Налоговое регулирование инновационной деятельности (на примере предприятий Железнодорожного района г. Витебска)
Главной целью
совершенствования налогообложения инновационной деятельности является создание
макроэкономических условий, обеспечивающих формирование социально
ориентированной инновационной, конкурентоспособной национальной экономики.
Совершенствование
налогообложения должно основываться на следующих направлениях:
– Формирование
системной законодательно-правовой базы, регулирующей экономические отношения
рыночного типа;
– снижение
уровня централизации доходов бюджета;
– разработка
налогового приоритета стратегических отраслей национальной экономики,
обеспечение развития инвестиционного и природно-ресурсного потенциала;
– обоснование
налоговой концепции инновационного развития, предусматривающей стимулирование
научно-инновационной сферы путем усиления целевой ориентации инструментов
налогового регулирования на решение приоритетных задач для развития науки,
инновационной деятельности и системы образования; создание механизмов мотивации
и стимулирования научной и общеобразовательной деятельности;
– обеспечение
налоговой стратегии внешнеэкономической деятельности, направленной на развитие
внешнеэкономического комплекса страны, повышение конкурентоспособности
отечественного производителя, проведение согласованной налоговой политики
международного сотрудничества для создания равных условий налогообложения для
налогообложения субъектов хозяйствования и граждан;
– разработка
комплекса мероприятий в области налогового администрирования, направленных на
стабилизацию и упрощение налоговой системы, сокращение расходов по ведению
бизнеса, повышение уровня информационных технологий в области учета и контроля
за деятельностью плательщиков.
Обеспечение
устойчивого экономического роста страны предусмотрено осуществлять на основе
модернизации и реструктуризации отраслей реального сектора, технологического и
организационного обновления производств с целью их приспособления к условиям
рынка. Основным принципом реструктуризации предприятий должны стать рыночная
самоорганизация и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.
3.1 Пути
совершенствования налогообложения инновационной деятельности
Возможность
увеличения прибыли субъектов хозяйствования за счет инструментов
налогообложения может быть реализована путем:
а) Отмены 1%-го
сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной
продукции, продовольствия и аграрной науки, включаемого в цену продукции.
б)
Освобождения от уплаты отчислений в инновационные фонды с направлением данных
средств на инновационную деятельность – т.е. предприятия исчисляют отчисления,
но не уплачивают их в бюджет, а направляют на развитие собственной
инновационной деятельности. Предприятия, не осуществляющие инновационную
деятельность, производят отчисления в действующем порядке.
в) Снижения
ставки налога на прибыль на 50% для всех предприятий, направляющих средства на
развитие инновационной деятельности, с использованием высвободившихся средств
на данные цели.
Такие
мероприятия позволят увеличить прибыль до налогообложения, что в свою очередь,
создаст условия для формирования собственной ресурсной базы, увеличит
поступления от налога на прибыль в бюджет, повысит конкурентоспособность
предприятий реального сектора за счет уменьшения влияния косвенных налогов как
ценового фактора.
Влияние этих
мероприятий на финансовое состояние предприятия рассмотрим на примере ООО «Волат».
В таблице 3.1 представлены сведения о суммах налогов, которые необходимо было
бы уплатить ООО «Волат» за 2008 год в случае ввода предложенных
мероприятий, а также о суммах средств, высвободившихся у предприятия благодаря
данным мероприятиям.
Таблица 3.1 –
Результат применения предложенных мероприятий
Наименование показателя
|
До ввода мероприятий, тыс.
р.
|
После ввода
мероприятий, тыс. р.
|
Отклонение, тыс. р.
|
1. Выручка от
реализации
|
1838898,8
|
1838898,8
|
0
|
2. Затраты
|
1360925,6
|
1360384,0
|
-54241,6
|
3. Налоги из выручки
|
320653,3
|
274785,2
|
-45868,1
|
3.1 НДС (к уплате)
|
274785,2
|
274785,2
|
0
|
3.2 Республиканский
единый платеж
|
45868,1
|
0
|
-45868,1
|
4. Налоги, относимые на
затраты
|
54900,3
|
658,7
|
-54241,6
|
4.1 Экологический налог
|
658,7
|
658,7
|
0
|
4.2 Отчисления в
инновационный фонд
|
54241,6
|
0
|
-54241,6
|
5. Валовая прибыль
|
119765,0
|
339639,7
|
+219874,7
|
6. Налоги, исчисляемые
из прибыли
|
31890,2
|
50204,9
|
+18314,7
|
6.1 Налог на
недвижимость
|
564,2
|
564,2
|
0
|
6.2 Налог на прибыль
|
28608,2
|
40689,1
|
+12080,9
|
6.3 Местные целевые
сборы
|
2717,8
|
8951,6
|
+6233,8
|
7. Чистая прибыль
|
87874,8
|
289434,8
|
+201560
|
Итого налогов
|
407443,8
|
325648,8
|
-81795
|
Доля налогов в выручке
от реализации (сумма налогов / выручка от реализации), %
|
22,1
|
17,7
|
-4,4
|
|
|
|
|
|
|
Таким
образом, в результате введения предложенных мероприятий доля налогов в выручке
от реализации ООО «Волат» снизилась бы на 4,4%. Отмена республиканского
единого платежа и освобождение от уплаты отчислений в инновационный фонд
позволили ли бы увеличить предприятию прибыль от реализации продукции, что в
свою очередь, увеличило бы налогооблагаемую прибыль. Поступление прямых налогов
в бюджет увеличилось бы даже при условии уменьшения ставки налога на прибыль в
два раза. Чистая прибыль предприятия увеличилась бы более чем в два раза. Такое
увеличение чистой прибыли очень существенно для любого предприятия, а для
малого развивающегося предприятия оно имеет огромное значение. Как говорилось
во втором разделе для приобретения оборудования с целью выпуска новой
продукции, предприятием была получена бюджетная ссуда на сумму 220 млн. р.
сроком погашения до 2010 года. Введение предложенных мероприятий позволило бы
погасить основную часть ссуды уже в 2008 году, т. к. чистая прибыль
увеличилась бы на 201,5 млн. руб.
Кроме того,
увеличение чистой прибыли дает возможность предприятию дополнительно
стимулировать труд работников путем выплаты премий за счет собственных
источников, что повлекло бы за собой рост налоговых поступлений в бюджет от
фонда оплаты труда.
Таким
образом, введение предложенных мероприятий позволяет предприятию:
– уменьшить
себестоимость произведенной продукции за счет освобождения от уплаты отчислений
в инновационный фонд;
– уменьшить
цену произведенной продукции за счет уменьшения себестоимости и отмены
республиканского единого платежа, тем самым повысив конкурентоспособность;
– увеличить
чистую прибыль, которую можно направить на финансирование капитальных вложений;
– увеличить
фонд оплаты труда за счет чистой прибыли с целью создания более благоприятных
условий труда работников.
Что касается
ОАО «Доломит» и УП «Витебская биофабрика», то отмена республиканского
единого платежа и освобождение от уплаты отчислений в инновационный фонд,
отрицательно сказались бы на их финансовом положении, т. к. уплату данных
налогов эти предприятия не производят, но государством выделяются средства на
их развитие из инновационных фондов и фонда поддержки производителей
сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки.
Но, реальный
сектор в условиях рыночной экономики должен функционировать при самообеспечении
финансовыми ресурсами. И данным предприятиям, помимо выделения бюджетных
средств, предоставлено достаточное количество налоговых льгот, способствующих
активизации их инновационной деятельности.
Республиканский
единый платеж и отчисления в инновационные фонды являются целевыми платежами,
основным направлением использования которых является развитие производственной
деятельности государственных предприятий. Поэтому отмена республиканского
единого платежа и освобождение от уплаты отчислений в инновационный фонд не
станут причиной недостатка средств на обеспечение расходной части бюджета.
Более того, рост поступления прямых налогов может частично компенсировать
уменьшение поступлений от республиканского единого платежа и отчислений в
инновационный фонд.
Как мы
убедились, снижение налоговой нагрузки благотворно влияет на состояние
предприятия. А что получает или теряет государство от такого снижения?
Безусловно, налоговые поступления в бюджет уменьшаются, но:
– Государство
создает благоприятные условия для развития инновационной деятельности,
производства импортозамещающей и экпортоориентрированной продукции.
Благоприятный налоговый климат способствует привлечению иностранных инвестиций
– т.е. росту валютных поступлений. В конечном итоге это уменьшает потребность
государства в валютных ресурсах, тем самым сдерживаются темпы инфляции.
– Увеличение
чистой прибыли предприятий снижает их потребность в бюджетных ассигнованиях,
которые, как правило, государство предоставляет на льготных условиях или на
условиях безвозвратности. Выделение государством средств на реализацию проектов
требует дополнительных расходов, связанных с оформлением, выделением средств и
контролем за их использованием.
– Создание
благоприятных условий для инновационной деятельности содействует обеспечению
занятости и уменьшению оттока высококвалифицированных специалистов.
-
Уменьшение
косвенных налогов влечет за собой рост поступлений прямых налогов (налогов на
доходы и прибыль, подоходного налога) и налогов на имущество (рост доходов
предприятий и населения позволяет приобретать больше недвижимого имущества и
прав на землю).
-
Активизация
инновационной деятельности способствует увеличению объемов производства и
реализации, что в свою очередь ведет к росту налоговых поступлений в бюджет, не
увеличивая при этом относительную налоговую нагрузку.
Таким
образом, снижение налоговой нагрузки на инновационную деятельность полезно и
для субъектов хозяйствования и для государства.
Совершенствование
порядка налогообложения предполагает не только снижение налоговой нагрузки, но
и упрощение порядка исчисления и уплаты налогов, улучшение налогового
администрирования. Налоговая система должна быть справедливой, удобной для
плательщиков, но одновременно эффективной и управляемой со стороны государства.
Согласно
исследованиям Всемирного банка из 181 страны в Беларуси самый сложный порядок
исчисления и уплаты налогов. Для исчисления и уплаты налогов в течение года
предприятию необходимо потратить 1188 часов [24].
Для получения
налоговых преференций плательщикам необходимо собирать большое количество
документов, подтверждающих право на льготы, а отсутствие какого-либо из них или
непреднамеренная ошибка чреваты высокими штрафами. Большое количество
нормативно-правовых актов, касающихся одного и того же вопроса, создает
предпосылки для допущения нарушений при исчислении налогов. Зачастую
предприятия не пользуются предусмотренными законодательством льготами из-за
боязни допустить ошибку, а впоследствии заплатить штраф.
Так, вид деятельности ОДО «Витсофт» позволяет предприятию
стать резидентом Парка высоких технологий или зарегистрировать бизнес-проекты в
Администрации Парка и получить право на налоговые льготы.
Получение статуса резидента Парка высоких технологий позволило бы
ОДО «Витсофт» получить налоговые льготы, размеры которых представлены в
таблице 3.2.
Таблица 3.2 – Налоги ОДО «Витсофт» при получении статуса
резидента Парка высоких технологий
Наименование показателя
|
Сумма, тыс. р.
|
1. Выручка от
реализации
|
4696580,3
|
2. Затраты
|
3193674,6
|
3. Налоги из выручки
|
0,0
|
3.1 НДС (к уплате)
|
0,0
|
3.2 Республиканский
единый платеж
|
0,0
|
4. Налоги, относимые на
затраты
|
61,5
|
4.1 Экологический налог
|
61,5
|
5. Налоги, исчисляемые
из прибыли
|
46280,8
|
5.1 Налог на
недвижимость
|
1230,5
|
5.2 Налог на прибыль
|
0,0
|
5.3 Местные целевые
сборы
|
45050,3
|
Итого налогов
|
46342,3
|
Доля налогов в выручке
от реализации (сумма налогов / выручка от реализации), %
|
0,9
|
Таким образом, в результате получения статуса резидента Парка
высоких технологий, налоговая нагрузка ОДО «Витсофт» снизилась бы с 13,1%
до 0,9%. Сумма финансовых ресурсов, высвободившаяся в результате получения
такого статуса, составила бы 567971,2 тыс. р.
Данные
средства предприятие могло бы направить на развитие своей деятельности,
создание новых рабочих мест, увеличение заработной платы с целью удержания и
привлечения новых высококвалифицированных специалистов. В свою очередь,
привлечение новых специалистов и увеличение заработной платы, повлечет за собой
рост поступлений в бюджет подоходного налога, а также отчислений в фонд
социальной защиты населения.
В данном
случае государство предоставляет возможность воспользоваться значительными
налоговыми льготами, однако ОДО «Витсофт» ее не использует из-за
трудоемкости процесса получения статуса резидента ПВТ или регистрации
бизнес-проекта, а также усиленного контроля за деятельностью «льготников» со
стороны государства.
Необходимость
совершенствования налогового администрирования определяется важностью
формирования прозрачной и благоприятной среды для ведения бизнеса. Стабильность
и предсказуемость налогового законодательства, оптимальный уровень
налогообложения, простые процедуры ведения учета и уплаты налогов создают условия
экономического роста.
Налоговое
совершенствование в области налогового администрирования предполагает:
-
создание
самостоятельной отрасли законодательства – налогового права на базе единой
законодательной и нормативной базы налогообложения, устраняющей многочисленные
нормативные документы и подзаконные акты, регулирующие налоговые отношения,
ликвидирующей имеющиеся правовые пробелы и отсутствие достаточных правовых
гарантий для участников налоговых отношений;
-
упрощение
налоговой системы за счет установления закрытого перечня налогов и сборов,
сокращения их количества, максимальной унификации налоговых баз и правил их
исчисления по отдельным налогам, а также порядка уплаты;
-
совершенствование
процедур регистрации, учета и контроля плательщиков, сокращения налоговых форм
(деклараций и расчетов), обеспечения возможности их представления на
электронных носителях с правом электронной подписи, что позволит сократить
затраты как со стороны субъектов хозяйствования, так и государства;
-
содействие
формированию в обществе налоговой культуры путем создания доступных
информационных ресурсов для всех слоев населения, эффективной системы
консультирования налогоплательщиков и подготовки кадров.
Предложенные
мероприятия по снижению налоговой нагрузки на инновационную деятельность, а
также улучшению налогового администрирования могут быть введены уже в ближайшее
время.
Стратегическая
цель инвестиционно-структурной политики состоит как в привлечении инвестиций и
направлении их на реализацию приоритетов социально-экономического развития, так
и в развитии политики экспорта капитала.
Основной задачей
налоговой реформы в области формирования инвестиционного потенциала должно
стать обеспечение собственными ресурсными источниками субъектов хозяйствования,
привлечение внешних инвестиций, в том числе за счет льготного налогообложения.
Налоговое
регулирование должно обеспечить формирование инвестиционного потенциала в
республике, для чего можно:
-
разработать механизм предоставления
налоговых каникул для иностранных и отечественных инвесторов в сфере
наукоемкого производства;
-
снизить
налоговую нагрузку на предприятия и банки, осуществляющие долгосрочное
инвестирование производственной сферы;
-
с
целью привлечения инвестиций за счет населения предусмотреть возможность
предоставления вычетов по подоходному налогу.
3.2
Разработка модуля обработки сигналов
В данном
подразделе дипломного проекта разработан сборочный чертеж модуля обработки
сигналов. Модуль обработки информации является составной частью программируемые
логический модуль.
Программируемые
логический модуль являются компактными функционально законченными
универсальными изделиями. Они предназначены для построения простейших устройств
автоматики с логической обработкой информации. Алгоритм функционирования
модулей задаётся программой, составленной из набора встроенных функций.
Программирование модулей может производиться с их клавиатуры без использования
дополнительного программного обеспечения. Стоимостные показатели модулей
настолько низки, что их применение может оказаться экономически целесообразным
даже в случае замены устройств.
Области
применения модулей:
– управление
освещением;
– управление
коммутационной аппаратурой;
– управление
насосами, вентиляторами, компрессорами, прессами;
– системы
отопления и вентиляции;
– системы
управления дорожным движением;
– конвейерные
системы;
– управление
подъемниками;
Модуль
обработки информации предназначен для приёма данных от различных датчиков и
формировании сигналов управления.
Печатный узел
– сложная многоэлементная сборная единица РЭА, которая объединяет множество
элементов электрической схемы функционального узла.
Сборочный
чертеж печатной платы должен обладать полной информацией по сборке
радиоэлементов на плате, формовке выводов элементов перед установкой их на
плату, вариантам установки тех или иных элементов согласно действующим
нормативным документам, покрытию платы лаком или компаундом после монтажа (если
это необходимо), применяемым припоям и паяльным пастам и т.п. Также в
технических требованиях на поле чертежа конструктор вправе отметить любые
дополнительные требования, которые он считает нужными.
Модуль обработки информации собран на двухсторонней печатной плате
из четырёхслойного фольгированного стеклотекстолита СФ-2–35–1,5 ГОСТ 10316–78, обладающего следующими
достоинствами:
a)
прочность
сцепления фольги с основанием не менее 15 Н/см2;
б) удельное объемное сопротивление 5000ГОм*см;
в) тангенс угла диэлектрических потерь 0,03.
Фольгированный
стеклотекстолит представляет собой слоистый прессованный материал,
изготовленный на основе ткани из стеклянного волокна, пропитанной эпоксидной
смолой, и облицованный с двух сторон медной электролитической, оксидированной
или гальванической фольгой.
В качестве материала фольги использована медь, так как она
обладает хорошими проводящими свойствами.
Печатная
плата – это основа печатного монтажа электронной аппаратуры, при котором
микросхемы (МС), полупроводниковые приборы, электрорадиоэлементы (ЭРЭ) и
элементы коммутации устанавливаются на изоляционное основание с системой
токопроводящих полосок металла (проводников), которыми они электрически
соединяются между собой в соответствии с электрической принципиальной схемой.
ПП
представляют собой диэлектрическое основание, имеющее необходимые отверстия и
проводящий рисунок плоских проводников и контактных площадок, обеспечивающий
соединение ИМС и ЭРЭ в соответствии с принципиальной электрической схемой.
Покрытием для
печатной платы служит лак марки УР-231.01.2, т. к. он получил наибольшее
применение в производстве при сборке печатных плат и имеет все необходимые
свойства для защиты от внешних факторов. Покрытие осуществляется в два слоя, покрывается
вся плата, за исключением поверхности контактных частей разъёмов.
Технологический
процесс монтажа навесных деталей и элементов заключается в установке их на
печатную плату и пайке. В зависимости от масштаба производства детали на плату
устанавливаются вручную или механизированным способом. Пайку монтажных
соединений выполняют паяльником или групповыми методами, из которых чаще всего
применяют пайку погружением в волну припоя.
Плата модуля
обработки информации имеет двухстороннюю установку элементов. Навесные детали
устанавливаются на плату со стороны монтажа. Со стороны пайки устанавливаются
элементы СМД-монтажа.
Навесные
детали устанавливаются на печатную плату после формовки выводов с «зиг-замком».
Подрезают выводы на требуемую длину после их загибания или после установки их
на плату.
Размещение
навесных элементов на плате следует согласовывать с конструктивными
требованиями. Выбор варианта установки на плату производят в соответствии с
заданными условиями эксплуатации и другими техническими требованиями.
Размещение навесных элементов должно быть рациональным с учетом
электрических связей и теплового режима, с обеспечением минимальных значений
длин электрических связей, количества переходов печатных проводников со слоя на
слой, паразитных связей между их навесными элементами. Распределение масс
навесных элементов по поверхности платы должно быть, по возможности,
равномерным, с установкой элементов с наибольшей массой вблизи мест
технического крепления платы. Установочные размеры и варианты установки
навесных элементов выбираются в соответствии с действующими стандартами на
установку навесных элементов. Проводящий рисунок печатной платы, разработанный в
трассировке соединений, должен удовлетворять требованиям ГОСТов.
Для получения
качественных соединений необходимо поверхности, подлежащие пайке, тщательно
очищать от загрязнений и окислов.
При пайке
применяют только бескислотные флюсы. После нанесения флюс должен подсохнуть в
течение 1…2 минут, чтобы быстрое испарение спирта, входящего в его состав, не
привело к образованию раковин и пузырей. Для пайки припоем ПОС61 ГОСТ 21931–76
применяется паяльник мощностью 35Вт. При пайке следует прогревать вывод изделия
в течение 3…5 секунд, не касаясь паяльником печатного проводника. Соблюдение
такого режима обеспечивает многократную перепайку деталей (до 10 раз) без
нарушения металлизации печатного проводника. Остатки флюса удаляются тампоном
из бязи, смоченным в этиловом спирте.
Большое значение на надежность радиоэлектронной аппаратуры
оказывает выбор припоя для электрического монтажа. Качество паяных соединений
(прочность, герметичность, надежность и др.) зависят от правильного выбора
припоя, флюса, способа нагрева и величины зазора. Припой должен хорошо
растворять основной материал, обладать смачивающей способностью, быть дешевым и
не дефицитным.
Из анализа характеристик припоев приведенных в справочных
материалах видно, что наиболее подходящим для пайки ЭРЭ в нашем преобразователе
является припой ПОС-61 ГОСТ 21931–76 (температура кристаллизации: начальная –
190 °С; конечная – 183 °С).
Нагрев платы при пайке припоем ПОС-61 производят паяльником или
погружением платы в расплавленный припой, но перед этим плата должна пройти
операцию флюсования. Флюсы паяльные применяются для очистки поверхности
паяемого металла, а так же для снижения поверхностного напряжения и улучшения
растекания и смачиваемости жидкого припоя.
Автоматизированный
способ обеспечивает установку ЭРЭ без гарантированного зазора между корпусом и
платой или же с зазором. Зазор в этом случае обеспечивается формовкой выводов.
Размеры, конфигурация и место крепления печатной платы выбираются
в зависимости от установочных размеров, элементной базы, эксплуатационных
характеристик и т.д.
Размеры печатной платы должны соответствовать ГОСТ 10317–79.
На печатных
платах должны быть предусмотрены фиксирующие отверстия.
Форма печатной платы, разработанного модуля управления и контроля
является прямоугольной. Стороны
прямоугольной печатной платы должны быть параллельны линиям координатной сетки.
Для платы
модуля управления и контроля выбран шаг координатной сетки равный 1,25 мм.
Технологический
процесс изготовления печатной платы (ПП) химическим методом был выбран исходя из
достоинств и недостатков метода.
ПП
изготавливается химическим методом, следовательно рисунок ПП должен быть
выполнен сеточно-графическим методом. Данный метод широко используется при
массовом производстве ПП. Сущность метода заключается в том, что нанесение
рисунка на заготовку платы осуществляется сквозь сетку – трафарет, по которому
перемещается ракель и продавливает краску на плату. Затем плата с печатным
рисунком подвергается травлению.
Принцип
работы модуля обработки информации заключается в сборе и обработке данных по
прикладной программе пользователя с выдачей управляющих сигналов на
исполнительные устройства. Модуль обработки информации применяются для решения
задач автоматизации от управления несложными комплексами. Для этих целей модуль
обладает ПЛИС (EP2C50F672-i8) которая решает задачи
обработки и управления, а также множество различных интерфейсов, что
обеспечивает совместимость данного устройства с множеством других устройств.
4. Налоговая
политика в Республике Беларусь в области охраны окружающей среды
4.1 Формирование экологического налога в
Республике Беларусь
Государство
оказывает воздействие на различные стороны деятельности через внутреннюю и
внешнюю, социальную, культурную, оборонную, природоохранную, финансовую,
техническую политику. Центральным звеном в государственном регулировании
является финансовая политика. Ее неотъемлемой частью является налоговая
политика, взаимодействующая с бюджетно-финансовой и денежно-кредитной
составляющими. В условиях развитых рыночных отношений ее главное назначение
вытекает из сущности и функций налогов. Оно состоит в изъятии государством
части совокупного общественного продукта на общегосударственные нужды, в
мобилизации этих средств и перераспределении их через бюджет в целях изменения
структуры производства, территориального экономического развития, повышения
уровня доходности населения.
В любом
обществе главным субъектом налоговой политики является государство.
Для
управления процессом налоговых отношений государство использует различные
организационно-правовые методы, нормы, инструменты, формы. Способы организации
налоговых отношений государство оформляет в законах, указах Президента и других
нормативно-правовых актах. Оно определяет методы изъятия ВВП, виды платежей,
налоговых ставок и льгот, способы обложения.
Почти во всех странах мира с целью
экономного использования природных ресурсов и борьбы с загрязнением окружающей
среды используют различные административные и экономические методы, среди
которых центральное место принадлежит налогам.
Так, государствами вводятся
экологический налог, назначением которого является:
– Обеспечение финансирования
расходов государства на охрану окружающей среды.
– Обеспечение рационального
использования предприятиями природных ресурсов – за сверхнормативное использование
природных ресурсов ставки экологического налога в различных странах повышаются
в несколько раз.
Законом Республики Беларусь «О
республиканском бюджете на 2009 год» от 13.11.2008 №450–3 расходы
государственного бюджета на охрану окружающей среды предусмотрены в размере
620677096,0 тыс. р., в том числе:
Таблица 4.1 – Расходы государственного
бюджета Республики Беларусь на охрану окружающей среды на 2009 год
Направление
|
Сумма,
тыс. р.
|
1.
Природоохранная деятельность
|
13163813,0
|
2.
Охрана природной среды
|
517616988,0
|
3.
Охрана растительного и животного мира. Мониторинг
окружающей
среды
|
55926988,0
|
4.
Фонды охраны природы
|
446690000,0
|
5.
Охрана земель
|
15000000,0
|
6.
Прикладные научные исследования, научно-технические
программы
и проекты в области охраны окружающей среды
|
6063500,0
|
7.
Другая деятельность в области охраны окружающей среды
|
83832795,0
|
8.
Фонд организации сбора (заготовки) и использования
отходов
в качестве вторичного сырья
|
32000000,0
|
9.
Прочие вопросы в области окружающей среды
|
51832795,0
|
Доля расходов государственного бюджета
на охрану окружающей среды в общем объеме расходов государственного бюджета
составляет 1,08%.
Финансирование расходов бюджета на
охрану окружающей среды осуществляется за счет взимания налога за использование
природных ресурсов или иначе называемого экологического налога.
Рассмотри порядок исчисления
предприятиями экологического налога.
Плательщиками налога за использование
природных ресурсов (экологического налога) являются юридические лица,
иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества,
хозяйственные группы, а также индивидуальные предприниматели.
Экологическим налогом облагаются:
– объемы используемых (изымаемых,
добываемых) природных ресурсов;
– объемы переработанных нефти и нефтепродуктов
организациями, осуществляющими переработку нефти;
– объемы выводимых в окружающую
среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ;
– объемы перемещаемых по территории
Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов;
– объемы отходов производства, размещенных
на объектах хранения отходов и (или) объектах захоронения отходов, объемы
размещенных товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших
свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате
уничтожения товаров, помещенных под этот режим;
– объемы производимой и (или)
импортируемой пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и
иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы,
оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации
систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также объемы
импортированных товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на
основе бумаги и картона. Перечень производимых и (или) импортируемых иных
товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы,
оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации
систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, устанавливается
Президентом Республики Беларусь.
Ставки налога за использование природных
ресурсов, за исключением платежей за переработку нефти и нефтепродуктов
организациями, осуществляющими переработку нефти, установлены Указом Президента
Республики Беларусь от 07.05.2007 №215.
Ставки налога за добычу природных
устанавливаются в зависимости от ценности добываемых природных ресурсов. В 2009
году они составляют от 9,5 рублей за 1 куб. м. воды, забираемой из
поверхностных источников, до 7140000 рублей за 1 тонну личинок хирономид
Размеры ставок налога за выбросы
загрязняющих веществ в атмосферный воздух зависят от класса опасности
загрязняющих веществ.
Таблица 4.2 – Ставки экологического
налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Вещество
|
Размер ставки (рублей за 1 тонну)
|
Первый класс опасности (ртуть, кадмий, свинец и др.)
|
43352000
|
Второй класс опасности (бензол, серная кислота, хлор и др.)
|
1297790
|
Третий класс опасности (метанол, пыль древесная, ксилол и др.)
|
429030
|
Четвертый класс опасности (аммиак, бутан, метан, этанол и.др.)
|
213180
|
Класс опасности не определен (пыль комбикормовая, 2-этоксиэтанол)
|
1073930
|
Бензин неэтилированный
|
143990
|
дизельное топливо
|
90270
|
Сжиженный газ
|
143300
|
Биодизельное топливо
|
80260
|
Ставки экологического налога за
размещения отходов производства устанавливаются в зависимости от класса
опасности отходов и в 2009 году составляют от 24 рублей за тонну до 9638410
рублей.
Ставки экологического налога за
производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе
бумаги и картона, а также за импорт товаров, упакованных в такую тару,
представлены в таблице 4.3.
Таблица 4.3 – Ставки экологического
налога за тару
Объект налогообложения
|
Ставка налога, рублей
|
1. За производство пластмассовой тары, за 1 тонну
|
250700
|
2. За производство стеклянной тары, за 1 условный литр
|
15,2
|
3. За производство тары на основе бумаги и картона, за 1 тыс. кв.
метров
|
7630
|
4.
За импорт пластмассовой тары, товаров, упакованных в пластмассовую тару, за 1
тонну
|
250700
|
5.
За импорт тары, основанной на основе бумаги и картона, товаров, упакованных в
тару на основе бумаги и картона,
за
1 тонну
|
16300
|
6.
За импорт стеклянной тары, товаров, упакованных в
стеклянную
тару, за 1 тонну
|
152600
|
За переработку организациями,
осуществляющими переработку нефти, 1 тонны нефти или нефтепродуктов налог
взимается по ставке 2800 белорусских рублей.
В случаях, когда объектом
налогообложения является добыча природных ресурсов или выбросы загрязняющих
веществ, каждому природопользователю устанавливаются лимиты.
За превышение установленных лимитов или,
если природопользователь не обратился за установлением таких лимитов,
экологический налог взимается в повышенных размерах.
Так, за выбросы загрязняющих веществ в
атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду
сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов, если их
установление предусматривается законодательством, налог взимается в 15-кратном
размере установленной ставки налога.
За превышение установленных лимитов
(объемов) использования (изъятия, добычи) природных ресурсов либо использование
(изъятие, добычу) природных ресурсов без установленных в соответствии с
законодательством Республики Беларусь лимитов (объемов) налог взимается в 10-кратном
размере установленной ставки налога.
За размещение отходов производства сверх
установленных лимитов либо без установленных лимитов, если их установление
предусматривается законодательством, налог взимается в 15-кратном размере
установленной ставки налога.
Указом Президента Республики Беларусь от
07.05.2007 №215 также установлены льготы по взиманию экологического налога.
Так, не облагаются экологическим налогом
объемы:
– выбросов загрязняющих веществ в
атмосферный воздух от передвижных источников, рассчитанные исходя из количества
израсходованного топлива на передвижение за пределами территории Республики
Беларусь;
– добычи попутного газа из
месторождений нефти;
– переработки полуфабрикатов из
сырья, полученных на определенном этапе технологического процесса переработки
сырых нефти и нефтепродуктов на давальческих условиях и причитающихся
переработчикам в счет платы за услуги;
– добычи попутных и дренажных
подземных вод, не учитываемых государственным балансом запасов полезных
ископаемых и извлекаемых при разработке месторождений других видов полезных
ископаемых;
– добычи полезных ископаемых,
остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или
отходах перерабатывающих производств, а также составляющих нормативные потери
полезных ископаемых;
– добычи (изъятия) воды из
поверхностных и подземных источников для противопожарного водоснабжения;
– добычи воды из подземных
источников: контрольных и резервных скважин при проведении планового контроля
за их эксплуатацией;
– хранения отходов производства на
объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных
для обезвреживания и (или) использования, в количестве, соответствующем
технологическому регламенту этих объектов;
– размещения радиоактивных отходов,
образующихся в результате работ по преодолению аварии на Чернобыльской АЭС;
– производства тары и иных товаров,
реализованных на экспорт, при условии раздельного учета.
Налог за использование природных
ресурсов исчисляется и уплачивается индивидуальными предпринимателями
ежеквартально, а остальными плательщиками – ежемесячно исходя из фактического
объема использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, выбросов
загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод или загрязняющих
веществ в окружающую среду, размещения отходов производства, произведенных и
(или) импортированных пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и
картона переработанных нефти и нефтепродуктов.
Платежи вносятся в бюджет
индивидуальными предпринимателями ежеквартально не позднее 22-го числа месяца,
следующего за отчетным кварталом, остальными плательщиками – ежемесячно не
позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Суммы налога за использование природных
ресурсов в пределах установленных лимитов и в случаях, если законодательством
установление лимитов не предусмотрено, включаются в затраты по производству и
реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении,
сверх установленных лимитов – уплачиваются за счет средств, остающихся в
распоряжении плательщиков налога.
4.2 Пути снижения налоговых затрат на
примере ОАО «Доломит»
ОАО «Доломит» является самым
крупным плательщиком экологического налога в Железнодорожном районе г. Витебска.
Доля поступлений экологического налога от ОАО «Доломит» в общем объеме
поступления экологического налога в Железнодорожном районе г. Витебска
составляет 15–16%.
В таблице 4.4. представлены сведения об
уплаченных суммах экологического налога ОАО «Доломит» за 2006–2008 гг.
Таблица 4.4 – Экологический налог,
уплаченный ОАО «Доломит» за 2006–2008 гг.
Вид платежа
|
Год
|
2006
|
2007
|
2008
|
1. За объемы используемых (изымаемых, добываемых) природных
ресурсов, тыс. р
|
6631,3
|
6954,2
|
129581,1
|
2. За объемы выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов)
загрязняющих веществ, тыс. р.
|
286049,6
|
407855,3
|
354387,9
|
3. За объемы отходов производства, тыс. р.
|
2420,9
|
1230,8
|
1569,3
|
4. За объемы импортируемой пластмассовой, стеклянной тары, тары
на основе бумаги и картона
|
1722,9
|
986,7
|
16,9
|
Итого
|
296823,8
|
417027,0
|
485555,2
|
Как видно из таблицы 4.4 наибольший
удельный вес в структуре экологического налога ОАО «Доломит» занимают
платежи за объемы выбросов загрязняющих веществ. Это связано с тем, что
обработка добываемых природных ресурсов производится на устаревшем
оборудовании, которое не позволяет в достаточной мере производить очистку выбрасываемых
веществ. Поэтому одним из путей снижения экологического налога на предприятии
является реконструкция 2-х топок на технологических линиях 1, 3 в цехе №7 и
технологической линии 5 в цехе №5 с целью установления оборудования,
позволяющего более качественно производить очистку выбросов вредных веществ.
Также на предприятии при добыче и сбросе
сточных вод не применяются водоизмерительные приборы. Указом Президента
Республики Беларусь от 07.05.2007 №215 установлено, что за использование
(изъятие, добычу) воды из поверхностных и подземных вод, за сброс сточных вод в
водные объекты и подземные горизонты при отсутствии водоизмерительных приборов,
аппаратуры и устройств к ставкам налога применяется коэффициент 1,5.
Следовательно, применение водоизмерительных приборов позволит предприятию
существенно снизить суммы экологического налога за добычу и сбросы сточных вод.
Таким образом, для уменьшения налоговых
затрат на ОАО «Доломит» предлагается следующее:
1.
Реконструкция технологического оборудования с целью повышения
качества очистки выбросов, что позволит уменьшить объемы выбросов загрязняющих
веществ в атмосферный воздух и соответственно уменьшить налог в части платы за
выбросы;
2.
Приобретение водоизмерительных приборов, что позволит не применять
к установленным ставкам коэффициент 1,5 и таким образом уменьшить налог в части
платы за добычу воды и сбросы сточных вод.
Заключение
Актуальность
изученной в ходе выполнения дипломного проекта проблемы обусловлена временем.
Процесс интеллектуализации экономики и других сфер жизни общества и государства
относится к числу важнейших современных экономических закономерностей. Ставка
на интеллект, его созидательную роль в производстве знаний, инновационные и
творческие способности становится решающим фактором общественного развития, а
превращение знаний в интеллектуальный капитал – главным ресурсом повышения
конкурентоспособности предприятий.
Активизация
инновационного развития предприятий, отраслей и экономики в целом является
одним из главных направлений реального экономического роста в Республике
Беларусь, что отмечено в основных программных документах (Государственная
программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы,
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг.,
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики
Беларусь на период до 2020 г.).
Как рычаг
косвенного воздействия, налоговое регулирование инновационной деятельности,
является мощным инструментом, способным влиять на развитие инновационных
процессов. Поэтом выбор тех или иных способов налогового регулирования может
существенно сказаться на развитии инновационной деятельности в стране.
Изучив методы
налогового стимулирования инновационной в Республике Беларусь, можно сделать
вывод об их соответствии методам, применяемым в развитых странах. Однако
существуют и проблемы, пути решения которых были предложены в третьем разделе
дипломного проекта, а именно:
– отмена
1%-го сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной
продукции, продовольствия и аграрной науки, включаемого в цену продукции;
– освобождение
от уплаты отчислений в инновационные фонды с направлением данных средств на
инновационную деятельность – т.е. предприятия исчисляют отчисления, но не
уплачивают их в бюджет, а направляют на развитие собственной инновационной
деятельности. Предприятия, не осуществляющие инновационную деятельность,
производят отчисления в действующем порядке;
– снижение
ставки налога на прибыль на 50% для всех предприятий, направляющих средства на
развитие инновационной деятельности, с использованием высвободившихся средств
на данные цели.
В области
налогового администрирования были предложены следующие пути совершенствования:
– создание
самостоятельной отрасли законодательства – налогового права на базе единой
законодательной и нормативной базы налогообложения, устраняющей многочисленные
нормативные документы и подзаконные акты, регулирующие налоговые отношения,
ликвидирующей имеющиеся правовые пробелы и отсутствие достаточных правовых
гарантий для участников налоговых отношений;
– упрощение
налоговой системы за счет установления закрытого перечня налогов и сборов,
сокращения их количества, максимальной унификации налоговых баз и правил их
исчисления по отдельным налогам, а также порядка уплаты;
– совершенствование
процедур регистрации, учета и контроля плательщиков, сокращения налоговых форм
(деклараций и расчетов), обеспечения возможности их представления на
электронных носителях с правом электронной подписи, что позволит сократить
затраты как со стороны субъектов хозяйствования, так и государства;
– содействие
формированию в обществе налоговой культуры путем создания доступных
информационных ресурсов для всех слоев населения, эффективной системы
консультирования налогоплательщиков и подготовки кадров.
Данные меры
на примере 4 предприятий могли бы позволить каждому из них высвободить
дополнительные средства на развитие инновационной деятельности. В конечном
итоге эти мероприятия стали бы одним из путей к достижению финансового
благополучия предприятий. А финансовое благополучие предприятий в свою очередь
ведет к улучшению социально-экономической обстановки в стране.
В четвертом
разделе дипломного проекта изложен порядок формирования экологического налога в
Республике Беларусь. На примере ОАО «Доломит» представлены пути снижения
налоговых затрат.
Список литературы
[1] Заяц, Н. Налоги и налогообложение: учебник / Н.Е. Заяц,
Т.Е. Бондарь, Н.И. Алешкевич – 5-е изд., испр. и доп. – Мн., Выш.шк.,
2008
[2] Налоговый механизм: Теория и практика: Налоги,
таможенно-тарифное регулирование. Учет и контроль. Ценообразование: пособие / С.И. Адаменкова
[и др.]. под. ред. С.И. Адаменковой – 4-е изд., доп. и перераб. – Мн.:
Элайда, 2007
[3] Мясникович, М. Государственное регулирование инновационной
деятельности: учебное пособие / Мясникович М.В., Антонова Н.Б., Нехорошева Л.Н.
– Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005 – 235 с.
[4] Шелюбская, Н. Косвенные методы государственного
стимулирования инноваций: опыт Западной Европы // Проблемы теории и
практики управления. – 2001. – №3.
[5] Государственная программа инновационного развития Республики
Беларусь на 2007–2010 годы
[6] Об основах государственной
научно-технической политики: Закон Респ. Беларусь, 19 янв. 1993 г. №2105-XII //
Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – №5/15965
[7] Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая
часть) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – №2/920
[8] О налоге на добавленную стоимость: Закон
Респ. Беларусь, 19 дек. 1991 г., №1319-XII // Нац. реестр правовых
актов Респ. Беларусь. – 2001. – №2/313
[9] Об утверждении методических рекомендаций по
оценке эффективности научных, научно-технических и инновационных разработок:
постановление национальной академии наук Беларуси, Государственного комитета по
науке и технологиям Респ. Беларусь, 3 янв. 2008 г., №1/1 // Нац.
реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – №5/15965
[10] О налогах на доходы и прибыль: Закон Респ.
Беларусь, 22 дек. 1991 г., №1330-XII // Нац. реестр правовых актов
Респ. Беларусь. – 2001. – №2/317
[11] О республиканском бюджете на 2009 год: Закон Респ. Беларусь,
13 ноя., 2008 г., №450-З // Нац. реестр правовых актов Респ.
Беларусь. – 2008. – №2/1546
[12] О парке высоких технологий: Декрет
Президента Респ. Беларусь, 22 сент. 2005 г., №12 // Нац. реестр
правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – №69
[13] Положение о порядке зачисления,
направлениях и целях использования средств инновационных фондов: постановление
Совета Министров Респ. Беларусь, 14.05.2005, №493 // Нац. реестр правовых
актов Респ. Беларусь. – 2005. – №5/15965
[14] Богдан, Н. Открытая модель инновационного процесса и
трансформация индикаторов инновационного развития // Белорусский
экономический журнал. 2008. №4.
[15] Киреева, Е., Киселев, С. Налогообложение в условиях
реализации стратегии инновационного развития национальной экономики //
Белорусский экономический журнал. – 2007. – №1
[16] Киреева, Е. Налоговая реформа: необходимость, основные
направления и меры по их реализации // Белорусский экономический журнал. –
2008. – №№2,3
[17] Лукъянова, И. Налоговое регулирование в государственной
политике стимулирования инвестиций // Белорусский экономический журнал. –
2008. – №2
[18] Мясникович, М. Инновационная
деятельность Республике Беларусь: теория и практика / М. Мясникович – Мн.:
Аналитический центр НАН Беларуси, ИООО «Право и экономика», 2004–178 с.
[19] О государственной регистрации
научно-исследовательских научно-инструкторских и опытно-технологических работ:
Указ Президента Респ. Беларусь, 25 мая 2006 г., №356
[20] О научной деятельности: Закон Респ. Беларусь,
21.10.1996, №708-XIII // Нац. реестр правовых актов Респ.
Беларусь. – 2001. – №2/547
[21] О национальной стратегии устойчивого
развития Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 27
мар. 1997 г., №255
[22] О налогообложении высокотехнологичных
организаций: Указ Президента Респ. Беларусь, 4 дек 2008 г., №662 //
Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – №1/10282
[22] О некоторых вопросах налогообложения
резидентов парка высоких технологий: Указ Президента Респ. Беларусь, 31 дек.
2007 г., №703 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. –
№5/15965
[23] Paying Taxes 2009. The global picture [Электронный ресурс] – Электронные данные. – Режим доступа: http://pwc.com/ payingtaxes
doingbusiness.org.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|