бесплатные рефераты

Налогообложение на предприятии и пути его совершенствования

Нормативы платы за размещение отходов устанавливает Совет Министров Республики Беларусь.

Плата за размещение отходов вносится плательщиками исходя из фактических объемов их размещения [29].

Порядок расчета налога за размещение отходов производства:

1) Расчет платежей за размещение конкретного вида отходов производства на объектах размещения отходов (в санкционированных местах размещения отходов) в пределах установленного лимита за отчетный период (месяц, квартал) производится по формуле:


, (2.5)


где – размер платежа за размещение отходов в пределах лимита, рублей;

 – ставка налога за размещение отходов производства, в рублях за тонну, установленная Советом Министров Республики Беларусь;

 – фактический объем отходов производства, размещенных в отчетном периоде, тонн.

2) Сумма налога за размещение отходов производства в пределах установленных лимитов определяется как сумма платежей за размещение всех конкретных видов отходов:


, (2.6)


3) Расчет платежей за размещение конкретных отходов сверх установленного лимита или без установленного лимита в случаях, когда его установление предусматривается законодательством, на объектах размещения отходов (в санкционированных местах размещения отходов) производится по формуле:


, (2.7)


где – размер платежа за размещение отходов производства сверх установленного лимита или без установленного лимита в случаях, когда его установление предусматривается законодательством;

 – коэффициент кратности, установленный в соответствии с законодательством;

 – фактический объем отходов, размещенных в отчетном периоде, тонн (килограмм);

 – установленный лимит на размещение отхода производства, тонн.

4) Сумма налога за размещение отходов производства сверх установленного лимита или без установленного лимита в случаях, когда его установление предусматривается законодательством, определяется как сумма платежей за размещение всех конкретных видов отходов производства, размещенных сверх установленного лимита или без установленного лимита в случаях, когда его установление предусматривается законодательством:


 (2.8)


Налог за размещение отходов производства сверх установленного лимита или без установленного лимита в случаях, когда его установление предусматривается законодательством, начисляется с месяца, в котором допущено превышение установленного лимита или указанный лимит отсутствует.

5) Расчет платежей за хранение с учетом накопления отходов производства, вносимых ежегодно, за конкретный вид отходов определяется по формуле:


, (2.9)


где  – размер платежа за хранение отходов производства с учетом накопления;

 – ставка налога за хранение отходов производства с учетом накопления;

 – фактический объем отходов, размещенных на хранение в отчетном периоде;

 – объем переработанных, утилизированных, обезвреженных отходов в течение отчетного периода.

6) Налог за размещение отходов производства с учетом освоенных капитальных вложений, направленных на совершенствование технологических процессов с целью уменьшения (ликвидации) отходов производства, строительства или реконструкции объектов размещения и (или) обезвреживания отходов, а также объектов, в процессе эксплуатации которых осуществляется использование отходов, определяется как разность суммы налога за размещение всех видов отходов производства, причитающейся к уплате за отчетный период, и суммы фактически освоенных за отчетный период капитальных вложений, за исключением капитальных вложений, финансируемых из бюджета:


, (2.10)


где  - размер налога за размещение отходов производства с учетом освоенных капитальных вложений, рублей;

 - сумма налога за размещение всех видов отходов производства, причитающаяся к уплате за отчетный период (за исключением суммы налога за хранение отходов производства с учетом накопления), рублей;

 - сумма всех капитальных вложений, освоенных за отчетный период, рублей;

- сумма капитальных вложений, освоенных за отчетный период из бюджетных источников финансирования, рублей [9].

Исчисление и уплата в бюджет земельного налога производится в 2006 году в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления и уплаты платежей за землю юридическими лицами, утвержденной Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2004 г. №21 (в ред. Постановлений МНС от 29.12.2004 №139, от 05.05.2005 №86, от 12.10.2005 №106).

Основанием для исчисления земельного налога является государственный акт на право владения (пользования) землей или государственный акт на право собственности на землю, удостоверение на право временного пользования землей или решение соответствующего органа о предоставлении этого участка.

Объектом налогообложения является земельный участок на территории Республики Беларусь, который находится во владении, пользовании и собственности юридического лица. Размер земельного налога устанавливается в виде ежегодных фиксированных платежей за гектар земельной площади, в зависимости от категории земель с применением коэффициентов, учитывающих уровень инфляции в отношении к декабрю предыдущего года.

Юридические лица земельный налог относят на затраты по производству продукции, выполнению работ, и оказанию услуг. Налог на земельные участки, превышающие установленные нормы отвода, а также используемые без соответствующего решения на их отвод, взимается в двукратном размере и уплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Юридические лица исчисляют земельный налог самостоятельно и представляют в налоговые органы по месту постановки на учет и по месту расположения земельных участков налоговые декларации (расчет) о сумме земельного налога на текущий год ежегодно не позднее 1 марта текущего года.

Земельный налог уплачивается в течение года равными частями не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября [7].


2.3 Налоги, уплачиваемые из прибыли


К налогам, уплачиваемым в бюджет из прибыли предприятий Республики Беларусь относятся:

- налог на прибыль;

- налог на доходы;

- налог на недвижимость;

- местные налоги и сборы.

Налог на прибыль является прямым налогом, поскольку его сумма, с одной стороны, зависит от конечных финансовых результатов деятельности предприятий, а с другой - непосредственно относится на уменьшение их доходов. При этом налоговый метод обложения прибыли обеспечивает правовую защиту имущественных интересов предприятий независимо от форм собственности. Он строится на стабильных и долговременных финансовых отношениях с бюджетом и обеспечивает полную самостоятельность предприятий в распоряжении прибылью после уплаты налога [29].

Плательщиками налога на прибыль являются юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, участники простого товарищества, которым поручено ведение общих дел или получившие выручку от реализации до ее распределения, а также хозяйственные группы.

Облагаемая налогом прибыль исчисляется исходя из суммы прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Основная ставка налога на прибыль – 24 % прибыли к налогообложению.

Сумма налога на прибыль определяется налогоплательщиками как произведение прибыли к налогообложению и установленной ставки налога.

Уплата налога в бюджет производится в размере начисленных сумм из фактически полученной прибыли на основе консолидированного баланса в сроки, установленные действующим законодательством, не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным.

Правовое положение налога на доходы регулируется Законом Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций» от 22 декабря 1991 г № 330-ХП с последующими изменениями и дополнениями. В данном случае в одном Законе содержатся указания на различные объекты обложения: прибыль и доходы. Доход, как объект обложения, с экономической точки зрения, отличается от прибыли на величину фонда оплаты труда.

Плательщиками указанного налога являются юридические лица, простые товарищества, которым поручено ведение общих дел по этой деятельности или получившие выручку от этой деятельности до ее распределения [11].

Объект налогообложения - дивиденды и приравненные к ним доходы.

Дивидендом для целей налогообложения признается любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кроме простого товарищества) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения, за исключением:

-       выплаты участнику (акционеру) в денежной или натуральной форме и размере, не превышающем его взноса (вклада) в уставный фонд этой организации, при ее ликвидации либо при выходе участника (акционера) из состава участников организации;

-       выплаты участникам (акционерам) организации в виде долей (акций, паев) этой же организации, а также в виде увеличения номинальной стоимости акций (паев), произведенного за счет собственных источников предприятия, если такие выплаты не изменяют процентную долю участия в уставном фонде организации ни одного из участников (акционеров, пайщиков).

Дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные предприятием, облагаются по ставке 15 %. Налог исчисляется, удерживается у плательщика и перечисляется в бюджет предприятиями, начислившими дивиденды и приравненные к ним доходы.

Юридические лица представляют расчеты на доходы от дивидендов и приравненных к ним доходов не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были начислены дивиденды и приравненные к ним доходы нарастающим итогом с налога года по установленной форме.

Налог на доходы от дивидендов и приравненных к ним доходов уплачивается в бюджет не позднее дня, следующего за днем, в котором были начислены дивиденды и приравненные к ним доходы [11].

С образованием самостоятельной налоговой системы с 1 января 1992 г. в Республике Беларусь был введен налог на недвижимость.

Введение данного налога было обусловлено рядом факторов. Во-первых, этот налог способен вызвать заинтересованность предприятий в реализации неиспользованных материальных ценностей, которые пополняли бы рынок данными товарами. Во-вторых, он стимулирует более эффективную эксплуатацию действующего основного капитала и финансовых активов, за которые нужно платить налоги; кроме того, ощутимый налоговый пресс побуждает предпринимателей к осмотрительности при покупке имущества. В-третьих, налог на недвижимость - стабильный источник пополнения бюджета.

Плательщиками данного налога являются юридические лица, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы, а также филиалы, представительства и другие структурные подразделения юридических лиц, имеющие обособленный (отдельный) баланс и расчетный (текущий) счет.

Годовая ставка налога на недвижимость юридических лиц установлена в размере 1 %.

Исчисление налога на недвижимость производится плательщиками в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления и уплаты налога на недвижимость организациями, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2004 года №14.

Налог на недвижимость определяется плательщиками ежеквартально, исходя из наличия основных производственных и непроизводственных фондов, по остаточной стоимости на начало квартала и 1/4 утвержденной годовой ставки [5].

Остаточная стоимость основных производственных и непроизводственных фондов определяется как стоимость основных средств по первичным данным бухгалтерского учета и соответствующей отчетности за вычетом их износа с учетом проведенной переоценки на начало года.

На основные фонды, по которым в соответствии с положением «О порядке начисления амортизации (износа) на полное восстановление по основным фондам в народном хозяйстве» не начисляется износ, не производится и начисление налога на недвижимость.

Общая сумма налога на недвижимость со стоимости основных производственных и непроизводственных фондов отражается в расчете налога на прибыль отдельной строкой и исключается из прибыли в первоочередном порядке. При этом сумма налога при определении налогооблагаемой прибыли за соответствующий отчетный период отражается нарастающим итогом с начала года.

Сумма налога на недвижимость со стоимости основных производственных и непроизводственных фондов вносится плательщиками в бюджет исходя из фактического расчета не позднее 22-го числа каждого месяца равными долями в размере 1/3 части квартальной суммы налога [4].

Плательщиками целевых сборов (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района)) являются организации и индивидуальные предприниматели (за исключением индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, и организаций, уплачивающих единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции).

Объектом налогообложения является осуществление предпринимательской деятельности на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Налоговая база определяется:

для плательщиков-организаций - как сумма прибыли, остающаяся в распоряжении организации после налогообложения;

для плательщиков - индивидуальных предпринимателей - как сумма дохода, остающаяся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей.

Налоговые ставки устанавливаются в размере, не превышающем (по совокупности) 3 процентов налоговой базы, в том числе: транспортного сбора на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, - не менее 2 процентов; сбора на содержание и развитие инфраструктуры города (района) - не более 1 процента.

Уплата целевых сборов плательщиками производится за счет прибыли (дохода), остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей.

Порядок уплаты целевых сборов организациями, имеющими филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, устанавливается Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь [2].

3. анализ налогообложения на примере финансово-хозяйственной деятельности ООО «ЛЮМ» и совершенствование налоговой системы


3.1 Анализ налогообложения на примере финансово-хозяйственной деятельности ООО «ЛЮМ»


ООО «ЛЮМ» имеет статус юридического лица, состоит на хозрасчете, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках. Общество может от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

ООО «ЛЮМ» вправе создавать на территории Республики Беларусь и за ее пределами предприятия, филиалы и представительства на условиях и в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, быть участником совместных предприятий, акционерных обществ, других объединений, фондов и организаций.

ООО «ЛЮМ» несет ответственность по своим обязательствам и долгам любым своим имуществом.

ООО «ЛЮМ» имеет печать со своим наименованием, угловой штамп, товарный знак и иные реквизиты.

ООО «ЛЮМ» создано для осуществления преимущественно производственной деятельности, оказания услуг и выполнения иной хозяйственной деятельности, не запрещенной законодательством Республики Беларусь.

Основными видами деятельности общества являются:

1) распиловка и строгание древесины, оптовая торговля древесиной и продукцией обработки древесины;

2) перевозка пассажиров и грузов автомобильным транспортом, транспортно-экспедиционная деятельность;

3) аренда прочих машин и оборудования.

Объекты анализа платежей ООО «ЛЮМ» приведены в рис. 3.1.



Налоги и платежи в бюджет и внебюджетные фонды

















Рис. 3.1 Объекты анализа и платежей


Основные источники информации:

1) Баланс предприятия.

2) Форма 2 «Отчет о прибылях и убытках».

3) Оборотно-сальдовая ведомость по 68 счету.

Задачи анализа формирования и отчислений налогов и платежей:

-    оценка правильности проводимых расчетов по каждому из налогов в соответствии с инструкциями и указаниями Министерства финансов Республики Беларусь, таможенной службы;

-    изучение состава и структуры налогов;

-    определение суммы налогов, приходящихся на 100 р. реализации, прибыли;

-    определение удельного веса налогов в реализации и прибыли;

-    определение степени выполнения поступлений налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды, причитающихся по расчету;

Анализ правильности расчетов проводится по каждому из налогов в соответствии с нормативным документом и расчетов по каждому из налогов.

Анализ состава и структуры налогов проводится в табл. 3.1.


Таблица 3.1 Анализ структуры налогов и платежей в бюджет ООО «ЛЮМ»

Наименование налогов

Удельный вес, %

2004 г.

2005 г.

Изменение (гр.3-гр.2)

1

2

3

4

Всего налогов и платежей

100

100

-

Платежи в бюджет всего

78,5

74,3

-4,2

Налоги




В том числе:




Налог на недвижимость

0,3

0,7

+0,4

Налог на прибыль

17,0

21,3

+4,3

НДС

34,9

18,9

-16,0

Чрезвычайный налог

5,0

4,0

-1,0

Подоходный налог

19,6

27,2

+7,6

Экологический налог

0,8

0,9

+0,1

Прочие налоги

0,9

1,3

+0,4

Платежи в целевые внебюджетные фонды - всего

21,5

25,7

+4,2

В том числе




Единый платеж от выручки

19,3

23,0

+3,7

Транспортный сбор

2,2

2,7

+0,5


Анализируя данные табл. 3.1, можно сделать вывод, что основную долю платежей в целевые внебюджетные фонды занимал в 2005 г.:

-    Единый платеж от выручки – 23,0 %.

Незначительный удельный вес занимает: транспортный сбор — 2,7%. По сравнению с 2004 г. удельный вес платежей в бюджет, целевые внебюджетные фонды в общей сумме налогов и платежей увеличился на 4,2%, а налогов и платежей в бюджет – уменьшился на 4,2%.

Как показывают данные табл. 3.2. удельный вес в 2005 г. всех налогов и платежей в бюджет, целевые внебюджетные фонды в выручке от реализации продукции составил 16,6%.

Удельный вес налога на прибыль в общей сумме налогов и платежей в бюджет, целевые внебюджетные фонды в 2005 г. составляет 21,3% (табл. 3.1.) и по сравнению с 2004 г. удельный вес суммы налога увеличился на 4,3%.

По данным табл. 3.2 наибольший удельный вес в 2005 г. в выручке от реализации занимают налоги и платежи в бюджет 12,1%, и по сравнению с 2004 г. уменьшились на 3,0%. В основном это произошло за счет уменьшения удельного веса налога на добавленную стоимость на 3,8%.


Таблица 3.2 Удельный вес налогов и платежей в бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды в составе выручки от реализации продукции ООО «ЛЮМ», %

Показатель

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

Изменение структуры, % (гр.5-гр.4)

2004 г.

2005 г.

 2004 г.

2005 г.

1

2

3

4

5

6

Выручка от реализации

513800

494400

100

100

-

Налоги и платежи в бюджет и целевые внебюджетные фонды – всего

102740

82247

20,0

16,6

-3,4

Налоги и платежи в бюджет, всего

77768

60025

15,1

12,1

-3,0

В том числе:






Налог на недвижимость

354

535

0,1

0,1

-

Налог на прибыль

17475

17533

3,4

3,6

+0,2

НДС

35900

15541

6,9

3,1

-3,8

Экологический налог

840

784

0,2

0,2

-

Прочие налоги

23199

25632

4,5

5,1

+0,6

Платежи в целевые внебюджетные фонды, всего

24972

22222

4,9

4,5

-04


Налоги и отчисления в бюджет, целевые внебюджетные фонды, приходящиеся на 100 р. выручки изменились в 2005 г. против 2004 г. на 3,4 р. и составили 16,6 и 20,0 р. соответственно (табл. 3.3).


Таблица 3.3 Налоги и платежи в бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды, приходящиеся на 100 р. реализованной продукции

Показатели

2004 г.

2005 г.

Изменения (гр.3-гр.2)

1

2

3

4

Налоги и платежи в бюджет, целевые внебюджетные фонды, тыс. р.

102740

82247


Выручка от реализации, тыс. р.

513800

494400


Налоги и платежи в бюджет на 100 р. реализованной продукции (стр.1/стр.2)*100 р.

20,0

16,6

-3,4


Анализ состава налогов и отчислений, включаемых в себестоимость продукции проводится в табл. 3.4.


Таблица 3.4 Анализ налогов и отчислений, включаемых в себестоимость ООО «ЛЮМ» за 2004-2005 гг., тыс. руб.

 Налоги, включаемые в себестоимость

2004 г.

2005 г.

Отклонение

сумма

в %

1

2

3

4

5

Экологический налог

840

784

-56

93

Чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости

5155

3258

-1897

63

Фонд социальной защиты населения

36085

28507

-7578

78

Отчисления по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве

515

407

-108

79

Доля экологического налога в общей сумме налогов, %

2,0

2,4

+0,4

120

Доля единого платежа от ФОТ в общей сумме налогов, %

12,1

9,9

-2,2

82

Доля отчислений в ФСЗН в общей сумме налогов, %

84,7

86,5

+1,8

102

Доля отчислений по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве в общей сумме налогов, %

1,2

1,2

-

100

Всего

42595

32956

-9639

77


Анализируя данные табл. 3.4 можно сделать вывод, что основную долю налогов и отчислений, включаемых в себестоимость в 2005 г. занимали:

- ФСЗН – 68,5%;

- Единый платеж от ФОТ – 9,9%.

Незначительный удельный вес занимают отчисления по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве – 1,2%.

По проведенному в табл. 3.4 расчету видно, что единый платеж от ФОТ в 2005 г. по сравнению с 2004 г. уменьшился на 1879 тыс. р. Это обусловлено снижением налоговой ставки единого платежа от ФОТ с 5% в 2004 г. до 4% в 2005 г.

Анализ состава и структуры платежей, уплачиваемых из выручки проводится в табл. 3.5.


Таблица 3.5 Анализ платежей, уплачиваемых из выручки от реализации продукции ООО «ЛЮМ» за 2004-2005 гг., тыс. руб.

Платежи, уплачиваемые из выручки

2004 г.

2005 г.

Отклонение

сумма

в %

1

2

3

4

5

Налог на добавленную стоимость

35900

15541

-20359

43,3

Единый платеж от выручки

19817

18964

-853

95,7

Налог на приобретение автомобиля

-

826

+826

-

Доля налога на добавленную стоимость в общей сумме налогов, %

64,4

44,0

-20,4

68,3

Доля единого платежа от выручки в общей сумме налогов, %

35,6

53,7

+18,1

150,8

Доля налога на приобретение автомобиля в общей сумме налогов, %

-

2,3

+2,3

-

Всего

55717

35331

-20386

63,4


Анализируя данные табл. 3.5, можно сделать вывод, что основную долю налогов, уплачиваемых из выручки занимали в 2005 г.:

- Единый платеж от выручки – 53,7%.

- Налог на добавленную стоимость – 44%.

Незначительный удельный вес занимает налог на приобретение автомобиля – 2,3%.

Как показывают данные табл. 3.6 удельный вес в 2005 г. налогов, уплачиваемых из выручки в бюджет в выручке от реализации продукции составил 7,1%, и по сравнению с 2004 г. уменьшились на 3,7%. В основном это произошло за счет удельного веса налога на приобретение автомобиля.

Налоги, уплачиваемые из выручки в бюджет, приходящиеся на 100 р. выручки изменились в 2005 г. против 2004 г. на 3,7 р. и составили 7,1 и 10,8 р. соответственно (табл. 3.7) [21].


Таблица 3.6 Удельный вес платежей, уплачиваемых из выручки от реализации продукции в составе выручки от реализации продукции, %

Показатель

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

Изменение структуры, % (гр.5-гр.4)

2004 г.

2005 г.

2004 г.

2005 г.

1

2

3

4

5

6

Выручка от реализации

513800

494400

-

-

-

Налоги, уплачиваемые из выручки в бюджет, всего

55717

35331

10,8

7,1

-3,7

В том числе:






НДС

35900

15541

6,9

3,1

-3,8

Единый платеж от выручки

19817

18964

3,9

3,8

-0,1

Налог на приобретение автомобиля

-

826

-

0,2

+0,2


Таблица 3.7 Налоги и платежи в бюджет, приходящиеся на 100 р. реализованной продукции

Показатели

2003 г.

2004 г.

Изменения (гр.3-гр.2)

1

2

3

4

Налоги, уплачиваемые из выручки в бюджет, тыс. р.

55717

35331


Выручка от реализации, тыс. р.

531800

494400


Налоги, уплачиваемые из выручки в бюджет на 100 р. реализованной продукции

(стр.1/стр.2) 100 р.

10,8

7,1

-3,7

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ