бесплатные рефераты

Оценка финансово-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия


Таблица 2.7 - Динамика структуры заемного капитала

Наименование статей

На 31.12.06

На 31.12.07

На 31.12.08

Изменения в 2007 г. в сравнении с 2006г.

Изменения в 2008 г. в сравнении с 2006 г.

Тыс.грн

%

Тыс.грн

%

тыс.грн

%

тыс.грн.

в структуре

Темпы роста,%

тыс.грн.

в структуре

Темпы роста,%

 Долгосроч. обяз-ва

0.00

0.00

0.0

-

0.00

0.00

0.00

0.00

-

0.00

0.00

-

Текущие обяз-ва:









-



-

 Краткосроч. кредиты банков

0.00

0.00

0.0

0.00

0.00

0.00

0.00

0.00

-

0.00

0.00

-

Векселя выданные

0.00

0.00

0.0

0

0.00

0.00

0.00

0.00

-

0.00

0.00

-

Кредиторская задолж. за тов., раб., услуги

324.70

58.60

83.9

28.14

144.00

53.51

-180.70

-180.70

25.84

-180.70

-5.09

44.35

Текущие обяз-ва по расчетам

113.30

20.45

57.6

19.32

56.10

20.85

-57.20

-57.20

50.84

-57.20

0.40

49.51

Прочие текущие обязат-ва

116.10

20.95

156.6

52.53

69.00

25.64

-47.10

-47.10

134.88

-47.10

4.69

59.43

Всего

554.10

100.00

298.1

100.00

269.10

100.00

-256.00

-

53.80

-285.00

-

48.57



Предприятие за анализируемый период не использует кратко – и долгосрочные кредиты банков. Привлечение же долгосрочных кредитов для формирования имущества предприятия свидетельствует о продуманной финансовой стратегии предприятия. Таким образом, незначительное снижение уменьшение источников формирования имущества предприятия на протяжении последних двух лет произошло в основном за счёт уменьшения заемных средств на 285 тыс. грн. за анализируемый период. В заключение следует отметить, что сама по себе структура имущества и даже динамика не даёт ответ на сколько выгодно инвесторам вложение средств в данное предприятие, а лишь оценивает соответствие активов и наличие средств для погашения долгов.


2.6 Анализ обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами


Анализ обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами начинается с определения их наличия. Фактическое наличие собственных оборотных средств определяется разностью между итогом первого раздела пассива баланса и итогом первого раздела актива баланса.

Данные о наличии собственных оборотных средств предприятия приведены в табл. 2.8.


Таблица 2.8 - Расчет наличия собственных оборотных средств предприятия

Показатели

2006 г

2007 г

2008 г

2007/2006

2008/2006

тыс.грн

тыс.грн

тыс.грн.

тыс.грн

тыс.грн

собственный капитал

3734.90

3734.00

3876.20

-0.9

141.3

необоротный капитал

2525.20

3598.60

3452.00

1073.4

926.8

наличие собственных оборотных средств

1209.70

135.40

424.20

-1074.3

-785.5


Как видно из табл. 2.86, в 2007 г. произошло значительное снижение количества собственных оборотных средств предприятия (на 1074,3 тыс.грн.), что объясняется увеличением необоротного капитала. Однако, на протяжении 2008 г. наблюдается снижение количества необоротного капитала и увеличение собственного капитала предприятия, в результате чего наличие собственных оборотных средств предприятия увеличилось до 424,20 тыс.грн. по сравнению с 2007 г. такое увеличение является положительным фактором в работе предприятия. Финансовое положение предприятия во многом зависит от того, насколько быстро средства, вложенные в оборотные активы, превращаются в реальные деньги. Ускорение оборачиваемости оборотных средств уменьшает потребность в них и позволяет предприятию использовать их для дополнительного выпуска продукции. Эффективность использования оборотных средств характеризуется такими показателями, как: длительность одного оборота всех оборотных средств и коэффициент оборачиваемости оборотных средств за анализируемый период. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (количество оборотов) рассчитывается по формуле:


 (2.1)


Длительность одного оборота оборотных средств рассчитывается по формуле:


, (2.2)


Где Е – средняя стоимость оборотных средств за анализируемый период; Т – длительность анализируемого периода (360 дней); Вр – выручка от реализации продукции.

Таблица 2.9 - Расчет длительности одного оборота оборотных средств

Показатели

Условное

обознач.

2006

год

2007

год

2008

год

Отклонение

2007\2006

Отклонение

2008\2007

Выручка от реализации продукции, тыс. грн.

Вр

98.40

342.90

1358.10

244.50

1259.70

Средние остатки оборотных средств, тыс. грн.

Е

1763.80

1106.15

795.15

-657.65

-968.65

Оборачиваемость оборотных средств, дни

Д

0.06

0.31

1.71

0.25

1.65


Как видно из табл. 2.9, оборотные средства предприятия в 2006 г. -2008 г оборачивались достаточно быстро.


2.7 Анализ финансового состояния


В настоящее время финансовый анализ является важным условием эффективной деятельности предприятия. Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий и других субъектов рынка в подготовке и принятии управленческих решений. Эффективность этих решений во многом зависит от объективности, своевременности и всеобщности оценивания существующего и прогнозированного финансового состояния предприятия. Поэтому анализ финансового состояния предприятия будет проводиться на основе расчета финансовых показателей, предусмотренных Методикой Министерства финансов Украины. Этапами проведения такого анализа являются: оценка имущественного состояния предприятия и динамика его изменения; анализ финансовых результатов деятельности предприятия; анализ ликвидности; анализ деловой активности; анализ платежеспособности (финансовой устойчивости); анализ рентабельности.

Таким образом, анализ финансового состояния предприятия начинается из оценки его ликвидности. По данной методике анализ ликвидности предприятия основывается на расчете коэффициентов покрытия, быстрой и абсолютной ликвидности, а также чистого оборотного капитала. Однако, для более детальной оценки ликвидности предприятия необходимо также провести анализ ликвидности баланса, который заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывания их ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными в порядке возрастания срочности предстоящих платежей. Результаты такого анализа представлены в табл. 2.10 и 2.11.


Таблица 2.10 - Анализ ликвидности баланса

АКТИВ

На 31.12.06

На 31.12.07

ПАССИВ

На 31.12.06

На 31.12.07

Излишек, недост-к

Рез-ты расчета

1. Наиболее ликвидные активы (Л1)

1201.5

12.3

1. Наиболее срочные обязат-ва (П1)

324.7

83.9

-71.6

Л1>П1

Л2>П2

Л3>П3

Л4<П4

2. Быстро реализуемые активы (Л2)

510.1

358.1

2. Краткосрочные пассивы (П2)

229.4

214.2

143.9

3. Медленно реализ-мые активы (Л3)

52.5

78.1

3. Долгосрочные пассивы (П3)

0

0

78.1

4. Трудно реализ-мые активы (Л4)

2525.2

3598.6

4. Постоянные пассивы (П4)

3734.9

3734

-135.4

БАЛАНС

4289.3

4047.1

БАЛАНС

4289

4032.1



Таблица 2.11 - Анализ ликвидности баланса

АКТИВ

На 31.12.07

На 31.12.08

ПАССИВ

На 31.12.07

На 31.12.08

Излишек, недост-к

Рез-ты расчета

1. Наиболее ликвидные активы (Л1)

12.30

68.10

1. Наиболее срочные обязат-ва (П1)

83.90

144.00

-75.90

Л1<П1

Л2>П2

Л3>П3

Л4<П4

2. Быстро реализуемые активы (Л2)

358.10

502.80

2. Краткосрочные пассивы (П2)

214.20

125.10

377.70

3. Медленно реализ-мые активы (Л3)

78.10

122.40

3. Долгосрочные пассивы (П3)

0.00

0.00

122.40

4. Трудно реализ-мые активы (Л4)

3598.60

3452.00

4. Постоянные пассивы (П4)

3 734.00

3 876.20

-424.20

БАЛАНС

4047.10

4145.30

БАЛАНС

4 032.10

4 145.30



На основании табл. 2.10 можно сказать, что баланс предприятия в 2005 г. не является абсолютно ликвидным, то есть предприятие не имеет достаточное количество средств для погашения как краткосрочных, так и долгосрочных обязательств.

Как видно из табл. 2.11 в 2008 г. наблюдается недостаток наиболее ликвидных активов для покрытия наиболее срочных обязательств. Так как такой недостаток составляет сравнительно небольшую сумму (75,90 тыс.грн), то такая ситуация не является угрожающей. В то же время предприятию необходимо контролировать ситуацию, чтобы подобные негативные явления не повторялись в будущем.

В 2008 г. возросло количество быстро реализованных и медленно реализованных активов.

Недостаток средств по статье трудно реализованных активов не является угрозой для предприятия, так как его можно покрыть по излишком более ликвидных активов.

Данные об анализе ликвидности предприятия при помощи финансовых коэффициентов содержатся в табл. 2.12.


Таблица 2.12 - Анализ ликвидности

Показатель

Формула расчета

Значение показателя по годам

Нормативное изменение

2006 год

2007 г

2008 г

Коэффициент покрытия

3.183

1.505

1.712

Увеличение

К=2-2,5

Коэффициент быстрой ликвидности

3.089

1.243

2.121

Увеличение

К=0,7-0,8

Коэффициент абсолютной ликвидности

2.168

0.041

0.253

Увеличение;

К=0,2 – 0,25

Чистый оборотный капитал

1209.700

150.400

424.200

Увеличение


Из табл. 2.12 можно сделать следующие выводы относительно ликвидности анализируемого предприятия:

- за последние два года произошло снижение коэффициента покрытия. Его значения, равные 1,505 и 1,712, свидетельствуют о том, что оборотных средств предприятия недостаточно для погашения любых краткосрочных обязательств;

- значения коэффициента быстрой ликвидности за 2006-2008 гг. соответствуют нормативному значению, а его уменьшение 2007г. объясняется увеличением текущих обязательств предприятия. Данный показатель свидетельствует о том, что предприятие может выплатить текущие обязательства при условии своевременного проведения расчётов с дебиторами;

- в 2008 г. наблюдается увеличение коэффициента абсолютной ликвидности, и его значение, несмотря на значительное снижение в 2007 г., в 2006 и 2008 г.г. соответствует нормативному. Он показывает, что на 1грн. текущих обязательств в 2008 г. предприятие имеет 25 коп. абсолютно ликвидных активов";

- в 2007 г. наблюдалось значительно по сравнению с 2006 г. снижение чистого оборотного капитала: с 1209,7 тыс. грн. до 150,40 тыс.грн.; в 2008 г. чистый оборотный капитал возрос до 424,20 тыс. грн., наличие чистого оборотного капитала свидетельствует о способности данного предприятия выплачивать свои текущие обязательства и расширять дальнейшую деятельность.

Следующим этапом проведения анализа финансового состояния по методике, предложенной Министерством финансов Украины, является анализ платежеспособности (финансовой устойчивости) предприятия. Такой анализ осуществляется по данным баланса предприятия, характеризует структуру источников финансирования ресурсов предприятия, степень финансовой устойчивости и независимости предприятия от внешних источников финансирования деятельности.

Данные о финансовой устойчивости содержатся в табл. 2.13.


Таблица 2.13 - Анализ платежеспособности (финансовой устойчивости) предприятия

Показатель

Формула расчета

Значение показателя по годам

Нормативное изменение

2006 год

2007 год

2008 год

Коэффициент платежеспособности (автономии)

0,871

0,923

0,935

Увеличение

К>0,5

Коэффициент финансирования

0,148

0,080

0,069

Уменьшение

К<1

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

2,183

0,505

1,576

Увеличение

К>0,1

Коэффициент маневренности собственного капитала

0,472

0,120

0,179

Увеличение

К>0


Из табл. 2.13 можно сделать следующие выводы относительно платежеспособности данного предприятия:

- коэффициент автономии на протяжении последних трёх лет остаётся практически без изменений. Его значение равное 0,935 в 2008 г., соответствует нормативному и свидетельствует о финансовой независимости предприятия, об отсутствии каких-либо финансовых затруднений в настоящем и будущих периодах;

- значение коэффициента финансирования, равное 0,069 в 2008 г., свидетельствует о значительной степени независимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов в 2006 – 2008гг.;

- коэффициент обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами снизился с 2,183 в 2005г. до 1,576 в 2008г. (значительное снижение в 2007 г. до 0,505) соответствует нормативному значению;

- коэффициент маневренности собственного капитала за последние два года соответствует нормативному значению. Его значения являются достаточно высокими и свидетельствуют о возможности предприятия свободно маневрировать своими средствами, то есть обеспечивается оборот собственного капитала.

Далее проводится анализ деловой активности предприятия, который позволяет проанализировать и оценить эффективность его основной деятельности, характеризуемую скоростью обращения финансовых ресурсов предприятия.

Данные о деловой активности содержатся в табл. 2.14.

Из табл. 2.14 можно сделать соответствующие выводы относительно деловой активности предприятия:

- коэффициенты оборачиваемости активов и дебиторской задолженности за последние три года характеризует неэффективности использования предприятием всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения, поскольку имеют очень низкие значения;

- соответственно сроки погашения дебиторской задолженности значительны: в 2006 г срок погашения дебиторской задолженности составлял 3732 дня, в 2007 г. – 751.9 дней. Только в 2008 г. срок погашению дебиторской задолженности составил меньше года – 279 дня;

- на протяжении 2007 – 2008гг. наблюдается увеличение коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности: с 0,112 в 2006 г. до 3,240 в 2008 г. Такая динамика свидетельствует об увеличении скорости обращения кредиторской задолженности предприятия.


Таблица 2.14 - Анализ деловой активности предприятия

Показатель

Формула расчета

Значение показателя по годам

Нормативное изменение

2006 год

2007 год

2008 год

Коэффициент оборачиваемости активов

0.023

0.021

0.079

Увеличение

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

0.096

0.479

1.290

Увеличение

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

0.112

1.212

3.240

Увеличение

Срок погашения дебиторской задолженности

3732.4

751.91

279.07

Уменьшение

Срок погашения кредиторской задолженности

3204.8

297.11

111.10

Уменьшение

Коэффициент оборачиваемости основных средств (фондоотдача)

6.130

6.490

5.639

Увеличение

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

0.006

0.010

0.050

Увеличение


- в течение 2006 – 2008гг. наблюдается увеличение коэффициентов оборачиваемости основных средств. Такая динамика свидетельствует об увеличении эффективности использования основных средств

- значения коэффициента оборачиваемости собственного капитала низкие и свидетельствуют о неэффективном использовании собственного капитала.

Значения показателей деловой активности достаточно низкие и характеризуют инертную позицию руководства предприятия на рынке автотранспортных услуг.

Завершающим этапом проведения анализа финансового состояния предприятия по методике Министерства финансов Украины является анализ рентабельности, позволяющий определить эффективность вложения средств в предприятие и рациональность их использования.

Данные о рентабельности предприятия представлены в табл. 2.15.


Таблица 2.15 - Анализ рентабельности предприятия

Показатель

Формула расчета

Значение показателя по годам

Нормативное изменение

2006 год

2007 год

2008 год

Коэффициент рентабельности активов

-0.019

-0.003

0.008

Увеличение

К>0

Коэффициент рентабельности собственного капитала

-0.021

-0.003

0.008

Увеличение

К>0

Коэффициент рентабельности деятельности

-0.780

-0.134

0.098

Увеличение

К>0

Коэффициент рентабельности продукции

-0.119

-0.045

0.092

Увеличение

К>0

Коэффициент рентабельности основных фондов

-

0.255

0.282

0.376

Увеличение

К>0


Из табл. 2.15 можно сделать следующий вывод относительно рентабельности данного предприятия:

- отрицательные значения показателей рентабельности активов и собственного капитала за 2006 – 2007 гг. вызваны наличием у предприятия в этот период убытка. Наблюдается увеличение данных показателей за последние два года, что обусловлено снижением размера убытка предприятия. В 2008 г. значения рентабельности активов и собственного капитала возросли, их значения стали соответствовать нормативным значениям. Такая тенденция характеризует улучшение эффективности использования активов предприятия, а также повышение эффективности вложения средств в данное предприятие;

- увеличение коэффициента рентабельности деятельности в 2007 г. до нормативного значения характеризует повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия;

- за последние два года наблюдается рост коэффициента рентабельности продукции. Если в 20065г. он составил -0,119, то в 2008г. его значение, равное 0,092, соответствует нормативным требованиям. Такая динамика характеризует увеличение прибыльности хозяйственной деяте6льности предприятия от его основной деятельности.

Таким образом, на основании выше приведённого анализа можно сделать вывод о том, что финансовое положение предприятия на протяжении 2006 – 2008гг. является удовлетворительным. Более того, его можно охарактеризовать как устойчивое и стабильное.

В течение последних трёх лет объединение не допускало образования задолженности по каждому из налогов и обязательных платежей, а также по заработной плате и энергоносителям.

Следует отметить, что имущественное состояние предприятия является удовлетворительным и характеризуется наличием собственных оборотных средств предприятия в период 2006 – 2008гг.

Показатели, характеризующие ликвидность предприятия, свидетельствуют о его способности выплачивать свои текущие обязательства и расширять дальнейшую деятельность. Все показатели, характеризующие финансовую устойчивость, находятся на уровне нормы, что свидетельствует о платежеспособности данного предприятия.

Анализируемое предприятие на протяжении 2006 – 2007 гг. имеет убыток, что является следствием неэффективного использования активов предприятия. В 2008 г. на предприятии была получена прибыль. Такая тенденция является свидетельством улучшения производственно- хозяйственной деятельности предприятия и его финансового состояния в целом.

В заключение необходимо добавить, что в целях достижения высоких результатов деятельности предприятия руководству необходимо разработать мероприятия, направленные на снижение себестоимости продукции, повышение ее качества и конкурентоспособности, рост прибыли и более полное эффективное использование производственного потенциала предприятия, а также оценить свои возможности и выбрать стратегию реализации поставленных целей.


3. Разработка мероприятий


3.1 Виды городского и пригородного пассажирского транспорта


Электрифицированные железные дороги используются как основной вид транспорта, связывающий пассажиров пригорода и их корреспонденцию с городской зоной. В крупных городах головные участки железнодорожных линий широко используются как городской транспорт. Электропоезда выполняют большой объем городских и пригородных перевозок пассажиров. Этот вид транспорта отличается относительно низкой себестоимостью, большой пропускной способностью и высокими скоростями сообщения. В черте города протяженность железных дорог может составлять 15 км и более, что создает дополнительные удобства для пригородных пассажиров.

Большое значение для удобства пассажиров имеет стыковка железных дорог с другими видами транспорта (в частности, с метро) в едином транспортном узле.

Метрополитен строится в городах, население которых превышает 1 миллионов жителей, и имеющих, как правило, определенное социально-административное значение. Пассажиропоток в одном направлении должен быть не менее 25 тыс. пассажиров в час. Метрополитен - самый дорогостоящий вид городского транспорта: один километр двухпутной линии стоит 10-20 миллионов долларов. На некоторых линиях осуществляется автоматическое управление движением поездов или автоматическое регулирование их скорости. В Англии, Швейцарии, США и других странах существует грузовой метрополитен. В Лондоне 10,5 км линий метрополитена связывают два почтамта с крупнейшими предприятиями связи. Чикагский грузовой метрополитен протяженностью 100 км включает в себя три углепогрузочных станции и 96 подъемников для вертикального транспортирования грузов, он соединен со складами, товарными базами, станциями железных дорог. В Москве, Берлине, Варшаве, Софии, Цюрихе и других городах имеются локальные системы подземных тоннелей для грузов и почты, что значительно сокращает потребности в средствах наземного транспорта. В некоторых странах сооружается скоростной метрополитен (иногда параллельно существующим линиям для их разгрузки) для более быстрой связи с удаленными районами, например КЕК в Париже, ВАКТ в Сан-Франциско.

Трамвай как основной вид транспорта используется в городах с населением от 500 тыс. жителей при стабильном пассажиропотоке более 9 тыс. пассажиров в час. При значительной удаленности промышленной зоны от основной территории города и наличии достаточно мощных и стабильных пассажиропотоков целесообразно использование скоростного трамвая, маршруты которого в некоторых частях города могут проходить под землей (например, в Вене). Скоростной трамвай используется также как альтернатива метрополитену в часы спада пассажиропотока (на одних и тех же линиях). Проблемы экологии, а также энергетический кризис и более высокая стоимость проезда на других видах транспорта постепенно возвращают трамваю его былую роль.

Троллейбус применяется в городах с населением свыше 300 тыс. жителей и пассажиропотоком 6-9 тыс. пассажиров в час. При отсутствии других видов транспорта с большей провозной способностью он может быть основным, в остальных случаях - подвозящим. Троллейбус объединил достоинства трамвая и автобуса. В курортных зонах троллейбусное движение целесообразно как экологически чистое. Троллейбус может работать и на загородных линиях, например, Симферополь -Алушта - Ялта (длина маршрута 100 км).

Автобус для городов с населением до 250 тыс. жителей является основным, а в некоторых городах - единственным видом транспорта. Автобусное обслуживание имеется практически во всех городах и населенных пунктах Украины. Автобус является основным средством связи между городом и селом. На его долю приходится основной объем работы по освоению пассажиропотоков в пригородных зонах. Автобус является наиболее простым, широко распространенным и маневренным видом наземного транспорта. Благодаря своей маневренности и возможности организации экстренных перевозок со сменой маршрута автобус используется в случае поломок рельсового электрического транспорта, поэтому многие города мира эксплуатируют два вида городского транспорта- метрополитен и автобус. За рубежом применяется скоростное автобусное сообщение на специально отведенной полосе (Вашингтон, Брюссель, Париж и др.) или в тоннеле (Бостон). Благодаря экспрессной технологии перевозок скорости повышаются до 50-60 км/ч (в Лос-Анджелесе на 20-километровой трассе скорость автобусного сообщения составляет 80 км/ч). За рубежом применяется система пропуска автобусов на "зеленую волну". Перечисленные выше мероприятия позволяют увеличить пропускную способность автобусного -сообщения до 25 тыс. пассажиров в час, расширяя тем самым сферы его применения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ