Налоговое регулирование инновационной деятельности (на примере предприятий Железнодорожного района г. Витебска)
При проведении совместной работы
несколькими организациями-исполнителями документы представляются в учреждение
каждой организацией.
Документы, представленные не в полном
объеме или с нарушением вышеуказанных требований, возвращаются учреждением
организации-исполнителю в трехдневный срок с даты их поступления с обоснованием
причин возврата.
Учреждение в течение двадцати рабочих
дней после поступления документов рассматривает их и при соответствии работы
критериям, предъявляемым законодательством к научным исследованиям и
разработкам, направляет документы в Государственный комитет по науке и
технологиям Республики Беларусь для проведения экспертизы работы о соответствии
ее критериям.
Критерии оценки научных и научно-технических
разработок – признаки, на основании которых определяется степень
прогрессивности (новизны) и полезности результатов научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ. Результаты научных и научно-технических
разработок оцениваются по критериям новизны, значимости для науки и практики,
объективности, доказательности и точности.
Применение критерия новизны предполагает
учет наличия в результатах разработок новых научных знаний (новой научной
информации). Научные знания характеризуются в пределах от «уже известного» до
абсолютной новизны. Высшая степень новизны (абсолютная новизна, принципиально
новая научная информация) соответствует открытиям, подтвержденным общественным
признанием в форме экспертных заключений высококвалифицированных ученых в соответствующей
научной области, а также изобретениям, промышленным образцам, полезным моделям
и иным объектам, на которые получены патенты. Другие степени (уровни) новизны
определяются путем соотнесения полученных значений с абсолютной новизной и
выражаются с помощью конкретных систем показателей [9].
Критерий значимости для науки и практики
реализуется через оценку масштабов влияния результатов научных исследований на
науку, экономику, социальную сферу, экологию. Масштабы влияния характеризуются:
– в фундаментальных исследованиях –
интервалом от распространения уже известных знаний и передового опыта до
коренных преобразований в науке, технике, экономике, социальной и иных сферах;
– в прикладных исследованиях – от
реализации их результатов на отдельном предприятии до применения в масштабе
национальной экономики;
– в сфере практического
использования – от продажи отдельных изделий или малых партий на локальном
рынке до выхода на мировой рынок.
Критерий объективности отражает степень
обоснованности результата научного исследования, которая может изменяться в
пределах от несоответствия до полного соответствия оценки результату. Степень
объективности может выявляться посредством учета квалификации и компетентности
разработчиков и экспертов.
Критерий доказательности предполагает
учет характера применяемой информации, способов ее получения и обработки
(использование научной литературы, опыта, экспериментов, испытаний,
математических методов). Степень доказательности результатов может изменяться в
пределах от неопределенности до возможности воспроизведения и применения на
практике. Степень доказательности результатов определяется экспертным путем.
Критерий точности отражает степень
соответствия модели (образца) стандартам (техническим условиям, техническому
заданию, основным показателям бизнес-плана) и может характеризоваться от
несоответствия до полного соответствия. По критерию точности классифицируют
результаты прикладных исследований при создании действующих моделей и образцов
новой техники и технологий, а также результаты исследований, включенных в
инновационный процесс.
Степень соответствия критериям
выражается через значения конкретных показателей. Показатели могут быть
количественными (количество изобретений, патентов, лицензий и т.д.) и
качественными (принципиально новая информация, соответствие мировому
научно-техническому уровню и т.д.). Качественные показатели могут также быть
выражены количественно с использованием условных единиц (баллов, коэффициентов
и других). Состав применяемых показателей определяется с учетом отрасли науки
(естественные, технические и общественные науки) и вида научных исследований
(фундаментальные, прикладные).
Государственной регистрации подлежат
работы, имеющие значение для реализации приоритетов социально-экономического
развития, разработки новых технологических процессов, наукоемкой,
конкурентоспособной продукции, формирования перспективных научных направлений,
независимо от источников финансирования работ, которые выполняются
организациями-исполнителями на территории Республики Беларусь.
Государственная регистрация работ
осуществляется по результатам их экспертизы на предмет соответствия
требованиям.
Республиканские органы государственного
управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству
Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси проводят экспертизу
работ, выполняемых организациями, находящимися в ведении (подчинении) этих
органов и организаций, а Государственный комитет по науке и технологиям
Республики Беларусь – работ заявителей, не находящихся в ведении (подчинении)
указанных органов и организаций, в том числе индивидуальных предпринимателей.
В пределах двадцати рабочих дней после
поступления документов учреждение вправе запрашивать у организации-исполнителя
дополнительную информацию.
Датой государственной регистрации работы
является дата принятия учреждением решения о включении ее в государственный
реестр.
При реализации работ нерезидентам
Республики Беларусь льгота по НДС не применяется.
Указом Президента Республики Беларусь от
04.04.2006 №202 освобождены от обложения ввозными таможенными пошлинами и
налогом на добавленную стоимость ввозимые резидентами Республики Беларусь на
таможенную территорию Республики Беларусь (за исключением ввозимых из
Российской Федерации) оборудование и приборы для научно-исследовательских
целей, а также материалы и комплектующие изделия, предназначенные для
выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
опытно-технологических работ.
Основанием для освобождения от обложения
ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость при
таможенном оформлении указанных товаров является заключение о назначении
оборудования, приборов, материалов и комплектующих изделий, выдаваемое
вышестоящим республиканским органом государственного управления.
Налог на прибыль. Общий порядок исчисления и уплаты налога на прибыль стоимость
установлен Законом Республики Беларусь от 22.12.1991 №1330-ХII (с изменениями и
дополнениями).
Объектом обложения налогом на прибыль
признается валовая прибыль.
Валовой прибылью признается сумма
прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные
средства), ценных бумаг, имущественных прав и доходов от внереализационных
операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Валовая прибыль уменьшается на
исчисленные суммы налога на недвижимость (за исключением налога со стоимости
объектов незавершенного строительства), оффшорного и гербового сборов.
Прибыль организаций облагается налогом
по ставке 24 процента.
Сумма налога на прибыль определяется как
произведение налоговой базы, уменьшенной на сумму налоговых льгот в порядке,
установленном налоговым законодательством, и налоговой ставки [10].
Льготы для субъектов
предпринимательской деятельности, осуществляющих инновационную деятельность. Прибыль, полученная от реализации высокотехнологичных товаров
(работ, услуг) собственного производства организациями, включенными в перечень
высокотехнологичных организаций, утверждаемый Президентом Республики Беларусь,
облагается налогом по ставке, уменьшенной на 50 процентов. Средства,
высвобождаемые в результате предоставления льготы в виде уменьшения ставки
налога на прибыль, должны направляться указанными организациями на
финансирование технического перевооружения.
К высокотехнологичным товарам (работам,
услугам) относится продукция, произведенная с использованием
высокотехнологичных производств, прошедших в установленном законодательством
порядке государственную научно-техническую экспертизу.
Высокотехнологичное производство – это
технологически и предметно-замкнутый участок организации, основанный на высоких
технологиях и выпускающий законченную высокотехнологичную продукцию для
реализации ее на рынке.
Высокая технология – это технология,
обладающая наивысшими качественными показателями по сравнению с лучшими
мировыми аналогами, пользующаяся спросом на рынке и удовлетворяющая
формирующимся или будущим потребностям человека и общества.
Перечень высокотехнологичных
организаций, включенных в Реестр высокотехнологичных производств и предприятий,
утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 04.12.2008 №662 «О
налогообложении высокотехнологичных организаций».
В данный перечень включены:
– Открытое акционерное общество «Борисовский
завод автотракторного электрооборудования»;
– Производственное республиканское
унитарное предприятие «Завод полупроводниковых приборов»;
– Производственное республиканское
унитарное предприятие «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» (в части производства дизельных
двигателей в соответствии с нормами Евро 3/4, Tier 3 (модернизируемое
действующее производство дизельных двигателей в соответствии с нормами Евро 2,
Tier 2);
– Республиканское унитарное
научно-производственное предприятие «Витебский завод радиодеталей «Монолит»;
– Республиканское унитарное
предприятие «Белорусский металлургический завод»;
– Республиканское унитарное
предприятие «Завод «Оптик»;
– Республиканское унитарное
предприятие «МИНСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД»;
– Республиканское унитарное
предприятие «Могилевский завод лифтового машиностроения»;
– Республиканское унитарное
производственное предприятие «Завод Камертон» (в части производства пластин
монокристаллического кремния);
– Республиканское унитарное
промышленное предприятие «Борисовский завод «Автогидроусилитель» (в части
производства гидросистем рулевого управления с усилителем интегрального типа
для автомобилей) [19];
Для регистрации в Реестре
высокотехнологичных производств и организаций Государственным
научно-техническим экспертным советом проводится государственная
научно-техническая экспертиза.
В состав совета входят
высококвалифицированные специалисты и ученые отраслей народного хозяйства и
органов государственного управления, Академии наук Беларуси и отраслевых
академий наук, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций,
высших учебных заведений.
Оценка разрабатываемых, привлекаемых и
используемых технологий по отнесению их к новым и высоким, производств и
организаций, основанных на этих технологиях, к высокотехнологичным производится
по следующим показателям:
– новизна, технический уровень и
преимущества заявляемой технологии по сравнению с лучшими аналогами;
– потребность в инвестициях для
реализации проекта, в том числе госбюджетных; объем привлеченных инвестиций;
– количество вновь создаваемых
(высвобождаемых) рабочих мест, производств и организаций, связанных с технологией;
– емкость и перспективность рынка,
ориентация производств и организаций на развитие экспорта и импортозамещение;
– величина нематериальных активов в
основных фондах организаций (производств);
– срок окупаемости затрат на
создание производства (организации);
– безотходность, удельная
материалоемкость и энергоемкость технологии;
– доля продукции, выпускаемой
организацией с использованием новых и высоких технологий;
– патентная чистота и патентная
защищенность новых и высоких технологий;
– уровень стандартизации,
соответствие технологии международным и национальным стандартам;
– соответствие новых и высоких
технологий национальным и социальным приоритетам.
Средства, высвобождаемые в результате
предоставления данной льготы, направляются организациями, определенными в
перечне, на финансирование технического переоснащения данных организаций. В
случае нецелевого использования этих средств их налогообложение производится в
порядке, установленном законодательством
Налоговым законодательством Беларуси
предусмотрено уменьшение налогооблагаемой прибыли на суммы, направленные
предприятием на финансирование капитальных вложений.
Так, облагаемая налогом прибыль
уменьшается на суммы прибыли, направленные на финансирование капитальных
вложений производственного назначения, а также на погашение кредитов банков,
полученных и использованных на эти цели. Указанное уменьшение налогооблагаемой
прибыли производится при условии полного использования сумм начисленного
амортизационного фонда.
Под капитальными вложениями производственного
назначения для применения данной льготы понимаются капитальное строительство в
форме нового строительства, реконструкции, расширения и технического
перевооружения действующих организаций, а также приобретение зданий,
сооружений, объектов незавершенного строительства, оборудования и других
объектов основных средств, участвующих в предпринимательской деятельности.
При реализации, безвозмездной передаче,
в течении двух лет с момента их приобретения или сооружения, по которым была
предоставлена льгота по налогу на прибыль, льгота прекращается и налог на
прибыль, не уплаченный в связи с ее предоставлением, подлежит внесению в бюджет
с уплатой пени за период с момента предоставления льготы по день уплаты налога
включительно.
Кроме того, белорусским предприятиям
разрешено включать в состав затрат, учитываемых при обложении налогом на
прибыль, «инновационные расходы»:
-
на освоение новых предприятий и производств, цехов и агрегатов
(пусковые расходы): проверка готовности новых производств, цехов и агрегатов к вводу
их в эксплуатацию путем комплексного опробования (под нагрузкой) машин и
механизмов (пробная эксплуатация) с пробным выпуском предусмотренной проектом
продукции, наладкой оборудования;
-
связанные с рационализаторством, в том числе проведением опытно-экспериментальных
работ, изготовлением и испытанием моделей и образцов по рационализаторским
предложениям, организацией выставок, смотров, конкурсов и других мероприятий по
рационализации, выплатой вознаграждений за создание и использование объектов
промышленной собственности и рационализаторские предложения, и другие
аналогичные расходы;
-
затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием
технологии и организации производства и управления, а также с улучшением
качества продукции, повышением ее надежности, долговечности и других
эксплуатационных свойств, осуществляемые в ходе производственного процесса.
Сбор в республиканский фонд поддержки
фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и
аграрной науки. Сбор в республиканский фонд
поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и
аграрной науки в 2009 году взимается с организаций по ставке 1 процент от
выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг).
От уплаты сбора в республиканский фонд
поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и
аграрной науки освобождаются организации, осуществляющие научную деятельность, –
в части выручки от реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских
и опытно-технологических работ, выполненных за счет средств республиканского
либо местных бюджетов, включая денежные средства по договорам, заключенным с
организациями, которым эти средства выделены из бюджета [11].
Земельный налог, налог на недвижимость. Указом Президента Республики Беларусь 07.06.2007 №265 «О
государственной комплексной программе развития регионов, малых и средних
городских поселений на 2007–2010 годы» в 2007–2010 годах Советам депутатов областного
и базового территориального уровней предоставлено право устанавливать для
организаций реализующих инвестиционные проекты по модернизации производства с
целью выпуска конкурентоспособной продукции, созданию рабочих мест, льготы по
налогу на недвижимость, земельному налогу и экологическому налогу. Это значит,
что субъекты хозяйствования, расположенные в малых городах и поселениях,
денежные средства, высвободившиеся в результате получения налоговых льгот,
могут направлять на развитие своей деятельности.
2.2.2 Установление особых режимов
налогообложения
Современная налоговая практика
показывает, что в условиях неоднородности отраслевого состава хозяйствующих
субъектов и наличия у них объективных особенностей осуществления
предпринимательской деятельности применение единых условий налогообложения ко
всему кругу участников экономических отношений не всегда может быть эффективным
и целесообразным.
Исходя из этого, при формировании
налогового законодательства Республики Беларусь в отношении отдельных категорий
субъектов хозяйствования установлена совокупность специальных правил
налогообложения.
Налоговым кодексом Республики Беларусь
такая совокупность специальных правил названа «особыми режимами налогообложения».
Под особым режимом налогообложения
понимается специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов и пошлин,
отличающийся от общеустановленного [7].
В зависимости от целей введения и
применения особых режимов налогообложения их практическая организация в
налоговом законодательстве может осуществляться различными методами.
Общеустановленный перечень налогов,
сборов и пошлин для соответствующей категории плательщиков может быть замещен
специальным налоговым платежом. При этом объект налогообложения и порядок
определения налоговой базы определяется таким образом, чтобы в максимальной
степени учесть специфику конкретного вида предпринимательской деятельности,
осуществляемого субъектами особого режима. Размер налоговой ставки специального
платежа как правило устанавливается на уровне, обеспечивающим субъектам такого
режима равную величину налоговой нагрузки с плательщиками, применяющими общий
перечень налогов.
Стимулирующую направленность имеют
особые налоговые режимы в форме предоставления соответствующим субъектам
комплекса налоговых льгот по действующим налогам, сборам (пошлинам) в виде
освобождения от обязанности их исчислять и уплачивать либо снижения размера
ставок. Примером такого льготного налогового режима является налогообложение
резидентов Парка высоких технологий.
В целях создания благоприятных условий
для повышения конкурентоспособности отраслей экономики, основанных на новых и
высоких технологиях, дальнейшего совершенствования организационно-экономических
и социальных условий для проведения разработок современных технологий и
увеличения их экспорта, привлечения в эту сферу отечественных и иностранных
инвестиций в 2005 году в Республике Беларусь создан Парк высоких технологий.
Парк высоких технологий создан на
основании Декрета Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 №12 «О парке
высоких технологий».
Деятельность Парка высоких технологий и резидентов
парка высоких технологий осуществляется в соответствии с Положением «О парке
высоких технологий», утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от
22.09.2005 №12.
Цель ПВТ – создать в стране
благоприятные условия для развития индустрии экспортно-ориентированного
программирования, развития иных экспортных производств, основанных на новых и
высоких технологиях, а также для концентрации кадрового,
научно-производственного и инвестиционно-финансового потенциала.
Парк высоких технологий является частью
территории Республики Беларусь общей площадью 50 гектаров со специальным
правовым режимом, срок действия которого составляет 15 лет.
В качестве резидентов Парка высоких
технологий могут быть зарегистрированы юридические лица и индивидуальные предприниматели
Республики Беларусь, осуществляющие один или несколько следующих видов
деятельности:
– анализ, проектирование и
программное обеспечение информационных систем;
– деятельность по обработке данных
с применением программного обеспечения потребителя или собственного
программного обеспечения;
– фундаментальные и прикладные
исследования, экспериментальные разработки в области естественных и технических
наук (выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или
опытно-технологических работ, связанных с направлениями деятельности Парка
высоких технологий) и реализация результатов таких исследований и разработок и
др.
Резиденты Парка высоких технологий
освобождаются от:
– налогов, сборов и иных
обязательных платежей в республиканский бюджет, государственные целевые
бюджетные и внебюджетные фонды, установленных законом о бюджете Республики
Беларусь на соответствующий финансовый (бюджетный) год, уплачиваемых с выручки
от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав на объекты
интеллектуальной собственности);
– налога на прибыль;
– налога на добавленную стоимость
по оборотам от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав на объекты
интеллектуальной собственности);
– земельного налога с участков в
границах ПВТ на период строительства на них резидентами этого Парка, но не
более чем на три года, зданий и сооружений, предназначенных для осуществления
их деятельности;
– налога на недвижимость на
основные средства и объекты незавершенного строительства резидентов Парка
высоких технологий, расположенных на территории Парка.
Доходы физических лиц (кроме работников,
осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков),
полученные в течение календарного года от резидентов Парка высоких технологий
по трудовым договорам, а также доходы резидентов Парка – индивидуальных
предпринимателей облагаются подоходным налогом с физических лиц по ставке 9% и
в совокупный годовой доход не включаются.
Обязательные страховые взносы не
начисляются на часть дохода (выплат) работника (кроме работников,
осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков)
резидента Парка высоких технологий, являющуюся объектом для начисления таких
взносов, превышающую однократный размер средней заработной платы работников в
республике за месяц, предшествующий месяцу, за который должны быть уплачены
обязательные страховые взносы.
Ставка для уплаты налога на доходы,
получаемые иностранными юридическими лицами, не осуществляющими деятельность на
территории Республики Беларусь через постоянное представительство, по
дивидендам, долговым обязательствам, роялти, лицензиям, если источником выплаты
такого дохода является резидент Парка высоких технологий, составляет 5%, если
более льготный режим не установлен международными договорами Республики Беларусь.
Оффшорный сбор не взимается с резидентов
Парка высоких технологий при выплате (передаче) дивидендов их учредителям
(участникам).
Кроме льгот, касающихся налогового
законодательства, резиденты ПВТ освобождаются от уплаты таможенных пошлин и
налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами, при ввозе
товаров на таможенную территорию Республики Беларусь для осуществления
предусмотренных видов деятельности.
При расчете ставки арендной платы,
уплачиваемой резидентами ПВТ на территории Парка, к базовой ставке арендной
платы, определенной в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от
30 сентября 2002 г. №495 «О совершенствовании порядка определения размеров
арендной платы и передачи в безвозмездное пользование общественных, административных
и переоборудованных производственных зданий, сооружений и помещений,
находящихся в государственной собственности», с изменениями и дополнениями,
применяется понижающий коэффициент 0,5.
Не подлежит обязательной продаже
иностранная валюта, полученная резидентами ПВТ от реализации товаров (работ,
услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности) при
осуществлении уставных видов деятельности [12].
Учитывая, что Декрет «О Парке высоких
технологий» предусматривает осуществление только определенных видов
деятельности, за невыполнение данной обязанности резидент Парка высоких
технологий лишается своего статуса. При этом он обязан будет уплатить в полном
объеме налоги, сборы (пошлины) и другие обязательные платежи в бюджет,
государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, плательщиком которых он
является, за этот финансовый год и последующие отчетные периоды до принятия
решения о лишении его статуса резидента Парка высоких технологий с применением
санкций, установленных законодательством за неуплату, неполную уплату налогов,
сборов (пошлин), нарушение установленного срока представления в налоговый орган
налоговой декларации (расчета), и начислением пени согласно налоговому
законодательству.
Государственная поддержка предоставлена
Декретом также и нерезидентам ПВТ, зарегистрировавшим бизнес-проекты в сфере
новых и высоких технологий, которые освобождаются от сбора в республиканский
фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и
аграрной науки (уплачиваемых с выручки от реализации выполненных работ
(оказанных услуг) по зарегистрированному бизнес-проекту), налога на прибыль
(полученную в результате выполнения работ (оказания услуг) по
зарегистрированному бизнес-проекту), налога на добавленную стоимость (по оборотам
от реализации на территории Республики Беларусь выполненных работ (оказанных
услуг) по зарегистрированному бизнес-проекту). Доходы физических лиц, в
пределах предусмотренной численности, непосредственно участвующих в реализации
зарегистрированного бизнес-проекта в сфере новых и высоких технологий,
полученные от нерезидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам,
облагаются подоходным налогом с физических лиц по ставке 9% и в совокупный
годовой доход не включаются.
При этом для указанных физических лиц
обязательные страховые взносы не начисляются на часть дохода (выплат)
работника, являющуюся объектом для начисления таких взносов, превышающую
однократный размер средней заработной платы работников в республике за месяц,
предшествующий месяцу, за который должны быть уплачены обязательные страховые
взносы.
2.2.3 Функционирование инновационных
фондов
Инновационные фонды образуются
республиканскими органами государственного управления, иными государственными
организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Белорусским
республиканским союзом потребительских обществ, Национальной академией наук
Беларуси (далее – главные распорядители средств), облисполкомами и Минским
горисполкомом и являются государственными целевыми бюджетными фондами.
Инновационные фонды формируются за счет
отчислений организаций, находящихся в подчинении органов государственного
управления. Отчисления в инновационные фонды Министерства торговли Республики
Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь
производятся всеми юридическими лицами, осуществляющими торговлю и деятельность
в отрасли строительства [13].
Отчисления в инновационные фонды
рассчитываются исходя из себестоимости и включаются в состав затрат. По сути
отчисления в инновационные фонды являются налоговым платежом, т. к.
плательщики данных отчислений несут права и обязанности, установленные для
плательщиков налогов.
Размеры отчислений в инновационные фонды
организациям устанавливаются главными распорядителями средств инновационных фондов
в пределах нормативов отчислений, установленных законом Республики Беларусь о
бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. В 2009 году размеры
отчислений составляют от 0,25 до 13,5 процентов.
Отчисления в инновационные фонды
организации не осуществляют:
– при производстве продукции,
товаров (работ, услуг), финансируемом за счет бюджетных средств;
– осуществляющие строительство
объектов на территории Российской Федерации;
– в части работ по строительству
жилья.
Средства инновационных фондов
направляются на:
– финансирование НИОКР, выполняемых
в рамках президентских, государственных народнохозяйственных и социальных
программ;
– финансирование государственных,
отраслевых и региональных научно-технических программ, инновационных проектов;
– выполнение работ по подготовке и
освоению производства новых видов наукоемкой продукции, ориентированных на
реализацию приоритетных межотраслевых и отраслевых научно-технических
направлений;
– создание и развитие производств,
основанных на новых и высоких технологиях;
– финансирование программ по
энергосбережению, мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий и
оборудования, а также расходов по реализации международных проектов в области
энергосбережения с участием Республики Беларусь;
– строительство и реконструкцию
зданий, инженерных и транспортных коммуникаций и сооружений (за исключением
капитального ремонта), связанных с направлениями использования инновационного
фонда;
– финансирование мероприятий плана
реализации Государственной программы инновационного развития Республики
Беларусь на 2007–2010 годы;
– проведение маркетинговых
исследований, работ в области стандартизации и сертификации продукции (работ,
услуг), систем качества, обеспечения единства измерений, рекламно-издательской
деятельности, связанной с направлениями использования инновационных фондов;
– развитие научно-технической
информации, работы в области организации и пропаганды изобретательской и
рационализаторской деятельности, проведение научных и научно-практических
мероприятий (конференций, семинаров, выставок);
– развитие материально-технической
базы подведомственных организаций, осуществляющих научную и научно-техническую
деятельность;
– разработку прогнозов развития
организаций на 5 лет, бизнес-планов их развития на год, бизнес-планов
инвестиционных проектов;
– выполнение Государственной
программы возрождения и развития села на 2005–2010 годы,
– компенсацию потерь доходов по
установке гражданам телефонов на льготных условиях;
– строительство жилых домов и
объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки;
– иные цели, определяемые
Президентом Республики Беларусь либо Правительством Республики Беларусь по
согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Доходы инновационных фондов Республики
Беларусь на 2009 год предусмотрены Законом о республиканском бюджете в сумме
2689432779 тыс. р. и расходы в сумме 3222042888 тыс. р.
2.3 Практика налогообложения
инновационной деятельности в Республике Беларусь
На примере четырех предприятий
Железнодорожного района г. Витебска разных форм собственности и
осуществляющих различные виды деятельности, рассмотрим порядок налогообложения
инновационной деятельности.
2.3.1 ОАО «Доломит»
ОАО «Доломит»
основано в 1931 году с пуском первой шахтной печи мощностью 10 тыс. тонн в год
извести. С тех пор ежегодно производственные мощности предприятия наращивались.
Геологоразведочные работы, проведенные в 1930 и 1934 годах, подтвердили
значительные залежи доломитового известняка и перспективность развития завода.
В 1936 году
пущена в эксплуатацию вторая шахтная печь, мощностью 12 тыс. тонн в год.
В середине 30-х
годов в карьере Руба появился первый паровой экскаватор, который двигался по
специально устроенной в карьере железной дороге и производил вскрышные работы.
Емкость ковша экскаватора составляла 0,5 куб. м. Удаление грунта от вскрышных
работ производилось с помощью паровоза узкой колеи, работающего на
железнодорожном пути, проложенном параллельно пути движения экскаватора.
Производство
извести к началу 1941 года возросло на заводе в десятки раз. Но дальнейшему
развитию производства помешала начавшаяся Великая отечественная война. В
послевоенный период были восстановлены и пущены в эксплуатацию шахтные печи. В
1952–1953 гг. в Рубе на правом берегу реки Западная Двина были построены
еще три шахтные печи производительностью 10 тыс. тонн каждая. В связи с тем,
что основной сырьевой базой для завода в Рубе являлся карьер на левом берегу
реки, а печи были выстроены на правом берегу, ближе к ветке железной дороги,
соединявшей в те годы Рубу со станцией Витебск, подавали известняк с карьера на
правобережный завод с помощью воздушной канатной дороги. Эта дорога действовала
до 1977 года. С вводом моста через реку дорога была демонтирована, а подвоз
сырья стал осуществляться автотранспортом.
С целью
повышения уровня механизации технологического процесса, увеличения
производительности труда и объемов выпуска в 1953 году на известковом заводе в
Рубе был построен дробильно-сортировочный цех, откуда уже подготовленное сырье
нужной фракции подавалось на известковые печи. В пятидесятые годы шел процесс
наращивания технической оснащенности производства. В карьерах появились
дизельные и электрические экскаваторы, автомобили-самосвалы.
В начале 60-х
годов белорусские ученые-агрономы вырабатывают формы и методы борьбы по
снижению степени кислотности подзольных почв Беларуси. Наиболее эффективным
средством явился доломитовый известняк, измельченный до фракции менее одного
миллиметра. Доломитовая крошка, которая до 1960 года не представляла никакой
ценности для отраслей стройматериалов, превратилась в ценный компонент для
раскисления почвы и наравне с другими минеральными удобрениями заняла достойное
место в белорусской агрохимии.
В середине 60-х
годов в Рубе начинает осуществляться строительство первого завода по
производству пылевидной известняковой муки фракцией около 1 мм, мощностью
1 млн. 100 тыс. тонн в год. В 1967 году была построена и введена в эксплуатацию
первая очередь завода известняковой муки мощностью 550 тыс. тонн в год с
тонкостью помола ниже 1 мм. В связи с вводом в эксплуатацию первой очереди
завода известняковый завод в Рубе переименовывается в Витебский комбинат
известковых материалов. В 1971 году в эксплуатацию сдается 2-ая очередь завода
известняковой муки, такой же мощностью как и первая. Семидесятые годы
характеризуются быстрым наращиванием мощностей по производству известковых
доломитовых удобрений за счет строительства новых цехов. Во втором полугодии
1973 года введены в эксплуатацию две технологические линии по производству
доломитовой муки в цехе №5, а в 1974 году еще три линии. Общая мощность цеха
составила 2200 тыс. тонн в год. В связи с переходом предприятия на выпуск
известняковой пылевидной муки производство извести стало сокращаться и
составило в 1975 году 62 тыс. тонн, вместо выпускаемых ранее 105 тыс. тонн.
Таким образом, основным видом выпускаемой продукции стала доломитовая мука.
Сырьевая база
требовала значительного увеличения по объемам добычи сырья, в начале 70-х годов
началось интенсивное строительство карьера «Гралево». Годовая
производительность карьера была определена по первоначальному проекту 5–6 млн.
тонн сырья в год. В соответствии с решениями XXV съезда КПСС, в Рубе было
начато строительство 3 цеха по производству доломитовой муки. В декабре 1977
года сдано в эксплуатацию две технологические линии, а ровно через год еще три
технологические линии по производству известняковой муки, общей мощностью 2200 тыс.
тонн в год. В мае 1978 года приказом Министерства промышленности
стройматериалов БССР Витебский комбинат известковых материалов был переименован
в ВПО «Доломит».
С вводом в
эксплуатацию третьего цеха проектные мощности объединения возросли до 5,5 млн. тонн
в год, а выпуск известняковой пылевидной муки составил в 1979 году 4 млн. 900 тыс.
тонн в год, предприятие стало одним из крупнейших в Европе. В 70-е и 80-е годы
наряду с развитием производства и большим притоком рабочей силы значительно
возросло строительство жилья и объектов социальной сферы. К 1990 году объем
производства пылевидной муки составил 5,5 млн. тонн в год. Предприятие
реализовало все имеющиеся возможности для увеличения количества и качества
выпускаемой продукции.
В 1990 году в
цехе №5 введена в эксплуатацию дополнительная технологическая линия. В 1992
году начато строительство еще двух технологических линий по производству
доломитовых удобрений в цехе №7 (в 1995 году строительство законсервировано). В
том же году по причине морального и физического износа из эксплуатации выведены
мощности цеха №1 (1100 тн в год).
С марта 1995 года ВПО «Доломит» путем акционирования
преобразовано в открытое акционерное общество «Доломит». В настоящее время
пылевидная продукция из доломита выпускается в производственных цехах №5 и №7.
Основную производственную базу предприятия составляют 11 независимых
технологических линий, проектной мощностью до 440 тыс. тонн в год каждая.
Технологический процесс переработки доломита заключается в первичном и
вторичном дроблении, совмещенной сушке и помоле (до фракции 0–1 мм) в
мельницах самоизмельчения «Аэрофол» и молотковых мельницах, улавливание
готового продукта в циклонах и электрофильтрах, транспортировка продукции в
силосные склады с помощью пневмотранспорта и механического транспорта. Для
обеспечения качественного и эффективного помола требуется сушка исходного
сырья, имеющего естественную влажность 6–9%, которая осуществляется горячими
газами технологических топок. В качестве технологического топлива ранее
использовался топочный мазут марки М 100. С 2000 года предприятие переведено на
сжигание природного газа, что позволило сократить издержки производства,
улучшить экологическую обстановку на предприятии, открыть перспективы внедрения
газотурбинных установок для выработки собственной электроэнергии и
использования отработанных газов в качестве сушильного агента в технологии производства
доломитовой муки. Предприятие оснащено производственной лабораторией,
осуществляющей входной контроль, контроль качества полуфабрикатов и готовой
продукции, контроль за санитарным состоянием на рабочих местах, промплощадке и
поселке. Весь технологический процесс автоматизирован. Внедрение
автоматизированной системы управления технологическими процессами позволило
вести четкий контроль за количеством перевозимого сырья, обеспечить
максимальную загрузку помольного оборудования и стабилизировать работу технологических
линий в оптимальном, наиболее экономичном режиме.
Основным
видом экономической деятельности ОАО «Доломит» является добыча доломита.
Основной
продукцией ОАО «Доломит» является доломитовая мука. Характерная
особенность продукции – большая объемность поставок для нужд сельского
хозяйства, дорожного строительства, металлопрокатного и стекольного
производства. Производство доломитовой муки в настоящее время осуществляется в
цехах №5 и №7.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|