Налоговое регулирование инновационной деятельности (на примере предприятий Железнодорожного района г. Витебска)
Важнейшую
роль играют налоговые льготы, используемые для поощрения тех направлений
деятельности корпораций, которые желательны с точки зрения государства, в том
числе льготы, направленные на стимулирование научно-технического прогресса,
экспорта и деловой активности инновационного бизнеса.
Налоговое
регулирование инновационной деятельности используется практически во всех
странах.
Налоговое
регулирование осуществляется через:
– Предоставление
налоговых льгот, которое реализуется путем льготного налогообложения прибыли,
сокращения налогооблагаемой базы, уменьшения налоговых ставок, вычетов из
налоговых платежей. Льготное налогообложение прибыли осуществляется отнесением
различного рода инновационных затрат на издержки производства. Так, в США
расходы компаний на НИОКР, проводимых за свой счет, приравниваются к издержкам
производства.
– Предоставление
льгот по уплате налога на прибыль, а именно: уменьшение налогооблагаемой
прибыли на сумму средств, направленных на перевооружение, реконструкцию,
расширение и обновление производства.
– Уменьшение
налогооблагаемой прибыли на сумму средств, направленных фирмами на проведение
НИОКР.
– Предоставление
исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т.е. отсрочка
налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели.
– Уменьшение
налога на прирост инновационных затрат.
– Освобождение
в течение нескольких лет от уплаты налога на прибыль, полученную от реализации
инвестиционных проектов.
– Льготное
налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям
инновационных предприятий.
– Связь
предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов.
– Льготное
налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов,
лицензий, ноу-хау и других нематериальных активов.
– Снижение
ставок налогов на прибыль, направленную на заказные и совместно проводимые
НИОКР.
– Вычет
из налогооблагаемой прибыли взносов в фонды, деятельность которых связана с
финансированием инноваций.
– Уменьшение
налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования,
передаваемым учебным заведениям, научно-исследовательским организациям.
Налоговые
инструменты, стимулирующие инвестиции в сферу НИОКР со стороны частного
бизнеса, непосредственно связаны с налогом на прибыль и делятся на две
категории:
– Налоговые
льготы. В этом случае фирмам, инвестирующим средства на проведение научных
исследований и разработок, разрешается вычесть эти расходы из налогооблагаемого
дохода или прибыли, затрачиваемой на НИОКР
– Налоговый
кредит – предоставление отсрочки налоговых платежей с последующей поэтапной
уплатой суммы кредита и начисленных процентов
Существуют
два основных различия между налоговыми льготами и налоговым кредитом: 1)
величина налоговых льгот зависит от дохода и нормы прибыли, в то время как
налоговый кредит напрямую от них не зависит; и 2) в обычных условиях
неиспользованные налоговые льготы могут быть перенесены на другой период и
компенсированы будущими налогами, в то время как неиспользованный налоговый
кредит требует дополнительных организационных усилий для контроля за его
целевым использованием в каждом конкретном случае. В последние годы в практике
налогового стимулирования НИОКР в странах ОЭСР произошло заметное смещение
акцентов от пользования налоговыми льготами в сторону налоговых кредитов.
Существует
большое многообразие в практике использования этих двух инструментов. Одни
позволяют увеличить расходы на исследования и разработки за счет уменьшения
налогов. Такой подход, например, характерен для Франции и США. При этом
основная идея состоит в том, чтобы поддерживать дополнительные усилия компаний
на проведение НИОКР, а не общие затраты. Другие – выделяют только особые виды
НИОКР, на которые распространяются налоговые льготы. В Нидерландах, например, обеспечивается
поддержка только трудовых затрат на НИОКР. Это – попытка остановить
транснациональные компании, которые стремятся перенести свои исследования в
страны с низким уровнем трудовых затрат. Наконец, третий подход заключается в
предоставлении компаниям налогового кредита в денежной форме, независимо от факта
получения ими прибыли (такой опыт характерен для Канады) [4].
Одним из
существующих вариантов налоговых льгот является снижение стоимости основного
капитала (амортизация), используемое для проведения исследований и разработок.
Большинство стран ОЭСР предоставляет компаниям право осуществлять ускоренную
амортизацию научного оборудования.
Еще одна
группа налоговых инструментов связана с поддержкой начинающих компаний на
ранних стадиях развития. В этой сфере обычно используется широкое разнообразие
используемых инструментов, включая прямую и косвенную поддержку, а также
широкий спектр налоговых льгот. Например, в странах ОЭСР используются следующие
налоговые инструменты, стимулирующие создание малых инновационных компаний:
– Специальные
налоговые льготы или кредиты существуют для компаний, находящихся на стадии
запуска или действующих в течение первых нескольких лет. Для них предусмотрено
полное освобождение от налогов (налоговые каникулы).
– Ускоренное
списание затрат на покупку оборудования.
– Освобождение
от налогов капитала, предоставляемого малым компаниям.
Налоговые
льготы на капитальные вложения чаще всего предоставляются в виде «инвестиционного
налогового кредита». Как правило, эта льгота дается компаниям, направляющим
инвестиции на внедрение новой техники, оборудования, технологий и т.п. Эта
скидка вычитается (кредитуется) из суммы начисленного налога на прибыль
компании (в отличие от обычных скидок, вычитаемых из суммы налогов).
Инвестиционная
налоговая скидка предоставляется лишь после ввода новой техники в эксплуатацию.
Право на получение налоговой скидки наступает для компании автоматически: его
не надо доказывать и обосновывать, т. к. оно закреплено законодательством.
Размер скидки
устанавливается в процентах от стоимости внедряемой техники и составляет: 5,3%
в Японии (для электронных техники и оборудования), 50% в Великобритании (для 1-го
года эксплуатации новой техники, технологии, материалов и т.п.), 10 – 15% в
Канаде (в зависимости от освоенности территории месторасположения компании – освоенные
или неосвоенные районы страны) и 100% в Ирландии. В США налоговая скидка на
инвестиции применяется лишь для энергетического оборудования.
За рубежом
льготы на НИОКР даются чаще в виде скидок с расходов компаний на эти цели.
Существуют два вида налоговых скидок – объемные и приростные. Объемная скидка
дает льготу пропорционально размерам затрат. Так, например, в США,
Великобритании, Канаде, Бельгии, Швеции, Италии 100% расходов на НИОКР
вычитается из налогооблагаемых доходов компаний. В Австралии (частные компании)
– 150%. В ряде стран, таких как Нидерланды, Норвегия, Австрия, Малайзия
предприятия энергетических отраслей полностью исключают расходы на НИОКР из
прибыли до налогообложения.
Приростная
скидка определяется исходя из достигнутого компанией увеличения затрат на НИОКР
по сравнению с уровнем базового года или среднего за какой-то период. Эта
скидка действует после того, как указанные расходы были произведены.
Максимальная скидка – 50% имеет место во Франции. В Канаде, США, Японии и
Тайване она составляет 20%. Однако и здесь имеется ряд ограничений. Так,
например, в США налоговая скидка на прирост НИОКР применяется лишь к тем
расходам на НИОКР, которые направлены на создание новой продукции или
разработку новых технологических процессов (не распространяется на расходы,
связанные с изменением типа или вида продукции, косметическими, сезонными и
прочими модификациями). Кроме того установлен лимит на льготы – дополнительные
расходы на НИОКР (на которые распространяется льгота) не должны превышать 50%
суммы базисных затрат за определенный период. В Канаде размер льготы
увеличивается до 30% для условий труднодоступных и экономически неразвитых
районов. В Японии и Тайване скидка в 20% исчисляется от суммы прироста расходов
на НИОКР по сравнению с наивысшим достигнутым уровнем расходов на НИОКР,
имеется ограничение – данная льгота не должна превышать 10% общих налоговых
обязательств компании.
Некоторые
зарубежные страны используют одновременно оба вида налоговых скидок – и
объемный, и приростной, но по отношению к разным видам расходов. Так, в США
общая приростная скидка дополнена объемной в размере 20% для затрат частного
сектора на финансирование фундаментальных исследований.
Существует и
практика установления потолка размера списания налогов по скидкам на НИОКР. В
Японии и Южной Корее он не должен превышать 10% от суммы корпоративного налога.
А в Канаде, Испании и на Тайване потолок существенно выше – соответственно 75,
35 и 50%. В Австралии, Франции, Италии и Нидерландах установлен стоимостной
предел налоговой скидки.
Временное
освобождение от уплаты налога на прибыль или частичное его снижение («налоговые
каникулы») действует во Франции и распространяется на вновь созданные мелкие и
средние фирмы (в том числе научно-исследовательские) со снижением на первые 5
лет их деятельности на 50% уплачиваемого ими подоходного налога.
В
Великобритании для стартующих инновационных компаний налог на прибыль снижен с
20% до 1%. Снижен налог на прирост капитала от долгосрочных инвестиций в
стартующие инновационные компании и снят налог при реинвестировании в такие
компании.
Для мелких и
средних предприятий налоговые льготы позволяют снижать налогооблагаемый доход
на 20% в случае, если превышен предыдущий максимальный уровень расходов на
НИОКР, либо уменьшать налоговые выплаты на 6% от величины расходов на
исследования и разработки, но в этом случае уменьшение не должно составлять
более 15% от налоговых обязательств фирмы. Расходы, которые фирмы несут при
платежах исследовательским учреждениям в связи с научно-технологическим развитием,
также могут вычитаться из налогооблагаемой прибыли.
Вводятся
налоговые льготы, связанные с системой амортизационных списаний. Они
используются для стимулирования опережающего развития конкретных отраслей,
поощрения НИОКР или для общего инвестиционного оживления.
В
высокоразвитых странах широко применяется ускоренная амортизация оборудования
как стимул для обновления производственных фондов. Так, в США установлен срок
амортизации в 5 лет для оборудования и приборов, используемых для НИОКР, со
сроком службы более 4 и менее 10 лет. В Японии система ускоренной амортизации
введена для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо
оборудование, которое содействует эффективному использованию ресурсов и не
вредит окружающей среде. Применяются разнообразные нормы ускоренной амортизации
– от 10 до 50%. Однако наиболее распространенная ставка составляет в среднем 15
– 18%.
Компаниям в Великобритании
разрешено списание полной стоимости технического оборудования в 1-й год его
работы. В Германии в 1-й год может быть списано 40% расходов на приобретение
оборудования и приборов, используемых для проведения НИОКР. Система
амортизационных списаний в Швеции позволяла оборудование со сроком службы до 3-х
лет и с незначительной ценностью списывать в расходы в год приобретения, а в
целом машины и оборудование – в течение 4–5 лет. Во Франции существует
возможность применения ускоренной амортизации к важнейшим видам оборудования:
энергосберегающему, экологическому, информационному. Например, компьютер можно
амортизировать за 1 год. Коэффициент амортизации при сроке службы оборудования
до 4 лет равен 1,5; 5–6 лет – 2; более 6 лет – 2–2,5.
Закон США о
налоговой реформе придал в 1986 году государственной налоговой политике большую
целенаправленность, хотя и сузил применение разрешенных ранее налоговых льгот.
Так, сроки амортизации были увеличены, но в основном лишь на пассивную часть
основных фондов – на здания и сооружения: до 31,5 года (ранее было 10–15 лет)
для нежилых и 27,5 для жилых зданий. Но для активной их части амортизационное
списание было еще более ускорено – так, при сроке списания в 5 лет, разрешено
было в первые 2 года списывать до 64% стоимости оборудования. Налоговая скидка
на инвестиции сохранилась лишь для энергетического оборудования.
В целях активизации
инновационной активности за рубежом государство нередко стимулирует и
подготовку кадров. Так, во Франции 25% прироста расходов на подготовку кадров
освобождаются от налогов (там, где безработица велика, эти затраты не
облагаются налогами).
2 Налоговое регулирование
инновационной деятельности в республике Беларусь
2.1 Инновационная политика республики
Беларусь
Инновационная политика является частью
социально-экономической политики государства и определяет цели и приоритеты в
сфере науки и технологий. Главной задачей государственной инновационной
политики является придание системного характера развитию инновационной сферы.
Важнейшим условием повышения эффективности
государственной инновационной политики является ее ориентация на приоритеты научно-технической
деятельности. Выбор таких приоритетов свидетельствует о заинтересованности
государства в получении конкурентоспособного инновационного продукта,
основанного на реализации тех направлений развития науки и техники, которые
способны за счет использования интенсивных факторов производства создавать в
промышленном секторе экономики добавленную стоимость на качественно новом
уровне.
Перевод национальной экономики
Республики Беларусь на инновационный путь является национальным приоритетом,
заложенным в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на
2006–2010 гг.
Для достижения этой цели в стране
реализуется ряд мер по формированию комплекса условий и предпосылок успешного
инновационного развития: приняты нормативно-правовые акты по регулированию
научной, научно-технической и инновационной деятельности, осуществляются
государственные научно-технические программы, мероприятия для решения ключевых
вопросов по всему научно-инновационному циклу, включая развитие
научно-технического и производственного потенциалов, создание благоприятной
экономической среды и эффективного государственного управления.
В 2006 году Комиссией по вопросам
государственной научно-технической политики при Совете Министров Республики
Беларусь была одобрена Концепция национальной инновационной системы, которая
определила общий замысел, перспективную модель НИС, исходные принципы и
методологические основы ее построения и функционирования, цели, задачи,
приоритеты, направления и средства реализации.
На основе этой концепции была разработана Государственная программа инновационного
развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы.
Государственная программа направлена на достижение главного
приоритета страны – перевода национальной экономики в режим интенсивного
развития в рамках белорусской экономической модели и определяет цели и задачи
инновационного развития экономики, направления, механизмы и средства их
реализации. Ее основа - поэтапное построение Национальной инновационной системы Республики
Беларусь – современной институциональной модели генерации, распространения и
использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во
всех сферах жизни белорусского общества.
Целью данной программы является создание инновационной,
конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей,
экологобезопасной, социально ориентированной экономики Республики Беларусь,
обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие страны и повышение
качества жизни белорусского народа.
Основными направлениями и мероприятиями государственной программы
являются:
– в области фундаментальных
исследований – углубление знаний о природе, человеке и обществе,
качество которых должно соответствовать мировому уровню развития науки, а также
потребностям развития экономики и социальной сферы Республики Беларусь по
утвержденным приоритетным направлениям;
– в области прикладных исследований и
разработок -
создание передовых технологий и новой
конкурентоспособной продукции; развитие программно-целевого метода планирования
исследований и разработок с учетом потребностей реального сектора экономики;
повышение эффективности выполнения государственных народнохозяйственных,
государственных научно-технических программ и инновационных проектов
– в производственной сфере – приоритетное
внедрение инноваций во всех секторах экономики и использование в производстве
передовых технологий; стимулирование развития высокотехнологичных производств;
инвестирование наиболее перспективных инновационных проектов; повышение
инновационной активности и восприимчивости производств; внедрение в
производство мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей среды;
усиление инновационных возможностей методами экономического стимулирования
отраслевых конструкторских бюро и опытных производств; обеспечение разработки
новых импортозамещающих технологий на основе собственной сырьевой базы и
создание условий для технологического обновления производства с использованием
отраслевого научно-технического потенциала как связующего звена между
фундаментальными, прикладными исследованиями и разработками и реальным сектором
экономики;
– в аграрном секторе - разработка
ресурсо- и энергосберегающих, экологически безопасных технологий,
технологических комплексов, сельскохозяйственных машин и оборудования для
производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции на основе
воспроизводства почвенного плодородия, создания новых конкурентоспособных и
импортозамещающих сортов растений, удобрений, пород животных, производства
новых продуктов питания
– в области охраны и использования
объектов интеллектуальной собственности – создание эффективной
многоуровневой системы охраны интеллектуальной собственности и необходимой
инфраструктуры, защита перспективных научно-технических разработок в целях
недопущения их утечки за рубеж, формирование действенного механизма
стимулирования использования объектов интеллектуальной собственности
посредством коммерциализации объектов промышленной собственности, авторского и
смежных прав
– в области инновационной деятельности – ускоренные разработка
и освоение наукоемкой продукции и передовых технологий, развитие новых
институциональных и организационных форм инновационной деятельности (создание
центров конкурентоспособности), развитие научного потенциала в крупных
организациях и концернах в целях превращения их в саморазвивающиеся
конкурентоспособные фирмы; развитие Парка высоких технологий
– в сфере государственного управления
наукой и инновациями - обоснование долгосрочной
стратегии развития научно-инновационной сферы, основанной на использовании
эффективных форм интеграции науки, производства и образования; усиление целевой
ориентации на решение приоритетных для страны задач; стимулирование
перспективных разработок государственного значения и совершенствование
механизма их отбора; первоочередная поддержка инновационных проектов,
выполняемых в рамках государственных народнохозяйственных и государственных научно-технических
программ, направленных на расширение экспорта, импортозамещение,
ресурсосбережение, совершенствование и обновление наиболее эффективных
производств, формирование спроса, в удовлетворении которого отечественная
наукоемкая продукция играла бы доминирующую роль; проведение эффективной
региональной политики в сфере научно-технической и инновационной деятельности
[5].
Совершенствование
научно-инновационной сферы предусматривает:
– обоснование
долгосрочной стратегии развития науки, основанной на использовании эффективных
форм интеграции науки, образования и производства, с определением критериев и
новых форм организации научного труда;
– совершенствование
организационной структуры и профилей научно-исследовательских организаций с
учетом выхода их продукции на рынок, ориентацией этих организаций на реальный
сектор экономики;
– повышение
научного уровня и эффективности результатов исследований и разработок.
Укрепление
отраслевой и заводской науки предполагает:
– совершенствование
системы управления инновационными процессами на предприятиях на основе
принципов инновационного менеджмента, маркетинга, коммерциализации
нововведений;
– восстановление
функционирования объектов заводской науки;
– формирование
научно-технических центров на базе корпоративных структур как важнейшего
сектора инновационной инфраструктуры;
– укрепление
материально-технической базы конструкторско-технологических подразделений
промышленных предприятий, создание новых конструкторско-технологических бюро и
опытных производств.
Совершенствование
и повышение уровня образования предусматривает:
– обновление
структуры и содержания учебных программ с включением проблематики
инновационного менеджмента, внедрение новых образовательных программ и услуг,
повышение их качества, введение курсов о новых технологиях, компьютеризация;
– развитие
научно-исследовательского сектора высшей школы с ориентацией его на проблемы
Национальной инновационной системы Республики Беларусь;
– совершенствование форм связи науки, образования и
производства, развитие действующих объектов инновационной инфраструктуры в
системе образования и создание новых инновационных структур для формирования
единого научного и учебно-методического механизма подготовки кадров для
инновационной сферы.
Государственной
программой предусматриваются дополнительные меры по повышению эффективности
мотивационного механизма, усилению роли творческого труда в стимулировании
высокотехнологичных, конкурентоспособных исследований и разработок и
инновационной активности как в области изменения системы оплаты труда и
пересмотре системы вознаграждения всех участников инновационного процесса за
достижения в приоритетных направлениях развития науки и технологий, так и в
обеспечении инновационной ориентации бюджетно-налоговой, денежно-кредитной,
таможенной, ценовой политики, создании эффективной системы преференций для
инновационной деятельности.
Республика Беларусь располагает
значительным научно-техническим потенциалом, который может и должен быть
использован для преодоления экономического кризиса и последующего выхода страны
на путь устойчивого развития.
В современных условиях важнейшим
ресурсом развития становится интеллектуальный, основу которого составляют
специалисты с высшей образовательной и научной подготовкой, способные выдвигать
и реализовывать новые инновационные идеи в любых областях – от точных наук до
организации производства и управления – и адаптировать достижения мировой науки
и технологии в экономику и социальную сферу своей страны.
Инновационная деятельность при активной
стимулирующей политике государства в отношении технологического обновления
производства и формирования инновационной инфраструктуры должна стать
приоритетным видом деятельности организаций.
Законом Республики Беларусь от
14.11.2005 №60–3 «Об утверждении основных направлений внутренней и внешней
политики Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями) определены
принципы, стратегические цели, основные задачи и сферы внутренней и внешней
политики государства. Согласно Закону от 14.11.2005 №60–3 одной из основных
сфер внутренней политики Республики Беларусь является экономика, которая
включает институциональные преобразования, бюджетно-финансовую, налоговую,
денежно-кредитную и валютную политику, развитие реального сектора экономики,
таможенную политику, инвестиционно-структурную политику, инновационную
деятельность.
Основополагающим в научно-технической
сфере является Закон Республики Беларусь от 19.01.1993 №2105-XII «Об основах государственной
научно-технической политики» (с изменениями и дополнениями), который
предусматривает комплекс методов и средств участия государства в управлении
научной, научно-технической и инновационной деятельностью.
Под государственной научно-технической
политикой понимается создание государственными органами необходимых правовых,
экономических, организационных и иных условий для научной, научно-технической и
инновационной деятельности.
Государственная научно-техническая
политика – неотъемлемая часть социально-экономической политики Республики
Беларусь, включающая основные цели, принципы, направления и способы воздействия
государства на субъекты научной, научно-технической и инновационной
деятельности, порядок взаимоотношений между ними и государством, а также между
субъектами научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Основными целями государственной
научно-технической политики Республики Беларусь являются:
– обеспечение экономического и
социального развития республики за счет эффективного использования
интеллектуальных ресурсов общества;
– совершенствование научного,
научно-технического и инновационного потенциалов как важнейших факторов
социально-экономического прогресса;
– достижение высокого
интеллектуального и культурного уровней общества, направленных на улучшение
качества жизни.
Основными принципами формирования
и реализации государственной научно-технической политики Республики Беларусь
являются:
– государственная поддержка
фундаментальных и прикладных исследований;
– выбор приоритетных направлений
научно-технической деятельности и первоочередная государственная поддержка
научных исследований и разработок, способствующих решению важнейших проблем
социально-экономического развития республики;
– ориентация научной,
научно-технической и инновационной деятельности на преимущественное развитие в
республике наукоемких ресурсо-, энерго- и трудосберегающих производств и
технологий;
– участие органов местного
управления и самоуправления в формировании и реализации государственной
научно-технической политики;
– участие ученых, их общественных
организаций и объединений в формировании и реализации государственной
научно-технической политики в республике;
– непосредственная связь научной,
научно-технической и инновационной деятельности с образованием, подготовкой
научных кадров;
– государственная поддержка
одаренных детей, содействие развитию их творческих способностей;
– обеспечение свободы научной,
научно-технической и инновационной деятельности, правовая защита
интеллектуальной собственности;
– использование преимущественно
экономических методов государственного регулирования научной, научно-технической
и инновационной деятельности;
– равноправие всех субъектов
научной, научно-технической и инновационной деятельности, поощрение
конкурсности и конкуренции между ними;
– повышение престижа научного труда
и технического творчества;
– взаимовыгодное сотрудничество с
другими государствами, создание условий для привлечения иностранных инвестиций
на развитие науки и техники, освоение новейших технологий и новых видов
продукции;
– открытость научно-технической
политики, не приносящая ущерба национальной безопасности, обороноспособности и
жизненно важным интересам Республики Беларусь;
– поддержка развития инновационной
инфраструктуры.
Главным условием достижения высокого
уровня наукоемкости ВВП является повышение инновационной активности
производственной сферы. Наращивание инновационного потенциала экономики связано
с формированием экономической сферы, способствующей распространению инноваций,
а также инфраструктуры, обслуживающей инновационный процесс [6].
Создание благоприятных условий для
эффективного функционирования инновационной системы предполагает разработку и
применение экономических механизмов стимулирования научной, научно-технической
и инновационной деятельности.
В целях реализации государственной
научно-технической политики государственными органами Республики Беларусь
ежегодно выделяются ассигнования на финансирование научной, научно-технической
и инновационной деятельности из бюджета и других контролируемых ими источников.
Финансирование научной,
научно-технической и инновационной деятельности является приоритетным
направлением государственной бюджетно-налоговой политики.
Законом Республики Беларусь «О республиканском
бюджете на 2009 год» от 13.11.2008 №450–3» расходы республиканского бюджета на
научную, научно-техническую и инновационную деятельность предусмотрены в
размере 540000000 тыс. р., что составляет 0,94% от расходной части бюджета.
Средства, предусмотренные в бюджете для
финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности,
используются на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований;
выполнение научно-технических программ; подготовку, повышение квалификации и
аттестацию научных кадров; развитие материально-технической базы научных
учреждений и организаций; расходы, связанные с международным научно-техническим
сотрудничеством на основе международных (межгосударственных,
межправительственных) договоров; финансовую поддержку инновационных проектов в
части организации и проведения научных исследований и разработок и пр.
Для финансирования научно-технических
программ и инновационных проектов, а также освоения новых видов продукции и
технологий, разрабатываемых в процессе их выполнения, министерства, иные
республиканские органы государственного управления, ассоциации и иные
объединения предприятий создают специальные инновационные фонды.
Источниками формирования специальных
инновационных фондов являются отчисления предприятий и организаций от
себестоимости продукции (работ, услуг) с отнесением этих отчислений на
себестоимость.
За счет средств республиканского бюджета
финансируются научно-исследовательские, опытно-технологические и
опытно-конструкторские работы, которые прошли обязательную экспертизу в
установленном порядке.
Помимо прямых методов регулирования,
государство стимулирует научную, научно-техническую и инновационную
деятельность путем проведения соответствующей налоговой и кредитной политики.
2.2 Особенности налогообложения инновационной деятельности в
Республике Беларусь
Налоговое регулирование – это меры
косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем
изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот.
Основной задачей создания механизма
налогового регулирования является достижение баланса целей, интересов и
возможностей государства и налогоплательщика, позволяющего обеспечить
эффективность экономической политики.
Налоговое регулирование основывается на
принципе «обратной связи», которую обеспечивают налогоплательщики, корректируя
свое экономическое поведение в ответ на изменения в налогообложении.
Рассмотрим меры налогового
регулирования, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
2.2.1 Предоставление налоговых льгот для
субъектов инновационной деятельности
В Республике Беларусь устанавливаются республиканские налоги,
сборы (пошлины) и местные налоги
и сборы.
Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные
законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики
Беларусь.
Местными признаются налоги
и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных
Советов депутатов в соответствии с Налоговым Кодексом и обязательные к уплате
на соответствующих территориях.
К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:
– налог на добавленную стоимость;
– акцизы;
– налог на прибыль;
– налоги на доходы;
– подоходный налог с физических лиц;
– экологический налог;
– налоги с пользователей природных ресурсов;
– налоги на имущество;
– земельный налог;
– дорожные налоги и сборы;
– таможенная пошлина и таможенные сборы;
– гербовый сбор;
– оффшорный сбор;
– консульский сбор;
– государственная пошлина;
– патентные пошлины.
К местным налогам и сборам относятся:
– налог с розничных продаж;
– налог за услуги;
– налог на рекламу;
– сборы с пользователей.
Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков
предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими
плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо
уплачивать их в меньшем размере [7].
Налоговые льготы устанавливаются в виде:
– освобождения от уплаты налога,
сбора (пошлины);
– дополнительных по отношению к
учитываемым при определении налоговой базы для всех плательщиков налоговых
вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора
(пошлины);
– пониженных по сравнению с
обычными налоговых ставок;
– возмещение суммы уплаченного
налога, сбора (пошлины);
– в ином виде, установленном
Президентом Республики Беларусь.
Предоставление индивидуальных налоговых
льгот юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не допускается.
Организациям и индивидуальным
предпринимателям может быть оказана государственная поддержка индивидуально в
порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь, в виде:
изменения установленного
законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней;
нормативного распределения выручки.
По решению Президента Республики
Беларусь государственная поддержка может быть оказана плательщикам в иных
видах.
Местные Советы депутатов или по их
поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе в порядке,
определенном Президентом Республики Беларусь и законами, предоставлять льготы
по налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты.
Областные и Минский городской Советы
депутатов вправе предоставлять организациям и индивидуальным предпринимателям
государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством
срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней, полностью уплачиваемых в местные
бюджеты.
Налог на добавленную стоимость. Общий порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость
установлен Законом Республики Беларусь от 19.12.1991 №1319-ХII (с изменениями и
дополнениями).
Объектами обложения налогом на
добавленную стоимость признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг),
имущественных прав на территории Республики Беларусь.
Кроме того, налог на добавленную
стоимость уплачивается при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.
Налоговая база при реализации товаров
(работ, услуг), имущественных прав определяется как стоимость этих товаров
(работ, услуг), имущественных прав.
Налог на добавленную стоимость
исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки и рассчитывается
по формуле
Н = Б x С, (2.1)
где Н – исчисленная сумма налога;
Б – налоговая база;
С – установленная ставка налога.
Обложение налогом на добавленную
стоимость производится по следующим налоговым ставкам:
1. ноль процентов – при реализации
экспортируемых товаров, работ, услуг;
2. десять процентов:
2.1. при реализации производимой на
территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением
цветов, декоративных растений), животноводства (за исключением пушного
звероводства), рыбоводства и пчеловодства;
2.2. при ввозе на таможенную территорию
Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для
детей;
3. восемнадцать процентов – при
реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, не указанных в пунктах 1
и 2;
4. девять целых девять сотых процента
(10/110х100) или 15,25 процента (18/118х100) при реализации товаров по
регулируемым розничным ценам с учетом налога;
5. ноль целых пять десятых процента – при
ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь из Российской Федерации для
производственных нужд обработанных и необработанных алмазов во всех видах и
других драгоценных камней;
6. двадцать четыре процента – при
реализации на территории Республики Беларусь и при ввозе на таможенную
территорию Республики Беларусь сахара белого.
Сумма налога, подлежащая уплате в
бюджет, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами
налоговых вычетов [8].
Льготы для субъектов
предпринимательской деятельности, осуществляющих инновационную деятельность. В соответствии с подпунктом
2.31 пункта 2 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г. №1319-XII
«О налоге на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями; далее – Закон)
освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики
Беларусь научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических
работ, зарегистрированных в государственном реестре в порядке, определяемом
Президентом Республики Беларусь.
Такой порядок установлен Указом
Президента Республики Беларусь от 25 мая 2006 г. №356 «О государственной
регистрации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
опытно-технологических работ» (далее – Указ), пунктом 1 которого определено,
что государственной регистрации подлежат научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и опытно-технологические работы, имеющие значение для реализации
приоритетов социально-экономического развития, разработки новых технологических
процессов, наукоемкой, конкурентоспособной продукции, формирования
перспективных научных направлений.
Освобождение от НДС применяется только в
случае реализации работ резидентам Республики Беларусь.
Государственная регистрация работ, а
также ведение государственного реестра осуществляются государственным
учреждением «Белорусский институт системного анализа и информационного
обеспечения научно-технической сферы» (далее – учреждение).
Организация независимо от формы
собственности и подчиненности и индивидуальный предприниматель (далее – организация-исполнитель)
для государственной регистрации работы в месячный срок с даты заключения
договора на ее выполнение (издания приказа руководителя организации-исполнителя
о выполнении работы структурным подразделением такой организации) направляют в
учреждение следующие документы:
– регистрационную карту на
выполняемую работу по форме, утверждаемой Государственным комитетом по науке и
технологиям Республики Беларусь;
– техническое (научное) задание или
технико-экономическое обоснование этой работы;
– календарный план на проведение
работы, утвержденный руководителем организации-исполнителя;
– информацию о статусе
(республиканская, отраслевая, региональная или иная) и основных параметрах
научно-исследовательской программы в случае выполнения работы в рамках ее
реализации (представляется головными организациями – исполнителями программ) по
форме, утверждаемой Государственным комитетом по науке и технологиям Республики
Беларусь.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|