бесплатные рефераты

Оценка финансово-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия

На транспорте одновременно находится примерно 27 – 30 млн т различных грузов.

Затраты на перевозку продукции и погрузочно-разгрузочные работы могут составлять 15 – 18% от общей стоимости перевозимой продукции, но по отдельным видам грузов могут быть значительно выше (например, при перевозке нефтепродуктов они доходят до 40%, строительных грузов – до 50%, пищевых продуктов – до 25%, а сельскохозяйственной продукции – до 100% в связи с плохим качеством дорого в отдельных регионах).


2.2 Особенности транспортной продукции


Характеристика транспортной продукции обусловлена особенностями транспортного процесса.

Транспорт продолжает и завершает процесс производства продукции до момента ее доставки в сферу потребления. Процесс производства продукции считается завершенным лишь тогда, когда продукция доставлена в сферу потребления, и соответственно процесс производства транспортной продукции прекращается сразу после того, как груз доставлен в нужное место. Следовательно, транспортная продукция производится только во время движения транспортного средства с грузом или с пассажирами.

Этим обусловлена одна из самых больших проблем транспортной отрасли – невозможность создания запаса "продукции транспорта". Без запаса, который снимает часть риска сбоя при доставке груза или пассажира, практически работать нельзя, поэтому этот запас создается путем дополнительных резервных транспортных средств.

Продукция транспорта воздействует на размеры общественного производства, так как является необходимым условием обслуживания процессов производства отраслей экономики, и активно воздействует на развитие производительных сил и размещение производства, что, в свою очередь, способствует совершенствованию транспорта.

Стоимость транспортной продукции входит в окончательную стоимость перевозимой продукции, так как грузовладельцы осуществляют оплату транспортных затрат, которые они затем, при продаже, добавляют к стоимости своей продукции. Считается, что стоимость груза не влияет на стоимость транспортной продукции. Однако, нужно помнить, что более дорогой или с особыми свойствами товар требует при транспортировке больших затрат, так как необходим специализированный транспорт, эксплуатация и обслуживание которого стоят дороже обычного транспортного средства. Примером подобного удорожания может служить перевозка драгоценных металлов или денежной массы, которая должна осуществляться в специализированных бронированных транспортных средствах с охраной в пути.

На транспорте предметами труда служат перевозимые грузы, которые не являются собственностью транспорта, но на время перевозочного процесса перевозчик несет за них полную материальную ответственность.

Транспортная продукция обладает одной особенностью: с увеличением объемов перевозимых грузов или пассажиров возникает необходимость перехода на другой вид транспорта. Например, при возрастании перевозок нефти и нефтепродуктов по железной дороге ее необходимо заменить на трубопроводный транспорт или при росте населения в городе свыше 1 млн человек необходимо строительство метрополитена, обладающего большими провозными способностями, чем наземные виды городского транспорта.

Поскольку транспортная продукция производится только в период движения транспортных средств с грузом или пассажирами, то ее количество зависит от времени простоев при погрузочно-разгрузочных операциях, т.е. уровня механизации и автоматизации перегрузочных и складских процессов, а также использования прогрессивных технологий перевозки (контейнерной, пакетной, интермодальной).

Нематериальный характер транспортной продукции изменяет состав ее себестоимости. Себестоимость – это затраты, необходимые для производства одной единицы продукции. Если в отраслях экономики значительные затраты идут на приобретение сырья, из которого производится продукция, то в транспортной отрасли при отсутствии сырья почти 50% себестоимости уходит на заработную плату водителей, выполняющих транспортную работу. В эти же 50% входит та часть износа транспортного средства, которая в будущем будет использована на приобретение нового транспорта.

Особенностью транспортной продукции является также тот факт, что ее производство проходит вне транспортного предприятия. А так как транспортные средства обладают повышенной мобильностью, то контроль за производством транспортной продукции затруднен и не всегда есть возможность осуществления обратной связи, т.е. воздействия на процесс производства продукции.

Выходом из этого положения можно считать широкое развитие информационных оперативных систем, особенно мобильной телефонной связи.

Развитие транспорта и производство его продукции в значительной степени зависят от политики в экономике. Так, при рыночных отношениях, когда временной фактор зачастую важнее экономического, более значимым становится применение автомобильного транспорта за пределами эффективного расстояния.


2.3 Характеристика автомобильного транспорта


Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация промышленного транспорта предприятий различных отраслей экономики наряду с общими закономерностями имеют и существенные различия, которые необходимо учитывать в технико-экономических расчетах.

Основными грузообразующими отраслями для транспорта общего пользования, в то же время имеющими максимальные объемы внутренних перевозок, являются металлургическая, угольная и промышленность строительных материалов, за ними с большим отрывом следуют нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая, машиностроительная промышленность и др.

Автомобильный транспорт – это вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям с использованием колесного движителя.

Это наиболее массовый вид транспорта для перевозки пассажиров на короткие и средние расстояния. Основная сфера его деятельности – перевозка грузов любой стоимости на небольшие и средние расстояния. Применение современных технологий типа контейнерной расширяют сферу применения автомобильного транспорта по перевозке грузов. Эффективна и перевозка на значительные расстояния в международном сообщении, которое приносит валютную прибыль и ускоряет доставку экспортно-импортных грузов.

Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства автомобильного транспорта:

-                     маневренность и большая подвижность, мобильность

-                     доставка грузов или пассажиров от "двери до двери" без дополнительных перегрузок или пересадок в пути следования

-                     автономность движения транспортных средств

-                     высокая скорость доставки

-                     широкая сфера применения по территориальному признаку, видам груза и системам сообщения

-                     более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта

Относительные недостатки автомобильного транспорта:

-                     большая себестоимость

-                     большая топливоэнергоемкость, металлоемкость

-                     низкая производительность единицы подвижного состава

-                     наибольшая трудоемкость – на одно транспортное средство требуется не менее одного водителя

-                     загрязняет окружающую среду

Технология работы автомобильного транспорта отличается тем, что производственный процесс осуществляется подвижным составом предприятий общего пользования, ведомственным и частным. Этому виду транспорта присуща автономность движения одиночными автомобилями, а также автопоездами и автоотрядами по графику или без него. Отправки груза могут быть помашинные или мелкопартионные.

Проблемы и тенденции развития автомобильного транспорта: повышение производительности автомобильного транспорта путем увеличения скорости движения; создание новых автомобилей большей грузоподъемности и грузовместимости, необходимых для обслуживания металлургической, угледобывающей, горной и других отраслей промышленности. Максимальная грузоподъемность на сегодня – 600т. Это автомобили Челябинского завода. Необходимо увеличение моторесурса автомобилей, т.е. пробега их до капитального ремонта. Остается проблема полнокомплектного (капитального) ремонта. За рубежом легковые автомобили не доводят до капитального ремонта, также как большинство марок грузовых (распродают отдельные элементы на запчасти или отправляют целиком под пресс для получения вторичного сырья, особенно после серьезных аварий). Целесообразным считается капитальный ремонт лишь для особо тяжелых грузовых автомобилей.

Необходимо снижение трудоемкости транспортного процесса, в т.ч. путем создания специализированных автомобилей, особенно самосвалов и самопогрузчиков, значительно сокращающих время перегрузочных работ. Необходимо изменение подхода к системам диагностики и технического обслуживания, а также совершенствование конструкции и технических характеристик автомобилей и их двигателей, т.к. по этим направлениям имеется большое отставание нашей автомобильной промышленности. Для экономии топлива должно быть шире внедрение электроэнергии, газа, водородного и других видов топлива: применение экономически и экологически эффективных двигателей: повышение управляемости автомобилем.

По-прежнему актуально проблема дорог. На усовершенствованных дорогах себестоимость перевозок уменьшается в 2-3 раза, срок службы автомобиля увеличивается на 30%, расход горючего сокращается на 30-50%.


2.4 Характеристика предприятия


Открытое акционерное общество "Евпаторийское автотранспортное предприятие АТП 14363" создано в 1996 году в процессе приватизации Автотранспортного предприятия № 14363 г. Евпатории.

Номер свидетельства государственной регистрации №1140120000000434 от 20 сентября 1997 года, выдано Исполнительный комитетом Евпаторийского городского совета АРКрым.

Зарегистрированный уставной капитал составляет 348 140 грн.

Расположено предприятие по адресу: АРКрым, г. Евпатория, ул.2 Гвардейчкой Армии, 20.

ОАО предоставляет услуги по перевозке грузов и пассажиров. Основным рынком сбыта услуг ОАО является Автономная Республика Крым.

АТП обеспечено электроэнергией, водой, канализацией, связью.

Материальная база предприятия состоит из:

§       23 автомобилей марок КАМАЗ, КРАЗ, ЗИЛ;

§       49 единиц пассажирского транспорта;

§       автостоянка на 400 автомобилей;

§       оборудованная мойка;

§       помещения для ремонта и технического обслуживания автомобилей.

Производственные помещения оборудованы под производства любого ремонта и обслуживания автомобилей.

ОАО является самостоятельным юридическим лицом, имеет самостоятельный расчетный счет, валютный счет и другие счета в банках Украины. По основному текущему счету предприятие обслуживает отделение АКБ "Первый украинский мкждународный банк" г.Симферополь, валютный счет предприятия обслуживает Симферопольский филиал АКБ "Дельта".

При организации бухгалтерского учета предприятие самостоятельно определяет учетную политику и выбирает форму бухгалтерского учета. На предприятии издан приказ по осуществлении учетной политики. Учетная политика организована в натуральных и денежных показателях. Натуральные показатели основных фондов отражаются в паспорте предприятия. Денежная форма учетной политики предприятия организована в соответствии с Законом Украины "О налогообложении предприятий", "Инструкции по бухгалтерскому учету балансовой стоимости групп основных фондов", "Положением об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине" и других нормативных документов по бухгалтерскому учету и отчетности.

Основные клиенты предприятия – ООО "ТРИ К", ОАО "Евпаторийский гормолокозавод", ОАО "Сакский завод строительных материалов", ООО "Укрпроинвеставто", санатории и дома отдыха региона.

Численность персонала составляла:

§       в 2006 г. – 75 человек;

§       в 2007 г. – 76 человек:

§       в 2008 г. – 72 человека.

Фонд оплаты труда в 2008 году составил 285,60 тыс. грн.

Предприятие имеет лицензию на оказание услуг внутренних пассажирских и грузовых перевозок, выданную Министерством транспорта Украины № 833497 от 09 июня 2006 года, срок окончания которой 09 июня 2009 года.

Объемы реализации услуг предприятием за анализируемый период, представлены в таблице 2.1.


Таблица 2.1. –Объемы реализации услуг предприятием

Показатель

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Абсол.

откл. 2008/2006г.

Темпы

роста %

2008/2006г.

Объем производства в натуральных единицах, тонн/ км.

2678,10

2730,60

3135,90

457,80

117,09

Объем производства услуг в денежном выражении (в действующих ценах), тыс. грн.

614,40

619,30

986,60

372,20

160,58

Чистый доход (выручка) от реализации продукции, тис. грн.

509,40

515,80

822,20

312,80

161,41


За анализируемый период на предприятии возрастает объем реализации услуг, как в натуральных единицах (темпы роста составили 117,09% в год), так и в денежном выражении (темпы роста составили 160,58%). За данный период возрастает и выручка от реализации услуг на 312 тыс. грн. (темпы роста составили 161,41%).


2.5 Анализ имущественного состояния предприятия


Подвижной состав АПК состоит из автобусов выпускаемых Львовским автозаводом (ЛАЗ-677М, ЛАЗ-5256), Будапепештским заводом кузовов и транспортных средств (Икарус-260.18, 283.00), автобусов немецкой компании "Мерседес", микроавтобусов Павловского автобусного завода (табл. 2.2).


Таблица 2.2- Общая характеристика пассажирского подвижного состава

Марка автобуса

Число мест

Расход топлива л/100 км пробега


общее

для сидения


ЛАЗ-677М

ПО

25

54

Икарус-260.18

100

22

40 д

Икарус-283.00

120

30

46д

Mersedes-Benz 0340

132

35

25.0 д

Mersedes-Benz 0350

135

38

26.9 д

Mersedes-Benz 0404

134

35

27,4 д

ЛиАЗ-5256

97

23

46 д

ПАЗ 3205

41

28

32


Как видно из таблицы 2.2 в основном используются автобусы большой вместимости, специально предназначенные для массовых перевозок пассажиров. Большинство из перечисленных автобусов имеют дизельный двигатель. Это является положительным моментом, так как дизельное топливо дешевле, а автобусы, оснащенные дизельными двигателями более просты в обслуживании. В таблице 2.3 рассмотрена динамика подвижного состава.


Таблица 2.3- Динамика пассажирского подвижного состава

Марка автобуса

Год

2005

2006

2007

2008

ЛАЗ-677М

7

6

6

5

Икарус-260.18

7

7

6

4

Икарус-283.00

9

5

5

49

Mersedes-Benz 0340

4

5

6

5

Mersedes-Benz 0350

5

4

4

4

Mersedes-Benz 0404

0

5

5

5

ЛАЗ-5256

5

5

4

4

ПАЗ 3205

11

14

18

18

Всего:

48

51

55

50


Больше всего увеличился парк маршрутного такси. За 2006-2008 год количество микроавтобусов ПАЗ 3205 возросло с 11 до 18 единиц.

Анализируя имущественное положение предприятия, необходимо также оценить состояние используемых основных средств. Для этих целей рассчитываются такие показатели, как коэффициент износа, коэффициент обновления и коэффициент выбытия. Для расчёта последнего показателя недостаточно данных, а на основе коэффициентов износа и обновления основных средств невозможно сделать определённые выводы относительно имущественного состояния предприятия.

Для оценки имущественного состояния существенно рассчитать такие показатели (коэффициенты), которые характеризуют производственный потенциал предприятия: коэффициент износа основных средств, коэффициент обновления основных средств и коэффициент выбытия основных средств.

Коэффициент износа основных средств характеризует состояние и уровень износа основных средств и рассчитывается как отношение суммы износа основных средств к их первоначальной стоимости.

Коэффициент обновления основных средств показывает, какую часть от существующих на конец отчетного периода составляют новые основные средства, и рассчитывается как отношение первоначальной стоимости основных средств, поступивших за отчетный период, к первоначальной стоимости основных средств, существующих на балансе предприятия на конец отчетного периода.

Коэффициент выбытия основных средств показывает, какая часть основных средств выбыла за отчетный период, и рассчитывается как отношение первоначальной стоимости основных средств, выбывших за отчетный период, к первоначальной стоимости основных средств, существующих на балансе предприятия на начало отчетного периода.

Расчет указанных показателей приведен в табл. 2.4.

Из табл. 2.4 видно, что за период 2005 -2006 г.г. коэффициент износа основных средств увеличился до 0,719, что превышает максимально допустимое нормативное значение данного коэффициента на 0,219. В 2007 г. коэффициент износа основных средств значительно сократился и составил 0,478. Это связано с приобретением в период 2006 – нач. 2007 г. приобрело новые автобусы Mersedes-Benz 0340 и Mersedes-Benz 0350, так же новые ПАЗ . Одновременно в 2007 г. возрос коэффициент обновления основных фондов - до 0,183 в 2007 г.


Таблица 2.4 - Анализ имущественного состояния предприятия

Показатель

Формула расчета

Значение показателя по годам

Нормативное изменение

2006 год

2007 год

2008 год

Коэффициент износа основных средств

0.707

0.719

0.478

Уменьшение

К=0,5

Коэффициент обновления основных средств

0.040

0.029

0.183

Увеличение

Часть основных средств в активах

0.589

0.889

0.833

Уменьшение

Коэффициент мобильности активов

0.698

0.125

0.201

Увеличение


Часть основных средств в активах предприятия значительна: Если в 2006 г. она составляла 0,589, то в 2007 – 2008 г.г. она составила соответственно 0.889 и 0,883.

Снижение коэффициента мобильности активов свидетельствует об снижении в 2007г. и 2008г. количества оборотных средств, приходящихся на единицу необоротных.

Так как данные показатели довольно часто используются для характеристики состояния основных средств, необходимо сделать некоторые замечания. Во-первых, нельзя не указать на некоторую условность этих показателей. Например, коэффициент износа зависит от выбранного метода начисления амортизации. Другими словами, он не отражает фактической изношенности основных средств. Более объективную оценку рассчитанных показателей можно получить, сравнивая их значения по анализируемому предприятию со значениями этих показателей у конкурентов или со средними значениями указанных коэффициентов в отрасли

Стоимость оборотных активов предприятия снизилась с 1763,89 тыс. грн. в 2006 г. до 693,30 тыс. грн. в 2008г. Наряду с этим такое изменение в оборотных активах может быть последствием замедления оборачиваемости оборотных средств, вызвавших объективную необходимость в увеличении потребности в росте их массы, что является уже негативной тенденцией.

В связи с этим необходимо проследить изменения отдельных статей оборотных активов предприятия (табл. 2.5).

Как видно из табл. 2.5, в за анализируемый период количество средств по статье "Денежные средства и их эквиваленты". Хотя за анализируемый период денежные средства предприятия возросли с 2,20 тыс. грн. в 2006 г.до 68,10 тыс.грн в 2008 г .Удельный вес данной статьи в структуре оборотных средств так же значительно возрос: в 2006 г – 0,12 %, в 200 7 г. – 2,74 %, в 2008 г. 9,82 %.

Таким образом, на основании табл. 2.5 можно утверждать, что на протяжении 2006 – 20087 гг. наименьший вклад в формирование оборотных средств предприятия внесли денежные средства и их эквиваленты. По статье прочих оборотных активов поступления не фиксировались.

В 2006 году наибольший удельный вес в формирование оборотных вес внесли текущие финансовые инвестиции, удельный вес которых составил 68,00%.

Из табл. 2.5 также видно, что на протяжении последних двух лет наибольший вклад в формирование оборотных активов предприятия внесла прочая дебиторская задолженость. В 2006 г. доля прочая дебиторской заложенности в составе оборотных средств предприятия составила 18,49%, в 2007 г. удельный вес статьи возрос, составив 61,09 %. И в 2008 г. прочая дебиторская задолженность возросла и удельный вес статьи составил 62,21%,. Следует отметить, что в целях нормального протекания процесса производства и сбыта продукции запасы должны быть оптимальными.



Таблица 2.5 - Анализ структуры оборотных средств

Статья активов

2006 г.

2007 г.

2008 г.

изменения 2007/2006

Изменения

2008/2007

 

тыс.грн

%

тыс.грн

%

тыс.грн.

%

тыс.грн

%

тыс.грн

%

оборотные активы

0.00

 

0.00

0.00

0.00

0.00

-

0.00

0.00

0.00

запасы

52.50

2.98

78.10

17.41

122.60

17.68

-25.60

-14.44

44.50

0.27

дебиторская задолженность

183.90

10.43

84.10

18.75

71.30

10.28

99.80

-8.33

-12.80

-8.47

прочая дебиторская задолженность

326.20

18.49

274.00

61.09

431.30

62.21

-52.20

42.60

105.10

43.72

денежные средства и их эквиваленты

2.20

0.12

12.30

2.74

68.10

9.82

-10.10

-2.62

55.80

7.08

Текущие фин.инвестиции

1 199.30

68.00

0.00

0.00

0.00

0.00

1 199.30

 

 

 

прочие оборотные активы

0.00

0.00

0.00

0.00

0.00

0.00

0.00

0.00

0.00

0.00

всего

1 763.80

100.02

448.50

100.00

693.30

100.00

1 315.30

0.02

244.80

0.00



Значительной в структуре оборотных средств предприятия является статья запасов. Даная статья за анализируемый период возросла с 52,50 тыс. грн. в 2006 г. до 122,60 тыс. грн. в 2008 г. Удельный вес данной статьи возрос с 2,98 % в 20065 г. до 17, 68 % - в 2008 г.

Одновременно с ростом запасов в структуре оборотных средств предприятия незначительно сокращается количество дебиторской задолженности: в 2006 г. данная статья составляла 183,90 тыс. грн., а в 2008г. составила 71,30 тыс. грн. это связано прежде всего с общим сокращением оборотных средств предприятия.

Накопление больших запасов свидетельствует о спаде активности предприятия, замедлении оборачиваемости оборотного капитала. В то же время недостаток запасов также негативно влияет на финансовое состояние предприятия, т. к. сокращается производство продукции, уменьшается сумма прибыли.

Таким образом, имущество предприятия за последние два года незначительно сократилось с 4289,00 тыс. грн. в 2006 г. до 4145,30 тыс. грн. в 2008 г. Подобное увеличение произошло, несмотря на снижение количества оборотных активов, за счет рост необоротных активов предприятия.

Анализ источников формирования имущества начинается с рассмотрения оптимальности соотношения собственного и заёмного капитала.

Основным источником формирования имущества предприятия является собственный капитал. В 2006г. его доля в структуре пассивов составляла 94,48%, в 2007г. – она незначительно уменьшилась, составив при этом 94,21%, однако уже в 2008г. она возросла на 0,21 процентных пункта (94,42). Такая структура источников формирования имущества является признаком высокой финансовой устойчивости данного предприятия. В то же время следует отметить, что оценка изменений, происшедших в структуре капитала, может быть разной с позиций инвестора и предприятий. Для банков и прочих инвесторов более надёжно, если доля собственного капитала у клиента более высокая. Это исключает финансовый риск. Предприятие же, как правило, заинтересовано в привлечении заёмного капитала. Получив заёмные средства под меньший процент, чем экономическая рентабельность предприятия, можно расширить производство и повысить доходность собственного капитала предприятия.

При внутреннем анализе финансового состояния необходимо изучить динамику и структуру собственного и заёмного капитала, выяснить причины изменения отдельных статей и дать этому оценку.

Данные, приведённые в табл. 2.6, показывают изменения в структуре собственного капитала, произошедшие в период с 2006г. по 2008г.

Доля уставного капитала в структуре собственного капитала в 2006 г. составляла 100,00% (уставной капитал – 951,1 тыс. грн.). В 2007 и 2008 г.г. уставной капитал возрос и составил 1011,1 тыс.грн. В 2008 г. на предприятии зафиксирована нераспределенная прибыль в размере 127,2 тыс.грн. (удельный вес составил 11,17%). За период 2006 -2008 г.г. собственный капитал предприятия возрос до 1138, 3 тыс.грн.

Данные, необходимые для анализа динамики и структуры заёмного капитала представлены в табл. 2.7.

Из табл. 2.7 видно, что на протяжении последних трёх лет основную часть обязательств предприятия составляла кредиторская задолженность за товары и услуги, которая на ее снижение с 324,7 тыс.грн. в 2006 г. до 144,00 тыс.грн. в 2008 г. имеет наибольший удельный вес: в 2006 г. -58,60%, в 2007 г. – 28,14 %, в 2008 г. 53,51%. Это связано в целом с снижением заемного капитала с 554,10 тыс. грн. в 2006 г. до 269, 10 тыс. грн. в 2008 г.



Таблица 2.6 - Динамика структуры собственного капитала

Наименование статей

На 31.12.06

На 31.12.07

На 31.12.08

Изменения в 2007 г.

в сравнении с 2006г.

Изменения в 2008 г.

в сравнении с 2007 г.

тыс.грн

%

тыс.грн

%

тыс.грн

%

тыс.грн.

в структуре

Темпы роста,%

тыс.грн.

в структуре

Темпы роста,%

Уставный капитал

951.1

100.00

1011.1

100.00

1011.1

88.83

60.0

0.00

106.3

0.0

-11.17

106.31

Прочий дополнит. капитал

0

0

0.0

0

0.0

0.00

0.0

0.00

-

0.0

0.00

-

Резервный капитал

0

0.00

0.0

0.00

0.0

0.00

0.0

0.00

-

0.0

0.00

-

Нераспред. прибыль

0

0.00

0.0

0.00

127.2

11.17

0.0

0.00

-

127.2

11.17

-

Всего

951.1

100.00

1011.1

100.00

1138.3

100.00

60.0


106.3

187.2


119.68

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ