Организация работы, задачи и функции налоговых органов и налоговых отделов организации
За
исследуемый период бюджетные поступления налогов и сборов, а также налогов на
совокупный доход в бюджеты различных уровней увеличились на 1,61 раза по
сравнению с 2007 годом и на конец первого месяца 2009 года составляют 1 351 954
тыс. руб.
Очередность
поступления налогов и сборов в бюджеты различных уровней за 2009 год:
1.
консолидированного
бюджета субъекта РФ – 64%, увеличившийся по сравнению с 2007 годом более
полутора раза.
2.
федерального
бюджета – 22%, увеличившийся по сравнению с 2007 годом только на 26%
3.
местных
бюджетов – 15%, увеличивший доходность по сравнению с 2007 годом почти 2 раза.
Следует отметить,
что поступления налогов и сборов в бюджеты различных уровней превосходят
начисления налогов и сборов в данных отрезках времени, и за 2009 год больше
начислений налогов и сборов в 1,5 раза. Также в 1,5 раза увеличились бюджетные
начисления относительно 2007 года.
4.
Особенности налогообложения организаций финансового сектора экономики
Налогообложение
доходов и операций банков и страховых организаций налогом на прибыль.
Специфика
определения даты получения доходов по их видам.
Для доходов
от реализации датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ,
услуг, имущественных прав), независимо от фактического поступления денежных
средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их
оплату. При реализации товаров (работ, услуг) по договору комиссии (агентскому
договору) налогоплательщиком-комитентом (принципалом) датой получения дохода от
реализации признается дата реализации принадлежащего комитенту (принципалу)
имущества (имущественных прав), указанная в извещении комиссионера (агента) о
реализации и (или) в отчете комиссионера (агента).
Для
внереализационных доходов датой получения дохода признается:
1) дата
подписания сторонами акта приема-передачи имущества (приемки-сдачи работ,
услуг) - для доходов:
в виде безвозмездно
полученного имущества (работ, услуг);
по иным
аналогичным доходам;
2) дата
поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика -
для доходов:
в виде
дивидендов от долевого участия в деятельности других организаций;
в виде безвозмездно
полученных денежных средств;
в виде сумм
возврата ранее уплаченных некоммерческим организациям взносов, которые были
включены в состав расходов;
в виде иных
аналогичных доходов;
3) дата
осуществления расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или
предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения
расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода - для доходов:
от сдачи
имущества в аренду;
в виде
лицензионных платежей (включая роялти) за пользование объектами
интеллектуальной собственности;
в виде иных
аналогичных доходов;
4) дата
признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда - по
доходам в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или
долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба);
5) последний
день отчетного (налогового) периода - по доходам:
в виде сумм
восстановленных резервов и иным аналогичным доходам;
в виде
распределенного в пользу налогоплательщика при его участии в простом
товариществе дохода;
по доходам от
доверительного управления имуществом;
по иным
аналогичным доходам;
6) дата
выявления дохода (получения и (или) обнаружения документов, подтверждающих
наличие дохода) - по доходам прошлых лет;
7) дата
составления акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного в
соответствии с требованиями бухгалтерского учета, - по доходам в виде
полученных материалов или иного имущества при ликвидации выводимого из
эксплуатации амортизируемого имущества;
8) дата,
когда получатель имущества (в том числе денежных средств) фактически
использовал указанное имущество (в том числе денежные средства) не по целевому
назначению либо нарушил условия, на которых они предоставлялись
9) дата
перехода права собственности на иностранную валюту для доходов от продажи
(покупки) иностранной валюты.
При
реализации финансовым агентом услуг финансирования под уступку денежного
требования, а также реализации новым кредитором, получившим указанное
требование, финансовых услуг дата получения дохода определяется как день
последующей уступки данного требования или исполнения должником данного
требования. При уступке налогоплательщиком - продавцом товара (работ, услуг)
права требования долга третьему лицу дата получения уступки права требования
определяется как день подписания сторонами акта уступки права требования.
По договорам
займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая
ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный
период, в целях настоящей главы доход признается полученным и включается в
состав соответствующих доходов на конец соответствующего отчетного периода.
В случае
прекращения действия договора (погашения долгового обязательства) до истечения
отчетного периода доход признается полученным и включается в состав
соответствующих доходов на дату прекращения действия договора (погашения
долгового обязательства).
Особенности
определения налоговой базы по банкам устанавливаются с учетом особенностей
определения доходов и расходов банков, а также расходов на формирование
резервов, согласно статьям 290-292 НК РФ.
Особенности
определения доходов банков
К доходам
банков, кроме доходов, от реализации и внереализационных доходов, относятся также доходы от
банковской деятельности.
К доходам
банков относятся следующие доходы от осуществления банковской деятельности:
1) в виде
процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств,
предоставления кредитов и займов;
2) в виде
платы за открытие и ведение банковских счетов клиентов, в том числе
банков-корреспондентов (включая иностранные банки - корреспонденты), и
осуществления расчетов по их поручению, включая комиссионное и иное
вознаграждение за переводные, инкассовые, аккредитивные и другие операции,
оформление и обслуживание платежных карт и иных специальных средств,
предназначенных для совершения банковских операций, за предоставление выписок и
иных документов по счетам и за розыск сумм;
3) от
инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и
кассового обслуживания клиентов;
4) от
проведения операций с иностранной валютой, осуществляемых в наличной и
безналичной формах, включая комиссионные сборы (вознаграждения) при операциях
по покупке или продаже иностранной валюты, в том числе за счет и по поручению
клиента, от операций с валютными ценностями.
5) по
операциям купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде
разницы между ценой реализации и учетной стоимостью;
6) от
операций по предоставлению банковских гарантий, авалей и поручительств за третьих
лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;
7) в виде
положительной разницы между полученной при прекращении или реализации
(последующей уступке) права требования (в том числе ранее приобретенного)
суммой средств и учетной стоимостью данного права требования;
8) от
депозитарного обслуживания клиентов;
9) от
предоставления в аренду специально оборудованных помещений или сейфов для
хранения документов и ценностей;
10) в виде
платы за доставку, перевозку денежных средств, ценных бумаг, иных ценностей и
банковских документов (кроме инкассации);
11) в виде
платы за перевозку и хранение драгоценных металлов и драгоценных камней;
12) в виде
платы, получаемой банком от экспортеров и импортеров, за выполнение функций
агентов валютного контроля;
13) по операциям
купли-продажи коллекционных монет в виде разницы между ценой реализации и ценой
приобретения;
14) в виде
сумм, полученных банком по возвращенным кредитам (ссудам), убытки от списания
которых были ранее учтены в составе расходов, уменьшивших налоговую базу, либо
списанных за счет созданных резервов, отчисления на создание которых ранее
уменьшали налоговую базу;
15) в виде
полученной банком компенсации понесенных расходов по оплате услуг сторонних
организаций по контролю за соответствием стандартам слитков драгоценных
металлов, получаемых банком у физических и юридических лиц;
16) от
осуществления форфейтинговых и факторинговых операций;
17) от
оказания услуг, связанных с установкой и эксплуатацией электронных систем
документооборота между банком и клиентами, в том числе систем
"клиент-банк";
18) в виде
комиссионных сборов (вознаграждений) при проведении операций с валютными
ценностями;
19) в виде
положительной разницы от превышения положительной переоценки драгоценных
металлов над отрицательной переоценкой;
20) в виде
сумм восстановленного резерва на возможные потери по ссудам, расходы на
формирование резервов банков;
21) в виде
сумм восстановленных резервов под обесценение ценных бумаг, расходы на
формирование резервов под обесценение ценных бумаг у профессиональных
участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность.
22) другие
доходы, связанные с банковской деятельностью.
Особенности
определения расходов банков
К расходам
банка, кроме расходов связанных с производством и реализацией продукции
относятся также расходы, понесенные при осуществлении банковской деятельности.
К расходам
банков относятся расходы, понесенные при осуществлении банковской деятельности:
1) проценты
по:
договорам
банковского вклада (депозита) и прочим привлеченным денежным средствам
физических и юридических лиц (включая банки-корреспонденты), в том числе
иностранные, в том числе за использование денежных средств, находящихся на
банковских счетах;
собственным
долговым обязательствам (облигациям, депозитным или сберегательным
сертификатам, векселям, займам или другим обязательствам);
межбанковским
кредитам, включая овердрафт;
приобретенным
кредитам рефинансирования, включая приобретенные на аукционной основе в
порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации;
займам и
вкладам (депозитам) в драгоценных металлах;
иным
обязательствам банков перед клиентами, в том числе по средствам, депонированным
клиентами для расчетов по аккредитивам.
2) суммы
отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, подлежащим резервированию в
порядке, установленном статьей 292 настоящего Кодекса;
3)
комиссионные сборы за услуги по корреспондентским отношениям, включая расходы
по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов, открытию им счетов в других
банках, плату другим банкам (в том числе иностранным) за расчетно-кассовое
обслуживание этих счетов, расчетные услуги Центрального банка Российской
Федерации, инкассацию денежных средств, ценных бумаг, платежных документов и
иные аналогичные расходы;
4) расходы
(убытки) от проведения операций с иностранной валютой, осуществляемых в
наличной и безналичной формах, включая комиссионные сборы (вознаграждения) при
операциях по покупке или продаже иностранной валюты, в том числе за счет и по
поручению клиента, от операций с валютными ценностями и расходы по управлению и
защите от валютных рисков.
5) убытки по
операциям купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде
разницы между ценой реализации и учетной стоимостью;
6) расходы
банка по хранению, транспортировке, контролю за соответствием стандартам
качества драгоценных металлов в слитках и монете, расходы по аффинажу
драгоценных металлов, а также иные расходы, связанные с проведением операций со
слитками драгоценных металлов и монетой, содержащей драгоценные металлы;
7) расходы по
переводу пенсий и пособий, а также расходы по переводу денежных средств без
открытия счетов физическим лицам;
8) расходы по
изготовлению и внедрению платежно-расчетных средств (пластиковых карточек,
дорожных чеков и иных платежно-расчетных средств);
9) суммы,
уплачиваемые за инкассацию банкнот, монет, чеков и других расчетно-платежных
документов, а также расходы по упаковке (включая комплектование наличных
денег), перевозке, пересылке и (или) доставке принадлежащих кредитной
организации или ее клиентам ценностей;
10) расходы
по ремонту и (или) реставрации инкассаторских сумок, мешков и иного инвентаря,
связанных с инкассацией денег, перевозкой и хранением ценностей, а также
приобретению новых и замене пришедших в негодность сумок и мешков;
11) расходы,
связанные с уплатой сбора за государственную регистрацию ипотеки и внесением
изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке, а также с
нотариальным удостоверением договора об ипотеке;
12) расходы
по аренде автомобильного транспорта для инкассации выручки и перевозке
банковских документов и ценностей;
13) расходы
по аренде брокерских мест;
14) расходы
по оплате услуг расчетно-кассовых и вычислительных центров;
15) расходы,
связанные с осуществлением форфейтинговых и факторинговых операций;
16) расходы
по гарантиям, поручительствам, акцептам и авалям, предоставляемым банку другими
организациями;
17)
комиссионные сборы (вознаграждения) за проведение операций с валютными
ценностями, в том числе за счет и по поручению клиентов;
18)
положительная разница от превышения отрицательной переоценки драгоценных
металлов над положительной переоценкой;
19) суммы
отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, расходы на формирование резервов
банков.
20) суммы
отчислений в резервы под обесценение ценных бумаг, расходы на формирование резервов
под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг,
осуществляющих дилерскую деятельность.
20.1) суммы
страховых взносов банков, в соответствии с ФЗ о страховании вкладов физических
лиц в банках РФ;
20.2) суммы
страховых взносов по договорам страхования на случай смерти или наступления
инвалидности заемщика банка, в которых банк является выгодоприобретателем, при
условии компенсации данных расходов заемщиками;
21) другие
расходы, связанные с банковской деятельностью.
Расходы на
формирование резервов банков.
1.Банки
вправе, кроме резервов по сомнительным долгам, создавать резерв на возможные
потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая
задолженность по межбанковским кредитам и депозитам (далее - резервы на
возможные потери по ссудам)
Суммы
отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке,
устанавливаемом ЦБ РФ в соответствии с ФЗ "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)", признаются расходом.
При
определении налоговой базы не учитываются расходы в виде отчислений в резервы
на возможные потери по ссудам, сформированные банками под задолженность,
относимую к стандартной, в порядке, устанавливаемом Центральным банком
Российской Федерации, а также в резервы на возможные потери по ссудам,
сформированные под векселя, за исключением учтенных банками векселей третьих
лиц, по которым вынесен протест в неплатеже.
2. Суммы
отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, включаются в состав внереализационных
расходов в течение отчетного (налогового) периода.
Суммы
резервов на возможные потери по ссудам, отнесенные на расходы банка,
используются банком при списании с баланса кредитной организации безнадежной
задолженности по ссудам в порядке, установленном ЦБ РФ.
При принятии
банком решения о списании с баланса кредитной организации безнадежной
задолженности по ссудам прекращается начисление процентов на данную ссудную
задолженность, если начисление таких процентов не прекращено ранее в соответствии
с договором.
3. Суммы
резервов на возможные потери по ссудам, отнесенные на расходы банка и не
полностью использованные банком в отчетном (налоговом) периоде на покрытие
убытков по безнадежной задолженности по ссудам и задолженности, приравненной к
ссудной, могут быть перенесены на следующий отчетный (налоговый) период. При
этом сумма вновь создаваемого резерва должна быть скорректирована на сумму
остатков резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае, если
сумма вновь создаваемого в отчетном (налоговом) периоде резерва меньше, чем
сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница
подлежит включению в состав внереализационных доходов банка в последнее число
отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого резерва
больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода,
разница подлежит включению во внереализационные расходы банков в последнее
число отчетного (налогового) периода.
Особенности
определения налоговой базы по страховщикам устанавливаются с учетом
особенностей определения доходов и расходов страховых организаций, согласно
статьям 293-294.
Особенности
определения доходов страховых организаций (страховщиков).
К доходам
страховой организации, кроме доходов от реализации и внереализационных доходов,
относятся также доходы от страховой деятельности.
К доходам
страховых организаций относятся следующие доходы от осуществления страховой
деятельности:
1) страховые
премии (взносы) по договорам страхования, сострахования и перестрахования. При
этом страховые премии (взносы) по договорам сострахования включаются в состав
доходов страховщика (состраховщика) только в размере его доли страховой премии,
установленной в договоре сострахования;
2) суммы
уменьшения (возврата) страховых резервов, образованных в предыдущие отчетные
периоды с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах;
3)
вознаграждения и тантьемы (форма вознаграждения страховщика со стороны
перестраховщика) по договорам перестрахования;
4)
вознаграждения от страховщиков по договорам сострахования;
5) суммы
возмещения перестраховщиками доли страховых выплат по рискам, переданным в
перестрахование;
6) суммы
процентов на депо премий по рискам, принятым в перестрахование;
7) доходы от
реализации перешедшего к страховщику в соответствии с действующим
законодательством права требования страхователя (выгодоприобретателя) к лицам,
ответственным за причиненный ущерб;
8) суммы
санкций за неисполнение условий договоров страхования, признанные должником
добровольно либо по решению суда;
9)
вознаграждения за оказание услуг страхового агента, брокера;
10)
вознаграждения, полученные страховщиком за оказание услуг сюрвейера (осмотр
принимаемого в страхование имущества и выдачу заключений об оценке страхового
риска) и аварийного комиссара (определение причин, характера и размеров убытков
при страховом событии);
11) суммы
возврата части страховых премий (взносов) по договорам перестрахования в случае
их досрочного прекращения;
12) другие
доходы, полученные при осуществлении страховой деятельности.
Особенности
определения расходов страховых организаций.
К расходам
страховой организации, кроме расходов связанных с производством и реализации
продукции, относятся также расходы, понесенные при осуществлении страховой
деятельности.
2. К расходам
страховых организаций при осуществлении страховой деятельности:
1) суммы
отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в
страховых резервах), формируемые на основании законодательства о страховании в
порядке, утвержденном Министерством финансов РФ;
2) страховые
выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования. В целях
настоящей главы к страховым выплатам относятся выплаты рент, аннуитетов, пенсий
и прочие выплаты, предусмотренные условиями договора страхования;
3) суммы
страховых премий (взносов) по рискам, переданным в перестрахование. Положения
настоящего подпункта применяются к договорам перестрахования, заключенным
российскими страховыми организациями с российскими и иностранными
перестраховщиками и брокерами;
4)
вознаграждения и тантьемы по договорам перестрахования;
5) суммы
процентов на депо премий по рискам, переданным в перестрахование;
6)
вознаграждения состраховщику по договорам сострахования;
7) возврат
части страховых премий (взносов), а также выкупных сумм по договорам
страхования, сострахования и перестрахования в случаях, предусмотренных
законодательством и (или) условиями договора;
8)
вознаграждения за оказание услуг страхового агента и (или) страхового брокера;
9) расходы по
оплате организациям или отдельным физическим лицам оказанных ими услуг,
связанных со страховой деятельностью, в том числе:
Порядок
исчисления и уплаты НДС
В
возложенные функции УФНС РФ по Курской области не входят обязанности по порядку
исчисления и уплаты НДС.
5.
Организация и методика проведения налоговых проверок
Камеральные
налоговые проверки.
Мероприятия
в УФНС при поступлении налоговых деклараций (расчетов) от крупнейших
налогоплательщиков через ИФНС по месту учета в качестве КН.
1. Налоговые
декларации (расчеты), направленные ИФНС по месту учета в качестве КН в УФНС в
автоматическом режиме поступают на сервер обработки электронных документов
(СОЭД) ПК "ГНИВЦ ПРИЕМ Регион".
1.1. При
поступлении налоговой декларации (расчета) в УФНС (на СОЭД ПК "ГНИВЦ ПРИЕМ
Регион"), где находится ИФНС по месту нахождения, в которую направлена
налоговая декларация (расчет), ПК "ГНИВЦ ПРИЕМ Регион" автоматически
формирует подтверждение, содержащее дату и время доставки документа в УФНС,
которое подписывается ЭЦП уполномоченного лица УФНС, и в зашифрованном виде
направляет в ИФНС по месту учета в качестве КН.
2. УФНС
полученные налоговые декларации (расчеты), направленные ИФНС по месту учета в
качестве КН при ручной обработке, ежедневно выполняет следующие действия.
2.1.
Принимает налоговые декларации, поступившие из ИФНС по месту учета в качестве
КН с сопроводительным письмом в электронном виде, заверенные ЭЦП
уполномоченного лица ИФНС по месту учета в качестве КН.
2.2.
Формирует папки на текущую дату для каждой ИФНС по месту нахождения с
поступившими налоговыми декларациями (расчетами).
2.3.
Подготавливает сопроводительные письма для каждой ИФНС по месту нахождения с
приложением пакета документов с поступившими налоговыми декларациями
(расчетами).
2.4.
Подписывает сопроводительные письма ЭЦП уполномоченного лица УФНС и направляет
их в соответствующие ИФНС по месту нахождения по ТКС с применением СКЗИ в
установленном порядке.
2.5. При
получении результатов обработки налоговой декларации (расчета) из ИФНС по месту
нахождения, с отметкой о принятии и загрузке налоговой декларации (расчета),
формирует сопроводительное письмо с приложением результатов обработки,
подписывает ЭЦП уполномоченного лица УФНС и в зашифрованном виде направляет в
ИФНС по месту учета в качестве КН по ТКС с применением СКЗИ в установленном
порядке.
Камеральная
налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе
налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных
налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика,
имеющихся у налогового органа.
Камеральная
налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового
органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо
специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со
дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и
документов, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к
налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не
предусмотрены иные сроки.
Если
камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации
(расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных
документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных
налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у
налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом
сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней
необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный
срок.
Налогоплательщик,
представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в
налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями,
содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в
налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и
(или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в
налоговую декларацию (расчет).
Лицо,
проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные
налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения
представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений
налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового
правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах,
должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке,
предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса.
При
проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также
истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих
налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на
эти налоговые льготы.
При
проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать
у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если это не связанно с
исчислением и уплатой налога или если представление таких документов вместе с
налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.
При подаче
налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога,
камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, на основе
налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в НК РФ.
Налоговый
орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в
соответствии с порядком применения налоговых вычет, правомерность применения
налоговых вычетов.
При
проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с
использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе, истребовать у
налогоплательщика и иные документы, являющиеся основанием для исчисления и
уплаты таких налогов.
Правила распространяются
также на плательщиков сборов, налоговых агентов, если иное не предусмотрено НК
РФ.
Основными
этапами камеральной проверки являются:
- проверка
правильности исчисления налоговой базы;
-проверка
правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой
декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее
формой;
- проверка
обоснованности заявленных налоговых вычетов;
- проверка
правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их
соответствие действующему законодательству.
На этапе
проверки правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ,
включающий:
- проверку
логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями,
необходимыми для исчисления налоговой базы;
- проверку
сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего
отчетного периода;
-
взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а
также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;
- оценку
данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их
соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности
налогоплательщика, полученным из других источников.
Выездные
налоговые проверки
Методами
налогового контроля являются:
·
выборочный
метод
·
сплошной
метод
При сплошной
проверке проверяются все документы организаций без каких-либо ограничений. При
выборочной проверке проверяется часть документации организации.
Порядок
проведения выездных налоговых проверок регламентируется статьей 89 НК РФ.
Основной и
наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые
проверки. Задачи Концепции планирования выездных налоговых проверок:
·
выявление
и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
·
предупреждение
налоговых правонарушений.
В целях
эффективного решения всех этих задач Концепция системы планирования выездных
налоговых проверок, предусматривающая новый подход к построению системы отбора
объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Концепция
планирования выездных налоговых проверок - это открытый процесс, построенный на
отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по
критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе
общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо
внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.
В целях
обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных
налоговых проверок Концепция определяет алгоритм такого отбора. Отбор основан
на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают
налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее
основе "зон риска" совершения налоговых правонарушений.
По результатам выездной налоговой проверки не
позднее двух месяцев (п. 1 ст. 100 НК РФ) после составления справки о
проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов
должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки,
подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо ее
представителем. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая
запись в акте. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта
налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.
6.
Особенности налогового учета и порядок составления отчетности
Организация
налогового учета в организации.
Налоговый
учет в организации ведется в соответствии Приказами Минфина об утверждении Положении
по Бухгалтерскому Учету, Методическими Рекомендациями и Письмами.
Налоговая
отчетность
О порядке
представления налоговых деклараций
1.Каким
способом может быть представлена налоговая декларация в налоговый орган?
В
соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-
Налоговый кодекс) на налогоплательщика возложена обязанность представлять в
налоговые органы по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность
предусмотрена законодательством.
Согласно
пункту 3 статьи 80 Налогового кодекса налоговая декларация (расчет)
представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика
сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по
установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в
соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).
Пунктом 4
статьи 80 Налогового кодекса предусмотрено, что налоговая декларация (расчет)
может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым
агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде
почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам
связи.
Для отдельных
категорий налогоплательщиков (организации со среднесписочной численностью
работников свыше 100 и 250 человек) Налоговым кодексом закреплена обязанность
представления налоговых деклараций в налоговый орган только в электронном виде,
то есть по телекоммуникационным каналам связи.
Налоговая
декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах
и сборах сроки.
Представление
налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) в ненадлежащем виде и (или)
не установленным способом является неисполнением налогоплательщиком
обязанности.
2.Какая
ответственность предусмотрена за несвоевременное представление налоговых
деклараций?
В случае
неисполнения обязанности по представлению налоговой декларации,
налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности на основании статьи 119
НК РФ.
Согласно
статье 119 НК РФ за непредставление налогоплательщиком в установленный
законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый
орган по месту учета взыскивается штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей
уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц
со дня, установленного для ее представления, но не более 30% данной суммы и не
менее 100 рублей. Если срок непредставления декларации составляет более 180
дней по истечении установленного законодательством о налогах срока
представления такой декларации, то сумма штрафа составит 30% суммы налога,
подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей
уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная
со 181-го дня.
Необходимо
отметить, что уплата суммы исчисленного налога в установленный
законодательством о налогах и сборах срок сама по себе не освобождает
налогоплательщика от ответственности за несвоевременное представление налоговой
декларации, предусмотренной статьей 119 Налогового кодекса, и в случае уплаты
налога санкция не определяется в минимальном размере, предусмотренном названной
нормой (т.е. 100 рублей), а исчисляется все равно из суммы налога, указанной в
декларации как подлежащая уплате. Налогоплательщикам следует иметь в виду, что
в случаях, когда по итогам налогового (отчетного) периода сумма налога,
подлежащая уплате, равна нулю, обязанность представлять налоговую декларацию в
налоговый орган сохраняется.
3. Имеет ли
право налоговый орган взыскать штраф в двойном размере в случае повторного
нарушения срока подачи декларации налогоплательщиком?
В
соответствии пунктом 2 статьи 112 Налогового кодекса при наличии обстоятельства,
отягчающего ответственность, например, если налогоплательщик ранее привлекался
к ответственности за несвоевременное представление налоговых деклараций, размер
штрафа в соответствии с пунктом 4 статьи 114 Налогового кодекса увеличивается
на 100 процентов.
4.
Предусмотрена ли административная ответственность за непредставление
деклараций?
Статьей 15.5
Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за
нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления
налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в виде штрафа,
налагаемого на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.
К
административной ответственности в области налогов и сборов привлекаются
следующие должностные лица: руководители, главные бухгалтера и другие работники
организаций наделенные организационно-распорядительными или
административно-хозяйственными функциями. При этом в перечень их должностных
обязанностей должны входить функции, выполнение которых непосредственным
образом связано с исчислением и уплатой в бюджет налогов и сборов. Необходимо
отметить, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица, несут административную ответственность как
должностные лица, если законом не установлено иное.
5. Какие еще
меры ответственности предусмотрены за непредставление налоговых деклараций?
В случае
задержки представления налоговой декларации налоговый орган кроме привлечения к
налоговой и административной ответственности может прибегнуть еще к одному
способу воздействия на налогоплательщика. В случае непредставления декларации в
налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока ее
представления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может
принять решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации,
индивидуального предпринимателя по его счетам в банке (п. 3, п.11 ст. 76
Кодекса).
Приостановление
операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного
операционного дня, следующего за днем представления этим налогоплательщиком
налоговой декларации.
О правилах
заполнения платежных документов.
Бюджетное
законодательство и нормативно-правовые акты Минфина России по порядку его
применения оказывают существенное влияние на правила уплаты и перечисления в
бюджеты всех уровней налогов, сборов, взносов и иных обязательных платежей.
Порядок
уплаты и перечисления налогов непосредственно связан с оформлением расчетных
документов, в которых должны быть, прежде всего, правильно указаны такие
реквизиты как код классификации доходов бюджетов (КБК) и код
административно-территориального образования (ОКАТО), на основании которых
органы Федерального казначейства осуществляют межбюджетное регулирование при
формировании доходов соответствующих бюджетов.
Оформление
расчетных документов без строгого соблюдения норм бюджетного законодательства в
части правильного указания в расчетных документах КБК и ОКАТО, а также порядка
уплаты, установленного положениями налогового законодательства, – это поступление
платежей не по назначению, возникновение недоимки у плательщика, рост
невыясненных платежей, усложнение и задержка процесса межбюджетного
регулирования, трудности при идентификации платежа, конфликты с
налогоплательщиками при составлении актов сверки расчетов с бюджетом, а в
отдельных случаях и обращения налогоплательщиков в судебные органы.
Каждый налог
(сбор) перечисляется отдельным платежным поручением.
Оформление
расчетных документов регламентировано Приказом Минфина России от 24.11.2004 №
106н «Об утверждении правил указания информации в полях документов на
перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской
Федерации» (далее – Приказ № 106н).
В правилах
особо подчеркивается, что они должны применяться не только организациями, но и
индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, адвокатами
(учредившими адвокатские кабинеты), главами крестьянских (фермерских) хозяйств
и иными физическими лицами, которые перечисляют налоги в бюджет РФ.
Правила также
распространяются на банки при оформлении расчетных документов на перечисление
общей суммы налогов по принятым от физических лиц суммам налогов, сборов и иных
платежей в бюджет без открытия банковского счета.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|