бесплатные рефераты

Оценка финансово-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия

Маршрутное такси, являясь разновидностью автобусного сообщения, работает на фиксированных маршрутах локальных территорий для связи станций городского транспорта с микрорайонами, культурно-бытовыми предприятиями города (стадионами, крупными универмагами, рынками и др.).

Монорельсовый транспорт целесообразен для связи крупных жилых районов с отдаленными от них промышленными зонами, для связи населенных пунктов с местами приложения труда и для организации пассажирских линий, соединяющих конечные станции городского транспорта с пригородом, аэропортами, зонами отдыха, городами-спутниками. В застроенных частях городов он нецелесообразен, иногда невозможен из-за громадных опор, на которых устанавливают балки-монорельсы, больших радиусов закруглений, вибрационных и шумовых воздействий на постройки. По мнению многих специалистов, монорельс в чистом виде вряд ли целесообразно применять в дальнейшем. Однако его идея широко используется сейчас в новых городских транспортных системах.

Водный транспорт в связи с его сезонностью играет небольшую роль в перевозках пассажиров и используется как прогулочный, для связи города с зонами отдыха (в городе или пригороде).

Таксомоторный транспорт характеризуется высокими скоростями сообщения, комфортабельностью, доставкой пассажиров "от двери до двери". Он применяется для срочных поездок, для перевозок пассажиров с багажом, в экстренных случаях, в часы перерыва работы общественного транспорта.


3.2 Экономико –географическая характеристика региона


Объем работы пассажирского транспорта зависит от численности населения, характера расселения жителей, планировочной организации города, взаиморасположения жилых и промышленных зон, условий рельефа:

§       Экономические фактори:

§       Численность населения:

г.Евпатория -121 тыс. жителей;

АРК - 2134,7 тыс. человек (4,3% населения Украины), в том числе городское население - 1338,3 тыс. человек (62,7%), сельское - 796,4 тыс. человек (37,3%). Плотность населения - 81,8 чел. на кв. км.

§        Транспортные связи: городские и междугородние перевозки.

§        Располагается на 45" 1Г 17" северной широты, 33"22'5" восточной долготы.

§       Климатические условия:

Среднегодовая -11,6 °С;

Средняя зимняя температура: 0°С;

Средняя летняя температура: 22°С;

§       Количество осадков: 700 мм;

§        Продолжительность солнечного сияния в течение года - 2500 часов (286 дней в году).

§       Рельеф:

§        Грунты: дерново-подзолистые, темно-серые оподзоленые, суглинистые;

§       Особенности рельефа: равнина;

§       Дорожные условия:

Категории дорог: узкие улицы с крутыми поворотами (город протянулся на 14,5 км. и на 9 км. шагнул в степь. В Евпатории 5 площадей, 229 проспектов и улиц, переулков, проездов, тупиков, общая длина которых 155км); асфальтные междугородние трассы.

Сфера деяльности подвижного состава: пассажирские перевозки.

В административную зону Евпатории входит 3 анклава: поселок Заозерное (Чайка), расположившийся в 9 км. от города на берегу Евпаторийской бухты и соленого озера Ялы-Мойнак; поселок Мирный - в 28 км от Евпатории, находящийся между берегом моря и озером-заливом Донузлав; поселок Новоозерный (Донузлав) - 38 км от города, на берегу озера-залива Донузлав.

Евпатория имеет хорошее транспортное сообщение, комфортабельный железнодорожный вокзал, куда прибывают поезда и вагоны прямого следования. Курсируют электрички до станций Симферополь и Севастополь. Со столицей Автономной Республики Крым Евпаторию связывает асфальтовое шоссе (64 км), которое соединяется с московской автострадой. Симферопольский аэропорт расположился в 52 км от Евпатории.


3.3 Режим работы производственных подразделений, осуществляющих пассажирские перевозки


Перевозки пассажиров осуществляются автобусами ПАЗ -3205 и ЛАЗ 4202. Краткие эксплуатационные характеристики автомобилей представлены в табл. 3.1 и 3.2.


Таблица 3.1. – Краткая эксплуатацинно – техническая характеристика автомобиля ПАЗ-3205

Показатели

Единицы измерения

Значение показателя

Назначение


пассажирские перевозки

Колесная формула


4´2

Пассажироемкость

чел

22

Габаритные размеры:



Длинаа

мм

7000

Ширина

мм

2480

Высота

мм

2960

Собственный вес

кг

4720


Н

46274,5

Двигатель (тип)

ММЗ Д-245.7

дизель, с турбонаддувом

Объем двигателя

л


Линейные затраты топлива

л/100 км


Радиус поворота




Таблица 3.2. – Краткая эксплуатацинно – техническая характеристика автомобиля ЛАЗ-4202

Показатели

Единицы измерения

Значение показателя

Единицы измерения

Назначение



пассажирские перевозки

Колесная формула

чел


4´2

Пассажироемкость


чол

70

Габаритные размеры:

мм



Длинаа

мм

мм

9580

Ширина

мм

мм

2450

Высота

кг

мм

2990

Собственный вес

Н

кг

8000


ММЗ Д-245.7

Н

78431,4

Двигатель (тип)

л

ЗИЛ-375

V-подобный, карбюраторный

Объем двигателя

л/100 км

л

7,0

Линейные затраты топлива


л/100 км

37

Радиус поворота



8,5


3.4 Производственная программа по эксплуатации автобусного парка на 2009 год


Умение экономически и технически грамотно организовывать автомобильные перевозки, найти и реализовать внутренние резервы производства, повысить эффективность транспортного производства – должно быть неотъемлемым качеством управленческих работников, занятых планированием и организацией перевозок грузов и пассажиров.

В таблице 3.4. представлена техническая характеристика автобуса, в расчете на который проводиться расчет.


Таблица 3.4 - Техническая характеристика автобуса

Завод-изготовитель

Вместимость

Размер шин

Марка топлива

Тип двигателя

Размеры автобуса

Марка масел

Львовский завод

41

280 – 508

Аи-76

ЗИЛ-375 корб.,8V

Дл-10540

 М8БУ


3.4.1 Показатели работы автобуса данной марки за день

- Суточный пробег.


Lсут = Тн * Vэ;

Lсут = 12,0* 20,5 = 246,00 (км.)


- Пробег с пассажирами за день.


Lпас = lсут * β = 246,00*0,97 = 238,62 (км.)


- Объём перевозок с пассажирами.


Qдн = Pдн / lср =1567,89 / 10,2 = 153,71 (пас.)


- Объём перевозок в пассажиро-километрах.


Ply = g * γ *Ty * β * V’ = 41 * 0,68 * 12,0 * 0,97 * 20,5 = 6652,72 (пас./км)


3.4.2 Показатели работы автобусов за год.

- Авто-дни в хозяйстве.


АДи = Аи * Дк = 34 * 365 = 12410 (авто-дн.)


- Авто-дни в эксплуатации.


АДэ = АДи * αв = 12410 *0,74 = 9183 (авто-дн.)


- Объём перевозок в пассажирах за год.


Qг = Qдн * АДэ =153,71 * 9183 = 1411518,73 (пас.)


- Объём перевозоку в пассажиро-километрах.


Pг = Рдн * АДэ = 1567,89 * 9183 = 14397933,87 (пкм.)

- Общий годовой пробег.


Lобщ = lсут * АДэ = 238,62 * 9183 = 2191247,46 (км.)


-Пробег с пассажирами за год.


Lпасс = lпасс * АДэ = 246,00 * 9183 = 3810118,5 (км.)


- Автомобиле-часы в эксплуатации за год.


АЧэ = Тн * АДэ = 12,0 * 9183 = 110196,00 (авточасы.)


3.5 Планирование технических ремонтов и технического обслуживания


Расчет производительной программы по ТО и ТР проводится на основании данных расчета производительной программы по эксплуатации парка.


Таблица 3.5 – Нормативные данные

Пробег автомобиля до капремонта

Пробег до ТО – 1

Пробег до ТО – 2

НОРМАТИВЫ

Трудоёмкости ТО – 1

Трудоёмкости ТО – 2

Трудоёмкости ЕО

Трудоёмкости ТР

400000 км

3500 км

14000 км


7,9 ч – ч

32,7 ч – ч

1,15 ч – ч

7 ч - ч


3.5.1 Расчет количества воздействий

- Количество капитальных ремонтов


Nкр = Lобщ / Lкр = 2191247,46/ 400000 = 5,47 (в.)


где Lкр – нормативный пробег до капремонта, км

- Количество технических ремонтов № 2


Nто2 = Lобщ / Lто-2 – Nкр = 2191247,46 / 14000 – 10 = 146,51 (в.)


где Lто-2 – нормативный пробег до ТО – 2, км.

- Количество технических ремонтов № 1.


Nто1 = Lобщ / Lто-1 – (Nкр + N2) = 2191247,46/ 3500 – (5,47 + 146,51) =474 (в.)


где Lто-1 – нормативный пробег до ТО – 1, км.

- Количество ежедневных обслуживаний.


Nео = Lобщ / lсут = 2191247,46 / 238,62 = 9183 (в.)


3.5.2 Трудоёмкость обслуживания.

- Трудоёмкость ежедневного обслуживания.


Tео = Nео * tто1 = 9183 * 1,15 = 10560 (ч – ч.)


-Трудоёмкость ТО – 1


Tто1 = Nто1 * tто1 = 7,9 * 474 = 3744 (ч – ч.)


Трудоёмкость ТО – 2


Tто2 = Nто2 * tто2 = 32,7 * 146,51 = 4790 (ч – ч.)


-Трудоёмкость текущего ремонта.


Етр = епр * Добщ / 1000 = 7 * 2191247,46 / 1000 = 14038 (ч – ч.)


где tео, tто1, tто2, tтр – нормативные трудоёмкости на технические воздействия, чел.ч

- Общая трудоёмкость.


Тобщ = Тто1 + Тто2 + Ттр + Тео = 23028 (ч-ч.)


3.6 Необходимая численность персонала


3.6.1 Численность водителей.


Nв = 1,05 * АЧэ / (ФРВ1в * Кпт), чел.


ФРВ1в – фонд рабочего времени одного водителя, ч.


ФРВ1в = (Дк – (Дотп + Дпр + Дго + Двых))Тсм – Дпр.пр * tсокр= = (365-104-25-12-5-3)8 – 1 * 8 = 1720 ч.


где Дк – число календарных дней в году,

Дотп – дни очередного отпуска,

Дпр – праздничные дни,

Дго – дни неявки из-за гос. обязонностей,

Двых – дни выходные,

Тсм – продолжительность рабочей смены,

tсм - время, на которое сокращается рабочий день в предпраздничные дни,

Д пр.пр – дни предпраздничные,

Кпт – коэффициент, учитывающий рост производительности труда.


Nв = 1,05 * 110196,00 / 1720* 1,05 = 64 (в.)


3.6.2 Численность ремонтных рабочих.


Nр.р = Тобщ / (ФРВ1в * 1,05) = 23028 / (1720 * 1,05) = 12 (ч).


3.6.3. Численность вспомогательных рабочих.


Nвсп = 0,2 * Nр.р = 0,2 * 12 =2(чел.)


3.6.4 Численность специалистов.


Nспец = (Nв + Nк + Nвсп + Nр.р) * 0,1 = (64 + 2 + 12) * 0,1 = 8 (чел.)


3.6.5 Численность персонала АТП.


Nпер = Nв + Nвсп + Nр.р + Nспец =64+12+2+8 = 86 (чел.)


Таким образом, для обеспечения бесперебойной программы в рамках установленного плана перевозок АПт не обходимо звеличить численность персонала до 86 человек. Следует, что основной объем перевозок прихожится на период май-сентябрь, потому в АТП возможно практиковать временный найм водите лей и обслуживающего персонала на этот период


3.7 Фонд оплаты труда


3.7.1 Заработная плата по тарифу.

- для водителей автобусов


Зтар = Счас3 * 1,05 * Ачэ = 3,81 * 1,05 * 110196,00 = 440839,00 (грн.)


где Счас – часовая тарифная ставка водителя третьего класса.

3.7.2 Надбавка за классность.


Нкл = Счас3 * ФРВв1 * (0,25 * Нв1 + 0,1 * Нв2), грн.

Нв1 = 45% * Nв; Нв2 = 55% * Nв

Нкл = 0,81 * 1720 * (0,25 * 35,5 + 0,1 * 43,4) = 18250,92(грн.)


3.7.3 Премия


П = Апр * (Зтар + Нкл) / 100 = 40% * (440839,00 + 18250,92) / 100 = 183636,00(грн.),


где Апр – размер премии, 40-45%

Пр1 = 239,00 грн. (размер ежемесячной премии одного водителя)


3.7.4 Доплата за руководство бригадой.


Дбр = абр * Nбр * 12 = 60 * 4 * 12 = 2880 (грн.)


где абр – размер доплаты за выполнение функции бригады (60грн.)

Nбр – кол-во бригадиров, чел.

12 – число месяцев в году.

3.7.5 Доплата за работу в ночное и вечернее время.


Дн.в = Счас3 * (0,2 * АЧв + 0,4 * АЧн), грн.


где Ачв и Ачн – авто–часы работы соответственно в ночное и вечернее время.


АЧн= tн*Адэ = 1*9183=9183

АЧв = tв * АДэ = 1,5 * 9183 = 13774,5 (ч)

Дн.в = 0,81*(0,213774,5+9183*0,4) = 5206,76 (грн.)


3.7.6 Доплата за работу в праздничные дни.


Дп-р = Счас3 * Тн * Ппр * Асп * Ав = 0,81 * 12 * 12 * 34 * 0,74 = 2934,66 (грн.)


3.7.7 Основной фонд заработной платы.


ФЗП = ЗПтар + П + Нкл + Дпр + Дн.в + Дбр = 440839,00 + 18250,92+ 183636,00+ 2880 + 5206,76 + 2934,66 = 653747,34 (грн)


3.8.8 Дополнительный фонд заработной платы


ДФЗП = адоп * ФОЗП / 100, грн.

где адоп – процент дополнительной ЗП.

адоп = Дот * 100 / (Дк –Двоск – Дпр – Дот) + 1,1 = 30 * 100 / (365 – 12 – 30– 52) + 1,1 = 11 %

ДФЗП = 11 * 653747,34 / 100 = 71912,20 (грн.)


3.7.9 Общий фонд заработной платы.


ОФЗП = ФОЗП + ДФЗП = 653747,34 + 71912,20 = 725659,54 (грн.)


3.7.10 Среднемесячная зарплата водителей.


Зср = ОФЗП / (Нв * 12) = 725659,54 / (64 * 12) = 944,89 (грн)


3.7.11 Среднемесячная зарплата ремонтных рабочих.


ФЗПр-р= Lобщ * Нз/п / 1000 = 2191247,46 * 15,85 / 1000 = 34731,70 (грн)


3.7.12 Расходы на оплату труда.


ФОТ = (ФЗПв + ФЗПр-р + ФЗПк) * Кфмп * Кспец = (725659,54 + 34731,70 ) * 1,15 * 1,25 = 1093062,40 (грн).


3.7.13 Отчисления на социальные мероприятия.

- на соц. страхование


Осс = ФОТ * Ксс / 100 = 1093062,40 * 4 / 100 = 43722,29 (грн).


- в пенсионный фонд


Опенс = ФОТ * Кп / 100 = 1093062,40 * 32 / 100 = 349779,46 (грн).


- в фонд занятости


Офз = ФОТ * Кфз / 100 =1093062,40 * 1,5 / 100 = 16395,93 (грн).

О соц. мер. = Осс + Опенс + Офз = 409897,68 (грн.)


3.8 Переменные затраты


3.8.1 Эксплуатационный расход топлива.


Тэксп = Lобщ * Нкм / 100 = 31,3 * 2191247,46 / 100 = 685860,45 (л).


3.8.2 Надбавки к расходу топлива.


Тн = Кнад * Тэксп = 0,126 * 685860,45 = 86418, 47 (л),


где Кнад - коэффициент надбавки к расходу топлива : в зимнее время 0,021;

внутригаражный расход 0,005; частые остановки 0,1.


3.8.3 Общий расход топлива.


Тобщ = Тэксп + Тнад = 1229472 + 154913 = 772278,86 (л).


3.8.4 Экономия топлива.


Тэк = Тобщ * 4 / 100 = 772278,86 * 4 /100 =30891,15 (л).


3.8.5 Стоимость сэкономленного топлива.


Сэк = Тэк * Ц1л = 30891,15 * 5,28 = 163105,27 (грн.).


3.8.6 Расход топлива с учетом экономии.


- в литрах Тл = Тобщ – Тэк = 772278,86 – 30891,15 = 741387,71 (л).

- в тоннах Тт = Тл * q / 1000 = 741387,71 * 0,75 / 1000 = 556,04 (т).


3.8.7 Стоимость топлива с учетом экономии.


Ст = Тл * Ц1л =741387,71 * 5,28= 3914527,11(грн).


3.8.8 Премия за экономию топлива.


Пэк = 0,8 * Сэк = 0,8 * 163105,27 = 130484,21 (грн).


3.8.9 Затраты на топливо.


Зт = Ст + Пэк = 3914527,11 + 130484,21 = 4045011,32 (грн).


3.8.10 Удельная норма расхода топлива.


Нуд = Тл * q * 1000 / Pгод = 9,4 (л)


-Затраты на смазочные материалы.

-Затраты на смазочные и экплуатационные материалы представлены в табл. 3.6.


Таблица 3.6. – Затраты на смазочные и эксплуатационные материалы

Наименование

Расход

Норма

Уд. Вес

Потребность в материалах.

Цена

Затраты

Масло для двигателя

1384385

2,0

0,9

Мдв=Нн*Тобщ*р/100000

3000

74700

Трансмиссионное масло.

0,35

0,92

Мтр=Нтр*Тобщ*р/1000

3200

14080

Консистентная смазка

0,2

-----

Мк = Нл * Тобщ/100000

2550

7038

Специальное масло

0,1

0,92

Мсп=0,5*Тобщ*р/10000

2750

3492,5

Керосин

------

------

Мк=0,5 * Тобщ /100000

2000

11600

Обтирочные материалы

48

-----

Мобт = Аэ * Нобт

10

12000

Прочие материалы



Мпр = Аи * 20


680

123590,5


Затраты на смазочные и эксплуатационные материалы.

Масло для двигателя - 2400 - 3000 за тонну.

Трансмиссионное масло – 2600 – 3200 за тонну.

Консистентная смазка – 2100 – 2550 за тонну.

Специальные масла – 2500 – 2750 за тонну.

Керосин – 2000 за тонну.

- Экономия на смазочные материалы.


Эсм = 5 * Зсм = 5 * 123590,5 / 100 = 6179,52 (грн).


- Премия за экономию.


Пэк = Эсм * 0,8 = 6179,52 * 0,8 = 4943,62 (грн).


- Общие затраты с учетом экономии.


Зсм = Зсм – Эсм + Псм = 122354,6 (грн).


- Затраты на ремонтные материалы и зап. части.


Зр = Lобщ * Нр * Кгр / 1000 = 130484,21 *(21,72+27,36)*1,1/1000 = 7046,01 (грн).


- Затраты на восстановление износа шин.


Pi = Lj,o * Yi * Wi * Rnh * Nr | 100000 = 130484,21 * 0,86 * 480 * 1,1 * 6|100000= 107018,


- Экономия затрат на шины.


Эш = 0,5 * Зш = 0,5 *107018,3 = 5350,9 (грн).


- Премия за экономию шин.


Пш = 0,5 * Эш = 0,5 * 5350,9 = 2675,5 (грн).


- Общие затраты на восстановление износа и ремонта шин.


Зобщ.ш = Зш – Эш + Пш = 98991,9 (грн).


- Амортизация отчисления.


Ав = Сб *Аи * 0,25 * К = 97500 * 34 * 0,25 * 0,6 = 497250 (грн).


- Переменные затраты.


З = Зт + Зсм + Зрм + Зш = 4181497,92(грн.)


Постоянные затраты


Зпост. = (ФОТ + Осоц.мер) * Кпост / 100 = (616798,66 + 231299,48) * 14/ 100 = 118733,73(грн.)

3.9 Калькуляция себестоимости


Расчет калькуляции себестоимости услуг по перевозке пассажиров сведем в табл. 3.7.


Таблица 3.7 – Структура себестоимости услуг

Статьи затрат

Усл. Обозн.

Затраты

Себестоимость

Структура

Фонд оплаты труда

ФОТ

1093062,40

Sф= Зф * 10 / Р =0,29

17,42

Отчисления на соц. мер.

Осс.

409897,68

Sф = 0,03

6,53

Переменные затраты на топливо

Зт

4045011,32

Sф = 0,77

64,48

на смазочные материалы

Зсм

122354,60

Sф = 0,01

1,95

На восстановление и ремонт шин

Зш

7046,01

Sф = 0,01

0,11

на з/ч и рем. материалы

Зрм

98991,90

Sф = 0,04

1,58

Амортизация

Ав

497250,00

Sф = 0,04

7,93

Всего

Зобщ

4374804,27

1,14

100,00


3. 10 Финансовые показатели плана


3.10.1 Расчет доход.

- Доходы от автобусных перевозок.

а) на городских маршрутах:


Дпер = Qгод * t *Кльгот,грн где Кльгот=0,6 - 0,8.

Дпер = 14397933,87* 0,75 * 0,6= 6479070,32 (пас.км)


- Доходная ставка.


d = Добщ * 10 / Р = 6479070,32 * 10 / 14397933,87 = 0,45(грн.)


3.10.2 Общая прибыль.


Побщ = Добщ – Зобщ – НДС – Задм, грн


Где НДС – налог на добавленную стоимость


НДС = Сндс * Добщ / 100 = 20 * 6479070,32 /100=1295814,06 (грн.)


Сндс – ставка налога на добавленную стоимость (20%)

Задм – административные расходы


Задм = (ФОТ + Ос.с) * Карм / 100 = (1093062,40 +409897,68) * 2/ 100 = 30059,29(грн.)

Побщ = 6479070,32 – 4374804,27 – 1727752,06 – 30059,29= 346453,43 (грн.)


3.10.3 Чистая прибыль.


Пчист = Побщ – Об – Нз, грн


где Об – отчисления в бюджет.


Об = aб * Побщ /100 = 25 * 346453,43 / 100 = 86613,35 (грн).


aб – размер отчислений в бюджет, 25%

Нз – налог на землю


Нз = Fа * 1,1 * Аи * Снз * nмес = = 26,35 * 1,1 * 34 * 0,576 * 12 = 6811,7 (грн).

где 1,1 – коэффициент учитывающий расстояние между а/м во время их стоянки на территории АТП.

Снз – ставка налога на землю, 0,576 грн/м

Пчист = 346453,43 – 86613,35 – 6811,7 = 253028,38 (грн.)

Таким образом, расширение сферы деятельности предприятия по предлагаемому плану предоставляет предприятию расширить сферу оказываемых услуг, увеличить численность персонала, и получить прибыль в размере 253 028,38 грн. Однако следует учесть, что серьезную угрозу реализации данной программы развития являются возможный рост цен на горюче-смазочные материалы, а так же возможная политическая нестабильность, которая может привести к срыву курортного сезона в регионе.


3.11 Совершенствование диспетчерской системы


Основным недостатком работы диспетчерской системы АТП, является то, что она в основном занимается фиксированием обстановки на маршрутах. Однако оперативные меры по восстановлению нарушений регулярности движения не предпринимаются.

Для совершенствования диспетчерской системы предлагается выделить Центральную диспетчерскую станцию (ЦДС) из отдела по эксплуатации, как самостоятельный отдел (рис. 3.1).


Рис. 3.1 Место ЦЦС в организационной структуре управления


ЦДС должна обеспечивать систематический контроль и учет движения каждого автобуса, как на конечных, так и на промежуточных контрольных пунктах и принимать меры по восстановлению регулярности движения.

Для этого необходимо оснастить ЦДС техническими средствами связи, для автоматического централизированного контроля.

При их помощи ЦЦС принимает поступающую информацию о количестве автобусов на маршруте, времени их прибытия и выбытия по различным причинам, прохождении автобусами контрольных пунктов маршрутов, изменении пассажиропотоков, нарушении регулярности движения, изменении режима работы от водителей, пассажиров, контролеров. Эту информацию ЦДС учитывает и анализирует для последующей выработки решений по управлению автобусным движением.

Основные направления, по которым предполагается рассчитывать эффективность предлагаемого мероприятия — увеличение пассажиропотока и сокращение потерь от простоев автобусов. И, как следствие, увеличение объемов выручки и прибыли, при незначительном увеличении себестоимости.


4. Охрана труда


4.1 Общие положения


Охрана труда – это система правовых, социально – экономических, организационно-технических, санитарно – гигиенических и лечебно профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Основными направлениями работы по охране труда на современном этапе являются:

- значительное уменьшение ручного труда;

-сокращение монотонного тяжелого физического и неквалифицированного труда;

- обеспечение здоровых санитарно – гигиенических условий;

- внедрение безопасной техники и технологии;

- внедрение совершенной техники безопасности.

Для улучшения условий труда, предотвращения несчастных случаев и профессиональных заболеваний необходимо решение ряда научных, организационных и технических проблем, требующих всесторонних исследований по охране труда. Объектами исследований при этом являются:

- экономические, социальные и организационные аспекты труда;

- технологический процесс и оборудование;

- трудовые процессы;

- производственная обстановка.

По этим направлением работают многие научные учреждения и различные организации:

- Национальный научно – исследовательский институт охраны труда (г. Киев);

- Институты гигиены труда и профессиональных заболеваний;

- Украинский научно – исследовательский институт безопасности (г. Киев) научно – исследовательские и проектные институты различных отраслей;

- кафедры охраны труда в учебных заведениях;

- лаборатории охраны труда предприятий;

- другие учреждения и организации.

В Украине и в других государствах охране труда уделялось и уделяется большое внимание; условия труда на предприятиях улучшаются, уровень травматизма снижается. Так, сто лет назад ежегодно в черной металлургии и горнодобывающей промышленности каждый второй работник получал травму, а нормирование вредных факторов не осуществлялось. В настоящее время в названных отраслях Украины уровень травматизма примерно в сто раз меньше, для всех вредных факторов установлены предельные значения, обеспечение которых исключает причинение вреда здоровью.

Подготовка, принятие и реализация правовых социально – экономических, организационно – технических, санитарно – гигиенических и лечебно – профилактических мероприятий и средств, определенных понятием "Охрана труда", базируется на законодательстве об охране труда. Законодательство об охране труда состоит из законов, принимаемых Верховным Советом Украины, - Закона Украины "Об охране труда", Кодекса законов о труде Украины, Закона Украины "О пожарной безопасности" и других, а также нормативных актов, разработанных в соответствии с положениями законов.

Основная роль в системе законов по охране труда принадлежит Закону Украины "Об охране труда", принятому в октябре 1992 года, определяющему основные положения по реализации конституционного права граждан на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, регулирующему при участии соответствующих государственных органов отношения между собственником предприятия и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды и устанавливающему единый порядок организации охраны труда в Украине.

Для реализации положений законов по охране труда используются межотраслевые и отраслевые Государственные нормативные акты по охране труда (Державні нормативні акти про охорону праці - ДНАОП), которые вводятся в действие Постановлениями Кабинета Министров Украины, приказами и другими документами центральных органом государственной исполнительной власти (Государственного департамента промышленной безопасности, охраны труда и горного надзора, Министерств, Ведомств). ДНАОП включают в себя: Положения, Типовые положения, Правила, Нормы, Инструкции, Перечни, Уставы, Руководства, Указания, Требования, Концепции, Технические условия безопасности, Стандарты и др. акты, содержание которых различно и определяется полным названием акта. Например, Перечень работ с повышенной опасностью.

Нормативные акты являются обязательными для использования в Украине.

Межотраслевой ДНАОП – это общегосударственный акт, действие которого распространяется на все предприятия и организации Украины. Например, ДНАОП 0.00 – 8.01 – 93 "Перелік посад посадових осіб, які зобов'язані проходити попередню і періодичну перевірку знань з охорони праці".

Отраслевой ДНАОП – это акт, действие которого распространяется на предприятия и организации конкретной отрасли. Например ДНАОП 1.2.11 – 1.01 – 94 "Правила безпеки при розробці родовищ корисних копалин відкритим способом".

Из входящих в состав ДНАОП нормативных актов широко используются Государственные стандарты Украины системы стандартов безопасности труда (Державні стандарти України системи стандартів безпеки праці – ДСТУ ССБП). В Украине в настоящее время используются также международные стандарты по охране труда ГОСТы ССБТ – Государственные общесоюзные стандарты безопасности труда (Стандарты бывшего СССР).


4.2 Организация и функционирование службы охраны труда на предприятии


Службу охраны труда на производственных предприятиях, а также в учреждениях и организациях непроизводственной сферы и в учебных заведениях, создает собственник. Организация и функционирование службы осуществляется в соответствии с Типовым положением о службе охраны труда.

Ответственными за состояние охраны труда на производственном предприятии в целом являются руководители предприятия – директор и главный инженер, в подразделениях – главные специалисты, начальники цехов (отделов, отделений), начальники участков, мастера. Аналогичная ответственность в организациях непроизводственной сферы и учебных заведениях.

Непосредственно руководителю предприятия (организации) подчинена служба охраны труда.

На производственном предприятии, в зависимости от численности работающих, служба может функционировать как самостоятельное структурное подразделение (управление охраной труда предприятия, отдел охраны труда), так и в виде группы специалистов (бюро охраны труда) или одного специалиста при числе работающих 50 человек и более.

В других случаях функции службы охраны труда могут исполнять в порядке совмещения лица, которые прошли проверку знаний по охране труда.

Все перечисленные структуры и должностные лица взаимосвязаны и взаимодействуют в единой системе управления охраной труда предприятия.

Служба охраны труда выполняет такие основные функции:

·                     разрабатывает эффективную систему управления охраной труда;

·                     осуществляет оперативно – методическое руководство всей работой по охране труда;

·                     участвует в разработке мероприятий, направленных на улучшение условий и безопасности труда;

·                     проводит вводный инструктаж по охране труда;

·                     контролирует состояние и соблюдение требований норм и правил по охране труда (состояние оборудования, выполнение работ и т.п.);

·                     организует обеспечение работающих нормативной документацией;

·                     принимает участие в расследовании несчастных случаев и аварий;

·                     принимает участие в разработке инструкций по безопасности и в аттестации рабочих мест;

·                     имеет право приостанавливать работу машин и другого оборудования в случаях нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работающих, (выдает предписания о приостановке работ);

·                     выполняет также другие функции.


4.3 Обучение и инструктаж работников по охране труда


В соответствии с Законом "Об охране труда" и действующими нормативными актами для обеспечения работников знаниями по охране труда проводится обучение: инструктажи; предварительное специальное обучение работников на работах с повышенной опасностью с ежегодной проверкой их знаний, оформленной протоколами; предварительное и периодическое (1 раз в три года) обучение отдельных должностных лиц, перечисленных в нормативных актах, с последующими после обучений проверками знаний, оформленных протоколами, без которых допуск к работе запрещен.

Инструктажи при приеме на работу и в процессе работы проходят все работники.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ