Налогообложение на предприятии и пути его совершенствования
- освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины);
- дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении)
налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок,
уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);
- пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;
- возмещения суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);
- в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь».
Налоговый оклад – сумма налога,
исчисленная на весь объект налога за определенный период, подлежащая внесению в
бюджетный фонд. В действительности в момент установления государством налога
как отношения, возлагающего обязанности на субъекта, никаких денежных платежей
не осуществляется. И только тогда, когда конкретный субъект по определенному
налогу исчислит оклад налога и внесет его в бюджетный фонд, осуществится платеж
(уплата денег).
Налоговый период – время
начисления налога или сбора, в течение которого налогоплательщик имеет обязанности
по их оплате. В Беларуси налоговыми периодами являются месяц, квартал,
календарный год. Для отдельных категорий плательщиков подоходного налога с
физических лиц и налога на добавленную стоимость – месяц. Взимание неналоговых
платежей и некоторых сборов не связано с каким-либо налоговым периодом
(регистрационный сбор, государственная пошлина и др.).
Налоговая квота – доля оклада
налога в источнике налога. Она может быть исчислена по конкретному налогу, а
также в целом по субъекту налога (по совокупному налогу). Налоговая квота
отражает тяжесть налогового бремени, она показывает, какую часть доходов
плательщика изымает каждый отдельный налог и все налоги в совокупности.
Налоговый кадастр – перечень
объектов налога с указанием их доходности. Применяют земельный, подомовой и др.
кадастры; они служат для определения средней потенциальной доходности объекта
налога – земли, строений и т.д.
Налоговая декларация –
официальное документальное заявление налогоплательщика о полученных им
подлежащих налогообложению доходах за определенный период и о
распространяющихся на них налоговых скидках и льготах. Наибольшее
распространение налоговая декларация получила в налогообложении индивидуальных
доходов.
Налоговое бремя – обобщенная
характеристика действия налогов, указывающая на долю изъятий в совокупном
доходе государства, а также в доходах отдельных категорий плательщиков.
Наиболее распространенным показателем налогового бремени является доля налогов
в ВВП. В развитых странах доля налогов в ВВП колеблется от 30 до 55%.
Налоговое обязательство –
экономическое отношение, в силу которого налогоплательщик обязан выполнить все
необходимые требования по исчислению и уплате налога, а государство в лице
уполномоченных органов вправе требовать от налогоплательщика исполнения этого обязательства.
Как определенное экономическое отношение налоговое обязательство существует при
наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством страны.
Налоговая оговорка – условие во
внешнеторговых контрактах, договорах об оказании услуг, кредитных соглашениях,
устанавливающее, что каждая из договаривающихся сторон обязуется уплатить за
свой счет все налоги и сборы, полагающиеся по данной сделке на территории ее
страны. Налоговая оговорка регулирует отношения между экспортерами и импортерами
по поводу уплаты налогов.
Налоговые каникулы –
установленный законом срок, в течение которого определенная группа предприятий,
фирм, организаций освобождается от уплаты того или иного налога.
Налогообложение двойное –
двукратное обложение одного и того же объекта налога. Налогообложение двойное
широко распространено во всех странах. Налогообложение двойное может иметь
место также при взимании налогов разными государствами, если отсутствуют
межгосударственные налоговые соглашения, при обложении государственными и
местными налогами и в некоторых других случаях.
Таким образом, в налоговых системах разных стран отразилась специфика
государственного устройства, приоритетность направлений в формировании
структуры общественного производства, особенности внутренней и внешней
политики, национальный менталитет. Вместе с тем современная динамичная
интеграция отдельных регионов, расширение хозяйственных связей
товаропроизводителей и создание транснациональных корпораций обусловили
необходимость максимальной унификации налоговых систем, выработки единых
принципов их построения.
Основополагающие принципы дополняются и детализируются с учетом условий,
в которых создаются налоговые системы. Например, для неустойчивых экономик
государств переходного периода, к каким относятся Республика Беларусь и страны
СНГ, особое значение приобретает оптимальное сочетание принципов стабильности
налоговых систем с гибкостью их реакции на изменения экономической ситуации.
Отсутствие стабильности служит главным препятствием притока иностранных и
отечественных инвестиций в национальное хозяйство.
Налоговая система должна быть достаточно гибкой, чтобы оперативно
реагировать на изменения экономической ситуации. Налоговые реформы следует
рассматривать как неотъемлемую часть общего процесса эволюции государства. Если
налоговая система не будет соответствовать выбранным приоритетам на каждом
новом этапе развития экономики, она станет тормозом общественного процесса [24].
Классификация налогов – это
группировка налогов по различным признакам. Для организации рационального
управления налогообложением она имеет большое значение. Наибольшее
распространение получило деление налогов по способу изъятия – на прямые и
косвенные. В теории и практике налогообложения существуют другие не менее
важные классификационные признаки. Эти признаки универсальны, о подведение под
них тех или иных видов налогов и сборов зависит от состояния
общественно-экономических отношений в стране.
Состав налоговой системы Республики Беларусь можно классифицировать
определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам:
объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в
использовании поступающих налоговых сумм и др. Классификацию налогов Беларуси
по основным классификационным признакам можно представить следующим образом
(рис. 1.5, 1.6).
Данная классификация необходима для составления налоговых расчетов,
составления отчетности с использованием машинной обработки данных, так и для
проведения научно-практических исследований. Пользуясь такой классификацией,
можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к
республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому
состоянию, как налогоплательщиков, так и государства [29].
Классификация налогов по определенным признакам является значительным
вкладом в систематизацию учета налогов и налоговых групп и на этой основе
введение для налогоплательщиков классификационных кодификаторов и
идентификационных номеров.
Классификационные кодификаторы позволяют получать оперативную информацию
о состоянии налоговых процессов, выявлять негативные стороны налоговой техники
и исправлять их.
Классифицируя налоги по различным признакам, следует отметить, что по
характеру взаимоотношений между государством и субъектами налогов, т.е. по
способу изъятия, различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги каждый субъект
налогообложения платит лично.
КЛАССИФИКАЦИЯ
НАЛОГОВ
КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ
По объекту По принадлеж- По полноте пра- В
зависимости В зависимости
обложения ности к уровню ва использования от
источника от субъектов
власти
налоговых сумм уплаты уплаты
имущество, республикан- закрепленные, зарплата,
вы- физические ли-
земля, ка- ские, местные регулирующие ручка,
доход ца, юридиче-
тал,
средст- или
прибыль, ские лица
ва на
пот- себестоимость
ребление
Рис. 1.5
Классификационный состав налогов по признакам
КЛАССИФИКАЦИЯ
НАЛОГОВ
КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ
По способу По методу обложения По
способу В зависимости
изъятия (от ставки) обложения
от назначения
прямые, прогрессивные, регрес- кадастровые,
декла- общие (без при-
косвенные сивные, пропорциональ- рационные,
налич- вязки к конкрет-
ные, линейные,
ступен- но-денежные, без- ному налогу или
чатые, твердые (в
абсо- наличные обезличенные),
лютных суммах),
крат- целевые
ные (в минимальных
зарплатах в месяц)
Рис. 1.6 Классификационный состав налогов по признакам
Источником выплаты прямых налогов является прибыль (доход)
налогоплательщика, что приводит к уменьшению размера получаемой прибыли
(доходов). Так, доля прямых налогов в общем объеме налоговых поступлений в
бюджеты государств составляет: во Франции 30 – 42%, Англии 58 – 62%, США 52 –
56%, в Республике Беларусь 24 – 30%.
В зависимости от объекта обложения прямые налоги подразделяются на: личные
прямые и реальные прямые. У личных прямых налогов объект обложения и
источник выплаты совпадают (ими являются прибыль или доход физического лица). У
реальных прямых налогов объектом обложения является внешний признак предмета
(площадь земельного участка, стоимость фондов и др.).
В Республике Беларусь к личным прямым налогам относят налог на прибыль,
подоходный налог, отчисления в местный бюджет и др. К реальным прямым налогам –
налог на недвижимость, земельный налог (для физических лиц) и др.
Косвенные налоги – это налоги
на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и
взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.
Основными видами косвенных налогов являются акцизы, государственные фискальные
монополии, таможенные пошлины и т.п.
В настоящее время акцизы делятся на индивидуальные (обложение по
сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и
универсальные (универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота).
Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог на
добавленную стоимость.
Государственные фискальные монополии делятся на полные и частичные, в зависимости от полной или частичной
монополии государства по производству и продажу некоторых товаров (спиртных
напитков, табачных изделий, соли, спичек, пива) с целью увеличения за этот счет
доходов государственного бюджета.
Самую сложную структуру имеют таможенные пошлины. Они
классифицируются по различным признакам. Наиболее распространенной является
классификация по следующим четырем признакам:
- по происхождению: внутренние, транзитные, экспортные (вывозные) и
импортные (ввозные);
- по целям взимания: фискальные, протекционные, уравнительные,
антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические,
сверхпротекционные;
- по характеру взимания (по ставкам): специфические, адвалорные
(взимаемые в процентном отношении к таможенной стоимости товара) и кумулятивные
(смешенные) таможенные пошлины;
- по характеру отношений: конвенционные и автономные.
Конвенционная пошлина
представляет собой платеж по международному договору, устанавливающий принципы
таможенного режима присоединившихся к конвенции стран с общими правилами
осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин.
Автономная пошлина – вид
таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны в
законодательном порядке; для него характерны более высокие ставки в отличие от
договорного тарифа.
Таможенные пошлины бывают возвратные и дифференциальные.
Таможенная пошлина возвратная –
сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату при вывозе продукции,
полученной в результате переработки ввезенного товара; применяется как способ
повышения конкурентоспособности.
Таможенная пошлина дифференциальная – вид пошлины, предусматривающий различные ставки на один и тот же
товар, например, импортируемый из разных стран либо экспортируемый в разное
время года.
Одним из классификационных признаков налогов является их деление на общие
и специальные (целевые).
Общие налоги – налоги, которые
обезличиваются и поступают в единую кассу государств. Они предназначены для
общегосударственных мероприятий.
Специальные целевые налоги –
налоги, которые имеют строго определенное назначение и обычно формируют
внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного
медицинского страхования, дорожные фонды и др.). Такое деление сложилось
исторически, когда не существовало бюджета, а функционировали различные фонды,
счета и действовали преимущественно целевые налоги [13].
В зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжении которого
он поступает, налоги классифицируются следующим образом:
а) республиканские,
б) местные.
К республиканским налогам и
сборам относятся (статья 8 Налогового Кодекса Республики Беларусь): налог на
добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налоги на доходы; подоходный
налог с физических лиц; экологический налог; налоги с пользователей природных
ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы;
таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; государственная пошлина;
регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины.
К местным налогам и сборам
относятся (статья 9 Налогового Кодекса Республики Беларусь): налог с розничных
продаж; налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей [1].
Согласно Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» (статья 8), областные, Минский городской Советы депутатов,
Советы депутатов базового территориального уровня вправе вводить на территории
соответствующих административно-территориальных единиц следующие местные налоги
и сборы:
1)
Налог с продаж товаров в розничной
торговле.
2)
Налог на услуги.
3)
Целевые сборы (транспортный сбор
на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на
маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугороднем автобусным
сообщением, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района)).
4)
Сборы с пользователей.
5)
Сбор с заготовителей.
6)
Курортный сбор [2].
Классификация налогов по классификационному признаку, отражающему полноту
прав использования налоговых сумм, различает налоги в качестве закрепленных и
регулирующих.
Закрепленные налоги
представляют собой налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (в
процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий
бюджет, за которым они закреплены.
Регулирующие налоги – налоги,
используемые для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде
процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в
установленном порядке на очередной финансовый год [24].
В зависимости от различных признаков налоги и сборы делятся на следующие
группы:
1)
По характеру ставок налоги
бывают:
а) пропорциональные, когда ставка налога не изменяется, а его
величина растет или сокращается в зависимости от налогооблагаемой базы;
б) прогрессивные, когда ставка налога растет в определенной
закономерности в зависимости от полученного дохода (например, подоходный
налог).
2) По способу формирования источника выплаты налога различают:
а) налоги и отчисления, выплачиваемые из выручки после реализации
продукции;
б) налоги, сборы, пошлины, выплачиваемые из прибыли;
в) налоги и отчисления, выплачиваемые из доходов физического лица
(подоходный налог, отчисления в пенсионный фонд).
3) По принципу включения в структуру цены налоги и неналоговые платежи
разделены на следующие группы:
а) включаемые в себестоимость продукции;
б) взимаемые из балансовой прибыли предприятия или его дохода;
в) взимаемые из чистой прибыли;
г) включаемые в цену продукции [28].
Согласно Закона Республики Беларусь «О бюджете
Республики Беларусь на 2006 год» в первоочередном порядке из выручки
исчисляется и уплачивается налог на добавленную стоимость.
Объектом налогообложения являются обороты по
реализации товаров (работ, услуг) и товары, ввозимые на таможенную территорию
Республики Беларусь.
Начиная с 2000 года, в Беларусь применяется зачетный
метод исчисления НДС, аналогичный используемому в Российской Федерации.
Поскольку применяется зачетный метод исчисления НДС,
то для учета сумм НДС по приобретенным товароматериальным ценностям, подлежащих
зачету (возмещению) необходимо завести книгу покупок.
Книга покупок может вестись автоматизированным
способом. Она хранится у плательщиков в течение 5 лет с даты последней записи и
может быть уничтожена только после проведения проверки налоговыми органами.
В новых условиях НДС определяется исходя из стоимости
товара без НДС, ставки НДС (стоимость товара без НДС * ставка / 100). При этом
следует иметь в виду, что стоимость без НДС содержит себестоимость, прибыль,
все налоги, включаемые в выручку.
Начиная с 1 января 2000 года, в отгрузочных документах
поставщики обязаны выделять суммы НДС.
С 1 января 2004 года максимальная ставка НДС
установлена в размере 18 процентов.
При импорте товаров продавцы из Российской Федерации
до 2005г. предъявляли белорусским покупателям сумму налога на добавленную
стоимость, так как до этого времени в торговых отношениях между этими странами
применялось взимание косвенных налогов по принципу страны происхождения товаров.
Поскольку сумма налога была предъявлена и оплачена, то она принималась к вычету
при исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет Республики Беларусь. С 1
января 2005 г. вступило в силу Соглашение между Правительством Российской
Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте
товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15 сентября 2004 г., согласно
которому в торговых отношениях между Республикой Беларусь и Российской
Федерацией взимание косвенных налогов стало осуществляться по принципу страны
назначения. А это значит, что теперь суммы налога на добавленную стоимость по
товарам, ввозимым из Российской Федерации в Республику Беларусь, поступают в
бюджет Республики Беларусь, а не в бюджет Российской Федерации. Положением о порядке
взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении
товаров между Республикой Беларусь и Российской Федерацией установлено, что
суммы косвенных налогов, уплаченные по товарам, ввозимым с территории
Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, подлежат вычетам в
порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь [30].
НДС представляет собой изъятие в бюджет части прироста
стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации. НДС -
многоступенчатый налог, он взимается каждый раз, когда товар меняет владельца,
но облагается не весь оборот, а только его часть - добавленная стоимость.
Механизм
налога на добавленную стоимость наиболее ярко раскрывается при рассмотрении
способов исчисления налога.
Первый
способ называется прямым (бухгалтерским). НДС определяется по формуле (2.1):
, (2.1)
где
- ставка налога;
- оплата труда;
- прибыль.
При этом методе необходимо рассчитывать добавленную
стоимость в каждом акте купли-продажи, что весьма трудоемко.
Второй
способ называется косвенным (аддитивным), и формула расчета (2.2) формируется
производно от первой:
(2.2)
Такой способ позволяет дифференцировать ставки налога на
трудовой доход и прибыль с целью их регулирования.
Третий
способ называется методом прямого вычитания. В данном случае налог
рассчитывается по формуле (2.3):
, (2.3)
где
- выручка от реализации;
- материальные затраты.
Способ
такого исчисления более унифицирован, однако требует четкого определения
понятий «добавленная стоимость» и «материальные затраты».
Самый
распространенный способ исчисления НДС называется косвенным методом вычитания
или зачетным методом по счетам и рассчитывается по формуле (2.4):
(2.4)
Этот метод получил название также счет фактурного, или
инвойсного, от названия основного носителя информации - инвойса (счет фактуры),
в котором отдельно указываются стоимость сделки (без учета налога) и валовой
НДС по установленной ставке. Данный способ расчета обеспечивает техническое и
юридическое преимущество: наличие инвойса поставщика становится принципиальным
моментом совершения сделки с одновременной информацией партнеров о налоговых
обязательствах. Инвойс позволяет проследить движение товара, процесс сбора
налога приобретает почти автоматический характер, а налоговые органы выполняют
лишь контрольные функции [14].
Уплата НДС производится
на основании налоговой декларации, представляемой налогоплательщиком в
налоговые органы и отражающей самостоятельно исчисленную сумму налога.
Налоговая декларация представляется налогоплательщиком независимо от того,
имеются ли у него обязательства по уплате налога за соответствующий налоговый
период.
Сроки уплаты зависят от
величины платежа. Уплата налога при реализации товаров (работ, услуг)
производится нарастающим итогом с начала года, по окончании каждого налогового
периода исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг) за истекший
налоговый период не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим
налоговым периодом.
Порядок
исчисления налога предусматривал определение добавленной стоимости в целом по
предприятию с учетом внереализационных убытков и доходов и представлял тип
товарного НДС, исчисляемого способом прямого вычитания. Ставка налога
составляла 28%. В последующем происходило неоднократное снижение ставок налога:
в 2002 г. – 20%, в 2003 г. – 20%, в 2004 г. – 18%. Но, несмотря на то, что в
качестве доходных источников бюджета ему отведено первое место, НДС практически
выполняет роль надбавки к цене товара (работы или услуги).
После того, как исчислен налог на добавленную
стоимость, предприятием производится начисление отчислений в республиканский
фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и
аграрной науки, налог с пользователей автомобильных дорог.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О
бюджете Республики Беларусь на 2006 год» с организаций взимаются: сбор в
республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции,
продовольствия и аграрной науки – по ставке 2 процента, налог с пользователей
автомобильных дорог – по ставке 1 процент от выручки, полученной от реализации
товаров (работ, услуг) (банками и небанковскими кредитно-финансовыми
организациями, за исключением Национального банка Республики Беларусь, - от
дохода за вычетом расходов по уплате процентов, комиссионных и прочих
банковских расходов; организациями независимо от организационно-правовой формы,
осуществляющими торговую, заготовительную деятельность и деятельность по
предоставлению услуг общественного питания, - от валового дохода; страховыми
организациями – от балансовой прибыли). При этом филиалы, представительства и
иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие обособленный
баланс и расчетный (текущий) либо иной банковский счет, по соответствующим
объектам налогообложения исполняют налоговые обязательства этих организаций.
Уплата сбора в республиканский фонд поддержки
производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки
и налога с пользователей автомобильных дорог производится единым платежом в
размере 3 процентов.
Начисление данных отчислений производится предприятием
в соответствии с Инструкцией о порядке реализации взимания сбора в
республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции,
продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог в
2006 году, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам
Республики Беларусь, от 23.01.2006г. №8.
Плательщики
целевых платежей ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за
отчетным, представляют в налоговые органы по месту постановки на учет налоговую
декларацию (расчет) о суммах исчисленных сбора в республиканский фонд поддержки
производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки
и налога с пользователей автомобильных дорог за отчетный месяц.
Уплата
целевых платежей производится организациями ежемесячно нарастающим итогом с
начала года. Уплата целевых платежей производится плательщиками ежемесячно не
позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным.
Плательщики,
имеющие льготы по целевым платежам, одновременно с налоговой декларацией
(расчетом) представляют сведения об использованных льготах по целевым платежам,
сбору в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной
продукции, продовольствия и аграрной науки и налогу с пользователей
автомобильных дорог в дорожные фонды в 2006 году, а также документы,
подтверждающие право на льготы [6].
Налоги, отчисления и
сборы, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), образуют отдельную
группу налогов, действующих на территории Республики Беларусь. В данную группу
включаются экологический, земельный, чрезвычайный налоги, отчисления в Государственный фонд содействия
занятости, в Фонд социальной защиты населения.
Налоги, отчисления,
относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), целевые сборы, их введение
и взимание предусмотрено не общими, абстрактными потребностями общества, а
необходимостью финансирования конкретных общегосударственных нужд. Так,
например, земельный налог взимается для финансирования землеустроительных нужд
общества, экологический налог - для поддержания экологического благополучия в
государстве, чрезвычайный налог - для финансирования мероприятий, связанных с
ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС.
Основная сумма налогов,
отчислений и сборов, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг),
направляется на формирование доходов местных бюджетов, что позволяет
максимально реализовать целевую направленность этих денежных потоков.
Следует отметить, что
факт отнесения налогов и сборов на себестоимость не имеет должного
теоретического обоснования.
Во-первых,
себестоимость - это вполне определенная экономическая категория, с заданным
составом производственных и коммерческих расходов. Налоговые расходы в
себестоимости не должны быть априори. Во-вторых, отдельные налоги, отчисления,
сборы, относимые на себестоимость, не соответствуют классическому пониманию
налогов. Так, например, обязательные отчисления в Фонд социальной защиты
населения носят компенсационный характер и являются отложенной частью оплаты
труда.
Однако, несмотря на
приведенные проблемы теоретического обоснования группы налогов, относимых на
себестоимость продукции (работ, услуг), они широко используются в Республике
Беларусь [29].
Чрезвычайный налог
введен в Республике Беларусь с целью сбора средств для финансирования затрат по
ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Его размер и порядок уплаты
устанавливаются ежегодно в рамках Закона «О бюджете Республики Беларусь».
Обязательные отчисления
в Государственный фонд содействия занятости предусмотрены Законом «О занятости
населения Республики Беларусь». Его средства также концентрируются в
государственном бюджете для использования по целевому назначению.
Чрезвычайный налог и
отчисления в Государственный фонд содействия занятости имеют одинаковую базу
для исчисления и потому для удобства налогоплательщиков объединены в единый
платеж, который зачисляется в доход республиканского бюджета, а затем
распределяется по целевым назначениям.
Плательщиками единого
платежа являются:
1)
Юридические
лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность независимо от форм
собственности. К ним относятся: отечественные и иностранные юридические лица,
филиалы и другие обособленные подразделения этих юридических лиц, имеющие
отдельный баланс, расчетный (текущий) или иной счет, участники договора о
совместной деятельности, которым поручено ведение общих дел либо которые
получили выручку от этой деятельности до ее распределения.
2)
Индивидуальные
предприниматели.
Объектом исчисления
единого платежа является фонд заработной платы, состав которого устанавливается
Советом Министров Республики Беларусь.
Размер единого платежа
составляет 4 % от фонда заработной платы [2].
Исчисление единого
платежа производится от всех видов выплат, включаемых в состав фонда заработной
платы, без вычета из нее сумм налогов и других удержаний в соответствии с
законодательством, независимо от источников финансирования расходов организации
на заработную плату.
Исчисленные суммы
единого платежа относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) независимо
от источников финансирования расходов организации на заработную плату.
Плательщики единого
платежа не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в
инспекции Министерства по налогам и сборам по месту постановки на учет расчет
единого платежа за месяц. Уплата чрезвычайного налога и отчислений производится
плательщиками ежемесячно не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным
[8].
Социальная защита
населения выражается в том, что государство гарантирует своим гражданам
материальную поддержку при утрате ими трудоспособности в результате
инвалидности, старости, болезни, а также в случае потери кормильца и в других
случаях, предусмотренных законодательством. Социальная защита включает два
понятия:
-
пенсионное
страхование на случай достижения пенсионного возраста и потери кормильца;
-
социальное
страхование на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов,
рождения ребенка, трехлетнего ухода за ним, смерти застрахованного члена его
семьи.
Законом установлено,
что плательщиками обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты
населения являются:
1)
юридические
лица;
2)
индивидуальные
предприниматели;
3)
граждане,
которым законодательством предоставлено право заключения и прекращения
трудового договора с работниками;
4)
работающие
граждане.
С августа 2003 года в
Беларуси введено раздельное начисление обязательных страховых взносов на
пенсионное страхование и социальное.
Исчисление и уплата в бюджет в 2006 году
экологического налога производится в соответствии с Инструкцией о порядке
исчисления и уплаты в бюджет налога за пользование природными ресурсами
(экологического налога), утвержденной постановлением Министерства по налогам и
сборам Республики Беларусь от 16.03.2005 года № 36, Законом от 31.12.2005 года
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по
налоговым и бюджетным вопросам» [9].
Согласно данной Инструкции начисленные суммы налога
за добычу природных ресурсов и выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в
окружающую среду в пределах установленных лимитов относятся на издержки
производства, а за добычу природных ресурсов и выбросы (сбросы) загрязняющих
веществ в окружающую среду сверх установленных лимитов уплачиваются за счет
прибыли, остающейся в распоряжении организации. С 1 января 2006 года
экологический налог состоит из платежей:
- за использование (изъятие, добычу) природных
ресурсов в пределах установленных лимитов;
- за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
в пределах установленных лимитов;
- за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в
окружающую среду в пределах установленных лимитов;
- за размещение отходов производства в пределах
установленных лимитов;
- за использование (изъятие, добычу) природных
ресурсов сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов;
- за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов;
- за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в
окружающую среду сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов;
- за размещение отходов производства сверх
установленных лимитов либо без установленных лимитов;
- за переработку нефти и нефтепродуктов организациями,
осуществляющими переработку нефти;
- за перемещение по территории Республики Беларусь
нефти и нефтепродуктов;
- за геологоразведочные работы, выполненные за счет
средств бюджета;
- за размещение товаров, помещенных под таможенный
режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов,
образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим;
- за производство и (или) импорт пластмассовой тары и
иных товаров, после утраты потребительских свойств, которых образуются отходы,
оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации
систем их сбора, обезвреживания и (или) использования [10].
Налог за использование природных ресурсов
(экологический налог) уплачивается в бюджет индивидуальными предпринимателями
ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом,
а остальными плательщиками – ежемесячно не позднее 22-го числа месяца,
следующего за отчетным месяцем.
Одной из разновидностей
экологических платежей, входящих в состав бюджетных фондов охраны природы
Республики Беларусь, является плата за размещение отходов.
Отходы делятся на две
категории - отходы потребления и отходы - производства.
Отходы потребления -
это любые отходы, которые образуются в процессе жизнедеятельности человека, в
том числе личного, семейного, домашнего или иного использования вещей, не
связанного с осуществлением экономической деятельности. Данный вид отходов не
рассматривается налоговым законодательством в качестве объекта налогообложения.
К отходам производства
относятся отходы, образующиеся в процессе производства продукции или энергии,
выполнения работ или оказания услуг, предназначенных для реализации. К
названным отходам относятся также остатки, побочные и сопутствующие продукты
добычи и обогащения полезных ископаемых. Размещение отходов производства
содержит объект налогообложения, а точнее, объект взимания специальной платы.
Процедуру взимания такой платы регламентирует Закон Республики Беларусь «Об
отходах» от 25 ноября 1993 г.
Плательщиками платы за
размещение отходов являются собственники этих отходов (юридические лица,
включая иностранные, филиалы и другие обособленные подразделения этих
юридических лиц, имеющие отдельный баланс, расчетный (текущий) счет, участники
договора о совместной деятельности, которым поручено ведение общих дел либо
которые получили выручку от этой деятельности до ее распределения, и
индивидуальные предприниматели).
Плата за размещение
отходов вносится за фактические объемы размещения (хранения и (или)
захоронения) отходов в санкционированных местах по установленным нормативам.
Плата за размещение
отходов производства состоит из платежей за размещение отходов в пределах
установленных лимитов размещения отходов производства и платежей сверх
установленных лимитов размещения отходов производства.
Фактический объем
отходов, размещаемых в санкционированных местах, определяется собственниками
отходов замерами или расчетным путем и подлежит учету в установленном порядке.
Исходными данными для
расчета фактического объема размещаемых отходов служат: данные материального
баланса на единицу выпускаемой продукции и инструментальные замеры; нормативы
образования отходов; утвержденные отраслевые удельные характеристики отходов на
единицу продукции; данные о временном режиме работы оборудования за месяц, квартал,
год; форма 2 государственной статистической отчетности (отходы); данные
экологического паспорта промышленной организации; данные учета движения
отходов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|