. В Заводоуковском городском округе функционирует Заводоуковское представительство Фонда развития и поддержки предпринимательства Тюменской области, которое оказывает в рамках областной целевой программы "Основные направления развития промышленности и малого предпринимательства" поддержку субъектам малого предпринимательства по ряду направлений.

В 2009-2011 годах планируется оказать финансовую поддержку в виде льготных целевых займов субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 36,1 млн. рублей.

Эффективное использование минерально-сырьевых ресурсов территории:

Выгодное транспортное расположение, наличие месторождений строительных материалов, минерально-сырьевых ресурсов могут стать определяющим фактором для размещения на нашей территории кирпичного, стекольного завода, предприятий стройиндустрии.

С 2009 года планируется добыча песка на Верхне-Каменском месторождении. ООО УК "Партнер", ООО "Стройкомплект" оформляют лицензии на добычу песка. В 2009 году планируется добыть 300 тыс. тонн, в перспективе добыча возрастет до 1,5 млн. тонн песка в год.

Планируется проведение разведочных работ на Тумашовском месторождении песка для переоценки его запасов и использования их в строительных целях.

Использование ресурсов лечебно-рекреационного направления:

Создание современного лечебно-оздоровительного центра с использованием бальнеологических свойств Заводоуковского источника термальных вод является одной из точек роста развития городского округа.

ЗАО "Научно-производственное объединение "Западная Сибирь" проводит восстановительные работы бывшего санатория-профилактория "Нива". Природные условия идеально отвечают самым разнообразным требованиям отдыхающих. Особенность организации отдыха на территории округа связана с возможностью оказания услуг, связанных с рыбалкой, охотой, собирательством дикоросов.

Расширение услуг по оздоровлению и отдыху стимулирует развитие таких секторов экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, производство товаров народного потребления и т.д., и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.

Улучшение инфраструктуры жизнеобеспечения:

В 2009-2011 годах продолжится реализация мероприятий, направленных на улучшение жилищных условий граждан.

За счет средств долевого участия продолжится строительство жилых домов: 125-квартирный и 45-квартирный дома ("Транспромжилстрой"), жилой комплекс по ул. Энергетиков (ЗАО "Латес"), 90-квартирный дом по ул. Хахина (ЗАО "Заводоуковский КСМ"), планируется строительство 40-квартирного дома (ЗАО "Универсал-нефтеотдача"). В Заводоуковском городском округе высокий удельный вес ветхого жилого фонда - 17,5% (в Тюмени этот показатель составляет 1,6%, Тобольске - 1%, Ишиме 3%, Ялуторовске - 4,7%.). В целях улучшения жилищных условий будет продолжена реализация программы по переселению граждан из непригодного для проживания жилищного фонда. Улучшению жилищных условий будет способствовать предоставление субсидий и займов через областной фонд развития жилищного строительства, развития системы ипотечного кредитования населения, повышение доступности жилья для молодых семей, молодых специалистов на селе.

Планируется продолжить работы по повышению устойчивости работы инженерной инфраструктуры, строительству и модернизации коммунальных объектов.

Сумма средств, планируемых на благоустройство территорий города и села, составит в 2009 году 27,68 млн. рублей, в 2010 и 2011 годах - 29,6 и 31,7 млн. рублей соответственно.

Повышение безопасности условий жизни населения:

Повышение качества жизни невозможно без обеспечения личной безопасности граждан. В городском округе реализуется "Комплексная программа по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью". Продолжится укрепление института участковых уполномоченных, обеспечение их необходимыми техническими средствами.

Для организации действенной системы профилактики в среде несовершеннолетних продолжится реализация мероприятий по организации занятости несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности, реабилитационной работе с социально неблагополучными семьями, профилактике алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних. Результатом выполнения запланированных программных мероприятий должно стать повышение уровня безопасности граждан, что выразится в снижении количества зарегистрированных преступлений в Заводоуковском городском округе.

Все выше обозначенные направления экономического развития не имели бы под собой основания без главного фактора - человеческого потенциала. Интегральный показатель качества жизни населения - демографическая динамика. В результате реализации мер по улучшению демографической ситуации, направленных на стимулирование рождаемости, повышение качества жизни и социального статуса семьи, в 2009-2011 годах демографическая обстановка в городском округе будет характеризоваться стабилизацией и незначительным увеличением ежегодных темпов прироста численности населения. В 2009-2011 годах сохранится рост денежных доходов населения за счет всех составляющих: фонда заработной платы, трансфертов и выплат социального характера, прочих доходов. В номинальном выражении в 2011 году денежные доходы населения возрастут в 1,6 раза. Среднемесячная заработная плата по городскому округу в 2009-2011 годах составит 19000 - 25000 рублей. Продолжится реализация мер по улучшению пенсионного обеспечения граждан. В соответствии с законодательно установленным механизмом индексация пособий семьям с детьми будет осуществляться ежегодно, исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом. Для развития человеческого потенциала необходимы значительные инвестиции в здоровье, образование, осуществление социальной защиты отдельных категорий граждан. Необходимы значительные средства на приведение материально-технической базы социальной сферы в нормативное состояние.

Повышение уровня здоровья населения:

Цель государственной политики в области здравоохранения - повышение качества и доступности медицинской помощи, улучшение на этой основе показателей здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, снижение смертности.

Планируется дальнейшее укрепление материально-технической базы лечебных учреждений, оснащение их лабораторным и диагностическим оборудованием. С целью снижения риска заболеваемости туберкулезом жителей округа планируется закрытие туберкулезной больницы в г. Заводоуковске и вынесение ее за пределы города.

Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы предусматривает дальнейшее увеличение общего количества занимающихся физкультурой и спортом, расширение и улучшение оснащения материально-технической спортивной базы.

Обеспечение потребности населения в качественном образовании:

Важное значение придается решению проблемы, связанной с недостаточностью мест в школе N 2 и детских садах. За последние 2 года город Заводоуковск столкнулся с проблемой устройства детей в детские дошкольные учреждения. В очереди для получения места в детском саду стоит более 500 человек. Необходимость строительства детского сада в микрорайоне "Новый" обоснована и сложившейся демографической ситуацией. Планируется начать строительство в микрорайоне "Новый" общеобразовательной школы на 825 мест и детского сада на 360 мест.

Обеспечение потребности населения в качественных услугах культуры:

В 2009 году планируется ввод Дворца культуры в г. Заводоуковске на 560 мест. В центре Заводоуковска возводится четырехэтажный многофункциональный комплекс, в котором разместятся ЗАГС, школа искусств, фитнес-класс, игровой спортивный зал. Планируется реконструкция городского парка культуры и отдыха, расположенного в центральной части города.

Таким образом главной целью социально-экономического развития Заводоуковского городского округа в 2008 году и на плановый период 2009-2011 годов необходимо считать повышение качества жизни населения, для достижения которой администрации городского округа продолжить осуществление политики по следующим приоритетным направлениям:

- реализация комплексных мероприятий по приоритетным национальным проектам "Развитие агропромышленного комплекса", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Здоровье", "Образование";

- повышение конкурентоспособности экономики территории;

- создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства;

- развитие социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального, транспортного, телекоммуникационного комплексов;

- содействие повышению реальных доходов населения, снижению уровня бедности отдельных категорий граждан;

- создание условий для нормализации демографической обстановки;

- обеспечение реализации мероприятий по повышению безопасности условий жизни населения.

Заводоуковский городской округ при четком выполнении планов и реализации поставленных задач для своего дальнейшего развития способен занять лидирующие позиции и выйти на хороший конкурентный уровень по отношению к другим районам.


3.2 Реформирование бюджетного процесса на муниципальном уровне в Заводоуковском городском округе


Реформирование бюджетного процесса разработанное во исполнение бюджетных посланий Президента Российской Федерации и программ социально-экономического развития, направлена на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.

В 1990-х-начале 2000-х годов в бюджетной сфере Российской Федерации были проведены крупные структурные реформы. В основном была решена задача обеспечения финансовой и макроэкономической стабильности. Вступивший в силу с 2000 года Бюджетный кодекс Российской Федерации установил основы бюджетной системы и бюджетного процесса. Были внедрены элементы среднесрочного финансового планирования с распределением ресурсов "сверху вниз" в рамках жестких бюджетных ограничений. Завершен переход к казначейскому обслуживанию исполнения федерального бюджета. Упорядочена система финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. В то же время, несмотря на определенные успехи в области реформирования бюджетной системы, в России в настоящее время отсутствуют включенные в бюджетный процесс механизмы среднесрочного планирования и обеспечения результативности бюджетных расходов, что проявляется в:

- разработке среднесрочного финансового плана, годовом периоде планирования бюджетных расходов, неопределенности объема и структуры ассигнований;

- предоставлении бюджетных средств на основе корректировки (индексации) ассигнований прошлых лет в условиях низкой формализации механизмов перераспределения бюджетных ресурсов и отсутствия четких критериев и процедур отбора финансируемых направлений и мероприятий в соответствии с приоритетами государственной политики;

- отсутствии четких формулировок целей и конечных результатов использования бюджетных средств, а также критериев оценки деятельности администраторов бюджетных средств;

- формальном характере применяемых методов программно-целевого планирования (в том числе разработки и реализации федеральных целевых программ);

- ограниченности полномочий и, следовательно, ответственности администраторов бюджетных средств при формировании и исполнении бюджета;

- преобладании внешнего контроля за соответствием кассовых расходов плановым показателям при отсутствии процедур и методологии внутреннего и внешнего контроля (мониторинга) обоснованности планирования и результатов использования бюджетных средств;

- отсутствии четкого закрепления доходов бюджетной системы за администраторами соответствующих платежей;

- отсутствии системы оценки финансового результата деятельности органов власти разных уровней и закрепления за определенными органами государственной власти и органами местного самоуправления активов и обязательств соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

- затянутости и громоздкости процедуры рассмотрения проекта бюджета законодательными (представительными) органами власти, ориентированной на технические детали в ущерб оценке приоритетов бюджетной политики и их реализации;

- нечеткости разграничения полномочий в бюджетном процессе между законодательными (представительными) и исполнительными органами власти и т.д.

Таким образом, сложившиеся традиции и организация бюджетного процесса существенно ограничивают возможности и институциональные стимулы повышения эффективности управления муниципальными финансами и переориентации деятельности администраторов бюджетных средств с освоения выделенных им ассигнований на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов. В настоящее время складываются благоприятные условия для ускорения бюджетной реформы. Созданный в 2004 году Стабилизационный фонд Российской Федерации обеспечивает повышение устойчивости федерального бюджета к негативным воздействиям внешнеэкономической конъюнктуры.

Управление муниципальными расходами представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контролем за его исполнением. Таким образом, совершенствование практики бюджетирования следует рассматривать как важный инструмент повышения эффективности муниципальных расходов. Меры совершенствования бюджетного процесса могут оказывать локальный эффект, а могут приводить к радикальным изменениям. Именно к таким изменениям приводит внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, или программно-целевого бюджетирования, меняющего в корне не только содержание всех стадий бюджетного процесса, но и саму концепцию управления муниципальными расходами. Применение бюджетирования, ориентированного на результат, к бюджетному процессу предоставляет большую свободу распорядителям бюджетных средств в выполнении поставленных перед ними задач, а также позволяет измерять эффективность и результативность бюджетных расходов. По сути данные преимущества ведут к отказу от практики затратного финансирования, стимулируют критический анализ структуры и объема расходования бюджетных средств, способствуют выбору расходных направлений в соответствии с поставленными стратегическими целями.

Проблемы, существующие в муниципальных образованиях, связаны, главным образом, с самим типом бюджетного планирования. Постатейная форма представления бюджета не позволяет отслеживать и контролировать результаты произведенных бюджетных расходов. Единственно доступным параметром бюджетных расходов является величина затраченных ресурсов (финансовых, материальных, людских и т.д.), на которой строится оценка эффективности расходов. Однако оценить целесообразность расходов не представляется возможным. Поэтому в муниципальных образованиях необходим переход к программно-целевому бюджетированию, связывающему расходование бюджетных средств с четко определенными целями и задачами.

Задача бюджета при системе бюджетирования, ориентированного на результат, заключается в установлении приоритетов расходов, предоставлении простора для оперативного управления, создании стимулов для экономии средств, тесной увязки бюджетных расходов с приоритетами муниципальной политики. Расходы привязываются к функциям, программам, услугам, видам деятельности и их результатам. Исходным при планировании деятельности является обоснование приоритетов и ожидаемых результатов через расчеты их результативности. Основным становится программный метод планирования. Устанавливаются долгосрочные переходящие лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой. Руководителям структурных подразделений администрации муниципального образования и подведомственных им предприятий предоставляется возможность оперативного управления средствами в виде переброски между статьями и периодами расходов, так как лимитируется лишь общая сумма ассигнований на определенные функции и виды деятельности. Фиксированная величина бюджета стимулирует его относительную экономию за счет рационализации деятельности. Ответственность за принятие решений делегируется на нижние уровни. Проводится мониторинг и последующий аудит финансов и результатов деятельности.

Таким образом, для повышения эффективности управления муниципальными расходами в основу деятельности органов местного самоуправления должны быть положены следующие принципы: ориентация на достижение планируемых результатов, учет общественного мнения. Для реализации указанных принципов рекомендуется внедрить в деятельность администрации муниципального образования систему составления и исполнения бюджета, которая на каждом этапе деятельности позволяет оценить достигнутый результат. При планировании бюджетных расходов и разработке бюджетных программ должны быть определены результаты и эффект, ожидаемые от планируемой деятельности, количественные показатели и методы их измерения. Отраслевые подразделения администрации муниципального образования должны проводить мониторинг результативности бюджетных расходов, достижения поставленных целей и задач.

В современных условиях одним из основных факторов повышения конкурентоспособности территории является эффективная система управления финансами. Переход от концепции управления затратами к концепции управления результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и получателей бюджетных средств является неизбежным этапом развития существующей финансовой системы в равной мере на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Главными недостатками существовавшего до недавнего времени постатейного финансирования являлись отсутствие системы оценки результативности и эффективности бюджетных расходов, а также незаинтересованность в экономии средств и низкий уровень ответственности распорядителей (получателей) бюджетных средств. Одним из ключевых моментов реализации концепции управления результатами является внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат. Такое бюджетное планирование исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности с одновременным мониторингом достижения намеченных целей и результатов и контролем за данным процессом. В настоящее время бюджетная реформа в стране осуществляется в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, Концепцией повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах [15], а также Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2007 году" [5].

В 2004-2005 годах в Заводоуковском городском округе были сделаны первые шаги по реформированию системы управления региональными финансами:

- урегулированы межбюджетные отношения между областным и местными бюджетами;

- осуществлен переход на казначейское исполнение областного и местных бюджетов;

- утвержден порядок разработки перспективного финансового плана;

- проведен подготовительный этап работы по применению программно-целевого метода бюджетного планирования;

- утвержден порядок ведения реестров расходных обязательств.

Начиная с 2006 года в Заводоуковском городском округе при формировании местного бюджета применяется программно-целевой метод планирования.

Активное использование в бюджетном процессе элементов проектного управления является важнейшим элементом бюджетной реформы. В этом направлении в стране начата реализация приоритетных национальных проектов. Их главная цель - инвестиции в человека и повышение качества жизни. Первые результаты реализации национальных проектов показали, что бюджетные расходы удалось ориентировать на конечный результат. Целый ряд программ - особенно в жилищном строительстве и образовании - стали, по сути, совместными программами федерального правительства, региональных и местных властей, а нередко и отечественного бизнеса. В 2007 году в Заводоуковском городском округе действовала 31 муниципальная целевая программа, на реализацию данных программ предусмотрено 90% от общего объема расходов областного бюджета. Каждая программа содержит комплекс мероприятий, направленных на решение конкретной задачи и достижение стратегической цели. В основе целевых программ - концепция развития каждой отрасли на среднесрочную перспективу. Разработка муниципальных программ на среднесрочный период позволила подготовиться к реализации в Заводоуковском городском округе такого важнейшего элемента бюджетной реформы, как переход к среднесрочному трехлетнему бюджетному планированию. Использование программно-целевых принципов в бюджетном процессе муниципального образования является отражением практики управления муниципальными расходами, ориентированного на результат. Следовательно, большинство изменений, возникающих в процессе планирования и исполнения бюджета в связи с переходом на систему бюджетирования, ориентированного на результат, направлено не на совершенствование технической стороны бюджетного процесса как такового, а на улучшение финансирования предоставляемых муниципальным образованием услуг. Программно-целевое бюджетирование в той или иной мере предполагает не только корректировку содержания и длительности отдельных стадий бюджетного процесса, но и изменение принципов учета (переход от кассового метода учета к методу начислений) и горизонта бюджетного планирования (многолетнее бюджетирование). Бюджетирование, ориентированное на результат, позволит муниципальным образованиям прекратить практику затратного финансирования и выбрать приоритетные расходные направления в соответствии с поставленными целями и задачами, заложенными в стратегическом плане развития муниципального образования.

Принятие местного бюджета на 2008-2010 годы открывает новые возможности в управлении общественными финансами, повышает обоснованность планирования бюджетных расходов и эффективность использования бюджетных средств. Основным приоритетом региональной бюджетной политики на предстоящий период является финансовое обеспечение расходов на социальную сферу, включая расходы на реализацию публичных мероприятий. В нашем городском округе, как и во всей стране, реализуются предусмотренные административной реформой задачи совершенствования государственного управления. Залогом успеха в проведении эффективной и ответственной государственной политики, а также в достижении планируемых целей и результатов является активное внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат.

Однако на сегодня существует много проблем, сдерживающих применение этих принципов:

- сложность в выработке единой системы целей и показателей, отражающих степень их достижения;

- сложность количественного и качественного измерения и оценки результатов деятельности государственной власти;

- отсутствие методик, использование которых гарантировало бы возможность ясного и четкого формулирования целей и результатов, а также их оценку.

Ключевыми и наиболее трудными элементами программно-целевого бюджетирования являются разработка и использование количественных индикаторов оценки бюджетных расходов. В свою очередь, сложность их применения заключается в определении связей между затратами, результатами и общественным эффектом, полученными от предоставленной бюджетной услуги. Зачастую органы местного самоуправления не располагают статистическими данными, по которым можно было бы проследить подобные взаимосвязи. Еще более трудно планировать затраты в зависимости от желаемого общественного эффекта. Вместе с тем использование количественных индикаторов составляет базис программно-целевого бюджетирования. Очевидно, что невозможно за короткое время полностью перейти к программно-целевому бюджетированию - об этом свидетельствует практически шестидесятилетняя история внедрения программно-целевого бюджетирования в США и двадцатилетний период бюджетных реформ в Великобритании. Переход к программно-целевому бюджетированию - сложный и достаточно длительный процесс. Длительность перехода связана с необходимостью решения целого ряда организационных, технических и психологических задач. Внедрение принципов программно-целевого бюджетирования в России только начинается, нормативная база для определения результативности каждой бюджетной услуги пока не сформирована. Для многих муниципальных услуг количественные измерители их результативности неочевидны. Решению этой задачи будет способствовать разработка муниципальных минимальных социальных стандартов. Несмотря на организационную сложность и масштабность вносимых в бюджетный процесс муниципального образования изменений, связанных с внедрением принципиально новых подходов к управлению муниципальными расходами, альтернативы курсу на повышение их эффективности и результативности в условиях ограниченности бюджетных ресурсов нет.

Таким образом для дальнейшего эффективного реформирования бюджетного процесса нужно:

·                    Продолжить практику формирования и исполнения местного бюджета на основе программно-целевого метода бюджетного планирования;

·                    Обеспечить достижение конечных результатов по показателям, установленным в муниципальных целевых программах.

·                    Осуществлять планирование местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период с учетом достижения заданных результатов.

·                    Разработать и внедрить административные регламенты предоставления государственных услуг.

·                    Продолжить методологическую и консультационную работу по совершенствованию программно-целевого метода в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Тюменской области.

·                    Использовать современные технологии для создания информационных баз, для дальнейшего обмена информацией и ее обработки.

Из этого следует что бюджетирование, ориентированное на результат, - это метод планирования, исполнения и контроля за исполнением бюджета, обеспечивающий распределение бюджетных ресурсов по целям, задачам и функциям муниципального образования с учетом приоритетов муниципальной политики и общественной значимости результатов использования бюджетных средств.

Все основные приемы данного бюджетирования основаны на управленческих технологиях частного бизнеса (формулировка миссии и стратегий, применений метода учета по начислению, использование индикаторов социальной и экономической эффективности как аналогов результатов хозяйственной деятельности, учет рисков и др.). Следовательно, переход на программно-целевое бюджетирование требует одновременного реформирования принципов управления - перехода от административных методов к использованию хозяйственной деятельности.

Грамотно поставленное бюджетирование позволит решить множество проблем в сфере управления муниципальным образованием, в том числе позволит оптимизировать ограниченные ресурсы бюджета, повысить результативность функционирования органов местного самоуправления и качество предоставляемых услуг, выявить и проконтролировать финансовые потоки предприятий, подведомственных структурным подразделениям администрации муниципального образования, усилить мотивацию труда, связав систему мотивации с достигнутыми результатами.

Можно сделать вывод, что совершенствование практики бюджетирования следует рассматривать как важный инструмент повышения эффективности муниципальных расходов. Именно к таким изменениям приводит внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, или программно-целевого бюджетирования, меняющего в корне не только содержание всех стадий бюджетного процесса, но и саму концепцию управления муниципальными расходами. Бюджетирование, ориентированное на результат, - это метод планирования, исполнения и контроля за исполнением бюджета, обеспечивающий распределение бюджетных ресурсов по целям, задачам и функциям муниципального образования с учетом приоритетов муниципальной политики и общественной значимости результатов использования бюджетных средств. Все основные приемы данного бюджетирования основаны на управленческих технологиях частного бизнеса. Следовательно, переход на программно-целевое бюджетирование требует одновременного реформирования принципов управления - перехода от административных методов к использованию хозяйственной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 РЕФЕРАТЫ